Забота о потомстве таблица. Значение заботы о потомстве. Как животные ухаживают за потомством

Всем нам привычно видеть маму с коляской, или с ребенком на руках. В каждой стране детей носят по-разному: в руках, в специальном рюкзаке - «кенгурушке», в люльке, просто в ткани за плечами, или на груди - «слинге», на плечах (характерно для отца). А как же носят животные своих малышей в дикой природе?
У животных после рождения обязательно возникает определенная необходимость куда-то перенести свое, еще совсем беспомощное потомство. У обезьянок, например, достаточно развит хватательный рефлекс, поэтому они с рождения цепляются руками за материнскую шерсть, надежно свисая. Мать при этом может спокойно лазить, и даже прыгать по деревьям, не причиняя малышу неприятностей. За это время малыши успевают научиться всем тонкостям добывания пищи, избавлению от врагов, усваивая социальные законы жизни. Опоссумы еще больше превзошли обезьян, у них не одно, а несколько детенышей, которые облепляют мать со всех сторон, держась за шерсть, и никого она не теряет.
Об австралийских кенгуру знают все, их вынашивают в специальной сумке, где миниатюрный детеныш размером с крупную фасоль, вырастает до нормальных размеров. Сначала малыш висит на соске, крепко присосавшись, со временем начинает выглядеть из сумки, а уже позже выпрыгивает. То есть кенгурята до двух лет могут находиться в материнском «кармане», причем бывают случаи, что в сумке может находиться 1-2 летний ребенок и на соске висеть только что родившейся малыш.
Маленькие бегемотики спокойно «ездят» в воде на спине матери. Слонихи, хотя и довольно редко, но поднимают своих детей на бивнях и переносят на другое место.
Мыши, землеройки спасают свое многочисленное потомство, размещая в виде «поезда»: один малыш хватает зубами шерсть матери выше хвоста, второй берет так третьего, тот следующего и так до последнего. Таким образом, все семья перемещается вместе. Крысы еще лучше приспособлены к изменениям места пребывания: если крысята более или менее взрослые, они идут друг за другом, держась за хвосты, но если дети совсем крошечные, то транспортирует их на хвосте, нанизывая их словно бусинки.
Крокодилы, дождавшись вылупления своего потомства, которое подает голос из песка, помогают им выбраться, разрывают песок и относят в воду в своей страшной пасти, практически между зубами. Причем ни один малыш от этого не страдает. Некоторые земноводные также могут вынашивать икру, головастиков и маленьких лягушат у себя на спине.
Интересные истории сообщают естествоиспытатели о черепах: потомство крокодилов и черепах выводится в одинаковых условиях, их яйца откладываются в песок и малыши вылупляются одинаково. Поэтому крокодилы могут переносить вместе со своими малышами и черепашек, подавляя при этом свою жестокость и агрессию, то есть в данной ситуации материнский инстинкт доминирует.
Транспортировка в зубах - самый распространенный способ у многих животных . Наблюдая за зверями, можно четко увидеть, что они берут малышей именно за холку, которое является достаточно уязвимым местом. Родители могут крепко сжимать зубами кожу, но никогда не наносят ни вреда, ни ранений, ни увечий. Внимательно присмотревшись к домашним любимцам - кошек и собак - это можно увидеть часто. Кошки в основном, отличные матери. Они достаточно долго кормят своих котят грудным молоком, пока малыш не повзрослеет и не сможет самостоятельно питаться более взрослой пищей. Чтобы котенок получал достаточно витамин и энергии, необходимо выбрать качественный корм. Лучший вариант корм royal canin для кошек , и ваш котенок будет всегда энергичным, веселым и здоровым.
Мать-ведмедиха не балует своего малыша переносами, чаще медвежонок бежит за взрослыми, переворачивается клубком, преодолевая препятствия, но когда грозит настоящая опасность или препятствие, мать берет его в зубы и переносит в безопасное место. Бывают случаи, что даже ежиха в зубах переносит малышей на сухое место, если их нора залита водой.
Волки , почувствовав опасность, быстро, с лихорадочной скоростью, переносят в зубах своих щенков в запасную нору. Но в течение эволюции сложилась другая мысль о волках: охотники сообщают, что волчица не подаст даже голоса, а не то, что будет бросаться на людей, которые забирают ее волчат в мешок. Слишком боятся они человека.
Копытные животные путешествуют с детьми на дальние расстояния, держа их между своими телами, чувствуя их бока рядом с собой. Лоси становятся слишком агрессивными, когда люди приближаются к ним в то время, когда малыш еще на достаточно тонких неустойчивых ногах, находится рядом. У слонов, хотя на вид дети и большие, но совершенно бесполезны, им даже и личный хобот мешает, поэтому находиться сбоку у матери безопаснее. Часто малыш прячется к взрослым слонам под живот, а они своими крепкими хоботами поддерживают их при необходимости.
Об интересных родственниках наших свиней - бородавочников пишут, что те воспитывают в своих малышах свойство выворачиваться еще от рождения: имея большие клыки, в тесной норе мать никогда не заботится о том, чтобы не поранить ими детей, они должны сами уметь увертываться от опасности, поэтому тот кто выжил, сможет жить дальше. По статистике в дикой природе смертность потомства достаточно велика. Зато, научившись премудростям выживания с детства, животное имеет шансы прожить столько, сколько дано.
Некоторые птицы могут переносить в клюве не только птенцов, но и яйца. Некоторые переносят под крыльями. Водоплавающие «катают» малышей на спине, так как они уже сразу после вылупления готовы к жизни: обсохли и в путь. Странное зрелище можно увидеть, как утята бегут за уткой прямо по воде, хотя сил имеют совсем немного. Но когда наступит усталость забираются на спину и прячутся в маминых перьях. То же самое можно наблюдать у лебедей. На материнской спине они не только отдыхают и греются, но и чувствуют себя в безопасности. Не каждый хищник захочет добраться до плавающих посреди водоема птиц с птенцами на спине. На суше лебеди также могут дать отпор, удары крыльев достаточно сильный и может убить даже лису.
Невероятно, но некоторые птицы переносят своих малышей в лапках. Например, таким способом это делает лесной кулик. При опасности он хватает птенцов в лапы и летит подальше от нее, делая в полете даже зигзагообразные движения. А тетерева, глухари нужным сигналом заставляют птенцов прятаться, или незаметно перемещаться в сторону матери.
Ученые считают, что птенец, который выпал из гнезда, мало волнует его родителей. Наблюдение за цаплями доказательство. Когда птенец цапли, шатаясь в гнезде над водой, вдруг падает, мать его не поднимает, хотя имея длинный клюв это сделать достаточно легко, видимо считают, «что упало, то пропало». Но орнитологи думают иначе: это естественный отбор, если нет цепкости, значит не совсем жизнеспособен.
В отличие от цапель, почти все птицы и другие животные, рискуя жизнью стараются любой ценой спасти свое потомство: отвлекают от хищников, мастерят по несколько гнезд, одно из которых ложное, притворяются сами больными и ранеными, хватают в зубы, поднимают страшный шум и гам. Ведь забота о потомстве - одна из главных забот в жизни.
Конечно, для некоторых групп организмов заботы о потомстве не существует. Во-первых, у рыб , так как количество репродуктивного материала в них достаточно велика, и их род процветает на протяжении миллионов лет. Хотя у некоторых из них можно встретить опеку:
- у лосося, который откладывает икру в благоприятных условиях, мигрируя к местам нереста на значительные расстояния, после чего погибает, удобряя собой среду для мальков;
- рыба колюшка мечет мало икры, где-то 50-70 штук, мастеря растительное гнездо на дне водоема, а после появления малышей - охраняет его от врагов;
- морской конек прячет своих мальков в сумку на животе.
Итак, в многогранном животном мире мать готова рисковать и жертвовать жизнью ради своего потомства. Это самый главный закон природы.

Действия животных, обеспечивающие лучшие условия выживания и развития потомства. При наружном оплодотворении родительские особи находят подходящие условия (состав воды, листья растений, других особей у паразитов и т.п.). При внутреннем оплодотворении материнская особь, в теле которой некоторое время развиваются оплодотворенные яйцеклетки, модифицирует свое поведение, преобразуя окружающую среду.
Превентивная забота о потомстве - это забота о подготовке и поддержании условий для развития яйцеклеток и потомства, предусматривающая изменение среды, которая включает все формы построения гнезд, охраны территории, гнезда и потомства, поддержание условий инкубации (аэрирование воды около кладки икры дискусами, поддержание температуры и влажности для яиц у некоторых пресмыкающихся, насиживание яиц у птиц, запасание корма для личинок некоторыми насекомыми и т.п.).
Более совершенная форма заботы о потомстве включают пассивный и активный уход за детёнышами в контакте с ними. В первом случае взрослые особи носят с собой яйца или молодых животных в специальных углублениях на коже, в складках, сумках, иногда при этом молодые животные питаются выделениями материнской особи (отдельные виды иглокожих, ракообразных, моллюсков, скорпионов, пауков, рыб (морской конёк, морская игла), земноводных (жаба-повитуха, пипа), низших млекопитающих (ехидны, сумчатые)). При активном уходе взрослые особи устраивают убежище, кормят, обогревают, защищают детёнышей, очищают их тело. Кроме того, многие птицы и млекопитающие обучают потомство находить пищу, распознавать врагов и т. д. Родители не только играют с детенышами, но и позволяют участвовать в своей собственной деятельности, терпеливо относясь к недостаточно эффективным действиям своего потомства. Это относится к участию детенышей в гнездостроении (у человекообразных обезьян), в охоте у хищных, обработке пищевых объектов и т. п.
Развитие забота о потомстве в процессе эволюции повышает выживаемость потомства и делает излишней чрезмерную плодовитость. Вместе с тем возрастающая забота о потомстве влечёт за собой растущее противоречие между потребностями родительской особи и её потомства.
Это противоречие частично разрешается в форме инфантицида. Родителей могут выделять яйцеклетки или детенышей из окружающей среды в качестве пищевых объектов. Сохранность потомства от родителей прежде всего обеспечивается самими условиями оплодотворения или рождения, когда яйцеклетки уносятся течением, падают на дно или другим образом оказываются вне досягаемости для.
Инфантицид наблюдается и в тех случаях, когда потомство ограничивает свободу действий родителей. Так, размножение гиеновых собак приурочено к периоду относительной оседлости копытных в сезон дождей. За это время самки стаи должны успеть родить и выкормить потомство. К началу миграций копытных щенки уже могут следовать за стаей. «Запоздавшие» с родами самки не могут следовать со стаей. Их детеныши съедаются другими особями на глазах у матерей, которые никак не защищают свое потомство, уходят со стаей и успешно размножаются в следующий сезон.
Родовой стресс может вести к тому, что некоторые матери не будут проявлять интерес к новорожденному. С другой стороны, мать может больше заботиться о чужих детенышах, если стимуляция от них сильнее, чем от своих (явление гиперстимуляции). На этом основано поведение птенцов кукушки, которые намного «ярче» по этим признакам, чем собственные птенцы выкармливающих птиц. В многоплодных пометах родители больше внимания уделяют детенышам с более выраженным младенческим поведением (такое поведение интенсивней у более крупных и раньше вылупившихся или рожденных детенышей).
Отношение к детенышам и материнское поведение возможно не только у самой матери, но и нерожающих самок. У некоторых гиен детенышей рожает только доминирующая самка в стае, а остальные обеспечивают пищей, ласкают детенышей и играют с ними, сообща воспитывая потомство. Такие формы помощи хорошо развиты у приматов, наблюдаются у некоторых видов
соек, где на гнездовой территории живут родительская пара и некоторые из их потомков, не размножающиеся, но участвующие в выкармливании потомства
Так, птенцы чаек из двух-трех выводков дружественных самок объединяются в детские ясли - группу под контролем одной или нескольких самок-матерей с участием помощников-тетушек. К последним относят особей, которые не смогли реализовать свой репродуктивный потенциал: неразмножающиеся молодые самки и неполовозрелые самцы, близкие знакомые, ближайшие или отдаленные родичи размножающейся пары, дети старшего возраста, племянники, а также сателлиты.
Подросших детенышей отделяют на площадки молодняка, так как в драках и передвижениях взрослых животных детеныши могут погибнуть. На площадках молодняка действуют школы - группы молодых особей, осваивающих необходимые навыки под наблюдением взрослых особей.
На рекреационных площадках предпочтение знакомых сверстников своего пола сильнее выражено у самцов, чем самок. Взаимное предпочтение сильнее выражено в рамках пола, чем между полами. На основе сверстничества впоследствии возникают альянсы - устойчивые продолжительные персонифицированные связи на дружеской основе 2-3 взрослых животных одного пола (редко разного пола).
Устойчивые скопления молодых неполовозрелых особей, способных самостоятельно кормиться (молодежные банды), вытесняются сообществом с целью поддержания стабильной численности и для сохранения сложившейся иерархии. Молодежные банды нападают на иерархов, спариваются с их самками.
У многих видов птиц подросший птенец, приобретая облик взрослой особи, начинает «раздражать» своих родителей, т. е. одним своим видом стимулирует их агрессивность. Потомок может некоторое время избегать нападений родителей с помощью инфантильного поведения, принимая позу подчинения. Но родители все равно теряют интерес к потомству, когда оно становится само способно следить за собой.

Встреча 44. КАК ЗВЕРИ ЗАБОТЯТСЯ О СВОЕМ ПОТОМСТВЕ?

Цель : рассказать учащимся о размножении зверей и уход за потомством; способствовать развитию речи, логического мышления; воспитывать любовь к животным.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

В чем проявляются особенности зверей по сравнению с другими животными?

К какой группе животных относятся люди?

Формы передвижения характерны для наземных и водяных зверей?

Какое значение в жизни зверей имеет лес?

Докажите, что животные - самые развитые среди животных.

III . СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Сегодня на уроке вы узнаете больше о размножении зверей и уход за потомством.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику (с. 117-118)

Вспомните! Как звери приспособились к жизни в разных природных условиях?

Что рассказал Мудрый Лесовичок о размножении зверей?

Какие периоды в жизни зверей можно выделить в течение года?

Какие важнейшие из них?

Расскажите, как звери готовят укрытия для своих будущих малышей.

Признак для всех зверей является общей?

Рассмотрите фотографии нас. 117 и 118. Расскажите, что на них изображено.

Звери рождают детей, вскармливают их молоком. Вспомните, как заботятся о своих детенышей ваши кошка или собака, как они оберегают свое потомство. У многих зверей молодняк длительное время остается с родителями, перенимает их опыт. Благодаря этому детеныши учатся выживать в природе.

Выводы

Звери выкармливают своих малышей молоком и заботятся о своем потомстве. Этим они существенно отличаются от других животных.

Самым важным периодом в жизни зверей есть период размножения и заботы о потомстве.

2. Физкультминутка

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Интересно знать!

Как звери общаются между собой? Для общения животные используют различные сигналы. Они издают звуки, которыми предупреждают об опасности. Например, когда обезьяна увидит леопарда, подкрадывающегося к стае, она начинает вопить, и остальные обезьяны убегают от опасности.

Звери подают сигнал тревоги с помощью цветных пятен. Когда олень чувствует опасность, он настораживается и поднимает хвост. Под хвостом у него есть большое ярко-белое пятно - «зеркало». Ее сразу замечают остальные оленей и готовятся к встрече с врагом.

2. Исследовательский практикум

Как животные заботятся о своем потомстве?

Большинство животных-родителей беспокоятся о своем потомстве. Например, у некоторых птиц птенцы появляются на свет голыми и беспомощными. Они быстро растут, а потому им нужно много еды. Нелегко приходится птицам - родителям. Скворцы, например, приносят птенцам корм (насекомых) 300 раз на день, синицы - 400 раз. Впоследствии птенцы покидают гнездо. Хотя они уже покрыты перьями, однако еще плохо летают. Не могут самостоятельно питаться. Родители все это время кормят своих птенцов и защищают от врагов, даже пытаются отгонять от птенцов кошек или собак.

Животные заботятся о своем потомстве по-разному: вылизывают, оберегают, учат ходить, летать или плавать, защищаться, кормят молоком, а потом показывают съедобные растения, учат охотиться. Обычно о детях заботится мама, но бывают и исключения. Животные заранее выбирают территорию, тщательно охраняют и готовят укрытия для будущего потомства - гнезда, норы, берлога.

Новорожденные детеныши прежде всего нуждаются в пище. Самки млекопитающих выкармливают своих детенышей молоком. Птицы в течение нескольких недель много раз на день должны вкладывать в клювики вечно голодных птенцов корма.

Новорожденные детеныши также нуждаются в тепле. Птицы несколько дней согревают своих птенцов, пока те не покроются пухом. Однако птенцы выводковых птиц (фазаны, куры и др.) появляются на свет хорошо развитыми и сразу же покидают гнездо, повсюду следуя за матерью.

Детеныши копытных рождаются вполне развитыми и способными самостоятельно передвигаться. Матери тщательно их вылизывают и подталкивают носом, побуждая подняться на ноги - иначе малыши могут стать легкой добычей хищников.

Детеныши сумчатых животных появляются на свет, когда у них хорошо развиты только передние конечности и рот. Дальнейшее развитие происходит в сумке матери.

Хищники обычно живут несколько месяцев вместе, за это время они учат малышей всему, что необходимо им для жизни: охота, погоня, маскировка, нападение, разделка пойманной туши и т. др.

Королевские пингвины по очереди заботятся о малыше. Самка откладывает одно яйцо и передает его самцу, который и высиживает его. Самка в это время запасается пищей. Мать возвращается, когда малыш вылупился, а отец отправляется есть. Малыша учат запасать жир, плавать, кататься на животике и ходить, опираясь на хвост.

Медвежата живут с матерью 2-3 года, вместе со старшими медвежатами.

Слоны и некоторые виды обезьян живут с детенышами около 8-10 лет. В воспитании потомства принимают участие почти все взрослые члены группы: старшие братья, сестры, самки без собственных детей. Они следят за малышами, кормят, ухаживают их, играют с ними.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

Составьте рассказ о жизни какого-нибудь зверя на выбор, за жизнью которого вы имеете возможность наблюдать, самостоятельно.

Проект «Обустраиваем нашу планету»

- Подумайте: как можно защитить зверей на нашей планете.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Как животные заботятся о своем потомстве Вы узнаете в этой статье.

Как животные ухаживают за потомством?

Забота о потомстве — один из основных инстинктов, присущий современной фауне. Это обеспечивает продуктивное развитие для продолжения рода.

Основным важным правилом ухода является процесс кормления. Как и все остальные, малыши нуждаются в правильном питании. Бля большинства это материнское молоко. Именно с молоком детеныши впитывают любовь, инстинкты, навыки своих родителей. Одни матери кормят потомство стоя, другие — лежа. Однако это не принципиально. Главное — молодой организм получает все питательные вещества.

Домашний уют и чистота — еще одно правило правильного воспитания потомства. Такая привычка, наверное, присуща всем млекопитающим без исключения. Как правило, мать берет каждого малыша и тщательно чистит, выдергивает грязь или лишнюю шерсть, выбирает блох. Например, кролики имеют привычку выщипывать на животе пух и утеплять им норку. Это позволяет малышам не замерзнуть в морозы. Но если родителей нет рядом, то почти все детеныши собираются в кучку, чтобы сохранить внутреннее тепло.

Ну и, конечно, защита от врагов. Не все млекопитающие или птицы имеют грозную внешность. Некоторые из них до последнего борются чтобы спасти будущее поколение. И с помощью родительских инстинктов это сделать значительно проще.

В общении с малышами люди и животные очень похожи. Вот как выглядит забота о маленьких в животном мире. Слонихи могут усыновить чужого слоненка, о котором не заботится собственная мать. Недаром существует мультфильм о мамонтенке, за которым придет мама.
Чем больше и крупнее животное, тем больше внимания и заботы уделяется детенышу. Животные, которые рожают чаще и большее количество детенышей, уделяют куда меньше внимания потомству. Здесь качество компенсируется количеством. И если умрут 2-3 членов потомства, остальные выживут, и популяция будет поддерживаться.
Львы сопровождают львенка на прогулке.
В жару в молоко самки бегемота выделяется защитный пигмент, и мама кормит малыша красноватым молоком.
Поскольку детеныши рождаются голенькими, мама-белка заботливо кутает их мхом, когда убегает из гнезда.
Самки броненосцев могут заморозить беременность, если условия неблагоприятные, и родить малыша через два года. А еще самки броненосцев рожают только детенышей одного пола. Начала рожать самок, и будет их рожать. А другая самка будет рожать только самцов.

Детеныши выдры рождаются слепыми. Мать кормит их в течение нескольких месяцев: сперва своим молоком, потом ловит им рыбу, спустя какое-то время детеныши уже могут заботиться сами о себе.
Голуби, хотя о них говорят очень много хорошего, достаточно разные по поведению существа. У них очень разные характеры. Один самец будет помогать своей самке кормить малышей. А другой их заклюет. Совсем как люди.
Спустя час родившийся детеныш жирафа уже прочно стоит на ногах, а спустя шесть часов после рождения уже бегает и может есть траву.
Некоторые виды крокодилов возят своим детенышей во рту или на голове самки, а то ретивые папаши могут их скушать.
Лебедицы прекрасные матери. Практически постоянно они посматривают: все ли хорошо у их малышей, вычесывают им клювом перышки, заботливо катают под крылом.
Папа-лис помогает семье кормиться. Лисы растят от 3 до 13 детенышей, все зависит от кормовой базы. Если год урожайный, то лисы рожают чаще и больше лисят.
Обучение навыкам жизни происходит в форме игры. В этом смысле львы достаточно уникальные животные.
Медвежата рождаются слепыми и глухими, через несколько дней начинают видеть, слышать, кушают траву, кузнечиков, основной корм приносит мать, а помогают растить старшие дети, пестуны.
Через 3-4 года пестуны подрастают, малыши сами становятся пестунами. Отец-медведь в воспитании потомства не участвует.
В хороший год самка мыши-полевки приносит до 8 пометов, в каждом из которых 10-15 детенышей.
У самки виргинского опоссума рождается до 25 малышей. А сосков всего десять. Выживают самые нахрапистые и голодные детишки.
Когда в семействе пингвинов появляется яйцо, самки уходят в море на 3-4 месяца, а яйцо высиживает папа.
Суслики выводят по 6-8 детенышей. Во время весеннего гона первыми просыпаются самцы, начинают свистеть, будят самок. А те кричат хриплыми протяжными голосами. Цапли нерадивые мамаши: когда прилетает коршун, они могут позволить ему унести цыпленка, даже не сопротивляясь. К тому же цапли достаточно пакостливые птицы: только и ждут момента, чтобы разорить гнездо соседки или разворошить траву, где спят чужие птенцы. А такие красивые, казалось бы!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: