Дворец голицына в гаспре. Дворцы крыма. Как добраться до дворца графини Паниной

) в готическом стиле похожий на старинный рыцарский замок со стрельчатыми окнами и двумя трёхъярусными гранёными башнями по бокам. Построен в 1831–1836 гг. Принадлежал князю А. Н. Голицыну, позднее графине Паниной. С 1835 по 1840 год вокруг дворца была разбит парк. Ныне корпус санатория «Ясная Поляна». В гостиной старого особняка открыта постоянная выставка документов и фотографий посвященная жизни Л. Н. Толстого в Крыму , который проживал здесь с 1901 по 1902 год.

Памятник архитектуры национального значения (постановление Совета Министров УССР от 06.09.1979 № 442, учётный № 1217-Н).

Дворец князя Голицына

Особенно манящим Южное побережье Крыма сделалось в прошлом столетии. Именно сюда, на юг, устремляются все: от придворной знати и высших царских чиновников до помещиков и капиталистов. В течении каких-нибудь двух десятков лет на Южном берегу появилось немало великолепных дворцов. И Южный берег стремительно превращается в аристократический курорт, в его застройке принимают участие известные архитекторы и инженеры. Для украшения дворцов ввозятся картины и скульптуры из Петербурга и Москвы, Парижа и Рима.

Гаспра становится собственностью одного из крупнейших богачей России - князя Голицына друга Александра I, министра народного просвещения. Здесь он решил построить дворец, куда рассчитывал удалиться после выхода на покой.

Строительством дворца и обустройством территории занималась родственница и приятельница могущественного сановника - княгиня Анна Сергеевна Голицына, владелица соседнего с Гаспрой имения «Новый Свет». Для себя и князя она выбрала стиль модной тогда готической архитектуры.

Голицынский дворец, украшенный старинными зубчатыми башнями, опутанными плющом, стрельчатыми окнами был возведён по проекту архитектора Ф. Эльсона (первоначальный проект принадлежал французу О. Монферрану). Среди кореизских скал он являлся наиболее солидным и стройным созданием крымской усадебной «готики» и получил название «романтическая Александрия» . Постройкой дома руководил англичанин В. Гунт, принимавший участие в строительстве Воронцовского дворца .

К осени 1833 года Дворец для князя Голицына был закончен только внешне. Устройство имения довершила разбивка парка, начатая в 1835 году и продолжавшаяся до 40-х годов. Первое время владельцы пользовались услугами Воронцовского садовника. Потом появился собственный мастер - Людвиг Кремер. Основную территорию занимал английский сад, в котором среди местных дубов, горных кленов и буков появились экзотические пришельцы -платаны, кипарисы, каштаны, кедры. В лабиринте дорожек, среди древних дубов, прорыли маленькое озерцо с готической руиной на берегу, через которую пробивался водопад. Гладь воды отражала вершину Ай-Петри .

Уже в середине 1830-х годов Гаспра стала важной достопримечательностью Южного берега Крыма и входила в обязательный осмотр путешествий. Во время поездки по Крыму, замок в отсутствие хозяина 19 сентября 1837 г. навестил император Николай I, в сопровождении большой свиты в которую входил Жуковский.

В 1843 г. Александр Николаевич подал в отставку и через год умер в Гаспре от аполексического удара. На кладбище Георгиевского монастыря сохранилась могила, где нашел свой последний приют князь Александр Николаевич Голицын. Единственное свое недвижимое имение, состоящее в садах и строениях, он завещал престарелой сестре по матери Калогривовой. Уже в 1865 г. имение перешло в руки Владимира Васильевича Левашова, женатого на урожденной графине Паниной.

Дворец графини Паниной

Брак Паниной с Левашовым был неудачным. Громкий бракоразводный процесс начисто отбил у молодой Софьи желание повторного замужества, а заодно и вызвал отвращение к светской жизни. После смерти бабушки в 1899 г., она с головой окунулась в общественную благотворительную деятельность. Строила больницы, школы, помогала голодающим, содержала за свой счёт сотни знакомых и совсем не знакомых ей людей. Построила в Петербурге, для рабочих, народный дом с воскресными классами для малограмотных, с мастерскими, бесплатной столовой и амбулаторией.

В 1895 году она занялась ремонтом гаспринского дворца, при ней земли имения значительно расширились. На востоке граница проходила вдоль поместья Ай-Тодор Великого князя Александра Михайловича и «Барбо-Кристо» А. А. Бекетовой, на юге - заканчивалось Алупкинским шоссе, на западе границей служило русло реки Биюк-Узень, на другом берегу которой было имение графини Клейнмихель и дача наследников И. Н. Гончарова, брата Натальи Николаевны, жены А. С. Пушкина.

Своим цветущим состоянием, усадьба во многом обязана неутомимым трудам опытного и деятельного управляющего Карла Христиановича Класена. При нём производился капитальный ремонт и строительство новых сооружений, наладился хозяйственный механизм усадьбы, украсился парк, сад, огород и виноградники стали полностью обеспечивать потребности многочисленных постояльцев и временных обитателей.

Графиня Панина, обладавшая предпринимательской жилкой, сдавала дворец как дачу состоятельным лицам. С сентября 1901 по июль 1902 года , работавший в Гаспре над повестью «Хаджи-Мурат». В гости к нему приезжали А. П. Чехов, М. Горький, А. Куприн, Ф. Шаляпин. Сейчас, в комнатах, где он проживал, работает музей писателя. Перед отъездом из России в Гаспре в 1917 г. целый год жила семья Набоковых.

Во времена Толстого во дворце было 8 наружных дверей, 19 «готических» окон и 8 балконных, 8 голландских печей и 4 камина, 4 прихожих, 12 жилых комнат. Внизу имелись четыре просторные комнаты, сообщающихся с большим холлом. Л. Н. Толстой проводил время на нижней застекленной террасе, на которой стоял гарнитур плетеной в зеленую сетку мебели, множество диванчиков, стульев, кресел, столов, кушетка.

Санаторий «Ясная Поляна»

В первые годы Советской власти во дворце был устроен санаторий для учёных. Торжественное открытие здравницы, которая стала носить диковинное имя ЦКУБУ - санаторий Центральной комиссии по улучшению быта ученых «Гаспра» на 60 мест, состоялось 17 июня 1922 года, а название «Ясная Поляна» ему присвоено в 1947 году.

Сначала это было небольшое курортное учреждение на 60 коек. Постепенно расширяясь, оно превратилось в здравницу на 900 человек. Сейчас это санаторий матери и ребенка на 900 человек. Четырехэтажный корпус на 180 мест, воздвигнутый у замка, вошел в строй в 1960 году, 1967 году было закончено сооружение клуба-столовой, в 1976–1978 годах - спальных корпусов на 360 и 196 мест. Подвесная канатная дорога связала здравницу с пляжем. Достопримечательность санатория - постоянная выставка документов и фотографий, отражающих жизнь и литературную деятельность Льва Николаевича Толстого в годы его пребывания в Крыму.

Эта выставка открыта в гостиной старого особняка. У дверей старинной постройки прикреплена мемориальная доска «В этом доме с 8.IV.1901 г. по 25.VI.1902 г. жил Лев Николаевич Толстой. Здесь у него бывали А. П. Чехов и А. М. Горький». Здесь же экспонируется овальный стол, за которым работал писатель. Стол был найден на чердаке и реставрирован, починены старинные часы. В комнате, где жил Толстой теперь учебный класс, а на толстовской веранде воздухолечебница для малышей.

В 1971 году во дворце установлен бюст писателя работы ялтинского скульптора Д. М. Журавлева. Памятным для «Ясной Поляны» было пребывание в ней видных деятелей отечественной науки Кржижановского, Капицы, Иоффе, Ферсмана. По свидетельству жены Ферсмана, муж совершал в 1935 году отсюда геологические экскурсии в Гурзуф , на Аю-Даг . Дважды в «Ясной Поляне», в 1923 и 1929 годах отдыхал Белорусский поэт Янка Купала. Здесь он написал ряд стихотворений, вошедших в цикл «Крым».

Как добраться?

Добраться до дворца можно на маршруте № от ялтинского автовокзала . Остановка «Ясная Поляна».

Адрес: п. Гаспра, ул. Севастопольское шоссе, 52.

Крым - уникальное место, здесь можно не только замечательно отдохнуть на морском побережье, но и посетить множество интересных мест. Что посмотреть в Крыму? В Крыму каждый найдет себе занятие по душе. Любители вин узнают историю российского виноделия и попробуют вкуснейшие крымские вина Массандры, Нового Света, Коктебеля, Солнечной Долины, Инкермана. Тем, кому нравится восточный колорит, стоит отправиться в столицу Крымского ханства - Бахчисарай, чтобы попробовать татарский плов и восточные сладости. Любители дайвинга и серфинга могут просто отдохнуть на великолепных пляжах Южного побережья Крыма. А любители истории могут отправиться в тур по дворцам Крыма.

Ласточкино гнездо (Гаспра)

Ласточкино гнездо - визитная карточка Крыма. Необычный готический дворец расположился на 40 метровой Аврориной скале в поселка Гаспра, Ялтинского района. Долгое время в замке располагался один из самых дорогих ресторанов Крыма, но с 2011 года разместился выставочный зал.

Ханский дворец (Бахчисарай)

Один из самых необычных дворцов Крыма. Единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры. Во бывшей резиденции крымских ханов разместились музей истории и культуры крымских татар, художественный музей, большая коллекция холодного и огнестрельного оружия.

Массандровский дворец (Верхняя Массандра)

Массандровский дворец - дворец-резиденция российского императора Александра III. C 1992 года в стенах дворца открыт музей, который можно посетить в составе экскурсии. Посетители увидят уникальные предметы быта, сохранившиеся со времен российской императорской семьи: камин из коричневого мрамора, люстры ручной работы, подлинные предметы интерьера.

Воронцовский дворец (Алупка)

У подножия горы Ай-Петри расположился необыкновенный по красоте Воронцовский (Алупкинский) дворец. Любители советского кинематографа могли видеть это удивительное здание в таких фильмах как «Обыкновенное чудо», «Д"Артаньян и три мушкетера», «Алые паруса» и многие-многие другие. Как и во многих других дворцах Крыма, в стенах Воронцовского дворца в Алупке расположился музей. Постоянные выставки музея расскажут посетителям о быте его обитателей, познакомят с дворцовым интерьером, в гостевом корпусе расположилась выставка «Фамильная галерея Воронцовых».

Ливадийский дворец (Ливадия)

Большой Ливадийский дворец - бывшая резиденция российских императоров, находится в 5 км от одного из самых курортных городов Крыма – Ялты. Рядом с дворцом разместился красивейший парк, заложенный более 160 лет назад, Крестовоздвиженская церковь, дворец министра двора барона Фредерикса. Здесь же находится знаменитый кардиологический санаторий «Ливадия».

Голицынский дворец (Гаспра)

Дворец графини Паниной, Романтическая Александрия, Голицынский дворец или дворец «Гаспра» - это все названия одного дворца, расположившегося на территории поселка Гаспра. В настоящее время внутри бывшего дворца расположился санаторий «Ясная поляна». Но многочисленные туристы все равно ежегодно приезжают сюда, чтобы оценить красоту дворцового комплекса.

Дворец «Дюльбер» (Кореиз)

В переводится с крымско-татарского языка как «красивый», «прелестный». Дворец, построен в романтическом стиле с восточным колоритом. Он представляет собой белое здание с серебристыми куполами, арочными окнами и зубчатыми стенами. В настоящее время во дворце Дюльбер располагается одноименный санаторий.

Дворец Харакс (Гаспра)

Дворец Харакс скорее напоминает респектабельную виллу, нежели дворец. Рядом с дворцом расположился знаменитый Харакский парк, главной достопримечательностью которого является можжевеловая роща. Сейчас во дворце располагается мини-гостиница «Вилла Харакс».

Дворец княгини Гагариной (Алушта, поселок Утес)

Дворец княгини Гагариной был построен в начале XX века по заказу княгини Анастасии Давыдовны, вдовы генерал-лейтенанта князя Александра Ивановича Гагарина. Над входом во дворец до сих пор можно увидеть родовой герб Гагариных с надписью на латыни: «В древности - сила». У дворца Гагариной есть и другие названия: «Замок на мысе Плака» или «Дом с привидениями», так как вокруг него ходят немало легенд. В настоящее время дворец является административным комплексом санатория «Утес».

Дворец Кичкине (Кореиз)

Строительство началось в начале XX века на участке, который приобрел для строительства небольшой резиденции на берегу моря внук Николая I Великий князь Дмитрий Константинович. «Кичкине» переводится с татарского как «малютка», «маленький» и действительно, не сразу в этом небольшом по размеру здании можно распознать дворец, поэтому очень часто можно встретить и другое название «Дача Кичкине». В настоящее время дворец передали в руки частного инвестора, который открыл в здании дворца отель «Кичкинэ».

Юсуповский дворец (Кореиз)

Юсуповский дворец в Крыму долгое время находился в ведении Службы безопасности Украины, после вхождения Крыма в состав России, судьба уникального памятника пока под вопросом. Это небольшой, но очень привлекательны дворец в поселке Кореиз имеет уникальную особенность – внутренняя часть замка и внутренний двор гораздо выразительнее его внешнего фасада. Множество туристов приезжают в Юсуповский дворец, чтобы взглянуть на знаменитых Юсупинских львов.

Возведено здание было по проекту известного архитектора Федора Осиповича Шехтеля.

Внешний вид дворца С. Л. Голицына имеет вид средневекового замка квадратной формы, обширным открытым внутренним двором и четырмя башнями по углам. Верх башен и стен этого квадратного сооружения украшают зубцы, что придает ему характерный оттенок средневековья. На уровне второго этажа стенах и башнях прорезаны стрельчатые окна, а с двух сторон от входа возвышаются две декоративные башенки в восточном стиле.

Здание сохранилось до сегодняшних дней и успешно эксплуатируется в настоящее время поселковой администрацией и жилым фондом.

Заметили неточность или данные устарели - внесите исправления, мы будем благодарны. Создадим лучшую энциклопедию о Крыме вместе!
Возведено здание было по проекту известного архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Внешний вид дворца С. Л. Голицына имеет вид средневекового замка квадратной формы, обширным открытым внутренним двором и четырмя башнями по углам. Верх башен и стен этого квадратного сооружения украшают зубцы, что придает ему характерный оттенок средневековья. На уровне второго этажа стенах и башнях прорезаны стрельчатые окна, а с двух сторон от входа возвышаются две декоративные башенки в восточном стиле. Здание сохранилось до сегодняшних дней и успешно эксплуатируется в настоящее время поселковой администрацией и жилым фондом. Сохранить изменения

После экскурсии по усадьбе бабушки А.С. Пушкина в Захарово мы отправились в соседние Большие Вяземы. Это бывшее имение князей Голицыных, которое помнит Бориса Годунова, Марину Мнишек, Кутузова и Наполеона. Часто бывал здесь и А. С. Пушкин, который посещал местный храм и пользовался богатой библиотекой Голицыных.

Музей Бориса Годунова в Больших Вяземах

Мы подъехали как раз к двум часам дня, когда начинается дежурная экскурсия. Осмотр начался с восстановленного здания конного двора, где размещается сейчас музей Бориса Годунова.



Именно ему, как царскому родственнику, в XVI веке были пожалованы эти земли. Он построил на месте нынешнего конного двора огромный деревянный терем и заложил в 1598 г. храм Живоначальной Троицы, который позже стал Спасо-Преображенским.



Удивительно, что эта необычная для Подмосковья церковь сохранилась с тех времен. Ее звонница сейчас находится на реставрации также как и верхний храм с уникальными фресками конца XVI века. Их копии мы увидели на втором этаже музея Бориса Годунова.



Кроме того, там выставлены археологические находки, обнаруженные на месте бывшего княжеского терема и костюмы к опере «Борис Годунов».

Публикация от Нина и Наташа, travellers (@shagauru) Май 11 2017 в 1:06 PDT



Здесь нам рассказали о том, что в смутное время останавливалась в Вяземах Марина Мнишек, на пути к своему жениху Дмитрию Ивановичу. Здесь она принимала дары от него. После ее посещения многие царские постройки в Вяземах сгорели, в том числе и деревянный терем.

Усадьба Большие Вяземы

От конного двора мы направились к Спасо-Преображенскому собору.



Как я уже говорила в рассказе об усадьбе Захарово, возле него был похоронен брат А.С. Пушкина Николай, который скоропостижно скончался в возрасте ше-сти лет. В верхний храм сейчас можно попасть только во время праздника Преображения Господня 19 августа.
Во времена Петра Великого Вяземы считались дворцовым имением. В 1694 г. император подарил эти владения своему воспитателю князю Борису Алексее-вичу Голицыну, который владел также усадьбой Дубровицы. Петр Первый дважды проездом бывал в этих местах. Большие Вяземы принадлежали роду Голицыных вплоть до революции 1917 г. Правнук Бориса Алексеевича Николай Михайлович Голицын после многолетней военной службы получает в свое распоряжение довольно крупную усадьбу Вяземы. Здесь он решает заняться сельским хозяйством и обустройством имения. Сначала в 1771 и 1772 гг. строятся два каменных флигеля. В одном размещалась кухня, а в другом людские покои. Сейчас один из них находится на реставрации, а второй как раз недавно открыли для посещений.



Между флигелями был разбит сад. Позже в 1784 г. на высоком берегу верхнего пруда был построен строгий прямоугольный каменный дом с бельведером.



В это же время возводится каменная ограда вокруг храма, а рядом с главным домом разбивается парк с тремя лучевыми аллеями, расходящимися в разные стороны.



В усадебном парке высаживают липы, вязы, лиственницы и сосны.



Кроме того, Николай Михайлович строит оранжерею, где выращивают абрикосы, сливы и вишни. Большие Вяземы были летней резиденцией Голицына, приезжал сюда он обычно в мае, а уезжал глубокой осенью. Кроме заслуженного отдыха в деревне он старался постоянно пополнять свои знания в области садоводства и овощеводства, читал статьи по агротехнике возделывания различных культур и тут же применял эти знания на практике. Пытался он улуч-шить и быт местных крестьян, построив им избы со стеклянными окнами и отоплением через печную трубу. Именно Николай Михайлович положил начало знаменитой библиотеке в Больших Вяземах и начал собирать картины и различные предметы искусства, которые после революции разошлись по музеям нашей страны.



В 1797 г. в усадьбе побывал император Павел Первый со своей свитой. По случаю визита августейшей особы в Вяземах был устроен пышный обед в парадной столовой.



Детей у Николая Михайловича не было, поэтому усадьба перешла к его брату, а затем к племянникам Борису Владимировичу и Дмитрию Владимировичу Голицыным. Их мать Наталья Петровна была удивительной для своего времени женщиной и считается, что именно она служила прототипом знаменитой пушкинской «Пиковой дамы». Наталья Петровна родилась и много жила за границей, была очень образованной и заметной дамой, одной из любимых фрейлин Екатерины Великой. Род Голицыных она считала самым знатным и именитым и очень гордилась, что ей удалось породниться с ним, выйдя замуж. Говорят, что ее восхищение фамилией было настолько сильным, что когда она стала хвалить внучке Иисуса Христа, та спросила, не из их ли рода Голицыных был спаситель. Наталья Петровна пользовалась уважением всех императоров и царственных особ, которые поздравляли ее со всеми важными датами в жизни и оказывали ей особое почтение. Была она знакома и с европейскими монархами, некоторые даже активно ухаживали за ней, ведь в молодости она была необычайна красива. Однако с возрастом у нее появились усы и борода, и Наталья Петровна получила прозвище «усатая княгиня». Голицына была очень властной и жесткой женщиной, детей воспитывала в строгости и ее сын, московский генерал-губернатор даже в преклонном возрасте, имея внуков, не смел сесть без позволения матери. Прожила княгиня аж 93 года и до конца жизни сохраняла ясность рассудка. Ее комната во дворце в Вяземах, пожалуй, самая красивая.



А.С. Пушкин был с ней знаком, а от своего друга, внучатого племянника Голи-цыной узнал легенду о комбинации трех карт, которые позволяли всегда выиг-рывать. Эту комбинацию ему якобы поведала Наталья Петровна. Так в голове поэта появился образ «Пиковой дамы».



Один из ее сыновей Борис Владимирович, судя по портретам, был редким красавцем, участвовал в войне 1812 г. и был тяжело ранен при Бородино.



Через какое то время, так и не оправившись от ран, он скончался, оставив двух незаконнорожденных дочерей от какой-то цыганки. Жена его брата приютила сирот у себя, но тщательно скрывала их существование от свекрови Натальи Петровны, которая бы точно не одобрила связь своего сына с женщиной со-мнительного происхождения. Большие Вяземы после войны 1812 г. перешли к Дмитрию Владимировичу Голицыну, памятник которому можно увидеть в усадебном парке.



Кроме того здесь есть памятный знак об остановке в Вяземах русской и французской армии.



После Бородинского сражения, когда наша армия двигалась к Москве, в усадьбе остановился главнокомандующий М.И. Кутузов. Для размещения он выбрал зал иностранной библиотеки. В Вяземах оказывали медицинскую помощь смертельно раненому Багратиону. После того, как русская армия оставила усадьбу, ее заняли французы. В том же зале библиотеки на первом этаже остановился император Наполеон. Сейчас в воссозданном помещении на од-ной из стен размещаются портреты героев войны 1812 г.



Во время нашей экскурсии в зале была репетиция симфонического концерта, который особенно гармонично звучит в стенах дворянской усадьбы. Французы не сильно разорили имение, возможно потому, что Голицын был масоном, как и Наполеон. А между представителями этого движения существовало определенное уважение друг к другу. Понять о принадлежности Голицыных к масонам можно по узору на печных изразцах, я даже не знала, что этот раститель-ный орнамент, оказывается, один из масонских символов.



В комнате перед иностранной библиотекой воссоздана приемная французского императора с портретами его генералов.



В каждом зале дворца множество интересных предметов и очень красивая мебель.



Когда мы поднимаемся на второй этаж, то уже на лестнице видим множество чучел животных.



Связано это с тем, что последний владелец Вязем из рода Голицыных Дмитрий Борисович был начальником царской охоты вплоть до революции, после которой вся семья эмигрировала. Большие Вяземы постигла обычная участь боль-шинства дворянских усадеб: сначала здесь разместилась колония для беспризорников, потом санаторий для партработников, аэродром и танковое училище. Во время Великой Отечественной войны немцы совсем чуть-чуть не дошли до Вязем, а наша армия разместила в главном доме госпиталь. Только в середине XX века задумались о том, чтобы создать в Больших Вяземах и Захарово пушкинский музей.



Восстановление построек и воссоздание интерьеров продолжается до сих пор, но уже сейчас это очень интересное и красивое место, связанное с множеством самых громких имен и событий в нашей истории. Кроме основной экспозиции во дворце выставлены исторические костюмы, фарфор и кружево.


Отдельные залы посвящены детскому уголку, где можно увидеть игрушки, книги и детские развлечения дореволюционного периода.


Внизу мы также осмотрели зал выставки деревянной скульптуры современного автора Г.Я. Буркова.


Парк и территория Больших Вязем

После посещения двух усадеб мы так проголодались и устали, что решили не-ного отдохнуть в местном буфете. Зато когда вышли, увидели, что погода улучшилась, и решили немного прогуляться по территории усадьбы. Подошли к прудам. На той стороне виден мост на плотине, построенной еще Борисом Годуновым.



Затем мы направились к парковке, бросив прощальный взгляд на величе-ственный и такой красивый Преображенский храм.


(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Об этом старинном здании мне писать легко и трудно одновременно. Почти 15 лет я проработала в его стенах, где до 2015 года располагался Институт философии РАН . Этот дом поражал одновременно и своими роскошными интерьерами в старой части, и отталкивающей безликостью и ветхостью надстройки советского времени. Сейчас, после переезда института, усадьба князей Голицыных на Волхонке стала частью Музейного городка . В 2017 году начнутся реставрационно-восстановительные работы, после чего в этих стенах откроется музей.

Первым владельцем усадьбы был флотоводец, президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал князь Михаил Михайлович Голицын-младший (1684-1764), сподвижник Петра Великого. Долгое время он жил в основном в Санкт-Петербурге, а в Москву смог вернуться только в царствование Анны Иоанновны.

В 1738 году он приобрел усадьбу поблизости от Колымажного (Конюшенного) двора. На их месте в 1912 году был построен Музей Изящных искусств, ныне Музей изобразительных искусств имени Пушкина.

♦ По истории и архитектуре этого района:

Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

В то время на территории усадьбы уже стоял одноэтажный каменный дом. По всей видимости, именно его и именовали «Сенной шалаш». В 1759-1766 (по другим данным, в 1756-1761) годах дом был перестроен и надстроен по проекту петербургского архитектора Саввы Ивановича Чевакинского (1709 или 1713 – между 1772 и 1780) при участии И.С.Мергасова и И.П.Жеребцова. Главный дом, как и во многих других московских усадьбах первой половины XVIII века, располагался в глубине участка. В то время он представлял собой двухэтажное массивное здание с ризалитами со стороны фасада и двора.

Изящные въездные ворота с калитками по обеим сторонам были построены в 1768-1770 годах. Ворота венчает высеченный из камня герб Голицыных с «просечной» короной над княжеским щитом. В Воротную решетку вплетен вензель PMG - «принц Михаил Голицын».

Ворота усадьбы Голицыных в Малом Знаменском переулке

С двух сторон от главного дома были построены флигели, дошедшие в перестроенном виде до наших дней. Со стороны Малого Знаменского переулка сохранилась старая часть флигеля в переходном от барокко к классицизму стиле, при реставрации она была выделена белым цветом.

Флигели усадьбы Голицыных

Первоначально усадьбу окружал глухой забор, который в конце XIX века был заменен на изящный кованный.

Пречистенский дворец и тайный брак Екатерины Великой

Новый этап строительства связан с пребыванием в Москве в 1775 году императрицы Екатерины Великой по случаю заключения с Турцией Кючук-Кайнарджийского мира. В Кремле императрица останавливаться не желала, и потому в 1774 году она обратилась с просьбой к Михаилу Михайловичу Голицыну (1731-1804, сын М.М.Голицына) с просьбой подыскать ей поблизости от Кремля жилье:

… нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежности можно было бы располагать около дома … или же … не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное.

Естественно, Голицын предложил ей собственный дом, который специально для этих целей был перестроен архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым . В целом, Казаков сохранил первоначальный объем дома, расширив лишь один из дворовых ризалитов, выходившего в сторону Волхонки и надстроив антресоли.

Фасады были декорированы в классическом стиле. Центр здания выделял шестипилястровый портик коринфского ордера, с гладко оштукатуренным плоским фронтоном. Три средних окна были большими по размеру, на втором этаже был устроен балкон с изящными парапетами. Похожий, но поменьше, располагался и на западном, дворовом фасаде. Между портиком и ризалитами располагались входы, главным из которых в то время был правый.

Усадьба Голицыных со стороны двора

Из входа можно было попасть в парадный вестибюль, сохранившийся до наших дней. К сожалению, великолепная овальная парадная лестница не сохранилась. Лишь в помещении институтской библиотеки можно было увидеть нарядный свод, некогда располагавшийся над лестницей.

Потолок в Библиотеке Института философии РАН

Двор перед главным усадебным домом был торжественно оформлен, в центре него была устроена большая клумба.

Клумба в центре усадебного двора

Поскольку улица Волхонка в то время называлась Пречистенкой, то и дворец получил название Пречистенского. Помимо Голицынского дома, в него были включены соседние усадьбы: Лопухиных (Малый Знаменский пер., 3/5 строение 4), Голицыных–Вяземского–Долгоруких (Малый Знаменский пер., 3/5, строение 1), Долгоруких (ул. Волхонка, 16). Все эти дома были соединены деревянными переходами.

Французский посланник Мари Даниель Буррэ де Корберон (1748-1810) оставил такое описание Пречистенского дворца:

Теперешний дворец, недавно выстроенный, представляет собою совокупность многих отдельных, деревянных и каменных домов, весьма искусно соединенных. Вход украшен колоннами; за прихожей следует большой зал, а за ним – другой, где Ее Величество принимает иностранных послов. Затем следует зал, еще больший, занимающий всю ширину здания и разделенный колоннами на две части: в одной – танцуют, в другой – играют в карты.

Парадные покои императрицы располагались в доме Голицына. Оттуда по теплой лестнице можно было попасть в большой деревянный корпус, где располагались Тронный зал, Бальный зал, Гостиная и церковь. С улицы сюда вел крытый подъезд с пандусами.

План Пречистенского дворца. Чертеж 1774-1775 годов, копия XIX века. Источник: Памятники архитектуры Москвы. Белый город

Строительство Пречистенского дворца, на котором под началом Казакова работали «тысячи рук» продолжалось 4 месяца. Сама императрица о своем новом дворце отзывалась так:

…Опознаться в этом лабиринте премудреная задача: прошло часа два, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет, беспрестанно попадая не в ту дверь. Выходных дверей многое множество, я в жизнь мою столько не видала их. С полдюжины заделано по моему указанию…

Тем не менее, работой архитектора Екатерина осталась довольна, поручив Казакову строительство Петровского дворца и здания Сената в Кремле.

С Пречистенским дворцом связана весьма романтическая история. Соседний усадебный дом первоначально принадлежал Лопухиным, родственникам Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I. Затем он был подарен матери князя Григория Потемкина. В действительности же там жил сам князь, тайный супруг императрицы Екатерины Великой. Из Голицынского дома в дом Лопухиных вела отдельная дверь.

12 июля 1775 года в доме Голицыных 46-летняя Екатерина родила дочку, которую назвали Елизаветой Темкиной и отдали на воспитание в семью графа Самойлова, племянника Потемкина.

Для цесаревича Павла Петровича выделили помещения в усадьбе Долгоруких; с 1819 до 1918 года — Первая мужская гимназия (Первая городская/губернская гимназия).

Бывшая усадьба Долгоруких — Первая мужская гимназия

Екатерина не любила Москву, и вскоре после окончания торжеств покинула Первопрестольную. В 1779 году деревянный корпус был разобран и перенесен на Воробьевы горы, где его заново собрали на фундаменте старого дворца, построенного Василием III. Императрица там ни разу не была. В усадьбе Голицыных на его месте построили флигель в классическом стиле, который дошел до наших дней.

Голицынский дом в конце XVIII века был вновь переделан по проекту архитектора Родиона Родионовича Казакова (однофамильца знаменитого архитектора). В этом виде он и вошел в альбом лучших зданий города.

Пожар 1812 года: благородный Коленкур

Следующая яркая страница усадьбы Голицыных на Волхонке связана с Отечественной войной 1812 года. В то время её владельцем был князь Сергей Михайлович Голицын (1774-1859).

В месяцы пребывания французов в Москве в усадьбе разместился штаб Армана Луи де Коленкура (1773-1827), французского дипломата, посла в России в 1807-1811 годах, сделавшего немало в попытках предотвратить военный конфликт между Россией и Францией. Он сопровождал Наполеона в его военном походе, а затем бежал вместе с ним из Москвы.

Во время знаменитого московского пожара 1812 года Коленкур повел себя самым благородным образом. Когда вспыхнул Колымажный двор, Коленкур бросился спасать его, и во многом именно благодаря его действиям мы сейчас можем любоваться прекрасными каретами русских царей, которые хранятся в Оружейной палате, а также видеть усадьбы Лопухиных и Голицыных–Вяземского–Долгоруких.

Я отправился в дворцовые конюшни (Колымажный двор), где стояла часть лошадей императора и где находились коронационные кареты царей. Потребовалась вся энергия и все мужество берейторов и конюхов, чтобы спасти их; одни из конюхов взобрались на крыши и сбрасывали горящие головни, другие работали с двумя насосами, которые по моему распоряжению были починены днем, так как они тоже были испорчены. Можно без преувеличения сказать, что мы стояли там под огненным сводом. С помощью тех же людей мне удалось спасти также прекрасный дворец Голицына и два смежных дома, один из которых уже загорелся… Людям императора ревностно помогали слуги князя Голицына, проявившие большую привязанность к своему господину.

80 погорельцев разместились в доме Голицыных. Среди них был «шталмейстер императора Александра Загряжский, который остался в Москве, надеясь спасти свой дом, заботы о котором составляли смысл всей его жизни» .

XIX — начало XX века: Пушкин, Московский эрмитаж и квартиры

После войны 1812 года начинается новый этап в жизни усадьбы. Здесь на балах неоднократно бывал Александр Сергеевич Пушкин. В усадебной церкви, которая располагалась в северном крыле второго этажа, он планировал венчаться с Натальей Гончаровой. Лишь из-за запрета церковных властей обряд венчания пришлось перенести в приходскую церковь невесты — церковь Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение»; ул. Большая Никитская, 36 строение 1).

Домовая церковь в усадьбе Голицыных. Фото из архива ИФ РАН

В 1834 году в усадьбе побывал А.И.Герцен, дело которого вел Сергей Михайлович Голицын, занимавший в то время должность попечителя Московского учебного округа.

После смерти бездетного Сергея Михайловича Голицына в 1859 году его состояние перешло к его племяннику Михаилу Александровичу (1804-1960), который, будучи дипломатом, жил большей частью за границей и, по слухам, принял католичество. После его смерти владение усадьбой перешло к его сыну, «другу лошадей, а не книг» Сергею Михайловичу Голицыну (1843-1915).

В 1865 году Голицынский дом на 20 лет превратился в «Московский эрмитаж», куда раз в неделю могли попасть все желающие. Здесь экспонировалось около 200 полотен западноевропейских художников, а также книги и редкости, собранные преимущественно Михаилом Александровичем Голицыным: Брейгель, Ван Дейк, Веронезе, Каналетто, Караваджо, Корреджо, Перуджино, Пуссен, Рембрандт, Робер, Рубенс, Тициан…

Двор усадьбы Голицыных и Музей изобразительный искусств имени Пушкина

В 1885 году из-за финансовых трудностей Сергей Михайлович Голицын был вынужден продать художественную часть коллекции Эрмитажу в Санкт-Петербурге. Первый этаж главного дома еще с 1770-х годов сдавался квартирантам. Здесь жили многие знаменитые личности: писатель Александр Николаевич Островский, философ-славянофил Иван Сергеевич Аксаков, западник Борис Николаевич Чичерин…

С переездом сюда Островского связана необычная история. Всю жизнь прожив на Воронцовом поле в Москве, он говорил: «Никуда я не перееду. Разве мне предложат жить в кабинете князя Сергея Михайловича Голицына» . Так оно и случилось…

В конце XIX века левый флигель усадьбы был перестроен по проекту архитектора Василия Загорского (строившего впоследствии Консерваторию). В нем разместился «Княжий двор» — меблированные комнаты. В наши дни здесь располагается Галерея искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. Пушкина.

Усадьба Голицыных и Галерея искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков

В 1903 году Сергей Михайлович продал усадьбу «Московскому художественному обществу». Усадебные флигели, выходившие на Волхонку, были перестроены под квартиры. Среди знаменитых постояльцев «Княжего двора» были художник Василий Иванович Суриков, композитор Александр Николаевич Скрябин, художник Илья Ефимович Репин и многие другие знаменитости. В 1911 году в квартире в одном из флигелей поселился Борис Леонидович Пастернак со своей семьей, проживший здесь четверть века.

XX век: Коммунистическая академия и Институт философии

В 1918 году в стенах бывшей усадьбы разместилась Социалистическая академия общественных наук , которая в 1924 году была переименована в Коммунистическую академию . Она была задумана как как мировой центр социалистической мысли. В 1936 году учреждения Коммунистической академии были переведены в Академию наук СССР, поскольку параллельное существование Академии наук и Коммунистической Академии было признано нецелесообразным.

В 1919–1921 годах в усадьбе Голицыных на Волхонке также находился возглавляемый Кандинским Музей живописной культуры .

Усадьба Голицыных после революции

В 1925 году по соседству с бывшей усадьбой Голицыных в бывшей Первой мужской гимназии (ул. Волхонка, дом 16) разместился Коммунистический университет трудящихся Китая , просуществовавший в Москве до 1930 года и готовивший кадры для Гоминьдана и Коммунистической партии Китая.

Главное здание бывшей усадьбы Голицыных в 1928-1930 годах было надстроено двумя этажами, в результате чего был уничтожен венчающий портик фронтон. Здесь разместился Институт философии АН СССР , входивший в состав Коммунистической академии. Многие помещения внутри лишились своей первоначальной отделки.

Уже надстроенное здание бывшей усадьбы Голицыных и еще не снесенные усадебные флигели вдоль Волхонки. Фото из архива ИФ РАН

Еще не снесенные флигели вдоль Волхонки, Коммунистическая академия и Музей изобразительных искусств. Фото с Храма Христа Спасителя

Здание Института философии РАН вскоре после реконструкции. Фото из архива ИФ РАН

Здание ИФ РАН на Волхонке в момент переезда

Уголок в бывшей усадьбе Голицыных

Рядом по улице Волхонке позади левого флигеля в начале 1930-х годов была построена заправка, которая должна была стать частью грандиозного комплекса Дворца Советов на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Флигели, выходившие на Волхонку, были снесены, однако красная линия улицы хорошо прослеживается до сих пор.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: