К какому отделу отнести музейных смотрителей. Должностная инструкция техника смотрителя. Технику-смотрителю здания запрещается

Каждый день они приходят в одни и те же музейные залы, занимают свое место и ненавязчиво наблюдают за посетителями. Без них никто не пустит на выставку гостей. Смотрители следят, чтобы никто из пришедших насладиться искусством не нарушал музейные правила. Какие ошибки часто совершают на выставках томичи, что еще, кроме наблюдения, входит в обязанности смотрителя, какие картины производят на гостей особое впечатление? Все подробности нам рассказала Екатерина Михайлова, смотритель двух залов постоянной экспозиции Томского областного художественного музея.

Когда посетители появляются в соседнем музейном зале, то Екатерина Михайлова зажигает свет и ждет, когда гости придут осматривать экспонаты, представленные в ее «владениях»:

Посетители заходят в «мой» зал - я встаю и встречаю их, здороваюсь, большинство тоже меня приветствуют, - поясняет Екатерина Ивановна. - Затем я тихо и внимательно за ними наблюдаю, не зря же мы называемся смотрителями. Многие задевают картины руками или так наклоняются, что касаются работ головой, это запрещено, поскольку вредно для картин. Тогда я делаю замечания, вежливо говорю: «Извините, пожалуйста, нельзя ничего трогать». По правилам расстояние от человека до картины должно быть 40 см. О наших правилах мы стараемся напоминать вежливо, чтобы не испортить гостям настроение. Обязанность делать замечание для меня самое трудное в нашей работе. Я понимаю: человек пришел отдохнуть, посмотреть выставку, и тут к нему подходят, начинают что-то запрещать. Важно не обидеть человека, быть доброжелательной, но при этом достаточно строгой.

Правда, большинство гостей к таким замечаниям относятся с пониманием. Конфликты возникают редко. Хотя иногда люди начинают возмущаться, говорят, мол, вот за рубежом в музеях разрешают трогать экспонаты руками. Тогда таким гостям напоминают, что на постоянной экспозиции представлены шедевры, это подлинники, действительно старинные работы, созданные в XVII, XVIII, XIX веке. Если каждый желающий будет их трогать, то долго они не сохранятся.

Другие нарушения, которые допускают посетители - это появление в музейных залах с большими сумками и в верхней одежде. Таких гостей в залы не пустят, а вежливо отправят в гардероб. Верхняя одежда в залах нежелательна из-за обилия уличной пыли и бактерий, которые очень вредны для картин. А большие сумки - это вопрос безопасности.

Инструкций по технике безопасности у музейных смотрителей много. Со всеми правилами сотрудников залов знакомит главный хранитель художественного музея Ольга Комарова. Но все пункты вполне выполнимы:
- Все требования доступны для человека нашего возраста, - считает Екатерина Ивановна. - Надо быть честным, ответственным, наблюдательным, обладать хорошим слухом и зрением.

На работу смотрителей принимают после собеседования с главным хранителем и администратором. Смотрят в трудовую книжку. Обычно стремятся найти людей по рекомендации - ведь ответственность здесь высокая, а зарплата напротив. Работать приходится с 10 до 18 часов практически без перерыва. Можно уйти разве что на 15 минут на обед когда нет посетителей и непременно попросить смотрителя из соседних залов понаблюдать. Еду обычно приносят из дома с собой. Иногда можно пойти попить чаю за ширмой в одном из залов, но тоже не дольше, чем на 10 минут, и предупредив соседку.

Екатерина Михайлова работает в музее уже 17 лет. Сначала пришла на должность смотрителя, а затем стала администратором. Но 2 года назад вернулась в музейные залы, почувствовала, что хочется более спокойного дела:

У администратора работа сложная, - поясняет Екатерина Ивановна. - У него в подчинении все смотрители, много других обязанностей, надо знать все, что происходит в музее и следить, чтобы везде был порядок.

Хотя музейному смотрителю тоже не приходится скучать. Кроме непосредственного наблюдения у него хватает и других дел. Незаметно включить свет перед появлением гостей, чтобы не щелкать при них выключателем. Надо следить и за специальной подсветкой:

С нею работы хорошо смотрятся, - уверена Екатерина Ивановна. - Подсветку установили недавно, уже при нашем директоре Ирине Викторовне Ярославцевой. Еще при ней появились витрины под названием «стакан», благодаря этому мы можем представлять те экспонаты, которые прежде хранились в запасниках. Например, в моем зале в такой витрине стоит красивая, расписанная золотом ваза. Она создана на императорском стеклянном заводе еще в середине XIX века. В витрине она в безопасности, ее не повредят случайно. А подсветка позволяет вазе предстать перед посетителями во всей красе, без нее золотого узора не было бы так заметно.

Также недавно в залах появились мягкие удобные скамейки, на которых посетители могут отдохнуть, ведь постоянная экспозиция музея велика, десять залов расположено на втором этаже, еще четыре на третьем. Особенно популярны лавочки у детей. В выходные в музей приходят семьями, и ребятишки устают, иногда малыши даже могут прилечь на мягкие скамейки. Ценят возможности отдыха и пожилые посетители, которые тоже нередко бывают на постоянной экспозиции.

Кроме, собственно, наблюдения, у смотрителя есть и другие обязанности:
- Когда нет посетителей, то мы обеспыливаем оборудование в зале, - рассказывает Екатерина Ивановна. У каждого смотрителя есть свое ведерочко, влажной тряпкой мы два раза в неделю протираем стекло витрин, подоконники. Картины, конечно, не трогаем, их можно обеспыливать только научным сотрудникам. Я наблюдала, как они ухаживают за работами - надевают специальную мягкую варежку и аккуратно водят ею по экспонату.

Иногда смотрителям задают вопросы - не все заказывают экскурсию, некоторые смотрят выставку самостоятельно, таким посетителям часто хочется что-то уточнить, и они обращаются к сотруднику, которого видят в зале.

Мы не обладаем такими глубокими знаниями, как экскурсоводы, по своим должностным обязанностям мы и не должны рассказывать о картинах, - поясняет Екатерина Ивановна. - Но если можем, то отвечаем на вопросы посетителей. Больше всего гостей интересует: «У вас копии или оригиналы?». Мы отвечаем, что в основном в наших залах представлены подлинники, даже рамки у картин оригинальные. Многие спрашивают об императрице Марии Александровне, чей огромный парадный портрет можно увидеть в зале, где я работаю. Уточняют чья она была жена, я рассказываю, что Александра II.

К царской семье музейные смотрители неравнодушны, практический каждый может многое рассказать о династии Романовых. В музее много читают: когда на выставках нет посетителей, то смотрителям разрешены книжки небольшого (чтобы они не мешали вовремя замечать гостей) формата. Екатерина Михайлова предпочитает исторические романы, любит произведения Эдварда Радзинского. А интерес к династии Романовых возник отчасти благодаря представленному на выставке портрету императрицы:

Эта работа меня сразу заинтересовала, - отмечает Екатерина Ивановна. - Также у нас в музее есть интересный портрет Николай I, написанный еще до того, как он принял престол. Под впечатлением от работ я взяла в библиотеке книги о династии Романовых, с увлечением их прочла, потом поделилась с коллегами.

По наблюдению Екатерины Михайловой, посетители ее залов чаще всего надолго замирают возле портрета императрицы и возле картины, где изображена испуганная крестьянская девочка (ее особенно любят рассматривать дети):

Еще многим нравятся две работы художника Плешанова - его автопортрет и изображение девушки, они очень хороши собой, но, на мой взгляд, это слишком идеализированная красота, - делится впечатлениями Екатерина Ивановна. - У нас есть очень характерные работы, например, «Голова старика», портрет, созданный неизвестным автором, где мы видим необычное, выразительное, вероятно, когда-то красивое лицо старого мужчины.

В одних и тех же двух залах Екатерина Михайлова проводит свой рабочий день уже два года. И говорит, что они ей абсолютно не приедаются:
- Как же можно устать от таких шедевров?! - удивляется смотритель. - Очень люблю и представленные в залах картины, и всю нашу постоянную выставку, гожусь, что такое собрание работ есть в Томске, считаю, это бренд нашего города.

Единственное, что огорчает смотрителя это слишком сдержанное отношение к уникальной коллекции самих томичей. Они не очень часто выбираются в музей, а гости города приходят от собрания в восторг и даже избалованные музеями москвичи и петербуржцы восхищаются, встретив в Томске подлинные работы известных мастеров. Екатерине Михайловой хотелось бы, чтобы горожане больше ценили свою уникальную возможность наслаждаться шедеврами.

Текст: Мария Аникина

Скажу сразу: об экспонатах в музее знают экскурсоводы и научные сотрудники, а мы даже не имеем права экскурсию слушать. Поэтому, если вы думаете, что мы здесь все уму-разуму набираемся, вы ошибаетесь, наша единственная задача - за посетителями следить. Да, экскурсоводы каждый день проводят рядом с нами экскурсии, но нам не разрешено слушать. Тут везде «глаза» стоят, посмотрите, вон видеокамеры. Если к какой-то экскурсии слишком близко подойдёшь, то выговор, наверное, не сделают, но на вид могут поставить.

Но вообще это от человека, конечно, зависит. Некоторые сами не интересуются, а некоторые практически второе образование получают. Я до этого музея работала в Пушкинском, там освоила всё западноевропейское искусство. Глазами-то я за посетителями смотрю, а ушами экскурсовода слушаю. Некоторые громко говорят, а некоторые очень тихо. А подойти и попросить говорить погромче не положено.

Кстати, разговаривать с посетителями мы тоже не имеем права. Иногда очень хочется что-то рассказать, но мне запрещают. Потому что считают, что смотритель отвлекается, может что-то просмотреть: уведут картину, а я всё в экстазе разговариваю с кем-то. Плюс мы же не имеем специального образования, поэтому считается, что мы можем дезориентировать посетителей. Но когда ко мне кто-то подходит, я стараюсь ответить.

В мои обязанности входит следить за посетителями, чтобы не было никаких нарушений: экспонаты не трогали, не шумели, не говорили по мобильному телефону - это же музей. Иногда смотришь сквозь пальцы: если никого нет, можно и разрешить сделать звонок. А когда народу много, то не разрешаем, потому что это других отвлекает.

О нарушениях

Украсть - такого у нас не было на моём веку, но вот трогают экспонаты постоянно, пальцы свои оставляют везде. Это же экспонат, его музейные работники берут в белых перчаточках, когда куда-то переносят! А мы жирными руками ляпаем: и дети, и взрослые есть такие любопытные.

Тут в четырнадцатом зале иконы висят, и вот одна посетительница там стояла, молилась-молилась, потом мне говорит: «Можно я приложусь?» Я ей отвечаю, что это же не церковь, а музей, тут всё под сигнализацией - нельзя! Но я отвернулась - она приложилась, сигнализация сработала.

Или ещё в Пушкинском стояла женщина интеллигентнейшая, а я отвернулась ненадолго, поворачиваюсь, а она гладит голову лошади. Я прямо остолбенела, думаю - такая интеллигентная! Подошла к ней и говорю: «Что вы делаете? Руками ни в коем случае нельзя!» Она: «Извините-извините», отошла от меня и от лошади, но я чувствую, её какая-то мысль мучает. Девушка вернулась и говорит: «Вы извините, но вот я была в Лувре, и нам экскурсовод говорит: „Погладьте руками, потрогайте, почувствуйте теплоту мрамора“». Но одно дело мрамор, а другое - слепок, который недолговечный, который больше 70 лет не может существовать. Поэтому часто приходится говорить «не трогайте».

На Волхонке в основном слепки, но и мрамор тоже нельзя трогать, и бронзу нельзя. Ничего не разрешают трогать. Может, что-то надо и разрешить, но это вопрос спорный. Вот говорят, сейчас какой-то еврейский музей открылся, где всё можно трогать. Я там ещё не была - надо посмотреть.

О посетителях

К посетителям отношусь по-разному. Но мне скучно стоять, когда нет народу, меня посетители чаще радуют, а кого-то и раздражают: конечно, если он идёт в пальто, с зонтом, с мобильником и не обращает внимания на тебя. Или докучные посетители, которые с глупыми вопросами подходят, меня раздражают. Спрашивают в основном, где туалет, но это ещё нормально. А так... Ну вот сегодня меня спросили, как при царе освещался музей. Я говорю: я не знаю, как он освещался, я в то время не жила, и нам не объясняли.

Молодёжь в основном невоспитанная сейчас идёт и такая... своенравная, что ли. Замечание делаешь - как стенке говоришь, не реагируют. Грубо не отвечают, потому что на мою седину смотрят, наверное. Но отойдут и как нарушали, так и продолжают нарушать правила.

Иностранцы часто сюда приходят, но они не понимают по-русски, а мы по-иностранному. Если нужно раздеться, покажешь, где гардероб. Какие-то отдельные слова они тоже знают, как и мы. А так разговорной речи у нас нет. Руками объяснишь замечания. Они как-то понятливее, чем русские.

Самый большой наплыв у нас в субботу и воскресенье. В каникулы детей много идёт. Когда много народу, сложно работать: нужно постоянно ходить по залу, смотреть, чтобы ничего не произошло. Когда детские экскурсии, тут шумно. Они же бегают, носятся. Хорошие детки, но если лоб разобьют - кому отвечать? У нас тут всё под стеклом, а он бежит, стекло не увидел, врезался, потом ревёт.

Но вообще при мне такого не было, чтобы дети лоб разбивали. Им сделаешь замечание - они отошли и дальше побежали. А там - уже не моя территория. И ничего украсть при мне не пытались или испортить. Хорошие мне попадались.

О карьере

Я, когда ушла на пенсию, долго не работала, с внуками сидела. Потом чисто случайно пришла на Поклонку со своими сёстрами, и мы зашли в музей Великой Отечественной войны. А там меня стали уговаривать на работу устроиться - я устроилась, вот и всё. У меня там знакомых никаких не было, ко мне просто работники музея подошли: им нужны были сотрудники, ведь музейных смотрителей всегда не хватает, потому что платят нам всего ничего.

Никакого обучения профессии, конечно, нет, есть только должностная инструкция, я уже не помню, что там написано. Но наши обязанности - ходить и глядеть. Если какие неполадки - сообщаем хранителям. Если человеку плохо, мы можем позвонить - у администратора есть аптечка. Если какое хулиганство или попытка воровства, у нас есть сигнальные кнопки, с помощью которых мы вызываем милицию. Вот они - раз, нажал на кнопочку - милиция прибежала.


В общем, график мне здесь очень нравится: один день работаешь, один отдыхаешь, перерыв на обед - 50 минут, ещё есть полчаса на чай. А когда музей закрывают, по всем комнатам проходит комиссия, и всех работников выпроваживают, никто здесь ночью не гуляет. Комиссия состоит из хранителя, милиционера, пожарника, электрика. Они проверяют, всё ли в порядке в залах, на месте ли экспонаты, работает ли сигнализация. Это бывает каждый день.

О коллегах

У нас есть и молодые девушки, которым около 40, хотя, наверное, это уже не девушки - женщины, есть люди за 50 и вплоть до 80. В основном, конечно, пенсионеры работают, что уж говорить.

Нам интересно здесь работать: все новые выставки мы бегаем смотрим, обсуждаем между собой. Контингент разный. Есть совсем малограмотные, но это в основном молодые. Потому что, я считаю, в смотрители идут те, у кого не задалась жизнь - из молодых-то. Но есть и очень интеллигентные старушки, мы всё обсуждаем: и выставки, и семью - у кого что наболело.

Многие путешествуют, практически все по два раза в год за границу ездят и в музеи там тоже ходят. Мне не довелось никуда съездить, у меня двое внуков, и я на них трачу все свои деньги.

У нас есть своя комната, мы там и переодеваемся, и обедаем. И у экскурсоводов в музее - своя комната, у хранителей - своя. Они там и обедают, и чай пьют, мы с ними пересекаемся только в залах.

Карьерный рост. (Смеётся.) Нет, такого не бывает. Я могу стать только старшим смотрителем, но это дело неинтересное и хлопотное, потому что там ты имеешь дело не с экспонатами, а со смотрителями как администратор.

О любимом экспонате

Любимого экспоната у меня нет, но мне нравится, например, вот это царское место. Оно стояло в Успенском соборе, Иван Грозный там Богу молился, только это копия, а не подлинник. А вот мои дети сюда приходили, и им не понравился наш музей. Они быстро прошли по всем залам, посмотрели. Зять сказал, что здесь надо очень долго ходить и очень много читать. Дочери просто сказали, что неинтересно, что тут много старых вещей: они у меня историю не любят. Но как я могу обидеться? У каждого свои вкусы.

УТВЕРЖДАЮ:

________________________

[Наименование должности]

________________________

[Наименование организации]

________________/[Ф. И.О.]/

«____» ____________ 20__ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Техника-смотрителя здания

1. Общие положения

1.1. На должность техника-смотрителя назначается лицо, имеющее среднее специальное (техническое) образование с опытом работы в данной должности более 1 года;

1.2. Техник-смотритель назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя организации в установленном порядке.

1.3. Техник-смотритель здания относится к категории рабочих.

1.4. Главной задачей техника-смотрителя здания является обеспечение сохранности и правильности эксплуатации здания ТРЦ «Строитель».

1.5. Техник-смотритель здания подчиняется главному инженеру предприятия.

1.6. Техник-смотритель здания в своей деятельности руководствуется законодательством, настоящей должностной инструкцией , правилами внутреннего распорядка, регламентами организации, приказами и распоряжениями руководителя.

1.7. Техник-смотритель должен знать:

1.7.2. правила и нормы технической эксплуатации зданий;

1.7.3. положение о проведении планово-предупредительного ремонта зданий ;

1.7.4. основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства;


2. Должностные обязанности техника-смотрителя здания

Техник-смотритель здания выполняет следующие обязанности:

2.1. обеспечивает сохранность и правильность технической эксплуатации здания ТРЦ «Строитель», санитарного содержания, своевременное и качественное обслуживание, текущий ремонт;

2.2. контролирует выполнение графика профилактических осмотров, планового и непредвиденного текущего ремонта;

2.3. производит внеочередные осмотры кровли , карнизов, балконов, галерей после ливней, больших снегопадов, сильных ветров и т. д.;

2.4. осуществляет контроль за уборкой территории, санитарным состоянием мусоропроводов, мусоросборников, своевременным вывозом бытового мусора, соблюдением правил противопожарной безопасности зданий, норм и правил техники безопасности при производстве текущего ремонта и технической эксплуатации здания;

2.5. составляет заявки на материалы по текущему ремонту, ведет журнал заявок необходимого ремонта.

3. Права техника-смотрителя здания

Техник-смотритель имеет право:

3.1. знакомиться с проектами решений руководства организации, касающихся его деятельности;

3.2. вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями;

3.3. сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках и вносить предложения по их устранению;

3.4. привлекать специалистов соответствующих структурных подразделений к выполнению возложенных на него функций в случаях, если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, в противном случае - с разрешения руководителя организации;

3.5. требовать от руководства организации оказания содействия в осуществлении своих должностных обязанностей и прав.

4.Ответственность техника-смотрителя здания

4.1. Работа техника-смотрителя оценивается по результатам надлежащего исполнения возложенных на него должностных обязанностей, регламентированных настоящей должностной инструкцией. При этом учитывается сложность выполняемых работником трудовых функций, степень самостоятельности при их выполнении, его ответственность за выполненную работу, инициативное и творческое отношение к работе, эффективность и качество труда, а также опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, профессиональными знаниями и пр.

4.2. Техник-смотритель несет ответственность:

4.2.1. за ненадлежащее исполнение (неисполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством;

4.2.2. за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством;

4.2.3. за причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством;

4.2.4. за недобросовестное использование имущества и средств предприятия в собственных интересах или интересах, противоположных интересам учредителей, - в пределах, определенных гражданским, уголовным, административным законодательством.

5. Технику-смотрителю здания запрещается:


5.2. Использовать служебное положения и время в личных корыстных целях.

5.3. Не соблюдать нормы охраны труда, техники безопасности, правил санитарии, пожарной безопасности, электро безопасности, личной гигиены.

5.4. Халатно относиться к своим должностным обязанностям.

5.5. Сдавать отчетную документацию с нарушением установленных сроков.

5.6. Заниматься любой деятельностью не связанной с выполнением должностных обязанностей

5.7. Хищение имущества и товарно-материальных ценностей предприятия.

5.8. Грубое, нетактичное отношение и поведение с персоналом предприятия и с клиентами предприятия.

5.9. Передавать информацию о предприятии, о сотрудниках предприятия, клиентах третьим лицам.

5.10. Передавать руководителю заведомо ложную, искаженную, отчетную и другую информацию.

5.11. Выносить с территории предприятия документы, оборудование, служебные материалы.

5.12. Разговаривать и сообщать информацию (сплетничать) о человеке в его отсутствии.

5.13. Курить и распивать спиртные напитки на территории предприятия в рабочее время. Находиться на территории предприятия в нетрезвом виде и в состоянии наркотического опьянения.

6. Прочие положения по должностной инструкции техника-смотрителя

6.1. Данная инструкция может быть изменена или дополнена приказом руководителя компании.

6.2. Нарушение данной инструкции или дополнений к ней влечет за собой административное взыскание в соответствии с ТК РФ, вплоть до увольнения

С должностной инструкцией ознакомлен, экземпляр получил.

____________________________ /_____________/

"____" _________________ 201_ год

Старший смотритель филиала Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника усадьбы Рукавишниковых Антонина Ексина 38 лет работала экономистом. На пенсии она освоила новую профессию - смотрителя музея. И даже сделала карьеру.

Работаю каждый день в красоте

Я закончила факультет экономики промышленности в Университете имени Лобачевского. После вуза работала в НИИ электронной промышленности. А затем долгое время была начальником службы ценообразования научно-производственного объединения. Общий стаж составил 38 лет. В 60 лет я, как и положено, ушла на пенсию. И однажды, в 2011 году, прогуливаясь по Верхне-Волжской набережной, мы с внучкой решили посетить музей-усадьбу Рукавишниковых. Он как раз первый год работал после реставрационных работ. Когда мы осматривали красивые залы усадьбы, я подумала: «Вот бы работать в такой красоте».

Я знала, что один из Рукавишников был скульптором - он поставил памятник русскому военному летчику Нестерову. Но я не связывала музей-усадьбу Рукавишникова с этой известной семьей. Тем более, что раньше много лет это был просто краеведческий музей, а затем 16 лет здание было на реставрации.

Дома мне было скучно, а силы и энергия еще были - на следующий день я отправилась в отдел кадров музея. И мне повезло - меня взяли на работу смотрителем. Испытательный срок традиционно длился три месяца. За это время я познакомилась с должностной инструкцией и своими обязанностями. Если возникали вопросы - я всегда могла обратиться к коллегам или руководству.

Сначала я работала в смотрителем в бальном зале - он необыкновенно изящный, с красивыми, торжественными люстрами, выполнен в нежно-голубых тонах. Здесь проводятся музыкальные и бальные вечера. Так приятно наблюдать, как подтянутые кадеты вальсируют с девушками в пышных, бальных платьях.

В обязанности смотрителей входит защита экспонатов от порчи и хищений. Серьезных инцидентов в музее не было. Правда, иногда волнуемся, когда видим, что стул прислонили к бордюру во время танцевального вечера. Периодически мы отвечаем на вопросы посетителей - вести полноценную экскурсию смотрители не имеют правило. Во время мероприятий мы также помогаем гостям - например, надо показать комнату для переодеваний, стул принести. Но наша основная функция - сохранность музея и его экспонатов.

Примерно через год мне предложили должность старшего смотрителя. Коллектив у нас дружный, конфликтов нет. Всего в музее работает 14 смотрителей. Из них - два старших. Мой график работы изменился. Если раньше я работала с 8 до 17 во вторник, среду пятницу и в субботу и воскресенье с 8 до 19, то сейчас мой рабочий день составляет 12 часов с 10 утра. Зато второй день дается на отдых. А так как живу я рядом, то успеваю отдохнуть, набраться сил.

Работа по душе

Я нашла работу по душе. Так как зарплаты у смотрителей невысокие, на этой должности в основном работают пенсионеры. В среднем смотритель в Нижнем Новгороде получает 7-12 тысяч рублей. Но стать смотрителем не так просто - должен быть ухоженный, интеллигентный внешний вид, начитанность, воспитанность. Поэтому данная вакансия часто открыта, но найти на нее подходящего человека не так просто.

Когда я стала старшим смотрителем, обязанностей прибавилось - теперь надо следить за дежурством смотрителей, согласовывать графики их выхода на работу, организовывать уборки помещений. Старшие смотрители взаимодействуют с Администрацией музея, экскурсоводами, отделом истории. Например, надо сообщить смотрителям про новые экспозиции, дать ЦУ. Иногда приходят указания из хозяйственного отдела - по уборке помещения, например.

В праздничные дни, каникулы людей в музее бывает очень много - иногда даже полторы тысячи человек в день приходит. В таких случаях, конечно же, нагрузка на смотрителей нарастает. Особенно много гостей приходит в новогодние каникулы, в Ночь музеев. Часто посетители спрашивают про подлинность и принадлежность экспонатов, что случилось с хозяевами усадьбы после революции. Мы кратко отвечаем на вопросы.

Гости бывают разные

Данная профессия требует терпения. Посетители приходят разные. За всеми надо смотреть и при этом не терять терпения, вежливости и такта. Нам надо вежливо сказать, что трогать экспонаты нельзя, а ведь потрогать хочется. Когда людей много, уже требуется физическая и моральная выносливость. Иностранцев приходит не так много. И ведут они себя очень дисциплинированно - держатся переводчика, внимательно слушают. У нас даже охранник может направить иностранца по-английски в нужный зал.

Детки ведут себя по-разному. Когда школами приходят, то чаще всего ведут себя воспитанно. Так как в музее довольно много помещений и дается много информации, пока дети доходят до третьего этажа, они уже устают. Особенно уставших детишек (человек десять) можно посадить на стулья на третьем этаже перед окном, где они могут полюбоваться панорамой за Волгу. Смотритель должен присматривать, чтобы маленький ребенок был в сопровождении взрослого.

Жизнь музея

Молодые экскурсоводы, методисты разработали интересные детские программы: во время экскурсии по залам разгадывают различные загадки, шарады, выполняют задания: например, раскрашивают макет блюда, из которых кушали купцы в 19-ом веке, измеряют аршином определенное расстояние. А когда они приходят в бальный зал, их учат танцевать полонез. Они с большим удовольствием и азартом проходят все эти задания.

Мне всё здание нравится: любимого зала или экспоната нет. Наш историко-архитектурный музей является одним большим экспонатом. Мне нравится и нижний этаж, который напоминает старое купечество, и второй с его помпезностью и пышностью, и изящный простор третьего этажа.

В музее 50 помещений, но не все служат залами для посещений. Часть комнат отведены под администрацию, исторический отдел, буфет. В усадьбе-музее часто проходят фотосессии и бракосочетания (у дома бракосочетания заключен договор с нашим музеем) - молодожены фотографируются в зале, гостиной, на парадной лестнице. Иногда в день по 10 фотосессий проходит. Обычно молодоженов встречает администратор. Если у него выходной или отпуск, его заменяет старший смотритель. В бальном зале проходят и мастер-классы по танцам, которые ведут несколько обученных пар. А зимой в бальном зале ставится замечательная, высокая, красиво наряженная елка. В этот Новый год была программа с привлечением и наших сотрудников, и артистов, и студентов.

Работа в окружении духа 19-го века

Мне нравится работать в окружении красивых вещей 19-го века. Когда происходит обновление экспозиции, всегда узнаешь много нового про те времена, про купеческую жизнь. Работа у меня точно не скучная. Сегодня общаемся с гостями, завтра следим за балом, послезавтра работаем на концерте - масса впечатлений и новой информации.

Общение с коллегами, руководством, сотрудниками музея вдохновляет, делает жизнь более интересной и наполненной. В свободное время я люблю читать историческую литературу, но не развлекательного, а познавательного характера. С удовольствием изучаю историю родного края. Думаю, в эту профессию меня привел не только случай - у меня всегда была склонность и любовь к истории.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: