Ребенку нравится учитель что делать. Отношения с учителем: как наладить. "Курощение" Марьи Петровны

Школа - второй дом, поэтому хочется, чтобы там было тепло и уютно, чтобы отношения с одноклассниками и учителями были хорошими и добрыми. Однако с учителями такие отношения наладить получается далеко не всегда. Отсюда нехорошие последствия - плохая успеваемость, дурное настроение, нежелание ходить в школу и так далее… Что же делать, если не нравится учитель?

Причины недовольства педагогом и варианты решения проблемы

Для начала нужно разобраться, почему может не удовлетворять поведение того или иного учителя. Таких причин, конечно же, несколько. Например, учитель попросту может невзлюбить вашего ребенка, также он может кричать во время урока, плохо объяснять учебный материал и придираться. Рассмотрим каждую причину и борьбу с ней отдельно.

Если ваш ребенок не попал в список любимчиков учителя. В таком случае нужно понимать, что всем детям хочется, чтобы их очень любил учитель, но такое сложно себе представить. Фавориты есть, пожалуй, у каждого учителя, однако настоящий профессионал не будет показывать свои чувства и должен ко всем относиться одинаково.

Если вы знаете, что учитель обделяет вашего ребенка вниманием, а других детей хвалит и балует, поговорите с ним, вежливо и спокойно. Если выяснится, что учитель действует безосновательно, мягко объясните ему, что ему нужно уделять внимание одинаково всем ученикам.

Если учитель во время урока кричит. Здесь важно различать, когда учитель просто повышает голос с целью, чтобы его слышали все ученики, и когда он теряет самообладание и действительно начинает кричать. В последнем случае о настоящем комфорте в классе невозможно говорить.

Обычно таких несдержанных учителей дети боятся. В таком случае полезно поговорить на эту тему с другими родителями и узнать, замечали ли они такие вещи. Может быть, их дети тоже рассказывают о таком неадекватном поведении учителя.

Если информация действительно основана на фактах, то с этими фактами стоит подойти к завучу. Расскажите ему о сложившейся ситуации , скажите, что вам это очень не нравится. Не стоит успокаиваться в том случае, если вам скажут, что ранее такой проблемы не возникало.

Настаивайте на том, что такая ситуация сложилась в данный момент и на это есть доказательства. Однако помните, что разговаривать нужно вежливо и ни в коем разе самим не повышать голос.

Если учитель придирается, было бы полезно понять, почему он это делает. Возможно, он просто хочет помочь ребенку быть более активным, так как видит его потенциал. Также таким образом учитель, возможно, хочет привлечь внимание ребенка , когда тот отвлекается.

В любом случае стоит поразмышлять над поведением как учителя, так и ребенка. Это ваш ребенок, и вы знаете его лучше остальных людей. Если учитель придирается из лучших побуждений, поговорите со своим ребенком мягко.

Если материал плохо объясняется учителем . Тут тоже стоит поразмышлять над двумя вариантами: сам ребенок не внимателен на уроках, или же на самом деле учитель плохо объясняет материал. Здесь также желательно поговорить у родителями других учеников.

Возможно, их дети тоже жаловались на то, что не знают, как выполнить домашнее задание, когда, куда и что приносить и так далее. Если такого не происходит, учитель , возможно не виноват. Вполне возможно, что у вашего ребенка хорошая фантазия и он не хочет выполнять инструкции учителя. Это стоит выяснить прежде, чем вы хотите поговорить с учителем.

Для первоклассника и его родителей 1-е сентября является настоящим праздником. Ведь это знакомство со школой, которое предшествует будущим школьным волнениям, радостям и переживаниям. Но основной вопрос – это взаимоотношения ученика с первым учителем. Так, что делать, если ребенку не нравится учитель, первый класс? Нужно ли в таком случае срочно переводить свое чадо в другой класс и что на этот счет думают психологи?

Ребенку не нравится учитель в первом классе

Конечно, в начальной школе ребенок оказывается в ситуации тотальной оценки. Неудивительно, что первый учитель для него будет очень значимым человеком. На самом деле, если вдуматься, то раньше ребенка только хвалили за все, что можно. Но с этого момента его начинают сравнивать и оценивать, к примеру, стих можно рассказать хуже или лучше одноклассника и т.п. И оценивает малыша именно учитель. Неудивительно, что его мнение считается истиной в последней инстанции, да и сам учитель становится беспрекословным авторитетом. Поэтому в зависимости от того, какие отношения сложатся между учеником и учителем, можно будет предопределять детскую самооценку, а также отношение к школе.

В случае, когда сам ребенок чувствует поддержку от своего первого учителя, у него появится невероятно мощный задел на будущее. И, наоборот, в случае неприятия со стороны учителя, у него падает самооценка, а выправить ее потом крайне непросто. Поэтому если малыш начнет цитировать нечто негативное, сказанное о нем учителем, на это нужно обратить особое внимание.

Так, как же должны строиться отношения между учителем и учеником, чтобы не произошла ситуация, когда ребенку не нравится учитель, первый класс? Родители должны способствовать их правильному формированию. Делается это, к примеру, в ходе личного разговора с педагогом. Ведь он может видеть в ребенке, как недостатки, так и сильные стороны. В том случае, когда учитель не говорит о ребенке совсем ничего хорошего, это тревожный знак. Ведь первоклашка остро нуждается в поддержке, похвале, одобрении. И задача учителя обеспечить ему это, без напоминания со стороны родителей.

Если ребенку посчастливилось попасть к настоящему профессионалу, то родители непременно заметят, что он прилагает максимум усилий для повышения самооценки учеников.

Если ребенку не нравится учитель, первый класс, да и сам педагог не в восторге от ребенка, не стоит сразу же пускаться на поиски новой школы. Лишь если период адаптации малыша затянулся, а ситуация остается неизменной на протяжении нескольких месяцев, когда учитель постоянно недоволен своим учеником, действительно нужно срочно менять учителя. Ведь в этом случае повышается риск травмирования нежной детской психики, что перевешивает, как хорошие отношения с одноклассниками, так и возможность обучения по той или иной программе.

Навыки продаж для помощи ребенку в школе

Дано: ребенок не любит учителя математики. Вдвойне страдает, что с этого года она будет их классным руководителем. Считает, что в математике ничего не понимает. Всячески демонстрирует отношение, закатывая глаза, сползая со стула, тяжело вздыхая. Экзамен сдала плохо. Ответила неправильно даже на те вопросы, которые по идее знает.

Мое видение - это заявка нам «я отказываюсь». При этом сам предмет ей интересен. И когда с ней посидишь, если хватит терпения пройти первые полчаса сползания под стол и «я не понимаю», включается и понимает. Когда что-то получается - радуется. Про обстановку на уроке говорит, что скучно и слишком быстро. На предложение перевестись в более медленную группу реагирует болезненно. Говорит, что хочет быть успешной.

Дано: я много лет была в продажах и смежных областях. Вижу однозначное применение всех навыков в любом разговоре. Вообще для меня продажи - это про любую ситуацию, когда нужно кого-то убедить. Продать инвесторам свою идею, продать команде свое видение, продать детям необходимость вовремя ложится спать, продать мужу веру в себя. Если вас передергивает от слова «продажи», то это проблемы восприятия.

Самый прямой и простой алгоритм продажи любого своего мнения любому человеку:

  1. Представиться и поблагодарить за возможность.
  2. Выстроить раппорт и уравнять статус. Согласно исследованиям, человек считывает социальный статус несознательно, и потерю своего социального статуса переживает и защищает, равно как и потерю моего социального статуса считывает как слабость и перестает доверять. Поэтому важно, чтобы никто не был сверху.
  3. Послушать. Послушать, задавая хорошие вопросы.
  4. Согласиться.
  5. Представить свою идею так, чтобы она резонировала с узнанным в части 3. Та же лексика, отсылка к тем же проблемам. Слушаем, соглашаемся, подхватываем и развиваем в нужную сторону.
  6. Закрыть. То есть добиться конкретной договоренности.

Пример разговора с учителем

Перед встречей я написала себе короткий скрипт:

«1. 2. Мама, дочка. 3. В чем вы видите проблему. 4. 5. Выученная неспособность. Слишком много давления. Нужны личные теплые отношения. 6. Вместе поможем. Посмотрим через год».

Здравствуйте, большое спасибо, что нашли время.

Не за что.

Представляю, какое у вас сейчас беспокойное время, конец года...

О да, все эти отчеты...

Дети тоже усталые, все мы устали. Как ваша дочка, ей тоже к концу года тяжелее?

Ой не говорите! Прошла это со своими старшими, а теперь снова по кругу.

(Мы в равном статусе. Обе мамы. Не строгий учитель отчитывает нерадивого родителя, и не злобный родитель пришел жаловаться.)

Ну так о чем вы хотели поговорить?

Я знаю, что у вас не так много времени, поэтому скажу по существу. Как вам видится, какие основные проблемы у Тессы с математикой?

Математика - самый слабый ее предмет. Она постоянно усталая. Она мне говорит, что ложится заполночь и каждый день после школы куда-то ездит и приходит очень поздно. Она до сих пор не знает таблицу умножения, а я говорила вашему мужу, что нужно выучить. Она отвлекается и рисует, и не включается в урок. Иногда я замолкаю, и она смотрит по сторонам, как будто только что осознала, где я была. Мне кажется, что все, что я говорю, она пропускает мимо ушей. Она способная девочка, но не хочет учиться.

Совершенно с вами согласна. Удивительно то, что она говорит, что ложится заполночь, когда ложится вовремя.

Кажется, у нее очень много других занятий.

Вообще-то кружки у нее только два раза в неделю.

Да? Но на уроках она выглядит усталой.

Она и дома выглядит усталой, когда садится за уроки. Самое удивительное, что в основном усталость начинается тогда, когда она садится за математику. При этом я с ней разговаривала, и она говорит, что сам предмет ей нравится. Но мне буквально часы требуются, чтобы пройти эту стадию отрицания, и когда она включается, она со всем справляется. Как вы думаете, с чем это связано?

Она очень строга к себе. Я стараюсь ее хвалить, говорить ей, когда у нее что-то получилось, но такое ощущение, что она этого не замечает.

Вы правы. Она очень хочет преуспеть, но почему-то считает, что неспособна. Боится, что окажется в слабой группе.

Успокойте ее, я не буду переводить ее в слабую группу. Она очень умная и развитая, вот почему-то считает, что у нее не выходит.

Мне кажется, вы совершенно точно определили проблему. У нее как будто усвоенная неспособность. Как будто она для себя решила, что математика у нее не будет получаться.

Может быть это потому, что я слишком давлю на нее... Я действительно требую многого, но это потому, что вижу, что у нее есть способности, и она их не реализует. Может, мне стоит с ней поговорить. Да, наверное, мне стоит с ней поговорить.

Мне кажется, это очень поможет. Мы дома общаемся очень искренне, и я стараюсь понимать и принимать их чувства, и честно говорю о своих мотивах и о том, почему так поступаю, и прошу их сотрудничества. Она хорошо реагирует на искренний разговор.

Да, обязательно поговорю с ней, постараюсь найти общий язык. Очень хорошо, что вы ко мне пришли, мне так важно было понять, почему она так отрицает математику. Ведь она может, а экзамен написала так плохо.

Мне кажется, это было какое-то заявление всем нам. Как будто «Вот видите, я не могу! Отстаньте от меня». У вас такое же ощущение?

Хм, я об этом не думала. Может быть. Может быть она боится не преуспеть и поэтому закрывается. Я постараюсь с ней больше говорить, хвалить, замечать успехи в ее ритме обучения.

Я понимаю, это очень сложно сделать в классе, когда вы должны заниматься всеми.

О да! Но я поговорю с ней обязательно. И скажу, что она может обращаться ко мне в любой момент, на уроке или после урока, я всегда есть, я всегда готова ей помочь.

Спасибо вам, мне кажется для нее это очень важно, это личное отношение, когда ее замечают. Очень здорово, что вы будете у них классным руководителем. У нее такие хорошие отношения с текущим классным руководителем, мне кажется у вас будет эта возможность общаться вне задач по математике.

Собственно, мое дело сделано. От «она не хочет учиться» мы пришли к моему видению «она испытывает стресс, и надо помочь ей этот стресс снять». Осталось только закрыть.

Может быть, вы порекомендуете что-то еще? Так хочется, чтобы математика стала для нее любимым и легким предметом. Это так здорово, что вы готовы помочь и поддержать ее психологически. Для нее это так важно, доверять учителю, чувствовать его поддержку. Спасибо, что вы на ее стороне.

Ну конечно, это и есть моя работа! Поддержать, найти подход к каждому. Давайте я вам скину ссылки на аудиопрограммы, которые помогут с таблицей умножения. И вообще, у вас же есть мой телефон. Необязательно так официально. Можете мне просто звонить, когда угодно. И Тессе скажите, что она всегда может ко мне обратиться.

Спасибо вам. Ну, пойду. Может быть, через годик мы будем вспоминать, как помогли одной девочке полюбить математику.

Улыбается, прощается тепло.

Теперь пойду продавать чудесную и любящую ее учительницу по математике Тессе.

Мы понимаем — само слово «ненависть» в контексте отношения учителя к ученику звучит кощунственно. Но давайте будем реалистами и оставим в стороне пафосные фразы в стиле «не имеет права ненавидеть, это его призвание». Призвание призванием, а ненависть никуда не деть. Остаётся только её скрывать и терпеть, пока ваш «любимец» отправится трепать нервы кому-то ещё.

Просим обратить особое внимание на то, что описанные ниже типы — это ничтожно малая часть учеников. Всех прочих педагоги, с которыми общался наш корреспондент, любят, не взирая на трудности и временные разногласия. Случаи ниже — это уникальная неудача учителя, даже педагоги с 20-летним стажем встречались с такими всего несколько раз за карьеру.

«Альфа»

Отличительные особенности: из названия понятно практически всё — местный «доминатор» и непререкаемый авторитет. Класс будет вести себя так, как захочет «альфа», независимо от того, мальчик он или девочка (и ещё неизвестно, какой вариант страшнее). В средних классах эту роль может занимать и обычный хулиган, а вот в старших это уже невозможно — у «альфы»-старшеклассника всегда очень неплохо работают мозги. Причём речь не об учёбе (хотя «альфа» может быть и отличником), а об умении доминировать, подавлять и манипулировать. Самые талантливые «рулят» коллективом, оставаясь в тени. Естественно, хороший учитель, умеющий заинтересовать и расположить к себе, напрашивается на конфликт — изначально «альфа» видит в нём соперника. Экземпляры, которые охотно идут на сотрудничество, встречаются реже, чем горные барсы в дикой природе.

За что ненавидят: за то что может превратить (и в большинстве случаев превращает) работу учителя в сущий ад, открыто или скрыто (с помощью своих «бета»-прихвостней) саботируя уроки. Может увести весь класс с занятий, сорвать контрольную или внеучебное мероприятие. Отлично умеет находить самые уязвимые места оппонента (то есть учителя) и бьёт по ним со всей безжалостностью малолетнего зверёныша (а самые злые существа на этой планете — люди в возрасте от 12 до 17). Причём, находить такие места он умеет мастерски, потому что с малых лет самоутверждается посредством травли «омеги» — самого слабого/странного/бедного (любая инаковость подойдёт) ребёнка в классе. И эта травля ярче всего покажет учительскую беспомощность — со времён написания «Чучела» ничего не поменялось. А арсеналом Антона Макаренко учитель пользоваться не может, класс — это вам не колония. В общем, о причинах ненавидеть «альфу» можно написать отдельную статью. Обычно в наших «списках ненависти» мы не присуждаем мест, но здесь «альфа» — однозначно первый. И с громадным отрывом.

«Первое, чему хочется научить школьника-«альфу», это не то, чтобы правилам этикета, нет, а просто по-человечески относиться к окружающим. Учитель, это не его собственность, не его домашний зверёк, которого можно то гладить, то мучить. Учитель даёт знания, которые пригодятся в жизни. Пусть не все, но пригодятся же. И ни в коем случае «альфе» нельзя показывать свои страхи. И ладно, если он прознает, что ты мышей или пауков боишься, это ещё как-то пережить можно, но если он поймёт, что ты боишься его… Самым верным выходом из ситуации будет увольнение. Школьника-то просто так из класса не выкинешь, не отчислишь», — рассказал Сибдепо один из собеседников.

«Мажор»

Отличительные особенности: тут нужна оговорка: далеко не все дети богатых родителей — «мажоры», но все мажоры — дети богатых родителей. Наш герой считает себя представителем «высшей касты», публично гордится родительским кошельком, презирает плебеев, коими являются все окружающие, а в особенности — учитель (шутка «а какая у вас зарплата?» ему никогда не надоедает). По неизвестным науке причинам приписывает себе заслуги родителей и гордится ими безмерно. Перманентно угрожает учителю жестокими карами, которой любящие папа и мама подвергнут педагога за «двойку» или замечание (от увольнения до реальных сроков). Других учеников задирает, но очень выборочно, по той простой причине, что любой «мажор» — трус, каких ещё поискать. Поэтому не задевает тех, от кого может исходить реальная угроза. Зачастую «угасает», если дело-таки доходит до реального общения учителей с родителями. В различных гимназиях и лицеях, где обеспеченных детей много, группа таких «мажоров» может устроить весёлую жизнь отличнику из небогатой семьи.

За что ненавидят: за хамство и непроходимое невежество, щедро приправленные снобизмом. Следует добавить, что «мажора» учитель ненавидит в тандеме с родителями — такое поведение может иметь только одно происхождение.

«На самом деле учителю сложно общаться со школьником такого типа. Наша задача научить его всему, что умеем сами, вне зависимости от того, кто его родители и сколько у них денег. Но иногда становится грустно от того, что современные дети слишком «продвинуты». Например, в нашей школе ученики знают, что плохие оценки влияют на зарплату учителей, и что последние будут предпринимать кучу попыток, чтобы вытянуть школьника хотя бы на тройку», — рассказала Сибдепо учитель одной из кемеровских школ.

«Нюня»

Отличительная особенность: давит на жалость всеми доступными способами, главным из которых являются слёзы. Да и у мальчиков тоже. И в старших классах — не такая уж редкость (да, дорогой читатель, поколение тру-пацанов всё дальше от нас). Коронный номер — выбежать со слезами из класса. Жалуется всем на всех: родителям — на учителя (предвзято относится); учителю — на родителей (мама убьёт), директору — оба предыдущих варианта. А самые продвинутые идут к детскому омбудсмену и жалуются на всю перечисленную выше компанию. И всё со слезами, причём искренними — «нюня» очень быстро начинает верить, что дело не в нём, просто мир слишком жесток.

Отдельный подвид — «буйный нюня» (термин «псих» без диагноза применять не будем даже к условному ученику). Всё точно так же, только по-голливудски широко: с воплями, как будто его режут, швырянием чего-нибудь (от собственного рюкзака до школьной мебели) и угрозами совершить Роскомнадзор. Отдельный бонус учителю — теперь ещё и попадёт на Youtube, пусть и не в главной роли.

За что ненавидят: за то, что его невозможно учить. Пока ты даёшь материал, «нюня» занят — жалеет себя. Проверяешь материал — начинает биться в истерике. Будешь жалеть — не простит остальной класс, не будешь — родители станут пилить сначала тебя, а потом директора. А потом ещё и директор начнёт пилить тебя с другой стороны, потому что достали.

«Почти в каждой школе есть приказ о том, что перед началом урока все школьники обязаны сдать гаджеты в специальный контейнер. Но у учеников-«нюнь» всегда есть второй телефон. «Нюня» умело его прячет и при каждой возможности жалуется родителям на несправедливость, с которой столкнулся. На учителя почти мгновенно обрушивается родительская ненависть и критика, о том, что он не вовремя вызвал его ребёнка к доске, он не успел морально подготовиться. Или переболел недавно и не успел восстановиться, а тут учитель вопросы задаёт. Но когда такой школьник получает плохую оценку, виноват тоже не он, а учитель, который не объяснил свой предмет должным образом и покалечил детскую психику», — поделился с Сибдепо учитель кемеровской школы.

«Мудрила»

Отличительная особенность: не забывает напомнить, что всё знает и без учителя. И он не из тех одарённых ребят, что намного обгоняют школьную программу и углубленно занимаются сами, таких педагоги ценят. Нет, «мудрила» явно готовится стать чиновником средней руки — мастером по созданию видимости высокой квалификации и бурной деятельности. Он предпочитает выучить два-три основных правила по каждому предмету и делать вид, что всё знает. А когда его ловят, начинает делать вид, что отлично ориентируется в ювенальном законодательстве (на деле это выражается в бесконечных «не имеете права», не более). Иногда, особенно с новым учителем, его приёмы «прокатывают».

«Мудрила» изобретателен, как матёрый алкоголик, он мастер скрывать плохие отметки. К примеру, меняет пароль для электронного журнала, а родителям говорит, что сайт сломался и поэтому невозможно проверить ни успеваемость, ни сообщения учителей почитать.

За что ненавидят: а вам понравится, если пустой трепач ежедневно будет пытаться обмануть и выставить дураком? Кроме того — просто обидно: объект ваших стараний применяет свои таланты не там, где нужно, понапрасну тратит свою энергию и время (и ваши тоже). Также «мудрил» не любят за то, что они почти в буквальном смысле живут в гаджетах, постоянно во что-то играют, при этом совершенно не замечают, что происходит вокруг них.

«Был у меня случай, когда вполне себе умный мальчик тратил время не на учёбу, а на игры в компьютер. Из-за этого стала хромать его успеваемость. Мы обратились за помощью к его матери, та обещала, что обязательно займётся сыном и всё изменится. И ведь правда занялась. Пыталась его контролировать, вот только пользоваться компьютером она не умела и просила сына распечатать ей оценки из электронного журнала. Наш ученик не растерялся, он распечатывал матери оценки. Правда, не те оценки, что были в журнале, а те, которые сам нарисовал в «фотошопе». Обман всплыл в конце четверти, когда мать подростка вызвали к директору. Там-то на «очной» ставке школьник и признался, что специально подделывал оценки, чтобы ему не запрещали играть в компьютер столько, сколько он хочет», — рассказала одна из собеседниц онлайн-журнала.

«Заслуженный омега»

Отличительная особенность: а вы думали, если «альфа» — плохой, то «омега» — обязательно хороший? Это далеко не всегда так — любой опытный учитель подтвердит. Действительно, многие дети подвергаются унижениям из-за необычной внешности, задержки в развитии, необычных хобби и так далее. Но зачастую «омеги» заслужили свой статус — это доносчики, воришки, сплетники — словом, у класса есть основания их не любить. Другое дело, что «не любят» подростки очень сурово. А защищать «омегу» придётся учителю — плохой или хороший, а кроме педагога у изгоя в этом кабинете никого нет.

Но ссориться с двумя десятками подростков из-за «заслуженного омеги» в ущерб учебной программе это ещё полбеды. Он сам, как правило, никогда к урокам не готов и знаний у него не больше чем у парты, за которой «омега» зря просиживает штаны.

За что ненавидят: в этом случае ненавидят не самого подростка, взрослый человек не может не жалеть подростка, который стал объектом травли. Ненавидят атмосферу войны, которую учитель должен вести с классом, заступаясь за него. Ненавидят постоянно находиться между ним и обидчиками. И не могут простить «заслуженному омеге» собственной пассивности. «Ну начни меняться, я помогу тебе» — говорит учитель. А в ответ — тупое безразличие. И никаких подвижек, ни в учёбе, ни в личностном росте.

«Сильно раздражает, когда задаёшь школьнику вопрос, а он даже не смотрит в твою сторону. Тебя для него, как и других людей, просто не существует. Такой ребёнок живёт, что называется, на своей волне. И в любой момент может выкинуть что-то такое, чего от него никто не ждёт. Одноклассники «тихоню» травят, а у последнего из-за этого копится ненависть ко всему живому. Говорить о какой-то успеваемости не имеет смысла. Родителей вызывать в школу тоже почти бессмысленно. Чаще всего таких школьников по инерции переводят из класса в класс и ждут, когда же они уже выпустятся», — пояснил Сибдепо учитель кемеровской школы.

В каждой школе есть учитель, которого любят все и тот, кого ненавидят тоже все (и не только дети). Это тот, у кого на двадцатой минуте урока изощрённые издевательства над стоящим у доски становятся совсем невыносимыми. На тридцатой минуте ребёнок неизменно получает свою двойку. А потом с ней приходит домой. И там он должен понять - вы всегда с ним и на его стороне. Почему это так важно - рассказывает Ольга Карчевская.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

У меня есть два самых ярких воспоминания о школе.

Первое - протяженное во времени, но как бы слитое в одно: мой учитель русского и литературы и одновременно моя классная Любовь Федоровна. То, как она ко мне относилась и чем она для меня была. Она считала мой ученический успех своим личным делом и принимала меня близко к сердцу. Я часто бывала у нее дома, где она кормила меня домашней едой, помногу рассказывала о жизни - своей и в целом, ну и заодно готовила меня к бесконечным олимпиадам и всероссийским конкурсам сочинений.

Прошло ужасно много лет, но я до сих пор вспоминаю о ней с теплом, захожу в гости и считаю тоже немного своей мамой. Надо ли говорить, что все эти олимпиады и конкурсы я выигрывала, в университет пошла на филфак (а потом и в литературный институт) а профессией избрала журналистику. Спасибо, Любовь Федоровна.

И второе ярчайшее воспоминание о школе - зубной кабинет. До сих пор помню глаза стоматолога Жанны Юрьевны поверх повязки - иногда они являются мне в кошмарах. Практически каждый день я добровольно брала талончик к школьному зубному (да, у нас был такой), чтобы мне там иголками чистили каналы и удаляли нервы без анестезии. Это было дичайше больно, но я все равно ходила, потому что посещать алгебру и геометрию было намного больнее. Почему? Да просто учительница математики меня, скажем так, не любила.

Каждый раз, когда она ко мне обращалась в своей холодной саркастической манере, я была готова провалиться сквозь землю, цепенела от липкого ужаса и ни черта не соображала

Надо ли говорить, что и на выпускных экзаменах по алгебре и геометрии тройки мне поставили исключительно из жалости, и я до сих пор понимаю в математике примерно ничего.

Меня искренно изумляет, что почти никто не понимает про школу самую важную вещь. Она правда самая важная. Эта вещь звучит так: ребенок ни за что не возьмет знание у того, кто его не любит. У меня все.

А хотя нет, эта мысль слишком проста, чтобы от нее не отмахнуться. Поэтому я еще немножко поговорю на эту тему, пока мысль будет погружаться в вас.

В теории привязанности есть очень важная мысль: сначала отношения, потом все остальное. Отношения между ребенком и ответственным за него взрослым или альфа-взрослым, как принято говорить у адептов этой теории, это контейнер, а воспитание в широком смысле слова, в том числе и обучение, - это то, что в этот контейнер гипотетически можно положить. Если контейнер худой - ржавый, дырявый, ненадежный, то может так получиться, что положить в него и сохранить ничего в нем и не выйдет. А если контейнер, скажем, будет выделять в содержимое ядовитые вещества, то дело, сами понимаете, плохо.

Если отношения между учителем и учеником токсичны, то и знания будут отравлены, пользоваться ими ученик не будет. Если у него все нормально с системой самосохранения, то его такими знаниями быстренько вырвет, и дело с концом.

Не в этом ли кроется причина того, что большая часть знаний из школы выветривается из наших голов аккурат после экзаменов

А еще в этой теории, развиваемой , говорится, что взрослый по отношению к ребенку должен быть альфой, то есть ведущим. Разве ребенок добровольно пойдет за тем, кто его не любит? Разве будет ребенок такому взрослому доверять?

Первая школа моего старшего сына была кадетской. Я немного опасалась за военную составляющую - было не очень понятно, чего ждать от мужчин, преподающих военную подготовку. Но настоящих проблем подкинули не они, а хрупкая с виду девушка, вероятно, недавно из педа, классная моего второклассника. Одним не очень прекрасным вечером мой восьмилетний ребёнок вернулся домой, задыхаясь от слез, в натуральной истерике - у него дрожало всё, что вообще может дрожать. Он был очень напуган.

Его классная руководительница на полном серьезе сказала, что она готовит его документы для передачи в детдом, потому что он плохо учится

Я уже не особо помню, что они там делали во втором классе, по-моему, у них еще даже оценок не было. Что там вообще в принципе можно было делать так плохо? Ну вот не понравился он ей чем-то. И она решила отомстить ребенку таким страшным образом. Он ей, разумеется, поверил. Мне пришлось хватать его рыдающего, тащить в школу к директору и вызывать эту придурошную классную на ковер. Сына немедленно перевели в параллельный класс, она извинилась, и вообще каждый раз, когда видела меня там, снова извинялась. Я очень надеюсь, что она ничего подобного больше никогда не делала. Так вот, я совсем не понимаю, чему он мог у нее научиться.

Когда мы переводились в другую школу, в четвертый класс, его новая классная, впервые увидев Тимофея на линейке 1 сентября, вместо чего-то вроде «приятно познакомиться» или «добро пожаловать в наш класс» (по-моему, она даже не поздоровалась с ним в ответ), сразу сказала: «волосы постричь, сережку из уха снять». Эта школа уже не была кадетской - обычная московская школа, в уставе которой таких требований к внешнему виду учащихся не было. Просто лично ей такой неформальный вид не понравился.

Тимофей ее требования выполнить отказался, после нескольких моих бесед с завучем и директором школы от нас отстали, но осадочек у Ольги Алексеевны остался. И она стала его буквально травить. Посадила на заднюю парту. Занижала оценки. Но хуже всего было, когда Тим вернулся из Питера с гастролей своего театра - они показывали там спектакли в детдомах. Он принес ей диплом, в котором было зафиксировано его участие в этих гастролях. Она равнодушно посмотрела на диплом и сказала: «Ну и что. Кривляться любой может, знаний-то в голове у тебя от этого не прибавилось».

Это был второй раз, когда сын пришел домой в слезах. Я сходила побеседовать с этой Ольгой Алексеевной. Попыталась поговорить с ней даже не как с учительницей, а как мать с матерью - у нее дети такого же возраста. Она мне сказала потухшим взглядом: «Любить детей не входит в мои профессиональные обязанности, мне за это не платят». Я не знаю, профессиональное ли это выгорание или она изначально шла в эту профессию по расчету (не по любви то есть), но в любом случае это печально. И, опять же, чему мой сын может у нее научиться? Это вообще не вопрос.

К большому сожалению, такая ситуация, когда учитель не считает любовь к детям необходимой для себя профессиональной компетенцией - скорее типична. Это и есть, пожалуй, главная черта российского образования. Это и есть, пожалуй, все, что нам нужно о нем знать.

И что с этим делать - мне лично совсем непонятно. То, что мне понятно, то, что для меня ясно, как белый день - это моя решимость в любой конфронтации между школой и моим ребенком всегда быть на стороне ребенка. Если там его не считают нужным любить, то кто должен это делать, если не я? Мне вообще до лампочки, сколько двоек и троек он нахватал в четверти. Мне важно, чувствует ли он себя достаточно хорошим, потому что любим. Наши с ним отношения не зависят от его оценок. Это не значит, что мне все равно, как он учится. Я стараюсь делать все, что могу, чтобы он захотел учиться лучше. Но я не допущу, чтобы он боялся сообщить мне об очередной двойке за контрольную из страха, что лишится моей любви и моего уважения. Я его гарант в этом. Это неприкосновенно.

Я не могу повлиять на то, насколько учителя в школах задействуют сердце наравне с мозгом. Но я могу сохранять наши с ним отношения так, чтобы он не сомневался ни в них, ни в себе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: