Главные герои и их характеристика в повести «Детство» (Л. Толстой). Характеристика Николеньки из повести "Детство" Л. Н. Толстого

О матери Николенька Иртеньев вспоминает с неж­ностью, любовью и благодарностью, как о чем-то са­мом светлом в своей жизни. С детства врезались в па­мять мальчика звуки ее голоса, сладкого и приветли­вого, нежный, ласковый взгляд, «чудесные, нежные» руки матери. Николенька угадывал присутствие мате­ри даже во сне: «по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам». Когда, бывало, мальчик засыпал в гостиной под разговоры взрослых, мать, проводив гостей, подходили к нему, нежно гладила по волосам. В это время «ничьи равнодушные взоры» не стесняли ее и она не боялась излить на него «всю свою нежность и любовь». Обра­щения матери к сыну всегда очень ласковые: «моя ду­шечка», «мой ангел». Как и всякой любящей матери, Николенькиной хо­чется, чтобы, если ее вдруг не станет, дети запомнили ее саму и ее к ним любовь. Поэтому, когда, сильно прижавшись к матери, Николенька говорит ей о своей любви, «она молчит с минуту, потом говорит: «Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? Не забудешь, Нико­ленька?» После этого мать еще нежнее целует сына, чем вызывает у него слезы. И тогда Николенька начи­нает читать свои детские молитвы, в которых просит Бога сохранить жизнь всем его родным.
С любовью относясь к детям, мать старалась воспи­тывать их разносторонне. Дети много читали, учились игре на фортепиано, танцам. Нежность натуры матери проявляется и в ее отно­шениях к своей няне, а затем экономке Наталье Савишне. Желая отблагодарить женщину за ее любовь и преданность, мать выдала ей вольную. Добрая, чуткая, заботливая, нежная и любящая женщина, мать Николеньки Иртеньева воплотила в се­бе все черты матери писателя.

(1 вариант)

В 1852 году вышло произведение Л.Н. Толстого – автобиографическая повесть. В ней выведены образы тех людей, с которыми взаимодействует главный герой Николенька Иртеньев.

Наталья Савишна служила в доме Николеньки и ведала ключами от кладовой. С юности отличалась она «кротостью нрава и усердием», поэтому ее сделали няней родившейся девочки, матери главного героя. Непросто складывается жизнь героини: решив выйти замуж, она не получила благословения у своих господ и была сослана на скотный двор. Но перипетии судьбы не надломили чуткую женщину: по-прежнему она согревала весь дом своей любовью. Характер Наталья Савишна имела властный, поэтому прислуга в доме побаивалась ее. Решение господ о вольной Наталья Савишна восприняла как желание отделаться от нее: «…я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните». Эта редкостная женщина никогда не думала и не говорила о себе. Ее бескорыстная, нежная любовь к людям делала их добрее, человечнее. Сундуки Натальи Савишны – кладезь необходимых для жизни вещей. Николенька вспоминает происшествие со скатертью, и свое поведение в этом эпизоде, когда мысленно обругал няню: «Как! – говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, – Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» Этот эпизод остался в памяти мальчика навсегда, так как здесь Наталья Савишна, расстроившись, глядя на слезы мальчика, первая решила помириться. Доброта героини бесконечна, и именно она заставила Николеньку испытать настоящий стыд: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

Итак, образ Натальи Савишны помогает раскрыть отношение главного героя повести к жизни, к людям. А сам характер жизни Натальи Савишны – пример подлинной любви и самопожертвования.

(2 вариант)

В главе, посвященной Наталье Савишне, Толстой сначала кратко рассказывает ее историю: дворовую девку взяли в качестве прислуги в дом, когда родилась матушка героя, она стала ее няней.

Один раз в жизни дала Наталья себе волю и попросилась замуж, за человека, понравившегося ей, чем прогневала старого хозяина, который сослал ее на полгода в степную деревню скотницей. Вернувшись из ссылки, Наталья «явилась к дедушке, упала ему в ноги и просила возвратить ей милость, ласку и забыть ту дурь, которая на нее нашла было и которая, она клялась, уже больше не возвратится. И действительно, она сдержала свое слово». Всю свою любовь она перенесла на барышню, а когда та, решив отблагодарить ее за верную службу, дала Наталье Савишне вольную, воли уже не надо было, она расценила вольную как изгнание: «Должно быть, я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните». Это предыстория. А герой помнит старушку, с которой он делился всеми своими мыслями и мечтами, к которой прибегал между уроками, которая курила «очаковское куренье», привезенное когда-то дедом героя, и была владелицей сундуков, где можно было найти все, что душе угодно, которая баловала их и заботилась о них.

Наталья Савишна жила не своей жизнью и своей волей, а жизнью и волей господ, и не представляла себе другой доли, была счастлива ею. «С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, – тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование».

Герой вспоминает случай, когда он обиделся на старушку. Он облил скатерть, и Наталья Савишна наказала его. Маленький барчук воспринял заслуженное наказание как личное оскорбление, нанесенное ему какой-то Натальей, служанкой, и слезы злости лились из его глаз. Почувствовав его настроение, Наталья Савишна извинилась перед ним, принесла подарок, и теперь уже слезы стыда за себя душили мальчика. «Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?» Вопросы эти возникли в его голове гораздо позже, когда он стал взрослым.

7 класс. Литература.
«Это не человек был, а ангел небесный» (образ матери в повести Л.Н Толстого «Детство»).
Цель: анализ главы «Маман», поиск ответа на вопрос «Почему для главного героя повести мама была ангелом? »
Развитие умения работать с текстом (анализ прочитанного), развитие творческих способностей, развитие умения выразительного чтения, умения работать в группе.
Воспитание нравственных качеств: уважение и любовь к женщине (к матери).
Коррекция процесса мышления.
Тип: изучение нового материала.
Ход
1.Оргмомент.
Здравствуйте, ребята. Посмотрите, все ли готово к уроку: учебник, ручка, тетрадь, дневник. Сегодня у нас на уроке гости, поэтому вы как люди воспитанные поделитесь с нашими гостями своими добрыми улыбками.
2. Подготовка к изучению нового материала. Постановка учебной задачи. Запись темы урока в тетрадь.
3.Изучение.
а) Словарная работа.
Ангел- 1) посланник Бога,
2) безгрешный человек.
3) обращение к любимой женщине.

Б) Дома вы прочитали 2 главу из повести «Детство», которая называется «Маман». Удивило ли вас название? А все дело в том, что в 19 веке в России в дворянских семьях разговаривали в основном на французском языке и, хотя вы и не знаете французского языка, но, прочитав главу, вы поняли, что речь в ней идет о ком? (о маме).

Ваши ассоциации, связанные с этим словом. Запишите 3- 4 слова в тетради.
Индивидуально работают в тетрадях, а затем составляем кластера на доске, объединив слова, передающие внешний портрет в треугольник, а внутренний портрет- подчеркнуть волнистой линией. Как вы понимаете – внешний портрет? Внутренний портрет?
б) А какой же запомнил свою маму Николенька Иртеньев? Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо провести небольшое исследование текста.
Работа в группах. Делятся по цветным стикерам.
Задание: используя текст, заполните таблицу.
1группа

Выпишите черты её внешности
(см. 2 абзац) Прочитайте отрывки и запишите вывод о характере матери.
Мама

2 группа
Прочитайте отрывки и запишите вывод об отношении матери к детям, к мальчику Выпишите слова, передающие отношение мальчика к маме
(см.2)
Мама

Вывод
Взаимообучение: ученики, которые будут защищать свой мини-проект, рассказывают результаты своей работы другой группе.
Физминутка.

4. Проверка понимания.
1)Заслушивание результатов работы групп.
Сделайте вывод, какой была мама Николеньки?
Какой внешний или внутренний портрет интересует писателя?
2)Работа с текстом Выразительное чтение отрывка стр234.
Что чувствует ребенок, когда мама улыбается.
5. Закрепление.
Знаете ли вы, что Л. Н. Толстой потерял мать, когда ему было около 2 лет, он почти не помнил её. Когда Толстому было уже 80 лет, он записал в дневнике:
«Нынче утром обхожу сад и как всегда вспоминаю о матери, о «маменьке», которую я совсем не помню, но которая осталась для меня светлым идеалом».
Ответьте на вопрос «Почему для главног

Детство — это повесть Толстого, которая является частью его большого недописанного романа. Каждая часть романа — это определенный этап в жизни героя и вот как раз повесть Детство, которую писатель написал в 1852 году, ведает нам о детстве. Здесь же мы знакомимся с второстепенной героиней, матерью Николеньки Иртеньева. О ней мы и поговорим в нашем , давая характеристику образа матери Николеньки из повести Детство Толстого.

Образ и характеристика матери в повести Детство

В жизни любого человека главными ключами является образ матери и ее добрые, душевные характеристики. Мама — это тот человек, который на протяжении всей жизни сопутствует нам, является опорой и поддержкой каждому человеку.

Какой же образ матери создает Толстой в своем произведении? На этот вопрос мы найдем ответ в самой повести. И здесь мы видим только светлые воспоминания героя. Николенька вспоминает маму с любовью и нежностью. Ее голос нежный, спокойный, ласковый запомнился навсегда. Ее взгляд полный нежности и любви, и нежные руки будут помниться всегда. Мама для Николеньки стала источником всего прекрасного.

Автор в повести создает добрый, чуткий, любящий образ матери, где передал все черты своей мамы. Из работы Толстого мы знаем, что по происхождению это была княжна Наталья Николаевна. Она была воплощением ангела, добрым, ласковым человеком с искренней улыбкой. Она была робкой и уступчивой, отзывчивой, поэтому всегда помогала бродягам, нуждающимся и юродивым. Мать Николеньки увлекалась вышиванием, любила играть на рояле. Эта женщина, хоть и была несчастна в браке, любит мужа и все ему прощает.

Изучив повесть Детство, мы узнаем, что жизнь ее была недолгой. Мать героя умирает в муках, когда Николеньке было всего десять. С ее смертью мальчик вмиг повзрослел.

Николенька Иртеньев - главный герой повести “Детство”, написанной гениальным писателем возвращает читателей в далекое детство, а также открывает духовный и нравственный мир ребенка.

Какова же характеристика Николеньки Иртеньева? Как относился к нему автор? Идеализировал ли он своего героя? И что он хотел донести до сердец читателей, выбирая образ ребенка ключевым и центральным в своем произведении?

Давайте коротко проанализируем реалистичную, жизненную повесть, которую написал Л. Н. Толстой, “Детство”, и постараемся найти ответы на приведенные выше вопросы.

Образ детства

Характеристика Николеньки из повести “Детство” начинается с самых первых строк произведения. Перед нами предстает спящий мальчик, сон которого оберегается его добрым любящим наставником.

Из кратких замечаний и размышлений ребенка видно, что он - сын помещика, выросший в тепличных условиях, немного избалованный и взбалмошный, но очень добрый и нежный.

Повествование не даром ведется от первого лица. Это дает нам возможность лучше узнать мысли и чувства мальчика, его детскую непосредственность и ребяческую серьезность.

Характеристика Николеньки Иртеньева является характеристикой самого Толстого, так как многие события и происшествия, описанные в повести, взяты непосредственно из воспоминаний автора.

Что же хранил в своей памяти Л. Н. Толстой? “Детство” открывает перед нами его первые годы жизни, оно не только ярко и эффектно характеризует подрастающее поколение зажиточных помещиков, но и критикует, разоблачает безнравственность и ханжество дворянского образа жизни того времени.

Внешность главного персонажа

Портрет Николеньки из повести “Детство” представляет нам довольно некрасивого мальчика десяти лет с крупным носом, большими губами и мелкими глазами, с постоянно торчащими вихрами на макушке.

Мальчик очень переживает о своих внешних недостатках. Из-за этого его иногда охватывает печаль и отчаяние. Он даже просит бога о наружной красоте и готов отдать все самое ценное, лишь бы иметь идеальный облик.

И хотя иногда может казаться, что главный герой намеренно описывает себя эдаким маленьким уродцем, все же о его некрасивой внешности неоднократно говорят старшие. Это отмечает даже та, которая любит Николеньку больше всех на свете, - его мать. С другой стороны, она не раз подчеркивала душевную привлекательность младшего сына.

Противоречивые чувства

Какой Николенька в повести “Детство”?

Это обычный мальчик, немного завистливый, немного вздорный, но очень добрый, нежный и совестливый.

Скорее всего, совестливость Иртеньева - это его внутренний стержень, который и привлекает нас в главном герое.

Он может совершать безобразные поступки, может иметь плохие суждения, может думать и чувствовать то, что достойно порицания, но он всегда, всегда (!) почувствует после этого стыд и сожаление, раскаяние и некие угрызения совести. После этого хочется верить и надеяться, что Николенька изменится, исправится и станет лучше.

Отношения с наставником

В чем же проявляются противоречивые чувства Николеньки?

Например, в его отношениях с детским учителем, немцем по происхождению, - Карлом Ивановичем. На далекой родине не сложилась жизнь у этого бедного человека, и он приехал в Россию в поисках счастья. Богатства и благополучия немец не нашел, но, по натуре добрый и сердечный, он очень привязался к своим воспитанникам и в простоте душевной отдал им всего себя.

Николенька очень любит своего бедного наставника и жалеет его. Например, он мечтает вырасти и помочь своему учителю, облегчить его горе и даже пожертвовать многим ради него.

Его искренняя любовь к Карлу Ивановичу проявляется и на деле: часто Николенька подходит к наставнику, нежно берет его руку и ласково называет “дорогим” учителем.

Однако в душе мальчика происходят многократные резкие перемены. Он может браниться и злиться на обездоленного учителя, отвечать ему грубо и дерзко, желать всего плохого. И все это лишь из-за строгого внушения, короткого замечания или плохой оценки!

Конечно же, позднее, проанализировав свое неправильное поведение, маленький Иртеньев начинает испытывать раскаяние и стараться загладить свою вину.

Отношения с Иленькой

Характеристика Николеньки из повести “Детство” ярко вырисовывается в его отношениях с Иленькой Грапом, который приходился главному герою ровесником. Иленька был болезненным тихим ребенком, затравленным и затюканным богатыми товарищами. Его отец не имел ни состоятельности, ни титула, но старался поддерживать знакомство с Иртеньевыми в надежде на дальнейшее покровительство. Как же тяжело давалось Иленьке общение с надутыми барчуками, которые обижали его, унижали, оскорбляли и даже били!

Дети, уже способные проявлять жестокость, доводили несчастного мальчика до слез, даже не задумываясь о том, что он испытывает душевные муки и терзания.

Воспоминания о травле Иленьки темным пятном лежат на сердце Иртеньева долгие годы. Он, такой нежный и сочувствующий, с тонкой понимающей душой, корит себя в том, что шел на поводу у взрослых ребят и не вступался за беззащитного обездоленного мальчика.

Барственность героя

Однако в отношении Николеньки к нижестоящим его людям всегда проскальзывала нотка высокомерия и чванливости. Он считал себя намного выше Карла Ивановича и Натальи Савишны, - слуг, привязанных к нему всей душой. Он относился к нищим ровесникам презрительно и спесиво, считая себя лучше и умнее.

Откуда пошло такое чувство надменности и превосходства в этом славном милом ребенке? Характеристика Николеньки из повести “Детство” в полной мере раскрывает перед нами причины и следствия его поступков и суждений.

Маленький мальчик воспитывался в доме богатого заносчивого помещика. С младенчества ему внушали, что он - барский сын, достойный почитания и благоговения. С молоком матери Николенька впитал чувство превосходства и желания жить в роскоши и довольстве, среди прислуживающих, раболепствующих людей.

Так воспитывались многие дворянские дети. И это было распространенным явлением того времени.

Тяжелые испытания

Но это не означает, что маленький Иртеньев жил в воздушном замке, оберегаемый судьбой от проблем и забот. Нет, его тоже коснулись беды и переживания, оставив неизгладимый горестный след в нежной душе.

Образ Николеньки Иртеньева в повести “Детство” - это образ богатого мальчика, познавшего личное горе и тонко чувствующего чужие страдания.

Несмотря на безбедное и пассивное существование, главный герой переживает тяжелые эмоциональные травмы: непонимание старшего брата, заносчивость друга, самолюбие и аморальность отца, изменяющего матери и разоряющего все семейство.

Однако самым горестным воспоминанием Николеньки является внезапная смерть матери.

Отношение к maman

Образ матери является самым светлым, самым прекрасным образом в повести, при этом в произведении нет конкретного описания внешности или детальной характеристики женщины.

Мать для Николеньки - самое любимое существо на земле. Он не стесняется проявлять к ней нежность и ласку, любит часто проводить с ней время и общаться. Скорее всего, именно благодаря раннему влиянию матери мальчик растет таким добрым и отзывчивым ребенком, умеющим сострадать и испытывать чувство вины. Поэтому характеристика Николеньки из повести “Детство” была бы неполной и однобокой, если бы не описание его отношений с матерью.

Смерть самого любимого человека оставила неизгладимую рану в сердце мальчика. Он много плакал и страдал, по-своему переживая горькую утрату. Он не понимал, как цветущая и жизнерадостная мама могла превратиться в желтое иссохшее существо с закрытыми глазами и неузнаваемым лицом.

И в то же время мальчик описывает все свои ощущения и чувства с безграничной искренностью и прямотой. Он называет минуту самозабвения, проведенную около гроба любимой родительницы, самым истинным проявлением горя. В других же случаях, когда Николенька плакал и рыдал по матери, он делал это из чувства самолюбия, претенциозности и эгоистичности, честно признаваясь в этом перед самим собой и испытывая глубокий стыд и презрение к самому себе.

Влияние образа Николеньки

Как видим, в своей повести “Детство” Толстой создал яркий самобытный образ Николеньки Иртеньева, который учит нас правильно реагировать на свои несчастья и неудачи. Также произведение показывает, что детство - это важное время становления личности и мировоззрения ребенка, которое оставит неизгладимый след в его уме и сердце.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: