Костел пресвятой троицы. Костел святой троицы в гервятах, беларусь. Костел Святого Симеона и Святой Елены

Костел Святого Роха в Минске расположен немного в стороне от проспекта Независимости, и со всех сторон окружен жилыми домами, поэтому не виден издалека, как большинство культовых сооружений.

Костел Святого Роха (фото: Сергей Сандаков, 2006)

Костёл Пресвятой Троицы был построен в середине 19 в. по проекту академика Петербургской академии художеств М. Сивицкого. Сооружение является памятником архитектуры неоготического стиля.

Костел Пресвятой Троицы (фото: Сергей Сандаков, 2006)

До наших дней сохранилась легенда, о том, как возник этот костел… Во время эпидемии холеры 1631 г. одному из жителей Минска во сне пришло послание свыше о том, что город может спасти от холеры только статуя святого Роха, которая погребена под обломками костела бонифраторов. После продолжительных поисков в указанном во сне месте действительно была найдена деревянная статуя святого Роха, которую с большими извлекли из завалов, пронесли по всему городу и установили в деревянной каплице на Золотой Горке. После этого эпидемия холеры в Минске действительно пошла на убыль, а святого Роха стали почитать, как небесного покровителя города. Позже на месте деревянной каплицы и было построено здание костела.

В здании Костела Святого Роха находился зал камерной и органной музыки Белгосфилармонии, который был создан в 80-х гг. XX в. в ходе реставрации.

Во дворе костела можно увидеть немногочисленные старые надгробные памятники — это всё, что осталось от некогда большого Золотогорского кладбища. Также здесь находится несколько красивых скульптур.

Скульптуры во дворе костела (фото: Сергей Сандаков, 2006)

  1. Храм имеет несколько названий, которые употребляются жителями города Минска: Костел Святого Роха, Троицкий (Пресвятой Троицы) Костел, Златогорский Костел.
  2. В 1998 в правом алтаре костела была установлена выполненная из металла статуя св. Роха, где некогда стояла исчезнувшая историческая.

Время работы и расписание служб

Будни: 08.00, 19.00
Воскресенье: 09.00, 11.00, 12.30, 19.00
Дополнительные богослужения (для парафий св. Петра и Павла и св. Андрея): будни в 12.00, воскресенье в 07.30 (на польск. языке) и 16.00 (на бел. языке)

Как добраться

Костел Святого Роха (Троицкий костел) находится по адресу: пр. Независимости, 44А
Доехать можно на метро, выход на станции «Площадь Победы» (в сторону ЦУМа)

Адрес: проспект Независимости, д.44. Режим работы: 07:00-22:00

Костел на Золотой горке

На Золотой Горке в Минске есть интереснейшее место. Долгая история, религия и множество легенд окружают его. На этом месте уже как 150 лет стоит католический собор. Названий имеет он несколько, одно - Златогорский костёл - связано с местом, на котором воздвигнут храм. Второе - Троицкий костёл - перенято от прежней молельни, располагавшейся здесь несколько столетий назад. И третье, самое распространённое - Костёл Святого Роха - несет имя Святого, в честь которого и был построен храм. Хотя костёл был построен с исторической точки зрения недавно, его история, а также события, предшествовавшие его воздвижению, начались более пяти веков назад.

История Костела Святого Роха

Первый костёл на Золотой Горке стоял здесь в XIV веке - это время основания католического прихода Пресвятой Троицы в Минске . Основал его король Ягайло, он же и воздвигнул здесь первый деревянный храм, сожженный при пожаре 1409 года. Через 400 лет заново отстроенное здание настигла та же участь. После попыток построить новый собор не было - из-за недостачи средств. Поэтому для проведения служб прихожане использовали маленькую каплицу - она располагалась на Золотогорском кладбище.
Следующее событие, послужившее постройке ныне существующего храма, несёт очень спорный характер. Кроме того, оно окутано легендой, которая для верующих несёт религиозную непоколебимую ценность. Говорят, что во время настигшей эпидемии холеры, в 1831 году, когда город терпел множество смертей, одному из его жителей приснилось, что Минск можно спасти деревянной статуей святого Роха, которая была зарыта под обломками костела. Статую нашли и пронесли по городу, после чего болезнь покинула столицу, а фигуру Святого назвали спасительной и поместили в каплицу. Об этом случае даже писалось в издании "Минский листок" 1890 года выпуска.
Спорить об истинности легенды не приходится. В Святого Роха верили уже давно, а слава об исцеляющем монахе прокатилась по всей Европе. Люди верят в то, что Рох исцеляет чуму, холеру, недуги ног, а также излечивает животных, в частности собак. Его жизнь подвергается сомнениям и имеет интересную легенду. Символично и интересно само изображение Святого - обычно его изображают с открытой левой ногой, где он указывает на чумную язву. Все это олицетворяет исцеляемую ним болезнь, а посох в его руке символизирует странствия монаха по миру в поисках нуждающихся. Такую же статую можно найти и в новом костёле, строительство которого начато в 1861 году - по прошению епископа А. Войткевича. Воздвигали собор на пожертвованные средства. Интересно, что жертвовали не только католики, но и верующие прочих конфессий, отдавая честь спасителю города - Святому Роху. Воздвижение достопримечательности было закончено через три года - тогда в нее перенесли исцеляющую статую Роха, в тот же год храм был освящен и принял первых прихожан.
Последующая история этого места охвачена трагедиями и невзгодами. С приходом советской власти костёл закрыли. Лишь на время оккупации Минска фашисткой армией, в 1941 году, прихожане проводили здесь службы. После этого помещение собора использовалось как книгохранилище. В 1984 году оно отдано под пользование Белорусской государственной филармонии. В девяностых на перерывах между концертами снова начали проводить службы, а в 2006 году концертный зал и вовсе был закрыт, а храм был передан приходу Пресвятой Троицы. После трагических событий костел потерял главную ценность - деревянную статую Святого Роха - на ее место разместили новую.
Сейчас Костёл Святого Роха - это место, являющееся обязательным к просмотру для туристов города. Ежегодно на 16 августа он собирает паломников из самых разных стран. Храм интересен не только религиозной ценностью, богатой историей и интересной легендой - многих ценителей архитектуры привлекает и его неоготический стиль. Интерьер собора украшают невероятные работы мастеров - гипсовые фигуры Иисуса, Девы Марии, Святого Иосифа, Габриеля, Михаила и, конечно же, Роха. Такой ансамбль освещает танец света, проходящий через витражные стёкла - все это создаёт фантастическую атмосферу внутри здания. А в его дворе есть возможность посмотреть на старинные надгробные памятники, которые сохранились со времён давно существовавшего здесь Золотогорского кладбища, и на интересные скульптуры, установленные во время деятельности филармонии.

Наверное в каждом городе есть места, о существовании которых неизвестно широкому кругу жителей. В Москве это , спрятанный во дворах Арбата, или , раскинувшийся в сотне метров от проспекта Мира, об этих памятниках архитектуры не знают даже москвичи, не говоря уже о гостях столицы. В Минске тоже есть такой памятник-невидимка, он находится в самом центре города, в пятидесяти метрах от главного проспекта столицы, при этом многие минчане о его существовании даже не догадываются.

Около 1390 года польский король Ягайло основал первый первый в Минске католический приход и назвал его в честь Святой Троицы. Деревянный храм построили на левом берегу Свислочи на горе, названной впоследствии в честь того храма Троицкой. Сегодня на ней стоит Большой театр оперы и балета:

А рядом - знаменитое Троицкое предместье:

В 1409 году деревянный костел, построенный Ягайло, сгорел, на его месте выстроили новый. Он простоял ровно 400 лет и в августе 1809 года погиб в разрушительном пожаре, уничтожившем большую часть Троицкого предместья. Пять лет спустя был разработан проект восстановления храма, но на его постройку не хватило средств. Более 20 лет община не имела собственного здания и в итоге обосновалась в районе Золотой Горки:

Здесь с конца XVIII века находилось большое католическое кладбище, посреди которого в 1796 году установили первую деревянную часовню. На ее месте в 1832 году был построен небольшой деревянный храм, в который и переехал приход Cвятой Троицы. К середине XIX века кладбище на Золотой горке сильно разрослось - причиной стали две эпидемий холеры, свирепствовавшие в Минске в 1848 и 1853 годах. Деревянное здание костела уже не могло вместить всех прихожан, поэтому было принято решение построить на его месте каменный храм:

Строительство началось в 1861 году и, благодаря активным пожертвованиям паствы, завершилось довольно быстро - 1 ноября 1864 года в костеле прошла первая месса:

Помимо исторического названия в честь Святой Троицы храм получил и новое - в честь святого Роха, покровителя больных чумой и холерой:

Сегодня костел Святой Троицы находится по адресу проспект Независимости 44а, при этом с самого проспекта его не видно. Многие жители столицы годами проходят мимо и не подозревают о том какой уникальный осколок дореволюционного Минска сохранился в соседнем дворе. Самый быстрый способ попасть к храму - зайти в проезд между зданием Дворца искусства и редакцией "Вечернего Минска" со стороны улицы Козлова:

Единственный путь на территорию костела лежит через эту лестницу:

Уже с ее ступеней открывается замечательный вид на чудесный храм в неоготическом стиле:

То, что это здание сохранилось до наших дней - само по себе чудо:

К началу XX века население Минска увеличилось втрое по сравнению с тем, каким оно было на момент строительства храма, количество прихожан к этому времени возросло до 7000, места всем уже не хватало. В 1910 году был разработан проект нового костела, значительно превосходящего старый по размеру:

Его строительству помешала Первая мировая война, а последовавшая за ней революция окончательно похоронила проект. Старый храм остался стоять на прежнем месте:

В 1922 году внутреннее убранство было полностью разграблено, а в богоборческие 30-е костел закрыли:

Богослужения ненадолго возобновились во время фашистской оккупации:

Но после завершения войны костел окончательно закрыли и переоборудовали под книгохранилище:

Старое католическое кладбище было уничтожено, на его месте построили жилые дома:

Так костел оказался на внутридворовой территории, зажатый между гаражным массивом и Дворцом искусства:

Фасад здания направлен в сторону проспекта Независимости, но полностью скрыт от него жилым домом:

Когда-то на месте современного проспекта проходил Борисовских тракт - главная дорога из Минска в Москву:

В те времена путники, въезжавшие в город, издалека видели двухярусную башню Золотогорского костела, венчающую его главный фасад:

В начале 1980-х книгохранилище было закрыто, здание отреставрировали, переделали под зал камерной музыки и передали в ведение Белгосфилармонии. В 1986 году в апсиде установили большой орган, примерно в то же время в оконные проемы вернулись витражи:

В 1991 году в свободное от концертов время в храме возобновились богослужения:

Зал камерной музыки закрыли только в 2006-м, в том же году здание было возвращено католической церкви:

Интерьер стал наполняться католическими символами, стены храма украсили бронзовыми барельефами "Путь Христа на Голгофу":

В левом алтаре, где до революции находилась икона Божьей Матери с младенцем, установили скульптуру Девы Марии:

В правый алтарь вернули статую святого Роха:

Золотогорский костел уникален тем, что его алтарная часть почти полностью занята органом:

Это неправильное расположение, в алтарной части должен быть алтарь, но в 1980-е годы, когда орган появился в храме, об этом никто не задумывался:

Перенести его невозможно из-за его размеров, менять на новый нецелесообразно - это один из лучших органов Беларуси, благодаря ему в костеле ежегодно проводится международный фестиваль органной музыки "Золотогорская лира":

К концу 2000-х храм оказался на грани обрушения - из-за прохудившейся крыши потолок здания пошел трещинами:

Стараниями прихожан были собраны средства, на которые строители полностью обновили крышу и заменили стропильную систему. Нагрузка на своды снизилась, храм был спасен:

Доски, оставшиеся после ремонта, лежат сегодня на заднем дворе храма:

Замена крыши - лишь первый шаг в реставрации здания, серьезных работ здесь не проводили с 1980-х:

Необходимо еще укрепить фундамент и стены, восстановить убранство:

На территории вокруг костела организовали мемориал в память о снесенном кладбище:

Старые могильные плиты, которые удалось найти и сохранить, разложили вдоль ограды:

На некоторых надгробьях до сих пор можно прочитать имена и годы жизни людей, лежавших когда-то под ними:

Община храма еще не до конца сформирована, приход восстановлен всего 10 лет назад, но потенциал для его роста есть - шестивековая история и статус первой католической общины Минска привлекают людей. Настоятели костела ведут активную просветительскую работу, организуют мероприятия, фестиваль органной музыки освещается в СМИ. Храм как птица Феникс в очередной раз возродился из пепла, у теперешней его реинкарнации есть все шансы стать домом старейшей общины города на долгие века вперед.

Нравится то, что я делаю? Поддержи проект:

Посты о Минске:

В Гервяты

Сегодня у меня случился легкий приступ ностальгии, разглядываю белорусские фотографии и вспоминаю наши «вандроўкі» по замечательным уголкам родного края.
Пожалуй, самым сильным архитектурным потрясением для меня стал костел Святой Троицы в Гервятах, деревне, расположенной недалеко от границы с Литвой, в Островецком районе.
Шпиль костела был виден издалека. Ведь высота храма достигает 61 метра.
Это, наверное, самый роскошный образец неоготики в Беларуси.

Сказать, что я не могла себе даже вообразить, что в таком медвежьем углу может скрываться такая жемчужина, значит не сказать ничего. Ошеломленность и восторг - вот что я испытала, глядя на это чудо. И именно по причине неожиданности. Понятно, что в Европе есть более впечатляющие образцы готики. Но здесь, в белорусской деревеньке встретить такую красоту - просто невероятно!


Троицкий костел возводился в 1899-1903 годах на месте существовавшего ранее деревянного, 1526г. постройки, на деньги князя Ольшевского. Руководил работами архитектор Ольшеловский.
Что любопытно, указ о веротерпимости, позволявший вновь строить католические храмы, вышел только в 1905 году. Остается только догадываться, каким образом удалось Ольшеловскому реализовать такой грандиозный проект. Скорее всего, была использована тогдашняя уловка католических общин - подавалось прошение на ремонт существующей церкви, а фактически затевалось строительство нового костела на месте прежнего.
Видимо, и выбор ахитектурного стиля неслучаен. Готика, как воплощение самого возвышенного времени в истории католицизма. Какой еще стиль может полнее символизировать величие церкви в духовной жизни католиков.

Современный вид костела, прекрасный сад вокруг него со статуями 12 апостолов - это заслуга ксендза Леонида Нистюка. Замечательный человек! Его деятельная энергия просто поражает.
Нам повезло поговорить с ним. С удовольствием рассказал он про реставрационные работы, про уход за садом, про воскресные службы, которые ведет на белорусском, польском и литовском (таков этнический состав небольшой деревни).

До 2005 года не было ни площади перед церковью, ни сада, ни скульптур. А на месте колонны архангела Михаила стоял магазин. Но что называется: не было бы счастья, да несчастье помогло. Магазин сгорел, и было решено расчистить место под площадь и открыть вид на костел. Так появился и прекрасный сад.
В Троицком костеле дважды в год проводятся благотворительные концерты органной музыки. Каждый раз - новый репертуар. Говорят, в Гервятах прекрасный органист и вокалисты, и билеты раскупаются довольно быстро.

Дивное место. Искренне надеюсь, что созидательной энергией ксендза Нистюка заражены и жители Гервят. Во всяком случае, впечатление у меня от посещения этого места сложилось такое.

Существующее здание построено в XIX веке вместо деревянного.

История

Новый деревянный костёл Святой Троицы был возведён в начале XVIII века. Храм стоял на каменном фундаменте, а главный фасад украшали дае небольшие башни с золочеными железными крестами. В центре главного алтаря находилась икона Святой Троицы, возле которой стояли золочёные скульптуры святых апостолов Петра и Павла. Кроме этого, интерьер храма украшали ещё четыре деревянных алтаря, два из них стояли в часовнях. На хорах находился орган, а рядом с костёлом была построена колокольня. Также возле костёла располагались приходская школа, богадельня, кухня, баня, хлев, гумно. Имелся сад и огород. Во время сильного пожара в августе 1809 года большая часть деревянных построек на Троицкой Горе была уничтожена. Сгорело и здание костёла Святой Троицы.

После пожара был разработан проект перепланировки Троицкой Горы, согласно которому в 1814 году минский ксёндз Хоревич получил от городских властей разрешение на строительство нового костёла. Проект каменного костёла Святой Троицы, главный фасад которого выходил выходил на улицу Троицкую, принадлежал архитектору Чеховскому и был утверждён царскими властями 30 июня 1814 года. Но на строительство святыни не хватило средств, и богослужения проводились в небольшой деревянной часовне на Золотой Горке. Здешняя местность отличалась особой живописностью. В XIX веке это было одно из любимых мест отдыха минчан - на солнечных полянах поспевала крупная и сладкая земляника, а у почтовой дороги, которая вела из Минска в Борисов, находился небольшой лес.

По поводу возникновения названия местности - Золотая Горка - существуют разные предания. Согласно одному из них, своим именем место обязано богатым купцам, которые остановились здесь на отдых. Другое предание связано с эпидемией заразной болезни, унёсшей жизни многих горожан. Умерших было столько, что их с трудом успевали хоронить. Именно здесь, на пересечении Борисовского тракта и дороги в Слепянку и на Долгий брод, возникло католическое кладбище. Однажды, после поминальной службы в часовне, как гласило предание, врач-прихожанин предложил собрать деньги на строительство костёла в честь святого Роха. Среди свежих могил кладбища доктор расстелил плащ, куда люди стали ссыпать монеты и украшения. Постепенно из пожертвований и выросла целая золотая горка.

Что касается личности святого Роха, то о нём известно следующее. Будущий святой родился во Франции в 1295 году. Став монахом, он большую часть жизни посвятил заботе о людях, заражённых трудноизлечимыми болезнями. После смерти Роха был канонизирован и считался защитником от чумы и других заразных болезней. Сохранилось описание одежды монашеского ордена рохитов: чёрная шапка; серого цвета одежда, позже заменённая на белую, которую монахи подпоясывали чёрным кожаным поясом; чёрный плащ, на левой стороне которого был вышит череп, что напоминало братьям про смерть и обязанность захоронения умерших. Некоторые исследователи предполагают, что рохиты в Минске размещались в предместье Золотая Горка, так как здесь находилась часовня Святого Роха.

В XIX веке приход Святой Троицы процветал. При нём были организованны приходская школа, приют для бедных, работала школа органистов, которая пользовалась широкой известностью. В программу обучения музыкантов входили специальные предметы, а расписание занятий отличалось строгой организацией и насыщенной программой. Уроки длились по 5-6 часов ежедневно. Система преподавания обеспечивала приобретение хороших навыков - выпускники школы становились высококвалифицированными органистами.

В 1842 году Золотогородскую деревянную часовню переделали в костёл. Однако вскоре возникла необходимость ремонта строения как внутри, так и снаружи. Но оказалось, что и эта мера не смогла спасти старое здание. Костёл было решено перестроить, для чего прихожане согласились собрать необходимые средства. Времена для некоторых категорий верующих тогда были довольно сложными: ликвидировалась униатская церковь, на любые проявления католической веры царские власти реагировали достаточно болезненно. Однако епископу Войткевичу 6 июля 1861 года удалось получить разрешение на постройку нового каменного костёла на Золотой Горке.

Было разработано несколько проектов костёла. Один из них представлял большой храм с двумя башнями. Этот проект основывался на белорусских традициях двухбашенных храмов, которые имитировали позднюю готику, в основном немецкую и французскую. По своей конструкции здание, предложенное в проекте, напоминало усложнённый вариант неоготического костёла в Видзах, на севере Беларуси. Однако утверждение получил другой проект - скромный однобашенный костёл, который существует и по сей день.

Есть предание, связанное со строительством нового Золотогорского костёла. Оно гласит: во время страшной эпидемии в городе одному из верующих католиков приснился пророческий сон о том, что спасение минчанам может дать только святой Рох. Для прекращения болезней необходимо было отыскать статую святого Роха, которая находилась где-то в костёле бонифратров. Статую нашли, почистили и стали носить в процессии по городу. Позже статуя святого Роха была сдана на хранение в часовню на Золотой Горке и приобрела статус чудотворной. А эпидемия, как гласило предание, вскоре закончилась.

Новый католический храм в Минске возводился по проекту академика Петербургской академии искусств Сивицкого. Непосредственно строительством занимался ксёндз Горбачевский. Костёл возводился в основном на средства, полученные от сбора пожертвований. Храм построили за три года. Небольшой, в неоготическом стиле, он производил приятное впечатление на современников. Все внутри было сделано из дерева и покрашено под мрамор. Святыня стояла среди среди зелени на ровной площадке. Царившая вокруг тишина вызывала в душе верующих чувство особой умиротворённости.

Последнее дореволюционное описание костёла датируется 1908 годом: "Костёл каменный, готической архитектуры, с 12 окнами, крыт железом, в длину 12,5 сажени, в ширину 4 и 2/3 сажени, в высоту около 5 саженей". Здание имело также двух этажную башню, в которой размещались колокола - "Леонард", "Стефан" и "Бронислава". Над алтарём находилась древняя картина Божьей Матери с младенцем, рядом - изображение Святой Троицы. Боковые алтари носили имена святого Роха и святого Антония. В первом из них располагалась деревянная скульптура святого Роха, которая считалась чудотворной. У входа находилась ограда с воротами, выполненными в 1896 году. Неподалёку от костёла имелось несколько деревянных строений: дом лесника, богадельня, дровяной двор.

С ростом Минска расположенный на Золотой Горке костёл оказался в городской черте. Улицы обступили его со всех сторон - бывшая почтовая дорога в Борисов стала продолжением Захарьевской улицы, а дорога, ведущая в Слепянку, получила название Долгобродской. Газета "Минские епархиальные ведомости " в 1877 году сообщила; после того как город был присоединен к Российской империи, относительно захоронений стал действовать указ Екатерины II от 24 декабря 1771 года. Один из его пунктов гласил, что за исключением особых случаев, которые рассматривались и решались императорскими властями, хоронить умерших возле городских церквей и в центре города запрещалось. Находящееся неподалёку кладбище было удобно для жителей города, но с 1893 года здесь позволили хоронить в родовых часовнях только в исключительных случаях. Для православных было отведено кладбище Переспе, для униатов - кладбище на Золотой Горке, а для католиков - кладбище на Кальварии.

В июне 1941 года Троицкий Золотогорский костёл Святого Роха сильно пострадал от военных действий. После Великой Отечественной войны район Золотой Горки подвергся полной перепланировке, но костёл удалось частично сохранить. В 1983 году в нём закончились реставрационные работы, и костёл приспособили под концертный зал камерной музыки Белорусской государственной филармонии. При входе в зал установили керамическую скульптуру "Музыкант", в нишах - декоративные декоративные скульптуры народных персонажей. В центре алтаря специалисты чехословацкой фирмы "РигерКлосс" установили орган. Окна костёла украшены орнаментальными витражами.

С мая 1991 года в Троицком Золотогорском костёле Святого Роха снова возобновились богослужения. А в 2006 году здание было возвращено римско-католическому приходу Пресвятой Троицы (Святого Роха).

Примечания

Первый минский приходской костёл, о котором сохранились документальные сведения, был построен на пожертвования самого короля Ягайло. Костёл принадлежал приходу Пресвятой Троицы (Святого Роха) и находился на Троицкой Горе. Однако в 1409 году храм сгорел дотла.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: