Начало революции в китае. Синьхайская революция в китае. Позитивные веяния этих процессов

История мировых цивилизаций Фортунатов Владимир Валентинович

§ 25. Революция в Китае

§ 25. Революция в Китае

Самое крупное по численности населения государство мира на протяжении десятилетий оставалось в полуколониальной зависимости от иностранных держав. В начале XX в. более 90 % из 400 млн жителей Китая было неграмотно. Длительное время огромной страной руководила императрица Цыси, которая начинала свою карьеру в роли третьей наложницы. Собственного сына она отстранила от власти, изолировала и, по общему убеждению, отравила, как, впрочем, и себя. В 1911 г. маньчжурская династия была свергнута. Но страна оказалась в состоянии политической раздробленности. Отдельные регионы и провинции находились под контролем местных военачальников («милитаристов»), которые воевали между собой.

В мае 1919 г. в Китае началось массовое патриотическое движение против решения Парижской мирной конференции, по которому провинция Шаньдун от Германии передавалась Японии. В движении принимали участие китайские национальные предприниматели, торговцы, рабочие, интеллигенция. В 1921 г. в Китае образовалась Коммунистическая партия, с деятельностью которой руководители партии большевиков связывали перспективы победы мировой революции.

В освободительном движении действовали различные политические силы. Огромным авторитетом пользовался Сунь Ятсен, который в начале 1923 г. возглавил правительство в Гуанчжоу.

Имена. Сунь Ятсен

Сунь Ятсен (1866–1925), китайский политический деятель. Создал в 1894 г. революционную организацию Синчжунхой («Союз возрождения Китая»), в 1905 г. более массовую организацию Чжунго тунмэнхой («Китайский объединенный союз») и др. Организовал ряд восстаний против императорской власти. Находился в эмиграции в Японии, Англии, Гонконге, Французском Индокитае, США, где успешно собирал деньги для китайских революционеров, возглавляя Синьхайскую революцию 1911–1913 гг., был первым (временным) президентом Китайской Республики. В 1912 г. основал партию Гоминьдан. В 1923 г. объяснял, что в Китае нельзя создать коммунистическую, советскую систему. Главной задачей считал буржуазно-демократические реформы и обеспечение независимости Китая. В своем политическом завещании Сунь Ятсен выражал уверенность в том, что «придет время, когда СССР, наш лучший друг и союзник, будет приветствовать могучий и свободный Китай». В Китае его называли «китайским Лениным».

При помощи Коминтерна Коммунистическая партия Китая и Национальная партия (Гоминьдан) установили сотрудничество в форме единого фронта. В соответствии с принципом «национализма» предполагалось бороться за создание независимого суверенного китайского государства. В соответствии с принципом «народовластия» предполагалось ликвидировать систему милитаризма и установить республиканскую государственность. Принцип «народного благоденствия» предусматривал наделение крестьянства землей и установление государственного контроля над системой финансов, транспорта, важнейшими отраслями промышленности. Сунь Ятсен выступал за демократические преобразования в Китае, за развитие отношений с Советской Россией, но уже в марте 1925 г. умер.

Гоминьдан создал Национально-революционную армию, которая в течение 1926–1927 гг. установила свой контроль над рядом крупных китайских городов. Китайцам помогала группа советских военных советников во главе с героем Гражданской войны, будущим маршалом В. К. Блюхером.

Весной 1927 г. командующий войсками Гоминьдана Чан Кайши совершил военный переворот в Шанхае и Нанкине. Жертвами кровавого террора стали около 400 тыс. коммунистов и членов профсоюзов. Через некоторое время единый фронт с КПК распался. Коммунисты перенесли свою деятельность в отдаленные сельские районы.

Имена. Чан Кайши

Чан Кайши (1887–1975), китайский государственный деятель, глава правительства в Китае в 1927–1949 гг., с 1935 г. главнокомандующий китайской армией, генералиссимус.

Чан Кайши был яростным противником коммунизма. С 1926 г. возглавлял партию Гоминьдан. В 1928–1937 г. пытался объединить большую часть Китая, проводил финансовые реформы, совершенствовал средства связи и образование, содействовал укреплению традиционных китайских ценностей. СССР официально поддерживал правительство Чан Кайши, которое в 1930-х гг. вело борьбу с японскими агрессорами. Одновременно и тайно СССР поддерживал китайских коммунистов во главе с Мао Цзэдуном. Некоторое время китайские силы под руководством Чан Кайши и Мао Цзэдун действовали вместе против японских войск.

После окончания Второй мировой войны в Китае началась гражданская война, в которой Чан Кайши потерпел поражение. Члены Гоминьдана в 1949 г. эвакуировались на остров Формоза (современный Тайвань). Чан Кайши возглавил правительство на Тайване, пользовался поддержкой США. После смерти Чан Кайши президентом Китайской Республики (на острове Тайвань) стал его сын. Большинство стран мира, включая Россию, в качестве законного представителя китайского народа признает только Китайскую Народную Республику.

КПК ставила своей целью свержение гоминьдановского правительства Чан Кайши и установление в Китае советской власти по примеру СССР. На территории освобожденных районов были образованы органы народной власти, создана Красная армия, проведена аграрная реформа, по которой земля передавалась бедноте. Однако распространить свое влияние на всю страну коммунистам не удавалось. Карта Китая стала напоминать пятнистую шкуру леопарда.

В то же время к концу 1928 г. Чан Кайши удалось объединить под своим руководством большую часть Китая со столицей в Нанкине. Его правительство стимулировало национальное предпринимательство, что обеспечивало рост промышленного и сельскохозяйственного производства. Были приняты многие законы, ограничивалось влияние иностранных держав, противоречия между которыми Чан Кайши стремился использовать. Против советских районов Чан Кайши предпринял ряд походов. Красная армия терпела поражения, но продолжала сражаться. В руководстве КПК ко второй половине 30-х гг. ведущую роль стал играть Мао Цзэдун.

Обстановкой внутренней нестабильности в Китае воспользовались японцы. Они в 1931 г. заняли северо-восток Китая. Сфера японского влияния постепенно расширялась. Перед лицом японской агрессии был восстановлен единый фронт. Коммунисты признали нанкинское правительство в качестве центрального правительства Китая, а гоминьдановское руководство рассматривало КПК и Красную армию в качестве своих союзников.

В 1937–1938 гг. началась полномасштабная японо-китайская война, в результате которой японцы оккупировали восточные приморские провинции с городами Нанкин, Гуанчжоу, Ухань. Гоминьдановское правительство перебралось в город Чунцин (провинция Сычуань). СССР направил Чан Кайши боевую технику, более 3 тыс. военных специалистов, т. к. видел в официальном китайском правительстве противовес японской экспансии в опасной близости от советских границ. В то же время СССР тайно помогал КПК, которой удалось к началу 1940-х гг. создать в тылу у японских войск обширные освобожденные районы.

Первые десятилетия XX в. проходили в Китае под знаком сложнейшей политической борьбы, от исхода которой многое зависело не только для жизни китайского народа, но и для всего мирового развития.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

О Китае Для начала отметим, что в Восточной Азии расположены две этноландшафтные области: земледельческая - Китай и кочевая - Центральная Азия с Тибетским нагорьем. Несмотря на густую населенность Китая и малочисленность степняков - тюрок и монголов, эти культурные

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

А в Китае… В Древнем Китае - это эпоха семи «Воюющих царств». Для наглядности позволим себе иллюстративную аналогию: сопоставим Китай IV в. до н. э. с Европой XVI в. Аналогом воинственной и пропитанной мавританским духом Испании было царство Цинь, включившее в себя

Из книги В поисках вымышленного царства [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Война в Китае В 1253 г. Хубилай обошел империю Сун с запада. Он провел войско из Шэньси в Сычуань и покорил находившееся на юге Китая самостоятельное царство Наньчжао. В отличие от Хулагу Хубилай запретил убивать жителей сдавшейся ему столицы и тем закрепил монгольскую

Из книги Рюриковичи. Собиратели Земли Русской автора Буровский Андрей Михайлович

Войны в Китае В 1207–1211 годах монголы завоевали землю лесных племен Южной Сибири. Они обложили их данью и взяли в свое войско много молодых мужчин. За время правления Чингисхан завоевал почти все государства и племена Центральной Азии, а к 1215 году - и Северный Китай.За

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ИМПЕРИЯ СУН В КИТАЕ

Из книги Великий обман. Выдуманная история Европы автора Топпер Уве

Рим в Китае В один прекрасный день 1625 года строители, работавшие в древнем городе Сиань Фу (одна из бывших столиц Китая), обнаружили трехметровую, весом в 2 тонны мраморную плиту с надписями на сирийском и китайском языках. В тексте содержалось указание на христианское

Из книги Три революции [черновик книги Великая русская революция, 1905-1922] автора Лысков Дмитрий Юрьевич

6. Перманентная революция и мировая революция Ленин пошел, казалось, на немыслимое: в силу особой специфики развития России, движущей силой, руководителем революции он объявил пролетариат – «единственный до конца революционный класс». Саму революцию он объявил не

Из книги Аттила автора Дешодт Эрик

В Китае Аттила продолжил путь на восток. Он решил добраться до самого Китая. От Каспия до Великой Китайской стены путь был еще долог. Сначала он приветствовал массагетов, поселившихся между Амударьей и Сырдарьей, впадающими в Аральское море, которые в свое время признали

автора Крофтс Альфред

Глава 15 РЕВОЛЮЦИЯ В КИТАЕ Мы, наследники Сунь Ятсена, приветствуем вас, наследников Ленина. Письмо Гоминьдана Москве, 1925 Ешьте хорошие лепешки! Носите теплую одежду! Имейте десять долларов! Я пеку вкусные лепешки. Япония дает каждому китайскому мятежнику длинную, теплую

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

РЕВОЛЮЦИЯ В КИТАЕ Через несколько месяцев европейцы были вовлечены в войну. Юань, когда он готовился восстановить империю, надеялся на то, что практически не будет вмешательства извне. Он установил дату своей коронации, и были распределены патенты на новое дворянство.

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1911–1912 Синьхайская революция в Китае Эта революция, названная по месяцу китайского календаря, началась с восстания в г. Учан провинции Хубэй. Она была вызвана всеобщим недовольством маньчжурской Цинской династией, правившей Китаем почти 270 лет. И хотя к концу XIX в. были

Из книги Подъем Китая автора Медведев Рой Александрович

Китайская армия и «культурная революция» в Китае В годы «культурной революции» отряды «хунвейбинов» и «цзаофаней» громили партийные комитеты на разных уровнях как «штабы тех, кто идет по капиталистическому пути». В стране был хаос, и органы власти формировались как

Из книги Гибель империи казаков: поражение непобежденных автора Черников Иван

Глава 6 В КИТАЕ В эмиграции казаки продолжили борьбу с красными. Обосновавшись в пограничной крепости Китая Сайдун, Дутов, устроив сносную жизнь отряда, дружил с военным губернатором Илийского округа, наладил связи с Семиречьем и Иргашем - главой басмачей

Из книги История Гражданской войны автора Рабинович С

§ 1. Октябрьская революция – революция социалистическая Великая социалистическая революция в России в октябре 1917 г. положила начало мировой пролетарской революции. Она была направлена против буржуазии города и деревни. Основной, главной ее целью было свержение

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Русичи в Китае 1807–1823 годы. Бичурин Никита Яковлевич (1777–1853), русский путешественник, проповедник, исследователь Китая. Н. Я. Бичурин, окончив Казанскую духовную академию, принимает монашество и возглавляет русскую православную духовную миссию в КитаеГлебов Фёдор

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Жрецы в Китае Жрецов в полном смысле этого слова в Древнем Китае не было, как не было и великих персонифицированных богов и культовых сооружений в их честь. Те верховные божества, которым поклонялись иньцы и чжоусцы (Небо, Земля), не нуждались в специальных жрецах, так как

Председатель ЦК КП Китая Мао Цзэдун в 1966 году объявил о начале «культурной революции», призванной «реставрировать капитализм» в КНР и «бороться с внутренним и внешним ревизионизмом». Как отмечают историки, эта серия идейно-политических кампаний была нацелена на то, чтобы устранить из руководящих органов партии всех несогласных с его политикой.

Источник: wikipedia.org
Источник: wikipedia.org

В конце 50-х годов наметился разлад в отношениях между СССР и Китаем, что привело к расколу международного коммунистического движения. Мао Цзэдун видел угрозу собственной власти в Коммунистической партии Китая в разоблачении культа личности Сталина на XX съезде КПСС, курсе Хрущева на постепенную либерализацию в экономике.


Источник: wikipedia.org

В свою очередь в СССР также были недовольны политикой Мао и отозвали всех советских специалистов, работавших в КНР. Апогеем конфликта между двумя странами стали столкновения на границе вокруг острова Даманский на реке Уссури.


Источник: wikipedia.org

Еще одной причиной для проведения «культурной революции» стал провал политики «большого скачка». В 1958 году в Китае был объявлен курс на строительство «нового Китая». Изначально направленный на укрепление индустриальной базы и резкий подъем экономики, он обернулся одной из крупнейших трагедий китайского народа.


Источник: wikipedia.org

Выбранный курс обошелся Китаю почти в $70 млрд, примерно 45 млн человек погибли от голода. Недовольные этим политическим курсом стали формировать оппозицию, в которую входили также председатель КНР Лю Шаоци и Дэн Сяопин. Мао, понимавший, что удерживать власть все сложнее, начал политику массового террора.


Источник: wikipedia.org

Начало «культурной революции» в Китае совпало с очередной кампанией «самокритики», которая заключалась в том, что китайцы (в том числе и партийцы) должны были в письменной форме изложить свои ошибки перед партией. Этой своеобразной традиции должен был последовать и председатель КНР Лю Шаоци, а также его соратники, что использовал в своих интересах Мао.

Компартия Китая. Борьба за власть


Мао Цзэдун и Лю Шаоци, 1966 год. (wikipedia.org)

На XI пленуме ЦК КПК разбиралось письмо Лю Шаоци, после чего он был отстранен от работы до тех пор, «пока Компартия Китая будет определять характер его ошибок». Это была обычная практика для Китая того времени. В таком положении член партии, официально не лишенный своего поста, но фактически отстраненный от работы и находящийся под домашним арестом, мог находиться сколь угодно долго.


Лю Шаоци с семьей. (wikipedia.org)

В итоге отстраненный Лю Шаоци и его семья подвергались многочисленным допросам, возле их дома собирались демонстрации в поддержку Мао. В конечном итоге Лю Шаоци был заключен в тюрьму, где умер там в 1968 году.


Источник: wikipedia.org

«Постановление о великой пролетарской культурной революции», 8 августа 1966 года: «Ныне мы ставим себе целью разгромить тех облеченных властью, которые идут по капиталистическому пути, раскритиковать реакционных буржуазных «авторитетов» в науке, раскритиковать идеологию буржуазии и всех других эксплуататорских классов, преобразовать просвещение, преобразовать литературу и искусство, преобразовать все области надстройки, не соответствующие экономическому базису социализма, с тем чтобы способствовать укреплению и развитию социалистического строя».

Демонтированные статуи из буддистского храма. (wikipedia.org)

Выдержка из пропагандистской газеты, 1 июня 1966 года: «Решительно, радикально, целиком и полностью искореним засилье и зловредные замыслы ревизионистов! Уничтожим монстров — ревизионистов хрущевского толка!»


Источник: wikipedia.org

Нечеткое определение классовых врагов пролетариата привело к «войне всех против всех». Наибольшее давление ощущали на себе бывшие феодалы, духовенство и интеллигенция. Бороться же с врагами стали молодые «бунтари» — хунвейбины (школьники и студенты) и цзаофани (молодые рабочие).


«Танец верности». (wikipedia.org)

Они формировали банды и искали «ревизионистов», которыми зачастую становились их преподаватели, слабые местные власти и так далее. Пойманных «бунтари» наряжали в шутовские колпаки, раскрашивали им лица и подвергали всяческим издевательствам.


Источник: wikipedia.org

Маршал КНР, считавшийся правой рукой и наследником Мао Цзэдуна, Линь Бяо: «Ну, убивали людей в Синьцзяне: за дело убили или по ошибке — все равно не так уж много. Еще убивали в Нанкине и других местах, но все равно в целом погибло меньше, чем погибает в одной битве. Так что потери минимальны, так что достигнутые успехи максимальны, максимальны. Это великий замысел, гарантирующий наше будущее на сто лет вперед. Хунвейбины — это небесные воины, хватающие у власти главарей буржуазии».


Источник: wikipedia.org

Уже в августе 1967 года все пекинские газеты начали называть тех, кто выступал против политики Мао, «шныряющими по улицам крысами» и открыто призывали к их убийству. При этом арестовывать хунвейбинов (борцов с антимаоистами) запрещалось.

Агитация. (wikipedia.org)

Выдержка из письма одного из студентов университета города Сямынь в провинции Фуцзянь: «Некоторые (преподаватели) не выдерживают собраний критики и борьбы, начинают плохо себя чувствовать и умирают, скажем прямо, в нашем присутствии. Я не испытываю ни капли жалости ни к ним, ни к тем, кто выбрасывается из окна или прыгает в горячие источники и гибнет, сварившись заживо».


Источник: wikipedia.org

Бесчинствам хунвейбинов не то что не мешали, а скорее способствовали. Так, Министерство транспорта КНР выделило «бойцам с врагами пролетариата» бесплатные поезда для поездок по стране с целью «обмена опытом». Фактически остановилась культурная жизнь страны.


Источник: wikipedia.org

Закрывались книжные магазины, запрещалось продавать любые книги, кроме цитатника Мао, который стал средством не только идеологической, но и физической борьбы. Было зафиксировано множество случаев, когда книгой в твердой обложке до смерти забивали видных деятелей партии, выбивая из них таким образом «буржуазный яд».

В театре выходили только «революционные оперы из современной жизни», написанные женой Мао Цзян Цин. Таким образом осуществлялась кампания за «социалистическое перевоспитание».

Мао Цзэдун и Цзян Цин. (wikipedia.org)

Были сожжены все декорации и костюмы спектаклей Пекинской оперы. Сжигались монастыри и храмы, была снесена часть Великой китайской стены. Последнее было объяснено нехваткой кирпичей для «более необходимых» свинарников.


В начале ХХ века Китай пережил глубокое потрясение, навсегда изменившее облик государства и его общественное устройство. Победа Синьхайской революции означала крушение абсолютной монархии. Несмотря на то, что спустя всего несколько лет, завоевания революционеров были частично отвергнуты сначала пришедшим к власти Юань Шикаем, а затем — коммунистической партией, события 1911-12 годов были началом новой эпохи в китайской истории.

Причины революции

Начало Синьхайской революции было спровоцировано целым комплексом причин. В стране назрел системный кризис, требовалась ломка старых, отживших форм общественных отношений. К числу причин революции учёные относят:

  • Недовольство коренных китайцев тем фактом, что ими правят иноземцы — маньчжурская династия Цин;
  • Ослабление вертикали власти после смерти императрицы Цы Си, конфликт цинского двора и местной бюрократии в провинциях;
  • Разрушение самоизоляции Китая и его превращение в полуколонию. Китай всегда был очень консервативной страной, бережно оберегавшей свои традиционалистские конфуцианские устои. Но вместе с европейцами в Поднебесную стали проникать новые философские и политические идеи. Многие молодые китайцы стали уезжать учиться в западные страны и возвращались оттуда людьми с абсолютно новыми для Китая ценностями и взглядами;
  • Влияние русской революции 1905 года;
  • Очередной циклический кризис. Развитие Китая на протяжении тысяч лет шло по кругу: новая династия приносила стране порядок, спокойствие и богатство, но через несколько веков императоры уже не могли справляться с народным недовольством или напором внешнего врага. Государство погружалось в хаос, но через несколько лет снова возвращалось к старым порядкам, восстановленным очередной династией. Синьхайская революция, на первый взгляд, выглядела ещё одним таким закономерным кризисом. Но в начале ХХ века ситуация усложнялась многими новыми факторами.

События, предшествовавшие революции

С 1901 года в разных уголках Китая вспыхивали крестьянские бунты и восстания рабочих, но они пока были слишком слабы и неорганизованны, чтобы представлять настоящую угрозу для Цин. Однако внутри государства появилась новая куда более грозная оппозиция:

  • либеральная и националистическая интеллигенция, поддерживавшая связи с русскими революционерами и впитавшая многие западные идеи. Они желали дарования гражданских свобод всему населению, свержения монархии и изгнания маньчжуров;
  • богатые землевладельцы, желавшие, чтобы в стране установилась конституционная монархия. Такой строй позволил бы им создать парламент, представлявший их интересы на высшем уровне.

Ослабевшие Цины, которые не могли в полной мере опираться ни на чиновников, ни на армию, ни на крупных помещиков, были готовы пойти на ряд уступок. Но их умеренные либеральные преобразования устраивали только высший слой землевладельцев. Монархия не решалась пойти на слишком большие уступки и наделить политическими правами и земельными наделами бедняков.

Ход событий

Неудовлетворённые этими полумерами рабочие, крестьяне и мелкое купечество были готовы перейти к масштабному выступлению. В какой-то момент к их недовольствам присоединилась и крупная буржуазия, возмущённая тем, что иностранные предприниматели получают больше льгот и прав в Китае, чем местное купечество. Главным идеологом оппозиционеров был Сунь Ятсен — общественный деятель, обучавшийся в миссионерской школе на Гавайях и успевший пожить в Японии и Великобритании. Он желал предложить своим соотечественникам новый политический строй, в котором китайский традиционализм сочетался бы с европейским либерализмом. Сунь Ятсен видел корень китайских проблем в маньчжурской династии, узурпировавшей власть 250 лет назад. Сунь Ятсен желал поднять общекитайское восстание. Сторонники революционера вели агитацию в деревне и армии. Первая попытка народного бунта была предпринята весной 1911, однако, она завершилась неудачей.

Второе выступление началось 10 октября 1911 года (год «синьхай», согласно китайскому календарю). Первыми взбунтовались солдаты учанского гарнизона в провинции Хубэй. Вскоре восстание перекинулось на всю провинцию. Солдаты сместили реакционную администрацию, многие из них заняли важные посты в местном правительственном аппарате. Они объявили Китай республикой и провозгласили начало войны с маньчжурами. В соседних провинциях стали формироваться вооружённые крестьянские отряды. К ноябрю революция охватила весь юг страны

Императорский двор попытался обратиться за помощью в подавлении восстания к западным державам. Однако те не решились вмешиваться. Осенью 1911 года Сунь Ятсена не было в Китае, однако, он активно работал против маньчжуров в эмиграции, настраивая соседние державы против Цинской династии. В конце года Сунь Ятсен вернулся на родину, где был объявлен президентом китайской республики. Столицей молодой республики стал Нанкин.

Для того чтобы противостоять революции, император и его окружение передали все бразды правления генералу Юань Шикаю, назначенному премьер-министром. К нему примкнули богатые помещики и умеренная оппозиция севера. Эти люди сначала поддерживали революцию, но стали отходить от Сунь Ятсена по мере нарастания радикальных настроений среди восставших. Юань Шикай же преследовал собственные цели. Он надеялся стать полноправным правителем Китая, а в качестве орудия воздействия на императорский двор использовать республиканцев. Поскольку обе стороны не желали гражданской войны, Юань Шикай предложил республиканцам пойти на взаимные уступки и прекратить вражду. Предложение было поддержано. 12 февраля 1912 года был опубликован указ об отречении малолетнего императора Пуи от престола. Издание этого документа, ликвидирующего монархию в Китае, считают завершающим моментом Синьхайской революции.

Итоги

Через два дня после окончания революции для того чтобы объединить консервативный север и мятежный юг, Сунь Ятсен передал президентские полномочия Юань Шикаю. Лидер революции решил уступить свой пост генералу, чтобы окончательно не отпугнуть от революции крупных землевладельцев. Юань Шикай, обещавший повстанцам сохранить революционные завоевания, немедленно стал разрушать республиканские институты. Он перенёс столицу обратно в Пекин и с помощью армии подавил последние очаги восстания. Юань Шикая активно поддерживали либералы и помещики. Сунь Ятсен попытался противостоять новому президенту и создал партию Гоминьдан, которая должна была представлять интересы беднейших слоёв населения в парламенте.

Однако Гоминьдан был плохо организован и не представлял для Юань Шикая большой угрозы. В 1913 году президент лишил гоминьдановцев депутатских мест, а затем и вовсе распустил парламент. Теперь ничто не мешало Юань Шикаю демонтировать республиканский строй и объявить себя императором. Но неудачи во внешней политике и внутренний кризис негативно сказались на популярности бывшего цинского генерала. В 1916 году Юань Шикай был отстранён от власти. Дальнейшие попытки восстановить республику в Китае были прерваны вступлением страны в Первую Мировую войну.

История Китая всегда была наполнена жестокими и кровопролитными событиями. В 1966 году, в ходе противостояния Мао Цзэдуна и Лю Шаоци, начался жестокий и неприятный процесс, прозванный историками как «Культурная революция в Китае». Она стала результатом накопившегося за долгие годы общественного недовольства и накалом отношений с соседними странами.

Что представляет собой

Сама идея изменений пришла в голову правителю ЦК КПК, Мао Цзэдуну еще в 1950 году. Он для того, чтобы укрепить свою власть, решил поднять бедных крестьян против своих угнетателей, буржуев и капиталистов. Дата начала культурной революции в Китае май 1966 года.

Началась повальная пропаганда граждан и чистки в рядах партии. Враг обрисовывался как типичный феодал, который не заботится о судьбе простого народа. Людям в голову вбивали мысль, что для того чтобы жить лучше, необходимо устроить революцию и уничтожить врага.

Идея революционеров

Основной идеей революции, которую преследовал лидер Китая, это воспитание удобного для себя народа. Сторонники должны были слепо верить в благонамеренность своего вождя, не жалея времени и сил для претворения в жизнь его идей.

Для этого пропагандировалась идея социалистического устройства государства. Отсутствие господ и вышестоящих начальников грезилось людям в их воображении. Для того чтобы прийти к такому обществу нужно было в начале революции искоренить:

  • Нежелательные идеи.
  • Ошибочные культурные ценности.
  • Старые ритуалы и обычаи.
  • Вредные привычки.

На их место должны были стать новые ценности, привнесенные Мао. По сути, людей насильно перевоспитывали.

Начало революции – гонения и репрессии

К 1966 году Мао был ослаблен болезнью, что пошатнуло незыблемость власти коммунистической партии. На мировой и внутренней арене сторонники лидера партии начали испытывать притеснение своих прав. Начало культурной революции предполагало уничтожение в КНР правительства, считавшее коммунизм ошибочным режимом.

Сторонники Мао начинают прослеживать вредные для революции идеи в литературных произведениях, театральных постановках и газетных статьях. Оппозиционеры не ожидали, что после того как болезнь лидера отступит, тот начнет жестокое преследование тех, кто выступал против его власти.

Организованное правительством движение «Хунвэйбинов» встало на защиту идей вождя. Это была радикально настроенная группировка, в составе которой находились в основном молодые приверженцы режима. Они организовали гонение тех, чье мировоззрение отличалось от нужного. Людей стали избивать и пытать. Любой прохожий мог подвергнуться расправе лишь за то, что у того не было с собой книги Мао. Жертвами революционной группировки стали более миллиона людей, включая тех, кого довели до самоубийства постоянными издевательствами.

Для того чтобы стимулировать любовь к правящим властям, в высших кругах стали проводить ужасные встречи, на которых приглашенные занимались каннибализмом. Таким образом, насаждалась нелюбовь к противникам и неверным. Так называемые «банкеты плоти» повторялись более сотни раз. Для того чтобы доказать свою верность приглашенных заставляли убивать пойманных оппозиционеров их съедать их внутренние органы в приготовленном или сыром виде. О них стало известно только после того, как родственники жертв перестали бояться гонений и рассказали всю правду журналистам.

В тот период произошло поистине ужасное для коммунистов событие. В 1953 году скончался лидер коммунистической партии СССР И. В. Сталин. Пришедший в то время к власти Хрущев стал вести политику, осуждающую великого вождя. Для того чтобы не потерять влияние, Мао Цзэдун намеренно ухудшал отношение с соседней державой. Начались стычки на границе и из страны были изгнаны все послы из СССР.

Для того чтобы не вызывать недовольство у простого населения, коммунистическая партия объявила, что началась «Великая культурная китайская революция». Под этим предлогом, на газеты стали давить, чтобы они публиковали только правильные статьи. В детских школах начали учить детей любви к своему вождю и шпионажу за неверными родителями. Таким образом, народ программировали на слепую любовь к Мао.

Те, кто ранее был беден, начали понимать выгоды от таких перемен и власть, которую они получили. Нелицеприятными стали все богатые и хорошо одетые граждане. За нападение и наказание таких людей правительство поощряло. Успешных и состоятельных мужчин начали избивать обычные крестьяне, а ухоженным женщинам отрезали волосы, и вырывали ногти. То, что было отобрано у богатых, нужно было в обязательном порядке предоставлять местным органам власти. Но практически ничего не было доставлено до места, народ переплавлял или перепродавал награбленное.

Дошло до того что образовавшиеся банды начали делиться и враждовать между собой за зону влияния. Они уже начали действовать стихийно, вождь это понимал, но нечего не предпринимал, так как его устраивала такая ситуация. Некоторые группировки, обзаведясь огнестрельным оружием, захватывали целые населенные пункты. Есть данные, что в стычках между бандами использовались артиллерийские установки.

Противостоять данному течению событий пытались оппозиционеры в лице Лю Шаоци и Дэна Сяопина. Однако уже в 1969 году была провозглашена безоговорочная власть и идеология вождя Мао.

Школы кадров 7 мая

После того как первый этап был пройден, было объявлено о создании школ кадров. В них людей обучали необходимым для страны профессиям и попутно выявляли опасных и неверных личностей. За небольшое несовпадение в идеологических ценностях, обычного человека могли отправить на тяжелый каторжный труд. За два года существования таких школ, было сослано более 10 миллионов неверных, по большей части, это были молодые студенты.

Второй этап революции

Второй этап революции предусматривал изменение конституции. Мао решил, что пост председателя коммунистической партии, а следовательно, и стороння власть в стране, должен быть упразднен. Таким образом, Мао становился единственным человеком, обладающим безоговорочной властью. Препятствовать этому пытались Линь Бяо и Чэнь Бода, которые предприняли попытку гражданского переворота. Но неудачное восстание привело к тому, что они были публично казнены как предатели.

В 1973 году, было решено укрепить идеи Мао и в армии. Начали функционировать органы, которые выявляли военных с отличными от правильных идеями. То же самое было проведено в профсоюзах и молодежных организациях.

Ввысь в горы, вниз в села

Данная программа была разработана для того, чтобы поднимать небольшие села и деревни. Молодежь и военные начали насильно свозиться в места, где нужно было тяжело трудиться. Также, в такую ссылку отправляли провинившихся или неугодных граждан. Тех кто выступал против данной программы казнили.

Третий этап – политическая борьба

Последний этап революции характеризуется постепенным утрачиванием власти коммунистической партией. В 1976 году скончался Мао Цзэдун, дата смерти — 9 сентября. Во главу государства встали приближенные к нему ранее люди, это были:

  • Цзян Цин – жена Мао.
  • Чжан Чуньцяо.
  • Яо Веньюань.
  • Ван Хунвэнь.

Так завершилась «Великая китайская революция». Тем, кто прекратил беспорядки, и жестокие репрессии был маршал Цзяньин. Именно он, во главе войска, арестовал четырех новых жестоких правителей.

Результаты и жертвы

Вскоре после печальных событий, были сделаны примерные подсчеты тех, кто пострадал от репрессий и карательных операций. Цифра ужасает, более 100 миллионов граждан Китая стали жертвами режима Мао.

Жертвы присутствовали как среди гражданского населения, так и среди членов коммунистической партии. Число неугодных власти коммунистов достигло 5 миллионов. На их место были поставлены приближенные к Мао чиновники.


Большие потери китайская культура понесла от рук хунвейбинцев, которые уничтожали памятники культуры и грабили храмы и музеи. Множество бесценных полотен и предметов древности было уничтожено, переплавлено и продано на черном рынке. Были сожжены старейшие монастыри на Тибете, и в некоторых местах разбита Великая Китайская стена.

Множество молодых людей было замучены до смерти в ссылках и колониях. Ученые были убиты. Экономика страны после такого удара десятилетиями восстанавливалась.

Почему культурная революция не удалась

Идеи Мао были с самого начала обречены на провал, по мнению историков. Слишком большой объем изменений, и большое количество репрессий были слишком тягостным бременем для населения страны. Политика тотального контроля, после смерти великого вождя была уничтожена.

Положительное влияние событий на страну

К положительным событиям и результатом можно отнести только реформу образования, которая была введена для обучения молодых специалистов. А все остальное было направлено только на устрашение неверных. Поэтому о положительных сторонах события историки умалчивают, на фоне кровопролития они незаметны.

Заключение

«Великая культурная революция» вовсе не является положительным событием в истории Китая. Число репрессированных и убитых человек составляет более 100 миллионов. Это наиболее кровавое событие за всю историю человечества. Самый большой урон был нанесен обычным гражданам и рабочим людям. Они после десятков лет тяжелой работы стали подвергаться гонениям и нападениям со стороны не добропорядочных элементов и власти.

Движение "4 мая", вспыхнувшее в 1919 г., считается духовным источником многих важных событий в современной истории Китая. Непосредственной причиной зарождения движения стали неравноправные договоры, навязанные Китаю империалистическими державами после 1-й мировой войны. Сильный дух патриотизма побудил студентов поднять движение, которое в итоге вылилось в общенациональный протест. Одновременно в Китай проникли различные новые веяния, в частности большое общественное внимание привлекло распространение марксизма-ленинизма в Китае. В 1921 г. Мао Цзэдун и другие деятели, в общей сложности 12 делегатов, представлявших коммунистические ячейки различных районов страны, провели в Шанхае свой первый всекитайский съезд, ознаменовавший создание Коммунистической партии Китая.

В ходе новодемократической революции КПК возглавила упорную борьбу китайского народа, которая включала 4 исторических этапа: Северный поход (1924 - 1927 гг.), Аграрную революционную войну (1927 - 1937 гг.), войну Сопротивления японским захватчикам (1937 - 1945 гг.) и Освободительную войну (1945 - 1949 гг.). В период войны против японских захватчиков под общим руководством КПК и Гоминьдана был дан отпор агрессорам и одержана победа в войне Сопротивления. Но в 1945 г. Гоминьдан развязал гражданскую войну, КПК возглавила трехлетнюю Освободительную войну, в результате в 1949 г. гоминьдановское правительство было свергнуто.

96.Народно-демократическая революция в Северном Вьетнаме, ее государственно-правовое развитие.

После вступления СССР в войну против империалистической Японии конференция компартии Индокитая, состоявшаяся 13-15 августа 1945 г., единогласно приняла решение о начале всеобщего восстания во Вьетнаме для завоевания полной независимости и установления народной власти во всей стране. Решение конференции было одобрено общенациональным конгрессом Вьет-Миня, открывшимся 16 августа 1945 г. Был создан Национальный комитет освобождения Вьетнама во главе с Хо Ши Мином, выполнявший функции временного правительства Вьетнама. 19 августа произошло народное восстание в Ханое, в результате которого власть в столице Вьетнама перешла в руки революционного народа. 23 августа восстание вспыхнуло также в императорской столице Хюэ, 24 августа по требованию Лиги Вьет-Минь император Бао Дай отрекся от престола. 25 августа в Сайгоне власть также перешла в руки Вьет-Миня. Таким образом, в течение 10 дней революция победила на территории всей страны. Разгром Советской Армией основных сил милитаристской Японии и последовавшая затем ее быстрая капитуляция неизмеримо облегчили вьетнамскому народу завоевание власти. Деморализованные известием о капитуляции, японские войска во Вьетнаме не оказали серьезного сопротивления вьетнамской революции, а всенародный характер движения парализовал на время и силы внутренней реакции. 2 сентября 1945 г. созданное в ходе революции Временное правительство Вьетнама провозгласило декларацию независимости Вьетнама и образование демократической Республики Вьетнам. Августовская революция осуществлялась под руководством вьетнамского рабочего класса и его Коммунистической партии. Она носила характер национальной, народно-демократической революции. Победа Августовской революции во Вьетнаме открыла вьетнамскому народу путь некапиталистического развития, в этом ее огромное историческое значение.

97. Народно-демократическая революция в Северной Корее, их государственно-правовое развитие.

98. Лаос и Камбоджа.

Камбоджа.была признана независимым государством по условиям Женевского соглашения 1954 г. Поначалу страну возглавлял король Н. Сианук, который затем отрекся от престола и остался во главе страны в качестве ее президента. В 1970 г. в результате военного переворота к власти пришло правительство Лон Нола, что вызвало реакцию со стороны коммунистического подполья. Захватив в 1975 г. власть в стране, коммунистические отряды красных кхмеров под водительством Пол Пота превратили свою небольшую страну (сегодня в ней ок. 8 млн. населения) в полигон для страшного социального эксперимента, перед которым отходят на задний план даже те, что осуществляли Ким Ир Сен в КНДР или Мао в Китае. Кровавый эксперимент Пол Пота привел к уничтожению всех камбоджийских городов с их промышленностью и развитой инфраструктурой, к физической ликвидации миллионов людей, прежде всего образованных и специалистов, к превращению страны в огромный концлагерь, где безнаказанно распоряжались красные кхмеры. Для полпотовцев, ориентированных на ценности марксистского социализма, жизнь человека ничего не стоила: чтобы не тратить пули, людей убивали лопатами и иными подручными средствами, морили голодом, не говоря уже об изощренных издевательствах. Стоит заметить в этой связи, что попытки коммунистов ряда стран, прежде всего советских, отмежеваться от этих преступлений и не увидеть в них родственные всем коммунистическим диктатурам репрессии малоубедительны. Конечно, кхмерский красный террор может восприниматься как карикатурный, но если присмотреться и сравнить его с тем, что стало известно, скажем, о нашем собственном красном терроре за последние годы открытых публикаций и разоблачений, то сомнений в родстве не будет. Источник убеждений красных кхмеров, равно как и их бесцеремонности и неуважения к жизни людей, все тот же - марксистская теория диктатуры пролетариата, идея уничтожения враждебных классов и вообще всех врагов революции, к которым, как известно, можно отнести любого, кто сам не убивает лопатой (а при случае и его самого тоже).

В начале 1979 г. в результате сложной борьбы политических сил (кхмеров поддерживал Китай, Вьетнам склонялся к тесному союзу с СССР) вьетнамская арми вошла в Камбоджу, после чего остатки полпотовцев вынуждены были уйти в пограничные с Таиландом горные районы, а власть в стране оказалась в руках немногих случайно оставшихся в живых образованных камбоджийцев, проком-мунистически настроенная часть которых объединилась в Единый фронт национального спасения. Была создана народная республика, гарантом независимости которой стал Вьетнам.

Одно время, в 70 - 80-х годах, страна именовалась Кампучией.

Освобожденная от полпотовцев Камбоджа лежала в руинах. Все следовало воссоздавать заново, причем в первую очередь с помощью Вьетнама, который тем самым взял на себя ответственность за все камбоджийские дела. Это вызвало, как известно, международные осложнения: новое правительство Хун Сена не было признано в ООН. Сианук и Китай активно выступали против его признания, видя в нем марионетку Вьетнама. Началась длительная эпоха переговоров и поисков компромисса, в которые были вовлечены многие страны мира, как соседние с Камбоджей, так и весьма далекие от нее. На рубеже 80 - 90-х годов наметились контуры решения проблемы. Были выведены из Камбоджи вьетнамские войска, и на специальных конференциях и встречах заинтересованных сторон выработано решение, суть которого сводилась к тому, что представители всех сторон возвратятся в Пномпень и получат свое определенное место в коллегиальном органе, призванном временно управлять страной и подготовить намеченные на 1993 год выборы. Во главе страны вновь стал Сианук.

Конец 1991 г., когда этот план начал реализовываться, был отмечен в Пномпене и всей Камбодже серией энергичных реформ, направленных на развитие страны по рыночно-капиталистической модели. Были приватизированы предприятия, открыт путь для иностранных инвестиций и приглашены вернуться в страну покинувшие ее в свое время бизнесмены как кхмерского, так и китайского происхождения (китайцы всегда имели прочные экономические позиции в хозяйстве Камбоджи). Словом, был открыт путь для возрождения Камбоджи. 1992 год принес, однако, немало разочарований и был отмечен усилением в стране позиций красных кхмеров. Политическая обстановка в год выборов (1993) заметно накалилась.

В Лаосе, добившемся, как и Камбоджа, независимости по условиям Женевских соглашений 1954 г., уже в 60-х годах создалась обстановка острой политической нестабильности. Борьба враждующих группировок в этой небольшой (ок. 4 млн. чел.) и отсталой стране вела к расколу и гражданской войне. Тот самый 1975 год, который был годом падения сайгонского режима и триумфа в Камбодже красных кхмеров, сыграл роковую роль и в судьбах Лаоса - стоит напомнить в этой связи о так называемой теории домино, которая часто поминалась политиками в то время и смысл которой сводился к тому, что падение южновьетнамского режима неизбежно повлечет за собой крушение нестабильных режимов в соседних странах (примерно так, как упавшая костяшка домино, когда несколько из них стоят на ребре рядом друг с другом, приведет к падению всех остальных. Это-предсказание, как известно, сбылось, во всяком случае в том, что касается Камбоджи и Лаоса.

В 1975 г. коммунистически настроенные повстанцы одержали победу над всеми своими соперниками и провозгласили Лаос народно-демократической республикой. Ведущим сектором экономики стал государственный, были национализированы банки, поставлена под строгий контроль мелкая частная собственность и декларировано движение к социализму марксистского толка. Лаос счастливо избежал катастрофы, подобной той, что принесли в Камбоджу красные кхмеры. Но отсталая его экономика пришла в результате марксистско-социалистического эксперимента в еще более убогое состояние. Дух реформ конца 80-х годов способствовал тому, что к такого рода реформам приступили и в Лаосе, благодаря чему тяжелое экономическое положение стало понемногу выправляться.

99. Развитие политических систем латиноамериканских государств после первой мировой войны.

Государства Латинской Америки в XIX–XX вв.

Колониальный период исторического развития Латинской Америки. Борьба за независимость и образование независимых латиноамериканских государств. Первые конституции. Каудилизм и диктаторские режимы. Конституционное развитие Аргентины, Мексики и Бразилии. Развитие политических систем латиноамериканских государств после Первой мировой войны. Авторитарные и демократические режимы. Борьба сторонников консервативной, реформистской и революционной альтернатив общественного развития. Новые тенденции в развитии латиноамериканских государств в конце ХХ – начале XXI вв.

Мексика

К началу XX века в Мексике, как и в большинстве стран Латинской Америки обострились региональные, этнические противоречия, проблемы политического устройства. Одновременно с развитием капитализма возникает рабочее движение, расширяется забастовочная и стачечная борьба трудящихся, распространяются идеи социальной солидарности. Особое внимание следует уделить Мексиканской революции 1910–1917 гг., оказавшей решающее влияние на государственно-политическое развитие латиноамериканского региона. Итогом революции стало свержение диктатуры Диаса, политического государства помещичье – буржуазной олигархии, принятие Конституции 5 февраля 1917 г. Необходимо более подробно остановиться на последующем законодательстве, отстаивающем национальные интересы и развитие демократии.

Куба Характерными чертами государственно-политического развития Кубы в первой половине ХХ века стали засилье иностранного капитала, особенно США, диктаторские режимы (Мачадо, а затем Батисты), антиимпериалистическая борьба прогрессивных сил. При рассмотрении вопроса революционной борьбы кубинского народа необходимо отразить предпосылки и этапы революции, роль лидера «Движения 26 июля» Ф. Кастро, международное значение Кубинской революции. Следует также проанализировать ход радикальных перемен, решение социальных проблем, особенности конституционного развития. Оставаясь страной альтернативного капитализму общества, Куба продолжала курс упорядочения государственного управления экономикой, сильной социальной политики, но в 80–90 гг. под влиянием политических перемен в Европе оказалась в условиях экономической блокады и нарастания трудностей во всех сферах общественно – политической жизни. В 1990 году на Кубе провозглашается «особый период в мирное время». Следует подчеркнуть, что на современном этапе отстаивается вариант обновления экономики, развития торговых отношений, сохранения оригинальной самобытности.

Чили Государственно-правовая история Чили в XX веке насыщена борьбой революционно-демократических и консервативных сил. Президентские режимы сменялись диктаторскими. Вслед за массовыми выступлениями и забастовочной борьбой трудящихся в начале 20-х годов развивается революционный кризис в Чили. На волне провозглашенной в 1932 г. «социалистической республики» в Чили складывается влиятельное социалистическое движение, а позднее, в 1936 г., образуется Народный фронт. В данном аспекте следует отразить позитивный характер программы и деятельности правительства Народного фронта. Одновременно с этим, необходимо подчеркнуть, что в 40-е годы в политической жизни Чили преобладала тенденция широкого единства левых и демократических сил; в сфере экономики складываются промышленно-финансовые монополии, проводится «импортзамещающая индустриализация». Следует рассмотреть также период военно-террористической диктатуры Пиночета с 1973 по 1990 гг. и реакционный вариант модернизации страны. После поражения на плебисците власть от военной хунты перешла конституционному правительству. Государственное регулирование важных сфер экономики, поддержка национального предпринимательства, развитие инфраструктуры, участие в интеграционных региональных процессах, – все это составляет важные компоненты современного развития Чили.

100 .Основной закон Кубинской Республики 1959 г. Характеристика конституции 1976 г.

7 февраля 1959 Революционное правительство, которому налезала законодательная власть, принял Основной закон Республики. В нем декларировались основные демократические положения Конституции 1940 года. Куба провозглашалась независимым и суверенным государством, организованной в форме унитарной и демократической республики. Возобновлялись демократические права и свободы. При этом, в конституции было узаконено незаконную конфискацию имущества местной и иностранной буржуазии, отчуждение земельных наделов, национализации предприятий, которые были собственностью США. Закреплялось объединения законодательной и исполнительной власти в руках правительства. Президент выполнял в основном представительские функции. Правительство имело право вносить изменения в Основной закон и выдавать конституционные законы.

В 1975 году партийно-правительственная комиссия подготовила проект новой конституции. Который после одобрения на Пленуме ЦК Компартии Кубы был вынесен на всенародное обсуждение. 24 февраля 1976 новая Конституция, после проведенного референдума в силу. В референдуме приняло участие 98% зарегистрированных избирателей из них 97,7% проголосовали за принятие новой конституции табы Фернандо Альварес Комментарий к социалистической Конституции Республики Куба. - М.: Прогресс, 1986. - С. 331. (!).

Конституция республики Куба состоит из преамбулы и 141 статьи, расположенных в 12 разделах. Характерной для конституции Кубы, как и всех социалистических конституций, есть тенденция к расширению границ конституционного регулирования, Основной закон Кубы охватывает своими регламентациями все сферы жизни кубинского общества. Конституция определяла не только политические, но и социальные, экономические принципы развития государства, принципы развития образования, культуры, устройство семьи. Иными словами, проникновение государства во все сферы общественной жизни было тотальным.

Несмотря на декларирование большого количества прав и свобод которые мы можем встретить в конститиции, все они были декларативными. Наряду с этим закрепляется руководящая и направляющая роль коммунистической партии - "Коммунистическая партия Кубы - ... - является высшей руководящей силой общества и государства (Статья 5)"

Таким образом, на Кубе было конституционно закреплено основы тоталитарного общества которое продолжает существовать и поныне.

101. Подъем национально-освободительного движения в Индии после первой мировой войны.

Обострение внутреннего экономического и политического положения в стране

Усиленное ограбление Индии Англией во время первой мировой войны, когда Англия в значительной степени перекладывала военные расходы на свою главную колонию, тяжело сказалось на положении трудящихся города и деревни.

Сокращение экспорта важнейших видов сельскохозяйственного сырья (джута, хлопка, маслосемян и др.), вызванное нарушением во время войны мирохозяйственных связей, тяжело ударило по интересам сельских товаропроизводителей. Помещики и торговцы пытались возместить потери за счет усиления эксплуатации крестьян - непосредственных производителей. Ростовщическая задолженность крестьянства в 1911-1925 гг. удвоилась, достигнув, по примерным оценкам, общей суммы 6 млрд. рупий.

Усиление феодально-помещичьей, налоговой и торгово-рос-товщической эксплуатации крестьянства привело в конце войны к значительному возрастанию числа закладов и продажи крестьянской земли. Процесс обезземеления крестьянства охватывал все новые группы.

Наряду с крестьянством в наиболее тяжелом положении оказались ремесленники и их семьи. Происшедшее накануне н во время мировой войны сокращение производства в ряде отраслей ремесла и кустарной промышленности (в особенности в хлопкоткачестве) вызвало значительное снижение доходов миллионов ремесленников, кустарей и связанных с ними мелких торговцев.

Появление на рынке труда сотен тысяч разорившихся ремесленников отрицательно сказалось на положении фабрично-заводского пролетариата, реальная заработная плата которого в условиях возраставшей дороговизны снижалась.

Экономическое положение в стране осложнилось последствиями двух неурожайных лет (1918-1919 и 1920-1921 гг.). Значительное сокращение производства продовольствия в условиях продолжавшегося экспорта зерновых вызвало массовый голод, усугубившийся эпидемией испанки, которая унесла 13 млн. жизней.

Нехватка продуктов питания и дороговизна затронули интересы не только основных классов трудящихся, но и низших прослоек предпринимателей, интеллигенции, служащих (так называемых средних слоев).

Индийская национальная буржуазия, в период войны расширившая сферу своей предпринимательской деятельности и укрепившаяся экономически, еще острее почувствовала колониальный гнет, последствия дискриминационных мер колониальных властей в различных областях экономической, политической и культурной жизни.

К началу 20-х годов в Индии произошло обострение двух групп противоречий: между эксплуататорскими и эксплуатируемыми классами внутри страны; между основными классами и социальными слоями индийского общества и английским империализмом, который продолжал опираться на феодально-помещичий класс, князей, компрадорскую буржуазию и связанный с этими группами торгово-ростовщический капитал.

Подъем национально-освободительной борьбы начался с выступлений рабочего класса. В 1918 г. в Бомбее, Мадрасе, Канпуре и Ахмадабаде произошло несколько довольно крупных по масштабу того времени стачек. По своему характеру это были стихийно возникшие экономические забастовки, в значительной степени вызванные массовыми увольнениями рабочих в связи со свертыванием военного производства. На волне стачечной борьбы стали возникать профсоюзы (несколько организаций рабочих и служащих профсоюзного типа, созданных в Индии в начале XX в., к концу первой мировой войны полностью распались). Их организаторами были буржуазные националисты и филантропы. Первый профсоюз был создан в Мадрасе в 1918 г. Б. П. Вадиа, затем несколько союзов были основаны в Бомбее и некоторых других промышленных центрах, в частности в Ахмадабаде, где при участии М. К. Ганди в том же году была создана Ассоциация рабочих-текстильщиков.

Нарастанию революционных настроений в стране способствовали сведения о революции в России, которые стали постепенно проникать в Индию.

102. Обретение политической независимости Бирмы.

Бирмаобреланезависимость4 января 1948, но онаникогдаполностьюне покорялась иноземцам.Партизанскаяборьбапродолжалась до 1890, в 1900-х годах развернулось движение буддистов, в 1920-х происходили студенческие бунты и демонстрации; в 1930-1932 вспыхнуловосстание. Критическаяобстановкасложилась вовремяВтороймировойвойны. В 1941 японскиевойскавторглись на территорию Бирмы и к маю 1942 захватили бльшуючастьстраны. Во главе националистов, выступивших на стороне японцев, стояли "тридцать товарищей",срединих Аун Сан,которыйк концу войны выступилпротивяпонцев, а в 1945 сталлидером Антифашистской лиги народного освобождения (АЛНО). Аун Сан началпереговорыс колониальными властями о предоставлении Бирме независимости, но был убит в июле 1947.Странаобрела независимость в 1948, уже при У Ну.

По конституции 1947, Бирма провозглашалась федеративной республикой, в которой пяти национальным меньшинствам (шанам, качинам, кая, каренам и чинам) гарантировался полуавтономный статус.Конституцияпредусматривалаформированиедвухпалатного законодательногооргана, в которомпалатадепутатовизбиралась на основе прямых всеобщих выборов, а палата национальностей отражалаэтническийсоставнаселения.

В периодпосле завоевания независимости на политической арене доминировала АЛНО (переименованная вСоюзную партию в 1960), лидер которой У Ну возглавлялправительствов 1947-1956, 1957-1958 и 1960-1962. У Ну был политиком умеренно-левого толка и, стремясьдостичьнационального согласия, объявилбуддизмгосударственной религией в 1961. При нембыларазработана восьмилетняяпрограммаразвития и проведены переговоры с Японией о репарациях.Упорделался на восстановлении разрушенных войной и находившихся в упадке транспорта, средствсвязи, электроэнергетики, портов и судоходства, атакжена совершенствовании ирригационных систем, строительстве дешевого жилья и создании ключевых отраслей промышленности.

103. Национально-освободительные революции на Арабском Востоке.

104. Образование Демократической Республики Афганистан.

Вооруженное восстание (1973 г.) и свержение монархии. Режим Дауда. Апрельская (1978 г.) революция и образование ДРА. Программа Тараки о переустройстве экономики. Конституция 1987 г. Государственные перевороты. Гражданская война с вооруженной оппозицией.

105. Национальная революция в Египте.

106. Национально-освободительная война в Алжире.

1945-47 гг. Определение статуса и устройства послевоенного Алжира1946г.- переход инициативы к радикально настроенным националистическим силам. В ноябре 1954 г. Алжирская коммунистическая партия, Ассоциация Улемов, Демократический союз Алжирии и т.п.- образовывают ФНО (Фронт Национального Освобождения), поднимают антиколониальное вооруженное восстание, целями которого были поставлены: национальная независимость, демократическая социальная Республика, ликвидация феодальных пережитков и колониальных структур в экономике страны. Конечный успех восьмилетней кровопролитной войны алжирского народа против колонизаторов был обусловлен сочетанием ряда объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов: - На начальном этапе войны Армия Национального Освобождения (АНО) ФНО базировалась в труднодоступных горных районах, в т. ч. в Кабилии, и вела борьбу против неподготовленных к антипартизанской войне французских войск (обученные этому подразделения еще не вернулись из Вьетнама) - Переход к вооруженной борьбе стимулировал объединительные процессы в НОД. Так, в 1955 г. между ФНО и АКП было подписано соглашение о вступлении боевых групп АКП в АНО "при условии отказа их от организационно-политических связей с АКП" до конца войны (из 8 членов ЦК АКП, влившихся в АНО, 4 погибли) - Удалось сохранить единое военно-политическое руководство революцией, несмотря на попытки французской и американской спецслужб противопоставить алжирских политиков и военных, ФНО и АНО, ФНО - АКП, внешнюю АНО внутренней АНО. США, стремясь создать на будущее социально-политическую опору в алжирском обществе, сумели одно время столкнуть радикалов ФНО и умеренных националистов "мессалистов" (только на территории Франции в ходе столкновений ФНО с мессалистами погибло 900 чел. и 1,5 тыс. чел. были ранены). - АНО одерживала победы, поскольку она была народной по социальному составу Армией (преимущественно крестьянская беднота и с/х рабочие). "Внешняя" АНО (50 тыс. бойцов, базируется на территории Марокко и Туниса) постоянно пополнялась и возрождалась после поражений за счет сотен тысяч алжирских беженцев на территориях указанных стран и подпитки вооружением из арабских и социалистических государств (с 1957 г. на ее вооружении уже была артиллерия). "Внутренняя" АНО численностью 25 тыс. бойцов была менее оснащена военно-технически, но чрезвычайно мобильна в сравнении с французскими войсками. - Наряду с партизанской тактикой АНО практиковала разрушение экономических объектов и инфраструктуры, что крайне удорожало ведение войны для Франции- Успеху борьбы алжирских патриотов способствовала интернациональная военно-техническая и дипломатическая поддержка развивающихся и социалистических стран. Так, в 1955 г. СССР поставил в ООН вопрос о "международном характере" алжирской войны и праве Алжира считаться "воюющей стороной", а не взбунтовавшейся частью Франции. Хотя ФНО опирался на общенародную поддержку населения страны и широкую международную солидарность, война за независимость затянулась на 8 лет из-за упорного противодействия Франции. Поколения евроалжирцев и населения метрополии выросли в убеждении, что Алжир столь же неотъемлемая часть Франции, как Бретань или Корсика. Поэтому попытка освобождения этой страны привела к оживлению реакционных правоэкстремистских сил, перешедших в открытое наступление против демократии во Франции. Для французских ультраколониалистов удержание Алжира стало своего рода "делом чести". К тому же, обнаруженные в 50 гг. в Сахаре нефть и газ считались в экономических кругах Парижа средством превращения Франции в великую энергетическую державу. Поэтому французское правительство с самого начала квалифицировало алжирскую войну как исключительно внутрифранцузское дело, как мятеж "кучки религиозных фанатиков", оторванных от основной массы алжирского народа, с которыми возможен "только один вид переговоров - война". В сер. 50 гг. шовинистическому угару во Франции не поддалась только ФКП. К к. 50 гг. шовинистические настроения во французском обществе пошли на спад. Общие расходы на войну за 1954-57 гг. составили половину всех расходов на 8-летнюю войну во Вьетнаме. Война заставила Францию держать под ружьем 6% самодеятельного населения, однако почти полумиллионного контингента в Алжире едва хватало на осуществление оккупационных функций. Экономическое положение Франции становилось угрожающим. Произошла поляризация сил в обществе по вопросу о продолжении войны. Ультраправые даже американскую идею создания Средиземноморского Пакта на манер Багдадского расценили как намерение "полной ликвидации" французских позиций в Северной Африке и требовали сказать "нет унижениям и капитуляциям". Военно-колониалистский путч 1958 г. положил конец IV Республике. Пришедший к власти генерал Де Голль полагал необходимым предоставить Алжиру независимость и обеспечить тем самым за Францией в независимом Алжире преимущественные военно-политические, экономические и культурные позиции. К этому времени даже союзники Парижа по НАТО и ЕЭС выражали свое недовольство "дорогостоящим упрямством" Франции в продолжении войны. Впервые генерал сказал о "самоопределении" Алжира в октябре 1959 г., однако противодействие Армии, "черноногих" и правобуржуазных партий затянуло процесс выхода Франции из войны до марта 1962 г. На переговорах с ФНО Париж добивался реализации планов отторжения нефтегазоносной Сахары и сохранения привилегий евроалжирцев. Сам факт ведения переговоров был расценен последними как предательство их интересов. Созданная ультраколониалистами секретная террористическая организация ОАС вела борьбу не только с ФНО, но и с официальной Францией. Де Голль с одной стороны подавлял ОАС, а с другой стороны рассчитывал воспользоваться плодами ее деятельности для ослабления позиций ФНО на переговорах. В марте 1962 г. были подписаны Эвианские Соглашения. ФНО и его власть в зонах контроля АНО были легализованы. Франция обязалась освободить политзаключенных, содействовать возвращению беженцев и оказать содействие в восстановлении экономики Алжира. Предусматривалось проведение референдума о независимости страны. Несогласные с Эвианскими Соглашениями оасовцы терроризировали французскую администрацию и алжирцев побережья, добиваясь создания чисто французской приморской зоны. Встретив противодействие официальных французских властей и АНО, ОАС перешла к тактике выжженной земли и поощрению бегства "черноногих" во Францию, но тем самым ультра подорвали собственнную социальную базу. На проведенном в июне 1962 г. общеалжирском референдуме 99% нас. высказались за независимость. 3 июля 1962 г. Алжир стал независимым.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: