Средний танк Т-IV Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV, также Pz. IV), Sd.Kfz.161. Средний немецкий танк Тигр Panzerkampfwagen IV. История и подробное описание Тактико технические характеристики танка panzer iv

Во Вторую мировую войну немецкая армия вошла с достаточно странной ситуацией в системе танкового вооружения. Средний танк Pz.Kpfw.III , который создавался как основной, на деле в это время оказался самым малочисленным в вермахте. Что же касается другого среднего танка, Pz.Kpfw.IV, то он проектировался как машина поддержки , но при этом в войсках таких машин оказалось почти в четыре раза больше, чем Pz.Kpfw.III. Уравнять численность танков этих двух типов в армии немецкая промышленность смогла только в самом конце 1939 года. К этому времени в серию пошла уже новая версия танка поддержки - Pz.Kpfw.IV Ausf.D, причём она в некотором смысле стала возвращением к исходной концепции.

Возвращение курсового пулемёта

Весна 1938 года оказалась решающей для дальнейшей судьбы Pz.Kpfw.IV. Дело в том, что 6-й отдел Управления вооружений всерьёз задумался над тем, чтобы убрать детище концерна Krupp из производственной программы. Вместо Pz.Kpfw.IV предполагалось создать танк поддержки на базе Pz.Kpfw.III, унифицировав, таким образом, по основным узлам и агрегатам оба средних танка.

С одной стороны, идея была здравая. Однако следует учесть, что Pz.Kpfw.III в то время переживал далеко не лучшие времена. А производство Pz.Kpfw.IV не без проблем, но всё же шло, да и в определённую заказчиками весовую категорию конструкторы Krupp попали с первого раза.

Таким образом, когда 2 мая 1938 года Эрих Вольфёрт, ведущий инженер Krupp, выступил с резкой критикой идеи объединения двух танков на одной платформе, победа оказалась на его стороне. 6-й отдел Управления вооружений был вынужден уступить, ибо за Вольфёртом оказался не только промышленный гигант, но и здравый смысл.

Урок, впрочем, не пошёл на пользу, и с идеей единого шасси для танков двух типов 6-й отдел Управления вооружений продолжал тягаться всю войну. Порыв этот, одним из инициаторов которого являлся Генрих Книпкамп (Heinrich Ernst Kniepkamp), с завидным постоянство превращался в забег по граблям, причём каждый раз должных выводов из произошедшего ранее не делалось.

Pz.Kpfw.IV Ausf.D в исходной конфигурации. В металле машина выглядела несколько иначе

Требования к танку поддержки, между тем, продолжали расти. Ещё в начале января 1938 года начались обсуждения характеристик четвёртой модификации танка, получившей обозначение 4.Serie/B.W.

Одним из первых пунктов в повестке стало возвращение на место курсового пулемёта. Кто-то наверху, наконец, понял, что из пистолетного порта особо даже не постреляешь, не говоря уже о том, чтобы куда-то попасть. Было решено использовать установку Kugelblende 30, разработанную для Z.W.38 (будущего Pz.Kpfw.III Ausf.E). Она имела гораздо более удачную защиту, чем шаровая установка Pz.Kpfw.IV Ausf.A. В связи с возвращением курсового пулемёта лобовой лист подбашенной коробки вновь получил характерную ступеньку.


Схема, наглядно демонстрирующая внутреннее устройство танка

10 марта 1938 года состоялось совещание в Берлине, где сотрудники концерна Krupp и 6-го отдела Управления вооружений обсудили возможность усиления бронирования танка. Толщина бортовой брони корпуса, подбашенной коробки и башни, составлявшая 14,5 мм, была признана недостаточной. Требовалось увеличить её до 20 мм, чтобы на дальних дистанциях танк не поражался огнём 20-мм автоматических пушек. Кроме того, толщину днища военные просили увеличить с 8 до 10 мм.

Ответ на новые требования пришел 12 апреля. Согласно подсчётам инженеров, увеличение толщины брони увеличивало боевую массу танка на 1256 кг, почти до 20 тонн. За этим потянулись изменения и по отдельным элементам корпуса. Иную форму получили лючки в районе поддерживающих катков, изменились воздухозаборники моторного отделения. В конце апреля были разработаны траки с увеличенными зубьями, а количество ограничителей хода подвески было увеличено до пяти на борт (по одному у трёх передних тележек и два у задней).


Серийный Pz.Kpfw.IV Ausf.D, весна 1940 года

Определённые изменения были внесены и в конструкцию башни. В первую очередь, переделке подверглась бронировка орудийной системы. Дело в том, что использовавшаяся ранее конструкция оказалась весьма уязвимой к вражескому огню. Пуля или осколок снаряда, попадая в зазор между элементами бронировки, вполне могли заклинить орудие в вертикальной плоскости. В конце мая 1938 года началась разработка новой защиты для пушки. Новая бронировка системы находилась с внешней стороны башни и гораздо лучше справлялась со своей задачей. Толщина бронировки была увеличена до 35 мм.

Кроме того, были заменены смотровые приборы на бортовых люках и бортах башни.


Навеска большого количества запасных траков была очень частым явлением

Когда 4 июля 1938 года с концерном Krupp, наконец, был подписан контракт на изготовление танков модификации 4.Serie/B.W., машина довольно сильно преобразилась. Согласно контракту, заводы Grusonwerk, одного из подразделений Krupp, должны были изготовить 200 танков этой серии. В октябре контракт был расширен. Войска СС заказали 48 танков, которые получили обозначение 5.Serie/B.W.. Фактически они ничем не отличались от 4.Serie/B.W. К слову, в итоге эти машины в части СС так и не попали, поскольку вместо них было решено заказать штурмовые САУ StuG III.

Танки 4-й и 5-й серий получили обозначение Pz.Kpfw.IV Ausf.D. Машинам присваивались серийные номера в диапазоне 80501–80748.

На опыте двух первых кампаний

Серийное производство Pz.Kpfw.IV Ausf.D началось в октябре 1939 года. В отличие от Pz.Kpfw.III, выпуск которых производители форсировали, особых рывков в производстве танков поддержки не было. До конца 1939 года было собрано 45 танков, в дальнейшем объёмы в среднем составляли 20–25 машин в месяц. Всего к 1 мая 1940 года было изготовлено 129 машин этой модификации.


Сорванные башни были достаточно обыденным явлением и для Pz.Kpfw.IV Ausf.D. Франция, май 1940 года

Между тем, ещё в марте 1939 года было решено, что в дальнейшем вермахт продолжит заказывать эти танки, причём машины 6-й серии (6.Serie/B.W.) будут впредь обозначаться как Pz.Kpfw.IV Ausf.E. Новый контракт на изготовление 223 танков этого типа был подписан в июле 1939 года. В целом этот танк должен был повторять предшественника, но уже в мае начали появляться некоторые изменения.

Для начала, смотровой прибор механика-водителя, не менявшийся с Pz.Kpfw.IV Ausf.B, было решено поменять на Fahrersehklappe 30. Этот прибор отличался тем, что вместо массивных деталей, ходящих вверх-вниз, в нём использовалась «ресничка» толщиной 30 мм. Она гораздо надёжнее прикрывала смотровую щель, прикрытую стеклоблоком, да и её конструкция оказалась куда проще.

Исчез и довольно большой вентиляционный люк с крыши башни, вместо него появился вентилятор. На место перископического прибора переместился лючок для сигнальных флажков. Изменилась и форма командирской башенки.


Pz.Kpfw.IV Ausf.D выпуска апреля 1940 года, имеющий экранировку подбашенной коробки, а заодно – и дополнительную броню лобового листа корпуса

То, что Ausf.E в запланированном виде точно не пойдёт в серию, да и Ausf.D ждут определённые изменения, стало понятно после польской кампании сентября 1939 года. Дело в том, что польские войска массово использовали против немецких танков 37-мм противотанковые пушки Armata przeciwpancerna 37 mm wz. 36 Bofors . Даже несмотря на то что польские снаряды оказались не самого лучшего качества, они уверенно пробивали немецкие машины во всех проекциях. Не особо помогло здесь и усиление лобовой детали до 30 мм.

Осенью 1939 года стали проводиться исследования по выявлению возможности дополнительно нагрузить Pz.Kpfw.IV бронёй ещё на полторы тонны и довести его боевую массу до 21,4 тонн. Испытания показали, что танк вполне спокойно переносит такое увеличение массы.

18 декабря 1939 года 6-й отдел Управления вооружений скорректировал задание по 4.Serie/B.W. и 5.Serie/B.W. Последние 68 танков должны были получить корпуса с усиленными до 50 мм лобовыми листами. Но к старту кампании во Франции, начавшейся 10 мая 1940 года, Pz.Kpfw.IV Ausf.D всё ещё продолжал выпускаться с лобовым листом толщиной 30 мм.


Pz.Kpfw.IV Ausf.E из состава 20-й танковой дивизии, лето 1941 года

Первые же бои показали, что такая неспешность крайне опрометчива. Конечно, 37-мм короткоствольные пушки, которые ставились на ряд французских танков, включая FCM 36 и Renault R 35, лобовую броню толщиной 30 мм пробить не могли. Но совсем не они оказались главными противниками немецких танков. С противотанковой артиллерией у французов дела обстояли неплохо, и для неё броня толщиной 30 мм отнюдь не была чем-то запредельным. Ещё хуже для немцев было то, что целый ряд французских танков имел в качестве главного вооружения пушки калибром 47 мм.

Потери Pz.Kpfw.IV во Франции оказались ещё более высокими, чем в сентябре 1939 года в Польше. Из 279 Pz.Kpfw.IV, имевшихся в частях на 10 мая 1939 года, 97, то есть более трети, оказались безвозвратно потеряны. Бои мая-июня 1940 года также показали, что 75-мм короткоствольная пушка почти бессильна против танков с противоснарядной бронёй.

Стало понятно, что проблему надо решать, и решать оперативно. Ещё 15 мая концерн Krupp отрапортовал о том, что изготовлена и испытана экранировка для корпуса и подбашенной коробки. Лоб подбашенной коробки получил дополнительные листы толщиной 30 мм, благодаря чему общая их толщина выросла до 60 мм. Борта были усилены экранами толщиной 20 мм. Позже в дополнение к этим экранам было изготовлено усиление для лобового листа корпуса, при этом для дополнительного усиления сверху и снизу появились уголки.

Тем не менее до конца французской кампании ни одного комплекта экранировки войска так и не получили. Поставки начались лишь 25 июня, когда они уже были, в общем-то, не особо и нужны. С июля 1940 года танки стали штатно оснащаться экранами. Тогда же толщина лобового листа корпуса, башни и бронировки орудийной маски увеличилась до 50 мм.


Как можно заметить, далеко не все Pz.Kpfw.IV Ausf.E получили экраны

Ещё одна серьёзная метаморфоза с Pz.Kpfw.IV Ausf.D случилась в августе 1940 года. Согласно принятому 3 июня того же года решению, последние 68 танков 4.Serie/B.W. и 5.Serie/B.W. были изготовлены с башнями и подбашенными коробками 6.Serie/B.W. Последние такие машины были поставлены в войска в октябре 1940 года, после чего в серию пошли танки модификации Pz.Kpfw.IV Ausf.E.

Машины этой серии получили серийные номера 80801–81006. Отличить их от последних 68 Pz.Kpfw.IV Ausf.D можно лишь при условии, что известен серийный номер машины. Дополнительную путаницу в происходящее вносит тот факт, что далеко не все Pz.Kpfw.IV Ausf.E, не говоря уже об Ausf.D, получили экраны на лобовую часть подбашенной коробки.


Pz.Kpfw.IV Ausf.D с дополнительным бронированием Vorpanzer, 1942 год

В начале 1941 года некоторые танковые части пытались самостоятельно делать экранировку, но сверху пришёл приказ эту деятельность прекратить. Тем не менее, на свет появилась ещё одна модификация, известная также как Vorpanzer. Отличалась она тем, что на передней части башни крепились довольно массивные экраны. Ставили их на танки модификаций Ausf.D, E и F. Судя по всему, использовались Vorpanzer исключительно танковой дивизией «Великая Германия» (Großdeutschland). Считается, что дивизия использовала их только на учениях, но существуют и фронтовые фотографии, которые подобные утверждения опровергают.

Для переправ и иных целей

В полном объёме заказы по танкам Pz.Kpfw.IV 4-й, 5-й и 6-й серий не были выполнены. Некоторые из общего числа заказанных Pz.Kpfw.IV Ausf.D пошли на другие цели. 16 шасси выпуска марта-апреля 1940 года пошли на изготовление мостовых танков Brückenleger IV b. Эти машины были включены в состав инженерных батальонов, приданных танковым дивизиям. Они использовались в составе частей, сражавшихся в ходе кампании мая-июня 1940 года во Франции.


Brückenleger IV b, весной 1940 года была выпущена серия из 16 таких машин

Между тем, летом 1940 года Krupp изготовил и 16 комплектов подбашенных коробок и башен. Позже три мостовых танка с номерами 80685, 80686 и 80687 были переделаны в обычные Pz.Kpfw.IV Ausf.D. Согласно отчёту за май 1941 года, из 29 выпущенных Pz.Kpfw.IV 13 относились к 4.Serie/B.W. Таким образом, 247 машин модификации Ausf.D всё же отправились в войска как обычные танки. Последняя, 248-я машина с серийным номером 80625 использовалась как тестовое шасси.


Brückenleger IV c из состава 39-го танкового инженерного батальона, 1941 год

Немного иная ситуация сложилась с Pz.Kpfw.IV Ausf.E. Вместо 223 танков, которые планировалось построить изначально, в том или ином виде было выпущено 206 машин, из них 200 - как обычные танки. В январе 1941 года 4 шасси 6.Serie/B.W. было отправлено на Magirus, где из них построили мостоукладчики Brückenleger IV c. Как и машины предыдущих серий, направились они в 39-й танковый инженерный батальон, приданный 3-й танковой дивизии. В таком виде они участвовали в боях на Восточном фронте летом 1941 года.


Так выглядели Pz.Kpfw.IV Ausf.E 81005 и 81006 с новой ходовой частью

Судьба последних двух танков 6-й серии, номера 81005 и 81006, оказалась ещё более интересной. 14 декабря 1940 года 6-й отдел Управления вооружений дал добро концерну Krupp на разработку новой ходовой части. Главным её отличием стало то, что диаметр опорных катков вырос до 700 мм, а чтобы все они смогли поместиться, их пришлось разместить в шахматном порядке. Ширина траков при этом выросла до 422 мм. В течение 1941–42 годов эти машины активно испытывались, а затем танк 81005 оказался в учебном центре Вюнсдорф. Также как минимум один танк был переделан в подвозчик боеприпасов для тяжёлой самоходной мортиры Gerät 040 («Карл»).


Tauchpanzer IV из состава 18-й танковой дивизии

Наконец, часть серийных танков была переделана в весьма специфичные спецмашины. В августе-июле 1940 года 48 Pz.Kpfw.IV Ausf.D были переоборудованы в Tauchpanzer IV, танк для преодоления рек по дну. На танк устанавливались крепления для специальных герметичных чехлов, а также ставились крышки на воздухозаборники. Кроме того, использовался специальный шланг с поплавком, через который шла подача воздуха в машину. Аналогично было переделано некоторое количество Pz.Kpfw.IV Ausf.E выпуска января-марта 1940 года. Подобные машины использовались в июне 1941 года в составе 18-й танковой дивизии.

Машина поддержки Блицкрига

В апреле 1941 года начался выпуск 7.Serie/B.W., он же Pz.Kpfw.IV Ausf.F. Этот танк был создан с учётом опыта кампаний первых двух лет войны. Но основным танком поддержки немецкой армии он стал только осенью 1941 года. Из 441 Pz.Kpfw.IV, которые к 22 июня 1941 года сконцентрировались на границе с СССР, они составляли меньшинство. Основой же были Pz.Kpfw.IV Ausf.D и Ausf.E.

К тому времени танки этих модификаций несколько видоизменились. 14 февраля 1941 года в Триполи прибыли первые немецкие танки, а 16 числа был сформирован Африканский корпус. В связи с этим ещё в начале февраля был разработан «тропический» набор для системы вентиляции.

С марта на танки стали ставить забашенный ящик для личных вещей. Поскольку он изначально разрабатывался для Африканского корпуса, его прозвали «ящик Роммеля». Ставился он далеко не на все танки. На многие танки ящики на башнях не устанавливались вовсе, а вместо них аналог размещался на борту корпуса. А в некоторых подразделениях разработали собственный «Ящик Роммеля», по форме отличающийся от штатного.

И это было лишь начало всевозможных переделок, которые внедрялись на уровне танковых дивизий, а иногда - даже на уровне батальонов. Сам по себе «обвес», который получили Pz.Kpfw.IV только за 1941 год, - это тема для отдельного большого материала.

Pz.Kpfw.IV, попавшие в Африку, оказались, образно выражаясь, в тепличных условиях. В феврале 1941 года туда было отправлено 20 танков, 3 из которых оказались потерянными в пути, ещё 20 штук прибыло в апреле. Единственным по-настоящему опасным противником для них были «Матильды», что в первую очередь о было связано с толстой бронёй этих английских танков. 2-фунтовые (40-мм) пушки, стоявшие на английских машинах, могли пробивать экранированный лоб Pz.Kpfw.IV только в упор, и подобные случаи были редкостью.


Итог встречи Pz.Kpfw.IV с КВ-2, лето 1941 года

Совсем иные условия оказались на Восточном фронте. В ходе боёв в конце июня 1941 года безвозвратно потеряно было всего 15 Pz.Kpfw.IV. Во многом это связано с тем, что противниками их были Т-26 и БТ, выступавшие совсем в другой весовой категории. Внесла свою лепту и обстановка полной неразберихи первых недель Великой Отечественной войны. Впрочем, уже в июле 109 танков, то есть четверть от изначального количества, оказалась списана в металлолом. За август к ним прибавилось ещё 68 машин. Всего же за 1941 год немцы потеряли на Восточном фронте 348 Pz.Kpfw.IV, то есть больше 3/4 от первоначального их числа.

Винить в таких значительных потерях немецкие танкисты вполне справедливо могли и 6-й отдел Управления вооружений, весьма легкомысленно подошедший к вопросу усиления бронирования. Фактически установленная на танки экранировка соответствовала опыту кампании сентября 1939 года. При этом был обойдён вниманием тот факт, что уже у французов имелись 47-мм танковые и противотанковые пушки. И сделано это было совершенно напрасно: даже 47-мм танковая пушка SA 35 с длиной ствола 32 калибра, как показали испытания в СССР, без проблем пробивала 50 мм броню немецких танков на дистанции 400 метров.

Ещё более удручающе для немцев выглядели характеристики 47-мм противотанковой пушки Canon de 47 Mle.1937, у которой длина ствола составляла 50 калибров. На дистанции в километр она пробивала броню толщиной 57 мм. Немцы вполне обоснованно могли предположить, что французы не единственные, кто обладает более мощной противотанковой артиллерией и танковыми орудиями, чем поляки.


Трофейный Pz.Kpfw.IV Ausf.E из состава 20-й танковой дивизии, НИИБТ Полигон, август 1941 года

В конечном счёте, за просчёты военного руководства в оценке вооружения противника вермахту пришлось платить танками и их экипажами. Пока основными противниками Pz.Kpfw.IV были Т-26 и БТ, всё складывалось для немецких танкистов относительно неплохо. В дальнейшем же всё чаще им пришлось сталкиваться с Т-34 и КВ-1, вооружёнными 76-мм пушками. К тому же часть танков оказалась лишь с частично утолщенным бронированием, что заметно уменьшало шансы уцелеть даже под огнем 45-мм танковых и противотанковых пушек.

Определенную лепту внесли и тяжёлые танки КВ-2. Попадание его 152-мм снаряда в немецкий танк превращало тот в груду металлолома. Впрочем, и пробитие другими снарядами не несло ничего хорошего. Случаи подрыва боекомплекта были для Pz.Kpfw.IV довольно частым явлением. Стоит отметить, что против Т-34 и КВ-1 немецкие танки были почти бессильны. Штатные бронебойные снаряды почти не имели эффекта против новых советских танков, а разработанные и имевшиеся на вооружении ещё в апреле 1941 года кумулятивные снаряды 7.5 cm Gr.Patr.38 Kw.K. Гитлер разрешил применять только в феврале 1942-го.


Эта же машина спереди. Видны попадания и расколотый экран в районе смотрового прибора механика-водителя

Уже в августе 1941 года трофейный Pz.Kpfw.IV Ausf.E из состава 20-й танковой дивизии был доставлен на полигон Научно-исследовательского испытательного института бронетанковой техники (НИИБТ Полигон) в Кубинку. Машина была довольно сильно повреждена: имелись несколько попаданий в лобовую часть корпуса, а также частично сбитой оказалась экранировка в районе смотрового прибора механика-водителя. Сотрудниками Полигона была составлена краткая характеристика, согласно которой боевую массу танка, обозначенного как «Средний танк Т-IV выпуска 1939–40 гг.», оценили в 24 тонны, а максимальную скорость - в 50 км/ч. После предварительных расчётов были сделаны следующие выводы:

.«Броневая защита танка T-IV поражается артиллерией всех калибров.

Башня танка, смотровые люки, шаровая установка пулемёта радиста поражаются крупнокалиберным стрелковым вооружением».

Трофейные Pz.Kpfw.IV с конца 1941 года стали достаточно частым явлением. Тем не менее, приведением в работоспособное состояние захваченного ещё летом 1941 года танка или попытками заполучить ходовой трофей НИИБТ Полигон не занимался.

Во многом это связано с тем, что особого интереса к танку советские военные не проявили. Похоже, что он рассматривался ими как дополнение к Pz.Kpfw.III, при том что боевая масса и двигатель двух средних танков были схожими. Примерно по тем же причинам не состоялось восстановление до ходового состояния и StuG III Ausf.B . Более важной задачей считалось изучение ходовых характеристик трофейных Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.38(t), а тратить время на второстепенные машины посчитали бессмысленным занятием.


В отличие от StuG III, лобовая броня трофейного Pz.Kpfw.IV Ausf.E 45-мм снаряду оказалась вполне по зубам

В сентябре 1942 года состоялись испытания, в ходе которых по трофейному танку вёлся огонь из различного оружия. Первым делом его обстреляли из пулемёта ДШК. Выяснилось, что борт башни ДШК не пробивает даже с дистанции 50 метров, зато на дистанции 100 метров удалось пробить борт и корму корпуса.

Гораздо интереснее оказались испытания обстрелом из 45-мм пушки, установленной в танке Т-70. На дистанции 50 метров был пробит лобовой лист корпуса толщиной 50 мм. Стоит отметить, что трофейную САУ StuG III эта же пушка не пробила. Борта толщиной 40 мм (20+20 мм) были пробиты на дистанции 400 метров.

Окончательным приговором немецкому танку оказался обстрел из 76-мм пушки Ф-34, установленной в среднем танке Т-34. Лобовой лист был пробит на дистанции в 500 метров (входной диаметр сквозной пробоины - 90 мм, выходной - 100 мм). Следующий выстрел, сделанный с дистанции 800 метров, расколол лист на две части. При стрельбе с дистанции 800 метров в борт корпуса снаряд пробил 40-мм броню с правой стороны, взорвался внутри и вышел с левой стороны. При стрельбе фугасным снарядом в борт первым попаданием сорвало боковой башенный люк, вторым снарядом сорвало командирскую башенку, а попадание в борт моторного отделения (толщина 20 мм) привело к появлению пролома размером 130×350 мм. Обстрел с больших дистанций было решено не производить - и так всё было понятно.

Помимо обстрела, специалистами НИИ-48 было проведено изучение конструкции корпуса и башни.


Один из Pz.Kpfw.IV Ausf.D, перевооружённых пушкой 7.5 cm KwK 40 и получивших бортовые экраны

В июле 1942 года немногие оставшиеся в строю танки модификаций Ausf.D и Ausf.E были модернизированы. Вместо штатной пушки в них установили длинноствольное орудие 7.5 cm KwK 40. Кроме того, с мая 1943 года стали устанавливаться бортовые экраны на корпус и башню. К тому времени эти машины были выведены из первой линии и переданы учебным частям, включая учреждения NSKK (Национал-социалистического механизированного корпуса).

Такие танки имелись и в составе танковых частей, дислоцировавшихся во Франции. Один из них (Pz.Kpfw.IV Ausf.D, серийный номер 80732, выпущен в июле 1940 года) был захвачен англичанами летом 1944 года. Ныне он находится в экспозиции танкового музея в Бовингтоне .

Pz.Kpfw. IV Ausf. F2

Основные характеристики

Кратко

Подробно

3.3 / 3.3 / 3.7 БР

5 человек Экипаж

Подвижность

22,7 тонн Масса

6 вперёд
1 назад КПП

Вооружение

87 снарядов боезапас

10° / 20° УВН

3 000 снарядов боезапас

150 снарядов размер обоймы

900 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание


Panzerkampfwagen IV (7,5 cm) Ausführung F2 или Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 - средний танк вооруженных сил Третьего Рейха. В отличие от предыдущих модификаций имел на вооружении длинноствольное 75-мм орудие KwK 40 с длиной ствола в 43 калибра и улучшенную бронезащиту. Стал первым немецким танком способным на равных противостоять советским танкам Т-34 и КВ-1, но это касалось только вооружения, по бронезащите он всё равно уступал соперникам и легко мог быть уничтожен советскими танковыми 76-мм орудиями. По этой причине броня машины нередко усиливалась самим экипажем путём навешивания запасных траков и другими подручными средствами.

Выпуск Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 продолжался с апреля по июль 1942 года. За этот период было построено 175 единиц и еще 25 машин было переоборудовано из модификации F1. Танк применялся в основном на Восточном фронте, часть машин этой модификации была отправлена в Африканский корпус, где применялась для подавления огневых точек и живой силы союзников, по причине дефицита бронебойных снарядов. Танк сыграл значительную роль в войне, противодействуя танкам и бронетехнике союзников с которыми не справлялись остальные немецкие танки имевшие более слабое вооружение. По прекращении выпуска модификации F2, машина уступила путь более совершенным модификациям среднего танка Pz.Kpfw. IV.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Расположение экипажа и модулей внутри Pz.Kpfw. IV Ausf. F2

Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 обладает не самой хорошей бронезащитой среди аналогичных танков на своём боевом рейтинге (БРе). Вся лобовая броня танка имеет толщину 50 мм, кроме участка брони под щелью механика-водителя, которая имеет толщину 20 мм, но расположена под углом наклона в 73 градуса, что даёт приведенную толщину брони всё те же 50 мм. Кроме того, изучив модификацию "Накладная броня", лобовая броня усиливается дополнительными траками толщиной 15 мм. Бортовая и кормовая броня башни и корпуса составляет 30 мм и легко поражается даже крупнокалиберными пулемётами. На живучести танка негативно сказывается плотная компоновка экипажа и модулей. Минусом является и высокая командирская башенка, которая может выступать из-за укрытий, даже если танк полностью спрятан от глаз противников.

Подвижность

Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 обладает высокой скоростью и подвижностью. Максимальная скорость машины составляет 48 км/ч, набирается она быстро и почти не теряется от мелких препятствий. Задняя скорость 8 км/ч и её вполне хватает чтобы откатываться назад после выстрела или сдать задом чтобы заехать за укрытие. Манёвренность машины хороша как с места, так и во время движения. С места танк разворачивается бодро, на ходу еще лучше и быстрее, но ощутимо теряет скорость движения. Проходимость Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 высокая.

Вооружение

Основное орудие

Самым главным преимуществом Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 является его длинноствольное 75-мм орудие KwK40 L43 с боезапасом 87 снарядов. Орудие имеет просто потрясающее бронепробитие. Благодаря длине ствола, в отличие от предыдущих модификаций с короткоствольными орудиями, KwK40 L43 имеет хорошую баллистику полёта снарядов. По заброневому действию снаряды Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 уступают снарядам Т-34 и КВ-1, но его вполне хватает чтобы уничтожать большую часть противником одним точным попаданием. Перезарядка орудия быстрая. Углы вертикальной наводки составляют от -10 до +20 градусов, что позволяет вести огонь из-за холмов и препятствий пряча за ними корпус. Башня вращается со средней скоростью, так что иногда, придется доворачивать корпусом до внезапно появившегося противника.

Для танка доступно пять типов снарядов:

  • PzGr 39 - бронебойный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком. Обладает отличным бронепробитием и хорошим заброневым действием. Рекомендуется как основной снаряд для данного танка.
  • Hl.Gr 38B - кумулятивный снаряд. Имеет меньшее бронепробитие чем PzGr 39, но сохраняет его на всех дистанциях. Рекомендуется для стрельбы по противникам на особо дальних дистанциях.
  • PzGr 40 - бронебойный подкалиберный снаряд. Имеет самое высокое бронепробитие, но гораздо меньшее заброневое действие, чем PzGr 39, а также значительно теряет своё бронепробитие на дальних дистанциях. Кроме того, снаряд мало эффективен против противников с наклонной бронёй. Рекомендуется для использования на ближних дистанциях против хорошо бронированных противников.
  • Sprgr. 34 - осколочно-фугасный снаряд. Имеет самое низкое бронепробитие из всех представленных снарядов. Может быть эффективен, против не бронированной техники, например против зенитных самоходных установок (ЗСУ) на базе грузовиков.
  • K.Gr.Rot Nb. - дымовой снаряд. Не обладает бронепробитием, может нанести урон только попав непосредственно по экипажу противника. На время выпускает большое облако дыма, через которое противнику будет невозможно разглядеть действия и передвижение игрока.

Пулемётное вооружение

Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 вооружен 7.92-мм пулемётом MG34 с боезапасом 3000 патронов, спаренным с 75-мм орудием. Может выводить из строя экипаж на машинах у которых броня отсутствует, например ЗСУ на базе грузовиков.

Применение в бою

Чтобы защитить уязвимый корпус Pz.Kpfw. IV Ausf. F2, лучше выбирать такие позиции, которые бы полностью укрывали корпус от снарядов противника

Играя на Pz.Kpfw. IV Ausf. F2, всегда следует помнить о его слабом бронировании и высокой уязвимости. Благодаря высокой скорости, на Pz.Kpfw. IV можно одним из первых приехать на точку захвата, но если на точке нет укрытий, то можно оказаться легкой добычей для танков противника. То же касается и атаки, нужно избегать открытых участков местности, где машина будет легко уничтожена и перемещаться только от укрытия к укрытию, уничтожая из-за них танки противников. Хорошо подойдёт машине и роль снайпера. Хороша машина и для фланговых обходов, быстрая скорость позволит легко зайти во фланг или тыл противнику, а эффект неожиданности и хорошее орудие позволит нанести значительный урон команде противника.

Достоинства и недостатки

Броня не имеет рациональных углов, по этому чуть доворачивать корпус, но не слишком сильно, чтобы не подставить еще более слабые борта, хорошая динамика и подвижность позволит занять важные позиции быстро, а УВН стрелять в большинстве ситуаций.

Достоинства:

  • Отличное бронепробитие
  • Высокая настильность
  • Хорошее заброневое действие снарядов
  • Замечательные скорость и манёвренность
  • Хорошая проходимость
  • Быстрая перезарядка

Недостатки:

  • Слабое бронирование
  • Плотная компоновка

Историческая справка

В январе 1934 года, Управление вооружений военного ведомства германии, провело конкурс проектов нового среднего танка. В конкурсе приняли участие "Крупп", "МАН", "Даймлер-Бенц" и "Рейнметалл". Конкурс выиграл проект фирмы "Крупп", под обозначением VK 2001(K). Новый танк задумывался немецким командованием как танк поддержки атакующих сил, его основной задачей было подавление огневых точек противника, в основном таких как пулемётные гнёзда и расчеты противотанковых орудий, а также борьба с легкобронированной бронетехникой противника. По своей конструкции и компоновке танк был выполнен в классическом немецком стиле - с расположением отделения управления и трансмиссии в передней части, боевого отделения в середине и моторного отделения в задней части корпуса. Вооружался танк короткоствольным 75-мм орудием. Изначально, соблюдая конспирацию от запретов Версальского договора, новая машина обозначалась как Bataillonsführerwagen или B.W., что в переводе означало "машина командира батальона", позже танк получил своё окончательное обозначение - Pz.Kpfw. IV (Panzerkampfwagen IV) или Sd.Kfz. 161, в советских и отечественных источниках Т-4 или T-IV.

Первая модификация танка Pz.Kpfw. IV Ausf. A

Первые предсерийные образцы Pz.Kpfw. IV, получившие обозначение Ausf.A, они были выпущены в конце 1936 - начале 1937 года. На момент начала боевых действий Германией, 1 сентября 1939 года, в танковом парке Вермахта насчитывалось всего 211 танков Pz.Kpfw. IV всех модификаций. Хотя в Польской кампании эти машины и не встретили достойных соперников, но и мелкокалиберная противотанковая артиллерия польских войск нанесла серьёзные потери немецким танкам. По этой причине, в срочном порядке, были приняты меры по усилению бронезащиты танков. Французская кампания, где немецкие танковые войска столкнулись с французской и британской бронетехникой только подтвердила то, что Pz.Kpfw. IV всё еще не обладал достаточным бронированием, кроме того, еще и показала то, что короткоствольные 75-мм орудия бессильны против тяжелых британских танков "Матильда". Но окончательный крест на производстве Pz.Kpfw. IV с короткоствольными пушками поставила кампания против СССР, начавшаяся 22 июня 1941 года. Уже в июле того же года, столкнувшись с тяжелыми танками КВ-1 и средними Т-34, немцы осознали что короткие орудия ничего не могут сделать новым советским танкам даже выстрелом в упор.

Pz.Kpfw. IV Ausf. F1 с короткоствольным орудием

По этой причине, в конце осени 1941 года началась спешная разработка нового, длинноствольного 75-мм танкового орудия, которое могло бы успешно противостоять советским Т-34 и КВ-1. Ранее была выдвинута идея об установке 50-мм орудия с длиной ствола в 42 калибра, но опыт войны на Восточном фронте показал что советские 76-мм орудия превосходят немецкие 50-мм по всем показателям. Для установки нового орудия была взята модификация Pz.Kpfw. IV Ausf. F, которая выпускалась с апреля 1941 года и явилась результатом анализа хода боевых действий в Польше и Франции. В отличие от всех предыдущих модификаций, на Ausf. F толщина брони лба башни и корпуса увеличилась до 50 мм, бортов до 30 мм, лобовой лист корпуса стал прямым, одностворчатые дверцы лючков по бортам башни заменили на двустворчатые. Из-за возросшей массы танка и удельного давления на грунт, машина получила новые гусеницы шириной 400 мм, вместо 360 мм, как на всех предыдущих модификациях.

С установкой на танк 75-мм длинноствольного орудия KwK 40 с длиной ствола в 43 калибра, к обозначению танка Pz.Kpfw. IV Ausf. F, в конце, добавились цифры 1 и 2, где цифра 1 - обозначала что машина была с короткоствольным орудием, а 2 - с длинноствольным. Боевая масса танка достигла 23.6 тонны. Производство Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 началось в марте 1942 года и закончилось в июле того же года, уступив путь другим, более совершенным модификациям. За этот период было выпущено 175 машин Ausf. F2 и еще 25 было переоборудовано из F1. С появлением длинноствольных орудий, Pz.Kpfw. IV получил возможность на равных противостоять советским тяжелым и средним танкам, однако это касалось лишь вооружения, по бронезащите машина так и уступала советским Т-34 и, уж тем более, КВ-1. Кроме того, возросший вес машины снижал её скорость и проходимость, а установка длинноствольного орудия увеличивала вес на переднюю часть корпуса что приводило к быстрому износу передних катков и приводило к сильной раскачке танка при резкой остановке и после выстрела.

Медиа

    Pz.Kpfw. IV Ausf. F2

    Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 перед отправкой на фронт

    Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 в музее бронетехники под открытым небом

Обзор PzKpfw IV ausf F2 от BlackCross

Обзор PzKpfw IV ausf F2 от Ezida

Обзор PzKpfw IV ausf F2 от Omero


См. также

  • ссылка на семейство техники;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.
  • тема на оф. форуме игры;
  • страница на Википедии;
  • страница на Aviarmor.net;
  • другая литература.

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

Решение о разработке среднего танка (который также называют танком артиллерийской поддержки) имеющего короткоствольную пушку приняли в январе 34-го года. В следующем году компании Крупп-Грузон, MAN и Рейнметалл-Борзиг представили для испытаний свои прототипы. Армейцам понравился крупповский проект. Машины модификации А были выпущены в 37-м году, модификации В (так называемые установочные партии) – в 1938-м. В течение следующего года построили 134 танка модификации С.

Боевая масса танков 18,4 – 19 тонн, толщина брони до 30 миллиметров, максимальная скорость по шоссе - 40 км/ч, запас хода - 200 километров. В башне устанавливалась пушка калибра 75 мм длиной L/24 (24 калибра) и спаренный с ней пулемет. Еще один размещался справа в лобовом листе корпуса в шаровой установке. По конструкции и компоновке танк в основном повторял средний Pz Kpfw III.

Pz.Kpfw.IV Ausf.B или Ausf.C на учениях. Ноябрь 1943 года

Немецкие средние танки PzKpfw IV Ausf H на учениях по отработке взаимодействия экипажей. Германия, июнь 1944 г.

По состоянию на 1 сентября 1939 года вермахт имел 211 танков Pz Kpfw IV. Танк во время польской кампании показал себя отлично, и его наряду со средним танком Pz Kpfw III утвердили как основной. Его массовое производство развернулось в октябре того же года. Уже в 40-м году было выпущено 278 шт. модификаций D и Е.

В танковых дивизиях Германии к моменту французского вторжения на Западном театре имелось около 280 танков Pz Kpfw IV. Эксплуатация в боевых условиях показала, что броневая защита недостаточная. В результате толщина листов лобовой части была доведена до 60 мм, бортов - до 40 мм, башни - до 50 мм. В результате, боевой вес модификаций Е и F которые выпускались в 40-41 годах увеличился до 22 тонн. Для сохранения удельного давления в приемлемых рамках, была незначительно увеличена ширина гусениц - до 400 миллиметров с 380.

Немецкие «четверки» проигрывали огневые поединки с танками KB и Т-34 советского производства из-за неадекватных характеристик вооружения. Начиная с весны 42-го года на Pz Kpfw IV начали устанавливать 75-миллиметровые длинноствольные пушки (L/43). Начальная скорость подкалиберного снаряда составляла 920 метров в секунду. Так появилась Sd Kfz 161/1 (модификация F2), которая по вооружению превосходила даже Т-34-76. Модификация G выпускалась в 1942-1943 гг., Н – с 43-го и J – с июня 44-го (все модификации кодировались как Sd Kfz 161/2). Последние две модификации оказались самыми совершенными. Толщину лобовых броневых листов увеличили до 80 миллиметров. Мощность пушки увеличилась: длина ствола составляла 48 калибров. Вес увеличился до 25 тыс. кг. Ausf J на одной заправке могли двигаться по шоссе на расстояние до 320 километров. На всех танках с 1943 года стали обязательными 5-миллиметровые экраны, которые защищали борта и башню сзади и сбоку от пуль противотанковых ружей и кумулятивных снарядов.

Pz.Kpfw.IV Ausf.E. Югославия, 1941 год

Pz.Kpfw.IV Ausf.F. Финляндия, 1941 год

Сварной корпус танка по конструкции был прост, хотя и не отличался рациональным наклоном бронелистов. Большое количество люков облегчало доступ к разным механизмам и агрегатам, но при этом снижало прочность корпуса. Перегородки разделяли внутреннее пространство на три отсека. Отделение управления занимало передний отсек, в котором размещались коробки передач: бортовые и общая. В этом же отсеке размещались водитель и радист, оба имели собственные приборы наблюдения. Башня многогранной формы и средний отсек отводились под боевое отделение. Основное вооружение, боеукладка и остальные члены экипажа: заряжающий, наводчик и командир располагались в нем. Вентилирование улучшали люки выполнение по бокам башни, однако они снижали снарядостойкость танка.

В командирской башенке имелось пять смотровых приборов с броневыми заслонками. Также смотровые щели имелись в боковых люках башни и по обе стороны маски пушки. Наводчик имел телескопический прицел. Башня вращалась вручную или при помощи электромотора, вертикальная наводка пушки осуществлялась только вручную. В боекомплект входили дымовые и осколочно-фугасные гранаты, кумулятивные, подкалиберные и бронебойные снаряды.

В моторном отделении (кормовая часть корпуса) размещался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель с водяным охлаждением. В ходовую часть входили восемь обрезиненных опорных катков небольшого диаметра, которые были сблокированных по два. Листовые рессоры являлись упругими элементами подвески.

Pz.Kpfw.IV Ausf.F2. Франция, июль 1942 года

Pz.Kpfw.IV Ausf.H с бортовыми экранами и циммеритовым покрытием. СССР, июль 1944 года

Средний танк Pz Kpfw IV себя зарекомендовал как легкоуправляемая и надежная машина. Однако ее проходимость, особенно у перетяжеленных танков последних выпусков, была довольно плохой. По броневой защите и вооружению он превосходил все подобные производимые в западных странах, кроме некоторых модификаций английских «Комет» и американских М4.

Технические характеристики среднего танка Pz Kpfw IV (Ausf D/Ausf F2/Ausf J):
Год выпуска – 1939 г./1942 г./ 1944 г.;
Боевая масса – 20000 кг/23000 кг/25000 кг;
Экипаж – 5 человек;
Длина по корпусу – 5920 мм/5930 мм/ 5930 мм;
Длина с пушкой вперед – 5920 мм/6630 мм/7020 мм;
Ширина – 2840 мм/2840 мм/2880 мм;
Высота – 2680 мм;
БРОНИРОВАНИЕ:
Толщина броневых листов (угол наклона к вертикали):
Лобовая часть корпуса – 30 мм (12 град.)/50 мм (12 град.)/80 мм (15 град.);
Борта корпуса – 20 мм/30 мм/30 мм;
Лобовая часть башни – 30 мм (10 град.)/50 мм (11 град)/50 мм (10 град);
Днище и крыша корпуса – 10 и 12 мм/10 и 12 мм/10 и 16 мм;
ВООРУЖЕНИЕ:
Марка пушки – KwK37/KwK40/KwK40;
Калибр – 75 мм
Длина ствола – 24 клб./43 клб./48 клб.;
Боекомплект – 80 выстрелов/87 выстрелов/87 выстрелов;
Число пулеметов – 2;
Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект – 2700 патронов/3000 патронов/3150 патронов
ПОДВИЖНОСТЬ:
Тип и марка двигателя - «Майбах» HL120TRM;
Мощность двигателя – 300 л. с./300 л. с./272 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 40 км/ч/40 км/ч/38 км/ч;
Запас топлива – 470 л/470 л/680 л;
Запас хода по шоссе – 200 км/200 км/320 км;
Среднее давление на грунт – 0,75 кг/см2/0,84 кг/см2;0,89 кг/см2.


В засаде


Немецкие пехотинцы у танка PzKpfw IV. Район Вязьмы. Октябрь 1941 года

Согласно положениям Версальского договора, Германии запрещалось строить танки и создавать бронетанковые войска. Однако немцы отнюдь не стремились досконально выполнять пункты соглашения, которое считали для себя унизительным. Поэтому ещё задолго до прихода к власти нацистов германские военные стали активно разрабатывать доктрину применения танковых частей в современной войне. Сложнее было реализовать теоретические наработки на практике, однако немцам удалось и это: широко известно, что на учениях и манёврах в качестве танков использовались макеты, построенные на базе автомобилей или даже велосипедов. А сами танки разрабатывались под видом сельскохозяйственных тракторов и испытывались за рубежом.

После того как власть перешла к нацистам, последовал отказ Германии от соблюдения условий Версальского договора. К этому времени бронетанковая доктрина страны оформилась уже довольно чётко, и дело было, образно говоря, за воплощением панцерваффе в металле.

Первые немецкие серийные танки: Pz.Kpfw I и Pz.Kpfw II — представляли собой машины, которые даже сами немцы воспринимали скорее как переходные к «настоящим» танкам. Pz.Kpfw I вообще считался учебным, хоть ему и довелось принимать участие в боевых действиях на территории Испании, Польши, Франции, Северной Африки и СССР.

В 1936 году в войска поступили первые экземпляры среднего танка Pz.Kpfw. III, вооружённого 37-мм противотанковым орудием и защищённого в лобовой и бортовой проекциях бронёй толщиной 15 мм. Эта боевая машина была уже вполне полноценным танком, соответствовавшим требованиям времени. Вместе с тем из-за небольшого калибра орудия она не могла бороться с укреплёнными огневыми точками и инженерными сооружениями противника.

В 1934 году армия выдала промышленности задание на разработку танка огневой поддержки, который должен был вооружаться 75-мм пушкой, имеющей в боекомплекте фугасные снаряды. Первоначально этот танк разрабатывался в качестве машины командира батальона, откуда и пошло его первое обозначение — BW (Batallionführerwagen). Работы над танком вели три конкурирующие фирмы: Rheinmetall-Borsig, MAN и Krupp AG. Лучшим был признан проект VK 20.01 фирмы «Крупп», однако к серийному производству он не был допущен из-за того, что в конструкции танка использовалась ходовая часть на рессорной подвеске. Военные требовали применения торсионной подвески, которая обеспечивала более плавное движение и лучшую проходимость боевой машины. Инженерам компании «Крупп» удалось достичь компромисса с Управлением вооружений, предложив использовать версию рессорной подвески с восемью сдвоенными опорными катками, практически полностью заимствованную у опытного многобашенного танка Nb.Fz.

Заказ на изготовление нового танка, получившего обозначение Vs.Kfz. 618, компания «Крупп» получила в 1935 году. В апреле 1936 года машину переименовали в Pz.Kpfw IV. Первые образцы «нулевой» серии выпускались на заводах Круппа в Эссене, а осенью 1937 года производство было перенесено в Магдебург, где начался выпуск модификации Ausf. A.

Pz.Kpfw. IV представлял собой машину классической компоновки с двигательным отсеком в задней части корпуса. Трансмиссия располагалась спереди, между рабочими местами механика-водителя и стрелка-радиста. Из-за особенностей компоновки поворотного механизма башня танка была смещена немного влево относительно продольной оси. Ходовая часть с каждого борта состояла из четырёх подрессоренных тележек с четырьмя катками на каждой из них. Ведущее колесо находилось спереди. Отметим, что на протяжении всей истории существования Pz.Kpfw IV в конструкцию ходовой части не вносилось существенных изменений.

Первая модификация машины, Pz.Kpfw. IV Ausf.A, оснащалась карбюраторным двигателем Maybach HL108TR мощностью 250 л. с., расположенным ближе к правой части корпуса.

Бронирование корпуса модификации «А» составляло 20 мм в лобовой проекции и 15 мм в бортовой и кормовой проекциях. Толщина брони башни составляла 30 мм в лобовой части, 20 мм в бортовой и 10 мм в кормовой части. Командирская башенка характерной цилиндрической формы находилась в корме башни посередине. Для наблюдения она была оснащена шестью смотровыми щелями, прикрытыми бронированным стеклом.

Pz.Kpfw. IV Ausf.A вооружался 75-мм короткоствольной пушкой KwK 37 L|24 и двумя пулемётами MG34 калибра 7,92 мм: спаренным с пушкой и курсовым, расположенным в шаровой установке в лобовом бронелисте корпуса. Сам бронелист имел изломанную форму. Наличие этого пулемёта, наряду с цилиндрической командирской башенкой, — отличительная черта первой модификации Pz.Kpfw. IV. Всего до июня 1938 года было выпущено 35 машин серии «А».

Pz.Kpfw. IV было суждено стать основной машиной немецких бронетанковых войск. Его последняя модификация производилась с июня 1944 по март 1945 года. Объём статьи не позволяет остановиться подробно на каждом изменении конструкции данного танка, поэтому вкратце рассмотрим основные модернизации и доработки, которые проводились немецкими инженерами на протяжении долгого пути «четвёрки».

В мае 1938 года начался выпуск версии Pz.Kpfw. IV Ausf.B. Главное её отличие от предыдущей версии заключалось в применении прямой бронеплиты в лобовой части корпуса и устранении курсового пулемёта. Вместо него в корпусе появилась дополнительная смотровая щель радиста и амбразура, через которую он мог вести огонь из личного оружия. Смотровые щели командирской башенки получили бронированные заслонки. Вместо 5-скоростной коробки передач стала применяться 6-скоростная. Поменялся и двигатель: теперь на Pz.Kpfw. IV начали устанавливать мотор Maybach HL120TR мощностью 300 л. с. Было усилено бронирование корпуса, и теперь в лобовой проекции корпуса и башни «четвёрка» была защищена 30 миллиметрами стали. Лобовая броня башни была несколько тоньше, её толщина составляла 25 мм. До октября 1938 года успели построить 42 машины данной модификации.

Серия Pz.Kpfw. IV Ausf.C получила новый двигатель Maybach HL120TRM. Этот двигатель, как и предыдущий, имел мощность 300 л. с. и устанавливался на все последующие модификации Pz IV. Модификация «С» выпускалась с апреля 1938 по август 1939 года. Следом за ней на конвейеры вышла серия «D», на которой снова начали использовать лобовую бронеплиту ломаной формы с курсовым пулемётом. С 1940 года лобовая броня Ausf.D усиливалась дополнительным 30-мм листом. В 1941 году на некоторые машины этой серии устанавливалась 50-мм пушка. Pz.Kpfw. IV Ausf.D строился в том числе в тропической модификации.

В танках серии «Е», производившихся с апреля 1940 года до апреля 1941-го, конструкторы продолжали наращивать броню. 30-мм лобовую броню корпуса дополнительно усилили плитой такой же толщины. Курсовой пулемёт теперь монтировался в шаровой установке. Незначительные изменения претерпела и форма башни.

Последней модификацией «четвёрки» с короткоствольной 75-мм пушкой стала версия «F». Теперь лобовая броня машины достигала 50 мм на корпусе и 30 мм на башне. С 1942 года танки серии Ausf.F начали оснащаться длинноствольной пушкой KwK 40 L/43 калибра 75 мм. В такой версии машина получила обозначение Pz.Kpfw. IV Ausf.F2.

С марта 1942 года начался выпуск модификации Pz.Kpfw. IV Ausf.G. Она не имела больших отличий от предыдущей версии танка. В поздних машинах этой серии применялись более широкие «восточные» гусеницы, дополнительная лобовая броня и бортовые экраны. Около 400 последних «четвёрок» серии «G» были вооружены 75-мм пушкой KwK 40 L/43, а с февраля 1943 года их стали оснащать пушкой 75 мм KwK 40 L/48. На базе Pz.Kpfw. IV Ausf.G был разработан прототип самоходного орудия Hummel.

С июня 1942 года начались работы над Pz.Kpfw. IV Ausf.H. Лобовая броня этого танка достигала 80 мм. По бортам устанавливались бронированные экраны толщиной 5 мм. На командирской башенке размещалась зенитная турель для 7,92-мм пулемёта. На танк наносилось покрытие из циммерита — материала, который затруднял закрепление на корпусе магнитных мин. В качестве основного вооружения на Pz.Kpfw. IV Ausf.H использовалась 75-мм пушка KwK 40 L/48.

С февраля 1944 года начался выпуск последней модификации «четвёрки» — Pz.Kpfw. IV Ausf.J. В этом танке отсутствовал мотор вращения башни, а поворотный механизм приводился в действие вручную. Была упрощена конструкция поддерживающих и опорных катков. Из-за установки экранов были убраны бортовые смотровые щели, ставшие бесполезными. Машины разных серий имели незначительные различия во внутреннем оборудовании.

В целом исследователи заслуженно считают Pz.Kpfw. IV наиболее универсальным немецким танком Второй мировой войны. Конструкторы заложили в него потенциал модернизации, достаточный для того, чтобы танк смог оставаться полноценной боевой единицей на протяжении всего периода своего существования. Об этом свидетельствует, помимо всего прочего, и то, что на вооружении ряда стран этот танк состоял вплоть до 60-х годов ХХ века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: