Примерные схемы периодов. Период, особенности его строения, виды каденций. Типичные аккорды каденций Что такое музыкальный период

Период (от греч. periodos - обход, круговращение, определённый круг времени) - простейшая композиционная форма, входящая в состав более крупных форм или имеющая самостоят. значение. Осн. функция П.- изложение относительно законченной муз. мысли (темы) в произв. гомофонного склада. Встречаются П. разл. структуры. Одна из них может быть определена как основная, нормативная. Это П., в к-ром возникает симметрия двух составляющих его предложений. Они начинаются одинаково (или сходно), но завершаются разл. каденциями, менее законченной в первом и более законченной во втором предложении. Наиболее распространённое соотношение каденций - половинная и полная. Окончанию на доминантовой гармонии в конце первого предложения отвечает окончание на тонике в конце второго (и периода в целом). Возникает гармоническое соотношение простейшей автентич. последовательности, что способствует структурной целостности П. Возможны и др. соотношения каденций: полная несовершенная - полная совершенная и т. п. В виде исключения соотношение каденций может быть обратным (напр., совершенная - несовершенная или полная - неполная). Встречаются П. и с одинаковыми каденциями. Один из распространённых вариантов гармонич. строения П.- модуляция во втором предложении, чаще всего в доминантовую сторону. Это динамизирует форму П.; модулирующий П. применяется исключительно как элемент более крупных форм.

Важную роль играет и метрич. основа П. Типичной для многих (но не всех) стилей и жанров европейской музыки является квадратность, при к-рой число тактов в П. и в каждом предложении равно степени числа 2 (4, 8, 16, 32). Квадратность возникает благодаря постоянной смене лёгкого и тяжёлого тактов (или, наоборот, тяжёлого и лёгкого). Двухтакты группируются по два в четырёхтакты, четырёхтакты - в восьмитакты и т. д.

На равных правах с описанной применяются и др. структуры. Они образуют П., если выполняют ту же функцию, что и осн. тип, а отличия в структуре не выходят за пределы некоей меры, зависящей от жанра и стиля музыки. Определяющие признаки этих вариантов - тип использования муз. материала, а также метрич. и гармонич. строение. Напр., второе предложение может не повторять первое, а продолжать его, т. е. быть новым по муз. материалу. Такой П. наз. П. неповторного или единого строения. Два неоднородных предложения также объединяются в нём сопряжением каденций. Однако П. единого строения может и не делиться на предложения, т. е. быть слитным. В этом случае нарушается важнейший структурный принцип П. И всё же построение остаётся П., если оно излагает опредсл. тематич. материал и занимает то же место в форме целого, что и нормативный П. Наконец, существуют П., состоящие из трёх предложений с самым разл. соотношением тематич. материала (а1 а2 а3; ab1b2; abc и др.).

Отклонения от осн. типа П. могут касаться и метрич. строения. Симметрия двух квадратных предложений может быть нарушена расширением второго. Так возникает очень распространённый расширенный П. (4 + 5; 4 + 6; 4 + 7 и др.). Реже встречается сокращение второго предложения. Существуют и П., в к-рых неквадратность возникает не в результате преодоления изначальной квадратности, а сама по себе, как свойство, органически присущее данной музыке. Такие неквадратные П. типичны, в частности, для рус. музыки. Соотношение количества тактов при этом может быть различным (5 + 5; 5 + 7; 7 + 9 и др.). По окончании П., после заключит. каденции, может возникнуть дополнение - построение или ряд построений, по своему муз. смыслу примыкающие к П., но не обладающие самостоят. значением.

П. часто повторяется, порой с рядом фактурных изменений. Если же изменения при повторении вносят нечто существенное в гармонический план П., в результате чего он завершается др. каденцией или в др. тональности, то возникает не П. и его вариантное повторение, а единая структура сложного П. Два сложных предложения сложного П.- это два бывших простых П.

П. возник в европ. проф. музыке в эпоху зарождения гомофонного склада, пришедшего на смену полифоническому (16-17 вв.). Большую роль в его формировании играли нар. и бытовые танц. и песенно-танц. жанры. Отсюда тенденция к квадратности, составляющей основу танц. музыки. В этом сказалась и нац. специфика муз. иск-ва зап.-европ. стран - в нем., австр., итал., франц. нар. песне также господствует квадратность. Для рус. протяжной песни квадратность нехарактерна. Поэтому органич. неквадратность широко распространена в рус. музыке (М. П. Мусоргский, С. В. Рахманинов).

П. в проф. инстр. музыке в большинстве случаев представляет начальную часть более крупной формы - простой двух- или трёхчастной. Лишь начиная с Ф. Шопена (Прелюдии, ор. 25) он становится и формой самостоятю произв. В вок. музыке П. завоевал прочное место как форма куплета в песне. Существуют и некуплетные песни и романсы, написанные в форме П. (романс С. В. Рахманинова "Здесь хорошо").

Литература: Катуар Г., Музыкальная форма, ч. 1, М., 1934, о. 68; Способин И., Музыкальная форма, М.-Л., 1947; М., 1972, с. 56-94; Скребков С., Анализ музыкальных произведений, М., 1958, с. 49; Mазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960, с. 115; Ройтерштейн М., Музыкальные формы. Одночастная, двухчастная и трёхчастная формы, M., 1961; Музыкальная форма, под общей ред. Ю. Тюлина, М., 1965 с. 52, 110; Mазель Л., Цуккерман В., Анализ музыкальных произведений, М., 1967, с. 493; Бобровский В., О переменности функций музыкальной формы, М., 1970, с. 81; Prout E., Musical form, L., 1893 (рус. пер.- Ppaут Э., Музыкальная форма, М., 1900, с. 17-31, 32-42, 75-94, 1917); Ratnеr L. G. Einghteenth century theories of musical period structure, "MQ", 1956, v. 42, No 4.

В. П. Бобровский

Периодом называется построение, выражающее относительно законченную мысль.

Первое предложение периода из двух предложений обычно оканчивается половинной или полной несовершенной каденцией, выражающей незавершённость мысли. Второе предложение обычно заканчивается полной совершенной каденцией, выражающей завершённость мысли. Но период может быть и незамкнутым, т.е. не заканчиваться даже половинной каденцией. Развиваясь как обычный период, он может в самом конце избежать каденции и перейти в следующий раздел формы (особенно часто в темах средних частей, эпизодах рондо и т.д.).

Период называется однотональным, если он заканчивается в той же тональности, в какой начат (не считая отклонений внутри него) и модулирующим, если в другой.

Период повторного строения – период, делящийся на два сходных по началу предложения. Период, не делящийся на предложения или делящийся на несходные по началу предложения, называется периодом неповторного строения. Неделимый на предложения период – период единого строения.

Период, состоящий из двух мелодических построений с разными каденциями, каждое из которых по своему внутреннему строению само является типичным периодом, называется сложным периодом.

Виды периода: из 2 предложений, из 3 предложений, из 4 предложений (сложный период), единого строения, особый период типа развёртывания (в старинной двухчастной форме).

Периоды из 2 и 4 предложений бывают квадратными (число тактов равно степени числа 2 – 4+4, 8+8) и неквадратными (5+5, 4+6 и т.п.). Распространены нарушения неквадратности: расширение (отодвигание каденции секвенциями, прерванным оборотом и т.п.), сжатии («досрочная» каденция), усечении (внезапное прекращение), дополнении (послекаденционное закрепляющее построение), вводном построении. Период может усложняться чертами других форм, в том числе 3-хчастно (1-е и 3-е предложения нормативные, второе серединного типа).

В песенно-танцевальной музыке периоды встречаются уже в 15-16 вв. С утверждением гомофонии (XVII-XVIII вв.) период служит основанием вех более крупных форм; начиная с эпохи романтизма период может быть и формой самостоятельного произведения.

В которой может быть написано целое произведение. Но чаще в форме периода пишется только раздел произведения, и очень часто музыкальная форма складывается из нескольких периодов, как из кубиков.

А вспомните, из каких «кубиков» состоит сам период? Ну конечно, это мотивы , фразы и предложения . Вот они в первом периоде Вальса Чайковского из «Детского альбома» (чтобы проще было разобраться, привожу только мелодию).

Довольно скоро

У этого периода есть одна особенность. Он начинается в ми-бемоль мажоре , а кончается в соль миноре . Такой период называется модулирующим . А период без модуляции называется однотональным . Запомним, что

В Вальсе период делится на два предложения, которые одинаково начинаются. Таких периодов в музыкальных произведениях очень много, и вам они наверняка встречались и в знакомых песнях, и в пьесах, которые вы играли по специальности. Этот период называется периодом повторного строения , потому что начало второго предложения повторяет начало первого.

А бывает, что второе предложение повторяет первое, но на других ступенях и даже в другой тональности, как в этой известной мелодии :

Пример 13
В. Шаинский. ПЕСЕНКА КРОКОДИЛА ГЕНЫ

Это похоже на секвенцию. Но между звеньями находятся другие фразы. Такой приём называется секвенцией на расстоянии и часто используется в периодах повторного строения вместо точного повторения.

Второе предложение отклоняется в другую тональность (соль минор), но она не закрепилась, — в конце возвращается основная тональность (ре минор), модуляция не состоялась, поэтому период однотональный , хотя и с отклонением в середине.

А бывает, что второе предложение совсем не повторяет первое, хотя схоже с ним по ритму и строению фраз. Это вам уже встречалось в марше В. И. Агапкина «Прощание славянки».

Такой период называется периодом неповторного строения .

Каждое предложение в периоде заканчивается кадансом — особым завершающим музыкальным оборотом наподобие точки или запятой в обычном языке. Заключительным кадансом — «точкой» — обычно заканчивается весь период (хотя и не всегда), а половинный каданс — «запятая» — часто бывает в конце первого предложения. Но иногда (как в последнем примере из «Прощания славянки») оба каданса заключительные. Очень редко встречаются периоды из трёх предложений. Но период может и вовсе не делиться на предложения, как в Менуэте из Симфонии № 40 В. А. Моцарта:

В этом периоде есть четыре фразы, но только один каданс — в самом конце. Такое безостановочное движение усиливает тревожный, напряжённый характер этой музыки.

Большинство периодов делится на предложения. Все виды таких периодов объединяются под названием классический период . Классический период (обычно повторного строения) из двух предложений по 4 или 8 тактов называют квадратным . А период, который нельзя разделить на предложения, называется периодом единого строения .

Теперь, когда вы узнали разные виды периодов, давайте определим, что такое период и какие бывают периоды.

А теперь творческое задание.

Упражнение 1

а) Досочините период повторного строения по заданной схеме, заполнив пустые такты:

;

б) Досочините период с секвенцией на расстоянии (шаг — кварта вверх)



Период (от греч. – обход, круговращение, определенный круг времени) – наименьшая законченная форма изложения музыкальной мысли (темы), входящая в состав более крупных форм или имеющая самостоятельное значение. В большинстве случаев период представляет собой начальный раздел более крупной формы – простой двух- или трехчастной. Лишь начиная с творчества Ф. Шопена (Прелюдии ор. 25) период становится формой самостоятельного одночастного произведения. Признаками границы периода являются: смена типа изложения, тематизма, фактуры.

Классический период состоит из 2-х предложений. Предложение – это наибольшая часть периода, завершенная каденцией . Каденция (или каданс) – мелодико-гармонический оборот, завершающий предложение и период. По положению в форме каденции подразделяются на серединные (завершающие предложение), заключительные (завершающие период) и дополнительные . По аккордовому составу различают автентические (T-D или D-T), плагальные (T-S или S-T) и полные (S-D-T) каденции, представляющие собой полный функциональный оборот. По степени завершенности различают половинные (не на тонике), полные (на тонике) и прерванные (D-VI) каденции. Полные каденции бывают совершенными и несовершенными . Если в полной каденции тоника представлена: 1) трезвучием 2) на сильной доле 3) в мелодическом положении примы , то каденция считается полной совершенной .

Основные типы периодов

Наиболее распространенный тип классического периода – квадратный период повторного строения, состоящий из двух, сходных по началу предложений . Квадратность в музыке – количество тактов, равное степени числа два (2, 4, 8, 16, 32, 64).

Если второе предложение периода начинается так же, как первое, но на другой высоте, то строение периода определяется как секвентно-повторное . Бетховен. Соната №3 для фп., ч. II; Соната №15 для фп., ч. II).

Если второе предложение не повторяет первое, а продолжает его, то период называется периодом неповторного строения .

Если период не делится на предложения, то его называют периодом единого строения или большим предложением. (Л. Бетховен, 32 вариации для ф-но, тема; Соната для ф-но № 6, ч.II). Здесь можно говорить о динамизированной экспозиционности, связанной с соответствующим характером тематизма.

Период может быть неквадратным. Обычно его структура представляет собой 4т. + 6т. В музыкознании это связывают с преодолением квадратности и называют расширенным периодом . Бетховен. Соната №3 для фп., ч. II).

Период может состоять и из 3-х предложений (Ф. Шопен. Прелюдия op. 25 №9).

Ладогармонические особенности периода также отражают его динамику. Модулирующий период применяется исключительно как элемент более крупных форм . Бетховен. Соната №15 для фп., ч. II; Соната №10 для фп., ч. II).

С ложный период состоит из двух простых периодов-предложений с полными заключительными каденциями в разных тональностях. Первый период-предложение обычно завершается кадансовой модуляцией в тональность доминанты.

После заключительной каденции в периоде может быть дополнение, не имеющее самостоятельного значения. Чаще всего оно представляет собой плагальный оборот (S T).

Задание: Найдите в произведениях своего репертуара начальные периоды, кадансовые обороты в них, проанализируйте их гармонию.

Литература

Абызова Е. Гармония. – М., 2008

Мазель Л. Строение музыкальных произведений. – М., 1979

Мясоедов А. Учебник гармонии. – М.,1980

Способин И. Музыкальная форма. – М.,1986

История и теория музыки

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ

Период. Типы периода.

Период – это наименьшее музыкальная форма, в которой излагается относительно законченная музыкальная мысль, завершённая каденцией. (Меньше периода законченной формы нет!)

(Каденция – это гармонический или мелодический оборот завершающего характера).

Типичная протяжённость периода – 8 или 16 тактов. Может быть 4 такта, если медленный темп, или (редко) 32 такта, если темп быстрый.

Применение:

Как часть более крупной формы

Как форма самостоятельного произведения

Как определить границы периода?

1. Об окончании можно судить по достаточной высказанности музыкальной мысли.

5. О завершении периода также свидетельствуют:

Каденции,

Ритмические остановки, паузы, цезуры,

Спад мелодической волны.

Внутренне устройство периода.

Период может делиться на предложения.

Предложение – это наибольшая составная часть периода, завершённая каденцией.

Типично сложение периода из 2-х предложений. 1-ое предложение завершается неустойчивой (не на тонике) серединной каденцией, она играет в музыке роль запятой. 2-ое предложение завершается устойчивой (на тонике) заключительной каденцией, она, соответственно, играет роль точки.

В зависимости от внутреннего устройства, различают несколько типов периода .

Типы периода:

1. Период повторного строения . Это период из 2-х предложений, которые отличаются только каденцией. Начала предложений одинаковые или очень сходные.

2. Период неповторного строения из 2-х предложений . Предложения однородные, однотипные, но тематически различные.

3. Период единого строения или большое предложение . В этом периоде одна каденция, на предложения он не делится.

4. Период из 3-х предложений . В нём возникают разные возможности соотношения предложений (aab – по типу повторного строения соотносятся 1-ое и 2-ое предложения, abb - по типу повторного строения соотносятся 2-ое и 3-ое предложения, abc – все предложения различны).

Предложения в периоде могут делиться на фразы . Фразы не завершаются каденциями, а отделяются друг от друга цезурой.

Фразы состоят из мотивов .

Мотив – это наименьшая часть музыкального произведения, по которому его ещё можно узнать. Обычно, это группа звуков вокруг одной сильной доли.

Понятие квадратности и неквадратности .

Квадратность – это метрическая структура, предполагающая в основе двутакт, возведённый в степень. Типичный квадратный период содержит 8 тактов. Он состоит из двух предложений по 4 такта. Каждое, в свою очередь, состоит из двух фраз по 2 такта.

Неквадратный период устроен иначе.

Неквадратность может быть органической , когда в основе периода лежит 3-хтакт или любое другое образование.

Неквадратность может быть неорганической, когда исходная квадратность нарушается введением дополнений или расширений .

Дополнение – это послекаденционное увеличение периода. Представляет собой построение заключительного характера, способствует закреплению устойчивости. Часто повторяет каденционный оборот. Размеры разные, дополнений может быть несколько.

Расширение – это докаденционное увеличение размеров периода. Всегда связано с наличием внутри периода развития музыкальной мысли. Часто на расширение приходится кульминация.

Простые формы.

Простые формы состоят из периодов (это может быть сочетание 2-х – 3-х периодов или периода и 1-ого – 2-х иных построений, не превышающих по размеру период). Главное отличие от периода – наличие развития.

Простые формы - это целая группа давно существующих, хорошо разработанных форм. Их называют также песенными, т. к. они сложились в европейском песенно-танцевальном фольклоре. Простые формы получили также широкое распространение в развлекательной музыке, где они активно используются вплоть до настоящего времени.

Две основные разновидности – простая двухчастная форма и простая трехчастная форма.

Простая 2-х частная форма.

Это форма, где 1-ая часть – период, 2-ая – или тоже период или замкнутое построение не сложнее периода.

Применение:

Песни и романсы

Инструментальные пьесы

Части более крупных фор.

Для простой 2-х частной формы характерна зависимость от бытовых жанров, поэтому характерна чёткость строения, опора на квадратность.

Существует 2 разновидности : репризная и безрепризная .

Первая часть простой двухчастной формы – период. Применяются простейшие типы периода: повторного строения, неповторного строения из двух предложений (другие редко).

Вторая часть репризной формы – состоит из 2-х разделов, они слитны, но ясно различимы. 1-ый раздел – развивающий, называется «середина». 2-ой раздел – завершающий, это реприза (повторение) одного из предложений начального периода, чаще второго.

Вторая часть безрепризной формы, в свою очередь, может быть контрастной и развивающей .

Контрастная строится на новом материале, это ещё 1 период (припев в песне).

Развивающая, как и в репризной форме, состоит из развивающего и завершающего разделов, но повторения (репризы) не содержит.

Простая 3-х частная форма.

Это форма где 1-ая часть период, остальные не сложнее периода и представляют собой: 2-я часть - «середину», построение развивающего или контрастного характера, а 3-я часть –репризу

Схема: aba.

Применение: (чрезывчайно распространена)

Самостоятельная пьеса

Номер в опере или балете

Часть цикла

Раздел более сложной формы.

Размеры колеблются – это может быть маленькая пьеска или, например, финал 6-ой симфонии Чайковского.

Существует 2 основные разновидности :

развивающая (т. е с серединой развивающего типа)

контрастная (т. е. с серединой контрастного типа).

Развивающая – однотемная, а контрастная – двухтемная. На практике преобладает развивающая, т. к. контраст не очень свойственен простым формам.

Первая часть простой трехчастной формы – период любого типа.

Вторая часть или середина развивающего типа использует материал начального периода. Ощущение развития создаётся неустойчивостью гармоний и некоторыми другими приёмами.

Вторая часть или середина контрастного типа – обычно период с новой темой. Встречается в тех случаях, когда развитие не требуется, например, в музыке картинного, пейзажного типа.

Реприза повторяет материал начального периода, но редко бывает точной. Изменения могут быть разными. В репризу могут проникать элементы как развивающего, так и завершающего характера. Поэтому тип периода может быть другим.

Особые виды простой 3-х частной формы:

1. С повторением частей:a:ba:

2. Трёхпятичастная ababa

3. Двойная трёхчастная ababa

4. Безрепризная трёхчастная abc

Сложные формы.

Основной принцип строения сложных форм в том, что они составлены из простых (а простые из периодов).

По своей природе сложные формы не могут содержать один музыкальный образ. Музыкальных образов в сложных формах два. Соответственно, содержание произведения, написанного в сложной форме, раскрывается через соотношение этих образов. Музыкальные темы при этом могут быть контрастны или сходны.

У сложных форм много конкретных развидностей :

Сложная двухчастая

Сложная трехчастная

Контрастно-составная

Концентрическая и т. д.

Самая распространенная - сложная трехчастная.

Сложная трехчастная форма.

Это репризная форма из трех частей, каждая из которых (или хотя бы первая) сложнее периода.

Схема ABA.

Данная форма подразумевает контраст между А и B, но в этом контрасте темы обнаруживают зависимость друг от друга. 2-ая тема (B) связана с первой тем, что строится на том, чего в 1-ой нет. Например, 1-ая тема (А) исполнялась tutti (все вместе), т. к. 2-ой теме надо быть контрастной, она будет звучать соло. (Если А - белое, то B –черное). Преобладающий образ, главная тема - A. Тема В - более подчиненная. То, что 1-ая тема

более яркая, энергичная, значительная - закон сложной трехчастной формы.

Применение.

Крупные симфонические произведения

Части сонатно симфонического цикла, прежде всего 3я часть

симфонии - менуэт или скерцо(эта часть сонатно-симфоничного цикла всегда 3х частная)

Арии, хоры из опер

Самостоятельные пьесы, марши, танцы.

Существуют две основные разновидности :

Сложная трехчастная форма со средней частью типа трио (B типа трио)

Сложная трехчастная форма со средней частью в стиле эпизод (В типа эпизод)

Первая часть сложной трехчастной формы: чаще простая двухчастная или трехчастная форма развивающего типа.

Вторая (или средняя) часть типа "трио ".

Трио отличается конструктивной четкостью и определенностью формы. Форма простая двухчастная, простая трехчастная и может быть период.

Трио – это не только определенная структура, но еще и характер музыки. Музыка трио всегда оживленная, с четким ритмом. (Медленных трио не бывает).

Трио всегда имеет индивидуальный облик. Когда оно начинается, мы слышим, что меняется тональность, фактура, инструментовка.

Трио вводится (начинается) без подготовки, скачком, после цезуры. Этим

подчеркивается тип контраста, а именно контраст-сопоставление.

Примечание: Существует два типа контраста:

Контраст сопоставление - это контраст превнесенный из вне.

Производный конраст - это результат развития, радикальное обновление того, что было раньше.

Как правильно трио замкнуто, имеет четкое окончание, цезуру, отделяющую его от репризы.

Вторая (или средняя) часть типа «эпизод» .

Эпизод - это неустойчивое построение с индивидуальным выполнением формы.

Как правило, плавно вытекает из первой части и плавно втекает в репризу. Встречается в медленной музыке, например, в медленных частях симфонии. Контраст с первой частью сильный, обычно это музыка беспокойная, взволнованная, возбужденная.

Третья часть, она же реприза .

Посвящена утверждению главной темы. Повторение может быть точным и

измененным. Как правило, в формах с трио реприза точная. В формах с эпизодом реприза измененная.

Что может меняться?

Реприза может быть сокращена. Может быть перепланирована. Может содержать изменения инструментовки, фактуры. Все для того, чтобы создать ощущение итога.

В сложной трехчастной форме часто встречается кода (отдельный завершающий раздел формы).

{A} {B} {A} {Coda}

Кода нужна для уравновешивания контраста. В коде часто совмещаются черты крайних частей и средней части.

Особые виды сложной трехчастной формы:

Сложная трехпятичастная:

{A} {B} {A} {B} {A}

Сложная двойная трехчастная:

{A} {B} {A} {B1} {A}

Промежуточная:

С двумя трио, следующими подряд:

Сложная двухчастная форма

Это форма из двух частей, каждая из которых сложнее периода.

Схема {A} {B}

Возникает контраст, который не снимается, т. к. не повторяется. Отсюда смысловая неопределенность, недосказанность, структурная неустойчивость.

Специфическое приминение .

В вокальной музыке, когда недосказанность является важным смысловым компонентом.

В программных инструментальных произведениях, где объединяющим моментом служит литературный сюжет.

Концентрическая форма.

Зеркально-симметричная многочастная форма, складывающаяся из частей, которые после центральной возвращаются в обратном порядке.

Применяется в пейзажной музыке, и очень часто в сказочно-фантастической музыке, когда описываются волшебные превращения (туда и обратно)

Форма рондо

Рондо - это форма, основанная на неоднократном (не менее трех раз) проведении главной темы в чередовании с отличными друг от друга эпизодами.

Число частей может быть различно, это не определяется правилом.

Повторяющаяся часть называется "рефрен", чередующиеся части называются "эпизоды".

Схема

A B A C A - пятичастная форма = Р Э1 Р Э2 Р

A B A C A D A - семичастная форма = Р Э1 Р Э2 Р Э3 Р

Рондо - не просто структура. Это еще и характер музыки, связанный с происхождением данной формы.

Рондо - одна из самых старых форм, произошедшая из народной песенно-танцевальной музыки. Предшественник – французские хороводные песни (фр. «рондо» означает «круг»). В этих песнях, в соответствии с танцевальным движением по кругу, повторялся припев. В средние века в форме рондо (с повторяющимся припевом) писались рыцарские песни.

И сейчас рондо сохраняет связь с бытовыми песенно-танцевальными жанрами. Оно всегда имеет танцевальный ритм, быстрый темп, жизнерадостный, иногда юмористический характер. Как правило, рондо пишутся в мажоре.

У родно три основных разновидности :

Старинное

Классическое

Послеклассическое

Старинное рондо (17 и нач.18 века).

Это музыка французских клавесинистов и Баха.

Применялось в самостоятельных пьесах и в частях сюит.

Складывалось из большого числа малоконтрастных частей. Последовательного развития при этом не было. (Франсуа Куперен позволял исполнителю переставлять эпизоды местами).

Рефрен тогда представлял из себя период и повторялся без изменений в основной тональности.

Эпизоды строились на новой теме или служили развитием рефрена).

Классическое рондо (конец 18 - нач. 19 века).

Это рондо венских классиков: Гайдн, Моцарт, Бетховен.

Главная идея венских классиков - это идея преобразования и развития. Она проникает и в рондо. В основание формы рондо кладут несложную музыкальную мысль (темы классического рондо танцевальные или песенные), которая получает сложное развитие. В этом развитии большую роль играют контрасты рефрена с эпизодами и эпизодов друг с другом.

Структура классического рондо устойчива: 5 частей. АВАВА

Применяется

В финалах, реже в других частях симфоний и сонат

Самостоятельные сочинения

Номера в операх

Рефрен в простой двухчастной форме, реже в трехчатсной форме, очень редко период.

При повторении рефрен может сокращаться или варьироваться.

Эпизоды: их всегда два, и они имеют разное значение. Первый эпизод - малосамостоятельный, контраст не сильный. Размер подобен периоду.

Второй эпизод - это центр формы. Он содержит основной контраст с рефреном. Форма устойчивая: или период или какая-либо из простых форм.

В классическом рондо бывают связки от эпизода к рефрену (способствуют непрерывности развития) и коды (являются итогом развития).

Послеклассическое рондо (от начала 19-го века вплоть до наших дней)

Объединяет множество разнохарактерных произведений. Можно отметить несколько тенденций развития этой формы.

1. Необычное применение. Например, по принципу рондо может строиться большая оперная сцена.

2. Чрезвычайное расширение образности. Рондо могут быть эпические, лирические, драматические, сказочные...

3. Свобода и индивидуальность решения формы. Количество частей может быть любым, даже четным, т. к. может быть пропущен один из рефренов. Рондо может закончиться эпизодом. Рефрен может проводиться не целиком.

Иногда основной акцент переносится на эпизоды. Так построен, например, фортепианный цикл Мусоргского "Картинки с выставки". Пьеса «Прогулка», играющая роль связки между другими пьесами - рефрен, а основные пьесы («картинки») - эпизоды.

Вариационная форма

Вариационная форма - это форма, состоящая из изложения темы и её неоднократных повторений в измененном виде.

Установленного количества частей нет, но вариаций должно быть не менее двух. Если вариации - самостоятельное произведение, то их может быть несколько десятков, если вариации входят в более крупное произведение – их может быть 2 - 4.

Схема

Применение.

Самостоятельное произведение

Части цикла, чаще медленные

Эпизоды в операх

Раздел более крупной формы

Существует 4 типа вариаций:

Фигурационные строгие

Жанрово-характерные свободные

Вариации на basso ostinato

Вариации на выдержанную мелодию

Фигурационные строгие вариации - еще называются классические или орнаментальные (от слова орнамент).

Использовались в 18 веке венскими классиками и в 19 веке в виде блестящих вариаций на темы из модных опер.

Тема в простой двухчастной, иногда трехчастной форме, редко период.

Строгая вариация - это измененное воспроизведение темы как целого.

Сохраняется форма и гармонический план.

Меняется мелодия - методом фигурационного или орнаментального варьирования. При использовании этого метода в мелодии сохраняются опорные точки. Они могут лишь смещаться на другие доли такта, переноситься в другой регистр. Расстояние между этими точками заполняется мелодическими фигурациями. Это, например, гамма, арпеджио, мелкие украшения, и всевозможные их комбинации.

В сопровождающих голосах тоже происходит оживление, за счет учащения ритмической пульсации и изменения фактуры. При этом используется принцип диминуции - уменьшения длительностей. Например, первая вариация излагается четвертями, вторая – восьмыми, третья – шестнадцатыми и т. д. Как правило, одна из вариаций содержит ладовый контраст, т. е если тема и все вариации в мажоре – она в миноре и наоборот.

Жанрово характерные свободные вариации .

Возникают в 19-ом веке и развиваются в 20-ом.

Тема - как в класических вариациях.

Свободная вариация - это относительно самостоятельная пьеса на материале

Принцип образования свободной вариации: из темы вычленяется составной элемент, а именно, мелодический оборот или гармонический оборот или даже ритм, и он остановится основой новой пьесы. Форма свободной вариации может быть любой, она не зависит от формы темы.

Определение «характерная» вариация подразумевает, что новая пьеса обладает

индивидуальным характером, не повторяющимся в других вариациях. Жанровая характерность возникает в том случае, если для индивидуализации в вариации используется конкретный жанр. Например, возникает вариация-марш, вариация-вальс, вариация-ноктюрн и т. п..

Вариации на выдержанный бас ( basso ostinato )

Это форма, основанная на многократном повторении темы в басу при постоянном обновлении верхних голосов. Таким образом, сама тема не меняется, меняется её окружение. Такие вариации называются косвенными.

Вариации на бас - одна из самых старинных форм профессиональной музыки, происходящая из церковных жанров (вариации на хорал). Первые образцы относятся к 13-ому веку. Расцвет приходится на эпоху Баха. В 19-ом веке применялась эпизодически. Возрождение наступает в 20 веке.

Применение.

Самостоятельные пьесы

Части более крупного целого

Часть из цикла

Отдельная пьеса

Сначала тема баса была простой по мелодии и ритму. Потом она стала более

протяженной и сложной. В Баховскую эпоху часто использовался нисходящий хроматический бас. (В эпоху барокко это был символ смерти).

В вариациях тема не изменяется, иногда слегка варьируется, переностся в другую тональность, или в другой голос. Наиболее распространенный прием развития – добавление контрапунктирующих голосов. Соответственно, характерна полифоническая фактура.

Вариации на выдержанную(неизменную) мелодию.

Это форма, основанная на варьировании сопровождения неизменяемой мелодии, проводимой в одном из верхних голосов.

Тоже старинная форма. Достигла расцвета в 19 веке. Особенно широко применялась русскими композиторами в связи с развитием песенных тем (поэтому ее еще называют «глинкинские вариации»). При неизменной мелодии варьирование осуществляется за счет изменениея аккордов, фактуры, оркестровки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: