Описание танка pz kpfw 2 ausf c. Танк Т-II - Другие модификации. Танк в культуре

Он многократно улучшался и модифицировался, благодаря чему весьма эффективно противостоял другим средним танкам на протяжении всей войны.

История создания

Решение разрабатывать Pz.Kpfw.IV было принято в 1934 году. Машину в первуою очередь делали для поддержки пехоты и подавления огневых точек противника. За основу при конструировании взяли Pz.Kpfw.III, разработанный недавно средний танк. Когда разработка началась, Германия все еще не афишировала работу над запрещенными видами вооружения, так что проект нового танка назвали Mittleren Tractor, а позже уже менее конспиративно, Вataillonfuhrerswagen (BW), то есть «машина командира батальона». Из всех проектов был выбран проект VK 2001(K), представленный AG Krupp.

Проект приняли не сразу – сначала военных не устроила рессорная подвеска, но разработка новой, торсионной, могла сильно затянуться, а Германия остро нуждалась в новом танке, так что было решено просто доработать существующий проект.

В 1934 году на свет появился первый макет, все еще называвшийся Вataillonfuhrerswagen. Однако когда немцы ввели унифицированную систему обозначения танков, он получил свое последнее имя — танк PzKpfw IV, что полностью звучит как Panzerkampfwagen IV.

Первый макет изготовили из фанеры, а вскоре появился и прототип из мягкой сварочной стали. Его сразу отправили на испытания в Куммерсдорф, которые танк успешно прошел. В 1936 году началось серийное производство машины.


Pz.Kpfw.IV Ausf.А

ТТХ

Общая информация

  • Классификация – средний танк;
  • Боевая масса – 25 тонн;
  • Компоновочная схема – классическая, трансмиссия спереди;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Годы производства – с 1936 по 1945;
  • Годы эксплуатации – с 1939 по 1970;
  • Всего выпущено – 8686 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 5890 мм;
  • Ширина корпуса – 2880 мм;
  • Высота – 2680 мм.

Бронирование

  • Тип брони – кованая стальная, катаная с поверхностной закалкой;
  • Лоб – 80 мм/градус;
  • Борт – 30 мм/градус;
  • Корма корпуса – 20 м/градус;
  • Лоб башни – 50 мм/градус;
  • Борт башни – 30 мм/градус;
  • Корма рубки – 30 мм/градус;
  • Крыша башни – 18 мм/градус.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 75-мм KwK 37, KwK 40 L/43, KwK 40 L/48, в зависимости от модификации;
  • Длина ствола – 24, 43 или 48 калибров;
  • Боекомплект – 87;
  • Пулеметы — 2 × 7,92-мм MG-34.

Подвижность

  • Мощность двигателя – 300 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе – 40 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 300 км;
  • Удельная мощность – 13 л.с. на тонну;
  • Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
  • Преодолеваемый ров – 2,2 метра

Модификации

  • Panzerkampfwagen IV Ausf. A. – с противопульным бронированием и слабой защитой приборов наблюдения. По сути это предсерийная модификация – их выпустили всего 10 штук, и сразу поступил заказ на улучшенную модель;
  • PzKpfw IV Ausf. В – корпус другой формы, отсутствие курсового пулемета и улучшенные смотровые приборы. Усилено лобное бронирование, поставлен мощный двигатель, новая коробка передач. Разумеется, масса танка увеличилась, но и скорость возросла до 40 км/ч. Было выпущено 42 штуки;
  • PzKpfw IV Ausf. С – по-настоящему массовая модификация. Похожа на вариант В, но с новым двигателем и некоторыми изменениями. С 1938 года изготовлено 140 штук;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf. D – модель в внешней маской башни, более толстой бортовой броней и некоторыми усовершенствованиями. Последняя мирная модель, было выпущено 45 штук;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf. Е – модель, которая учитывала опыт первых военных лет. Получила новую командирскую башню и усиленную броню. Улучшилась ходовая, конструкция смотровых приборов и люков, в итоге вес машины возрос до 21 тонны;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf.F2 – с 75-миллиметровой пушкой. Все еще имел недостаточную защиту по сравнению с советскими танками;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf.G – более защищенный танк, на некоторый поставили 75-мм пушку длиной 48 калибров;
  • Ausf.H – машина 1943 года, самая массовая. Похожа на модель G, но с утолщенной крышей башни и новой трансмиссией;
  • Ausf.J – попытка упростить и удешевить производство танка в 1944 году. Отсутствовал электропривод поворота башни, вскоре после выпуска убрали пистолетные порты и упростили конструкцию люков. Танки этой модификации производили до конца войны.

Pz.Kpfw IV Ausf.H

Машины на базе Pz. IV

На базе Panzerkampfwagen IV также было построено несколько специальных машин:

  • StuG IV – средняя САУ класса штурмовых орудий;
  • Nashorn (Hornisse) – средняя противотанковая САУ;
  • Möbelwagen 3,7 cm FlaK auf Fgst Pz.Kpfw. IV (sf); Flakpanzer IV «Möbelwagen» — зенитная САУ;
  • Jagdpanzer IV — средняя САУ, истребитель танков;
  • Munitionsschlepper – транспортер боеприпасов;
  • Sturmpanzer IV (Brummbär) — средняя сау класса самоходная гаубица/штурмовое орудие;
  • Hummel – самоходная гаубица;
  • Flakpanzer IV (3.7cm FlaK) Ostwind и Flakpanzer IV (2cm Vierling) Wirbelwind — зенитные самоходные установки.

Также была разработана машина PzKpfw IV Hydrostatic с гидростатическим приводом, но она так и осталась опытной, и в серию не вышла.


Применение в бою

Вермахт получил первые три танка Pz. IV в январе 1938 года. Всего в 1938 было выпущено 113 машин. Первые операции этих танков – аншлюс Австрии и захват Судейской области Чехословакии в 1938 году. А в 1939 они проехали по пражским улицам.

Перед вторжением в Польшу у вермахта было 211 Pz. IV А, В и С. Все они превосходили польские машины, но вот противотанковые пушки были для них опасны, так что много танков было потеряно.

К 10 мая 1940 у панцерваффе было 290 танков Pz.Kpfw.IV. Они успешно сражались с французскими танками, побеждая с меньшими потерями. Однако пока в войсках все же было больше легких Pz.l и Pz.ll, чем Pz. IV. В дальнейших операциях они практически не несли потерь.

После 1940 года

К началу операции «Барбаросса» у немцев было 439 Pz.lV. Есть данные, что тогда немцы относили их к тяжелым танкам, но советским тяжелым КВ они существенно уступали по боевым качествам. Впрочем, Pz.lV уступал даже нашему Т-34. Из-за этого в боях в 1941 году было потеряно около 348 единиц Pz.Kpfw.IV. Похожая ситуация произошла и в Северной Африке.

Даже сами немцы отзывались о Pz.Kpfw.IV не очень хорошо, что и послужило причиной столь многочисленных модификаций. В Африке машины явно терпели поражение, и несколько удачных операций с участием Pz.lV Ausf.G и Тигров в итоге ничему не помогли – в Северной Африке немцам пришлось капитулировать.

На Восточном фронте в наступлении на Северный Кавказ и Сталинград участвовали Ausf.F2. Когда в 1943 Pz.lll перестали производить, именно четверка стала главным немецким танком. И хотя после начала выпуска «Пантеры» четверки хотели перестать выпускать, от этого решения отказались, и не зря. В итоге в 1943-му Pz.IV составляли 60% от всех немецких танков – больше всего было модификаций G и H. Часто их путали с Тиграми из-за броневых экранов.

В операции «Цитадель» именно Pz.lV участвовали активно – их было гораздо больше «тигров» и «пантер». При этом похоже, что советские войска как раз приняли многие Pz. IV за тигров, так как по отчетам они подбили «Тигров» намного больше, чем их присутствовало со стороны немцев.

Во всех этих сражения было потеряно очень много четверок – в 1943 году это число дошло до 2402, причем отремонтировать удалось только 161 штуку.


Подбитый Pz. IV

Конец войны

Летом 1944 года немецкие войска постоянно проигрывали и на Востоке, и на Западе, и танки Pz.lV не выдерживали натиска врагов. Было уничтожено 1139 машин, но в войсках их все еще было достаточно.

Последние крупные операции, в которых Pz.lV участвовали на стороне Германии – это контрнаступление в Арденнах и контрудар на озере Балатон. Они закончились неудачей, многие танки были подбиты. В целом четверки участвовали в боевых действиях до самого конца войны – их можно было встретить и на уличных боях в Берлине, и на территории Чехословакии.

Разумеется, захваченные Pz. IV активно использовались Красной Армией и союзниками в различных сражениях.

После Второй мировой

После капитуляции Германии достаточно крупную партию четверок передали в Чехословакию. Они были отремонтированы и находились на вооружении до 50-х годов. Также Pz.lV активно эксплуатировали в Сирии, Болгарии, Финляндии, Франции, Турции и Испании.

На Ближнем востоке Pz.Kpfw.IV сражались в 1964 году, в «водную войну» из-за реки Иордан. Тогда Pz.lV Ausf.H обстреляли израильские войска, но вскоре были уничтожены в больших количествах. А в 1967, в «шестидневную» войну израильтяне захватили оставшиеся машины.


Pz. IV в Сирии

Танк в культуре

Танк Pz. IV был одним из самых популярных немецких танков, так что он широко представлен в современной культуре.

В стендовом моделизме пластиковые сборные модели в масштабе 1:35 выпускаются в Китае, Японии, России и Южной Корее. На территории РФ наиболее распространены модели фирмы «Звезда» — поздний экранированный танк и ранний короткоствольный, с пушкой 75-мм.


Pz.Kpfw.IV Ausf.А, модель

Очень часто танк встречается в играх. Pz. IV А, D и H можно найти в игре Word of Tanks, в Battlefield 1942 это основной немецкий танк. Также его можно увидеть в обеих частях Company of Heroes, в Advanced Military Commander, в играх “В тылу врага», Red Orchestra 2 и др. Модификации Ausf. C, Ausf. E, Ausf. F1, Ausf. F2, Ausf. G, Ausf. H, Ausf. J представлены . На мобильных платформах Pz.IV Ausf. F2 можно увидеть в игре «Armored Aces».

Память о танке

PzKpfw IV выпускался очень массово, так что многие его модификации, особенно поздние, представлены в разных музеях мира:

  • Бельгия, Брюссель – Музей королевской армии и военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
  • Болгария, София — Музей военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
  • Великобритания – Военный музей в Даксфорде и Танковый музей в Бовингтоне, Ausf. D;
  • Германия – Музей техники в Зинсхайме и Танковый музей в Мунстере, Ausf G;
  • Израиль – Музей Армии обороны Израиля в Тель-Авиве, Ausf. J, и музей Израильских танковых войск в Латруне, Ausf. G;
  • Испания, Эль Голосо – Музей бронетехники, Ausf H;
  • Россия, Кубинка – Бронетанковый музей, Ausf G;
  • Румыния, Бухарест – Национальный военный музей, Ausf J;
  • Сербия, Белград – Военный музей, Ausf H;
  • Словакия – Музей Словацкого восстания в Банска-Бистрице и музей Карпатско-Дукельской операции в Свиднике, Ausf J;
  • США – Музей Military Vehicle Technology Foundation в Портола-Вэлли, Ausf. H, Музей вооружений армии США в Форте Ли: Ausf. D, Ausf. G, Ausf. H;
  • Финляндия, Парола – Танковый музей, Ausf J;
  • Франция, Сомюр – Танковый музей, Ausf J;
  • Швейцария, Туна – Танковый музей, Ausf H.

Pz.Kpfw.IV В Кубинке

Фото и видео


Flakpanzer IV «Möbelwagen»


Pz.Kpfw. II Ausf. C

Основные характеристики

Кратко

Подробно

1.0 / 1.0 / 1.0 БР

3 человек Экипаж

69 % Заметность

лоб / борт / корма Бронирование

35 / 15 / 15 корпуса

30 / 15 / 15 башни

Подвижность

9,1 тонн Масса

267 л/с 140 л/с Мощность двигателя

29 л.с/т 15 л.с/т удельная

48 км/ч вперёд
9 км/ч назад 43 км/ч вперёд
8 км/ч назад
Скорость

Вооружение

180 снарядов боезапас

6,0 / 7,8 сек перезарядка

10 снарядов размер обоймы

280 выстрелов/мин скорострельность

9° / 20° УВН

плечевой упор стабилизатор

1 800 снарядов боезапас

8,0 / 10,4 сек перезарядка

150 снарядов размер обоймы

900 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание

Panzerkampfwagen II (2 cm) Ausführung C или Pz.Kpfw. II Ausf. C - немецкий лёгкий танк, вооруженный 20-мм пушкой KwK30 и пулемётом MG34, экипаж состоял из трёх человек. Эта машина сочетала в себе высокие ходовые характеристики, скорость и манёвренность, однако имела слабое бронирование и вооружение. Делая заказ на проектировку Pz.Kpfw. II, немецкое военное командование преследовало цель закрыть брешь в отсутствии танков в Третьем Рейхе, пока не станут на серийное производство более современные танки Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV, которые тогда находились еще в стадии разработки. Но, к началу боевых действий, из-за острой нехватки средних танков, Pz.Kpfw. II было решено использовать в реальных боевых условиях (до этого танк использовался как учебный), где он зарекомендовал себя с очень хорошей стороны. Вступив в войну в 1939 году, машина эффективно использовалась до 1942 года, когда стало очевидным что танк уже устарел и значительно уступает всем своим противникам. Отдельные единицы Pz.Kpfw. II прошли всю войну и участвовали в боевых действиях вплоть до капитуляции Германии в 1945 году.

Модификация Ausf. C была третьей производственной модификацией и выпускалась с июля 1938 года по март 1940 года. После окончания гражданской войны в Испании стало ясно, что бронирование ранних Pz.Kpfw. II явно не соответствует современным требованиям и легко может поражаться полевой противотанковой артиллерией, поэтому танки модификации Ausf. C были усиленны накладными бронелистами толщиной 14,5 и 20 мм, а маска орудия приобрела бронещиток с отгибами сверху и снизу, которые предохраняли стык маски и края амбразуры от попадания осколков снарядов и пуль. Также была увеличена толщина бронестёкол смотровых приборов с 12 до 50 мм. Вместо двустворчатого люка на крыше башни была установлена командирская башенка с восемью перископическими смотровыми блоками, был установлен новый прицел TZF4/38, модернизированы приборы наблюдения, а на корме корпуса была предусмотрена установка крепления дымовых гранатомётов.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Наклонный участок брони не дающий поставить эффективный ромб

Для своего боевого рейтинга, Pz.Kpfw. II Ausf. C, не обладает особой бронезащитой, однако, имеет более толстую лобовую броню чем большинство его соперников, от попаданий пушечных снарядов она, конечно, не спасет, но танки вооруженные крупнокалиберными пулеметами, такие как M2A2 и Т-60, пробить лобовую броню Pz. II не смогут. Особенностью брони машины являются скосы по бокам корпуса, со смотровыми щелями механика-водителя, которые имеют хорошие углы наклона, если танк стоит к противнику лбом, однако, при постановке танка ромбом, эти участки будут очень уязвимы для противника, т.к. при развороте танка они не будут иметь какого-либо угла наклона. Броня бортов и кормы корпуса довольно слабые и туда танк может быть поражен даже крупнокалиберными пулемётами. На живучести машины сказывается и то, что у Pz.Kpfw. II Ausf. C всего три члена экипажа и выведение из строя хотя бы одного из них значительно увеличивает время перезарядки орудия. Стоит отметить низкий силуэт танка, что не раз пригодится игроку при маскировке на местности в РБ и СБ .

Подвижность

Одним из главных достоинств Pz.Kpfw. II Ausf. C является его скорость и подвижность. По максимальной скорости, на своём боевом рейтинге, танк уступает, разве что, советским легким танкам БТ, поэтому он вполне может одним из первых занимать выгодные позиции или захватывать точки. Манёвренность машины просто отличная, он легко и быстро может развернуться или совершить манёвр как на ходу, так и с места. Радует и задняя скорость - всегда можно вовремя откатиться назад или за укрытие для перезарядки и починки, если, конечно, укрытие не слишком далеко. Минусом является отсутствие электроприводов поворота башни, она вращается довольно медленно, поэтому, при внезапных фланговых атаках или появления противников с тыла, придется доворачивать корпусом, так как пока башня развернётся сама в нужном направлении, Pz. II может быть уже уничтожен. Недостатком танка является раскачка при резких манёврах и остановках на большой скорости. Что касается проходимости машины на пересеченной местности, то там Pz.Kpfw. II Ausf. C показывает себя с очень хорошей стороны - легко преодолевает склоны, холмы и мелкие водные препятствия, но значительно теряет скорость при преодолении таких препятствий как заборы, деревья и прочие предметы которые разрушаются при их таране или наезде на них.

Вооружение

Основное орудие

Расположение экипажа и модулей внутри Pz.Kpfw. II Ausf. C

Pz.Kpfw. II Ausf. C вооружен 20-мм орудием KwK 30 с боезапасом 150 снарядов и оснащенная плечевым упором (одноплоскостным вертикальным стабилизатором). 20-мм автоматическая пушка способна эффективно бороться со всеми противниками на своём боевом рейтинге. Особенностью орудия является то, что оно заряжается не по одному снаряду, а обоймой по десять снарядов, что обеспечивает высокую скорострельность и ведение непрерывного огня, однако обойма перезаряжается немного дольше чем у пушки заряжающиеся по одному снаряду. Из-за короткого ствола орудия и снижения бронепробития снарядов на дальних дистанциях, пушка плохо подходит для ведения огня на большие расстояния.

Для танка доступно три типа снарядов:

  • Стандарт - в комплект обоймы входят снаряды: бронебойный зажигательный трассирующий снаряд (БЗТ) и осколочно-фугасный зажигательный трассирующий снаряд (ОФЗТ). Стандартные обоймы снарядов для данного танка. Имеют наименьшую эффективность в бою, т.к. каждый второй снаряд ОФЗТ не будет пробивать бронированные цели, соответственно, каждый второй выстрел не будет наносить технике противников абсолютно никаких повреждений.
  • PzGr - бронебойный зажигательный трассирующий снаряд. Может эффективно бороться со всеми противниками на своём боевом рейтинге, имеет самое лучшее заброневое действие из всех представленных снарядов. Рекомендуется для использования на средних и дальних дистанциях.
  • PzGr 40 - бронебойный подкалиберный трассирующий снаряд. Имеет самое высокое бронепробитие из всех представленных снарядов. Может эффективно бороться не только с противниками своего боевого рейтинга, но и поражать некоторых противников, на ранг выше своего, в борт и корму. Рекомендуется для ближнего боя, а также для нанесения точечных ударов по хорошо бронированным противникам.

Пулемётное вооружение

Pz.Kpfw. II Ausf. C имеет на вооружении 7,92-мм пулемёт MG34 с боезапасом 1800 патронов, спаренный в башне с основным орудием. Пулемет способен бороться только с ЗСУ на базе грузовиков, против других противников он бесполезен.

Применение в бою

По своему игровому применению Pz.Kpfw. II Ausf. C практически универсален. На нём можно смело идти в атаку, главное не в авангарде команды. Учитывая его слабую бронезащиту, а также количество экипажа, идя в авангарде атак можно очень быстро потерять машину. Но танк может очень эффективно помогать основным атакующим силам двигаясь сразу за ними и поддерживая сокомандников огнем или прикрывая их от внезапных фланговых атак. Благодаря своей скорости, Pz.Kpfw. II, может одним из первых приехать на точку захвата и удерживать её до подхода основных сил или, прямо во время боя, быстро перемещаться по карте захватывая точки, которые противник оставил без обороны. Если противники выкатываются на игрока по одному или если их несколько, но они имеют слабую броню, то Pz. II может эффективно оборонять точки захвата или важные стратегические позиции. Но где он показывает себя с самой лучшей стороны, так это в ударах из засад и укрытий. Для реализации такой тактики наиболее подойдут городские карты или карты с горным ландшафтом или большим количеством камней и укрытий. Необходимо найти хорошее укрытие или позицию, где будут хорошо просматриваться подъезды к точке захвата со стороны противника или места по которым противник вероятнее всего будет передвигаться. Необходимо воспользоваться внезапностью атаки чтобы уничтожить противника раньше, чем он заметит игрока. Если противник заметил позицию занятую игроком или создалась угроза захода в тыл или фланг, лучше воспользоваться скоростью танка и переместиться на новую позицию или, если это необходимо, отойти в тыл. Единственная роль на которую Pz.Kpfw. II Ausf. C никак не годится - это роль снайпера, из-за малого калибра орудия, а также из-за того что снаряды на дальних дистанциях теряют свою пробивающую способность, танк мало годится для ведения снайперской стрельбы по танкам противника на дальних дистанциях.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Отличные скорость и манёвренность
  • Скорострельное орудие
  • Наличие подкалиберных снарядов
  • Хорошая лобовая броня
  • Хорошая скорость заднего хода
  • Одноплоскостной стабилизатор

Недостатки:

  • Раскачка танка при резкой остановке
  • Медленное вращение башни
  • Три члена экипажа

Историческая справка

Pz.Kpfw. II Ausf. C

После расторжения Германией военных статей Версальского договора в 1935 году, ограничивающих число немецкой армии и запрещавшую ей иметь свои бронетанковые войска, в Третьем Рейхе активно начались разработки танков своего производства. Но правительство вскоре поняло, что разработка танков отвечающим современным требованиям займет значительное время, поэтому шестой департамент Министерства вооружений сухопутных войск выдал задание на разработку варианта десятитонного танка, вооруженного 20-мм пушкой, одним пулеметом и более мощным бронированием, чем у Pz.Kpfw.I, который стал бы промежуточным вариантом пока не будут разработаны средние танки, более подходящие для будущих кампаний, а также для подготовки будущих экипажей немецких танков. Задание Министерства было поручено трём фирмам: Krupp, Henschel и MAN. После проведения испытаний, летом 1935 года, выбор пал на проект фирмы MAN, главным образом из-за перспективного шасси, которое было установлено на их прототипе танка. Компоновка предоставленного варианта, в будущем стала классической - моторное отделение было расположено сзади, с трансмиссией расположенной спереди танка, боевое отделение находилось посередине корпуса, отделение механика-водителя в передней части.

Pz.Kpfw. II где-то на Восточном фронте

Танк был принят на вооружение под наименованием LaS 100 (LaS - "Landwirtschaftlicher Schlepper" - сельскохозяйственный тягач) и, после некоторых доработок, его серийное производство началось в 1937 году под индексом Pz.Kpfw. II. К моменту нападения Германией на Польшу, оказалось что средних танков Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV в рядах Panzerwaffe катастрофически не хватает, поэтому было принято решение использовать танки Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II, которые раньше использовались только в учебных целях, в боевых действиях. На удивление командования Вермахта, Pz.Kpfw.II очень положительно зарекомендовали себя в бою, хотя, в Польской кампании, они исполняли скорее роль танков поддержки пехоты, т.к. в Польской армии своей бронетехники было крайне мало. Далее танк применялся во Французской кампании, где составлял 70% всего танкового парка Вермахта. И в этой кампании танк зарекомендовал себя очень эффективной боевой машиной, благодаря своей скорости, манёвренности и неплохой бронезащите, танк легко мог делать фланговые обходы противника и очень быстрые перемещения как по дорогам, так и по пересечённой местности, нередко машина использовалась для разведки. Во Французской кампании Pz.Kpfw. II применялся не только как танк поддержки пехоты, но и вступал в бой против французской бронетехники, однако, командование Вермахта, осознало что для лобовых столкновений с хорошо бронированными танками противника и противотанковой артиллерией, бронирования Pz.Kpfw.II уже явно недостаточно. Последней кампанией, в которой Pz.Kpfw.II показал свою эффективность, была Балканская кампания и начальный этап Северо-Африканской кампании. С вторжением Третьего Рейха на территорию Советского Союза в 1941 году, Вермахт осознал что что Pz.Kpfw.II уже явно уступает не только бронированием, но огневой мощью даже легким советским танкам, особенно это стало очевидным с приходом зимы 1941-1942 года, когда танк приносил танкистам больше проблем чем пользы, поэтому, в 1942 году, от дальнейшего производства было решено отказаться.

Всего с 1937 по 1942 год было выпущено более 1800 танков Pz.Kpfw.II всех модификаций, всего было пять серийных модификаций A-F. Машина эффективно себя показывала во всех начальных кампаниях Вермахта, вплоть до лета 1941, когда стало ясно что Pz.II уже устарел и не соответствует показателям бронирования и огневой мощи. Но, несмотря на прекращение выпуска этого танка в 1942 году, его шасси широко использовалось для производства САУ , а также артиллерийских тягачей и прочих модификаций, а поступавшие на ремонт с полей сражений поврежденные танки переоборудовались в огнемётные машины или подвергались вышеперечисленным модификациям. Известны случаи, когда Pz.II со снятой башней использовался в качестве бронемашины командира танкового подразделения. Некоторые машины были отозваны в 1941-1942 годах в Германию и использовались там в качестве учебных танков для подготовки экипажей.

Медиа

    Pz.Kpfw. II (справа) преодолевает препятствие

    Pz.Kpfw. II Ausf. C форсирует неглубокую реку

    Pz.Kpfw.I(слева) и Pz.Kpfw. II (справа) преодолевают водную преграду

    Pz.Kpfw. II Ausf. C в одном из музеев бронетехники

    Колонна немецкой бронетехники, среди которой Pz.Kpfw. II Ausf. C (на переднем плане) в одной из деревень СССР

Panzerkampfwagen II Ausf. С

У танков PzKpfvv II Ausf. С (6 LaS 100) -серийные номера 26001-27000 - была улучшена система охлаждения двигателя, смотровые щели были закрыты бронестеклом толщиной 50 -мм (на ганках прежних выпусков - 12-мм).

Танки PzKpfw II (скорее всего Ausf. А и В) участвовали в гражданской войне в Испании. Боевой опыт показал, что немецкие PzKpfw I и II слабо вооружены и хуже бронированы по сравнению с легкими ганками потенциального противника (советские легкие танки Т-26 и БТ-5, французские "Рено" R-35 и "Гочкис" Н-35, польские 7ТР и английский "Матильда" Mk. I). Радикально усилить вооружение было невозможно по конструктивным (малый размер башни) и техническим (более мощная пушка 5 cm KwK39 L/60 калибра 50-мм еще была не готова) причинам. Боевые характеристики PzKpfw II можно было улучшить только усилив бронирование.

Поэтому у танков PzKpfw II Ausf. А, В и С была увеличена толщина брони на критических участках. Лобовая броня башни (маска пушки) составила 14,5-мм и 20-мм, лобовая броня корпуса - 20-мм. Была переделана вся передняя часть корпуса. Вместо бронеплиты, имевшей форму дуги, стали использовать две плиты, сваренные друг с другом под углом 70°. Их толщина - 14,5-мм и 20-мм. На некоторых танках PzKpfw II Ausf. А-С двухстворчатый люк на крыше башни заменили командирской башенкой, обеспечивающей круговой обзор. Следует подчеркнуть, что командирскую башенку устанавливали не на всех танках, чаще всего так переоборудовали танки, направленные в ремонт. Случалось, что в одной части были как модифицированные, так и не модифицированные машины. После сентябрьской кампании танки были подвергнуты дальнейшим улучшениям.

Основание башни закрыли металлическим уголком, приклепанным к корпусу. Он защищал механизм вращения башни от заклинивания при попадании снаряда. Подобный же уголок крепили и сзади башни. В ноябре 1938 года на фирме "МАN" начались работы над установкой в танк PzKpfw II дизеля HWA 1038G мощностью 129-147 к Вт/175-200 л.с. Испытания закончились неудачей и дальнейшие работы были свернуты. Выпуск танков PzKpfw II Ausf. С был прекращен в марте (апреле) 1940 года, причем в последний период количество выпущенных танков было очень мало: в июле 1939 года выпущено девять танков, в августе - семь, в сентябре - пять, в октябре - восемь, а в ноябре - еще два танка. Неудовлетворительная поставка легких PzKpfw 35 (t) и PzKpfw 38 (t) и средних PzKpfw III и PzKpfw IV танков повлекла за собой приказ от 27 ноября 1939 года о постройке новой модификации танка PzKpfw II, обозначенной как PzKpfw II Ausf. F (7 LaS 100). Танки PzKpfw II Ausf. F сохранили все конструктивные особенности машин предыдущих серий.

Panzerkampfwagen II Ausf. F

У танков PzKpfw II Ausf. F (серийные номера 28001-29400) была изменена конструкция корпуса. Лобовая бронеплита стала шириной во весь корпус. В её правой части разместили макет смотровой щели механика-водителя, в то время как настоящая щель располагалась слева как и на танках прежних выпусков. Были модифицированы смотровые щели, расположенные в маске пушки, толщина брони возросла. Был усовершенствован механизм вращения башни.

На некоторые PzKpfw II Ausf. F установили пушку 2 cm KvvK38 калибра 20-мм. Из-за того что производство PzKpfw II Ausf. А-С уже было свернуто, выпуск новых танков PzKpfw II Ausf. F был сопряжен со значительными трудностями, в апреле 1940 года смогли выпустить всего три танка (да и эти танки, видимо, были не Ausf. F, а последние PzKpfw II Ausf. С), два Ausf. F изготовили в июле и четыре в ноябре-декабре 1940 года. В 1941 году производство набрало темп - было выпущено 233 машины. В следующем, 1942 году, был изготовлен еще 291 танк (всего 530 штук). Танки PzKpfw II Ausf. F выпускали заводы ФАМО во Вроцлаве, "Ферайнигтен Машиненверкен" в Варшаве, "МАN" и "Даймлер-Бенц".Фирма "Вегманн "завершила выпуск танков PzKpfw II Ausf. F в 1941 году, а МИАГ - в 1940. Цена одного PzKpfw II Ausf. F (без вооружения) составляла 49228 рейхсмарок.

Panzerkampfwagen II Ausf. D, E

В 1938 году фирма "Даймлер-Бенц" разработала проект так называемого скоростного танка (Schnellkampfwagen), предназначенного для танковых батальонов легких дивизий. Легкие дивизии - моторизованные танковые дивизии, которые, однако, имели меньше танков, чем обычные танковые дивизии. Легкие дивизии, как правило, создавались на базе расформированных кавалерийских частей.

От танка PzKpfw II Ausf. С была взята только башня, а корпус и ходовая часть были полностью переделаны. На танке использовалось шасси типа "Кристи" (четыре опорных катка большого диаметра) и новые ведущие и направляющие колеса. Корпус скоростного танка напоминал корпус PzKpfw III. Экипаж - три человека, вооружение осталось прежнее, как у танков PzKpfw И Ausf. A-F. Масса машины - 10000 кг. Скоростные танки планировали выпускать в двух модификациях: PzKpfw II Ausf. D - 8 LaS 100 (серийные номера 27001-27800) и PzKpfw II Ausf. Е - 9 LaS 100 (серийные номера 27801-28000). На эти машины устанавливали коробку передач "Майбах Вариорекс" VG 102128Н (семь передач вперед и три назад). В движение танк приводился карбюраторным двигателем "Майбах" HL62 TRM мощностью 103 кВт/140 л.с., максимальная скорость по шоссе - 55 км/ч, толщина брони 14.5-30 мм. В 1938-1939 годах фирмы "Даймлер-Бенц" и "МАN" выпустили 143 таких танка и более 150 шасси.

Танки PzKpfw II Ausf. Е отличались от Ausf. D усиленной подвеской, смазываемыми шкворнями гусениц и модифицированными ведущими колесами. Большая часть машин после непродолжительного использования на фронте (сентябрьская кампания) была переделана в огнеметные танки Flammpanzer II или в самоходные орудия "Мардер".

Panzerkampfwagen II Ausf. G

В 1938 году фирмы "MAN" и "Даймлер-Бенц" получили заказ на выпуск модифицированного танка PzKpfw II, который получил обозначение VK 901. На танке применили новую подвеску, разработанную инженером В. Книпкампом. Ходовая часть танка состояла из пяти опорных катков, установленных на осях разной длины, так, что катки частично перекрывали друг друга. Масса танка - 9200 кг. В движение танк приводился карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения "Майбах" HL45р мощностью 109 кВт/150 л.с. Максимальная скорость составляла 50 км/ч, толщина лобовой брони - 30-мм, бортовой - 14,5-мм. Танк был вооружен пушкой KwK38 калибра 20-мм и пулеметом MG-34. Планировался выпуск 75 таких машин (серийные номера 150001-150075), но за два года (1941-1942) было изготовлено всего 12 танков в трех вариантах G1, G3 и G4. Готовые башни (27 штук) использовали как элементы долговременной фортификации.

Panzerkampfwagen II Ausf. J

Боевой опыт применения танков во время сентябрьской кампании показал, что на фронте очень нужен хорошо бронированный танк поддержки пехоты. В декабре 1939 года начался выпуск танка PzKpfw II n.A. (neue Art - новая модель) VK 1601. Толщина его брони составляла от 50-мм до 80-мм, максимальная скорость - 31 км/ч. Вооружение нового танка ничем не отличалась от предыдущих модификаций. Опытный образец был готов 19 июня 1940 года.

Всего была заказана серия из 30 танков, обозначенных как PzKpfw II Ausf. J. С апреля по декабрь 1942 года было выпущено 22 машины (серийные номера 150101-150130). Выданный заказ на следующие 100 танков был аннулирован. Танки PzKpfw II Ausf. J выпускали на предприятиях "МАN" и "Даймлер-Бенц". Семь опытных танков VK 1601 было испытано на Восточном фронте в составе 12-й танковой дивизии.

Panzerkampfwagen II Ausf. H и M
(VK 903, VK 1301)

В 1940 году фирма "MAN " (Нюренберг) начала работу над улучшенной моделью танка PzKpfw II Ausf. G (VK 901) - VK 903. Ha VK 903 установили карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения "Майбах" HL66р мощностью 147 кВт/200 л.с. (200001-200004). Была использована новая коробка передач ZF Aphon SSG48 (серийные танки планировали оборудовать коробкой передач, которая уже применялась на PzKpfw 38 (t)). Максимальная скорость танка - 60 км/ч. Танк VK 903 предполагалось использовать для разведки. В 1941 году были начаты работы по переделке VK 903 в передвижной наблюдательный пункт. 1 июня 1942 года предприятия "Рейнметалл-Борзинг", "Шкода"и "Даймлер-Бенц" начали выпуск модификации танка с открытой башней - VK 1301 (VK 903b). 30 апреля 1941 года была принята программа развития танковых войск - "Panzerprogramm 1941", которая предусматривала постройку танков VK 903. 10950 машин этого типа планировалось использовать в качестве танка разведки, 2738 переделать в 50-мм самоходные орудия, 481 машину вооружить орудиями калибра 150-мм (sIG), а 3500 машин должны были стать танками-разведчиками поля боя - "Gefechtsaufklaerung". Серийные ганки VK 903 и VK 1301 получили обозначения PzKpfw II Ausf. Н и PzKpfw II Ausf. М соответственно. Масса танка - 10500 кг. Толщина брони - 30-10-мм. В 1941 году фирма "МАN" изготовила одно шасси, а в 1942 году в связи со стандартизацией бронетехники от выпуска танков этой модификации отказались.

VK 1303 представлял собой дальнейшее развитие танков VK 901, 903 и 1301. 15 сентября 1939 года Министерство вооружений сухопутных войск (Heereswaflenamt) выдало техническое задание на гусеничную разведывательную машину. Заказ на разработку корпуса и шасси получила фирма МАN, башни - "Даймлер-Бенц". На танк VK 1303 предполагали установить радиостанцию среднего радиуса действия, предназначенную для связи в условиях Восточного фронта.

Экипаж - четыре человека (командир, наводчик-заряжающий, механик-водитель и радист). Опытный образец был готов в апреле 1942 года и оказался слишком тяжелым для российского бездорожья (боевая масса - 12900 кг). Лишь облегченный до 11800 кг вариант VK 1303 был принят к серийному выпуску как PzKpfw II Ausf. L "Лукс" ("рысь") - Sd Kfz 123. Толщина его брони составила 10-30-мм, кроме этого могли быть установлены бронеэкраны толщиной 12-мм. Вооружение - пушка KwK-38 калибра 20-мм и пулемет MG-34 калибра 7,92 -мм. В движение танк PzKpfw II Ausf. L "Лукс" приводился карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения "Майбах" HL66р мощностью 147 кВт/200 л.с. Коробка передач - ZF Aphon SSG48.

На танке PzKpfw II Ausf. L применили ходовую часть конструкции Книпкампа, которую уже ранее использовали на танках VK 901-903. Танк планировали выпускать в двух вариантах, отличавшихся друг от друга вооружением. Один из них был вооружен пушкой KwK38, а другой - KwK39 L/60 калибра 50-мм ("Luchs" 5 cm). Серийные PzKpfw II Ausf. L "Лукс" были оборудованы радиостанцией FuG12 мощностью 80Вт и радиусом действия 25 км (телефон) и 80 км (ключ) и радиостанцией ближнего радиуса действия F.Spr.f. Для танков, вооруженных 50-мм пушкой, разрабатывалась открытая башня. На фирме "МАN" было выпущено 115 танков "Лукс", а на фирме "Хеншель" - 18, причем все машины были вооружены пушкой калибра 20-мм. В начале 1944 года выпуск танков PzKpfw И Ausf. L "Лукс" был прекращен.

VK 1602 ("Леопард")

В 1941 году фирмы "МAN" и "Даймлер-Бенц" получили заказ на выпуск улучшенного танка VK 1601, обозначенного как VK 1602. Этот танк был предназначен для разведки поля боя ("Gefech tsaufklaerung "). Толщина брони составляла 50-80-мм (башня) и 20-60-мм (корпус). Двигатель "Майбах" HL157 мощностью 404 кВТ/550 л.с. позволял танку развивать скорость до 50 км/ч. Танк предполагалось вооружить пушкой KwK39 L/60 калибра 50-мм и пулеметом MG-34 калибра 7,92-мм.

На танке применили гусеницы шириной 350 мм, что улучшило ходовые качества машины. Экипаж VK 1602 - четыре человека. "Panzerprogramm 1941" предполагала постройку 339 таких машин, но вскоре заказ был аннулирован, поскольку VK 1602, названный "Леопардом" уже не отвечал требованиям времени. Башня танка УК 1602 "Леопард" была использована на тяжелом бронеавтомобиле Sd Kfz 234/2 "Пума".

Прекратив выпуск танка УК 1602 "Леопард", немцы все же не отказались от идеи танка-разведчика. Фирма "Даймлер-Бенц" разработала новую модель такого танка - VK 2801. Первоначально на танк планировали устанавливать дизель воздушного охлаждения мощностью 385 кВг/525 л.с., затем в качестве двигателя использовали двигатели "Даймлер-Бенц" DB819 мощностью 330 кВг/450 л.с., МB506 и MB819. Увеличение массы танка до 33000 кг вынудил конструкторов применить карбюраторный двигатель "Майбах" HL 230 мощностью 514 кВт/700 л.с. 8 мая 1944 года Министерство вооружений сухопутных войск (Нeereswaffenamt) приказало свернуть дальнейшие работы над танком УК 2801.

Panzcrkampfwagen II (F) Sd Kfz 122

В 1939 году фирмы "MAN" и Вегманн получили заказ на разработку огнеметного танка - Flammpanzer. "МАN" переоборудовала шасси PzKpfw II Ausf. D и Е. Огнеметные танки, построенные на базе этих двух модификаций получили название PzKpfw II Ausf. А и В, соответственно. В главной башне оставили один пулемет МG-34, а два огнемета (обычно Flamm 40) разместили в двух вращающихся башенках, установленных на крыльях танка. Дальность стрельбы огнемета составляла 35 метров. Бронированные емкости для хранения зажигательной жидкости (смесь бензина и нефти) расположили за огнеметными башенками. Общий объем перевозимой зажигательной смеси - 350 литров.

Случаи, когда более совершенный танк, принятый на вооружение, заменяли уступающей ему по характеристикам модификацией, крайне редки. В советском танкостроении таким примером стал КВ-1с, во многом оказавшийся вынужденной мерой. Менее тяжёлая, чем КВ-1, эта машина имела и менее толстую броню, но за счёт снижения массы и более совершенной коробки передач выросли её надёжность и подвижность. При этом сам танк подвергся массе переделок и улучшений.

В случае с немцами наиболее ярким примером такого парадоксального перевооружения стал Pz . Kpfw . II Ausf . F . Здесь речь шла о фактическом возвращении, с небольшими доработками, к менее совершенной модификации «двойки» (Ausf . C ), чем уже принятая на вооружение (Ausf . D).

Обратно к рессорам

Вопрос о том, что шасси La.S.100 далеко от совершенства, в 6-м отделе Департамента вооружений был поднят ещё в январе 1937 года. Несмотря на то что фирма MAN работала над модернизированной версией машины с новой ходовой частью, Генрих Книмкамп настоял на начале работ над совершенно иным шасси. Оно должно было иметь торсионную подвеску и несколько иную компоновку агрегатов. Шасси получило обозначение La.S.138, его перспективы оценивали очень высоко. В переписке работники 6-го отдела Департамента вооружений La.S. называли лишённым будущего и с нетерпением ждали запуска новой версии Pz.Kpfw.II.

На деле ситуация оказалась совсем не такой радужной, какой она виделась немецким инженерам. Для начала, работы по La.S.138 затянулись. Кроме того, 18 июня 1938 года, в самый разгар работ по подготовке машины к производству, Управление вооружений (Waffenamt) санкционировало разработку танка под кодовым названием VK 9.01. Подобное решение однозначно можно считать признаком того, что над La.S.138 нависла угроза.

Новая командирская башенка стала одним из нововведений Pz.Kpfw.II Ausf.F. Она перекочевала с модернизации Pz.Kpfw.II Ausf.c-C

Да и сам танк, получивший обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.D , оказался не таким идеальным, каким он казался своим создателям. Выяснилось, что одновременно с переходом на торсионную подвеску боевая масса машины выросла на две тонны. Безусловно, в этом была виновата далеко не одна подвеска. Конструкторы усилили бронирование лобовой части корпуса и подбашенной коробки, а размещение внутренних узлов и агрегатов несколько изменили. Тем не менее подобный рост массы совсем не обрадовал 6-й отдел Департамента вооружений.

Наконец, вскоре нанёс ответный удар и условно отправленный на покой La.S.100. Созданные на этой платформе Pz.Kpfw.II Ausf.c и последовавшие за ним Pz.Kpfw.II Ausf.A-C оказались гораздо более удачными машинами с точки зрения надёжности подвески. Оказалось, что на рессоры конструкторы махнули рукой совершенно напрасно. В результате 43 Pz.Kpfw.II Ausf.D, изготовленные с октября 1938 по апрель 1939 года, просто затерялись в куда большем объёме изготовленных за тот же период Pz.Kpfw.II Ausf.C. Что же касается Pz.Kpfw.II Ausf.E, то семь выпущенных в этой модификации шасси так и не стали «обычными» танками и использовались как база при постройке огнемётных машин.


С Pz.Kpfw.II Ausf.D на новую машину перекочевал смотровой прибор механика-водителя

На этом фоне нет ничего удивительного, что уже в начале 1939 года отдел заказов танков и гусеничных машин (Wa J Rü-WuG 6) запланировал выпуск новой серии танков - 9.Serie/La.S.100. Согласно первоначальному плану, первые пять танков 9-й серии предполагалось получить в мае 1940 года, окончание выпуска партии из 404 9.Serie/La.S.100 ожидалось в декабре того же года. Это означало, что выпуск «плохого» танка продолжится.

На второстепенных производственных базах

Весна и лето 1939 года стали временем серьёзных перемен в немецкой танкостроительной программе. Фирма MAN, разработчик и главная производственная площадка для Pz.Kpfw.II, как и ряд других предприятий, переходила на выпуск Pz.Kpfw.III. По этой причине объёмы производства Pz.Kpfw.II стремительно снижались. С 81 танка в марте 1939 года в мае они упали до 14 машин, а в дальнейшем ежемесячный выпуск ни разу не превысил цифру в 10 танков.


Данный экземпляр предназначался для боевых действий в Африке. Передние брызговики достаточно быстро «уходили»

Летом 1939 года единственной производственной площадкой для этого танка остался завод FAMO (Fahrzeug-und Motoren-Werke GmbH) в Бреслау (ныне польский Вроцлав). Как раз в 1939 году на FAMO начали выпускать 18-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.9. Освоение этой весьма непростой по конструкции машины значительно повлияло на сроки запуска в серию Pz.Kpfw.II Ausf.C.

Заказ был небольшой (35 танков), но производственные проблемы привели к тому, что в июле FAMO удалось сдать всего два танка. В августе их число выросло до пяти, столько же сдали в сентябре. Но после октябрьского роста (восемь танков) в ноябре сдать удалось всего две машины. Далее последовала долгая пауза, лишь в апреле 1940 года удалось выпустить последние девять танков.

Связана такая картина была с высокими потерями Pz.Kpfw.II в польской кампании. При безвозвратных потерях в 83 танка повреждённых машин оказалось куда больше. Для их ремонта потребовалось использовать запчасти, которые предназначались в том числе и для сборки танков на FAMO.


Фальшивый смотровой прибор, установленный справа от настоящего, был визитной карточкой этой модификации танка

По состоянию на 11 ноября 1939 года в качестве сборщиков новой 9.Serie/La.S.100 предполагалось использовать мощности FAMO и Alkett. Датой начала выпуска Управление вооружений (Waffenamt) продолжало считать май 1940 года, но здесь в планы военных уже начали вмешиваться новые факторы. Польская кампания показала, что броню Pz.Kpf.II необходимо усиливать. На Pz.Kpfw.II Ausf.c-C вопрос решили установкой экранировки, на новых же танках лобовую броню корпуса и башни усилили с самого начала до 30 мм. Это потребовало переделки чертежей корпуса и башни, и по состоянию на 24 января 1940 года чертежи были ещё в работе.

Ещё одно изменение в конструкцию было добавлено 7 марта 1940 года. Вместо двустворчатого люка командир получил башенку со смотровыми приборами, что заметно улучшило ему обзор. При этом нововведение вновь сдвигало сроки начала выпуска 9.Serie/La.S.100. Отдел заказов танков и гусеничных машин перенёс начало выпуска на июнь 1940 года. Впрочем, позже выяснилось, что там работали большие оптимисты.

Кампания мая - июня 1940 года обошлась немецким танковым силам в 240 Pz.Kpfw.II. Снова набралось большое количество повреждённых машин. Дополнительным тормозящим выпуск фактором было то, что теперь FAMO и Alkett оказались также задействованы в выпуске Pz.Kpw.III. Вскоре завод Alkett получил первый заказ и на выпуск САУ StuG III . Становилось всё более очевидно, что в Шпандау 9.Serie/La.S.100 выпускать не будут. Окончательное решение по этому вопросу было принято 19 сентября 1940 года. Контракт полностью перешёл к FAMO, но и там к его выполнению оказались не готовы. Требовалась ещё одна площадка для выпуска многострадальных лёгких танков. И нашлась она отнюдь не на территории Германии.


Этот танк был потерян в ходе боёв в Африке. Новый глушитель и приборы дымопуска, прикрытые бронированным кожухом, позволяют легко отличить Pz . Kpfw . II Ausf . F от машин более ранних версий

По итогам польской кампании в распоряжении немцев оказались польские предприятия. В их числе был завод Ursus, входивший в состав PZInż (Państwowe Zakłady Inżynierii). Выпускавшиеся PZInż танки и бронемашины оказались немцам малоинтересными с точки зрения продолжения их производства. Ursus стал частью FAMO, сменив название на Famo-Warschau. Вместе с тем нередко завод в переписке по-прежнему обозначался как Ursus. Именно здесь и было решено создать дополнительную площадку по производству танков. Так Ursus стал единственным заводом на территориях, захваченных немцами в годы Второй мировой войны, который выпускал немецкие танки и САУ.


Этот танк был выпущен заводом Ursus летом 1941 года. Он входил в состав 31-го танкового полка 5-й танковой дивизии

Первые 10 танков 9-й серии на польском заводе планировалось выпустить во всё том же сентябре 1940 года, к июлю 1941 года собирались выйти на уровень 40 машин в месяц. Эти планы также оказались далёкими от реальной картины. 1 октября 1940 года их скорректировали до выпуска первых трёх машин в декабре 1940 года, но и это оказалось несбыточной мечтой. В декабре планы выглядели так: выпуск семи танков в январе 1941 года, следующие десять - в феврале. 1 марта, понимая, что так больше продолжаться не может, к помощи в освоении производства подключили Alkett. Совместными усилиями Alkett и Ursus в марте 1941 года удалось наконец сдать семь танков. Что же касается завода FAMO, то первые танки 9-й серии покинули Бреслау только в августе 1941 года.

Временщик-долгожитель

К началу 1941 года танк модификации 9.Serie/La.S.100, в серии получивший обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.F, находился в довольно щекотливой ситуации. В июне 1940 года 6-й отдел Департамента вооружений инициировал работу по созданию VK 9.03, лёгкого танка 10-тонного класса. Разрабатывали машину конструкторы MAN, при этом активное участие в работах принимал и Генрих Книпкамп. При схожем с Pz.Kpfw.II Ausf.F вооружении и бронировании машина должна была стать намного быстрее. 9.Serie/La.S.100 предполагалось сделать временной заменой для этого перспективного лёгкого танка.


Слабое бронирование заставляло танкистов экспериментировать. В данном случае как дополнительная броня использовались траки

За два года, что прошли с момента принятия решения о запуске производства Pz.Kpfw.II Ausf.F, машина изменилась мало. Технически новый танк повторял Pz.Kpfw.II Ausf.C. Основные изменения претерпели корпус и башня. От сложной лобовой детали корпуса было решено отказаться. Вместо неё сделали гораздо более простую конструкцию, повторявшую по форме дополнительную броню, установленную на Pz.Kpfw.II Ausf.c-C.

Новую модификацию можно легко отличить по форме лобовой части подбашенной коробки. От скоса в правой части конструкторы отказались, а механик-водитель получил смотровой прибор, аналогичный тому, что ставился на Pz.Kpfw.II Ausf.D и Pz.Kpfw.III Ausf.E. Справа от него поставили макет смотрового прибора, выполненный из алюминия. По задумке авторов, это должно было сбить вражеских солдат с толку.

Немного изменилась форма левой части надмоторной плиты, но куда более заметным стало изменение глушителя. Для того чтобы разместить на кормовой плите блок приборов дымопуска, глушитель пришлось сделать заметно короче. Минимальные изменения претерпела и башня, почти не отличаясь от модернизации Pz.Kpfw.II Ausf.C. Одним словом, если бы не производственные проблемы, каких-то препятствий для быстрого перехода на Pz.Kpfw.II Ausf.C не имелось.


Этот же танк с другого борта

Первые переделки конструкции нового танка начались ещё до того, как его запустили в серийное производство. Связаны они были с тем, что в Северную Африку отправились первые части Африканского корпуса. Для того чтобы танки могли нормально работать в условиях пустыни, потребовалось усилить их систему вентиляции. Таким образом, у самых первых серийных Pz.Kpfw.II Ausf.F была предусмотрена возможность быстрой переделки в тропический вариант. Комплекты брони поставлялись двумя заводами: Deutsche Edelstahlwerke из Реймшайда, а также Eisen und Hüttenwerke AG из Бохума.


Танк с серийным номером 28329, выпущенный на Ursus в феврале 1942 года. Машина, входившая в состав 5-й танковой дивизии СС «Викинг», уже имеет забашенный ящик

Производство разворачивалось довольно неспешно. После выпуска в марте 1941 года семь танков, Ursus в течение апреля - июня сдавал не более 15 машин в месяц. На проектную мощность 20 танков в месяц завод вышел только в июле. Что же касается FAMO, то здесь ситуация оказалась и вовсе аховая. За весь 1941 год в Бреслау ни разу не смогли преодолеть планку десять танков в месяц. В результате в Варшаве были вынуждены взвинчивать темп, дабы месячная отгрузка обоих заводов соответствовала запланированной. По итогам до конца 1941 года удалось сдать 233 Pz.Kpfw.II Ausf.F.


Один из танков, потерянных немцами в Тунисе зимой 1943 года

Поступление новых танков в войска началось ближе к лету 1941 года. На тот момент к танкам семейства Pz.Kpfw.II накопилась масса вопросов. То, что 20-мм автоматическая пушка явно не соответствует реалиям современной войны, наглядно показала кампания во Франции. Не мог похвастаться Pz.Kpfw.II и высокой подвижностью. По этому показателю он ничем не выделялся на фоне средних танков.

Неудивительно, что в перспективной программе перевооружения Pz.Kpfw.II места не нашлось. Эта программа, датированная 30 мая 1941 года, была рассчитана на пять лет и предусматривала поставку в танковые части 2592 VK 903. Их планировалось использовать в качестве разведывательных машин.

Но, как это часто бывает, планы далеко не всегда соответствовали реалиям. Результат программы VK 903 оказался печальным: ни в серии, ни даже в металле эту машину так и не построили. Впрочем, даже если бы этот танк и появился на свет, то он, скорее всего, разделил бы участь «младшего брата», VK 901, известного и как Pz.Kpfw.II Ausf.G. С грехом пополам MAN построил 45 таких танков, которые в войсках не прижились.

Более перспективным направлением оказался танк-разведчик VK 13.01. Эта машина стала первым немецким лёгким танком, который получил двухместную башню. Эволюционировав в VK 13.03, он в итоге оказался немецким танком-разведчиком с самой удачной судьбой. Правда, даже в 1941 году уверенности в этом ещё не было. Работы по танку задерживались, для подстраховки была запущена программа Pz.Kpfw.38(t) n.A. и Škoda T-15.


Один из трофейных Pz.Kpfw.II Ausf.F на Научно-исследовательском полигоне Главного автобронетанкового управления Красной Армии (НИП ГАБТУ КА). Кубинка, 1944 год

Задержка в работе по созданию «полноценных» танков-разведчиков и опыт боёв на Восточном фронте заставили 6-й отдел Департамента вооружений искать альтернативы. Начиная с ноября 1941 года Pz.Kpfw.II стали оборудоваться креплениями для установки дополнительных перископов. Потеря к этому времени более чем трети Pz.Kpfw.II от их первоначального числа на июнь 1941 года дала немецким военным пищу для размышлений. Из частей всё чаще шли донесения о том, что лёгкие танки слабо соответствуют реалиям боевых действий.


Судя по отметине на лобовом листе, машину как минимум раз подбивали

Несмотря на это, на первую половину 1942 года пришёлся пик производства Pz.Kpfw.II Ausf.F. Рекорд был поставлен в мае - 56 танков. Вместе с тем именно в мае 1942 года над программой производства Pz.Kpfw.II был занесён топор.

Ещё в марте 1942 года огнемётные Pz.Kpfw.II (F) решили переделывать в самоходные артиллерийские установки. То же самое случилось и с Pz.Kpfw.38(t). Окончательное решение по поводу сокращения выпуска Pz.Kpfw.II было принято летом 1942 года. 7 июня фельдмаршал Кейтель предложил полностью перейти на выпуск самоходных установок на их базе. Гитлер согласился на изготовление в таком виде половины танков. 29 июня доля САУ выросла до 3/4, а 11 июля было принято решение, что этот месяц станет последним для Pz.Kpfw.II.


Этот же танк, вид слева

За 1942 год FAMO и Ursus выпустили 276 Pz.Kpfw.II Ausf.F. Всего же их было изготовлено 509, то есть значительно больше, чем предполагалось изначально. Ввиду того, что контракты неоднократно перезаключались, нумерация машин получилась немного рваной. Согласно исследованиям Томаса Йентца и Хилари Дойла, серийные номера распределились следующим образом:

  • Ursus - 28001–28204;
  • FAMO - 28205–28304;
  • Ursus - 28305–28489;
  • FAMO - 28820–28839.

Прекращение выпуска Pz.Kpfw.II совсем не означало, что эти танки быстро исчезнут из частей. По состоянию на 1 сентября 1942 года в войсках находилось 1039 танков данного типа. Статистика потерь, которые во второй половине 1942 года лишь единожды превышали цифру в 40 танков (43 в ноябре 1942 года), наглядно показывает, что из первой линии эти машины потихоньку выводились. Уцелевшие Pz.Kpfw.II постепенно переводились на выполнение иных задач: их использовали для разведки, в качестве командирских машин и машин артиллерийских наблюдателей.

В отличие от Pz.Kpfw.38(t) , которые в основном были переделаны в самоходные установки либо в тягачи, Pz.Kpfw.II продолжали службу. Чаще всего они использовались в частях, где имелись самоходные установки на шасси Pz.Kpfw.II. По состоянию на 1 октября 1944 года в войсках всё ещё имелось 386 танков этого типа.


Как это часто бывает, родной «обвес» с полок полностью исчез, местами вместе с креплениями

Периодически машины отправлялись на заводы, где проходили капитальный ремонт, затем снова отправляясь в войска. Такая судьба была, например, у Pz.Kpfw.II Ausf.F, ныне находящегося в парке «Патриот». К сожалению, номер его шасси не сохранился, но по номеру подбашенной коробки (28384) можно предположить, что танк выпущен на заводе Ursus в марте 1942 года. Не ранее весны 1943 года танк прошёл капитальный ремонт, в ходе которого старую краску с него полностью сняли, перекрасив в тёмно-жёлтый цвет Dunkelgelb nach Muster. Судя по сохранившимся маркировкам, танк использовался как командирская машина второго батальона.


Составленная советскими специалистами схема бронирования Pz.Kpfw.II Ausf.F

Трофейные Pz.Kpfw.II Ausf.F неоднократно попадались в руки Красной армии. Но интереса для советских специалистов они почти не представляли. Для советского танкостроения этот танк был вчерашним днём ещё в 1941 году. Аналогом немецкого лёгкого танка являлся советский Т-70, против которого у Pz.Kpfw.II на поле боя было очень мало шансов.

Источники и литература:

  • Материалы NARA.
  • Материалы ЦАМО РФ.
  • Panzer Tracts No. 2–3 - Panzerkampfwagen II Ausf.D, E, and F development and production from 1937 to 1942, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2010.
  • Материалы из фотоархива автора.

"Тигр" или кто?

Многих до сих пор волнует вопрос, какой же танк был лучшим танком Второй Мировой войны. Они тщательно сравнивают таблицы ТТХ, говорят о толщине брони, бронепробиваемости снарядов и еще о многих других цифрах из таблиц ТТХ. В разных источниках приведены разные цифры, поэтому начинаются споры о достоверности источников. За этими спорами забывается, что сами по себе цифры в таблицах еще ни о чем не говорят...

Авиация СССР

Вспомни тот МиГ

Истребитель И-200 (в дальнейшем - МиГ-1 и МиГ-3) можно назвать дальним потомком И-16, во многом от него отличавшимся, но сохранившим тем не менее отдельные «родовые черты». .

Первым из истребителей нового поколения в январе 1940 года вышел на испытания самолет авиаконструктора А.С, Яковлева И-26, позднее переименованный в Як-1 .

Наиболее ярким представителем «деревянного стиля» в со-ветской истребительной авиации времен войны был самолет авиаконструкторов С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова И-301, получивший при запуске в серию обозначение ЛаГГ-3, а также его дальнейшее развитие — Ла-5 и Ла-7

Самолеты Люфтваффе

Вот такая Штука

Пренебрежительная оценка пикировщика Ю-87 была в нашей литературе столь же общим местом, что и восхвале-ние штурмовика Ил-2...

РАЗРУШИТЕЛИ ГОРОДОВ

Дать наиболее достоверную оценку эффективности действий немецкой бомбардировочной авиации можно опираясь только на свидетельства понесшей потери от ее воздействия стороны. То есть по докладам и донесениям командиров разных уровней Красной Армии. И эти донесения свидетельствуют о высокой результативности немецких летчиков...

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: