Иудеи и христиане: в чём заключается разница между ними. Может ли еврей быть христианином

Сравнительный анализ христианства и иудаизма.

Начиная сравнительный анализ христианства и иудаизма, зададимся вопросом, что такое религия. Религия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). В толковом словаре русского языка дается следующее определение: Религия - одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. В словаре Брокгауза и Ефрона отмечается, что религия - это организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам. Несмотря на различие определений, все они сводятся к тому, что религия – мировоззрение, опирающееся на веру в сверхъестественные силы, попытка объяснить происхождение человека и окружающих его явлений через божественную сущность, являющуюся творцом всего живого. Религия как форма сознания зародилась на ранней родоплеменной стадии развития человека. В то время религия была представлена тремя формами – тотемизм, анимизм и фетишизм. Тотемизм – вера в связь между племенем с одной стороны и каким-либо животным или растением с другой. Анимизм – вера в духов и душу, одухотворение всего живого. Фетишизм – почитание материальных предметов, наделенных божественной сущностью.

По мере развития общества менялось и мировоззрение – начинают появляться политеистические религии, в основе которых лежит вера во множество богов, являющихся олицетворением сил природы, в их деяния, формируется представление о загробном мире, о душе и ее существовании после смерти. Многие из политеистических религий сохранились и в наше время – даосизм, индуизм, зороастризм.

В настоящее время в мире распространены следующие виды религий:

1. Родоплеменные религии – религии, продолжающие существовать у народов, имеющих архаичные формы общества, например у аборигенов Австралии.

2. Политеистические религии – вера в пантеон богов (буддизм, даосизм)

3. Монотеистические религии – в основе таких религий лежит вера в одного бога. К числу таких религий относится христианство и индуизм.

В данной работе речь пойдет о сходстве и различии между христианством и иудаизмом. Рассмотрим каждую из этих религий поподробнее.

1. Общая характеристика христианства и иудаизма.

Иудаизм – древнейшая монотеистическая религия, зародившаяся около 2000 года до нашей эры. Само понятие происходит от греческого ioudaismos, введенного в употребление грекоязычными евреями около 100 лет до н.э., чтобы отличить свою религию от греческой. Название восходит к Иуде, четвертому сыну Иакова, род которого, объединившись с родом Вениамина, образовал Иудейское царство со столицей в Иерусалиме. Религия – важнейший элемент еврейской цивилизации. Именно иудаизм помогал евреям выжить в условиях утраты национально-политической идентичности.

Иудаизм прошел длительный путь развития от эпохи, для которой было характерно обожествление сил природы, веры в различие чистых и нечистых животных, различных демонов и табу до религии, положившей начало христианству. Авраам был первым, кто признал природу единственного Бога. Согласно Библии для Авраама Бог – верховное существо, не нуждающееся в жрецах и храмах, он всеведущ и вездесущ.

Иудаизм значительно трансформировался при Моисее. Источники позволяют нам сделать предположение, что Моисей был образованным человеком, воспитавшемся в условиях высокоразвитой египетской культуры. Религия получила форму поклонения Богу Яхве. Этика, социальные аспекты еврейской жизни и вероучения заложены в священной книге Торе – пятикнижии Моисеевом, которое согласно традициям было даровано еврейскому народу на горе Синай. Примечательно, что еврейское вероучение не содержит догматов, принятие которых обеспечивало бы еврею спасение, большее значение придается поведению, чем вероисповеданию. Тем не менее есть принципы, являющиеся общими для всех представителей иудаизма – все евреи верят в реальность Бога, в его единственность, вера выражается в ежедневном чтении молитвы «Шема»: «Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – един».

Бог – Творец всех вещей во все времена, он – непрерывно мыслящий Разум и постоянно действующая Сила, он универсален, он правит всем миром, единственным, как и он сам. Именно он установил не только естественное право, но и законы морали. Он освободитель людей и народов, он спаситель, помогающий людям избавиться от невежества, грехов и пороков – гордости, эгоизма, ненависти и вожделения. Но для того, чтобы добиться спасения не достаточно только всепрощения Бога, каждый человек должен бороться со злом внутри себя. Спасение не достигается лишь благодаря действиям Бога, от человека требуется содействия в этом. Бог не признает злого начала или власти зла в мироздании.

Человек сотворен по образу и подобию божиему, а потому никто не может стоять посредником между человеком и Богом. Евреи отвергают идею об искуплении, считая, что за свои деяния человек должен ответить непосредственно перед Богом. Ни один человек не должен служить Богу за вознаграждение, но за праведную жизнь Яхве наградит его и в этой жизни и в будущей. Иудаизмом признается бессмертие души, но между приверженцами разных течений существует спор относительно воскресения мертвых. Ортодоксальный иудаизм считает, что оно произойдет с приходом Мессии, реформисты эту идею полностью отвергают.

Большинство исследователей религий считают, что христианство зародилось как одно из течений иудаизма около 2000 лет назад в Иудее. В основе христианства лежит учение о богочеловеке Иисусе Христе, пришедшем в этот мир, чтобы принести людям законы праведной жизни. Его смерть и последующее воскрешение повлияли на всю судьбу человечества, а его проповедь повлияла на формирование европейской цивилизации. Христианство также провозглашает единобожие, но вместе с тем основные направления христианства придерживаются положения о божественной троице. Бог - одно высшее существо, но выступающее в трех ипостасях: Бога отца, Бога сына и Бога Святого Духа.

Воскресение Христа знаменует для христиан победу над смертью и вновь обретённую возможность вечной жизни с Богом. Воскресение – отправная точка для Нового Завета, отличие которого от Ветхого Завета состоит в том, что Бог есть Любовь. Христос говорит: «Заповедь новую даю вам: да любите, друг друга, как Я возлюбил вас». В Ветхом Завете Бог – закон.

Одно из главных таинств христианства – причастие, основанное на евхаристии (претворение хлеба и вина в тело и кровь Христа) и приобщение верующих к Богу через вкушение божественных даров. Основные положения религии заложены в Библии, состоящей из двух частей: Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет взят из иудаизма и тождественен с еврейским Танахом. Вторая часть – Новый завет зародилась уже в русле христианства; она состоит из 27 книг: книги «Деяния апостолов», четырех вариантов евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), 21-го послания апостолов, представляющих собой письма Павла и других учеников Христа ранним христианским общинам, и Апокалипсиса, в котором раскрывается дальнейшая судьба человечества.

Основная идея христианства - идея спасения от греха. Все люди грешны и это уравнивает их. Христианство привлекало людей обличением испорченности мира и справедливости. Им было обещано царство божье: те, которые здесь первые - там станут последними, а последние здесь - там будут первыми. Зло будет наказано, а добродетель вознаграждена, высший суд свершится и каждому будет воздано по делам его. Проповедь Евангельского Христа призывала не к политическому сопротивлению, а к нравственному самосовершенствованию.

2. Сходство и различие между христианством и иудаизмом на теологическом уровне.

Первым и самым важным сходством христианства и иудаизма, а точнее точкой пересечения этих двух религий является Ветхий Завет, получивший в еврейской религии название Танах. Для того, чтобы понять, как много точек прикосновения в еврейском и христианском канонах необходимо рассмотреть их поподробнее. Начнем с иудейского канона, так как именно он лег в основу христианского канона.

Танах – принятое у евреев название священного писания. Примечательно даже само название произведения: ТаНаХ – акроним, зашифрованное название трех разделов еврейского священного писания. Первая часть Т анаха – Тора (Пятикнижие Моисеево) состоит из пяти частей: Бытие , в которой рассказывается о сотворении мира Богом и создании семьи, Исход – говорится о исходе евреев из египта, получении ими закона на горе Синай и оформлении их как народности, Книга Левит , в которой даются рекомендации по храмовой службе и образовании священников, Книга Чисел , представляющая собой описание скитаний евреев по пустыне, и, наконец, Второзаконие – предсмертная речь Моисея, в которой он повторяет содержание предыдущих книг.

Вторая часть Тан аха – Невиим книга Пророков, в которой рассказывается о деяниях пророков. И, наконец, третья Танах а– Хтувим содержит в себе псалмы и притчи, традиционно ее авторство приписывается царю Соломону. Многие древние авторы насчитывают в Танахе 24 книги. Еврейская традиция подсчёта объединяет 12 малых пророков в одну книгу, а также рассматривает пары Самуила 1, 2, Царей 1, 2 и Хроники 1, 2 за одну книгу. Также объединяются в одну книгу Эзра и Нехемья. Кроме того, иногда условно объединяют пары книг Судей и Рут, Иеремии и Эйха, так что общее число книг Танаха приравнивается к 22 по числу букв еврейского алфавита.

Христианский канон был основан на так называемой Септуагинте, что в переводе с греческого языка обозначает перевод семидесяти двух старцев. Септуагинта – это перевод Ветхого Завета на греческий язык, датируемый III – II веками до нашей эры. Греческое предание говорит о том, что царь Птолемей II Филадельф захотел приобрести священные писания иудеев в греческом переводе для своей библиотеки в Александрии и обратился к первосвященнику Элеазару. В ответ на просьбу первосвященник послал Птолемею семьдесят два ученых раввина, каждый из которых должен был перевести пятикнижие самостоятельно. История перевода пятикнижия на нееврейский язык приведена и в Талмуде, правда, в немного другом контексте. Принципиальное отличие легенды заключается в том, что дерзкий царь Талмай (так по-еврейски был назван Птолемей) захотел даром получить Тору, поэтому он заставил раввинов-полиглотов заняться ее переводом, велев запереть их поодиночке в кельях, чтобы они не смогли сговориться между собой. Отметим, что историки не отрицают данную легенду, обращая внимание на то, что Тора могла быть переведена и по просьбе еврейской общины, жившей в Греции, для изучения и ведения богослужения на греческом языке. Септугианта содержит перевод всех книг с еврейского канона. Содержание книг и то, что первой частью в обоих канонах является пятикнижие и есть основное сходство между религиями.

Несмотря на идентичное содержание, между Библией и Танахом существует немало различий. Во-первых, вторая и третья часть Танаха распределены по жанрам иначе в Ветхом завете. Александрийский канон состоит из четырех частей: пятикнижия, в котором содержатся законоположительные книги и прощальная речь Моисея, исторические книги – Книга Иисуса Навина, книги царств и Есфирь, поэтические книги, куда включена книга Иова, книга притчей Соломоновых, книга Екклисиаста и, наконец, пророческие книги (Книга пророка Исайи – Книга пророка Малахии). Кроме того, увеличено число книг – добавлены Премудрость Соломонова, книги Товита и Юдифи, Премудрости Соломоновой и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Варуха и Послание Иеремии, а также 2 книги Ездры.

В еврейской Библии отсутствует Новый Завет. Сам Иисус не оставил после себя ни одного произведения – его проповеди были записаны учениками и последователями. Первые четыре книги названы евангелиями и принадлежат перу четырех последователей Иисуса, остальная часть Нового Завета представлена эпистолярным жанром – это различные послания церквям, несколько посланий частным лицам и одно анонимное послание евреям. Отдельно следует выделить такую часть Нового Завета как деяния апостолов, в ней рассказывается о расширении влияния христианской церкви, о ее сподвижниках. В целом Новый Завет состоит из 27 книг. По мнению многих историков, Новый Завет был создан на греческом койне, это объясняется тем, что данный язык был известен большинству населения Римской империи (использование малознакомого населению еврейского языка не принесло бы популярности учению).

Хотя многие исследователи и признают христианство «дочерней религией» по отношению к иудаизму, отметим, что личность Иисуса не упоминается ни в одном из иудейских источников, сторонники иудаизма не признают его мессией и не считают его сыном Бога. Данное противоречие во взглядах долгое время было основанием для вражды между представителями двух религий, к сожалению, проблема окончательно не решена и сейчас.

Следующее отличие связано с понятием мессии в обеих религиях. С еврейского мессия переводится как помазанник, освободитель. По иудаистским представлениям мессия – это не посланник небес, а земной царь, правящий на земле по воле Бога. Это обычный человек, рожденный от земных родителей. Он наделен огромными достоинствами: способен интуитивно отличить правду от лжи, победит зло и тиранию. Он освободит Израиль от преследований, положит конец рассеиванию народа, прекратит всякую ненависть между людьми, поможет человечеству избавится от греха, что приведет человечество к вершине нравственного совершенства. Примечательно, что в текстах писания говорится о том, что мессия должен прийти до утраты самоуправления и законодательства древней Иудеи. Он должен быть красноречив подобно царю Давиду и происходить из колена Иудина.

Христианство восприняло большинство мифов о Машиахе, воспроизведя их в Новом Завете. Для христиан Иисус и есть долгожданный мессия. Он рожден от земной женщины, происходит из колена Иуды и, как свидетельствует Священное Писание, был потомком царя Давида. Здесь мы видим небольшую трансформацию мифа еврейской библии – Танах не указывает на то, что мессия произойдет из рода Давида, данное родство скорее метафора для характеристики избранника.

Само слово Христос – калька с греческого языка, обозначающая мессию. Однако в христианстве понятие «мессия» приобретает принципиально иное значение. Для христиан Иисус уже не земной царь, а богочеловек, вторая ипостась Бога; он пришел в этот мир для того, чтобы скрепить новый договор между людьми и Богом. И вся биография его показана с точки зрения его: он родился от девственницы (что в большинстве древних восточных религий указывало на божественное происхождение ребенка), совершил ряд чудес, доказывающих его божественное происхождение (Новый Завет повествует о том, как Христос превратил воду в вино, накормил семью хлебами огромное количество народа), наконец, сама его смерть указывает на божественное происхождение – на третий день после распятия Иисус воскресает и возносится на небо.

Пророчества Ветхого Завета о мессии по христианству исполнятся во времена второго пришествия Христа. Он придет на Землю уже не как человек, но как правая рука Бога, как судья, который будет судить всех людей. Те, кто верил в него и в его второе пришествие будут спасены и будут жить в раю, а неверующие попадут в геенну огненную. Дьявол будет побежден и наступит предсказанное в Ветхом Завете время без грехов, лжи и ненависти.

Очевидно, что, несмотря на общее происхождение, само понятие мессия в двух религиях воспринимается по-разному. Сторонники иудаизма не смогли принять Иисуса как мессию, так как с их точки зрения он не выполнил своих функций. Он не принес евреям политическую свободу, а наоборот, сам был распят римским прокуратором; он не очистил землю от ненависти и зла, в подтверждение этому давались многочисленные примеры уничтожения ранних христиан римскими войсками, не приняли они и его казнь, как проявление божественной воли – в те времена казнь на кресте была самым позорным видом казни, а мессия не мог быть уничтожен как простой бунтовщик. С точки зрения иудаистов мессия еще не пришел, и они ждут его до сих пор.

Следующим принципиальным различием в содержании двух религий является идея первородного греха.

В начале книги Бытия – общей книги для евреев и христиан рассказывается о сотворении первого человека и о жизни его в Эдемском саду. Именно там Адам совершил свой первый грех, вкусив плод от дерева познания Добра и Зла. Последствия этого греха, с точки зрения и иудаизма и христианства, человек несет на себе до сих пор. В остальном точки зрения этих двух религий расходятся.

Христианство считает, что вина за первородный грех наследственная, и человек, появлявшийся на свет до пришествия Христа, рождался с этим грехом. Искупление от этой вины дал людям Иисус, пожертвовав собой ради них на кресте. В этом и заключается смысл первого пришествия Иисуса на землю.

Человек освобождается от первородного греха, приняв крещение. Человек, не прошедший данный обряд, как бы праведно он не жил, несет на себе первородный грех и не сможет попасть в Рай.

Для иудаизма не приемлема сама идея первородного греха. Потомки Адама, несомненно, несут на себе последствия его грехопадения, но это выражается в трудностях, которые выпадают на долю человека на протяжении всей его жизни. Иудаизм учит, что каждому человеку от рождения дается чистая душа, он с младенчества предрасположен как к греху, так и к праведной жизни. Человек сам решает, грешить ему или нет, сам отвечает за свои поступки и сам несет ответственность за свои грехи, не отвечая ни за первородный грех Адама, ни за порабощенность дьяволу.

Существует еще один теологический вопрос, в котором принципиально расходятся иудаизм и христианство. Сущность этого вопроса заключается в свободе воли ангелов.

Если мы возьмем любой христианский текст, то увидим, что ангелы не только существа, наделенные свободной волей, но и существа, стоящие выше человека. То же можно сказать и о демонах. Демоны – это падшие ангелы, последовавшие в ад за Люцифером. Основная их функция – искушать человека, ввергать его в грех, чтобы потом получить в аду его бессмертную душу. Понятие это восходит к самым истокам христианства и не изменило своего значения до наших дней. Например:"Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола" – утверждается в "Новом Завете" (1-е Послание Иоанна, 3:8).

В книге В. Н. Лосского «Догматическое Богословие» приводится следующая картина борьбы ангелов и демонов: «Зло имеет своим началом грех одного ангела, Люцифера. И эта позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха – гордость, которая есть бунт против Бога. Тот, кто первым был призван к обожанию по благодати, захотел быть богом сам по себе. Корень греха – это жажда самообожания, ненависть к благодати, ибо бытие его создано Богом; мятежный дух начинает ненавидеть бытие, им овладевает неистовая страсть к уничтожению, жажда какого-то немыслимого небытия. Но открытым для него остается только мир земной, и поэтому он силится разрушить в нем Божественный план, и, за невозможностью уничтожить творение, силится хотя бы исказить его (то есть разрушить человека изнутри, совратить его). Драма, начавшаяся на небесах, продолжается на земле, потому что ангелы, оставшиеся верными, неприступно закрывают небеса перед ангелами падшими».

Ангелы и демоны в иудаизме не мыслятся, как существа, наделенные своей собственной волей, это своеобразные орудия, служебные духи, которые выполняют определенную миссию и лишены своих собственных интересов. Так Сатана провоцирует человека на дурные поступки, записывая их. На Божественном суде он предстает как обвинитель человека, воспроизводя перечень грехов, совершенных человеком в течение его жизни, но не как антагонист Бога, стремящийся получить в свои владения как можно больше душ.

Обратим внимание, что в этом вопросе затронут не только теологический, но и психологический аспект – взгляд религии на место человека в космосе, а также различие взглядов на ответственность человека за свои поступки.

В христианском мировоззрении над человеком стоят высшие существа – ангелы, направляющие человека на путь истинный и демоны, которые стремятся помешать человеку идти по этому пути. За царящее в мире зло человек не отвечает, так как зло – дело рук дьявола. В Танахе мы видим совершенно иное мировоззрение. Согласно еврейскому священному писанию каждый человек должен осознавать, что ради него создается этот мир, человек является полноправным участником в творении.

3. Сходство и различие в богослужении между иудаизмом и христианством

Историки отмечают такой факт, что до разрушения Храма в 70-м году между христианской и иудаистской литургией было много общего, более того, христиане могли принимать участие в иудаистском богослужении. Но, несмотря на разрыв, произошедший между христианством и иудаизмом, первая религия сохранила немало схожих черт.

Так, например, во всех течениях христианства сохранилось чтение Нового и Ветхого Завета во время литургии, восходящее к чтению Торы и книги Пророков в синагоге. В иудаизме существует такое понятие как недельная глава, под которой подразумевается чтение отрывка из пятикнижия каждую субботу. Все пятикнижие разделено на 54 части и читается на протяжении всего года. Иногда, чтобы уложиться в годичный цикл, в субботу читают по два отрывка из Торы. Примечательно, что в иудейские праздники, также как и в праздники христианские, читается глава из Торы, посвященная этому событию.

Немалую роль в литургии обеих религий занимает чтение псалмов. Псалтырь – библейская книга Ветхого Завета, содержащая излияния восторженного верующего сердца при жизненных испытаниях. В иудаизме псалтырю соответствует Тегилим, расположенный в начале третьей части Танаха. Два вступительных псалма задают тон всей книге, все псалмы сложены по правилам еврейской поэзии и часто достигают изумительной красоты и силы. Поэтическая форма и метрическая организация Псалтири основана на синтаксическом параллелизме. Он объединяет или синонимические вариации одной и той же мысли, или общую мысль и её конкретизацию, или две противоположные мысли, или, наконец, два высказывания, находящиеся в отношении восходящей градации.

По содержанию среди текстов Псалтири различаются жанровые разновидности: наряду с прославлением Бога встречаются мольбы (6, 50), проникновенные жалобы (43, 101) и проклятия (57, 108), исторические обзоры (105) и даже брачная песнь (44, ср. «Песнь песней»). Некоторые псалмы отличаются философски медитативным характером, например 8-й, содержащий теологические размышления о величии человека. Однако Псалтыри как целостной книге присуще единство жизневосприятия, общность религиозных тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытующему глубины человеческого сердца. Псалмы как литературный жанр находятся в русле общего развития ближневосточной лирики (псалом 103 близок к египетским гимнам Солнцу эпохи Эхнатона), но выделяются своим резко личностным характером. Жанр псалмов разрабатывался в иудейской литературе и позднее (так называемые Соломоновы псалмы, I век до н. э.). В Танахе книга Тегилим разделена на пять книг. Первую составляют псалмы 1-40, вторую - 41-71, третью - 72-88, четвёртую - 89-105, пятую - 106-150. Отметим, что чтение псалмов в храме и дома является неотъемлемой частью богослужения.

Говоря о богослужении также нельзя не отметить, что некоторые христианские молитвы пришли из иудаизма. Например еврейская молитва Каддиш начинается словами «Да возвеличится и освятится великое имя Его », сложно не заметить, что она пересекается с фразой «Да светится имя Твое» с православной молитвы Отче наш. Даже элементы многих молитв созвучны с иудейскими, например Аминь, распространенное в православии восходит к еврейскому Амен (что в переводе означает исполнитель) и призвано подтверждать истинность произнесенных слов; аллилуйя восходит к еврейскому халелу –Йах (буквально хвалите бога Яхве) – молитвенное хвалебное слово, обращенное к Богу; осанна восходит к хошанна (мы молим), используемое в обеих религиях как хвалебное восклицание.

Таким образом, между христианством и иудаизмом немало сходства это обуславливается прежде всего тем, что христианство является дочерней религией по отношению к иудаизму. Священная книга иудаизма Танах является составной книгой Библии, общими являются и некоторые молитвы, заимствованные в эпоху раннего христианства и молитвенные формулы (аминь, осанна и аллилуйя). Но, несмотря на многочисленные сходства, между этими религиями существует и немало различий. Евреи не воспринимают Христа как мессию, не признают его божественной сущности, не признают первородный грех, не считают ангелов и демоном высшими существами, стоящими над человеком.

Список используемой литературы

1. Беленький М.С. Что такое Талмуд.1963г. – 144с 2. Библия. Издат «Российское библейское общество». 2007. – 1326с. 3. Вейнберг Й. Введение в Танах. 2002. – 432с4. Зубов А. Б. История религий. М. 1996г. – 430с. 5. Религии мира. Издат. “Просвещение” 1994г.

Иудаизм и христианство

Отношение христианства к иудаизму нельзя сравнить с его отношениями с любой другой религией. В сущности христианство и иудаизм - две ветви одной и той же религии - библейской религии, на что указывает как минимум то, что у христиан и иудеев одно и то же Писание. И, конечно, больше: Израиль, Богоизбранный народ - неустранимый элемент христианской теологии. Иисус был благочестивым иудеем. Очевидно, что нет ничего более противопоказанного христианству, чем антисемитизм: «семитизм» вписан в христианство, так сказать, «вечно»; но почему тогда антисемитизм - такая застарелая болезнь христиан? Христианство есть не отмена, а завершение иудаизма, такой иудаизм, где уже не ждут Мессию, а верят, что Он пришел. И тут возникает, конечно, самый главный вопрос: почему Богоизбранный народ в большинстве своем не принял Мессию? Что означают тогда слова Павла, о том, что «весь Израиль спасется»? Что происходит с Заветом Бога и Израиля после Воскресения Иисуса? Второй Храм разрушен, жертвоприношения не совершаются уже две тысячи лет - иудаизм «проиграл»? При этом Тора распространена среди всех народов мира - иудаизм «выигрывает»? Разве это не принципиально важно и для христианского, и для иудейского богословия?

Иудеи у Стены Плача

Так или иначе вот уже много веков Израиль пребывает в рассеянии среди христианских народов. Двухтысячелетняя история еврейской диаспоры закончилась Шоа… После этого христиане (европейцы вообще) не имеют больше права оставаться антисемитами. Запрет антисемтитизма однако стал часто пониматься как запрет вообще критиковать евреев. Один из эффектов Шоа - создание государства Израиль: его критиковать нельзя. Ситуация парадоксальная: когда евреи существовали как диаспора, критиковать их действительно было аморально: но именно тогда историю иудео-христианских отношений в большинстве своем можно свести к антисемитизму. Антисемитизм стал абсолютно табуирован именно после создания государства Израиль: то есть именно тогда когда Израиль не только можно, но и морально надо критиковать (как любое государство). Иными словами, дискриминация евреев сохранилась, но стала позитивной (в частности это видно в выражениях вроде «Гитлер хотел уничтожить всех евреев» - да конечно, но еще и цыган: почему геноцид цыган потряс мир совсем не так сильно, как геноцид евреев?).

Обо всем этом хорошо писал Бадью в «Направленности слова «еврей»»: «еврей» когда-то означало: «эмансипация», «борьба с угнетением», «равноправие» - короче, было словом из левого спектра; теперь же «еврей» скорее рифмуется с «война», «сегрегация», «государство» - короче, со словом из правого спектра. Богословски мы можем схватить это так: нам нужно дополнить «богословие после Освенцима» «богословием после создания государства Израиль».

Так или иначе, сегодня мы предлагаем довольно увесистую подборку книг, статей, лекций о иудео-христианских отношениях.

Израиль расстреливает демонстрацию палестинцев на границе (2018)

Книги

Шоа - событие, которое навсегда изменило христианско-иудейские отношения, европейский антисемтизм доразвился до абсолютного зла и схлопнулся (как хочется верить: хотя можно было бы сказать, что если в той или иной стране воспроизведутся условия Веймарской Германии, то эти условия воспроизведут и аналог нацизма). В сборнике Социально-политическое измерение христианства» вы найдете раздел «Христиане и евреи после Освенцима», где собраны несколько статей современных мыслителей. Самое интересное здесь - связка Шоа с проблемой создания государства Израиль, где евреи впервые за много веков стали политической силой, как и всякая политическая сила, угнетающая своих «врагов». «Богословие после Освенцима» должно иметь в себе такой элемент как «еврейская теология освобождения»: евреи после своей Катастрофы и палестинцы после своей : Шоа и Накба (парадоксальным образом зло, причиненное европейцами евреям отразилось в зле, причиняемом евреями палестинцам).

Лекции

Вот, что вы в них найдете:

Праведный Иоанн Кронштадтский - знаменитый отзыв на еврейский погром в Кишиневе: «Какое недомыслие или непонимание величайшего праздника христианского, какое тупоумие русских людей! Какое неверие! Какое заблуждение! Вместо праздника христианского они устроили скверноубийственный праздник сатане».

Ф. М. Достоевский . Дневник писателя. Величайший, быть может, христианский писатель… был антисемитом. Что ж, и это тоже надо знать.

Николай Лесков . «Еврей в России» - текст другого великогохристианского писателя.

«Из духовных книг евреев, которые чтит и христианство, мы знаем, что по библейскому представлению судьбою евреев занимался сам Егова. Евреи Его огорчали, изменяли Ему, «предлагалися богам чуждым - Астарте и Молоху», и Егова наказывал за это то домашними несчастиями, то пленом и рассеянием, но, однако, Он никогда не отнял от них надежды Отчего прощения».

В. С. Соловьев . «Еврейство и христианский вопрос», «Новозаветный Израиль», «Протест против антисемитского движения в печати», «Письмо В. С. Соловьева к автору (Вместо предисловия) <к книге Ф. Б. Геца «Слово подсудимому»>».

«Доказать евреям, что они ошибаются, можно только фактически – осуществляя на деле христианскую идею, последовательно проводя ее в действительную жизнь. Чем полнее христианский мир выражал бы собою христианскую идею духовной и универсальной теократии, чем могущественнее было бы воздействие христианских начал на частную жизнь христиан, на социальную жизнь христианских народов, на политические отношения в христианском человечестве – тем очевиднее опровергался бы иудейский взгляд на христианство, тем возможнее и ближе становилось бы обращение евреев. Таким образом, еврейский вопрос есть вопрос христианский ».

Василий Розанов - главный юдофил и главный антисемит русской мысли, бросаясь из крайности в крайность, философ оставляет нас в недоумении относительно своего отношения к евреям. Поддержав один раз «кровавый навет», другой раз он призывает вернуться к Ветхому Завету и учиться у евреев жить… Может быть бред, может быть «диалектика»: «Юдаизм», «Иудейская тайнопись», «Есть ли у евреев «тайны»?», «Еще об иудейской тайне», «Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови», «Кое-что «про себя», «В соседстве Содома (Истоки Израиля)», «Ангел «Иеговы» (Истоки Израиля)», «Европа и евреи», «Почему на самом деле евреям нельзя устраивать погромов?».

Д. С. Мережковский . Еврейский вопрос как русский.

«Тяжело, больно, стыдно…

Но и сквозь боль и стыд мы кричим, твердим, клянемся, уверяем людей, не знающих таблицы умножения, что дважды два - четыре, что евреи - такие же люди, как и мы - не враги отечества, не изменники, а честные русские граждане, любящие Россию не меньше нашего; что антисемитизм - позорное клеймо на лице России.

Но, помимо крика, нельзя ли высказать одну спокойную мысль? Юдофобство с юдофильством связано. Слепое отрицание вызывает такое же слепое утверждение чужой национальности. Когда всему в ней говорится абсолютное «нет», то возражая, надо всему сказать абсолютное «да».

В. И. Иванов . К идеологии еврейского вопроса.

«Мы до такой степени запутали, исказили и перезабыли все святое и правое предание, так отвыкли мы вникать разумом в затверженные наизусть ясные слова стародавней правды, что парадоксом может показаться утверждение: чем живее и глубже в христианине церковное сознание…, тем живее и глубже чувствует он себя, как сын Церкви, - не скажу только филосемитом, - но поистине семитом в духе».

Н. А. Бердяев . «Судьба еврейства», «Еврейский вопрос как вопрос христианский».

«Еврейский вопрос есть вопрос христианского призвания русского народа. Между этими народами есть какое-то сходство в мессианском сознании. И не случайно предельный коммунизм оказался по преимуществу русско-еврейской идеей, русско-еврейской антихристианской верой. В русской духовной стихии и русском христианстве сильны были элементы иудаистически-хилиастические, национально-мессианские».

С. Н. Булгаков . «Сион», «Судьба Израиля как крест Богоматери», «Расизм и христианство», «Гонения на Израиль».

«Народ этот не только был, но и остается избранным, ибо «дары и избрание Божие непреложны», по слову ап. Павла (Рим. ХІ, 29). Это должны помнить и знать и теперешние его хулители, если только они сами не отрицают веры во Христа и почитания Пречистой Его Матери.

Здесь мы приближаемся к последней тайне, о которой говорит ап. Павел, - к обращению Израиля (26). В чем же эта тайна? Нам она не открыта. Однако остаются благочестивые домыслы, имеющие для себя и известную убедительность и даже и очевидность. Такая очевидность связана с нашим общим упованием о предстательстве Богоматери. Может ли совершиться дело «спасения всего Израиля», духовное его воскресение, помимо Той, ради которой и совершилось его избрание для того, чтобы послужить делу боговоплощения? «Не оставившая мира «Богородица» оставляет ли молитвенной помощью и попечением то древо, от которого Она Сама возросла на земле, чтобы вознестись в небо? Есть ли Ее действенная к тому помощь? Достаточно только поставить такой вопрос, чтобы увидеть, что это есть именно так и иначе быть не может. Если Бог Авраама, Исаака и Иакова, всех ветхозаветных праотцев и пророков, Предтечи и апостолов внемлет молитве, произносимой ими в народе своем, то во главе сего молитвенного сонма предстоит Богу «в молитвах неусыпающая Богородица», и этим предстательством совершается еще нам неведомая тайна «спасения всего Израиля в его обращении ко Христу».

Л. П. Карсавин . Россия и евреи.

«Еврейство связано с христианством одним Мессиею, Который к евреям пришел и Которого они отвергают. Мы признаем Иисуса Христа, Мессию и Богочеловека, Который по человечеству кровно связан с еврейским народом и Который прежде всего пришел к чадам дома Израилева и Который нас сделал новым Израилем, Израилем духовным».

А. З. Штейнберг . Ответ Л. П. Карсавину. «Русское еврейство представляет собою некое органическое единство, хотя и принадлежит одновременно к двум разным объемлющим его целым: к всенародной общине израильской и к России. У русских евреев есть задачи по отношению к всемирному еврейству и есть задачи по отношению к России».

В. В. Зеньковский . На темы историософии.

«Последние годы отмечены острой и настойчивой постановкой проблемы еврейства. Проблема эта вековая, но наше время внесло сюда особую страстность, доходящую нередко до подлинной маниакальности. Помимо жестоких гонений на евреев в Германии, своей бесчеловечностью смутивших немало даже закоренелых антисемитов, - сюда присоединилась проповедь нелепой теории расизма, проникающая, как зараза, в целый ряд стран. Все это резко выделяет еврейский вопрос из большого комплекса других трудных проблем, которыми обременено наше время. В известной мере сюда присоединяется и крах или бессилие традиционной позиции либерализма, - не в том смысле, что эта позиция оказалась неверна, - но позиция либерализма в отношении к еврейскому вопросу обнаружила явную недостаточность, неумение охватить всю сложность темы о еврействе. Чисто правовой подход к этой теме не принес действительного разрешения вопроса, - очевидно корни антисемитизма, злая вражда к еврейству не могут быть парализованы извне, через одну правовую культуру».

Г. П. Федотов . Новое на старую тему (К современной постановке еврейского вопроса).

«Есть две причины, почему судьба этого народа сейчас больнее, чем судьба других, затрагивает нееврейский, а особенно христианский мир. Первая - это всеобщее распространение еврейской диаспоры и ее далеко зашедшая ассимиляция. Каждый христианин в любой стране имеет среди евреев друзей и близких. Через их личное горе он легко может ощутить национальную катастрофу еврейства, если, конечно, сам не принадлежит к его сознательным врагам. Вторая причина порядка религиозного. Для христианина евреи не просто народ среди прочих, но народ, отмеченный божественным избранием, народ Христа, Его породивший и Его отвергший: народ, судьба которого имеет особое, всемирно-историческое значение».

М. О. Гершензон . Судьбы еврейского вопроса.

«Пepвый, caмый xapaктepный пpизнaк cиoнизмa - этo бeзвepиe, eгo нeoбyздaнный paциoнaлизм, мнящий ceбя пpизвaнным и cпocoбным yпpaвлять cтиxиeй. Haши пpeдки yмeли мyдpo cмиpятьcя пepeд зaпoвeдными тaйнaми; coвpeмeнный paзyм нe знaeт cвoиx гpaниц. Ho тaйны ecть; ecли нaшa мыcль paзгaдaлa ceкpeт ecтecтвeннoгo oтбopa, ecли oнa cyмeлa пoдчинить ceбe cилy элeктpoмaгнитныx вoлн, - это eщe нe знaчит, чтo eй вce пoдвлacтнo. Cиoнизм пocягaeт нa зaпpeтнoe yмy; в этoм cмыcлe oн - плoть oт плoти coвpeмeннoгo пoзитивизмa, o чeм, впpoчeм, и нeпocpeдcтвeннo cвидeтeльcтвyeт eгo нaциoнaлиcтичecки-yтилитapнoe oтнoщeниe к peлигии».

Владимир Марцинковский . Христос и евреи.

«Евреи боятся принятия христианства, как измены своему народу, как предательства и отступничества. Отсюда вражда к миссионерам и отпор по отношению ко всякой агитации во имя той или иной христианской церкви.

Но мы уже выяснили выше нашу основную мысль: именно для того, чтобы быть подлинными евреями, евреи должны уверовать во Христа, своего Мессию. И чтобы уверовать во Христа, современные евреи должны оживить в себе дух пророков. Евреи «сыны пророков и Завета». Так сказал о них апостол Петр (Д. Ап. 3:25.). Это их призвание. Память о нем не угасла в Израиле и доселе».

Прот. Александр Мень . Что такое иудеохристианство.

«Иудейская религия задумана — я употребляю этот термин специально — Богом как мировая религия. Это явствует из всей Библии. Эта религия не может оставаться в рамках Израиля. То, что было сложено в рамках нашего народа, должно быть и было вынесено для всего мира, Несмотря на взаимные конфликты, взаимные обвинения, взаимную борьбу, о которой я сейчас не буду говорить, мысль о родстве и близости двух вер сейчас все более и более становится очевидной».

Антисемитизм

«С облегчением можем сказать: корни антисемитизма находятся в дохристианском мире. Антисемитизм – явление языческое, причем в двойном значении этого слова. Во-первых, он полностью противоречит основам христианского вероучения, чужд и враждебен им. Во-вторых, генетически и исторически он также связан только с язычеством. Антисемитизм возник и развился в мире античного язычества».

«Стоящие на совершенно различных позициях, католический философ Жак Маритен и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд одинаково определяют источник ненависти христиан к евреям. По их мнению, он коренится в неосознанной ненависти к Христу, в бунте против «христианского ярма». Для этих людей «иго Христа» отнюдь не благо и «бремя его» совсем не легко. Следовательно, христианский антисемитизм не что иное, как христофобия. Не могущий открыто выразить свою ненависть к христианству, христианский антисемит неосознанно для себя переносит ее на евреев, родных по крови Основателю христианства. Он обвиняет евреев в том, что они убили Христа. На самом же деле ему хотелось бы осудить их за то, что Он вышел из их среды, что именно они дали Его миру. И это роднит антисемитизм христиан с антисемитизмом нацистским».

Николай Бердяев. «Христианство и антисемитизм. Религиозная судьба еврейства» : «Соединение религии с кровью и национальностью, вера в избранность народа, охранение чистоты расы — все это древнееврейского происхождения, внесено евреями. Не знаю, замечают ли германские расисты, что они подражают евреям. В расизме как раз нет ничего «арийского», «арийцы» индусские и греческие были более склонны к индивидуализму. Но есть разница между еврейским и германским расизмом. Еврейский расизм был универсально-мессианским, он вынашивал универсальную религиозную истину. Германский же расизм есть агрессивный, мирозавоевательный партикуляризм. Расизм сейчас означает дехристианизацию и дегуманизацию, возврат к варварству и язычеству».

Священник Вячеслав Перевезенцев. «Грех антисемитизма» : «Антисемитизм, как впрочем, и любая другая расовая дискриминация, есть не только презрение к другому человеку как носителю образа Божия, но и (на сей раз это уже его исключительная черта) унижение Христа и Богородицы».

Андрей Десницкий. «Антисемитизм у подножия Креста» : «Службы последних дней Страстной седмицы - яркие, неповторимые, говорящие о самом главном, что только есть в христианстве. Пасха вся будет сплошным ликованием, а здесь такая гамма чувств, такая высота богословия…

И здесь же есть слова, о которые буквально спотыкается молитва. Мы слышим, что призывается не только Бог, но и… «лукавый, стропотнейший роде еврейский» (статия 2-я утрени Великой субботы). И даже вот такое звучит: «…о предательстве не довольни быша, Христе, роди еврейстии, но покиваху главами своими, хулу и ругание приносяще. Но даждь им, Господи, по делом их» (11-й антифон утрени Великой пятницы). Просьба о милости, покаяние - и «даждь по делом»?»

Священник Георгий Чистяков. «От маргинального юдофобства к партийному антисемитизму» - заметка о антисемтитизме в русских СМИ и политике в 90-ее гг. (как стихийный антисемитизм может превратиться в политическую респектабельную идеологию).

Искусство

«Дочь Иеффая» - рассказ Гертруды фон Ле Форт об отношениях Церкви и Синагоги. Средневековая Испания, инквизиция гонит евреев, в городе распространилась чума. Страдание и ненависть правит миром: и только дочь раввина понимает, что «и враги - тоже наши братья»… История о взаимоотношениях христиан и иудеев: «Синагога - тоже Мария, ибо она есть врата, через которые пришло в этот мир Спасение» ; о Любви и сострадании.

«Гог и Магог» - уникальная книга. Единственный роман великого философа Бубера, отражающий интереснейшую реальную историю: спор цадиков (хасидских святых) о Наполеоне. Часть цадиков магическими средствами хотели сделать из Наполеона «Гога и Магога», тем самым приблизив Избавление. Другие же цадики верили, что Избавление может приблизить только внутренняя праведность. Так роман решает вопрос, как относиться верующим библейской традиции к истории и ее концу. Интересно, что Бубер в послесловии пишет, что одним из упреков к роману был такой: Бубер христианизировал хасидские предания.

«Суд над Богом» - телевизионный фильм Энди де Эммони (2008). Евреи в Освенциме решили провести суд над Богом, обвиняя Его в нарушении Завета. На судебном процессе будут рассматриваться главные события из истории отношений Израиля и Бога: на материале библейской истории и того, к чему она пришла в XX в., будут подняты вопросы теодицеи, страдания, справедливости и т. д.

«- Мы признали Бога виновным. Что теперь? - Теперь надо молиться».

«Ушпизин» - доброе светлое кино. «Ушпизин» - это гости, которые по иудейским поверьям должны прийти в дом на праздник Кущей. К супругам Мойше и Малке действительно приходят гости: сбежавшие заключенные, но делать нечего: именно таких гостей послал им Господь.

Изначально иудаизм и христианство являлись одним и тем же учением, но со временем разделились на два направления: то есть две религии, которые во многом противоречат одна другой. Хотя они и обладают общими истоками, сейчас между ними больше различий, чем схожести. Иудеи и христиане в чём разница? Давайте узнаем ответ на этот вопрос в данной статье.

Иудаизм выступает религией евреев, далёких потомков, давших обет Аврааму. Основная отличительная черта иудаизма – в нём рассказывается про избранность нации евреев относительно других народов.

Христианство – представляет собой религию, которая не зависит от национальности. Стать христианином может каждый человек, который относит себя к последователям Иисуса Христа.

Отличие иудаизма от христианства

Чем же эти две религии отличаются друг от дружки? Есть ли у них что-то общее? Об этом мы сейчас и поговорим более детально.

Особенности ранних взаимоотношений иудеев и христиан

Нужно заметить, что иудеи относились к христианам не очень хорошо ещё с момента самостоятельного становления церкви. Евреи часто занимались провокацией римских властей с целью начать гонения на христиан.

А в более поздние времена в Новом Завете мы находим упоминание о том, что именно евреи были ответственны за страдания Спасителя, а также за последующие преследования его учеников.

Это в свою очередь обусловило негативное отношение приверженцев новой религии к евреям. Позднее вследствие такого отношения оправдывались многие антисемитские действия в ряде государств мира.

Со второго столетия нашей эры наблюдается увеличение негативистских настроений касаемо иудеев со стороны христиан.

Современные отношения между евреями и христианами

Некоторое налаживание отношений между двумя религиями начинается с шестидесятых годов двадцатого столетия. В то время происходит официальное изменение восприятия католической церковью иудеев, а большая часть молитв освобождается от антисемитских элементов.

В 1965-м году в Ватикане была принята декларация «Про отношение Церкви к нехристианским религиозным учениям». Согласно ей, евреев перестают обвинять в гибели Христа, плюс осуждается любая антисемитская деятельность.

Папе Павлу шестому пришлось официально попросить прощения у нехристианских народностей (в частности у иудеев) за длительные гонения. Что же касается самих евреев, то для них характерно достаточно лояльное отношение к христианам. Хотя они и находят часть христианских религиозных обычаев непонятными для себя, но, несмотря на это проявляют благосклонное отношение к тому, что базовые элементы иудаизма используются в других религиях (в частности в христианстве).

Один ли бог у евреев и христиан?

Не секрет, что христианскую Библию составляют две части: Ветхий и Новый Заветы. Ветхий Завет представляет собой основу иудаизма, а Новый Завет – выступает учением Христа и его учеников.

Получается, что и христиане, и иудеи имеют одну основу религии и почитают одно и то же Божество, разница заключается лишь в обрядах служения ему.

Остаётся одинаковым даже имя Божества – Яхве, что в переводе на русский язык обозначает «Сущий».

Отличия в постулатах

Отдельно нужно остановиться на основных различиях в мировоззрении.

Христиане верят в наличие трёх главных догм, а именно:

  • первородного греха всего человечества;
  • второго пришествия Христа;
  • искупления всех грехов за счёт смерти Спасителя.

Приверженцы христианства считают, что главные человеческие проблемы могут быть решены с помощью указанных догм. Что же касается евреев, то они не признают данные принципы.

Различающееся восприятие грехов

Ещё одно важное отличие иудеев от христиан заключено в разном отношении к греху. К примеру, у христиан считается, что все люди уже появились на свет грешными (вследствие первородного греха) и могут избавиться от него, только прожив достойную жизнь.

Что же касается евреев, то они, напротив, полагают, что все люди рождаются невинными, а в течение жизни самостоятельно выбирают – совершать грехи или нет.

Методы очищения от греха

Из предыдущей разницы в отношении к грехам вытекает разница и в их искуплении.

У христиан считается, что все человеческие прегрешения уже были искуплены Христом за счёт своей жертвы. Но за все деяния, совершаемые человеком при жизни, он после смерти ответит перед Создателем. При этом отпущение грехов можно получить у священника, наделённого в христианстве такой властью.

В иудаизме считается, что человек способен получить прощение исключительно за счёт своих благих дел и поступков.

А все грехи разделаются на две разновидности:

  • совершённые против Божьей воли;
  • совершённые против других людей.

Еврей получает прощение первой категории при условии искреннего раскаяния и сожаления о содеянном. При этом ему нет нужды идти на исповедь в церковь – достаточно от души молиться Всевышнему.

Восприятие прочих мировых религиозных течений

Практически во всех религиозных учениях мира существует единая доктрина – на Небесах (или в Раю) могут оказаться исключительно люди, верующие в настоящего Бога. Для всех пренебрегающих данным правилом вечная жизнь на Небе становится недоступной.

В христианстве тоже в некоторой степени соблюдается указанная доктрина. А вот для иудаизма характерно более терпимое восприятие других религий.

В частности у евреев считается, что в Раю может оказаться любой праведник, который в течение своей жизни придерживался семи главных заповедей, дарованных людям Моисеем и полученных им от самого Всевышнего.

Эти заповеди являются универсальными, поэтому необязательно, чтобы человек верил в Тору.

Давайте ознакомимся с этими 7 основными заповедями:

  • нужно верить в то, что Вселенная была сотворена единым Создателем;
  • нельзя богохульничать;
  • следует придерживаться законов;
  • запрет на поклонение истуканам;
  • запрет на кражи;
  • запрет на прелюбодеяние;
  • запрет на употребление от живого.

Считается, что даже если человек и не еврей по крови, но будет соблюдать все эти заповеди – сможет после смерти оказаться в Эдемском саду.

Также говоря обобщённо следует упомянуть о достаточно лояльном восприятии иудеями монотеистических религий (например, ислама в христианстве), однако, категорически не приемлется язычество (по причине многобожия и поклонения идолам).

Разное восприятие добра и зла

Ещё одно очень большое отличие заключается в отношении к добру и злу у иудеев и христиан. В чём же заключается это отличие?

У христиан большой акцент сделан на концепции Сатаны (Дьявола). Именно его олицетворяют огромной, мощной силой, представляющей собой первопричину зла и всех бедствий на земле. Христиане сделали Сатану антиподом Создателю.

Именно здесь и спряталось различие, ведь основным убеждением евреев является вера в единственного (!) и всемогущего Создателя. Иудеи свято убеждены в том, что не может существовать никакая другая Высшая сила, помимо Создателя. А, исходя из этого, еврей никогда не делит добро на волю Бога, а зло не относит к проискам нечистых сил. В иудаизме Бог выступает справедливым судьёй, воздающим за хорошие проступки и способным наказать за плохие.

Восприятие первородного греха

Вам уже известно о понятии первородного греха у христиан. и не соблюли Божью волю, за что их изгнали из Райского сада. Именно по этой причине всех новорожденных уже считают греховными.

Иудеи отрицают подобный подход и говорят о том, что все малыши изначально невинные и могут достичь любых мирских благ. И лишь на ответственности самого человека находится то, какой жизнью – праведной или греховной он будет жить.

Восприятие мирской жизни и мирских утешений

И последнее отличие заключается в восприятии мирской жизни и утешений у иудеев и христиан. В чём оно проявляется? Христиане основной целью жизни всех людей считают последующую жизнь после смерти. Евреи, безусловно, также верят в существование загробного мира, но у них главная жизненная задача – улучшать свою настоящую жизнь.

Указанные концепции можно хорошо наблюдать в восприятии обоими религиями мирских желаний и желаний тела:

  • Христиане считают, что все человеческие желания нечестивые и призваны искусить праведника к совершению грехов. Они убеждены в том, что честь жить после смерти получают только чистые души, которые при жизни не были подвержены искушениям. А исходя из этого, каждому православному положено больше внимания уделять своему духовному развитию, нежели мирским желаниям. Именно вследствие этого Папе римскому и священникам положено придерживаться обета безбрачия, ограничивая для себя мирские утехи, чтобы обрести большую святость.
  • В иудаизме также считается, что душа является более важной, чем тело, но не считается, что нужно полностью ограничивать все свои плотские желания. Евреи делают процесс их исполнения благим делом. Поэтому к христианскому обету безбрачия они относятся с непониманием, ведь для них семья и продолжение рода – сугубо святое деяние.

Точно также две эти религии по-разному воспринимают богатство и материальные блага. Христиане принимают обет бедности, так как для них он представляет собой идеал святости. А иудеи со своей позиции находят накопление финансовых благ положительным качеством. Надеемся, что мы помогли вам разобраться в отличиях между религией христиан и иудеев.

Иудеи и христиане... В чем разница между ними? Они являются последователями смежных вероисповеданий, относящихся к авраамическим религиям. Но многие разногласия в понимании мира часто приводили их к враждебности и гонениям как с одной, так и с другой стороны. Натянутость в отношениях между иудеями и христианами существует с давних времен. Но в современном мире обе религии идут к примирению. Давайте же рассмотрим, за что иудеи преследовали первых христиан. Что послужило поводом к многовековой неприязни и войнам?

Отношения между иудеями и христианами в ранний период

По мнению некоторых исследователей, Иисус со своими учениками исповедовал учение, близкое сектантским движениям фарисеев и саддукеев. Христианство изначально признавало еврейский Танах священным писанием, из-за чего в начале I века считалось обычной иудейской сектой. И уже позже, когда христианство начало распространяться по миру, его признали отдельной религией - преемницей иудаизма.

Но ещё на первых этапах становления самостоятельной церкви отношение иудеев к христианам было не очень доброжелательным. Часто евреи провоцировали римские власти на гонения в сторону верующих. Позднее в книгах Нового Завета евреям приписывалась полная ответственность за муки Иисуса и запечатлены преследования ими христиан. Это стало причиной негативного отношения последователей новой религии к иудеям. А позже использовалось многими христианскими фундаменталистами для оправдания антисемитских действий во многих странах. Начиная со II века н. э. негативистские настроения по отношению к евреям в христианских общинах только возрастали.

Христианство и иудаизм в современности

На протяжении многих веков между двумя религиями существовали натянутые отношения, которые часто переходили в массовые гонения. К таким инцидентам можно отнести крестовые походы и предшествующие им преследования евреев в Европе, а также холокост, устроенный нацистами в годы Второй мировой войны.

Отношения между двумя религиозными течениями начали налаживаться в 60-х годах ХХ века. Тогда католическая церковь официально изменила отношение к иудейскому народу, исключив антисемитские элементы из многих молитв. В 1965-м Ватикан принял декларацию «Об отношении Церкви к нехристианским религиям» (Nostra Aetate). В ней с иудеев снималось тысячелетнее обвинение в смерти Иисуса и осуждались все антисемитские взгляды.

Папа Павел VI попросил прощения у нехристианских народов (в том числе у евреев) за многовековые гонения со стороны церкви. Сами же иудеи относятся к христианам лояльно и считают их родственной авраамической религией. И хоть для них некоторые религиозные обычаи и учения непонятны, все же они благосклонно относятся к распространению базовых элементов иудаизма среди всех народов мира.

Один ли Бог у иудеев и христиан?

Христианство как самостоятельная религия основывается на догматах и вероучениях еврейского народа. Сам Иисус и большая часть его апостолов были евреями и воспитывались в иудейских традициях. Как известно, христианская Библия состоит из двух частей: Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет - это и есть основа иудейской религии (Танах - священное писание иудеев), а Новый Завет - это учения Иисуса и его последователей. Поэтому как для христиан, так и для иудеев основа их религий одинакова, и поклоняются они одному и тому же Богу, только соблюдают при этом разные обряды. Само имя Бога как в Библии, так и в Танахе - Яхве, что переводится на русский как «Сущий».

Чем отличаются иудеи от христиан? В первую очередь рассмотрим основные отличия между их мировоззрениями. Для христиан существует три основные догмы:

  • Первородный грех всех людей.
  • Второе пришествие Иисуса.
  • Искупление человеческих грехов смертью Иисуса.

Эти догмы призваны разрешить основные проблемы человечества с точки зрения христиан. Иудеи же их не признают в принципе, и для них данных трудностей не существует.

Разное отношение к грехам

В первую очередь разница между иудеями и христианами в восприятии греха. Христиане верят в то, что каждый человек рождается с первородным грехом и только на протяжении жизни он может искупить его. Иудеи же, наоборот, верят в то, что каждый человек рождается невинным, и только сам делает выбор - грешить или не грешить.

Способы искупления грехов

Из-за различия в мировоззрении появляется и следующее отличие - искупление грехов. Христиане считают, что Иисус искупил все грехи людей своей жертвой. А за те поступки, которые совершил сам верующий, он несет личную ответственность перед Всевышним. Он может искупить их, только покаявшись священнослужителю, так как только представители Церкви именем Бога наделены властью отпускать грехи.

Иудеи же считают, что только своими делами и поступками человек может добиться прощения. Они делят грехи на два вида:

  • совершенные против указаний Бога;
  • преступления против другого человека.

Первые прощаются в том случае, если иудей искренне сожалеет и покается в них самому Всевышнему. Но в этом деле нет никаких посредников в лице священников, как у христиан. Другие грехи - это преступления, которые иудей совершил против другого человека. В таком случае Всевышний ограничивает свою власть и не может даровать прощение. Иудей должен вымаливать его исключительно у обиженного им человека. Так, иудаизм говорит об отдельной ответственности: за проступки против другого человека и за грехи и неуважение к Богу.

Из-за подобных различий во взглядах и появляется следующее противоречие: прощение Иисусом всех грехов. У христиан он наделен властью прощать грехи всем, кто покается. Но даже если иудей сможет приравнять Иисуса к Богу, то такое поведение все равно кардинально нарушает законы. Ведь как уже упоминалось выше, иудей не может просить у Бога прощение за грехи, совершенные против другого человека. Он сам должен загладить вину перед ним.

Отношение к другим мировым религиозным течениям

Почти все религии в мире придерживаются единой доктрины - на Небеса могут попасть только те люди, которые верят в истинного Бога. А верующие в другого Господа по сути этого права лишены. В каком-то плане данной доктрины придерживается и христианство. У иудеев отношение к другим религиям более лояльное. С точки зрения иудаизма, в Рай может попасть любой человек, соблюдающий 7 основных заповедей, которые Моисей получил от Бога. Так как универсальны, то человеку не обязательно верить в Тору. К этим семи заповедям относятся:

  1. Вера в то, что мир создан единым Богом.
  2. Не богохульствовать.
  3. Соблюдать законы.
  4. Не поклоняться идолам.
  5. Не воровать.
  6. Не прелюбодействовать.
  7. Не есть от живого.

Соблюдение этих основных законов позволяет представителю другого вероисповедания попасть в Рай, не будучи евреем. Если брать в общих чертах, то иудаизм относится лояльно к монотеистическим религиям, таким как ислам и христианство, но не приемлет язычества из-за многобожия и идолопоклонничества.

На каких принципах строится связь человека с Богом?

Также по-разному смотрят на способы общения с Всевышним иудеи и христиане. В чем разница? В христианстве священники предстают в роли посредников между человеком и Богом. Духовенство наделено особыми привилегиями и возвышено святостью. Так, в христианстве есть множество обрядов, которые обычный человек не вправе проводить самостоятельно. Исполнение их - это исключительная роль священника, что является кардинальным отличием от иудаизма.

У евреев нет такого который совершается исключительно раввином. На свадьбах, похоронах или во время других событий присутствие священнослужителя необязательно. Любой иудей может провести необходимые обряды. Даже само понятие «раввин» переводится как учитель. То есть просто человек с большим опытом, хорошо знающий правила еврейских законов.

То же самое касается и христианской веры в Иисуса как в единого спасителя. Ведь Сын Божий сам утверждал, что только он может привести людей к Господу. И, соответственно, христианство основывается на том, что только через веру в Иисуса можно прийти к Богу. Иудаизм же смотрит на данную проблему по-другому. И как указывалось ранее, любой человек, даже не соблюдающий иудаизма, может напрямую приблизиться к Богу.

Разница в восприятии добра и зла

Совершенно разное восприятие добра и зла имеют иудеи и христиане. В чем разница? В христианстве большую роль играет концепция Сатаны, Дьявола. Эта огромная, мощная сила является источником зла и всех бед земных. В христианстве Сатана преподносится как сила, противоположная Богу.

В этом и есть следующее отличие, так как главное убеждение иудаизма - это вера в единого всемогущего Бога. С точки зрения евреев, не может быть какой-либо иной высшей силы, кроме Бога. Соответственно, иудей не будет разделять добро на Божью волю, а зло на происки нечистой силы. Он воспринимает Бога как справедливого судью, воздающего за благие поступки и наказывающего за грехи.

Отношение к первородному греху

В христианстве есть такое понятие, как первородный грех. Прародители человечества ослушались Божьей воли в Эдемском саду, за что и были изгнаны из рая. Из-за этого все новорожденные изначально считаются греховными. В иудаизме считается, что ребенок рождается невинным и может спокойно получить блага в этом мире. И только сам человек определяет, будет он грешить или же будет жить праведно.

Отношение к мирской жизни и мирским утешениям

Также совсем разное отношение к мирской жизни и утешениям имеют иудеи и христиане. В чем разница? В христианстве самой целью существования человека считается жизнь ради последующего мира. Конечно же, иудеи верят в грядущий мир, но главной задачей жизни человека ставится улучшение существующего.

Эти концепции хорошо просматриваются в отношении обеих религий к мирским желаниям, желаниям тела. В христианстве они приравниваются к нечестивым искушениям и греху. Люди верят, что в последующий мир может попасть только чистая душа, не подверженная искушениям. А значит, человек должен как можно больше питать духовное, тем самым пренебрегая мирскими желаниями. Поэтому Папа римский и священники дают обет безбрачия, отказываются от мирских утех, дабы достигнуть большей святости.

Иудеи тоже признают, что душа более важна, но не считают правильным полностью отказываться от желаний своего тела. Вместо этого они превращают их исполнение в святое дело. Поэтому христианский обет безбрачия кажется иудеям сильным отхождением от религиозных канонов. Ведь создание семьи и продолжение рода для иудея является святым деянием.

Такое же разное отношение у двух религий к материальным благам и богатству. Для христианства принятие обета бедности является идеалом святости. Тогда как для иуде, накопление богатства - это положительное качество.

В заключение хочется сказать, что иудеи и христиане, отличия между которыми мы рассмотрели, не должны настраиваться друг против друга. В современном мире каждый человек может по-своему понимать святые писания. И имеет на это полное право.

(38 голосов : 4.42 из 5 )

прот. Александр Мень

Каково отношение Православной Церкви к иудаизму?

Иудаизмом мы называем религию, которая возникла после христианства, но очень скоро после него. Была единственная основа для трех главных монотеистических религий: эта основа называется Ветхий Завет, созданная в рамках и в лоне древнеизраильской культуры. На этой базе сначала возникает позднее иудейство, в лоне которого рождается Христос и проповедуют апостолы. К концу I столетия возникает религия, которая называется иудаизм. Что у нас, у христиан, общего с этой религией? И они, и мы признаем Ветхий Завет, только для нас это часть Библии, для них - вся Библия. У нас есть свои уставные книги, которые определяют церковную и богослужебную жизнь. Это типиконы, новоканоны, церковные уставы и так далее. Иудаизм развивал аналогичные, но уже свои каноны. В чем-то они совпадают с нашими, в чем-то отделяются.

Как понимают богоизбранность современные иудейские священники? Почему они не признают Спасителя?

С точки зрения Библии, богоизбранность - это призвание. Каждый народ имеет свое призвание в истории, каждый народ несет на себе некую ответственность. Израильский народ получил от Бога религиозное мессианское призвание, и, как говорит апостол, эти дары неотменимы, то есть это призвание остается до конца истории. Человек может его соблюдать или не соблюдать, быть ему верным, изменять ему, но Божие призвание остается неизменным. А почему не приняли Спасителя? Дело в том, что это не совсем точно. Если бы иудеи не приняли Христа, то кто бы нам рассказал о Нем? Кто были те люди, которые написали Евангелия, послания, которые разнесли по древнему миру весть о Христе? Это были тоже иудеи. Так что одни приняли, другие не приняли, так же, как в России или во Франции. Скажем, святая Жанна Д»Арк приняла, а Вольтер Его не принял. И у нас тоже - есть Святая Русь, а есть Русь богоборческая. Всюду есть два полюса.

Что делать, чтобы не было очень много евреев в духовенстве, в частности, в Москве?

Думаю, что это глубокая ошибка. Я, например, не знаю ни одного в Москве. У нас примерно половина украинцев, довольно много белорусов, есть татары, есть много чувашей. Евреев там нет. Но, по определению Русской Православной Церкви, по уставу ее, принятому на соборе, она является многонациональной Церковью. А изгнание еврейских элементов из Церкви надо начинать с того, чтобы вынести все иконы Богоматери, которая была дочерью Израиля, выбросить иконы всех апостолов, сжечь Евангелие и Библию и, наконец, повернуться спиной к Господу Иисусу Христу, который был евреем. Эту операцию над Церковью проделать невозможно, но ее пытались произвести несколько раз. Были гностики, которые хотели отсечь Ветхий Завет от Нового, но они были признаны еретиками, и Отцы Церкви не допустили распространения гностицизма. Был еретик Маркион во II веке, который пытался доказать, что Ветхий Завет - это произведение дьявола. Но он был объявлен лжеучителем и изгнан из Церкви. Таким образом, эта проблема старая и ничего общего с Церковью не имеющая.

Христианство пришло в мир, неся братство людей. В то время, когда народы уничтожали и ненавидели друг друга, оно устами апостола Павла провозгласило, что во Христе “нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного”. Это вовсе не означает, что оно отрицает наличие людей разных культур, языков, историй, народностей. всегда развивала и поддерживала все национальные формы христианства. Поэтому, когда мы праздновали тысячелетие христианства на Руси, мы все, верующие и неверующие, знали, какое огромное влияние Церковь оказывала на русскую культуру. Но такое же влияние она оказывала и на греческую, и на римскую культуру. Войдите в храм и посмотрите, какой огромный вклад внес каждый народ в Церковь. О роли Израиля я уже сказал: Христос, Дева Мария, Павел, апостолы. Дальше идут сирийцы: бесчисленные мученики. Греки: Отцы Церкви. Италийцы: бесчисленные мученики. Нет народа, который не внес бы своего вклада в огромное и грандиозное здание Церкви. Каждый святой имеет свое отечество, свою культуру. И для нас, живущих, по воле Божией, в многонациональном государстве, христианское умение любить, уважать, чтить другие народы является не каким-то праздным дополнением, а жизненной необходимостью. Ибо тот, кто не уважает чужого народа, не уважает себя. Народ, уважающий себя, всегда будет уважительно относиться к другим народам, подобно тому как человек, хорошо знающий свой язык, ничего не теряет от того, что он знает и любит другие языки. Человек, который любит иконопись и древнерусское пение, может любить и Баха, и готическую архитектуру. Полнота культуры раскрывается в совместном творчестве разных народов.

Еврей-христианин - самый большой позор для еврея. Ведь Вы чужой и для христиан, и для иудеев.

Это неверно. Христианство создано в лоне Израиля. Матерь Божия, Которую почитают миллионы христиан, была дочерью Израиля, Которая любила свой народ так же, как каждая прекрасная женщина любит свой народ. Апостол Павел - величайший учитель всего христианства, был евреем. Поэтому принадлежность христианина, тем более пастыря, к этому древнему роду, имеющему четыре тысячи лет, является не недостатком, а чудесным ощущением, что ты тоже причастен к Священной истории.

Я совершенно чужд национальных предрассудков, я люблю все народы, но я никогда не отрекаюсь от своего национального происхождения, и то, что в моих жилах течет кровь Христа Спасителя и апостолов, доставляет мне только радость. Это для меня просто честь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: