4 кафизма 26 псалом. Псалтирь. Молитва ко Пресвятой Богородице

Трисвятое по Отче наш:
Таже тропари, глас 7: Смиренную мою душу посети, Господи, во гресех все житие иждившую: имже образом блудницу, приими и мене, и спаси мя.

Преплавая пучину настоящаго жития, помышляю бездну многих моих зол, и не имеяй окормителя помышлений, Петров провещаваю Ти глас: спаси мя, Христе, спаси мя, Боже, яко Человеколюбец.

Слава: Скоро совнидем в невестник Христов, да вси услышим блаженный глас Христа Бога нашего: приидите, любящии Небесную славу, сопричастницы бывше мудрых дев, уяснивше свещы наша верою.

И ныне: Душе, покайся прежде исхода твоего, суд неумытен грешным есть и нестерпимый. Возопий Господу во умилении сердца: согреших Ти в ведении и не в ведении, Щедрый, молитвами Богородицы ущедри и спаси мя.


Тебе, Господи, единому Благому и Непамятозлобному, исповедаю грехи моя, Тебе припадаю вопия, недостойный: согреших, Господи, согреших и несмь достоин воззрети на высоту небесную от множества неправд моих. Но, Господи мой, Господи, даруй ми слезы умиления, единый Блаже и Милостивый, яко да ими Тя умолю, очиститися прежде конца от всякаго греха: страшно бо и грозно место имам проити, тела разлучився, и множество мя мрачное и безчеловечное демонов срящет, и никтоже в помощь спутствуяй или избавляяй. Тем припадаю Твоей благости, не предаждь обидящым мя, ниже да похвалятся о мне врази мои, Благий Господи, ниже да рекут: в руки наша пришел еси, и нам предан еси. Ни, Господи, не забуди щедрот Твоих и не воздаждь ми по беззаконием моим, и не отврати лица Твоего от мене: но Ты, Господи, накажи мя, обаче милостию и щедротами. Враг же мой да не возрадуется о мне, но угаси eго на мя прещения и все упраздни eго действо, и даждь ми к Тебе путь неукорный, Благий Господи: занеже и согрешив, не прибегох ко иному врачу, и не прострох руки моея к богу чуждему, не отрини убо моления моего, но услыши мя Твоею благостию и утверди мое сердце страхом Твоим, и да будет благодать Твоя на мне, Господи, яко огнь попаляяй нечистыя во мне помыслы. Ты бо еси, Господи, свет, паче всякаго света; радость, паче всякия радости; упокоение, паче всякаго упокоения; жизнь истинная и спасение, пребывающее во веки веков, аминь.

Трисвятое по Отче наш:

Тропари, глас 7: Смиренную мою душу посети, Господи, во грехах всю жизнь растратившую; так же как блудницу, и меня прими, и спаси меня.

Переплывая пучину нынешней жизни, помышляю я о бездне многих моих зол, и, не имея кормчего помышлений, обращаюсь к Тебе словами Петра: «Спаси меня, Христе, спаси меня, Боже, как Человеколюбец!»

Слава: Скоро вместе войдём в Христов брачный чертог, возжегши светильники наши верой; да услышим все блаженный глас Христа, Бога нашего: «Придите, любящие небесную славу, ставшие сопричастниками мудрых дев!».

И ныне: Душа, покайся прежде исхода твоего, суд неподкупный для грешников и нестерпимый. Воззови ко Господу в сокрушении сердца: «Согрешил я пред Тобою, Милосердный, в ведении и неведении; по молитвам Богородицы сжалься и спаси меня!»

Господи, помилуй (40) и молитва:

Тебе, Господи, Единому Благому и не помнящему зла, исповедаю грехи мои. К Тебе припадаю я, недостойный, взывая: «Согрешил я, Господи, согрешил и недостоин взирать на высоту небесную от множества неправд моих». Но, Господи мой, Господи, даруй мне слёзы умиления, один Благой и Милостивый, чтобы ими мне Тебя умолить и очиститься прежде конца от всякого греха. Ибо страшное и грозное место предстоит мне пройти по разлучении с телом, и множество мрачных и бесчеловечных демонов встретит меня, и никого не будет в помощь: ни спутника, ни избавителя. Поэтому припадаю к Твоей благости: не предай меня обидчикам моим, и пусть не похвалятся обо мне враги мои, Благой Господи, и да не скажут: «В руки наши ты попался и предан нам». Нет, Господи, не забудь милостей Твоих и не воздавай мне по беззакониям моим, и не отврати лица Твоего от меня. Но Ты Сам вразуми меня, Господи, только с милостью и состраданием. Враг же мой пусть не возрадуется обо мне, но погаси его угрозы на меня и упраздни все его действия. Даруй мне безупречный путь к Тебе, Благой Господи, потому что и согрешив, я не прибег к иному врачу и не простёр руки моей к богу чужому. Не отринь же моления моего, но услышь меня по Твоей благости и утверди моё сердце страхом Твоим, и да будет благодать Твоя на мне, Господи, как огонь сжигающий во мне нечистые помыслы. Ибо Ты, Господи, Свет, высший всякого света; Радость выше всякой радости; Упокоение выше всякого упокоения; Жизнь истинная и спасение, пребывающее во веки веков. Аминь.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 4

Для изучающих Библию очевидно, что Псалмы 3 и 4 - по настроениям и мыслям, выраженным в них, - тесно между собой связаны. По всей вероятности, и этот псалом был Давиду навеян обстоятельствами его бегства от мятежного сына его - Авессалома.

Стих 1 соответствует указанию на то, что автором псалма был царь Давид, и что исполнять его следовало под аккомпанемент на струнном инструменте.

А. Обращение к Богу (4:2)

Пс. 4:2 . В стесненных своих обстоятельствах (в тесноте Давид взывает к Богу. Помилуй меня и услышь, молит он.

Авессалом, который рвался к власти, всячески старался развенчать образ своего отца в глазах народа, выставлял его неумелым правителем и бессердечным судьей. Оболганный сыном и его сторонниками, Давид взывает к Богу, знающему правду о нем (Боже правды моей!). Вероятно. Давид вспоминает здесь о том, как прежде (может быть, в дни, когда он спасался от Саула) Господь не раз выводил его на простор из "тесноты" тех его обстоятельств, вызволял из них. Он молит помиловать его и теперь.

Б. Предостережение врагам. (4:3-6)

Пс. 4:3 . Вместе с Авессаломом против Давида восстали многие представители иерусалимской знати. Их он называет Сыны мужей (подразумевая "сыны знатных мужей"). Он упрекает их, пошедших за Авессаломом, в суетности и тщеславии (позоря теперь его, Давида, царское достоинство - "славу его" - они надеются выслужиться перед мятежным принцем и, возведя его на трон, более чем теперь "приблизиться к трону"), в любви к неправде (лжи).

Пс. 4:4 . Давид предупреждает их об обреченности их попыток низложить его, потому что Господь отделил его для Себя, как святого Своего, и слышит, когда он призывает Его.

Пс. 4:5-6 . Не грешите в гневе своем на меня, говорит им Давид, и прежде чем поверить клевете обо мне, подразумевает он, проверьте факты, поразмыслив о них спокойно (на ложах ваших, в ночной тишине). Подумайте, взвесьте и утихомирьтесь. Если они последуют совету Давида, то раскаются в своем предприятии и засвидетельствуют об этом принесением жертвы правды (в знак того, что ото лжи обратились к правде, и раскаяние их - искренне). Ища же жизни лучшей, чем та, которую они имеют при дворе Давида, пусть уповают на Господа, а не на призрачную силу свою.

В. Безопасность и "веселие" в Господе (4:7-9)

Пс. 4:7 . Многие - это люди, преданные Давиду, но едва не впавшие в отчаяние. В пустыне Маханаим, когда у них истощились запасы продовольствия, они не знали, откуда им ждать "благо". Но воззвали к Господу: Яви нам свет лица Твоего! - и вера их была вознаграждена; помощь пришла от Сови, Махира и Верзеллия, которые пригнали в лагерь Давида овец, принесли муку, мед, ячмень и т. д. (2-Цар. 17:27-29).

Пс. 4:8-9 . В свете этих обстоятельств и надо понимать стих 8. Подводя итог происшедшему, Давид благодарит Господа, спокойно отходя ко сну: Ты… един даешь мне жить в безопасности, завершает он этот псалом-молитву.

Псалом 4: Сокровенное утешение в Боге

4:1-2 Когда Давид молится в непосредственном присутствии Бога, он называет его "Боже правды моей". Здесь выражена та мысль, что Богу праведности можно довериться, уповая на справедливость Его суда над Давидом. Люди могут клеветать и очернять человека, но Бог видит правду и проследит, чтобы справедливость восторжествовала!

Далее Давид говорит: "В тесноте Ты давал мне простор". В "Новом переводе" Дерби написано: "Под гнетом Ты мне увеличиться давал". Обычно мы предполагаем, что внешнее давление как-то сжимает или сминает вещь, уменьшает ее объем, но у Бога стесненные обстоятельства бывают предназначены для того, чтобы человек духовно вырос! Благополучие мало что дает нам, а несчастья приводят нас к духовному росту и зрелости. Сперджен однажды сказал:

"Боюсь, что вся благодать, которую я обрел во времена легкого и удобного для меня существования, в мои счастливые дни, вполне сравнима с мелкой монеткой. Но благо, которое я извлек из моих скорбей, страданий и горестей, совершенно неоценимо. Чем я только не обязан тому, что побывал между молотом и наковальней, прошел огонь и воду! Беды – это самое ценное, что входило в дом мой".

Вспоминая, как Бог отвечал на его молитвы в прошлом, когда его теснили напасти, Давид верит, что может снова обратиться к Богу с просьбой "услышь меня".

4:3, 4 Конкретный повод для обращения Давида к Богу выясняется из стихов 3-6. Давид оболган и оклеветан бесчестными людьми. Эти злобные очернители пачкали его имя грязью, порочили его личные качества, подрывали его репутацию посредством необоснованных обвинений и откровенной лжи.

Давид прямо спрашивает их, доколе будут они бессмысленно злобствовать, потом предупреждает, что все их попытки уничтожить его тщетны, ведь Бог на его стороне: "Господь отделил для Себя святого Своего". Те, кто верит в Господа, ценятся Им наподобие "зеницы ока Его" (Зах. 2:8). Их имена начертаны у Него на ладонях (Ис. 49:16). Бог слышит, когда они призывают Его, и спешит им на помощь. Здесь Давид предвосхищает доводы Павла в Рим. 8:31: если Бог за нас, кто может нам противостоять?

4:5 Врагам Давида нужно умерить свое рвение. Для гнева должны быть правильные причины. Наставление "гневаясь, не согрешайте" цитируется в Еф. 4:26, но там оно обращено к верующим, напоминая им, что праведным будет гнев из-за поругания Бога, но никак не из-за своих личных обид. Здесь же, в псалме 4, эти слова, разумеется, обращены к нечестивым, предостерегая их, чтобы их гнев не нашел себе выход в неправедном насилии. Им следует, лежа в ночной тиши, поразмыслить в сердце своем – какое безумие идти против Бога! Такие трезвые размышления заставят их прекратить наветы и отказаться от нечестивых замыслов.

4:6 В смелом предвосхищении благовестия Давид призывает нечестивых не только жить праведно, но и уповать на Господа. "Сделайте справедливость своим жертвоприношением" (Желино). Но достичь этого могут только те, кто уверовал в Господа.

4:7 Многие люди стремятся к счастью и благополучию. Они настойчиво стараются обрести для себя благо. Но проблема в том, что они хотят обрести благословения без Благословляющего, и блага без Бога. Они стремятся получить все благодеяния жизни во Христе, не приходя к Благодетелю.

В отличие от них, Давид устремляется прямо к Источнику всех благ в мире со словами: "Яви нам свет лица Твоего, Господи!"

4:8 С веселием Давида в его общении с Господом нельзя даже сравнивать довольство безбожных, в изобилии заполнивших свои житницы хлебом и бочки вином. "Никогда не давали мне богатые урожаи хлеба и вина такой радости, какую вселяешь в мое сердце Ты" (Нокс).

4:9 Уверившись во вседостаточности Бога, псалмопевец внутренне успокаивается. Теперь он может сказать: "спокойно ложусь я и сплю", так как знает, что Сам Господь дает ему жить в безопасности. Какую перемену вызвала молитва всего-то в восемь коротких стихов!

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Псалом 26

Псалом Давида. [Прежде помазания]

Надписания "прежде помазания" нет в еврейской Библии, но есть у 70-ти и в Вульгате. Это надписание может быть понимаемо как указание, что псалом был написан Давидом прежде его помазания пред народом в царя Израиля. Так как в псалме изображается положение Давида угнетенным и всеми оставленным, даже родителями (а это последнее происходило во времена гонений от Саула, когда родственники Давида боялись входить с ним в сношение), то с большим основанием псалом нужно считать писанным во время гонений от Саула, а не Авессалома, до какого времени едва ли могли дожить родители Давида.

Так как Господь свет мой и крепость моя, то я не боюсь нападения врагов и их полчищ: они погибнут (1-3). Я молю Господа дать мне возможность пребывать в Его скинии, где я не буду бояться врагов, а буду петь Господа (4-6). Но теперь, когда кругом меня враги и я оставлен даже своими родителями, молю Тебя, Господи, защитить меня (7-12). Я верю, что останусь жив и - мужаюсь (13-14).

1 Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.

2. "Пожрать плоть мою" - съесть мое тело, погубить меня, умертвить. Такою целью задавался Саул в своих многочисленных преследованиях Давида.

3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.

3. Какое бы количество врагов ни восставало на Давида, и как бы в борьбе с ними Давид ни оставался совершенно одиноким, его "сердце не убоится", он не потеряет мужества, так как его защитником является Господь.

4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его,

4. "Созерцать красоту Господню" , - т. е. присутствовать при совершении богослужения, в котором все Давида наполняло возвышенными мыслями. Еврейское "noham" можно перевести "благоволение", т. е. Давиду желательно жить при храме и пользоваться благоволением Иеговы.

5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.

5. "Скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего" - там, во внутренних покоях, где Господь постоянно присутствует. Сравнение взято из обычая хранить сокровища в особо скрытых и безопасных местах. - "Вознес бы меня на скалу" - униженное положение заменил прочным и непоколебимым существованием, как бы поставил на скалу, недоступную и несокрушимую.

6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
8 Сердце мое говорит от Тебя: "ищите лица Моего"; и я буду искать лица Твоего, Господи.

8. Форма диалога. Бог как бы говорит в сердце Давида: "ищите лица Моего" , т. е. стремитесь ближе быть ко Мне, так как только в Боге истина и сила.

9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.

10. "Отец мой и мать моя оставили меня" . Родственники Давида уклонялись от сношений с ним, так как Давид преследовался Саулом, как противник величества, как враг царя, и близость к нему даже со стороны родных Давида могла быть истолкована подозрительным Саулом как содействие ему в его мнимом восстании на царя.

11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;

11. Давид молит Бога помочь ему быть чистым в своих делах, и как бы ни тяжело было его настоящее положение, не допустить даже по нужде совершить какое-либо преступление и нарушить Его Закон. Эта для Давида нужно "ради его врагов", чтобы не дать последним возможности обвинить его в чем-либо.

12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.

13. "Земля живых". Давид верует, что Господь защитит его и не допустит до гибели, до шеола, куда нисходят все умершие, напротив - он будет жить и вращаться среди живых людей.

14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.


Надписание указывает на назначение псалма для общественного употребления на струнных инструментах (евр. негиннот, греч. ἐν ῦμνοις в слав. "в конец" , т. е. для окончательного исполнения; но каким способом не указывается, а выясняется термином "в песнех" , т. е. для вокального исполнения). В евр., греч. и латинской Библиях псалом приписывается Давиду. Близкое сходство содержания его с (ср. Пс. 3и ), равно также соответствие его содержания с обстоятельствами бегства Давида из Иерусалима в восстание Авессалома подтверждают достоверность надписания. Давид изображает себя "в тесноте" , а врагов называет "люб ящими суету и и щущими л ожь» (Пс.4_2–3 ст.), указывает на недостаток продовольствия бывших с ним людей, на отчаяние последних и получение пропитания (Пс.4_7–8). В таком положении был Давид во время бегства от Авессалома, когда он находился в пустыне Маханаим и когда недостаток в продовольствии был восполнен даром, принесенным Сови, Махиром и Верзеллием и состоявшим из муки, меда, ячменя, овец и зерен ().

После обращения к Богу с молитвой о помощи Давид предлагает своим врагам одуматься в мотивах воздвигнутых ими преследований и покаяться пред Богом (2–6). Сам же Давид, уже получивший помощь от Бога, спокойно засыпает. По заключительным словам псалма последний можно назвать вечерней молитвой к Богу, дополняющей третий псалом, как молитву утреннюю (ср. ).

. Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.

В стесненном положении преследуемого Давид просит защиты от «Господа правды своей». Восстание на Давида народа было подготовлено Авессаломом, который выставлял пред ним своего отца как негодного правителя, не любившего свой народ, не радевшего о его благе и как несправедливого судью. Восставший на Давида народ верил этим словам. Давид, сознавая несправедливость этих обвинений, и называет Бога "Бог ом своей правды" , видящим неправоту воздвигнутого на него преследования. Бедствия, испытываемые человеком, являются узами для него, оковами, стесняющими его, поэтому «вывести на простор" значит освободить от бедствий. Давид вспоминает здесь о прежних к нему благодеяниях Бога, напр., во время гонений от Саула, когда Господь спасал его, праведного страдальца. Сейчас Давид страдает также незаслуженно, почему и молит «помилуй и услышь» !

. Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?

. Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.

Сознание своей правоты и проистекающая отсюда уверенность в божественной помощи вызывают в Давиде смелое обращение к врагам и обличение их. – «Сыны мужей» – сыновья из знатного рода, т. е. вельможи. – "Слава моя" – мое царское достоинство. – «Любить суету» – любить мелочное, тщеславное и непрочное. Давид смотрит на знатных, восставших на него, как действовавших по тщеславным, властолюбивым расчетам, в надежде выслужиться пред Авессаломом и занять почетное положение при его воцарении. Их попытки к низложению царя бесплодны, так как Господь «отделил для Себя святаго Своего» , которого и защитит. Под "свят ым» Давид разумеет себя, невинного страдальца в переживаемых им бедствиях.

. Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;

. приносите жертвы правды и уповайте на Господа.

Давид советует своим врагам одуматься и раскаяться. – «Гневаясь, не согрешайте» . Гнев на Давида проистекал от признания Давида негодным администратором и несправедливым судьей. Такой гнев, как ратоборство за попранную правду, законен, но он не должен доводить людей до греховных действий, до несправедливостей над другими, в данном случае Давидом: нужно сначала проверить, справедливы ли возводимые на него обвинения, а это возможно в спокойном состоянии духа, к чему он и приглашает («размыслите... на ложах.., утишитесь» ). Следствием поверки своих действий в них явится раскаяние, которое они должны запечатлеть принесением Богу искренней жертвы ("жертв а правды" ) и возложить надежду в устроении жизни на Него, а не на свою силу.

. Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!

. Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино [и елей] умножились.

. Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.

Искренняя вера в Бога всегда оправдывается. Окружавшие Давида немногие преданные ему люди, близки были к отчаянию, когда у них не оказалось никаких средств пропитания и взывали к Богу: «яви нам свет» – и тогда Господь помог им (см. введение к псалму). В этом Давид видит над собой руку Бога, почему, вверяя себя Его защите, «спокойно лож ится и сп ит», хотя вблизи его враги.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: