Костел пресвятой троицы. Костёл Святой Троицы в городе Клецке. Костел на Золотой горке

Костелом святого Роха (Минск) называют католический собор, который расположен в историческом районе города Золотая Горка. Также он известен под названием Костел Святой Троицы. Он имеет длинную и интересную историю, о которой будет рассказано более подробно.

История собора

Костел святого Роха, также носящий название Пресвятой Троицы, находящийся в Минске, был основан литовским князем Ягайло в 14-м веке. Это самый старый из сохранившихся католических соборов, находящийся в городе, и тот, о котором имеются документальные исторические сведения. Известно, что костел святого Роха возводили на средства князя Ягайло и под его руководством.

Однако вскоре после того как строительство было завершено, деревянный храм в 1409 году подчистую уничтожил страшный пожар. Со временем начались работы по воссозданию костела, которые были успешно завершены. По таинственному стечению обстоятельств ровно через 400 лет вновь отстроенный храм был опять полностью уничтожен сильным пожаром.

Восстановление церкви

Были разработаны различные планы по воссозданию храма, однако им не суждено было сбыться из-за отсутствия достаточного финансирования. В 1796 году на золотогорском кладбище, где хоронили католиков, была построена деревянная часовня св. Роха, которая с 1832 года становится приходским храмом. В середине XIX века строение, ранее бывшее часовней, достаточно сильно обветшало и постепенно начало приходить в негодность. Епископ А. Войткевич после нескольких настойчивых попыток все-таки сумел получить разрешение на возведение костела святого Роха из камня на месте старенькой часовни.

Каменный костел

Строительство каменного храма началось в 1861 году и спустя всего три года было завершено. Проект костела создал известный архитектор того времени, академик из Санкт-Петербурга, М. Сивицкий. Церковь была отстроена в неоготическом стиле и сразу же поразила своей красотой и величественностью. Костел возвели исключительно на пожертвования, что интересно, средства давали не только католики, но и верующие других конфессий, а также религий. Связано это было с тем, что, как считали верующие, святой Рох спас город от смертельной эпидемии холеры.

В начале ноября 1864 года вновь отстроенный каменный храм был освящен под двумя титулами - Успение св. Девы Марии и св. Роха. Тем не менее в народе сохранилось и использовалось третье, историческое название храма - Пресвятой Троицы. В одном из алтарей костела в то время была установлена статуя св. Роха, которая была перенесена благодарными верующими из старой деревянной часовни. К самой статуе святого верующие относились с большим почтением. В середине августа в праздник св. Роха ежегодно у церкви собиралось несколько тысяч паломников.

Костел святого Роха в 20-м веке

Костел выстроен из камня и имеет готическую архитектуру с дюжиной вытянутых окон, крыша выстлана железными листами. Здание храма имеет двухэтажную башню, в которой располагаются колокола, носящие имена «Бронислава», «Стефан» и «Леонард». Над главным алтарем находится икона Богоматери с младенцем, рядом со св. Троицей. Один из боковых алтарей был освящен во имя святого Роха, а другой - во имя святого Антония. Так описывался храм в документах 20-го века.

Скульптура св. Роха, стоявшая около бокового алтаря, считалась у верующих чудотворной и исцеляющей различные хвори. В 1920 годы из храма реквизировали различные ценности, а также утварь для богослужений. Спустя несколько лет расписание служб костела святого Роха существенно изменилось, а позже, в 30-е годы, церковь и вовсе была закрыта. Во время войны с фашистской Германией костел сильно пострадал от вражеских снарядов. Когда фашистские войска оккупировали Минск, в храме тайно начали проводить службы. После завершения войны церковь перестали использовать по прямому назначению, а ее здание передали под книгохранилище.

Возрождение храма

В послевоенные годы город постепенно возрождался после ужасов войны, со временем была восстановлена и церковь. После реставрации здание собора в 1983 году взяли под государственную охрану, а затем переделали под зал органной музыки под ведомством Госфилармонии Белорусской ССР. Спустя год в апсиде был установлен электроорган, изготовленный в Чехословакии, а готические окна украсили разноцветными витражами.

С середины 1991 года в церкви св. Роха в свободное от музыкальных мероприятий время возобновляются богослужения. Спустя семь лет в боковом алтаре появляется копия утраченной статуи св. Роха, которую выполнили из металла. В 2006 году зал органной музыки закрывают, а само здание возвращается в ведение римско-католического прихода, освященного во имя Пресвятой Троицы. В настоящее время все желающие могут посетить это прекрасное сооружение, которое имеет не только культурную и церковную ценность, но и великолепную архитектуру и богатую историю.

Расписание служб в костеле святого Роха (Минск):

  • С понедельника по субботу они проходят в 8-00 и в 18-00.
  • В воскресенье утренние службы бывают в 9, 11 часов, а также в 12-30.
  • Вечером время служб - 17 и 19 часов.

День св. Роха отмечается каждый год.

Существующее здание построено в XIX веке вместо деревянного.

История

Новый деревянный костёл Святой Троицы был возведён в начале XVIII века. Храм стоял на каменном фундаменте, а главный фасад украшали дае небольшие башни с золочеными железными крестами. В центре главного алтаря находилась икона Святой Троицы, возле которой стояли золочёные скульптуры святых апостолов Петра и Павла. Кроме этого, интерьер храма украшали ещё четыре деревянных алтаря, два из них стояли в часовнях. На хорах находился орган, а рядом с костёлом была построена колокольня. Также возле костёла располагались приходская школа, богадельня, кухня, баня, хлев, гумно. Имелся сад и огород. Во время сильного пожара в августе 1809 года большая часть деревянных построек на Троицкой Горе была уничтожена. Сгорело и здание костёла Святой Троицы.

После пожара был разработан проект перепланировки Троицкой Горы, согласно которому в 1814 году минский ксёндз Хоревич получил от городских властей разрешение на строительство нового костёла. Проект каменного костёла Святой Троицы, главный фасад которого выходил выходил на улицу Троицкую, принадлежал архитектору Чеховскому и был утверждён царскими властями 30 июня 1814 года. Но на строительство святыни не хватило средств, и богослужения проводились в небольшой деревянной часовне на Золотой Горке. Здешняя местность отличалась особой живописностью. В XIX веке это было одно из любимых мест отдыха минчан - на солнечных полянах поспевала крупная и сладкая земляника, а у почтовой дороги, которая вела из Минска в Борисов, находился небольшой лес.

По поводу возникновения названия местности - Золотая Горка - существуют разные предания. Согласно одному из них, своим именем место обязано богатым купцам, которые остановились здесь на отдых. Другое предание связано с эпидемией заразной болезни, унёсшей жизни многих горожан. Умерших было столько, что их с трудом успевали хоронить. Именно здесь, на пересечении Борисовского тракта и дороги в Слепянку и на Долгий брод, возникло католическое кладбище. Однажды, после поминальной службы в часовне, как гласило предание, врач-прихожанин предложил собрать деньги на строительство костёла в честь святого Роха. Среди свежих могил кладбища доктор расстелил плащ, куда люди стали ссыпать монеты и украшения. Постепенно из пожертвований и выросла целая золотая горка.

Что касается личности святого Роха, то о нём известно следующее. Будущий святой родился во Франции в 1295 году. Став монахом, он большую часть жизни посвятил заботе о людях, заражённых трудноизлечимыми болезнями. После смерти Роха был канонизирован и считался защитником от чумы и других заразных болезней. Сохранилось описание одежды монашеского ордена рохитов: чёрная шапка; серого цвета одежда, позже заменённая на белую, которую монахи подпоясывали чёрным кожаным поясом; чёрный плащ, на левой стороне которого был вышит череп, что напоминало братьям про смерть и обязанность захоронения умерших. Некоторые исследователи предполагают, что рохиты в Минске размещались в предместье Золотая Горка, так как здесь находилась часовня Святого Роха.

В XIX веке приход Святой Троицы процветал. При нём были организованны приходская школа, приют для бедных, работала школа органистов, которая пользовалась широкой известностью. В программу обучения музыкантов входили специальные предметы, а расписание занятий отличалось строгой организацией и насыщенной программой. Уроки длились по 5-6 часов ежедневно. Система преподавания обеспечивала приобретение хороших навыков - выпускники школы становились высококвалифицированными органистами.

В 1842 году Золотогородскую деревянную часовню переделали в костёл. Однако вскоре возникла необходимость ремонта строения как внутри, так и снаружи. Но оказалось, что и эта мера не смогла спасти старое здание. Костёл было решено перестроить, для чего прихожане согласились собрать необходимые средства. Времена для некоторых категорий верующих тогда были довольно сложными: ликвидировалась униатская церковь, на любые проявления католической веры царские власти реагировали достаточно болезненно. Однако епископу Войткевичу 6 июля 1861 года удалось получить разрешение на постройку нового каменного костёла на Золотой Горке.

Было разработано несколько проектов костёла. Один из них представлял большой храм с двумя башнями. Этот проект основывался на белорусских традициях двухбашенных храмов, которые имитировали позднюю готику, в основном немецкую и французскую. По своей конструкции здание, предложенное в проекте, напоминало усложнённый вариант неоготического костёла в Видзах, на севере Беларуси. Однако утверждение получил другой проект - скромный однобашенный костёл, который существует и по сей день.

Есть предание, связанное со строительством нового Золотогорского костёла. Оно гласит: во время страшной эпидемии в городе одному из верующих католиков приснился пророческий сон о том, что спасение минчанам может дать только святой Рох. Для прекращения болезней необходимо было отыскать статую святого Роха, которая находилась где-то в костёле бонифратров. Статую нашли, почистили и стали носить в процессии по городу. Позже статуя святого Роха была сдана на хранение в часовню на Золотой Горке и приобрела статус чудотворной. А эпидемия, как гласило предание, вскоре закончилась.

Новый католический храм в Минске возводился по проекту академика Петербургской академии искусств Сивицкого. Непосредственно строительством занимался ксёндз Горбачевский. Костёл возводился в основном на средства, полученные от сбора пожертвований. Храм построили за три года. Небольшой, в неоготическом стиле, он производил приятное впечатление на современников. Все внутри было сделано из дерева и покрашено под мрамор. Святыня стояла среди среди зелени на ровной площадке. Царившая вокруг тишина вызывала в душе верующих чувство особой умиротворённости.

Последнее дореволюционное описание костёла датируется 1908 годом: "Костёл каменный, готической архитектуры, с 12 окнами, крыт железом, в длину 12,5 сажени, в ширину 4 и 2/3 сажени, в высоту около 5 саженей". Здание имело также двух этажную башню, в которой размещались колокола - "Леонард", "Стефан" и "Бронислава". Над алтарём находилась древняя картина Божьей Матери с младенцем, рядом - изображение Святой Троицы. Боковые алтари носили имена святого Роха и святого Антония. В первом из них располагалась деревянная скульптура святого Роха, которая считалась чудотворной. У входа находилась ограда с воротами, выполненными в 1896 году. Неподалёку от костёла имелось несколько деревянных строений: дом лесника, богадельня, дровяной двор.

С ростом Минска расположенный на Золотой Горке костёл оказался в городской черте. Улицы обступили его со всех сторон - бывшая почтовая дорога в Борисов стала продолжением Захарьевской улицы, а дорога, ведущая в Слепянку, получила название Долгобродской. Газета "Минские епархиальные ведомости " в 1877 году сообщила; после того как город был присоединен к Российской империи, относительно захоронений стал действовать указ Екатерины II от 24 декабря 1771 года. Один из его пунктов гласил, что за исключением особых случаев, которые рассматривались и решались императорскими властями, хоронить умерших возле городских церквей и в центре города запрещалось. Находящееся неподалёку кладбище было удобно для жителей города, но с 1893 года здесь позволили хоронить в родовых часовнях только в исключительных случаях. Для православных было отведено кладбище Переспе, для униатов - кладбище на Золотой Горке, а для католиков - кладбище на Кальварии.

В июне 1941 года Троицкий Золотогорский костёл Святого Роха сильно пострадал от военных действий. После Великой Отечественной войны район Золотой Горки подвергся полной перепланировке, но костёл удалось частично сохранить. В 1983 году в нём закончились реставрационные работы, и костёл приспособили под концертный зал камерной музыки Белорусской государственной филармонии. При входе в зал установили керамическую скульптуру "Музыкант", в нишах - декоративные декоративные скульптуры народных персонажей. В центре алтаря специалисты чехословацкой фирмы "РигерКлосс" установили орган. Окна костёла украшены орнаментальными витражами.

С мая 1991 года в Троицком Золотогорском костёле Святого Роха снова возобновились богослужения. А в 2006 году здание было возвращено римско-католическому приходу Пресвятой Троицы (Святого Роха).

Примечания

Первый минский приходской костёл, о котором сохранились документальные сведения, был построен на пожертвования самого короля Ягайло. Костёл принадлежал приходу Пресвятой Троицы (Святого Роха) и находился на Троицкой Горе. Однако в 1409 году храм сгорел дотла.

В Гервяты

Сегодня у меня случился легкий приступ ностальгии, разглядываю белорусские фотографии и вспоминаю наши «вандроўкі» по замечательным уголкам родного края.
Пожалуй, самым сильным архитектурным потрясением для меня стал костел Святой Троицы в Гервятах, деревне, расположенной недалеко от границы с Литвой, в Островецком районе.
Шпиль костела был виден издалека. Ведь высота храма достигает 61 метра.
Это, наверное, самый роскошный образец неоготики в Беларуси.

Сказать, что я не могла себе даже вообразить, что в таком медвежьем углу может скрываться такая жемчужина, значит не сказать ничего. Ошеломленность и восторг - вот что я испытала, глядя на это чудо. И именно по причине неожиданности. Понятно, что в Европе есть более впечатляющие образцы готики. Но здесь, в белорусской деревеньке встретить такую красоту - просто невероятно!


Троицкий костел возводился в 1899-1903 годах на месте существовавшего ранее деревянного, 1526г. постройки, на деньги князя Ольшевского. Руководил работами архитектор Ольшеловский.
Что любопытно, указ о веротерпимости, позволявший вновь строить католические храмы, вышел только в 1905 году. Остается только догадываться, каким образом удалось Ольшеловскому реализовать такой грандиозный проект. Скорее всего, была использована тогдашняя уловка католических общин - подавалось прошение на ремонт существующей церкви, а фактически затевалось строительство нового костела на месте прежнего.
Видимо, и выбор ахитектурного стиля неслучаен. Готика, как воплощение самого возвышенного времени в истории католицизма. Какой еще стиль может полнее символизировать величие церкви в духовной жизни католиков.

Современный вид костела, прекрасный сад вокруг него со статуями 12 апостолов - это заслуга ксендза Леонида Нистюка. Замечательный человек! Его деятельная энергия просто поражает.
Нам повезло поговорить с ним. С удовольствием рассказал он про реставрационные работы, про уход за садом, про воскресные службы, которые ведет на белорусском, польском и литовском (таков этнический состав небольшой деревни).

До 2005 года не было ни площади перед церковью, ни сада, ни скульптур. А на месте колонны архангела Михаила стоял магазин. Но что называется: не было бы счастья, да несчастье помогло. Магазин сгорел, и было решено расчистить место под площадь и открыть вид на костел. Так появился и прекрасный сад.
В Троицком костеле дважды в год проводятся благотворительные концерты органной музыки. Каждый раз - новый репертуар. Говорят, в Гервятах прекрасный органист и вокалисты, и билеты раскупаются довольно быстро.

Дивное место. Искренне надеюсь, что созидательной энергией ксендза Нистюка заражены и жители Гервят. Во всяком случае, впечатление у меня от посещения этого места сложилось такое.

Наверное в каждом городе есть места, о существовании которых неизвестно широкому кругу жителей. В Москве это , спрятанный во дворах Арбата, или , раскинувшийся в сотне метров от проспекта Мира, об этих памятниках архитектуры не знают даже москвичи, не говоря уже о гостях столицы. В Минске тоже есть такой памятник-невидимка, он находится в самом центре города, в пятидесяти метрах от главного проспекта столицы, при этом многие минчане о его существовании даже не догадываются.

Около 1390 года польский король Ягайло основал первый первый в Минске католический приход и назвал его в честь Святой Троицы. Деревянный храм построили на левом берегу Свислочи на горе, названной впоследствии в честь того храма Троицкой. Сегодня на ней стоит Большой театр оперы и балета:

А рядом - знаменитое Троицкое предместье:

В 1409 году деревянный костел, построенный Ягайло, сгорел, на его месте выстроили новый. Он простоял ровно 400 лет и в августе 1809 года погиб в разрушительном пожаре, уничтожившем большую часть Троицкого предместья. Пять лет спустя был разработан проект восстановления храма, но на его постройку не хватило средств. Более 20 лет община не имела собственного здания и в итоге обосновалась в районе Золотой Горки:

Здесь с конца XVIII века находилось большое католическое кладбище, посреди которого в 1796 году установили первую деревянную часовню. На ее месте в 1832 году был построен небольшой деревянный храм, в который и переехал приход Cвятой Троицы. К середине XIX века кладбище на Золотой горке сильно разрослось - причиной стали две эпидемий холеры, свирепствовавшие в Минске в 1848 и 1853 годах. Деревянное здание костела уже не могло вместить всех прихожан, поэтому было принято решение построить на его месте каменный храм:

Строительство началось в 1861 году и, благодаря активным пожертвованиям паствы, завершилось довольно быстро - 1 ноября 1864 года в костеле прошла первая месса:

Помимо исторического названия в честь Святой Троицы храм получил и новое - в честь святого Роха, покровителя больных чумой и холерой:

Сегодня костел Святой Троицы находится по адресу проспект Независимости 44а, при этом с самого проспекта его не видно. Многие жители столицы годами проходят мимо и не подозревают о том какой уникальный осколок дореволюционного Минска сохранился в соседнем дворе. Самый быстрый способ попасть к храму - зайти в проезд между зданием Дворца искусства и редакцией "Вечернего Минска" со стороны улицы Козлова:

Единственный путь на территорию костела лежит через эту лестницу:

Уже с ее ступеней открывается замечательный вид на чудесный храм в неоготическом стиле:

То, что это здание сохранилось до наших дней - само по себе чудо:

К началу XX века население Минска увеличилось втрое по сравнению с тем, каким оно было на момент строительства храма, количество прихожан к этому времени возросло до 7000, места всем уже не хватало. В 1910 году был разработан проект нового костела, значительно превосходящего старый по размеру:

Его строительству помешала Первая мировая война, а последовавшая за ней революция окончательно похоронила проект. Старый храм остался стоять на прежнем месте:

В 1922 году внутреннее убранство было полностью разграблено, а в богоборческие 30-е костел закрыли:

Богослужения ненадолго возобновились во время фашистской оккупации:

Но после завершения войны костел окончательно закрыли и переоборудовали под книгохранилище:

Старое католическое кладбище было уничтожено, на его месте построили жилые дома:

Так костел оказался на внутридворовой территории, зажатый между гаражным массивом и Дворцом искусства:

Фасад здания направлен в сторону проспекта Независимости, но полностью скрыт от него жилым домом:

Когда-то на месте современного проспекта проходил Борисовских тракт - главная дорога из Минска в Москву:

В те времена путники, въезжавшие в город, издалека видели двухярусную башню Золотогорского костела, венчающую его главный фасад:

В начале 1980-х книгохранилище было закрыто, здание отреставрировали, переделали под зал камерной музыки и передали в ведение Белгосфилармонии. В 1986 году в апсиде установили большой орган, примерно в то же время в оконные проемы вернулись витражи:

В 1991 году в свободное от концертов время в храме возобновились богослужения:

Зал камерной музыки закрыли только в 2006-м, в том же году здание было возвращено католической церкви:

Интерьер стал наполняться католическими символами, стены храма украсили бронзовыми барельефами "Путь Христа на Голгофу":

В левом алтаре, где до революции находилась икона Божьей Матери с младенцем, установили скульптуру Девы Марии:

В правый алтарь вернули статую святого Роха:

Золотогорский костел уникален тем, что его алтарная часть почти полностью занята органом:

Это неправильное расположение, в алтарной части должен быть алтарь, но в 1980-е годы, когда орган появился в храме, об этом никто не задумывался:

Перенести его невозможно из-за его размеров, менять на новый нецелесообразно - это один из лучших органов Беларуси, благодаря ему в костеле ежегодно проводится международный фестиваль органной музыки "Золотогорская лира":

К концу 2000-х храм оказался на грани обрушения - из-за прохудившейся крыши потолок здания пошел трещинами:

Стараниями прихожан были собраны средства, на которые строители полностью обновили крышу и заменили стропильную систему. Нагрузка на своды снизилась, храм был спасен:

Доски, оставшиеся после ремонта, лежат сегодня на заднем дворе храма:

Замена крыши - лишь первый шаг в реставрации здания, серьезных работ здесь не проводили с 1980-х:

Необходимо еще укрепить фундамент и стены, восстановить убранство:

На территории вокруг костела организовали мемориал в память о снесенном кладбище:

Старые могильные плиты, которые удалось найти и сохранить, разложили вдоль ограды:

На некоторых надгробьях до сих пор можно прочитать имена и годы жизни людей, лежавших когда-то под ними:

Община храма еще не до конца сформирована, приход восстановлен всего 10 лет назад, но потенциал для его роста есть - шестивековая история и статус первой католической общины Минска привлекают людей. Настоятели костела ведут активную просветительскую работу, организуют мероприятия, фестиваль органной музыки освещается в СМИ. Храм как птица Феникс в очередной раз возродился из пепла, у теперешней его реинкарнации есть все шансы стать домом старейшей общины города на долгие века вперед.

Нравится то, что я делаю? Поддержи проект:

Посты о Минске:

Это самая старая католическая община в городе, о которой сохранились документальные сведения . На пожертвования короля был построен деревянный храм на Троицкой Горе, однако в 1409 году храм сгорел дотла. Вновь отстроенный деревянный храм также погиб в пламени пожара в 1809 году. Существовали планы его восстановления, но из-за недостатка средств они не были реализованы. В 1832 году приходским храмом стала деревянная часовня Святого Роха на золотогорском католическом кладбище, построенная в 1796 году.

К середине XIX века деревянное здание бывшей часовни, ставшей храмом Пресвятой Троицы, сильно обветшало. Епископ А. Войткевич сумел получить разрешение на постройку нового каменного костёла, который был возведен за 3 года (1861-1864) по проекту академика Петербургской академии художеств М. Сивицкого. Храм в неоготическом стиле возводился на средства, полученные от сбора пожертвований, причём их собирали не только католики, но и представители других конфессий и религий в знак благодарности святому Роху , который, как считалось, спас город от эпидемии холеры . 1 ноября 1864 года церковь была освящена под двойным титулом: Успения Пресвятой Девы Марии и святого Роха. Однако сохранилось и продолжало использоваться и историческое название церкви Пресвятой Троицы. В правом алтаре храма находилась статуя святого Роха, перенесённая из старой часовни. Статуя была окружена широким почитанием, на праздник св. Роха 16 августа на Золотой Горке собирались тысячи паломников .

Последнее дореволюционное описание костёла датируется 1908 годом: «Костёл каменный, готической архитектуры, с 12 окнами, крыт железом, в длину 12,5 сажени, в ширину 4 и 2/3 сажени, в высоту около 5 саженей». Здание имело также двухэтажную башню, в которой размещались колокола - «Леонард», «Стефан» и «Бронислава». Над алтарём находилась старинная икона Божьей Матери с младенцем, рядом - изображение Святой Троицы. Боковые алтари носили имена святого Роха и святого Антония. В первом из них располагалась деревянная скульптура святого Роха, которая считалась чудотворной. У входа находилась ограда с воротами, выполненными в 1896 году. Неподалёку от костёла имелось несколько деревянных строений: дом лесника, богадельня, дровяной двор.

В 1922 году из костёла были реквизированы все ценности и богослужебная утварь. В 1930-е храм был закрыт, тогда же исчезла и почитаемая статуя св. Роха . В июне 1941 года Золотогорский костёл сильно пострадал от боевых действий. Богослужения возобновились на короткое время во время фашистской оккупации Минска, но сразу после окончания войны здание было приспособлено под книгохранилище.

В послевоенные годы кладбище вокруг здания храма было уничтожено, а вокруг построены жилые дома, после чего бывший храм оказался внутри квартала. После реставрации в 1983 году здание было взято под охрану и переделано в зал камерной музыки Белгосфилармонии . В апсиде в 1984 году установлен электрический орган чехословацкого производства, а окна украшены витражами .

С мая 1991 года в Троицком Золотогорском костёле Святого Роха снова возобновились богослужения в свободное от концертов время. В 1998 статуя св. Роха, выполненная из металла, была размещена в правом алтаре на том же месте, где располагалась исчезнувшая историческая. В 2006 году зал камерной музыки был закрыт, а здание было возвращено римско-католическому приходу Пресвятой Троицы (Святого Роха).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: