Карта схемы пещерный город тепе кермен. Тепе-Кермен — один из крупнейших пещерных городов Крыма. Тепе-Кермен - "Церковь с баптистерием"

Тепе-Кермен находится в Бахчисарайском районе и является одним из наименее изученных и исследованных пещерных городов Крыма.

Пещерный город расположен на невысокой конусообразной горе с таким же названием и возвышается над Качинской долиной. 544 метра - высота горы над уровнем моря. Ранее она была частью гряды, но со временем откололась. Всё плато усеяно многоярусными остатками средневековой крепости и построек, датированных IX-X веками.

Пещерный город Тепе-Кермен

Происхождение слова имеет тюркские корни и переводится как «вершина-крепость». Кто же был настоящи строит елем крепости доподлинно не известно. На счет Тепе-Кермена не сохранилось никаких документальных источников. Жители окрестных сел представления не имели о истииных жильцах старого пещерного города. В XIX веке даже зародилась легенда по которой единственным жителем крепости на горе был огромный дракон.

Если же судить по названию, задачей пещерного города была оборона, и расположение выбиралось исходя из этого: почти со всех сторон город защищён обрывами, а на единственном подступе была воздвигнута стена. При постройке города Тепе-Кермен оборонительные стены устанавливались только в слабых местах, открытых для наступления.

Тепе-Кермен - поразительное место, с крутыми лесистыми склонами, обрывами, изрезанными многоярусными пещерами ручной работы и остатками древних цивилизаций на вершине. Хоть это относительно небольшой пещерный город, но имеет самую высокую плотность пещер в Крыму. На небольшую площадь в 1,4 га приходится почти 250 пещер. В одних жили, другие использовались для обороны и как тюрьмы, некоторые играли роль церквей и погребальных помещений.

Пожалуй, с Тепе-Кермен можно сравнить лишь еще один крымский пещерный город - Эски-Кермен.

На вершине горы Тепе-Кермен

Все пещеры - результат огромного человеческого труда, они располагаются в шесть ярусов. Самые верхние можно посетить, но для этого надо подняться на плато. Часто встречаются пещеры, соединенные между собой переходами и образующие целые комплексы.

Помещения на нижних ярусах использовались в хозяйстве как подвалы, загоны для животных. Большая часть вырезанных в скале пещер несли хозяйственный характер, а остальные предназначались для жизни и захоронений.

Часто можно увидеть жилые пещеры. Туристы, которым интересно, как раньше протекала жизнь людей, селятся и живут в Тепе-Кермен.

Когда-то все эти пещеры были оборудованы совсем по-другому. Деревянные навесы, переходы, пристройки можно теперь только рисовать в своем воображении.

Археологи определяют становление пещерного города в VI веке, а расцвет длился с XII по XIII век. Жизнь в городище Тепе-Кермен имела трудные условия из-за плохого водоснабжения и невозможности заниматься земледелием.

Отсутствие колодцев и родников делало необходимым сбор дождевой воды, которая стекала по выщербленным желобкам в специальные цистерны, вырезанные в камнях. В связи с этим пещерный город просуществовал относительно недолго и в основном в качестве оборонной крепости. Но она имела малую площадь и не могла укрыть большое количество людей. Причину исчезновения города связывают с набегом Золотой Орды.

Некоторые конструкции в пещерах довольно легко угадать. Такие вот углубления использовались под засыпку корма для скота

Из достопримечательностей особо интересными являются две пещерные церкви. Первая представляет собой многоярусный церковный комплекс, который соединён между собой лестницами и проёмами, ведущими к самому нижнему ярусу.

Само помещение церкви имеет прямоугольную форму с закруглёнными краями, овальным алтарём и вырезанными в полу могилами. Особенность цитадели, отличающая ее от других, - это окно своеобразной формы - резница. Как рассказывает легенда, на Пасху солнце, пробивающееся через проём, образует точную форму креста.

Качинская долина и гора Тепе-Кермен

Вторая пещерная церковь располагается на северо-востоке плато и известна под названием церковь с баптистерием. Помещение святилища имеет довольно большие размеры и делится на собственно церковь и «комнату» для крещения. Сама каменная крещальня по размерам рассчитана на взрослого человека, что натолкнуло историков на мысль, что святилище было возведено в период принятия христианства местным населением.

Баптистерий находится в юго-западной части церкви. В вырубленную в скале полость окунались при крещении.

Помимо церквей можно полюбоваться величественной панорамой, открывающейся с плато. Еще одним излюбленным местом туристов является Солнечный камень - вертикальный каменный столб, стоящий на самом краю плато. Изначально тут была большая пещера, а этот камень поддерживал её своды. Многие туристы любили посещать эту пещеру, но в один день в конце 80-х скала обрушилась и остался только одиноко стоящий камень.

Близкое расположение городища от Бахчисарая и огромное количество вырезанных вручную пещер делают Тепе-Кермен интересным для туристов. Независимо в каком городе Крыма вы находитесь, к Тепе-Кермен нужно добираться из Бахчисарая.

Тепе-Кермен с северной стороны

Как добраться к Тепе-Кермен

С автовокзала ходят автобусы «Бахчисарай-Синапное», садимся и едем до остановки «Кудрино». Далее переходим поле и оказываемся на тур-стоянке «Сарабей» в сосновом лесу. От неё идёт дорожка, которая ведёт к пещерному городу и на плато.

Тропа утоптана и местами имеет очень крутые подъёмы, заставляющие путешественников держаться за корни растущих рядом деревьев. По дороге и на самом плато не будет источников и родников, поэтому воду лучше взять с собой.

Загляните в одну из пещер и вы увидите просто шикарные панорамы долины и оконечность мыса Кыз-Куле, на котором находится древнее городище

Ещё один из способов добраться - через предместье Бахчисарая под названием Салачик. Обычно туристы передвигаются пешком или на экскурсионных УАЗиках, для любителей экстремального отдыха дорога имеет крутые размытые подъемы и спуски.

Природа очень интересная и красочная, а взгляду отрываются места с шикарными видами. Длина пути 9 км от Бахчисарая. Начало и конечная остановка маршрута "Старый город". Следуем 800 м по узкому предместью в балке Ашлама-Дере.

Вид с горы (высота 455 метров) в сторону бывшего склада боеприпасов войсковой части А-1010

Часть дороги проходит по древнему караванному пути в этой же балке. Затем, после окончания орехового сада, резкий поворот направо, под углом 90 град. Двигаться стоит по самой наезженной дороге, не обращая внимания на мелкие тропинки, она выводит прямо к подножию горы.

Один из самых популярных пеших маршрутов ведёт по старой дороге на Чуфут-Кале с остановки "Школа Мастеров". По ней нужно подниматься все время вверх, мимо кордона лесников, до обрыва плато, но не сворачивать у обрыва влево (т.к. эта дорога ведёт на Чуфут-Кале), а начинать спускаться по узкой тропинке с плато, в прямой видимости Тепе-Кермен.

Подъем к пещерному городу по тропинке с северо-восточной стороны

Обрыв с плато возникает внезапно и вызывает много эмоций, открывая удивительный вид. Эта тропинка выведет к северо-западному склону. Этот маршрут самый короткий и даёт возможность отдохнуть. На середине пути возле лесничества, справа от дороги, есть кемпинг.

Если двигаться на своём транспорте, то ехать следует из Бахчисарая по Советской улице на юг. Дальше едем по дороге через живописную Качинскую долину, в направлении села Синапное. Проехав село Машино, следует повернуть налево и двигаться по просёлочной дороге, которая ведёт к подножью Тепе-Кермен. Там машину следует оставить и продолжить подъём пешком.

Весной или в сезон дождей дорогу сильно размывает и без специально подготовленного транспорта велика вероятность застрять. Для любителей походов есть различные туристические маршруты, проходящие через Тепе-Кермен и другие пещерные города. Стоимость различна и зависит от количества дней и сложности желаемого маршрута.

Становится популярным индивидуальное построение маршрута под группу, с учётом личных предпочтений и интересов. Также из Бахчисарая на Тепе-Кермен каждый день ездят организованные обзорные экскурсии.

Пещерная крепость в окрестностях Бахчисарая, является памятником средневекового зодчества и градостроения.

Географические координаты Тепе-Кермен на карте Крыма GPS N 44.715895 E 33.931037

Сегодня Тепе-Кермен работает , как музей под открытым небом. Посещение.в летний период, платное. Цена билета для взрослых-100 руб.,для детей- 50 руб. Телефон для справок в Тепе-Кермен отсутствует.Консультацию можно получить только на входе у лесничего. Во время межсезонья вход бесплатный.


Как добраться до пещерного города Тепе-Кермен

Добраться до Тепе-Кермен можно от с Бахчисарая: выезжаете на ул. Строительную, по ней двигаетесь в сторону выезда из Бахчисарая, к поселку Предущельное, далее Баштановка, Машино и конечный пункт- Кудрино. В поселке Кудрино ищете туристическую стоянку. По трассе ее найти не составит труда. Расстояние от Бахчисарая до Тепе-Кермен 10,7 км. Если Вы хотите добираться не на своем транспорте,то с центра города до Кудрино ходит маршрутка и так же можно добраться на такси.


От туристической стоянки и начинается подъем по тропе к Тепе-Кермен. Время подъема в среднем 30-40 минут. Тропа промаркирована и сбится с нее, практически, не возможно. Также, с туристической стоянки Вам предложат подняться к Тепе-Кермен на внедорожнике. Цена от 500 до 1000 руб. в зависимости от времени года и загрузки автомобиля.
Второй вариант добраться до Тепе-Кермен- с Бахчисарая пешком. От Бахчисарая направляетесь в сторону Успенского монастыря, далее идете на подъем к крепости Чуфут-Кале, пересекаете Чуфут-Кале насквозь, выходите через Восточные ворота,идете по тропе около 4,5 км. и Вы также попадаете на туристическую стоянку и пункт пропуска (будка лесничего,который собирает деньги за вход).


История Тепе-Кермен

История Тепе-Кермен берет свое начало с раскола Римской империи, с появления Византии. Северная граница Византии проходила по части Крымского полуострова, от Юга Крыма до территории будущего Бахчисарая. В 4-5 веках, именно на этих границах и начинают появлятся первые сторожевые посты, которые в 5-6 веках станут городами- крепостями: Чуфут-Кале, Тепе-Кермен и Эски-Кермен.
Поскольку крепость Тепе-Кермен, выполняла роль сторожевого поста на границе Византии, то город формировался как крепость по всем правилам того времени. Город находился в труднодоступном месте, в нашем случаи на одноименной горе Тепе-Кермен.Высота 246 м или 540 над уровнем моря. Также немаловажную роль играла не только высота горы но и ее неприступность.


С трех сторон имеет довольно крутой склон, забраться по которому не просто.Выполнить военные маневры или осаду- довольно затруднительно. Именно по этим причинам, небольшой форпост, становится крепостью уже к 6 веку, а позже начиная с 11 по 13 века превращается в большой город, по меркам того времени.


Пещерный город Тепе-Кермен расположен на плато одноименной горы. Площадь плато составляет 1,1 Га. Город выстроен в несколько ярусов.У самого подножья горы начинаются небольшие пещеры, которые раньше деревянными конструкциями соединялись со срединой горы. В средней части горы все пещеры были приспособлены для обороны города. В них располагались лучники и другие защитники города. Нижняя часть- служила, в основном. для подсобного хозяйства-помещения для скота и для запасов корма. А вот верхнее плато предназначалось для жилых помещения, небольших келий для монахов и непосредственно для храмов. Так,к примеру, на Северо-Востоке плато находится самый большой христианский храм 7-9 века нашей эры. По мнению археологов храм был основан, беглыми проповедниками из Римской империи, во времена иконоборчества в Риме. К сожалению более точной информации о храме не сохранилось, как впрочем, и название этого города.


Название Тепе-Кермен появилось в 16 веке и переводится из тюркского, как Крепость на вершине, а вот как называлось это место во времена Византии, историки пока не знают.
На территории Тепе-Кермен , по данным на сегодняшний день, насчитывается около 246 построек. Но данная цифра очень образная, по причине того, что это местность хоть и известна с древних времен, но до сих пор является мало изучена. Известна приблизительная дата исчезновения города-1299 год, во времена набега Золотой Орды.Но это не подтверждено историческими фактами и не имеет под собой исторического обоснования.
Так.к примеру, немецкий ученый-археолог Иоганн Эрих Тунманн пишет, что на рубеже 16 века жизнь в Тепе-Кермен, практически. затихла. То есть,получается, что 300 лет истории города просто не известно.


Экскурсии на Тепе-Кермен.

Размышляя на тему того- стоит ли посещать Тепе-Кермен с экскурсоводом или самостоятельно, можно ответить так:смотря чего Вы ждете от похода в крепость. Если Вы хотите сделать хорошие снимки и прогуляться, то скорее всего брать экскурсию не стоит. С тропы Вы не собьетесь, все достопримечательности подписаны и имеют краткую историю на щитах возле значимых мест, и немаловажное- ваши затраты будут минимум 100 руб. за вход. Если захотите -1000 руб. за подъем на внедорожнике.Но зато Вы не будете ограничены временем на фото и прогулку.

Но если Вы решите выбрать вариант с экскурсоводом, то получите довольно качественный экскурс в историю, начиная с Византии до царства Феодора и опустошении этих земель, во времена Золотой Орды. Экскурсия в среднем длится от 1-2 часа, а объем информации получатся весьма обширный, и в большинстве случаев наглядный. В общем выбор за Вами.

Тепе-Кермен на карте Крыма

Тепе-Кермен - это гора-крепость, хранящая немало тайн. На тюркском языке название означает «крепость на вершине». Примечательно, что пещерный город Тепе-Кермен величают «Крымским Везувием», так как высота возвышения достигает 543 м и напоминает по виду вулкан.

Фото пещерного города Тепе-кермен:



Археологическая ценность городища

История горы-останца полна тайн, ведь до сих пор очень мало известно об этой местности Крыма. Это самый малоизученный район древней Тавриды, поскольку раскопки проводились эпизодически. Предполагается, что возможны еще ценные находки. Например, совсем недавно в пещерном городище Чуфут-Кале был найден крупнейший клад из монет. И это стало открытием Европейского масштаба.


Важно!
Предположение о новых находках имеет основания: пещерные ходы связывают множество помещений хозяйственного назначения.

В Тепе-Кермене расположены помещения следующего назначения:

  • складские помещения;
  • пещеры в виде подвалов;
  • пещеры для ритуальных обрядов;
  • военные и оборонные объекты;
  • жилища местного населения.

Площадь памятника составляет 1 га, включая пещеры. Удачное расположение - в 7 км на юго-востоке от Бахчисарая - привлекает поток туристов. Но городом назвать этот исторический памятник все же нельзя, потому что отсутствуют водоемы в достаточном количестве.


Основная реликвия и историческая справка

На территории городища сохранились 230 искусственных пещер, в которых местное население скрывалось от набегов. Пещерная крепость служила надежной защитой вплоть до 1299 года, но она пала под натиском золотоордынского властителя Ногая.

Некоторые пещеры использовались для содержания домашней скотины, выпас которой осуществлялся в близлежащих долинах. Плато покрыто руинами, но внутри городища сносно сохранились фундаменты жилых зданий.

Зарождение городища началось в VI веке, а расцвет приходится на XII-XIII века. От этой эпохи остался памятник - церковь, внутри которой находятся захоронения и надписи на греческом языке. Особенность памятника - наличие баптистерия. Сохранилась купель с крестообразной ванной, предназначенной для обрядов. Колонны внутренней алтарной преграды увенчаны капителиями, что придает всему сооружению особую величественность.

Церковь хранит тайну, находящуюся в сфере сакральных знаний. На Пасху восходящий луч солнца проникает в окно святилища, а на противоположной стороне проявляется изображение креста. Тайна явления до сих пор не раскрыта.

Видео обзор:

Как добраться до Тепе-кермен?

Подняться на холм проще всего с северной стороны, откуда ведут две главные тропы. По северо-восточной стороне горы ведут пути-дороги на вершину. Гуляют по горе, конечно, пешим ходом, чтобы обозреть все достопримечательности.

Добраться, ориентируясь по карте или навигатору, очень просто. Нужно доехать до села «Кудрино». Если ехать на автобусе, то выезжать лучше из Бахчисарая, с автостанции. От села до горы - несколько минут пешего хода. Любой местный житель подскажет, как пройти до пещерного города Тепе-Кермен. По пути путешественника ждет еще одно удивительное место - скит Анастасии Узорешительницы.

Согласно исследованиям археологов городище является своеобразной столицей этой местности Крыма. Сюда стекались местные жители - аланы, а также другие народы. Посетив Тепе-Кермен, можно по-настоящему почувствовать себя первооткрывателем.

Тепе-кермен на карте Крыма

GPS Координаты: 44°42’54″N 33°55’50″E Широта/Долгота

Я рада, что снова пишу о Крыме. Туристический маршрут в этом году разрабатывали таким образом, чтобы сначала ознакомиться с достопримечательностями Юго-Западного Крыма. Затем, продолжая автопробег по трассе Севастополь-Ялта-Симферополь, посетить "Храм Солнца" в самой южной части Крыма и завершить путешествие по горному Крыму знакомством с урочищем Демерджи. Потом нежились на побережье Азовского моря в Восточном Крыму, как в прошлом году. Отпуск всего две недели, и очень хотелось провести его эффективно, с яркими и незабываемыми впечатлениями.


Исключительно живописные места Юго-Западного Крыма находятся несколько в стороне от самых популярных туристических маршрутов. Однако они представляют собой интереснейший с культурно-исторической точки зрения регион. На территории Крымского лесостепного предгорья в Бахчисарайском районе сохранились древние пещерные поселения (города) – одни из самых впечатляющих сооружений давно минувших эпох. Это своеобразные музейные комплексы под открытым небом. Пещерные города начинали строить еще потомки тавров и скифов. За многие столетия не раз менялся этнический состав населения и статус пещерных городов. Временами такие поселения становились важными административными и хозяйственно-культурными центрами целых регионов, возле которых проходили основные торговые пути.


Особенностью пещерных городов является тот факт, что об этих уникальных памятниках крымской истории, существовавших еще на рубеже новой эры, нет ни единого прямого упоминания в летописных документах вплоть до XIV века, а то, что было написано о них после, лишь предположения, догадки и констатация уже покинутого и заброшенного состояния пещер, которое можно наблюдать и сегодня современным туристам. В этом, наверное, и заключается притягательный магнетизм и волнующий воображение интерес к миру далеких предков, оставивших после себя загадочные руины и уникальные постройки. Посещение пещерных городов Крыма не оставляет равнодушными ни романтиков, ни искателей острых ощущений и приключений, ни просто туристов, тем более, проходит оно в окружении красивейших и неповторимых природных ландшафтов с дальними, захватывающими дух перспективами.

Первый день нашего путешествия

Мы решили начать знакомство с пещерными городами Крыма с Тепе-Кермен . Почему не с Чуфут-Кале или Баклы? Во-первых, понимали, что за короткое время невозможно посетить все пещерные города Крыма, некоторые из них "будут ждать нашего приезда" до следующих лет, а те, которые мы посетили в этом году, возможно, повторного посещения, так как не все удалось посмотреть. Во-вторых, поселение Чуфут-Кале возникло в более позднее время, предположительно с середины XIV века, соответственно является наиболее изученным историками и археологами. В-третьих, так изначально задумывался наш туристический авто маршрут.


На машине к Тепе-Кермен нужно ехать через село Машино и, проехав от села еще около 1,5 км, свернуть влево, на грунтовую дорогу. До долины реки Качи через Бахчисарай мы добрались уже поздним вечером, когда стемнело. Искать платный ночлег в ближайших селах не стали, хотя знали, что в этом районе есть туристические базы. Когда свернули на грунтовую дорогу и через несколько метров поняли, что она сильно размыта, в темноте легко застрять или разбить машину, оставили идею заночевать у самого подножия Тепе-Кермен. Мы выбрали место непосредственно рядом с грунтовкой, благо там никто по ночам не ездит. Разбили палатку, детей отправили спать в машину рядом. Ночное небо было в тот день особенно восхитительным: ясное, яркое, переполненное звездами и звездными туманностями. Я не успевала загадывать желания, так часто приходилось ловить взглядом падающие звезды. Недалеко от поверхности земли пролетали светлячки, крошечные тельца которых в темноте светились зеленым, словно точечные фонарики. Из Машино доносился незатихающий лай собак, который прерывал сон. Наутро, проснувшись, мы окончательно приняли решение идти пешком по грунтовой дороге до Тепе-Кермен. Местные жители, конечно, ездят по раздолбанной и глубоко размытой колее, но мы не рискнули.

От нашей временной стоянки рядом с грунтовкой до места, с которого непосредственно начинается подъем на Тепе-Кермен, было около 2-3 км. К Тепе-Кермен можно пройти пешком и из Бахчисарая, от Ханского дворца, мимо турбазы "Привал", и через Михайловское лесничество. Подъем на Тепе-Кермен идет по северо-восточному склону, остальные склоны труднодоступные или неудобные. Это мы проверили на себе. С одной стороны, осваивать тропы без проводника увлекательно, ощущаешь себя "первопроходцем", а с другой стороны, даже при подробном описании пути в интернете можно ошибочно выбрать другую тропу и потерять время и силы. В некоторых безлюдных и труднодоступных местах Крыма вообще небезопасно, поэтому помощь проводника считается обязательной.


Конечно, Тепе-Кермен не относится к таким местам, однако нас угораздило свернуть на тропу восточнее основного подъема. Поняли мы это, когда уже на 2/3 преодолели подъем. Дальше лезть, особенно с пятилетней дочкой, не захотелось, учитывая, что до этого приходилось чуть ли, не ползком, на четвереньках преодолевать неустойчивый и скатывающийся под ногами грунт. Мы спустились и нашли основную тропу, до которой не дошли немного меньше километра. Там же дежурили работники заповедника, собиравшие плату за вход на Тепе-Кермен.


С этого места подъем осуществляется по раздваивающейся тропе. Левее она круче, по ней мы поднимались. Приходилось цепляться за корни деревьев, поэтому желательно взять с собой палку, чтобы можно было опираться. Однако эта тропа показалась нам гораздо легче той, по которой мы полезли вначале. Обратно спускались по тропе справа, она самая удобная. В нашей семье после всех "петляний" даже забавная присказка появилась: "Если вы экстремал, то забирайтесь на Тепе-Кермен с юго-запада или юга, если почти экстремал, то на развилке по основному подъему выбирайте левую тропу, если не экстремал, то держитесь правее. А если вы вообще не любите прикладывать усилия, то оставайтесь дома перед телевизором".

Пещерный город Тепе-Кермен до сих пор является наименее исследованным, несмотря на свое удачное расположение и близость к населенным пунктам. Поселение представляет собой трехуровневую систему пещерных сооружений на вершине горы-останца, бывшей составной частью Внутренней гряды Крымских гор. Размещаясь на самом скромном по площади плато, всего 1,2-1,3 га, городище Тепе-Кермен имеет около 250 хорошо сохранившихся пещерных помещений разного назначения: погребального, культового, хозяйственного и оборонительного. По насыщенности искусственными пещерами Тепе-Кермен занимает первое место среди памятников подобного рода, по количеству таких сооружений уступает только Эски-Кермену.


Северо-восточный склон Тепе-Кермена занимает некрополь, первые погребальные сооружения которого ученые относят к VI-VII вв. нашей эры. Конструкция некоторых склепов состояла из одной или нескольких погребальных камер и дромоса, вход в склепы закрывался плитой. Такой вид захоронений существовал еще в тавро скифской традиции. Кстати, среди вещей, раскопанных на месте Тепе-Керменских захоронений, нашли нащечную пряжку от конской сбруи IV в. до н.э. в виде стилизованного изображения барана. Вполне возможно, эта вещица – амулет, принадлежность скифской или более поздней скифо-сарматской культуры. Что самое интересное, на соседнем с Тепе-Кермен плато Хыс-Хулен-Бурну археологами было обнаружено поселение, сегодня называемое Кыз-Кермен. Это место нечасто посещается туристами, хотя имеет очень давнюю историю. При археологических раскопках здесь нашли остатки скифских укреплений, датируемых IV в. до н.э.- II в. н.э., просуществовавших до вторжения готов в Крым в III в. н.э..


Весьма загадочным является то, что на плато Хыс-Хулен-Бурну практически нет искусственно высеченных пещерных сооружений в отличие от их изобилия на Тепе-Кермен. Это предположительно говорит о том, что для местного этноса Кыз-Кермен было не характерным высекание искусственных пещер для проживания. Скорее всего, изначально на плато Хыс-Хулен-Бурну находились хорошо укрепленная крепость и развитое городище с высоким статусом, а соседнюю возвышенность Тепе-Кермен использовали исключительно для захоронений.


Все это дает основание предположить, что Кыз-Кермен и Тепе-Кермен были составляющими единого древнего культово-административного центра, а пещерное поселение на Тепе-Кермен возникло позднее, по версии археологов и историков в VI веке нашей эры. Расцвет же пещерного города Тепе-Кермен пришелся на период с IX по XIII вв. н.э., возможно, когда влияние культовых слоев, населявших Хыс-Хулен-Бурну, стало переходить к культовым слоям, населявшим Тепе-Кермен.


Может быть, это произошло в результате переселения на Тепе-Кермен монахов раннего христианства, которые в скалах высекали пещеры, превращая их в храмы, кельи и святые места, монастырские комплексы, отсутствующие в скифской культуре. Скифы высоко ценили только места своих захоронений и в основном поклонялись могилам своих умерших со всей страстью и преданностью. Древнегреческий историк Геродот удивлялся отсутствию у скифов изображений богов, алтарей и храмов, и действительно, за исключением весьма скромных акрополей позднего периода в скифских городах, пока еще не было открыто ни культовых мест, ни предметов, которые можно было бы наверняка связать с проведением религиозных церемоний. Таким образом, он, вероятно, был прав, полагая, что для отправления религиозных ритуалов скифы собирались в условном месте и уходили оттуда по их окончании, но при этом они не считали, что проведенная церемония каким-то образом освятила то место, где ее проводили.


Местное, коренное и пришлое, смешанное и многокомпонентное, состоящее из аланов, сарматов, готов, скифов, население горных районов, среди которых были еще сильны традиции язычества и влияние раннего тавро скифского культа, стало приобщаться к христианскому культу. Особенно быстро распространялось христианство среди крымских готов. Авторитет монахов и ранних христианских монастырей возрастал, что нашло отражение в изменении характера захоронений на Тепе-Кермен. На территории некрополя северо-восточного склона появляются надгробные камни с изображением креста, датированные VIII-X вв. н.э.. Постепенно склепы некрополя переходят в могильники с плитовыми, а позднее и грунтовыми могилами, характерными для греко-византийского периода.


Среди множества крымских легенд, существует сказание о Кыз-Кермене и Тепе-Кермене. Согласно этой легенде, некогда Кыз-Кермен (в переводе с тюркского "Девичья башня") был хорошо укрепленным торговым городом. Правил им князь, которому во всем помогала дочь-красавица. А князь и его войско соседней возвышенности Тепе-Кермен, непрестанно чинили обиду городу, грабя торговые караваны, подчиняя жителей окрестных поселений. Чтобы наладить мир, старейшины Кыз-Кермена решили поженить дочь и молодого наследника замка Тепе-Кермен. Молодые согласились, но между ними возник спор. Молодой наследник замка Тепе-Кермен потребовал, чтобы невеста пришла к нему в замок, но она была горда и своевольна, и считала, что жених должен явиться к ней первым. Старейшины порешили устроить встречу на нейтральной территории. Они соорудили мост через овраг-пропасть между Кыз-Кермен и Тепе-Кермен, приглашая будущих возлюбленных в сопровождении подчиненных дружин встретиться на нем. Но дойдя до середины моста, девушка, вспомнила старые обиды, нанесенные ее народу, сгоряча выхватила нож и убила жениха. Дружина, находящаяся при расправе над молодым наследником Тепе-Кермен, вмиг зарубила девушку, затем между враждовавшими друг с другом дружинами разгорелась потасовка, мост обрушился и все упали в обрыв.


В этой легенде с глубоким сакральным смыслом можно провести любопытные параллели, связанные с историей развития данного региона. Тюркское название Кыз-Кермен ассоциируется с народностью, ранее поклонявшейся Деве – главному божеству матриархата. Этот народ, поддерживающий культ Девы, изначально проживал на данной территории. Жених с Тепе-Кермен в легенде символизирует новый культ, патриархат. Возможно, он берет начало с вторжения готских племен в исследуемую область, которые, как в древности и полагалось, грабили священные захоронения местного населения с целью наживы, а с появлением нового вероисповедания на Тепе-Кермен стали его последователями. Та, единственная, искусственно созданная пещера в обрыве плато Хыс-Хулен-Бурну, была высечена уже в период существования монастырского комплекса на Тепе-Кермен. Это наглядно следует из внутренних деталей и обустройства пещеры, а также ее направленности в сторону Тепе-Кермен, что тоже символично. Скорее всего, в ней проживал монах-отшельник из монастыря на Тепе-Кермен. Чтобы посетить эту пещеру на Кыз-Кермен, надо рискнуть спуститься по стертым ступеням в обрыве скалы, что по описаниям очевидцев доставляет такую сильную и неповторимую гамму эмоций, намного превосходящую, чем, целый день лазания по Тепе-Кермен и Эски-Кермен. Эта пещера, как своеобразная монашеская жертва женственности (чему? или чего?, совершенно неважно по причине одного и той же морфемы-окончания) – бессмысленный или совершенно исключительный аскетический подвиг на грани хрупкости высокой жизни и искушающего смертельного лика перед неотвратимой пропастью?

Но вернемся к описанию пещерного города Тепе-Кермен, чья хозяйственная направленность видна сразу. Большинство пещер использовалось для всесезонного содержания скота, поэтому это поселение часто называют "городом скотоводов". В скальных помещениях, предназначенных как хлева и загоны, насчитывается большое количество вырубленных в стенах и на полу разных видов кормушек. Простые скотоводы проживали в одних и тех же помещениях с животными. Загоны с кормушками и каменными петлями привязи продолжаются небольшими прямоугольными нишами или овальными комнатками с входными проемами. Некоторые входы находятся сразу за кормушками, оснащены подрубками под деревянные рамы и пазами для засовов. Такие ниши и комнатки служили спальнями для людей, которые закрывались на ночь в этих скромных уголках, а животные теплом своих тел согревали их от холода. В пещерах можно наблюдать около стенные или напольные углубления для очагов, где готовили пищу и поддерживали огонь для обогрева помещений.

На плато городища ведут главные северо-восточные ворота. В древности здесь была построена дорога в три марша. Остатки от нее при желании можно проследить на заросшем лесом склоне. На Тепе-Кермен ученые выделяют три храма. Один из них располагался у главного входа, от него осталась комната с полукруглыми арочными нишами в стене и с вырубными могилами и костницами. Скорее всего, это церковное помещение было частью многокомнатного комплекса. В метрах пятидесяти к северу, на втором ярусе была вырублена церковь с ризницей. Попасть в нее можно, не поднимаясь на плато. В неприметном с тропы храме у восточной стены располагалась алтарная апсида, а южная стена имела вход в скругленное помещение, определенное учеными как ризница. Вдоль стен церкви были устроены скамьи, а в полу и нише стены - могилы. Здесь же можно увидеть надпись на греческом языке и изображение с древнееврейской надписью (возможно оставленное неким караимом при посещении церкви в более позднее время). Считают, что эти две церкви появились на последних этапах жизни пещерного города, в XIII-XIV вв. н.э..

Визитной карточкой Тепе-Керменской обители является церковь с крещальней (баптистерием). Ее возникновение большинство относит к VIII веку нашей эры, однако некоторые ученые датируют ее первыми веками христианства. Особенностью храма является его поперечное расположение с вынесенной внутрь алтарной преградой. Гайдуков Н.Е.: "Храм в плане вытянут, но не с запада на восток, как это бывает обычно" (примеч. авт. у христиан), "а с севера на юг" (примеч. авт. как у караимов). Еще одна загадка Тепе-Кермен. Уж не намек ли это на времена укрепления Хазарского каганата в Юго-Западном Крыму и ослабления Византийского влияния? Тогда еврейские надписи можно связать с проживанием караимов на возвышенности Тепе-Кермен в поздний период существования пещерного города и использование ими церкви в своих целях, а потом они переселились на более укрепленный Чуфут-Кале после золотоордынского нашествия в Крыму.


С одной стороны, археолог А.Л. Якобсон отмечал, что архитектурное решение с поперечным расположением нефа было характерно для византийского востока, в отличие от столичного византийского стиля. По другой из версий в церкви с баптистерием изначально стояла перегородка, отделяющая помещение с крещальней. Это может свидетельствовать в пользу древнего происхождения храма, т.к. в ранние времена христианства некрещеный человек не имел права входить в храм и крещение проводилось в отдельно сооруженных при храмах крещальнях. По этому поводу высказывается П. Бабенчиков, исследовавший церковь в 1940 году: "В старину вся восточная часть пещеры до самого алтаря была изолирована от храма, что вяжется с аналогиями в других пещерных храмах... Дальнейшим выводом из этой предпосылки будет предположить, что ориентировку алтаря нужно считать не на север, как делали до сих пор, а на восток. В пользу последнего предположения, помимо других данных, говорит и тот факт, что из двух входов в алтарь западный имеет ширину 0,68 м, а южный (считаемый до сего времени царскими вратами) всего 0,5 м. Думаю, что исследователей вводила в заблуждение хорошая сохранность алтарной преграды с крестами в южной стене алтаря и полное разрушение ее в западной".

Что же на самом деле скрывает Тепе-Кермен? Пещеры горы-останца разного происхождения: отчасти они относятся к христианскому монастырю, отчасти к укрытиям караимов, отчасти к хозяйству феодального замка X-XI вв., может быть и то, и другое здесь существовало одновременно? Как считает Гайдуков Н.Е.," это вообще характерно для Крыма - возможность жить сообща, всем вместе, относительно не стесняя других". (Путеводитель по пещерным городам Крыма).


Обзор пещерного города Тепе-Кермен мы закончили к трем часам дня. Вернувшись к машине с толстым налетом придорожной пыли, я поняла для себя, что вторую ночь хотела бы провести в гостиничном номере и обязательно с горячим душем. Поэтому, мы стали собираться в Баштановку, чтобы выяснить, где пообедать и найти платный ночлег.

Тепе-Кермен располагается на высоте в 540 м над уровнем моря и возвышается на 250 м над окрестными долинами. С городища можно полюбоваться живописными пейзажами долины реки Кача и виднеющимися вдалеке куполами Крымской обсерватории, а от расположенного на соседней скале Кыз-Кермена этот пещерный город отделяет лишь глубокая балка. У местных жителей существует любопытная легенда о разрушенной взаимосвязи этих двух скальных замков. Когда-то их владельцы решили породниться, но то ли невеста, то ли жених оказались настолько упрямы, что не решались сделать первый шаг и прийти в соседнюю крепость. Специально для встречи придумали соорудить мост между замками, который повис над оврагом. Но девушка, вспомнив о былых обидах, убила жениха, бросившись затем в пропасть, а мост был разорван. Так, согласно крымским легендам, была разрушена взаимосвязь этих двух пещерных городов .

Виды, открывающиеся с высоты Тепе-Кермен

Западный и северо-западный склоны Тепе-Кермен заросли лесами. На юго-западе гора совершенно недоступна из-за обрывов, высота которых местами достигает 12 м. Лишь в северо-восточной части существует единственная тропа для восхождения к этому пещерному городу, название которого переводится как «гора-крепость», что вполне оправдывает себя уже при первом взгляде на эту неприступную скалу.

Тепе-Кермен - самый настоящий «мёртвый» город, о существовании которого нет исторических упоминаний и чьё прежнее название стёрлось в веках. История не сохранила иных наименований этого пещерного поселения, а ведь как и другие крымские пещерные города-крепости, Тепе-Кермен возник примерно в 6 веке как укрепление на границе с византийскими землями. В 10-11 веках город разрастается, становится более заселённым, здесь появляются наземные храмы, от которых время не оставило почти никаких следов. Археологи полагают, что расцвет этого пещерного города пришёлся на 11-14 века, когда он являлся крупным центром культурной и хозяйственной деятельности в долине реки Кача. Из-за постоянного вторжения татар к концу 14 века жизнь в городе постепенно угасает, а Тепе-Кермен превращается в очередного молчаливого свидетеля канувших в Лету времён. Правда, после разрушения города ещё некоторое время (вплоть до 16 века) здесь существовал небольшой пещерный монастырь.

Общая площадь Тепе-Кермен сравнительно невелика и не превышает 1 га. Тем не менее, на таком участке сосредоточено множество искусственных пещер. На Тепе-Кермен их не менее 250-ти, самых разных по размерам, форме и назначению. Одни пещеры использовались под хозяйственные нужды, в некоторых располагались культовые сооружения, включая погребальные комплексы. Многие из пещер на Тепе-Кермен многоярусные (достигают до 6 ярусов), а местами образуют целые комплексы из 2-3-4-х подземных помещений. В верхние ярусы пещер можно попасть исключительно с плато. Нижние ярусы пещер чаще всего становились загонами для содержания скота. Их здесь около 200, что склоняет исследователей к мысли, что это был город скотоводов.

В пещерах западной части города располагались преимущественно казематы и бойницы для отражения вражеских атак.

На Тепе-Кермен встречаются также и небольшие пещерные монастырские комплексы.

Многие пещеры удивляют потрясающей акустикой и экзотическими архитектурными декорациями. Немало из них, подобно обычным помещениям, закрывались деревянными дверьми и сохранили следы перегородок, которые разделяли одно подземное помещение на несколько внутренних комнат. Большая часть таких искусственных сооружений высечена на отвесных сторонах скалы. Многие из них соединены вырубленными в тех же скалах лестницами, которые можно заметить, даже находясь у подножия Тепе-Кермен. Из этих пещер открывается живописный вид на долину.

На самом же плато пещеры больше похожи на подвалы, которые скрывались входными люками. Некоторые из них служили своеобразными цистернами для сбора дождевой воды, которая, скорее всего, была единственным источником живительной влаги в этом городе.

Известно, что жилые постройки здесь, как и в подобных городах-крепостях, были двухэтажными, а их крыши укрывала красная черепица.

Среди наиболее известных сакральных сооружений Тепе-Кермен - расположенная в пещере на северо-восточной окраине плато церковь с сохранившимся необычным алтарём, датируемым примерно 8-9 веками. Храм небольшой и вытянут не вдоль оси, в направлении алтаря, а по направлению «север-юг». Так принято не у христиан, а у караимов, что является очередной загадкой Тепе-Кермен, ведь следов обитания этого народа здесь не найдено. Алтарь окружали 6 (уцелели лишь три) расположенных полукругом колонн. В стенах высечены кресты, а в юго-восточной части можно заметить следы вырубленных в полу гробниц, над которыми заметны остатки настенных надписей на греческом языке. Есть у этого пещерного храма и свой особый секрет, о котором непременно поведают экскурсоводы. В пещере есть своеобразное окно, секрет которого заключается в том, что в пасхальные дни солнечные лучи, попадающие через него внутрь храма, проявляют на противоположной стене очертания креста.

Помимо этого, на Тепе-Кермен встречается ещё несколько пещерных храмов. Среди пещер нижнего яруса располагается ещё одна известная пещерная церковь. В ней сохранились ризница и надпись, содержащая несколько букв древнееврейского алфавита. Существовали здесь и наземные церкви, среди которых наибольший интерес представляют руины на южной окраине города. Эта небольшая часовенка сложена из массивных каменных блоков. Археологи полагают, что когда-то она относилась к единому масштабному храмовому комплексу.

Из-за небольшой площади городища грандиозных работ по его исследованию не проводилось, и поэтому Тепе-Кермен сохранил ещё немало тайн. Однозначно определить тип этого поселения почти невозможно. Можно утверждать, что одним из основных занятий жителей этого пещерного города было скотоводство, но говорить о том, чем же в действительности был Тепе-Кермен, сложно. Существовал ли здесь настоящий пещерный монастырь (о чём свидетельствует наличие множества храмов), была ли оборонительная крепость (следов оборонительных сооружений так и не было найдено) или же просто величественный феодальный замок - нельзя сказать однозначно. Существует даже предположение, что на Тепе-Кермен располагался большой некрополь, что подтверждает и обилие найденных склепов с останками.

Одна из любопытных достопримечательностей Тепе-Кермен - Солнечный Камень, напоминающий менгир в форме солнечных часов, на самом деле являющийся сводом рухнувшей пещеры. Он располагается прямо над пропастью в юго-западной части плато. Эзотерики считают, что в нём хранится вся энергетическая мощь этого пещерного города Крыма, а легенды гласят, что в нём заключена душа великого колдуна древности.

Располагается этот пещерный город Крыма в 7 км от Бахчисарая. Экскурсии по Крыму , включающие посещение пещерного монастыря Качи-Кальон нередко предлагают и посещение расположенного в Качинской долине Тепе-Кермен.

Можно осуществить не менее увлекательное путешествие к этому пещерному городу и от Чуфут-Кале , пройдя по тропе мимо старинного караимского кладбища и через лес до горы-останца, на которой и располагается Тепе-Кермен.

Можно добраться и на рейсовом автобусе Бахчисарай-Синапное, маршрут которого проходит и мимо Качинского навеса, служившего стоянкой древнего человека , затем мимо величественной скалы с пещерным монастырём Качи-Кальон, и мимо Девичьей крепости - Кыз-Кермен, сразу за которой уже можно заметить и очертания Тепе-Кермен. Выйти нужно на остановке Кудрино. За сосновым лесом располагается туристическая стоянка, а от неё ведёт тропа на плато.

Смотрите фотографии пещерного города Тепе-Кермен в нашей галерее

Материалы страницы составлены на основе авторской статьи Skywriter13

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: