Итальянские каникулы: бари. Как мощи святителя николая оказались в италии

Три с небольшим часа на самолете из Москвы в Рим, затем еще час до Бари, и вот он, долгожданный град святителя Николая. Светлые улочки залиты утренним солнцем, над ними витает аромат пиний, кофе и свежевыстиранного белья - предмет особой гордости местных хозяек. От площади дель Феррарезе вверх на крепостную стену, по одну сторону которой виден Старый город, по другую - лазурное море. Несколько поворотов и спуск по ступенькам к базилике. Можно пройти и по набережной или напрямик через старые кварталы, но мне больше полюбился именно этот путь.

На небольшой площади у входа в базилику святителя Николая оживленно: свадьба. Сентябрь - самый любимый месяц у молодоженов: по нашим меркам еще лето, но уже нет такой изнуряющей жары. Многочисленные гости с детишками-ангелочками поднимаются по ступенькам к дверям, вместе с ними тоненькими ручейками стекаются паломники. Сразу за дверями за стеклом красочная статуя святителя Николая, без которой не обходится ни одно торжество в честь святого.

Весенние празднества в честь перенесения мощей святителя длятся три дня, - рассказывает настоятель Патриаршего подворья в Бари протоиерей Андрей Бойцов. - Проводят парады, концерты… Шоу в небе напоминает полеты наших стрижей-самолетов. Что касается духовной части, то архиепископ Бари сначала совершает мессу на берегу моря, потом выливает ампулу чистого мира от мощей в море, как бы освящая его. Плюс костюмированный крестный ход, очень популярный среди жителей. Хотя его правильнее назвать парадом в исторических костюмах вместе со статуей, которая для них такой же храмовый образ, как для нас икона, - ведь с эпохи Ренессанса католики заменили живописные изображения на объемные. В одеждах XI века разных сословий, от знати до рыбаков, они устраивают очень живописную процессию. Мы тоже присоединяемся, но в качестве зрителей. Вот в позапрошлом году на этот парад специально пригласили представителей православных общин. Попросили грузин, русских, румын прийти в национальных костюмах, с флагами. И несколько наших прихожан с ребятами из хора ходили в русских вышиванках, несли флаг России. Всё же это не светское мероприятие, не молитва.

У нас святитель Николай - один из любимейших святых, а в Италии - покровитель только одного региона - Апулии

Оказывается, такие торжества характерны не для всей Италии. Это у нас святитель Николай - один из любимейших святых. А в Италии - покровитель лишь одного региона - Апулии.

В XVI веке он был даже деканонизирован, - поясняет отец Андрей. - Тогда Римские папы поручили проанализировать жития святых, положив в основу исключительно научный принцип. То есть если не было документального подтверждения, древних свидетельств о жизни святого, его могли вычеркнуть из списка. Да, в римских архивах было много разных документов из жизни мучеников, но не всех. В результате святителя Николая деканонизировали. Потом поняли, что погорячились, и вернули, только в статусе пониже - как местного святого Апулии. И только жители Апулии обязаны его чтить литургически, в остальном католическом мире - по желанию. Но здесь, конечно, празднуют на широкую ногу. В Апулии это выходной, а в Бари - день города. Мы со своей стороны всегда поздравляем и приора базилики, и братию, которые позволяют нам там совершать богослужения.

В верхнем храме потоки разделяются: под звуки органа жених с невестой занимают место перед алтарем, гости рассаживаются на скамеечки, а паломники спускаются вниз, в крипту, на Литургию. Удивительно, но здесь, несмотря на отсутствие каких-либо дверей, совершенно не слышно того, что происходит в верхнем храме.

Небольшое пространство крипты поделено на три части: центральная алтарная, где покоятся мощи святителя Николая; слева православный придел и справа - католический. Иконостас переносной импровизированный: несколько икон, закрепленных на решетках.

Мы приносим на каждую службу, - отмечает отец Андрей. - Благодаря такой структуре католического храма - без иконостаса - люди могут увидеть, что происходит в алтаре. Такой опыт молитвы и богослужения воспринимается более глубоко. Особенно если это нечастое явление. Если везде так будет, то восприятие утратит свою остроту, станет таким же, как с иконостасом. Что касается придела, он появился после II Ватиканского собора. Когда католическим епископам было рекомендовано больше внимания обращать на восточную православную традицию, традицию неразделенной Церкви, в том числе на искусство, иконы, образ пения. Это, конечно, сказалось благотворно. С тех пор многие стали ставить в храмах православные иконы и через это анализировать православную традицию. Есть такие, кто потом переходит к нам. Это касается и священнослужителей, и простых людей, которые говорят, что их влечет на нашу службу, хоть она и долгая и надо стоять - а для них это полный мазохизм. Но стоят, потому что понимают: здесь истина - и принимают Православие.

Благочестивых католиков влечет на нашу службу, хоть она и долгая и надо стоять - но стоят, потому что понимают: здесь истина

Служба в крипте, и правда, долгая - вместо привычных двух продолжается часа три-четыре. Это и за счет количества причастников, и совершенно другого темпоритма. Даже вне праздников молящихся много. По небольшому проходу вдоль задней стены одна группа туристов постоянно сменяет другую: испанцы, французы, итальянцы. Кто-то просто проходит, кто-то останавливается, присаживается, пытается вникнуть в суть происходящего, пока экскурсовод с табличкой не напомнит о том, что уже пора. В заключительный день нашего паломничества одна итальянская пара усиленно расспрашивала меня о службе. Как сказал потом отец Андрей, «на юге Италии народ очень клерикальный и по-своему благочестивый. Они хорошо относятся к православным священникам, уважают их. Католики часто просят благословения, помолиться о них».

По завершении Литургии батюшки отворяют врата, центральные или боковые, чтобы все желающие могли приложиться к мощам и о чем-то попросить святителя Николая.

Раньше впереди была балюстрада, и пройти можно было только сбоку, - говорит отец Андрей. - Те ступени, что сейчас видят паломники, появились лишь пять лет назад. Когда группа паломников совсем небольшая, открывают боковые врата, когда много людей - тогда центральные. Это технический момент. Почти каждый день кроме воскресенья я прихожу в крипту базилики к святителю Николаю и служу молебен с акафистом. А по вторникам и четвергам у нас Божественная литургия.

Оглядывая это небольшое помещение, где и при 200 молящихся уже и тесно, и душно, невольно задаешься вопросом: что же происходит в дни памяти святого, когда желающих посетить святителя Николая не сотни, а тысячи?

Для меня, как для настоятеля, эти три дня дважды в год - самое тяжелое время. Необходимо организовать приезд нескольких тысяч паломников. Плюс епископы и митрополиты, одного из которых Святейший Патриарх благословляет возглавить службу. Их нужно встретить, препроводить, организовать богослужение. Раньше служили только в крипте. Я сам это видел, когда был настоятелем прихода в Неаполе. Это очень неудобно: в крипте помещается максимум тысяча человек. Плюс жара, потому что нет кондиционера, - там просто нечем дышать. Большая часть людей оставалась наверху. Многие обижались - народ ведь разный. Кто-то со смирением воспринимал, а кто-то начинал толкаться, пролезать. Бывали разные эксцессы, людям становилось плохо из-за жары. А чтобы батюшка с Чашей для Причастия вышел, вообще всех наверх выгоняли из крипты. И там наверху сначала причащали, а потом народ становился в очередь, чтобы приложиться к мощам святителя Николая. Многие только к пяти-шести вечера доходили до мощей. Я это прекрасно помню, потому приезжал сюда на каждый праздник. Даже скандалы иногда случались, люди начинали драться. Привозят автобус, как наш из Неаполя, а там такие же гастарбайтеры, многие не церковные люди. Для них это как экскурсия, во время которой они могли и выпить. А тут их болтают: туда не ходи, сюда не заходи, потом встань в очередь на пять часов. Нет, большинство со смирением стояло и читало акафист. Но порой и карабинеры вмешивались. Поэтому после назначения в Бари я сразу задумался, как это можно исправить. И при помощи святителя Николая решили, что нужно служить наверху всем вместе, чтобы не было никакого эксклюзивизма. А то вроде как випы внизу, поближе к мощам. Я все эти нюансы подробно изложил Святейшему, и он благословил дважды в год на праздники служить на главном алтаре базилики. Теперь мы все вместе молимся наверху. Евхаристия ведь не зависит от того, в крипте она или в другом месте. Так же на Престол кладем православный антиминс, всё так же совершаем, Причастие от этого не меняется. Христос всегда Один и Тот же, как говорит Священное Писание. Каждый раз везем туда два грузовичка разных богослужебных вещей, облачений, икон, чтобы базилика приняла более-менее привычный православный вид. Ставим подсвечники. Уже с семи утра, пока идет проскомидия, внизу открыт вход к мощам - люди прикладываются и проходят наверх в храм молиться. Мы делаем специальный маршрут, чтобы никто в крипте после не оставался. Охрана очень деликатная, вежливая, следит, чтобы никто дольше пяти минут не задерживался. В результате к 12 часам уже все спокойно приложились, помолились, никому на ногу не наступили.

Постепенно крипта пустеет, есть даже возможность сделать несколько снимков и алтарной части, большой иконы напротив и колонны у одного из входов, обнесенной решетками и утопающей в записках, как Стена плача в Иерусалиме.

Считается, что святитель Николай перенес в Бари эту колонну из своего старого храма в Мирах

Когда ко мне приезжают какие-то друзья или гости, я об этой колонне даже не говорю. Но если они видят там толпу или что-то слышали про нее, тогда объясняю. Есть местное церковное предание, что эта колонна связана с чудом, совершённым святителем Николаем. Когда строили базилику, не хватало колонны, и ее нашли в море, которое, как вы видели, здесь буквально в двух шагах. Считается, что святитель Николай перенес эту колонну из своего старого храма в Мирах, который на тот момент был почти разрушен. Его святитель строил еще при жизни. И там случилось первое чудо: во время паломничества в Рим к апостолам Петру и Павлу святитель Николай, проходя мимо какого-то тоже полуразрушенного дома, увидел прекрасную колонну из дорого мрамора и порфира. Помолился, и колонна перенеслась в Миры. А оттуда впоследствии в Бари. Это уже второе чудо. Как верующие, мы понимаем, что такое вполне могло быть. Плюс у местных девиц в Бари в средние века сложилось поверье, что колонна помогает тем, кто долго не мог найти жениха. Для этого девушки строго постились на протяжении всего Великого поста. И все семь недель причащались в церквях Бари, а это серьезный подвиг, между прочим. В заключительный раз причащались в этой базилике, читали молитвы святителю Николаю и трижды обходили вокруг этой колонны, которая тогда стояла без решеток и стекла. И, как говорят, в течение года жених появлялся. Возможно, в 1990-е годы гиды рассказали об этом паломникам, а наши женщины затем за ненадобностью купировали пост, молитву, Причастие, оставили только круги вокруг колонны. Куда проще! Хотя тоже, говорят, помогает. И ладно бы просто ходили кругом, хотя и это напрягало католиков, но потом стали еще молотками кусочки отбивать. Тогда уже колонну закрыли стеклом и решетками. Теперь записки пишут, как к Стене плача. Но если слишком много об этом говорить, мы невольно будем отвлекаться на какие-то второстепенные, даже третьестепенные детали. Рядом святитель Николай и его мощи - драгоценный сосуд, храм Духа Святого, который будет восстановлен по воскресении. А источник благодати у нас один - Господь Бог. И к Нему мы должны стремиться.

Русский народ всегда нуждался в постоянной молитве у мощей святителя Николая, именно поэтому в начале XX в. Церковь, русская православная общественность и сам император озаботились возведением в Бари храма и странноприимного дома для духовного окормления русских паломников, для внимания к их повседневным нуждам. На собранные по всей России народные деньги (в течение нескольких лет все сборы в храмах Русской Православной Церкви в дни Свт.Николая шли в фонд строительства), силами Императорского Православного Палестинского Общества, по проекту лучших российских зодчих с использованием последних достижений инженерной мысли, архитектурный комплекс был в целом возведен к 20-м гг. XX в. и до 1917 г. успел принять несколько сотен русских паломников, которые прибывали в Бари даже в сложных условиях I мировой войны. Русскому храму Свт.Николая в Бари были переданы значительные вклады в виде икон и церковной утвари как от простых жертвователей, так и от представителей царствующей фамилии. Барградское Подворье Русской Православной Церкви с удобными помещениями для приема паломников, красивым храмом, прекрасным большим садом обещало стать со временем духовным оазисом для всех русских богомольцев у мощей Святителя.
Тогда этим надеждам, по попущению Божию, не суждено было сбыться. Трагические события революции 1917 г., тяжелым катком прокатившейся по судьбам миллионов людей и обрекшей Русскую Церковь и народ Божий на тяжелейшие испытания, жертвы и мученичество, отозвались и в далеком Барграде. Русские люди, по тем или иным причинам оказавшиеся в эмиграции, оказались невольными хранителями русской церковной недвижимости за рубежами Родины. Барградское Подворье оказалось заброшенным, лишенным всяких средств к существованию, паломничество к мощам Свт.Николая прекратилось.
Единственной миссией русской эмиграции в Бари должно было бы стать всемерное сохранение Подворья для будущей возрожденной России. Однако, к сожалению, управление Подворьем в 20-е гг. самонадеянно взяли на себя люди, потерявшие веру в Россию, отчаявшиеся и потому утратившие надежду на ее избавление в будущем от ига безбожной власти. Один из них - князь Николай Давидович Жевахов, представлявший тогда эмиграционное Палестинское Общество, в 1937 г. своевольно и самочинно продал городским властям всю русскую церковную недвижимость в Бари, построенную на народные пожертвования. С тех пор Барградское Подворье перестало быть собственностью России и Русской Православной Церкви.
С тех пор храм лишился практически всего имущества – из нескольких десятков икон старого письма остались немногие единицы, бесследно исчезли ценные подарки, старинная утварь, прекрасная библиотека и т.п.
В этих условиях, после подписания соглашения в ноябре 1998 г. между Русской Православной Церковью в лице Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и мэром г.Бари г-ном С.Ди Каньо Аббреша в Бари при храме Свт.Николая Чудотворца было открыто Подворье Московского Патриархата, которое имеет своей целью развитие всесторонних духовных связей с Италией и с г.Бари в частности, а также занимается духовным окормлением русских паломников, во множестве притекающих к мощам Великого Угодника Божия. К 2000 г. было во многом воссоздано убранство храма Свт.Николая, возобновлены регулярные богослужения и восстановлены основы нормальной приходской жизни.

После завтрака едем с группой до города Бари . Это третий по величине город на юге Италии с населением около 330 тысяч человек. Город прежде всего известен тем, что здесь покоятся останки Святого Николая, что сделало Бари местом, особо почитаемым православной церковью.

Мы выходим из автобуса и идём вдоль берега до арки, откуда открывается вид всего средневекового комплекса базилики. Это храм Николая Чудотворца .

Внешним видом он напоминает скорее замок, чем церковь. Базилика построена во времена, когда Бари была столицей южной Италии, примерно (1087-1123г.)

Как рассказывает предание, когда город Мира в Ликии (ныне на территории Турции) перешел к мусульманам, Бари и Венеция , соперничавшие между собой, стали бороться за право обладать ценной христианской реликвией. От Бари была организована экспедиция из 62 моряков, которые быстрее венецианцев сумели завладеть мощами Святого Николая и доставили их в Бари 9 мая 1087 года. Также жители надеялись сохранить престиж города, и оживить торговлю.

Проходим во внутренний дворик церкви. Заключённый между двумя башнями фасад базилики Св. Николая устремлён ввысь благодаря выступающим пилястрам, которые разделяют его на три части, соответствующие трём нефам. Центральная часть фасада имеет остроконечную форму. Верхний храм католический. Базилика разделена на три нефа двенадцатью колоннами. Огромный храм кажется ещё более массивным благодаря трём большим аркам, возведённым в XV веке после сильного землетрясения. 1456 г.

Наша группа устремляется в церковную лавку, а я иду в храм. Справа от входа находится сокровищница базилики. Здесь хранятся драгоценные дары разных времён. К ним относятся чаши, лампады, иконы и другие предметы, принятые в дар. Здесь есть «Шип» из тернового венца Иисуса Христа. Св. Зуб Марии Магдалины, животворящий Крест, в котором присутствует частичка креста Господня и другие ценные реликвии.

Далее я спускаюсь в нижний храм Крипты или подземной церкви. Крипта имеет форму прямоугольника со сторонами 30,7х14,8 м. Свод поддерживает 26 колонн, капители которых отличаются друг от друга, как формой, так и по происхождению. Здесь есть капители со львами и баранами, львами и павлинами и т.д.
Одна колонна находится в правом углу за решеткой, она из красного мрамора, носит название чудодейственной и привлекает паломников, которые считают прикосновение к ней чудотворным.

Существует множество народных преданий, связанных с ней. Впервые эта колонна была упомянута в 1359 г. в документе, написанном Никколо Аччаюоли. В его завещании говорится, что он диктовал последние распоряжения, — «в нижней церкви, где хранятся драгоценные Св. Мощи благословенного исповедника, около колонны, которую Святой поставил своими руками во время строительства церкви». В другой легенде Св. Николай, проходя мимо разрушенного дома женщины лёгкого поведения, увидел колонну, восхитился красотой этой колонны и столкнул её в Тибр. Чудесным образом колонна оказалась в водах порта Мир, и после своего возвращения Св. Николай поместил её в кафедральном соборе города. Столь же чудесным было её появление на поверхности моря в момент прибытия Мощей в Бари. Никому не удавалось вытащить её на берег. Наконец в ночь перед захоронением Св. Мощей (30 сентября -10 октября 1089г) сам Святой Николай помог завершить здание, и принёс недостающую колонну. Барийцы услышали в ту ночь колокольный звон. Они устремились в базилику и увидели, как Святитель с двумя ангелами снесли поставленный пилястр и на его месте установили колонну.


Гробница Святого Николая украшена серебряным престолом и отгорожена от общего зала за оградою. Святые Мощи находятся ниже уровня пола.

Здесь в гробнице Святителя образуется жидкость – миро, и её собирают раз в год (2,3 стакана). На стенах красивые полотна. На самом первом, что находится над мраморным столбом, полотно, изображающее рождение Святого Николая. Ребёнок, стоя в лохани, молится, поддерживаемый кормилицей. Мать смотрит на него спокойно и умиротворённо.

Народу становится всё больше. Наши паломники тоже собрались здесь. Начинается божественная литургия.

Всё очень торжественно и чинно. После литургии прикладываемся к кресту и к гробнице Святителя Николая. Народ нескончаемым потоком идёт к мощам.

Здесь очень много русских людей. Как же здесь любят Николая Чудотворца. В мире не так много храмов, которые могут сравниться с базиликой Св. Николая по числу знаменитостей их посетивших. За базиликой есть большой внутренний двор.

Св. Николай является одним из самых почитаемых христианами святых, поэтому с давних пор множество паломников приходят в Бари поклониться мощам Чудотворца.

Далее едем по городу в следующий храм – Русскую православную церковь святого Николая . Она была построена в начале XX века специально для православных паломников, и находится она в районе Каррасси всего в 4 километрах от Базилики, в которой хранятся мощи Святого. На протяжении своего существования храм неоднократно переходил во владение разных организаций, а в 2012 году официально был передан России. Строительство церкви было завершено уже после первой мировой войны. С тех пор русские паломничества совершаются сюда каждый год.

Структура подворья, выдержанная в Псков-новгородском стиле, состоит из нескольких построек. Каменный храм с зеленой керамической крышей украшает расположенная над входом мозаика спасителя с Богородицей и Николаем.

Кто в России, да и во всём мире, не знает всеми любимого святого – Николая Чудотворца. Он родился в довольно знатной и богатой семье, но выбрал путь аскетизма и служения людям. При жизни он совершал многие чудеса: лечил слепых, хромых, глухих, немых. Спасал невинно осуждённых, покровительствовал путешествующим и детям. Но и после смерти его святые мощи продолжают являть исцеления страждущим и немощным.

Святые останки до XI века располагались в городе Миры в кафедральном соборе, где он и был архиепископом. Но с 1087 года мощи Николая Чудотворца в Бари. Они были перенесены под благовидным предлогом спасения от нашествия неверных. Хотя некоторые историки утверждают, что их попросту украли. Мощи и по сей день размещены в Бари в одноимённой базилике .

Италия, Бари: паломничество

Давно открытые границы позволяют свободно совершать паломничество по миру. Италия знаменита большим скоплением старинных достопримечательностей. Начиная с эпохи Римской империи на территории современной Италии появляются значимые в мире архитектуры и культуры сооружения, соборы, памятники. На юго-востоке этой страны расположен город Бари, который дорогой сердцу любому паломнику. Он является самым большим в области Апулия . Отправляясь в тур по Италии обязательно нужно посетить этот город, найдя его на карте. Там есть Храм святому Николаю Чудотворцу с его мощами и русское православное подворье.

Православный храм святого Николая Чудотворца в Бари

Тур по Бари всегда рассчитан на посещение православной церкви святого Николая Чудотворца. Ещё в Мирах Николай II хотел основать церковь святому, но попытки провалились. Поэтому в Бари решено было выстроить русское подворье для паломников в псковско-новгородском стиле XV века, которое напоминает русский терем.

Строилось оно на пожертвование всей России. В те времена был сбор средств два раза в год на праздники 22 мая и 19 декабря. Большой вклад своих личных средств внёс сам император, и в начале XX столетия была начата постройка под руководством архитектора А.В.Щусьева. В конце 30-х годов подворье отошло константинопольскому патриархату, но в 2007 году его вернули России.

Верхняя часть храма посвящена святителю Николаю, а нижняя – Спиридону Тримифунтскому. В храме есть образ Николая Чудотворца с частичками его мощей, а также присутствуют и мощи других святых: киево-печерских отцов, Федора Ушакова и Серафима Саровского.

Иконостас храма установлен в канонической схеме расположения икон, его росписью занималась чета Бенуа. Присутствуют иконы Спасителя, Николая Чудотворца, Богородицы. Над царскими вратами икона Благовещения, четыре Евангелиста, «Тайная вечеря». По бокам на вратах и Михаил. А также ещё размещены большие образы Серафима Саровского и святого Сергия Радонежского. Над северным входом образы бессребреников Космы и Дамиана, которые пользуются особым почитанием среди жителей Бари. Перед храмом установлена статуя Николая Чудотворца. Территория подворья включает в себя странноприимный дом, сад, хозяйственные постройки, дом для священнослужителя и церковь во имя Царя-Мученика.

Базилика святого Николая Чудотворца

сперва хранились в церкви святого Стефана, а через год специально возвели базилику и перенесли туда раку. Храм Николая Чудотворца в Бари представляет собой просторное архитектурное сооружение, состоящее из трёх вытянутых помещений с колоннами, на которые опираются арки, завершающиеся аспидами. Фрески, отражающие жизнь святого Николая, расположены на позолоченном потолке.

Справа при входе находится сосредоточение святынь и подарков паломников. Особо ценна икона святого, подаренная сербским царём в знак избавления от слепоты. В главном зале базилики можно оставить записку у статуи святому, которая находится под стеклянным куполом. Эту статую выносят на улицу в праздник перенесения мощей каждый год и разыгрывают представление, восстанавливая исторические события. Большинство паломников стараются попасть на праздник 22 мая. В верхнем храме также располагается красивый алтарь с киворием. На нём изображены ангелы, символизирующие церковные таинства. Рядом с алтарём вход в нижнюю часть базилики – крипту. В её центре и размещена рака с мощами святителя.

Рака расположена ниже уровня пола и закрыта каменными плитами. – самая долгомироточащая святыня. Ещё при их перевозе с Мир Ликийских была обнаружена благоуханная маслянистая влага. Раз в год в мае на посвящённый святому праздник священнослужитель собирает благоуханное миро с мощей. Потом его разбавляют святой водой и продают верующим для врачевания недугов. Ещё одной достопримечательностью является колонна из красного мрамора, расположенная в углу крипты. Её, по преданию, принёс сам Николай Чудотворец, сопровождаемый ангелами. Колонна привлекает всех женщин, которые мечтают выйти замуж и родить детей. Также в верхней части базилики расположен мавзолей Боны Сфорца – польской королевы.

Расписание работы церкви:

В 2017 году произошло чудесное событие: мощи Николая Чудотворца прибыли в Россию . Они не покидали города Бари почти тысячелетие. Свершилось это благодаря сотрудничеству православной и католической церквей. С 22 мая по 28 июля россиянам была предоставлена возможность приложиться к святыне. Они были выставлены:

  • в Москве в храме Христа Спасителя с 22 мая по 12 июля;
  • в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре с 13 по 28 июля.

Видео о городе Бари:

Мощи Николая Чудотворца хранятся в Венеции на острове Лидо c 1099 года. «Венецианская часть» мощей святителя это та часть, которую не успели в спешке забрать барийцы во время взятия основной части мощей из Мир Ликийских в 1087 году. Совершение православных богослужений на мощах святителя Николая на острове Лидо уже стало доброй традицией для православных верующих. Впрочем, православные верующие Венеции и паломники приходят в базилику святителя Николая в течение всего года для совершения частной молитвы.

Начиная с мая 2005 года настоятель и верующие прихода святых Жен-Мироносиц в Венеции два раза в год, 22 мая и 19 декабря, в дни памяти святителя совершают Божественную Литургию на «венецианской части» его мощей. Базилику, в частном порядке, можно посетить и в другие дни года. Расписание открытия базилики смотрите ниже на этой странице.

Внимание! В августе храм Chiesa San Nicolò будет закрыт, поэтому приглашаем Вас поклониться мощам Св. Николая в храме прихода Св. Жен Мироносиц .


Мощи Святителя Николая находятся в католическом храме Chiesa San Nicolò на острове Лидо. Как попасть в базилику Chiesa San Nicolò:

Время открытия базилики San Nicolò:

8:00 — 12:00 16:00 — 18:00

По вторникам храм закрыт.

Николай Чудотворец Чтоб печаль превратилась в радость

Николай Чудотворец

Святителя Николая Чудотворца называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

Житие Николая Чудотворца

Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым - ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством - разрушал идолов и капища, и защитник христианства - обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода - своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах - точная дата неизвестна.

Мощи святителя Николая


Первое время мощи святого покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

В 1087 году часть мощей святого перенесли в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие - ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию.

В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю.

История перенесения мощей ликийских святых

В 1095 г. папа Урбан II объявил I Крестовый поход против сарацин, в котором приняли участие западные правители, назвавшие себя крестоносцами. Венеция не осталась в стороне от Крестового похода, однако приняла в нем участие в своем, особенном стиле. Перед отправлением в поход Пьетро Бадоаро, патриарх Градо, и епископ Кастелло Энрико, сын упомянутого дожа Доменико Контарини, напутствовали войска и флот в храме Сан-Николо. При этом патриарх обратился с молитвой к святителю Николаю, чтобы он помог христианскому оружию в битвах против неверных и благоволил привезти в Венецию его мощи.

Под командованием Джованни Микеля, сына дожа Витале, венецианцы направились к Иерусалиму через Далмацию и Родос, где произошла стычка с их врагами, пизанцами, окончившаяся победой островитян. Когда они поравнялись с Ликийскими берегами, епископ Контарини, пожелал взять мощи святителя Николая, чтобы, как говорит хронист, «умножить покровителей своей Родины». Вообще, их главной целью, судя отчасти и по словам патриарха Бадоаро, произнесенным перед отправлением крестоносцев, и было похищение мощей святителя Николая, поскольку в Палестину они явно не торопились.

С кораблей послали соглядатаев, которые доложили, что город Миры находится на расстоянии 6 миль от берега моря и что после турецкого опустошения жителей в нем почти не осталось. В самой же базилике из-за оскудения числа верующих службы совершались всего лишь раз в месяц. Венецианцы выставили засаду и дождались удобного момента.

Когда крестоносцы вошли в храм, то нашли его пустым. Четыре стража, находившиеся там, показали разбитую раку и рассказали о похищении мощей барийцами (1087 г.) – «вот гробница, откуда барийцы взяли часть мощей, а другую часть оставили». Местонахождения оставшейся части стражи, однако, указать не могли, так же как ничего не знали они и о судьбе другой части, которую, по их словам, еще раньше император Василий подготовил для перенесения в Константинополь.

Венецианцы не поверили грекам и разобрали остатки гробницы, где нашли только воду и «масло» (миро?), а затем обыскали всю церковь, по словам летописца, «перевернув все вверх дном». Одновременно с поисками они принялись мучить стражей, пока один из них, не выдержав пытки, попросил позволить ему поговорить с епископом. Последний призвал стража рассказать о том, где спрятаны мощи, но тот лишь начал умолять избавить его от напрасных мучений. Контарини устранился от помощи несчастному, а солдаты стали снова пытать его. Тогда тот вновь возопил к епископу, который, наконец, положил конец мучениям, а страж в благодарность показал ему мощи двух других святых епископов Мир Ликийских – священномученика Феодора и св. Николая «Дяди».

Венецианцы погрузили мощи в корабль и хотели было отплыть, когда некоторые их товарищи, замедлившие в храме, сказали, что обоняли чудесное благоухание в одном из церковных приделов.

Тогда кто-то из стражей вспомнил, что епископ в большие праздники совершал службу не на главном престоле, но уходил в помещение, находившееся поблизости (возможно, исповедальню), и служил там на переносном престоле. На потолке комнаты, кроме того, имелась фреска, изображавшая святителя Николая. Именно рядом с тем местом венецианцы и обоняли удивительно приятный аромат, который привлек их внимание. Таким образом, вначале благовоние, источаемое на том месте, а затем икона подсказали крестоносцам, где им следовало искать мощи святителя. Вернувшись в церковь и разбив пол алтаря, они обнаружили под земляной прослойкой другой пол. Разобрав и его, они вынули большие камни, служившие ему опорой, и увидели следующий слой, представлявший собой окаменевшую массу, по составу напоминавшую битум. Внутри нее в медном ларце и находилась часть святых мощей чудотворца. По всей церкви тогда распространилось чудесное благовоние.

На раке была выгравирована надпись по-гречески: «здесь почивает великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море».

Крестоносцы собрали все осколки сплава, содержавшего мощи, и отнесли их на корабль, где устроили особый храм в честь святителя Николая и поручили священникам денно и нощно молиться и прославлять св. архиепископа Мир Ликийских.

Мощи трех святых были взяты из Мир Ликийских 30 мая 1100 г., а привезены в Венецию 6 декабря 1100 г. в день памяти святителя Николая.
Мощи трех святых покоятся в одной раке, но в разных деревянных вместилищах. Автор рукописи «Перенесение мощей св. Николая» рассказывает о чудесах, совершавшихся у мощей святителя, многим из которых он лично был свидетелем.
Достоверность мощей и их освидетельствование в 1992 г.
Всего с момента перенесения мощей на Лидо освидетельствования проводились семь раз. Последнее и самое углубленное состоялось в октябре-ноябре 1992 г. с участием клирика храма св. Николая францисканца Л. Палюдет, впоследствии опубликовавшего иллюстрированный отчет об этом исследовании. Научную экспертизу возглавил профессор анатомии университета Бари Луиджи Мартино, тот самый, что был приглашен для подобного же освидетельствования мощей святителя Николая в Бари, имевшего место в 1953 г., в ходе которого было, в частности, установлено, что в апулийской базилике мощи святителя находятся не целиком.

Внутри мраморного саркофага находились три деревянных вместилища. Самое большое из них содержало мощи св. Николая Чудотворца. Когда гроб открыли, обнаружили еще одно, свинцовое покрытие. Сняв его, члены комиссии увидели множество костей разного размера и цвета. Кроме того, здесь же найдены: 1) камень черного цвета и округлой формы с надписью по гречески: «Мощи святого смиренного Николая»; 2) верхняя часть черепа, которая не могла быть главой святителя Николая, поскольку после освидетельствования мощей в Бари было достоверно известно, что глава святого находится там (впоследствии установлено, что глава принадлежала св. Николаю «Дяде»); 3) поливной сосуд с миром.

Результат освидетельствования: по заключению профессора Мартино, проводившего аналогичное освидетельствование в Бари, «белые кости, находящиеся в Венеции, дополняют останки, сохраняющиеся в Бари» . Бело-серый же цвет останков говорит о том, что они, возможно, долгое время испытывали на себе воздействие открытого воздуха или даже солнца, отчего сделались весьма хрупкими». В качестве примера он привел тот факт, что часть мощей святителя Николая, хранящаяся в Бари, после четырех лет, прошедших с момента их поднятия из закрытого пространства раки для освидетельствования в 1953–1957 гг., также изменила свою природу: находясь в сухом воздухе, «кости стали более хрупкими… по виду похожими на сухую глину, весьма ломкими».

Выписка же из заключения комиссии гласит: «Кости святого Николая, состоящие из большого числа обломков белого цвета, соответствуют частям скелета святого, недостающим в Бари. К сожалению, кости раздроблены на мелкие части барийским моряком во время бегства». Последнее соображение введено по предложению профессора Мартино, который в своем персональном заключении обратил внимание на грубый способ извлечения мощей из раки барийским матросом, что показала и экспертиза, проведенная в Бари, где были найдены поломанные части скелета.

Таким образом, мнения экспертов полностью подтверждают подлинность мощей святого Николая Чудотворца, сохраняющихся в церкви Сан Николо. Согласно мнению барийского ученого, «венецианские останки, хотя имеют скромный вид, не менее важны и не должны считаться менее важными, нежели барийские» (I resti di Venezia «…anche se di umile aspetto, non sono e non debbono essere considerati meno importanti dei resti di Bari»).

о Венеции

Венеция — это второй в Европе - после Рима - город по количеству святынь неразделенной Церкви . Город, в свое время осмелившийся не подчиниться указу папы римского. Город, бывший форпостом Византии, а после - спонсировавший Крестовый поход на Константинополь. Город, изначально свободный от языческого прошлого. «Республика Святого Марка».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: