Псалом 70 при какой потребе читать. Псалтырь. православный псалом: помощь одиноким людям

70:1,2 1 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек.
2 По правде Твоей избавь меня и освободи меня; приклони ухо Твое ко мне и спаси меня.
Молитва Давида о помощи. Нужно быть настолько уверенным в своей правоте, чтобы просить так, как просил Давид: по ПРАВДЕ ТВОЕЙ избавь меня. То есть, Давид был готов к справедливой оценке Богом своего образа жизни, если был уверен, что Бог непременно поможет ему в положительном ключе, а не добавит наказания к тому, что Давид уже испытывает.

70:3-5 Будь мне твердым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться; Ты заповедал спасти меня, ибо твердыня моя и крепость моя - Ты.
4 Боже мой! избавь меня из руки нечестивого, из руки беззаконника и притеснителя,
5 ибо Ты - надежда моя, Господи Боже, упование мое от юности моей.
От самой юности упованием Давида был Бог, и он желает видеть Бога и в дальнейшем, во всей жизни своей - скалой, за которую можно было бы держаться без опасения, что она исчезнет или поколеблется. Бог - единственная надёжная опора в жизни, всё остальное - непрочно и проходящее, как песок сквозь пальцы - так протекает всё, за что в этой жизни мы пытаемся держаться (за работу, человека, богатство, удовольствия и т.д).

70:6-8 На Тебе утверждался я от утробы; Ты извел меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет.
7 Для многих я был как бы дивом, но Ты твердая моя надежда.
8 Да наполнятся уста мои хвалою, [чтобы воспевать] всякий день великолепие Твое.
От самого внутриутробного развития Давид утверждался на Боге - то есть, благодаря тому, что Бог так удивительно создал человека со способностью воспроизводить себе подобных. Чаяния сердца Давида в том, чтобы ежедневно восхвалять и воспевать великолепие Бога: любящий Бога не ограничивает себя воспоминанием о Нём раз в месяц или в минуты трудностей, каждый день Давид говорил с Богом и о Боге, а каждый день желают общаться только с теми, кто по-настоящему дорог сердцу, кого по-настоящему любят и ценят.

70:9 Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня,
Давид знает о том, что старость - самая неприглядная пора для человека, поэтому в старости человек более всего нуждается в помощи Бога, ибо своих сил для жизни не остаётся. Поэтому Давид просит Бога особенно в старости не забывать о нём.

70:10-13 ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою,
11 говоря: "Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего".
12 Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне.
13 Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей, да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла!
Давида как и прежде волнуют не столько свои тяжёлые обстоятельства, сколько факт, что враги Бога считают, будто Он оставил Давида и потому с Давидом происходят такие неприятности. Если же Давид оставлен Богом - это может означать только то, что Давид вовсе и не праведный и справедливо его уничтожить. Давид не мог поверить тому, что Бог оставил его, потому и просил поспешить на помощь, чтобы вера его не угасала. Да и враги, увидев помощь от Бога для Давида - устыдятся и посрамятся, ибо их предположения не сбылись и желание уничтожить Давида - не оправдалось.

70:14,15 А я всегда буду уповать [на Тебя] и умножать всякую хвалу Тебе.
15 Уста мои будут возвещать правду Твою, всякий день благодеяния Твои; ибо я не знаю им числа.
Давид не отчаивается: пусть себе замышляется вокруг него зло, а он планирует уповать на Господа и каждый день возвещать народу о благодеяниях Бога, ибо и дней жизни Давида не хватит, чтобы перечислить все благодеяния Бога для человека. Так что Давид не планирует попусту просиживать в страхе ожидания от бедствий, грядущих на него, а станет лучше заниматься Божьим делом, только это и имеет смысл в жизни века сего.

70:16,17 Войду в [размышление] о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою - единственно Твою.
17 Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои.
Для этого Давид с головой готов окунуться в размышление о чудных делах Господа, ибо с самой юности и по сей день - Бог наставник Давида во всех путях его. А без размышлений обнаружить величие дел Господа – практически невозможно.

70:18,19 И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего.
19 Правда Твоя, Боже, до превыспренних; великие дела соделал Ты; Боже, кто подобен Тебе?
И до самой старости Давид не планирует останавливаться в том, чтобы возвещать силу Божью не только роду сему, но и грядущему. И он исполнил свои намерения: все грядущие поколения после него узнают о Боге его жизни из его хвалебных псалмов.

70:20 Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня.
Давид понимает, что прожил жизнь не сладостную потому, как и сам не сахарный и беды, на него навалившиеся - в основном, заслуженные. Однако он не потерял надежду на то, что Бог подарит ему будущее и в будущем он будет от всех трудностей века сего - избавлен, и всё, что он вытворил в жизни своей - Бог простит и даже в веке этом прощал, ибо всегда помогал Давиду выбираться из множества трудностей

70:21-23 Ты возвышал меня и утешал меня.
22 И я буду славить Тебя на псалтири, Твою истину, Боже мой; буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев!
23 Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил;
Давид понимает, что все высоты его - при помощи Божьей взяты, а все падения его - от него самого. А потому Давид готов петь Богу праведности и высоты вовеки на гуслях и на псалтыри, видимо, у Давида был талант музыкальный и Богу по сердцу - песни Давида к Нему. И несмотря на трудности - Давид в каждом дне находил повод для радости, ибо у него в каждом дне был Бог.

70:24 и язык мой всякий день будет возвещать правду Твою, ибо постыжены и посрамлены ищущие мне зла.
Давид показывает разницу между будущим собственным и будущим всех, кто желает ему зла: Давид будет каждый день возвещать правду Божью, а все его противники - будут посрамлены и постыжены.

Сыны Ионадавовы были мужи богобоязненные и праведные, строгие хранители заповедей отца своего, столько благочестивые и благонравные, что о добродетели их засвидетельствовал сам Бог пророку Иеремии (). При них было первое пленение Иерусалима халдеями. Могут же они представлять собою лице Апостольского лика, вполне соблюдшего заповеди Отца небесного и сподобившегося похвал в изреченных Апостолам блаженствах. По крайней мере и при них, то есть при Апостолах, было также первое пленение Иерусалима римлянами. Посему боголюбцы эти, т.е. Апостольский лик, в настоящем псалме представлены приносящими о себе Богу молитву и благодарение за то, что Он, когда утесняли их гонители за евангельскую проповедь, спас их от демонов, сих мысленных наветников, злоумышлявших против души их. При этом дают они обещание, освободившись от служения подзаконного, приносить Богу только жертвы хвалы.

. На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век.

Особенною твердостью своей уверенности представляет упование свое на Бога.

. Правдою Твоею избави мя.

Правда Отца есть Сын, Которым избавлены мы от греха, содержавшего нас в тлении.

. Буди ми в Бога защитителя.

Апостольский лик, зная, что Бог дал обетование для верующих в Него быть огненною окрест стеною, умоляет исполнить для него самым делом таковое обетование.

Яко утверждение мое и прибежище мое еси Ты .

Ибо Он есть камень, на котором созданные имеем твердое основание, и Он есть стена, за которою не терпим вреда от нападения злых. Избавь меня, говорит Апостольский лик, от сих преобладающих мужей, как бы рукою какою влекущих в рабство, исполненных греха, беззаконных и обидящих.

. Боже мой, избави мя от руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго.

«Грешнаго», т.е. народа иудейского, потому что он был и законопреступный и обидящий; – законопреступный, как осудивший неповинных, – обидящий, как не имевший никакого основательного предлога к их осуждению.

. Яко Ты еси терпение мое Господи, Господи, упование мое от юности моея .

Избавь меня, говорит, от этого законопреступного народа, потому что терплю это за Тебя и по упованию моему на Тебя, которое возымел со времени первого и начального рождения моего от Тебя, по сказанному: «елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти» ().

. В Тебе утвердихся от утробы .

Показыват, что Христос, ради Которого терпели это, есть тот самый, Кто зиждительным Своим промышлением извел их на свет, носимых еще во утробе.

От чрева матере моея Ты еси мой покровитель .

Поелику Ты Господь, и когда был я еще в матернем чреве, покрывал меня Божественною Твоею силою и избавил от законопреступного народа, то и я, как ощутивший сие непрерывное Твое благодеяние, не престаю неумолчно возносить Тебе песнопения.

О Тебе пение мое выну .

Всегда воспеваю и славословлю Тебя, и Твоим о мне промышлением стал я славен.

. Яко чудо бых многим.

Чудом именует нечто необычайное и великое. Смысл же речи таков: если я вознесен высоко и, как человек великий и доблестный, смело действую среди многих народов, то не своею силою приобрел благо сие, но Ты Своею помощью соделал меня могущественным и мужественным.

. Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою .

Поелику после таковых оказанных мне благодеяний я, как человек, не в состоянии воздать за это достойным образом, то прошу, чтобы Твоя премудрость исполнила уста мои хваления. Ибо и в таком случае едва в силах буду воспевать славу Твою. Хотя можно всегда хвалить Бога, всегда благословлять Его, всегда пребывать целомудренным, однако же можно ли всегда надеяться? Ибо надеющийся всегда не получает иногда того, что надеется приобрести. И иной говорит: «всегда», разумея не продолжительность веков, но чувственную жизнь, а другой под речением «всегда» понимает продолжительность веков, так чтобы пределом упования было ведение Святой Троицы.

Весь день великолепие Твое .

Когда уста мои исполнятся хваления и начну песнословить славу Твою, тогда весь день буду петь великолепие Твое. «Славою» же именует домостроительство, какое совершил Он на земле и которым исполнил землю славы Своей; «великолепием» же называет Божество, Которым многообразно совершил все сие.

. Не отвержи мене во время старости.

«Старостью» именует здесь немощь. Посему говорит так: да не будет, Владыко, такого времени, в которое оказался бы я немощным. А потому молится о том, чтобы никогда не терять ему упования на Христа, потому что Он наша крепость.

Внегда оскудевати крепости моей, не остави мене .

Если мне, как человеку, и случится когда согрешить, не оставь меня, Господи, за грех, но воззови снова, как человеколюбец.

. Яко ре́ша врази мои мне.

Сказано "яко ре́ша" вместо: чтобы не сказали враги мои: нападем на него, нашей будет он добычей, потому что не помогает ему Бог.

. Боже мой, не удалися от Мене .

Поелику так говорят враги, то не медли долее помощью Своею.

Боже мой, в помощь мою вонми́ .

. Да постыдятся и исчезнут оклеветающие душу мою.

Когда нападут они на меня в той мысли, что оставлен я Тобою, а Ты поможешь мне, тогда обратятся они вспять со стыдом, нашедши, что напрасны клеветы, какие слагали они на душу мою. Какие же это клеветы, кроме следующей: «Бог оставил есть его» ()?

. Аз же всегда возуповаю на Тя .

Ибо Апостолы не престают в писаниях своих исповедывать упование свое на Христа.

И приложу на всяку похвалу Твою,

в песнословии спасаемых ими.

. Уста моя возвестят правду Твою.

Не престаю всегда носить во устах моих правду Твою, Владыко. Ибо правда Отца – Единородный Его. Он "бысть нам правда от Бога" , по слову священного Апостола ().

Весь день спасение Твое .

Всегда буду воспоминать домостроительство, которым даровал Ты нам спасение.

Яко не познах книжная .

Под словом "книжная" разумеет или суетные и многоухищренные житейские развлечения, или многообразные жертвы, какие повелено было приносить Законом. И говорит: поелику отверг я все сии жертвы, то войду в горние обители, если Господь подаст мне на это силы. Это подобно сказанному: «се мы оставихом вся[n] и в след Тебе идохом: что убо будет нам» ()? За это и прияли они обетование небесного царствия.

. Вниду в силе Господни.

Твоею силою и при помощи Твоей буду иметь доступ в землю обетования.

Господи, помяну правду Тебе единаго .

Оставив все сказанное, буду поминать единую правду, по которой освободил Ты нас от греха.

. Боже мой, имже научил мя еси от юности моея.

Ибо с первого, так сказать, дня, в который избрал их, предал им, что требовалось знать о царствии небесном.

И до ныне возвещу чудеса Твоя .

Не забываю того, чему научен, но что изучил сам, то возвестил и другим.

. И даже до старости и престарения.

Поелику сам Христос, по воскресении из мертвых, дал им обетование, говоря: «се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (), то и просит, чтобы на нем исполнилось сие обетование:

Боже мой, не остави мене, Дóндеже возвещу мышцу Твою .

Если не оставишь меня, по обетованию Твоему, Владыко, то можно будет тогда возвестить мышцу Твою будущему из язычников и верному роду. Какая же это «мышца», говорит о сем далее:

. Силу Твою и правду Твою .

Называет «силою», потому что связал крепкого и расхитил сосуды его, и «правдою», потому что искупил нас, неправедно содержимых в плену.

Боже, даже до вышних .

Возвещу, говорит, что не только земное, но и небесное искупишь Ты Своею кровию. Это подобно следующему: «яко и сама тварь свободится от работы истления» ().

Боже, кто подобен Тебе?

Благодарит за то, что, древле за грех справедливо осужденный на смерть, не пребыл в смерти, но по Божию человеколюбию избавлен Христом от истления.

. Елики явил ми еси скорби многи?

Ибо каких и скольких зол не заставил Ты меня испытать?

И обращся оживотворил мя еси, и от бездн земли возвел мя еси .

. Умножил еси на мне величествие Твое, и обращся утешил мя еси .

Повторение тех же слов означает, как мне кажется, что покаяние, приносимое в прегрешениях, какие соделаны по крещении, приятно Тому, Кто, как сказано, умножил на нас благость и правду Свою. Посему сперва сказано: «оживотворил мя еси» , и разумеется этим как бы возрождение, а потом: «утешил еси» , и разумеется это о том, кто преодолевается боязнью по причине грехов. Но можно первое разуметь об избавлении из Египта, а второе понимать о пришествии Господнем, когда возымели мы утешение. Ибо исшедшие из Египта, хотя избавились от смерти временной, но подпали вечной, потому что не было еще даровано воскресения.

. Ибо аз исповемся Тебе, в сосудех псаломских истину Твою, Боже .

Так, говорит, уготовлю себя исповеданием, что в состоянии буду наименоваться сосудом песнословия. Ибо, если наименован сосудом избрания, то, без сомнения, назван и сосудом песнословия.

Воспою Тебе в гуслех ;

разумеет душевную гармонию, ибо когда душа не делает и не терпит ничего противного себе ни по жизни, ни в отношении к догматам, тогда, и именно тогда, справедливо может быть названа духовными гуслями.

. Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе.

Это сказано в отличение от Закона, потому что законные предписания были обременительны, как неудобоисполнимые; а эти повеления и полезны и легки, так что исполняют удовольствием сподобившихся принять их.

И душа моя, юже еси избавил

от греховного растления, от рабства сатане, от самой смерти.

. Еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне .

Когда истреблены будут мысленные мои враги, и облекутся стыдом населяющие бездну, тогда, поелику не будет уже препятствующего, буду хвалить Тебя, Владыко, неумолкающими песнопениями.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 70

Пс. 70 явно соединяет в себе "элементы", которые находим в ряде псалмов Давида, Пс. 21, 30, 34, 39, 68, 108. На этом основании многие издавна полагали, что он и был автором его (в Септуагинте и в Вульгате даже стоит соответствующая надпись, но в еврейском оригинале автор не указан).

Псалом пронизан горячим выражением веры, основанной на опыте предыдущей жизни; в окружении врагов, умышляющих против него, псалмопевец, который не забывает о том, сколь часто Бог избавлял его из бедственных обстоятельств, "предвидит" (стихи 23-24), что чудесный ответ на его молитву последует и теперь.

А. Молитва о помощи свыше (70:1-4)

Пс. 70:1-4 . Псалмопевец говорит Господу о своем уповании на Него и просит не дать ему разочароваться в Нем (да не постыжусь. По правде Твоей (стих 2) значит "в праведности Твоей". Ты заповедал спасти меня (стих 3), иначе говоря: "это было Твоим решением сохранить меня" (сравните с окончанием стих 4 в Пс. 30).

В стихе 4 - часто повторяющаяся в псалмах, особенно в тех, автором которых был царь Давид, мольба о спасении от нечестивых и беззаконников (если и этот псалом был написан Давидом, то, возможно, в период заговора и мятежа против него Авессалома).

Б. Господь - надежда псалмопевца от юных дней его (70:5-13)

Пс. 70:5-8 . Об этом он говорит в стихах 5-6. Фразу "Для многих я был как бы дивом" (стих 7) следует понимать в значении "многие дивились силе веры моей". В стихе 8 псалмопевец просит дать ему способность и желание всякий день воспевать великолепие Господа.

Пс. 70:9-13 . Мольба к Всевышнему, чтобы Он не отверг псалмопевца в старости его, когда… сила его будет все более оскудевать: да не оправдаются надежды врагов его, будто Бог оставил его.

В. Обещание и впредь уповать на Господа (70:14-24)

Пс. 70:14-18 . Готовность надеяться на Господа всегда и всякий день хвалить Его за бесчисленные благодеяния Его выражены в стихах 14-15. "Правда" в стихе 15 и в стихе 16 понимается в значении праведности. Под "силами Бога" (стих 16), о которых намерен размышлять (по другим переводам - "проповедовать" их), псалмопевец, подразумеваются неоднократные явления сверхъестественной помощи ему.

Пс. 70:19-24 . Правда в стихе 19 имеет то же значение, что и в стихах 15-16; в глазах псалмопевца она неисследимо высока, простирается до самых высоких небес (до превыспренних). Никто не способен совершить такие же великие дела, какие совершены Им. Боже, кто подобен Тебе? - этот риторический вопрос, в разных вариантах, многократно повторяется в Псалтири и в других книгах Ветхого Завета.

В стихах 20-21 псалмопевец говорит о своем духовном опыте да, Господь попускал "многим лютым бедам" постигать его, но опять и опять избавлял его от них; словно выводя его каждый раз из бездн земли, Он утешал его и возвышал. В надежде, переходящей в уверенность, что так будет и теперь (категория прошедшего времени в стихах 23-24), псалмопевец обещает славить Господа на псалтири и воспевать Его на гуслях (то и другое - струнные инструменты). Заметим, что обращение к Иегове - Святый Израилев - часто встречается в книге пророка Исаии, а в Псалтири лишь трижды: здесь и в Пс. 77:41,88:19.

Псалом 70.

На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся в век. Правдою Твоею избави мя и изми мя, приклони ко мне ухо Твое и спаси мя. Буди ми в Бога Защитителя и в место крепко спасти мя, яко утверждение мое и прибежище мое еси Ты. Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго, яко Ты еси терпение мое, Господи, упование мое от юности моея. В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея Ты еси мой покровитель: о Тебе пение мое выну. Яко чудо бых многим, и Ты помощник мой крепок. Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. Не отвержи мене во время старости, внегда оскудевати крепости моей, не остави мене. Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещашa вкупе, глаголюще Бог оставил есть его, пожените и имите его, яко несть избавляяй. Боже мой, не удалися от мене, Боже мой, в помощь мою вонми. Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою, да облекутся в студ и срам ищущии злая мне. Аз же всегда возуповаю на Тя и приложу на всяку похвалу Твою. Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое, яко не познах книжная. Вниду в силе Господни, Господи, помяну правду Тебе Единаго. Боже мой, имже научил мя еси от юности моея, и до ныне возвещу чудеса Твоя, и даже до старости и престарения, Боже мой, не остави мене, дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему, силу Твою и правду Твою, Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия. Боже, кто подобен Тебе? Елики явил ми еси скорби многи и злы, и обращься оживотворил мя еси, и от бездн земли возвел мя еси. Умножил еси на мне величествие Твое, и обращься утешил мя еси, и от бездн земли паки возвел мя еси. Ибо аз исповемся Тебе в людех, Господи, в сосудех псаломских истину Твою, Боже, воспою Тебе в гуслех, Святый Израилев. Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил. Еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне.

Псалом 71.

Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву: судити людем Твоим в правде, и нищым Твоим в суде. Да восприимут горы мир людем, и холми правду. Судит нищым людским и спасет сыны убогих и смирит клеветника. И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов. Снидет яко дождь на руно, и яко капля, каплющая на землю. Возсияет во днех его правда и множество мира, дондеже отъимется луна. И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя. Пред ним припадут Ефиопляне, и врази его персть полижут. Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут: и поклонятся ему вси царие земстии, вси языцы поработают ему. Яко избави нища от сильна, и убога, емуже не бе помощника. Пощадит нища и убога, и душы убогих спасет: от лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя его пред ними. И жив будет, и дастся ему от злата Аравийска, и помолятся о нем выну, весь день благословят его. Будет утверждение на земли на версех гор, превознесется паче Ливана плод его: и процветут от града яко трава земная. Будет имя его благословено во веки, прежде солнца пребывает имя его, и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат его. Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса Един. И благословено имя славы Его во век и в век века, и исполнится славы Его вся земля: буди, буди.

Слава:

Псалом 72.

Коль благ Бог Израилев правым сердцем. Moи же вмале не подвижастеся нозе: вмале не пролияшася стопы моя. Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря. Яко несть восклонения в смерти их, и утверждения в ране их, в трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран. Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим. Изыдет яко из тука неправда их, преидоша в любовь сердца. Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша. Положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли. Сего ради обратятся людие мои семо, и дние исполнени обрящутся в них. И реша: како уведе Бог? И аще есть разум в Вышнем? Се сии грешницы и гобзующии в век, удержаша богатство. И рех: еда всуе оправдих сердце мое и умых в неповинных руце мои, и бых язвен весь день, и обличение мое на утренних. Аще глаголах, повем тако: се роду сынов Твоих, емуже обещахся, и непщевах разумети: сие труд есть предо мною, дондеже вниду во святило Божие и разумею в последняя их. Обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. Како быша в запустение? Внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое. Яко соние востающаго, Господи, во граде Твоем образ их уничижиши. Яко разжжеся сердце мое, и утробы моя изменишася. И аз уничижен и не разумех, скотен бых у Тебе. И аз выну с Тобою, удержал еси руку десную мою, и советом Твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси. Что бо ми есть на небеси? И от Тебе что восхотех на земли? Исчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век. Яко се удаляющии себе от Тебе, погибнут; потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе. Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое, возвестити ми вся хвалы Твоя во вратех дшере Сиони.

Псалом 73.

Вскую, Боже, отринул еси до конца? Разгневася ярость Твоя на овцы пажити Твоея? Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва, избавил еси жезлом достояния Твоего, гора Сион сия, в нейже вселился еси. Воздвигни руце Твои на гордыни их в конец, елика лукавнова зраг во святем Твоем. И восхвалишася ненавидящий Тя посреде праздника Твоего, положиша знамения своя, знамения, и не познаша, яко во исходе превыше, яко в дубраве древяне секирами разсекоша. Двери его вкупе: сечивом и оскордом разрушиша и. Возжгоша огнем святило Твое, на земли оскверниша жилище имене Твоего. Реша в сердце своем южики их вкупе: приидите и оставим вся праздники Божия от земли. Знамения их не видехом: несть ктому пророка, и нас не познает ктому. Доколе, Боже, поносит враг? Раздражит противный имя Твое до конца? Вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды_недра Твоего в конец? Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли. Ты утвердил еси силою Твоею море, Ты стерл еси главы змиев в воде, Ты сокрушил ecu главу змиеву, дал еси того брашно людем Эфиопским. Ты расторгл еси источники и потоки. Ты изсушил еси реки Ифамския. Твой есть день, и Твоя есть нощь: Ты совершил еси зарю и солнце. Ты сотворил еси вся пределы земли, жатву и весну Ты создал еси я. Помяни сия: враг поноси Господеви, и людие безумнии раздражиша имя Твое. Не предаждь зверем душу, исповедающуся Тебе, душ убогих Твоих не забуди до конца. Призри на завет Твой, яко исполнишася помраченнии земли домов беззаконий. Да не возвратится смиренный посрамлен, нищ и убог восхвалита имя Твое. Востани, Боже, суди прю Твою, помяни поношение Твое, еже от безумнаго весь день. Не забуди гласа молитвенник Твоих, гордыня ненавидящих Тя взыде выну.

Слава:

Псалом 74.

Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе, и призовем имя Твое; повем вся чудеса Твоя. Егда прииму время, Аз правоты возсужду. Растаяся земля и вси живущии на ней, Аз утвердих столпы ея. Рех беззаконнующым: не беззаконнуйте; и согрешающим: не возносите рога, не воздвизайте на высоту рога вашего, и не глаголите на Бога неправду. Яко ниже от исход, ниже от запад, ниже от пустых гор. Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит. Яко чаша в руце Господни, вина нерастворена исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие его не истощися, испиют вси грешнии земли. Аз же возрадуюся в век, воспою Богу Иаковлю: и вся роги грешных сломлю, и вознесется рог праведнаго.

Псалом 75.

Ведом во Иудеи Бог; во Израиля велие имя Его. И бысть в мире место Его и жилище Его в Сионе. Тамо сокруши крепости луков, оружие и меч и брань. Просвещаеши Ты дивно от гор вечных. Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих. От запрещения Твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшии на кони. Ты страшен еси, и кто противостанет Тебе? Оттоле гнев Твой. С Небесе слышан сотворил еси суд: земля убояся. и умолча, внегда востати на суд Богу, спасти вся кроткия земли. Яко помышление человеческое исповестся Тебе, и останок помышления празднует Ти. Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему. Вси иже окрест Его принесут дары, страшному и отъемлющему духи князей, страшному паче царей земных.

Псалом 76.

Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми. В день скорби моея Бога взысках руками моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых. Отвержеся утешитися душа моя. Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся и малодушствоваше дух мой. Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах. Помыслих дни первыя, и лета вечная помянух, и поучахся: нощию сердцем моим глумляхся, и тужаше дух мой: еда во веки отринет Господь, и не приложит благоволити паки? Или до конца милость Свою отсечет, сконча глагол от рода в род? Еда забудет ущедрити Бог? Или удержит во гневе Своем щедроты Своя? И рех, ныне начах: сия измена десницы Вышняго. Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя, и поучуся во всех делех Твоих, и в начинаниих Твоих поглумлюся. Боже, во святем путь Твой: кто бог велий яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса: сказал еси в людех силу Твою, избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы. Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася: смятошася бездны, множество шума вод, глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят. Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля. В мори путие Твои, и стези Твои в водах многих, и следы твоя не познаются. Наставил еси яко овцы люди Твоя рукою Моисеовою и Ааронею.

Слава:

По 10-й кафисме, Трисвятое.

Таже тропари, глас 6: Страшнаго дне пришествия Твоего ужасаюся, Христе, и, неумытнаго судилища бояйся, Господи, ужасаюся и трепещу, яко имый множество согрешений, но прежде конца, яко Милостив Бог, обрати и спаси мя, Спасе мой Многомилостиве.

Слава: Егда престоли на суд поставятся, Господи, и судилищу Твоему предстанут человецы: не предпочтется царь воина, не преимуществит владыка раба: кийждо бо от своих дел или прославится, или постыдится.

И ныне: Великих дарований, Чистая Дево Богомати, Ты сподобилася еси, яко родила еси плотию Единаго от Троицы, Христа Жизнодавца; во спасение душ наших.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Господи Боже наш, в милости Богатый и в щедротах Непостижимый, Едине по естеству Безгрешен, и нас ради кроме греха быв Человек, услыши в час сей болезненное мое сие моление, яко нищ и убог есмь от дел благих, и сердце мое смятеся внутрь мене. Ты бо веси, Вышний Царю, Господи небесе и земли, яко всю мою юность во гресех иждих и вслед похотей плоти моея ходив, весь смех демонов бых, весь диаволу последовах, выну в тимении сластей валяяйся, омрачився бо помышлением от младенства, даже и до ныне, никогдаже восхотех сотворити волю Твою святую, но весь от наветующих мя страстей пленився, смех и поругание демонов бых, никакоже во уме помышляяй, яко нестерпимый гнев еже на грешники прещения Твоего, и лежащую геенну огненную. Якоже отсюду во отчаяние впадый, и никакоже в чувстве обращения быв, пуст и наг еже от Твоея дружбы бых. Кий бо вид греха не соделах? Кое дело демонское не содеях? Кое деяние студное и блудное не с преимуществом и тщанием соверших? Ум воспоминаньми плотскими оскверних, тело смешеньми окалях, дух сосложением оскверних, всяк уд окаянныя моея плоти служите и работати грехом возлюбих. И кто прочее не возрыдает мя, окаянаго? Кто не восплачет мя, осужденнаго? Аз бо един, Владыко, ярость Твою прогневах, аз един гнев Твой на мя разжегох, аз един лукавое пред Тобою сотворих, превозшед и препобедив вся от века грешники, несравненно погрешивый и непрощенно. Но понеже Многомилостивый, Благоутробный еси, Человеколюбче, и ожидаеши человеческаго обращения, се и аз ввергаю себе пред страшное и нестерпимое Твое судилище, и якоже пречистым Твоим ногам касаяйся, из глубины души взываю Ти: очисти, Господи, прости, Благопременителю, помилуй немощь мою, приклонися недоумению моему, вонми молению моему и слез моих не премолчи, приими мя, кающагося, и заблуждшаго обрати, обращающагося объими и молящагося прости. Не бо положил еси покаяние праведным, не положил еси прощения не согрешающым, но положил ecu покаяние мне, грешному, в нихже в негодование Твое содеях, наг и обнажен пред Тобою предстою, Сердцеведче Господи, исповедаяй моя грехи: не бо могу воззрети и видети высоту Небесную, от тяжести грехов моих сляцаемь. Просвети убо очи сердца моего и даждь ми умиление к покаянию, и сокрушение сердца ко исправлению, да со благою надеждею и истинным уверением, к тамошнему миру пойду, хваля и благословя выну Всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

На Тебя я, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня и освободи меня, склони ко мне ухо Твоё и спаси меня. Стань для меня Богом-Защитником и местом укреплённым, чтобы спасти меня, ибо твердыня моя и прибежище моё – Ты. Боже мой, избавь меня из руки грешника, из руки законопреступника и обидчика. Ибо Ты – терпение моё, Господи, Господь – надежда моя с юности моей. На Тебя я утвердился от утробы, от чрева матери моей Ты – мой покровитель; о Тебе пение моё непрестанно. Как бы дивом стал я для многих, – и Ты – помощник мой крепкий; да наполнятся уста мои хвалою, чтобы мне воспевать славу Твою, весь день – великолепие Твоё. Не отвергни меня во время старости, при оскудении силы моей не оставь меня. Ибо сказали враги мои мне, и подстерегающие душу мою решили вместе, говоря: «Бог оставил его, преследуйте и захватите его, ибо нет избавителя». Боже мой, не удаляйся от меня, Боже мой, на помощь мне обратись! Да устыдятся и исчезнут клевещущие на душу мою, да облекутся в стыд и позор ищущие мне зла. Я же буду всегда уповать на Тебя, и умножу всякую хвалу Тебе. Уста мои будут возвещать правду Твою, весь день – спасение Твоё; ибо не познал я наук книжных. Войду в храм в могуществе Господнем; Господи, вспомню правду Тебя, Единого. Боже мой, чему Ты научил меня с юности моей, и доныне буду возвещать – чудеса Твои. И до старости и лет преклонных, Боже, не оставь меня, доколе не возвещу о мышце Твоей всему роду грядущему, о могуществе Твоём и правде Твоей. Боже, до самых высот, – в том, что Ты для меняраю Тебе на гуслях, святой Израилев. Возликуют уста мои, когда буду петь Тебе, и душа моя, которую Ты избавил. А ещё и язык мой весь день возвещать будет правду Твою, когда постыдятся и посрамятся ищущие мне зла.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: