В двенадцатом задании ОГЭ по математике модуля Алгебра у нас проверяют знания преобразований - правила раскрытия скобок, выноса переменных за скобки, приведение дробей к общему знаменателю и знания формул сокращенного умножения.
Суть задания сводится к упрощению заданного в условии выражения: не стоит сразу подставлять значения в исходное выражение. Необходимо сначала упростить его, а затем подставить значение - все задания построены таким образом, что после упрощения требуется совершить всего одно или два простых действия.
Необходимо учитывать допустимые значения переменных, входящие в алгебраические выражения, использовать свойства степени с целым показателем, правила извлечения корней и формулы сокращенного умножения.
Ответом в задании является целое число или конечная десятичная дробь.
Теория к заданию №12
Прежде всего вспомним, что такое степень и
Кроме этого, нам понадобятся формулы сокращенного умножения:
Квадрат суммы
(a + b) 2 = a 2 + 2ab + b 2
Квадрат разности
(a - b) 2 = a 2 - 2ab + b 2
Разность квадратов
a 2 – b 2 = (a + b)(a – b)
Куб суммы
(a + b) 3 = a 3 + 3a 2 b + 3ab 2 + b 3
Куб разности
(a - b) 3 = a 3 - 3a 2 b + 3ab 2 - b 3
Сумма кубов
a 3 + b 3 = (a + b)(a 2 - ab + b 2)
Разность кубов
a 3 – b 3 = (a – b)(a 2 + ab + b 2)
Правила операций с дробями :
Разбор типовых вариантов задания №12 ОГЭ по математике
Первый вариант задания
Найдите значение выражения: (x + 5) 2 — x (x- 10) при x = — 1/20
Решение:
В данном случае, как и почти во всех заданиях №7, необходимо сначала упростить выражение, для этого раскроем скобки:
(x + 5) 2 - x (x - 10) = x 2 + 2 5 x + 25 - x 2 + 10x
Затем приведем подобные слагаемые:
x 2 + 2 5 x + 25 - x 2 + 10x = 20 x + 25
20 x + 25 = 20 (-1/20) + 25 = - 1 + 25 = 24
Второй вариант задания
Найдите значение выражения:
при a = 13, b = 6,8
Решение:
В данном случае, в отличие от первого, мы будем упрощать выражение вынося за скобки, а не раскрывая их.
Сразу можно заметить, что b присутствует у первой дроби в числителе, а у второй - в знаменателе, поэтому можем их сократить. Семь и четырнадцать тоже сокращаются на семь:
Сокращаем (a-b):
И получаем:
Подставляем значение a = 13:
Третий вариант задания
Найдите значение выражения:
при x = √45 , y = 0,5
Решение:
Итак, в данном задании при вычитании дробей нам необходимо привести их к общему знаменателю.
Общий знаменатель - это 15 x y, для этого необходимо первую дробь домножить на 5 y - и числитель и знаменатель, естественно:
Вычислим числитель:
5 y - (3 x + 5 y) = 5 y - 3 x - 5 y = - 3 x
Тогда дробь примет вид:
Выполнив простые сокращения числителя и знаменателя на 3 и на x, получим:
Подставим значение y = 0,5:
1 / (5 0,5) = - 1 / 2,5 = - 0,4
Ответ: - 0,4
Демонстрационный вариант ОГЭ 2019
Найдите значение выражения
где a = 9, b = 36
Решение:
В первую очередь в заданиях такого типа необходимо упростить выражение, а затем подставить числа.
Приведем выражение к общему знаменателю - это b, для этого умножим первое слагаемое на b, после этого получим в числителе:
9b² + 5a - 9b²
Приведем подобные слагаемые - это 9b² и - 9b², в числителе остается 5a.
Запишем конечную дробь:
Вычислим её значение, подставив числа из условия:
Ответ: 1,25
Четвертый вариант задания
Найдите значение выражения:
при x = 12.
Решение:
Выполним тождественные преобразования выражения, чтобы упростить его.
1-й шаг – переход от деления дробей к их умножению:
теперь сокращаем выражение (в числителе первой дроби и в знаменателе второй) и приходим к окончательно упрощенному виду:
Подставляем числовое значение для х в полученное выражение и находим результат:
На уроке рассматривается решение 12 задания ЕГЭ по информатике, включая задания 2017 года
12 тема — «Сетевые адреса» — характеризуется, как задания базового уровня сложности, время выполнения – примерно 2 минуты, максимальный балл - 1
Адресация в Интернете
Адрес документа в Интернете (с английского — URL — Uniform Resource Locator) состоит из следующих частей:
- протокол передачи данных; может быть:
- http (для Web-страниц) или
- ftp (для передачи файлов)
- встречается также защищенный протокол https ;
- символы-разделители :// , отделяющие название протокола от остальной части адреса;
- доменное имя сайта (или IP-адрес);
- может присутствовать также: каталог на сервере, где располагается файл;
- имя файла.
Каталоги на сервере разделяются прямым слэшем «/ »
- имя протокола сетевой службы – определяет тип сервера HTTP (протокол передачи гипертекста);
- разделитель в виде символа двоеточия и двух символов Slash ;
- полное доменное имя сервера;
- путь поиска web-документа на компьютере;
- имя web-сервера;
- домен верхнего уровня «org» ;
- имя национального домена «ru» ;
- каталог main на компьютере;
- каталог news в каталоге main ;
- конечная цель поиска – файл main_news.html .
Сетевые адреса
Физический адрес или MAC-адрес – уникальный адрес, «вшитый» на производстве — 48-битный код сетевой карты (в 16-ричной системе):
00-17-E1-41-AD-73
IP-адрес – адрес компьютера (32-битное число), состоящий из: номер сети + номер компьютера в сети (адрес узла):
15.30.47.48
Маска подсети :
- необходима для определения того, какие компьютеры находятся в той же подсети;
255.255.255.0 -> FF.FF.FF.0
1…10…0
Та часть IP-адреса, которая соответствует битам маски равным единице, относится к адресу сети, а часть, соответствующая битам маски равным нулю – это числовой адрес компьютера
Расчет номера сети по IP-адресу и маске сети
В маске подсети старшие биты
, отведенные в IP-адресе компьютера для номера сети
, имеют значение 1 (255)
; младшие биты
, отведенные в IP-адресе компьютера для адреса компьютера в подсети
, имеют значение 0
.
* Изображение взято из презентации К. Полякова
Число компьютеров в сети
Количество компьютеров сети определяется по маске: младшие биты маски — нули — отведены в IP-адресе компьютера под адрес компьютера в подсети.
Если маска:
То число компьютеров в сети:
2 7 = 128 адресов
Из них 2 специальных: адрес сети и широковещательный адрес
128 - 2 = 126 адресов
Решение заданий 12 ЕГЭ по информатике
ЕГЭ по информатике 2017 задание 12 ФИПИ вариант 1 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):
В терминологии сетей TCP/IP маской сети называется двоичное число, определяющее, какая часть IP-адреса узла сети относится к адресу сети, а какая — к адресу самого узла в этой сети. Обычно маска записывается по тем же правилам, что и IP-адрес, — в виде четырех байтов, причем каждый байт записывается в виде десятичного числа. При этом в маске сначала (в старших разрядах) стоят единицы, а затем с некоторого разряда — нули. Адрес сети получается в результате применения поразрядной конъюнкции к заданному IP-адресу узла и маске.
Например, если IP-адрес узла равен 211.132.255.41, а маска равна 255.255.201.0, то адрес сети равен 211.132.201.0
Для узла с IP-адресом 200.15.70.23
адрес сети равен 200.15.64.0
. Чему равно наименьшее
возможное значение третьего слева байта маски?
Ответ запишите в виде десятичного числа.
✍ Решение:
- Третий байт слева соответствует числу 70 в IP-адресе и 64 — в адресе сети.
- Адрес сети — это результат поразрядной конъюнкции маски и IP-адреса в двоичной системе:
Результат: 192
Пошаговое решение данного 12 задания ЕГЭ по информатике доступно в видеоуроке:
12 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика:
В терминологии сетей TCP/IP маской сети называется двоичное число, определяющее, какая часть IP-адреса узла сети относится к адресу сети, а какая – к адресу самого узла в этой сети. Обычно маска записывается по тем же правилам, что и IP-адрес, – в виде четырёх байтов, причём каждый байт записывается в виде десятичного числа. При этом в маске сначала (в старших разрядах) стоят единицы, а затем с некоторого разряда – нули.
Адрес сети получается в результате применения поразрядной конъюнкции к заданному IP-адресу узла и маске.
Например, если IP-адрес узла равен 231.32.255.131, а маска равна 255.255.240.0, то адрес сети равен 231.32.240.0.
Для узла с IP-адресом 57.179.208.27 адрес сети равен 57.179.192.0 . Каково наибольшее возможное количество единиц в разрядах маски?
✍ Решение:
- Поскольку адрес сети получается в результате применения поразрядной конъюнкции к заданному IP-адресу узла и маске, то получим:
Результат: 19
Подробное решение 12 задания демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:
Решение задания 12 (Поляков К., вариант 25):
В терминологии сетей TCP/IP маской сети называют двоичное число, которое показывает, какая часть IP-адреса узла сети относится к адресу сети, а какая – к адресу узла в этой сети. Адрес сети получается в результате применения поразрядной конъюнкции к заданному адресу узла и его маске.
По заданным IP-адресу узла сети и маске определите адрес сети :
IP-адрес: 145.92.137.88 Маска: 255.255.240.0
При записи ответа выберите из приведенных в таблице чисел четыре элемента IP-адреса и запишите в нужном порядке соответствующие им буквы без точек.
A | B | C | D | E | F | G | H |
0 | 145 | 255 | 137 | 128 | 240 | 88 | 92 |
✍ Решение:
- Для решения задания необходимо вспомнить, что IP-адрес сети так же как и маска сети хранятся в 4 байтах записанных через точку. То есть каждое из отдельных чисел IP-адреса и маски сети хранится в 8-разрядном двоичном виде. Для получения адреса сети необходимо выполнить поразрядную конъюнкцию этих чисел.
- Так как число 255 в двоичном представлении — это 8 единиц , то при поразрядной конъюнкции с любым числом, в результате получится то же самое число. Таким образом, нет необходимости брать во внимание те байты IP-адреса, которые соответствуют числу 255 в маске сети. Поэтому первые два числа IP-адреса останутся такими же (145.92 ).
- Остается рассмотреть числа 137 и 88 IP-дареса и 240 маски. Число 0 в маске соответствует восьми нулям в двоичном представлении, то есть поразрядная конъюнкция с любым числом превратит это число в 0 .
- Переведем оба числа ip-адреса и маски сети в двоичную систему и запишем IP-адрес и маску друг под другом, чтобы осуществить поразрядную конъюнкцию:
Результат: BHEA
Предлагаем посмотреть подробный видеоразбор:
Решение задания 12 (Поляков К., вариант 33):
Если маска подсети 255.255.255.128 и IP-адрес компьютера в сети 122.191.12.189 , то номер компьютера в сети равен _____ .
✍ Решение:
- Единичные биты маски (равные единице) определяют адрес подсети, т.к. адрес подсети — это результат поразрядной конъюнкции (логического умножения) битов маски с IP-адресом.
- Остальная часть маски (начиная с первого нуля) определяет номер компьютера.
- Поскольку в двоичном представлении число 255 — это восемь единиц (11111111 ), то при поразрядной конъюнкции с любым числом, возвращается то же самое число (1 ∧ 0 = 0; 1 ∧ 1 = 1). Таким образом, те байты в маске, которые равны числам 255 , мы рассматривать не будем, т.к. они определяют адрес подсети.
- Начнем рассмотрение с байта равного 128 . Ему соответствует байт 189 IP-адреса. Переведем эти числа в двоичную систему счисления:
Результат: 61
Подробное решение данного задания смотрите на видео:
Решение задания 12 (Поляков К., вариант 41):
В терминологии сетей TCP/IP маской подсети называется 32-разрядное двоичное число, определяющее, какие именно разряды IP-адреса компьютера являются общими для всей подсети — в этих разрядах маски стоит 1. Обычно маски записываются в виде четверки десятичных чисел — по тем же правилам, что и IP-адреса.
Для некоторой подсети используется маска 255.255.255.192 . Сколько различных адресов компьютеров теоретически допускает эта маска, если два адреса (адрес сети и широковещательный) не используют?
✍ Решение:
- Единичные биты маски (равные единице) определяют адрес подсети, остальная часть маски (начиная с первого нуля) определяет номер компьютера. То есть для адреса компьютера существует столько вариантов, сколько можно получить из нулевых битов в маске.
- В нашем случае первые слева три байта маски мы рассматривать не будем, т.к. число 255 в двоичном представлении — это восемь единиц (11111111 ).
- Рассмотрим последний байт маски, равный 192 . Переведем число в двоичную систему счисления:
Результат: 62
Видеоразбор задания смотрите ниже:
Решение задания 12 (Краевая работа, Дальний Восток, 2018):
Для узла с IP-адресом 93.138.161.94 адрес сети равен 93.138.160.0 . Для скольких различных значений маски это возможно?
✍ Решение:
Результат: 5
Видеоразбор задания:
В задании №12 ЕГЭ по математике профильного уровня нам необходимо найти наибольшее или наименьшее значение функции. Для этого необходимо воспользоваться, очевидно, производной. Посмотрим на типовом примере.
Разбор типовых вариантов заданий №12 ЕГЭ по математике профильного уровня
Первый вариант задания (демонстрационный вариант 2018)
Найти точку максимума функции y = ln(x+4) 2 +2x+7.
Алгоритм решения:
- Находим производную.
- Записываем ответ.
Решение:
1. Ищем значения х, при которых логарифм имеет смысл. Для этого решаем неравенство:
Поскольку квадрат любого числа неотрицателен. Решением неравенства будет лишь то значение х, при котором х+4≠ 0, т.е. при х≠-4.
2. Находим производную:
у’=(ln(x+4) 2 + 2x + 7)’
По свойству логарифма получаем:
у’=(ln(x+4) 2)’+(2x)’+(7)’.
По формуле производной сложной функции:
(lnf)’=(1/f)∙f’. У нас f=(x+4) 2
у, = (ln(x+4) 2)’+ 2 + 0 = (1/(x+4) 2)∙((x+4) 2)’ + 2=(1/(x+4) 2 2)∙(х 2 + 8х + 16)’ +2=2(х + 4) /((х + 4) 2) + 2
у’= 2/(х + 4) + 2
3. Приравниваем производную к нулю:
у, = 0 → (2+2∙(х + 4))/(х + 4)=0,
2 +2х +8 =0, 2х + 10 = 0,
Второй вариант задания (из Ященко, №1)
Найдите точку минимума функции y = x – ln(x+6) + 3.
Алгоритм решения:
- Определяем область определения функции.
- Находим производную.
- Определяем, в каких точках производная равна 0.
- Исключаем точки, не принадлежащие области определения.
- Среди оставшихся точек ищем значения х, в которых функция имеет минимум.
- Записываем ответ.
Решение:
2. Найдем производную функции:
3. Приравниваем полученное выражение к нулю:
4. Получили одну точку x=-5, принадлежащую области определения функции.
5. В этой точке функция имеет экстремум. Проверим, минимум ли это. При х=-4
При х=-5,5 производная функции отрицательна, так как
Значит, точка х=-5 является точкой минимума.
Третий вариант задания (из Ященко, №12)
Найдите наибольшее значение функции на отрезке [-3; 1].
Алгоритм решения:.
- Находим производную.
- Определяем, в каких точках производная равна 0.
- Исключаем точки, не принадлежащие заданному отрезку.
- Среди оставшихся точек ищем значения х, в которых функция имеет максимум.
- Находим значения функции на концах отрезка.
- Ищем среди полученных значений наибольшее.
- Записываем ответ.
Решение:
1. Вычисляем производную от функции, получим
Единый государственный экзамен по математике базового уровня состоит из 20 заданий. В задании 12 проверяются навыки выбора оптимального варианта из предложенных. Школьник должен уметь оценивать возможные варианты и выбирать наиболее оптимальный из них. Здесь вы можете узнать, как решать задание 12 ЕГЭ по математике базового уровня, а также изучить примеры и способы решения на основе подробно разобранных заданий.
Все задания ЕГЭ база все задания (263) ЕГЭ база задание 1 (5) ЕГЭ база задание 2 (6) ЕГЭ база задание 3 (45) ЕГЭ база задание 4 (33) ЕГЭ база задание 5 (2) ЕГЭ база задание 6 (44) ЕГЭ база задание 7 (1) ЕГЭ база задание 8 (12) ЕГЭ база задание 10 (22) ЕГЭ база задание 12 (5) ЕГЭ база задание 13 (20) ЕГЭ база задание 15 (13) ЕГЭ база задание 19 (23) ЕГЭ база задание 20 (32)
В среднем гражданин А. в дневное время расходует электроэнергию в месяц
В среднем гражданин А. в дневное время расходует K кВт ч электроэнергии в месяц, а в ночное время - L кВт ч электроэнергии. Раньше у А. в квартире был установлен однотарифный счетчик, и всю электроэнергию он оплачивал по тарифу M руб. за кВт ч. Год назад А. установил двухтарифный счётчик, при этом дневной расход электроэнергии оплачивается по тарифу N руб. за кВт ч, а ночной расход оплачивается по тарифу P руб. за кВт ч. В течение R месяцев режим потребления и тарифы оплаты электроэнергии не менялись. На сколько больше заплатил бы А. за этот период, если бы не поменялся счетчик? Ответ дайте в рублях.
При строительстве сельского дома можно использовать один из двух типов фундамента
При строительстве сельского дома можно использовать один из двух типов фундамента: каменный или бетонный. Для каменного фундамента необходимо A тонн природного камня и B мешков цемента. Для бетонного фундамента необходимо C тонн щебня и D мешков цемента. Тонна камня стоит E рублей, щебень стоит F рублей за тонну, а мешок цемента стоит G рублей. Сколько рублей будет стоить материал для фундамента, если выбрать наиболее дешевый вариант?
Задача входит в состав ЕГЭ по математике базового уровня для 11 класса под номером 12.
Сколько рублей придётся заплатить за наиболее дешёвую поездку на троих
Семья из трёх человек планирует поехать из Санкт-Петербурга в Вологду. Можно ехать поездом, а можно - на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит N рублей. Автомобиль расходует K литров бензина на L километров пути, расстояние по шоссе равно M км, а цена бензина равна P рублей за литр. Сколько рублей придётся заплатить за наиболее дешёвую поездку на троих?
Задача входит в состав ЕГЭ по математике базового уровня для 11 класса под номером 12.
При строительстве дома фирма использует один из типов фундамента
При строительстве дома фирма использует один из типов фундамента: бетонный или пеноблочный. Для фундамента из пеноблоков необходимо K кубометра пеноблоков и L мешков цемента. Для бетонного фундамента необходимо M тонны щебня и N мешков цемента. Кубометр пеноблоков стоит A рублей, щебень стоит B рублей за тонну, а мешок цемента стоит C рублей. Сколько рублей будет стоить материал, если выбрать наиболее дешёвый вариант?