Что экстремистского в свидетелях иеговы. — Как он с этим связан? Ключевые религиозные взгляды

17 августа 2017 года Выборгский городской суд (Ленинградская область) признал книгу Свидетелей Иеговы под названием «Священное писание. Перевод нового мира» экстремистской литературой. Ранее Верховным судом РФ была признана экстремистской и запрещена на территории России организация Свидетелей Иеговы (подробнее об этом по ссылке).

Как оценивать решение о признании «Перевода нового мира» экстремистским материалом?

Решение суда следует оценивать, прежде всего, юридически. Нужно получить официальное судебное решение, прочесть его, выяснить, нет ли в нем нарушений каких-либо законов, логических противоречий, фактологических неточностей или просто фактических ошибок, нужно выяснить, правильно ли в судебном решении трактуются законные и подзаконные акты, к которым рассматриваемое решение апеллирует. Именно так с судебными решениями работают адвокаты.

Если нарушения, ошибки и/или неправильные трактовки найдены, можно подавать апелляцию на судебное решение и рассчитывать на то, что суд высшей инстанции эту апелляцию удовлетворит. Можно, конечно, подавать апелляцию и по каким-то формальным или вообще по высосанным из пальца основаниям, но в этом случае необходимо отдавать себе отчет в том, что вероятность удовлетворения апелляции снижается.

Итак, те, кто критикует решение Выборгского городского суда, должны в первую очередь показать, что не так с этим решением с правовой, с юридической точки зрения, например, взять критерии экстремистской деятельности, приведенные в «Законе о противодействии экстремистской деятельности», и показать, что в «Переводе нового мира» нет фраз, нет фрагментов текста, подпадающих под эти критерии, или что суд неправильно применил критерии экстремистской деятельности.

Но, конечно, значительно легче просто поднимать шум в дружественных СМИ, кричать о том, что «Закон о противодействии экстремистской деятельности» не законен, что Выборгский суд неправосуден, что эксперты, сделавшие вывод о наличии экстремизма в «Переводе нового мира», не компетентны и ангажированы.

Я же исхожу из того, что в судах Российской Федерации работают компетентные люди и доверять решениям российских судов можно и нужно, пока не приведены факты, показывающие, что конкретный судья или коллегия судей совершили юридическую ошибку (от ошибок, как известно, никто не застрахован).

Однако вместо этого конструктивного и вполне правового подхода, мы видим сегодня подход, мягко говоря, не конструктивный. В частности, ряд СМИ пытаются, по-видимому, набрать себе на критике решения Выборгского суда политические очки и решить свои политические задачи, рассказывая, с одной стороны, о чуть ли не возвращении богоборческих времен и, с другой стороны, о клерикализации страны и о кровожадной РПЦ, уничтожающей своих конкурентов.

Так, уже сегодня мы видим огромное количество странных, мягко говоря заголовков, таких, как:


  • «Библия под запретом»

  • «Запрет одного из переводов Библии значит, что покусились на библейский текст»

  • «Как превратить священную книгу в экстремистскую»

  • «Суд Выборга решил уничтожить Библию»

  • «В России суд признал библию экстремистской литературой»

  • «Экстремизм в Библии»

Эти заголовки, с одной стороны, призваны испугать верующих, в том числе и православных: мол, на Святое замахнулись эти чиновники!

С другой стороны, эти заголовки призваны противопоставить Выборгский суд самому Путину, ведь известно, что еще в 2015 году Владимир Владимирович лично внес изменение в «Закон об экстремистской деятельности», которое вывело за рамки обвинений в экстремизме Библию и некоторые другие священные книги.

Разумеется, журналисты имеют право использовать громкие заголовки, чтобы привлечь внимание к тому или иному событию, но давайте все-таки посмотрим на факты.

Конечно, Библию в России никто не запрещал, не объявлял экстремистской и не приказывал уничтожить. Признана экстремистской лишь вполне конкретная книга, которая ее создателями позиционируется, как наиболее точный, не искаженный перевод Библии. Причем если эту книгу и можно признать именно переводом, а не идеологизированным пересказом, типа «Соединения и перевода четырех евангелий» Л.Н. Толстого, то перевод этот весьма сомнителен как с точки зрения науки (филологии, библеистики), так и с точки зрения традиционных конфессий, он весьма тенденциозен и служит, прежде всего, целям вербовки и легитимизации учения секты Свидетелей Иеговы.

Далее. Дело в том, что признание экстремисткой некоей книги, которая написана экстремистской организацией и позиционируется этой организацией как правильный перевод Библии, никак не противоречит внесенному В.В. Путиным в 2015 году изменению в закон «О противодействии экстремистской деятельности», в соответствии с которым Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут признаваться экстремистскими материалами.
Почему?

А давайте взглянем на внесенное Президентом РФ изменение пристальнее:

«Федеральным законом устанавливается, что Библия, Коран, Танах и Ганджур, составляющие духовную основу христианства, ислама, иудаизма и буддизма - религий, являющихся неотъемлемой частью исторического наследия народов России, равно как и их содержание и цитаты из них, не могут быть признаны экстремистскими материалами».

Итак, мы видим, что это изменение закона касается не просто Библии как некоего текста-в-себе. Речь идет о том, что не может быть признана экстремистской книга, «составляющая духовную основу христианства, ислама, иудаизма и буддизма - религий, являющихся неотъемлемой частью исторического наследия народов России».

И еще разок: не может быть признана экстремистской книга, «составляющая духовную основу религий, являющихся неотъемлемой частью исторического наследия народов России».

При этом понятно, что учение Свидетелей Иеговы, никак не может быть признано религией, являющейся неотъемлемой частью исторического наследия народов России, а ведь внесенное Путиным изменение в закон об экстремистской деятельности преследует именно цель защиты религий, являющихся неотъемлемыми составляющими исторического наследия народов России.

Кстати, и христианами Свидетели Иеговы не являются. Дело в том, что христиане - это те и только те верующие, которые признают, что Иисус Христос - это Бог. Свидетели Иеговы же Христа Богом не считают, хотя и упоминают его в своих книгах и даже отводят ему важную роль. И вот если мы признаем Свидетелей Иеговы христианами только потому, что Иисус упоминается в их книгах и играет важную роль в их учении, то мы должны признать христианами и мусульман: пророк Мухаммад тоже говорил об Иисусе (в Коране Иисуса называют «Иса») и даже считал его пророком (посланником) Аллаха.

Так что никакого противоречия между, так сказать, «неподсудностью Библии» и признанием текста Свидетелей Иеговы экстремистским нет.

И конечно, нужно сказать несколько слов и о том, кто сегодня активно критикует решение Выборгского суда.

Как говориться, мы видим все те же лица. Тут вам и проамериканское «Радио «Свобода»», и информационно-аналитический центр «Сова» - структура, которая, можно сказать, специализируется на защите сект, орудующих в России, и так называемый «Славянский правовой центр», занимающийся примерно тем же, что и «Сова», и, разумеется «Открытая Россия» - структура эмигрировавшего из России опального олигарха Ходорковского, которая не упускает случая навесить на нашу страну еще какой-нибудь негативный ярлык и покричать о «путинском беспределе».

Разбирать доводы перечисленных критиков, по-моему, просто не имеет смысла. Впрочем, можно отметить, что ни один из этих критиков не удосужился прочесть собственно решение Выборгского суда и проанализировать его именно с точки зрения закона и правоприменительной практики, не попытался выяснить, а есть ли все-таки в «Переводе нового мира» экстремизм именно в юридическом смысле, и не понял (или не захотел понять), в чем смысл изменения, внесенного Путиным в «закон об экстремизме». Везде мы видим только диссидентские завывания а-ля «путинский режим наступает на свободу совести», «РПЦ атакует», «экстремизм - это миф», «Библию нельзя запрещать», «суд не правосудный», «эксперты не эксперты», «государство не должно решать, во что следует верить».

Впрочем, есть один критик, который, на первый взгляд, критиком выступать не должен был бы. И потому его аргументы, я думаю, необходимо разобрать. Речь идет об известном российском борце с сектами Александре Дворкине.

И вот, что Дворкин пишет на сайте своего Центра.

«Этот перевод… - не экстремистский!» - очень громкое заявление, но совершенно не обоснованное. На каком основании Дворкин это заявляет? Он читал решения суда, проанализировал его и пришел к выводу, что критерии экстремизма применены неправильно? Тогда почему Дворкин не ссылается на конкретные пункты судебного решения?

«Библия, как ее не искажай, не может быть экстремистской…» - опять какое-то бездоказательное утверждение. Повторю: читал ли Дворкин решение суда? Узнал ли, что конкретно суд посчитал экстремистским в тексте «Перевода нового мира»? Если читал и не согласен, следовало бы привести конкретные формулировки.

Впрочем, давайте прочтем это утверждение Дворкина до конца:

«Библия, как ее не искажай, не может быть экстремистской, что … подтверждено законом нашей страны» - здесь Дворкин, как мне кажется, не удосужился все-таки прочитать изменение, внесенное в «Закон о противодействии экстремистской деятельности» Президентом и понять, что это изменение защищает не Библию вообще, а только Библию, как священный текст ряда традиционных для России конфессий.

«это все же перевод Библии, хоть и искаженный» - опять утверждение без приведенного основания. С чего Дворкин это взял? А я вот считаю, что на предмет того, является ли «Перевода нового мира» именно перевод, а не тенденциозным и причесанным в определенную сторону пересказом, можно и нужно спорить.

«Экстремистскими могут быть современные комментарии и толкования к Библии, равно как и к другой древней священной книге… Но речь идет о комментариях, а не о самом тексте, как бы он не был искажен» - опять совершенно голословное утверждение, впрочем, мне кажется, что Дворкин делает такие утверждение вообще довольно часто. С чего Дворкин взял, что комментарий или толкование может быть экстремистским, а перевод - не может? Мне не понятно. Например, если в русском переводе Библии вместо слова «евреи», будет использовано слово «жиды», думаю, об экстремизме вполне можно будет говорить.

«Переводы могут быть разными - точными и не очень, буквальными и иносказательными, верными и ошибочными и т. д. Ученые специалисты - лингвисты и историки, филологи и богословы - обсуждают их, устраняют те или иные неточности, критикуют подлоги и передергивания смысла. Но не дело государству встревать в эту полемику» - но наше государство и не встревало ни в какую полемику. Выборгский суд лишь принял решение о том, что конкретный тест является экстремистским по ряду критериев, описанных в законе.

«Не дело государству, в лице своих не слишком компетентных в языкознании, теологии и религиоведении чиновников выносить решение, какой перевод правильный, а какой - нет, какая вера истинная, а какая нет».

Во-первых, государство не выносило решений о том, какая вера истинная, а какая - нет, и о том, какой перевод более правильный. Государство лишь указало, что в конкретном тексте есть признаки экстремизма, и потому этот текст является экстремистским материалом.

Во-вторых, кто дал Дворкину право бездоказательно обвинять кого-либо в некомпетентности, да еще и в такой форме, что можно подумать, что это обвинение выдвинуто в адрес не конкретных чиновников, а в адрес чиновников вообще? Тут Дворкин, как мне кажется, должен был бы конкретизировать, кого именно он считает некомпетентным (судью, прокурора, экспертов, всех сразу?) и по каким критериям.

Кстати, лично мне вдвойне странно слышать такие обвинения от человека, который сам с формальной точки зрения не является ни лингвистом, ни филологом, ни теологом, ни религиоведом.

Дальше Дворкин ссылается на сайт Свидетелей Иеговы (да, это, конечно, заслуживающий доверия источник!) и утверждает, что кто-то куда-то вляпался, что кто-то будет ссылаться на протоколы суда и пр. Но, во-первых, ссылка на протокол суда не гарантирует выигрыша в судебном процессе. Во-вторых, Дворкину следовало бы все-таки прочитать этот протокол и, главное, судебное решение, прежде чем бросаться громкими фразами о том, что кто-то куда-то вляпался.

«и на самый точный перевод тоже можно написать жалобу, что он не нравится какому-нибудь гражданину, привыкшему к другому словосочетанию в том или ином библейском стихе, а теперь глубоко оскорбленного в своих религиозных чувствах. И что, суд опять будет разбирать, какой перевод ближе к оригиналу?» - опять какие-то, с моей точки зрения, фантазии. Написать жалобу можно на что угодно. При чем тут Выборгский суд и его решение о признании «Перевода нового мира» экстремистским материалом? Закон об оскорблении чувств верующих Дворкина тоже не устраивает? И главное: суд не разбирал, какой перевод ближе к оригиналу, суд разбирал вопрос о том, есть ли экстремизм в сектантской книге.

«Теперь приток новых членов сойдет на нет, а отток старых с каждым месяцем будет увеличиваться» - опять голословное утверждение. Мы не знаем, начнется ли у Свидетелей Иеговы отток старых членов и будет ли он увеличиваться. Но, главное, наличие или отсутствие этого оттока никак не должно влиять на то, признавать ли экстремистский текст экстремистским или нет. Точнее, на это не должно влиять вообще ни что: совершил правонарушение - неси ответственность. А по логике Дворкина, получается, видимо, что-то вроде «мы и так дали человеку 15 лет за убийство, давайте не будем давать ему еще 5 лет за разбойное нападение».

«Мы не можем запретить людям верить, во что они хотят, как бы мы не сожалели об абсурдности той или иной веры» - но ни Выборгский суд, ни Верховный суд, ни Минюст не запрещали Свидетелям Иеговы верить, во что они хотят. Да что там верить! Дело в том, что Свидетели Иеговы вполне могут, ориентируясь на решение суда, исправить свой «Перевод» и издать его совершенно спокойно. Если же их вера не позволяет внести необходимые изменения, то это не проблема государства.

« Признав «Перевод нового мира» экстремистским материалом, Выборгский суд фактически дезавуировал само понятие экстремизма, лишив конкретный термин какого-либо смысла » - с чего Дворкин взял, что Выборгский суд неправильно применил «Закон о противодействии экстремизму»? Какие конкретно пункты судебного решения дезавуируют понтие экстремизма? В тексте Дворкина мы ответов на эти вопросы не находим. Настораживает меня это заявление Дворкина и тем, что объявление экстремизма пустым понятием очень хараткерно для российской внесистемной оппозиции...

«Можно сказать, что решение Выборгского суда - подарок для всех, кому наша страна - как кость в горле» - у меня к этой фразе Дворкина возникает два вопроса. Давайте тогда, может быть, и Крым вернем Украине, а то ведь возвращение Крыма в состав России - это явно большой подарок для всех тех, кому Россия - как кость в горле? И второй вопрос: не считает ли Дворкин, что и конкретно его сектоборческая деятельность может являться такого рода подарком? Во всяком случае, в различных докладах США о правах человека борьба с сектами, осуществляющаяся в России, фигурирует. Так, может быть, если уж провозглашается цель, не давать врагам России повода обвинять нашу страну в чем бы то ни было, Дворкину стоит начать с себя и уйти на покой?

Итак, к сожалению, я вижу, что в своем тексте Дворкин плавно перешел от критики конкретного судебного решения, причем критики, с моей точки зрения, не обоснованной, к критике чиновничества и государства в целом. При этом он почему-то выдвигает типично диссидентские обвинения, связанные, в частности с тем, что государство не может определять, какая вера истинная, а какая - нет. Но наше государство и не пытается этого определять.

И хотя пытаться выявлять чужие мотивы и ссылаться на них - это сомнительный способ аргументации, я не могу не высказать предположение о том, что рассматриваемое поведение Дворкина обусловлено его опасениями по поводу того, что если государство так активно взялось за секты, то сам он может остаться не у дел.

Итак, если кого-то не устраивает решение Выборгского суда, следует подавать апелляцию в установленном законом порядке. Критиковать любое решение суда следует, ориентируясь, в первую очередь, не на идеологию или политические интересы, а на качество это судебного решения, т.е. на его обоснованность, логичность, соответствие твердо установленным фактам, законам, подзаконным актам и правоприменительной практике.

А иначе получается что-то вроде критики внесистемной оппозицией выборов в России: выборы не легитимны, потому что на них была масса нарушений, но в суды мы по поводу этих нарушений обращаться не будем, потому что суды неправосудны, доказательством чего являются нарушения на выборах, на которые никто не реагирует. Порочный круг.

Сегодня, когда идет кровопролитное сражение против ИГИЛ, многие люди узнали на деле, что такое религиозный экстремизм в исламе. Используя вырванные из Корана отдельные фразы, религиозные экстремисты рядятся в одежды правоверных мусульман, и стремятся превратить ислам в самую кровавую в человеческой истории религию, чтобы с его помощью господствовать над людьми. Управлять людьми с помощью их веры в Бога, превращая религиозные учения в кнут и пряник, очень эффективно и выгодно. Многие люди восточных стран, в отличие от западного мира, не падки на деньги и удовольствия, поэтому для манипулирования ими нужны более весомые аргументы, такие, как вера в Создателя и его справедливость, любовь к ближнему и сострадание. Поэтому ловкие люди всеми силами давно расшатывают древние традиционные религии, создавая на их основе разного рода экстремистские секты, которые стремятся захватить власть сначала над умами людей, а потом и над их жизнями и имуществом.
Экстремизм начинается не с выстрелов, и не с взрывов. Он начинается с пропаганды экстремистских взглядов и учений, которые подрывают традиционные устои общества, сеют вражду и неприязнь. Религиозный экстремизм это всегда опасно и имеет непредсказуемые последствия.

Однако, сегодня только немногие специалисты знают, что экстремистские секты возникают не только в исламе, на базе отдельных текстов Корана, но и в христианстве, на основании Библии. Самым характерным примером является американская секта «Свидетели Иеговы», которая сегодня распространила свою деятельность на 240 стран мира, и внешне выглядит как некая полусветская религия. В ней нет никаких жертвоприношений людей или животных. Нет и жестоких религиозных обрядов. Свидетели Иеговы кажутся хорошо воспитанными и опрятно одетыми людьми. Европейского покроя костюмы, рубашки, галстуки, женщины не в брюках, и не в мини-юбках, при молитве покрывают голову платком или другим головным убором. Вежливо здороваются. Мило улыбаются, как японцы в тридцать два зуба. Вроде бы и семью они ценят и постоянно о ней заботятся. Но вот беда! Все это мы можем видеть у Свидетелей Иеговы лишь на парадной стороне их фасада. А вот за этим фасадом все обстоит совсем по-другому. Поэтому за фасад сектанты никого не пускают. Так что же там прячется за внешне безобидной вывеской «Свидетели Иеговы»? Почему государственные эксперты признали около 100 публикаций секты экстремистскими? Может быть, на этих милых людей, зря наговаривают и зря наказывают за распространение литературы и митинги(собрания)?

Радикализм это крайняя бескомпромиссная приверженность каким либо взглядам, не считающаяся с мнением других людей, и не способная к компромиссам. Свидетели Иеговы это христианский радикализм в действии. Членам этой секты плевать на многовековую историю христианской религии, на ее нравственные ценности, среди которых главной является любовь к человеку, не разделяющему твои убеждения. Поэтому Свидетели Иеговы любят изображать людей, которые отказываются принимать их абсурдные учения, в виде свиней, валяющихся в грязи. И это не случайно. Дело в том, что в истории христианства уже существовала секта фарисеев, которые называли себя этим самоназванием, подчеркивая свою "отделенность от мира нечестивых". Согласно учению фарисеев, так и Свидетелей Иеговы, только они являются праведными перед Богом, а все остальные это нечестивые, которых Бог вскоре уничтожит. Поэтому праведники-фарисеи относились ко всем остальным людям с плохо скрываемым пренебрежением, как к людям второго сорта, и называли их "язычниками". Именно поэтому фарисеи были инициаторами ареста и казни Иисуса Христа и многих из его учеников. Вот почему Свидетели Иеговы это не какая то новая, неведомая ранее религия, а это религия фарисеев, которая основана не на расовом, а на религиозном превосходстве одних людей над другими.


Мы не будем тратить время, чтобы заниматься здесь экспертизой высказываний Свидетелей Иеговы в их литературе. Желающие могут обратиться на сайт «Свидетели Иеговы: Некуда Идти », на котором доказательства экстремистской сущности современной литературы секты присутствуют в избытке. Чтобы понять, кто такие Свидетели Иеговы на самом деле, а не на обложках их красочных журналов, нам достаточно немного покопаться в истории возникновения этой весьма негативной по своей сущности религии Армагеддона.

Мало, кто знает, но впервые Свидетели Иеговы, а точнее их религиозные вожди – издатели журнала «Сторожевая башня Сиона» во главе с президентом Общества Сторожевая башня Джозефом Рутерфордом были арестованы за свой религиозный экстремизм и издание экстремисткой книги «Свершившаяся тайна» в США в мае 1918 года. В этом же период против Общества Сторожевой башни и трактатов было возбуждено уголовное дело. Причиной этих действий против сектантов стало провозглашение ими скорого уничтожения мировых правительств, включая правительства США и Канады. Поэтому канадский филиал секты и главная штаб-квартира в Бруклине были закрыты, счета и имущество арестованы, а организаторы религиозного шабаша под название «Армагеддон для всех церквей христианского мира» были заключены под стражу.

Причины для таких действий правительств обеих стран были весьма веские. Еще полвека назад в нескольких штатах США происходили межрелигиозные стычки, которые грозили перерасти в религиозное сражение по примеру Тридцатилетней войны католиков и протестантов в Европе, причиной которой послужила знаменитая Варфоломеевская ночь, когда в Париже в ночь на 24 августа 1572 г католики начали истреблять протестантов и перебили не только противостоящую им политическую партию адмирала Колиньи, но и несколько тысяч парижан. А позже в религиозные баталии перекинулись и на территорию США.

В августе 1834 г. полсотни фанатиков собрались возле монастырской школы урсулинок в Бостоне и сожгли ее. Преступление заблаговременно и тщательно готовилось. В качестве предлога для акции называлось освобождение девушки, якобы незаконно удерживаемой в монастырских стенах. Католики не оставались в долгу, также проявляя агрессию.

В мае 1832 года, придя на собрание нью-йоркской протестантской ассоциации, они спровоцировали религиозные дискуссии, которые закончились кровавыми драками. В 1834 года группа католиков напала на баптистского проповедника в Балтиморе и избила его до полусмерти.

В мае и июле 1844 года в Филадельфии произошли вооруженные столкновения между католиками и протестантами. Были подожжены десятки домов, разрушены общественные здания, погибли десятки людей. Правительственным войскам пришлось «расчищать улицы» Филадельфии при помощи сабель, прикладов и штыков. В результате кровавых инцидентов погибли около тридцати и были ранены несколько сотен человек. Тогда же в 1844 году в Наву в штате Иллинойс своими религиозными противниками был убит основатель Церкви мормонов или Иисуса Христа и Святых последних дней Джозеф Смит и его родной брат

Надо сказать, что годы Первой Мировой войны привели к бурной миграции населения на этот островок мира. Ежегодно в США прибывало более одного миллиона человек, и каждый из них имел свою религию и готов был отстаивать свою религиозную позицию, в том числе и с оружием в руках. Это сегодня игиловцы бегут в Европу и Россию. А тогда, люди с боевым опытом на фронтах Первой мировой войны бежали в США. Поэтому многие города США напоминали в начале 20 века пороховую бочку, воспламенить которую могла любая национальная вражда, а в особенности, вражда на религиозной почве.

И вот в такой накаленной обстановке, в городах США сектанты Общества Сторожевой башни начинают активно распространять изданную в конце 1917 года книгу «Свершившаяся тайна», в которой прямо записано следующее: «В 1918 году Бог разом уничтожит все церкви и миллионы их членов».

Свершившаяся тайна, стр. 542, Иез. 35:15. Как ты радовалась тому, что удел дома Израилева опустел, так сделаю Я и с тобою: опустошена будешь, гора Сеир, и вся Идумея вместе, – и узнают, что Я – Господь. – Как все христианские отступники, погрязшие в плотских помыслах, солидарные с радикалами и революционерами, возрадуются тому наследию опустошения, которое достанется христианскому миру после 1918 года, так и Бог поступит с победным революционным движением; оно будет полностью опустошено, “все вместе”. Все его следы исчезнут в ярости всемирной всепоглощающей анархии осенью 1920 года (Откровение 11:7-13).

Более того, главный сектант Рутерфорд начинает выступать с речью в крупных городах США под названием «Конец света уже наступил. Миллионы живущих ныне уже никогда не умрут!», в которых он называет и католиков и баптистов, и кальвинистов и лютеран, всех чохом, «слугами диавола, которых Иисус Христос со дня на день уничтожит в Армагеддоне». Надо ли говорить, что главы многих христианских конгрегаций, которых задела это ничем не обоснованная клевета Свидетелей Иеговы стали готовить свою паству к решительному отпору? Обстановка накалялась с каждым днем....

Поэтому, чтобы избежать аналогов Варфаломеева побоища, на территории США, правительство арестовывает сектантов и изымает их провокационную литературу. Таким образом, был положен предел экстремистским призывам Свидетелей Иеговы к немедленному концу света и Армагеддону, а все нераспространенные экземпляры экстремистской литературы изъяты и уничтожены.

Только через девять месяцев, когда угроза межрелигиозной резни миновала, в марте 1919 года все восемь арестованных членов правления секты вместе с Джозефор Рутерфордом были выпущены на свободу. Но как показало время, арест главарей секты за экстремизм в той ситуации был просто необходим. Уже позднее Свидетели Иеговы избили пришедших с протестом против необоснованной клеветы католиков. Когда католики, возмущенные тем, что Рутерфорд называет их "детьми диавола" пришли на один из конгрессов Свидетелей Иеговы, то сектанты поджидали их, заранее подготовившись и вооружившись палками.

В другой раз один из сектантов открыл пальбу из своего револьвера по машине, которая подъехала к одному из Залов Царства, где собирались Свидетели Иеговы. Один человек был ранен, а другой убит. Конечно, виноваты в этих трагедиях в первую очередь религиозные вожди секты, которые своими речами фактически спровоцировали эти межрелигиозные столкновения, которые привели в кровавым последствиям. Да, слово религиозных вождей, убивает, так же как и заряд тротила или оружие, попавшее в руки сектантов.

Изменили ли Свидетели Иеговы свою позицию, стали ли они более терпимо относится к людям из других религий? К сожалению, нет. Эти прошедшие годы длинной почти в столетие их так и ничему не научили. Судите сами об этом по высказываниям в их литературе:

"Существует ли вне истинной Христианской паствы (т.е. вне СИ), какая-либо альтернативная организация? Только ОРГАНИЗАЦИЯ САТАНЫ, состоящая из его ПОЛИТИЧЕСКОГО "ДИКОГО ЗВЕРЯ", и Его ВАВИЛОНСКАЯ МИРОВАЯ ИМПЕРИЯ ложной религии" (Журнал "Сторожевая Башня" 01.03.1979, с.24).

"ВЕДУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ВАВИЛОНЕ ВЕЛИКОМ занимает сегодня ХРИСТИАНСКИЙ МИР" (Журнал "Сторожевая Башня" 01.03.2001, с.15).

"ИМЕННО ХРИСТИАНСТВО, МОГУЧАЯ И КОВАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЬЯВОЛА, достойна большего упрека, чем какая-либо другая власть, существовавшая прежде". "В скором времени Бог ИСТРЕБИТ Дьявола и ЕГО ЛЖИВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ" ("Жизнь", с.81-83, "Освобождение" с.204, "Раскрытие" с.57,62). Свидетели Иеговы готовы и сегодня постоянно обмусоливать "грехи" всех религий, кроме своей собственной. И в наши дни они непристанно готовятся к уничтожению всего человечества - таким они видят духовную битву Армагеддон в Библии, и кто знает какая роль у них будет в этом самодельном Армагеддоне, если эта секта ненавидит всех людей, которые не поддерживают их радикальную религию? Знаете ли вы, что слово религиозных вождей, которые не берут в руки оружия, убивает чужими руками?


МОСКВА, 16 января. /ТАСС/. Мосгорсуд признал законным предупреждение за экстремистскую деятельность в отношении централизованной религиозной организации Управленческий центр "Свидетели Иеговы". В случае повторного нарушения закона об экстремистской деятельности филиал Свидетелей Иеговы в России будет закрыт, а его имущество конфисковано.
12 октября 2016 года Тверской суд вынес предупреждение Управленческому центру организации за экстремистскую деятельность. Согласно российскому законодательству, если предупреждение не было обжаловано в суде или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок религиозным объединением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение 12 месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, данная организация подлежит ликвидации.

Вот почему 20 апреля 2017 года по решению Верховного суда экстремистская деятельность секты "Свидетели Иеговы" справедливо запрещена, а ее имущество признано подлежащим конфискации...

Российские средства массовой информации регулярно публикуют новости о том, что очередные издания свидетелей Иеговы признаны экстремистскими, кого-то опять привлекли к ответственности за распространения “экстремистских” материалов и т. д. Последние новости – об осуждении 4 старейшин в Таганроге на сроки 5 и 5,5 года условно за возобновление деятельности “экстремисткой” организации, а на самом деле всего лишь за организацию религиозных собраний вызывают ассоциацию с наиболее мрачными временами советского атеистического прошлого. За что же запрещают литературу свидетелей Иеговы, а их самих пытаются привлечь к административной или уголовной ответственности?

Обычному россиянину это совершенно непонятно. Человека который убил называют убийцей, человека который украл – вором, что совершил “экстремист” – непонятно. По сути термин “экстремист” используется госпропагандой, как ярлык, который в любой момент может стать мишенью. Словарное определение экстремизма: “ приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны” . В международном законодательстве: “экстремизм — какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.” Даже для тех, кто поверхностно знаком со свидетелями Иеговы, очевидно, что к ним эти определения совершенно не подходят. Упорное преследование свидетелей Иеговы за экстремизм в России объясняется необоснованным расширением понятия экстремизма. В статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в числе прочих экстремистских действий указана: “пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;” Применить это описание к свидетелям Иеговы весьма сложно. И тут на помощь приходит “психолингвистическая экспертиза”. “Эксперты” делают выводы о “пропаганде собственной исключительности, или избранности” свидетелей Иеговы только на том основании, что они считают свою религию истинной. Доводы религиоведов, что убеждение в собственной истинности характерно для всех религий, в расчет не берется. Да собственно подобные экспертизы делают не религиоведы, а лингвисты, филологи, психологов с крайне низким уровнем религиоведческих знаний и явными связями с РПЦ. Дела о признании религиозных изданий экстремистскими материалами проходят по упрощенной схеме – нет обсуждения экспертизы, допросов экспертов, судебных прений и т. д. – судья просто утверждает в приговоре выводы экспертов, которые практически являются реальными “судьями” в подобных процессах. В результате утверждаются абсурдные с религиоведческой и юридической точки зрения приговоры.

Понятна ли такая ситуация обычному гражданину России? В СМИ редко дается определение экстремизма, а само понятие давно и стойко ассоциируется с чем-то опасным. В одном ряду,как экстремисты часто упоминаются исламские террористы, неонацисты и Свидетели Иеговы и это вызывает страх и предвзятое отношение к последним. Поскольку что такое экстремизм в России мало кому понятно, это приводит к приписыванию свидетелям Иеговы действий которые полностью противоречат их взглядам и этике. Пример такого приписывания можно продемонстрировать на высказывании протоиерея, доцента кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии Сергия Рыбакова:

“Например, литература сект исламского терроризма, которая у нас распространялась, запрещена. В том же списке есть некоторые издания "Свидетелей Иеговы". И это обоснованно. В этих изданиях раздаются призывы к насилию, к свержению конституционного строя, к уничтожению людей по религиозному либо национальному признаку и т.п.”

Свидетели Иеговы категорические противники насилия, и не принимают участия в политической деятельности. Поэтому складывается впечатление, что современные православные священники выполняют функцию политработников, совершенно не задумывающихся над достоверностью сведений, которые они распространяют о других религиях. Иногда они действительно не осведомлены, так как просто повторяют то что прочитали в “Сектоведении” Дворкина, но гораздо хуже то, что им вообще все равно правду они говорят, или нет. Так, комментарии православных священнослужителей отчета Государственного департамента США о свободе совести и вероисповедания содержали ложную информацию, или высказывания противоречащие законодательству РФ. Классическим было заявление епископа Орского и Гайского Иринея: “А почему Америка не хочет обратить внимание на то, что «Свидетели Иеговы» запрещены в Германии и ряде других стран? не думаю, что эти страны приняли необоснованные решения, и у них не было серьезных аргументов. Пусть эти аргументы изучают США и не обвиняют Россию.” Ни в Германии, ни в других европейских странах свидетели Иеговы действуют совершенно свободно. Запрещены свидетели Иеговы только в исламских, тоталитарных и коммунитистиеческих странах, где деятельность христианских религиозных организаций, или вообще всех религий существенно ограничена. Другой публичный священник Святослав Шевченко, ранее известный по организации провокаций и клеветнической компании против свидетелей Иеговы в Благовещенске, исказил смысл требований Государственного Департамента США, заявив, что: “они нам указывают, чтобы мы на государственном уровне поддерживали такие секты как «Свидетели Иеговы», которые вообще запрещены законодательством в нескольких странах мира.” Требование государственной поддержки религий вообще противоречит политике США, наоборот, от России требовалось прекратить вмешательство в деятельность ряда религиозных организаций, которые подвергаются необоснованным преследованиям со стороны властей. И опять священник считает что Россия должна равняется не на развитые правовые государства, а на маргинальные и тоталитарные. По мнению Святослава Шевченко: “государству нужно относиться к той или иной религиозной конфессии в зависимости от вклада, которое она внесла в его развитие.”. Хотя в Конституции РФ написано, что все граждане равны перед законом, не зависимо от религиозных убеждений, а пропаганда национального, языкового, или религиозного превосходства запрещена. В законе “О свободе совести и религиозных объединениях” статье 3 указано, что Россия является светским государством и все религиозные объединения равны перед законом и отделены от государства. Так с какой же стати православный священник указывает государству, как оно должно поступать? Разве требование, отношения государства к религиям, в зависимости от их вклада в развитие культуры страны, это не пропаганда превосходства одной религии над другими? Я уже не говорю об изрядной доли лицемерия и цинизма в таких заявлениях, ведь в царской России, и при советской власти протестанты, иудеи, мусульмане не имели возможности участвовать в культурной жизни государства, поскольку преследовались властями.Во всех этих явных нарушениях, власти не видят экстремизма. Дело в том, что в лучших советских традициях, законодательство об экстремизме применяется избирательно. Нет и единой судебной практики – все зависит о честности и порядочности судей. Вот цитата из решения Центрального районного суда города Твери, по делу о призвании книги “Учись у Великого учителя” экстремистским материалом датированное 2 июля 1013 года: “Помимо этого, согласно текста Парламентской ассамблеи Совета Европы (резолюция 1896 (2012)) РФ взяла на себя обязательство по неприменению Закона «о противодействии экстремисткой деятельности» к каким-либо религиозным группам, особенно к Свидетеля Иеговы.” Очевидно эта резолюция осталась неизвестной другим российским судам, так как издания свидетелей Иеговы продолжают признаваться экстремистскими по сей день, а верующих продолжают привлекать за хранение или распространение этих материалов, даже если юто делается не публично.

Но стоит только религиозному меньшинству заявить, что их вера истинная, и критиковать убеждения других, то они сразу объявляются “экстремистами”. В действительности, взаимная критика это нормальная часть межрелигиозной полемики, и сама по себе закон не нарушает. В любой религии есть свои представления о нормах морали, посмертной участи людей, и участи мира(эсхатология). Люди живущие в соответствии с религиозыными нормами считаются праведниками, те кто их нарушает грешниками. Праведников ожидают благословления и жизнь, грешников – мучение, или уничтожение. Религиозные нормы морали могут не совпадать с со светскими, например, прелюбодеяние, половая распущенность, обжорство законом не запрещены, но в традиционном христианстве считаются смертными грехами, за которых человека ждут вечные мучения. Так же для большинства религий характерны убеждения о том что ныне существующий мир перестанет существовать в результате сверхъестественного вмешательства. Приписывание в таких случаях религиозного превосходство, и призывов к дискриминации, как это делают российские “эксперты” является или религиозной безграмотностью, или крайней ангажированностью. Если религиозная группа не приемлет какие-то допустимые в светском обществе действия (половая жизнь до брака, употребление определенных продуктов питания и т. д.), убеждена что мир рано, или поздно закончит свое существование, а нарушающих божественные нормы ждет наказание, но при этом не требует ограничения прав заблуждающихся, или грешников, не призывает к применению к ним насилия, не требует их уничтожения, не совершает насильственных, или террористических действий, которые якобы должны ускорить эсхатологическую развязку, то такую группа нет оснований считать экстремисткой.

В российских СМИ постоянно подчеркиваются, что экстремистскими являются группы, которые по мнению РПЦ и властей относятся к тоталитарным сектам. Традиционные же религии выставляются как оплот законопослушности, надежности и безопасности. Но это далеко не так. Пока внимание общественности сосредоточено на мнимом “экстремизме” свидетелей Иеговы, настоящие экстремисты действуют абсолютно свободно. Высказывание многих православных священников свидетельствую о их приверженности правой идеологии. Более того, священнослужители РПЦ участвуют в террористических формированиях, действующих в Украине и оказывают им поддержку, как проведением обрядов так и материальными ресурсами, военной амуницией и т. д. В Донецке действует террористическая группа "Русская Православная Армия", ни великий "миротворец", УПЦ ФСБ, никак не прокомментировали и не осудили использование православной символики террористическим группами. Сюда же стоит добавить огромное количество ксенофобских заявлений православных священников унижающих украинский язык и украинцев. Все это прикрывается высокопарной чушью о цивилизационной роли России, “русском мире”, который почему-то нужно утверждать войной. Тотальная ложь в СМИ, глупейшие законодательные инициативы. которые вместо регулирования, только осложняют жизнь приводят к возрастанию агрессии и нетерпимости в никогда не отличавшимся здоровьем, российском обществе.

Жертвами этой агрессии часто стают обычные верующие люди. Решение Таганрогского городского суда, по делу 16 может существенно усугубить ситуацию. Сам факт такого судебного процесса возвращает Россию в эпоху советского тоталитаризма. Примечательно, что в главным свидетелем по делу со стороны обвинения был бывший старейшина свидетелей Иеговы – Константин Кудасов, ставший сначала отступником, а потом православным. Он активно сотрудничал со следствием и ФСБ, хотя среди подозреваемых, а потом и подсудимых были люди которых он знал долгие годы, некоторых практически з детства. Очевидно, что причиной побудившего его участвовать в процессе, была личная обида, перешедшая в ненависть к свидетелям Иеговы. На вопрос, как он себя чувствует, из-за того, что при его помощи несколько человек могут получить 6 лет колонии общего режима, он ответил:

И этот человек называет себя православным, придерживается патриотических взглядов, но при этом позволяет себе явно фашистские высказывания. Когда я показал эту цитату прославенному священнику, то явно не православные высказывания были объяснены тем, что человек был когда-то в секте. И не имеет значения. что подавляющее большинство свидетелей Иеговы не желают смерти ближним, не употребляют грубой, бранной, матерной лексики. Церковь просто не желает брать на себя ответственность, за то что воспитывает в своих прихожанах ксенофобию, вместо толерантности(в РПЦ вообще бранное слово) и любви.Ради справедливости должен сказать, что далеко не все православные священник согласны с решением Таганрогского суда и силовыми методами преследования свидетелей Иеговы. Мне удалось обнаружить только одного православного священника УПЦ МП вполне объективно описавшего ситуацию с преследованием религиозных меньшинств в России , чем вызвал бурю негодования со стороны своих же советующих.

Преследование свидетелей Иеговы недаром вызывает пристальное внимание США и ЕС. история показывает, что именно с преследования свидетелей Иеговы начинали свою деятельность многие тоталитарные режимы начиная с нацисткой Германии. Деятельность свидетелей Иеговы полностью соответствует Международной и Европейской конвенциям по правам человека. Взгляды свидетелей Иеговы одинаковы во всем мире, они убежденные и последовательные пацифисты и не принимают участие в политической деятельности. Все это делает положение Свидетелей Иеговы удобным индикатором состояния свободы совести и вероисповедания, а так же и других прав человека в стране. И российские политики могут сколько угодно распространять в СМИ, утверждения что свидетели Иеговы работают на Госдеп, что в со свободой совести в России все нормально, волну ненависти и нетерпимости захватывающую российское общество, как некогда подобная волна поглотила не немецкое общество во времена Гитлера, уже не скрыть, хотя еще не поздно ее остановить.

Свидетели Иеговы* - экстремисты или жертвы беззакония?

20 апреля 2017 года Верховный суд России признал «Свидетелей Иеговы»* экстремистской организацией и запретил их деятельность. Суд принял решение ликвидировать «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» * и 395 местных организаций, а также конфисковать их имущество. Представители «Управленческого центра свидетелей Иеговы»* и адвокаты заявили о необъективности Верховного суда и намерении обжаловать данное решение . Несмотря на апелляцию , в июле 2017 года Верховный суд оставил в силе решение о ликвидации организации .

После запрета организации против верующих могут возбуждаться уголовные дела за нарушения антиэкстремистского законодательства.

Еще до требования Минюста о приостановке деятельности организации религиозные общины «Свидетелей Иеговы»* в ЮФО и СКФО неоднократно были оштрафованы за использование литературы, позднее внесенной в Федеральный список экстремистских материалов . В ерующие заявляли об участившихся случаях подбросов признанных экстремистскими печатных материалов в богослужебные здания. Российские правозащитники заявляли, что преследование достигло беспрецедентных масштабов .

В чем обвиняют свидетелей Иеговы*?

Александр Верховский, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) и глава центра «Сова», специализирующегося на проблемах национализма и экстремизма, отмечает, что доводы об экстремизме свидетелей Иеговы* строятся на основании обвинений в утверждении превосходства их религии над другими .

6 апреля на заседании Верховного суда представитель Минюста РФ действительно заявила, что свидетели Иеговы* настаивают на собственной исключительности, что подпадает под действие закона "О противодействии экстремистской деятельности« . Также представитель ведомства отметила: «В частности, вероучительная литература организации запрещает переливание крови больным членам организации по рекомендации врача».

За запрет «Свидетелей Иеговы»* высказался религиовед Роман Силантьев, член экспертного совета министерства юстиции РФ: «Я считаю, что «Свидетелей Иеговы»* давно необходимо запретить за нарушения российского законодательства, - заявил он. - «Свидетели Иеговы»* не только запрещают своим последователям служить в армии, но и участвовать в выборах, занимать должности на государственной службе. Если религиозная организация препятствует гражданам в исполнении гражданских обязанностей и реализации прав - она однозначно нарушает российское законодательство. А «Свидетели Иеговы»* еще запрещают переливание крови« .

Пресс-служба «Свидетелей Иеговы»* заявляет, что организация «не имеет никакого отношения к экстремизму»: «Экстремизм у «Свидетелей Иеговы»* - это заблуждение, повторенное стократ, но не ставшее от этого истиной. Российской власти уже более 60 лет хорошо известно, что мы так же далеки от экстремизма, как небо от земли. Наши верующие садились в тюрьмы и даже шли на расстрел, лишь бы не поднимать оружия на людей, ради каких бы идеалов это ни происходило« .

Что касается отказа от переливания крови, то, как пояснял «Кавказскому узлу» представитель «Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России» * Григорий Мартынов, «запрет на употребление крови содержится в Библии, и свидетели Иеговы* с уважением относятся к библейским заповедям». «Однако отказ от донорской крови не означает отказ от лечения и спасения жизни , что не раз подчеркивалось представителями врачебного сообщества. Свидетели Иеговы* рассматривают жизнь как дар Бога, поэтому стараются беречь свое здоровье, прибегая к современным и безопасным методам лечения, к числу которых переливание крови не относится», - подчеркнул Мартынов .

Свидетели Иеговы* подвергаются преследованию не только в современной России. В период двух мировых войн, в частности, за отказ от воинской службы, свидетелей Иеговы* ссылали в концентрационные лагеря в нацистской Германии, подвергали ссылке в лагеря в Канаде . В СССР членов организации подвергали депортации (операция «Север» 1951 г.) . В настоящее время деятельность «Свидетелей Иеговы»* ограничена или полностью запрещена в Китае, Сингапуре, Вьетнаме, на Кубе, в ряде мусульманских стран. Критики организации обычно обвиняют ее в неприятии государственных и социальных институтов, в отказе от военной службы и переливания крови.

Членов общин свидетелей Иеговы* обвиняют также в попытках скрыть такие преступления, как случаи сексуального насилия над детьми , хотя организация и выступала с официальными заявлениями о том, что «не поощряет и не покрывает действия растлителей малолетних» .

Заявления о недопустимости преследования свидетелей Иеговы*

Заявления против преследования свидетелей Иеговы* в России, в частности по статье об экстремизме, выражали Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации , Парламентская ассамблея Совета Европы и Комитет по правам человека ООН . В 2010 году Европейский суд по правам человека вынес решение в пользу религиозной организации «Свидетелей Иеговы»* в России по делу о ликвидации общины верующих в Москве в марте 2004 года.

Вопрос отказа свидетелей Иеговы* от переливания крови возникал на уровне высших международных судебных инстанций. Разбирательство по этой теме шло и в ЕСПЧ. В частности, 10 июня 2010 года по делу «Религиозная община „Свидетели Иеговы“* в г. Москве и другие против Российской Федерации» Евросуд пришел к выводу, что отказ от переливания нельзя сравнивать с попыткой самоубийства или убийства. «Если понимать решения национальных судов как предполагающие равенство между отказом от переливания крови и самоубийством, то данная аналогия, по мнению Европейского суда, не применима, поскольку ситуация, в которой пациент стремится ускорить наступление смерти путем прекращения лечения, отличается от той, в которой пациенты, как например свидетели Иеговы*», просто выбирают метод лечения, но все же хотят выздороветь и не отказываются от лечения в целом«, - сказано в постановлении Евросуда.

Состоятельность обвинений в отказе от военной службе также вызывает сомнения в современном российском контексте. Ведь законодательство России предполагает возможность альтернативной гражданской службы для тех, кто по религиозным убеждениям не может брать в руки оружия.

Возмущение в связи с преследованиями свидетелей Иеговы* в России выразила Алексеева Людмила Михайловна, председатель Московской Хельсинкской группы. «Экстремизм свидетелей Иеговы* выражается в том, что они считают свою веру истинной. Но, простите, какой верующий не считает свою веру истинной?» - заявила Алексеева .

В публикациях «Свидетелей Иеговы»* определение «исключительность» не приводится в отношении собственных вероучений, однако многократно высказываются утверждения об истинности своей веры. «Свидетели Иеговы* убеждены, что нашли истинную религию. В противном случае они не исповедовали бы эту веру... Однако они считают, что они не вправе решать, кто спасется, а кто нет», - говорится, в частности, в периодическом издании «Сторожевая башня» за 1 ноября 2008 года. Подобные мысли высказываются и в запрещенных публикациях, например, в брошюре «Свидетели Иеговы кто они? Во что они верят?», признанной экстремистской.

Михаил Рощин, старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, в интервью «Кавказскому узлу» заявил , что запрет деятельности свидетелей Иеговы* на основании их убежденности в истинности своей веры является сомнительным, поскольку представления об исключительности собственной доктрины есть и в других учениях. «Это нормальная, основополагающая позиция для монотеистических религий», - отметил Рощин.

Право свидетелей Иеговы* на свободу совести будет регулярно и массово нарушаться в России после ликвидации их местных религиозных организаций, полиция и прокуратура не будут вдаваться в юридические тонкости при оценке практики верующих, прогнозируют опрошенные «Кавказским узлом» юристы и правозащитники .

Правоприменительная практика в России сейчас такова, что негативные последствия решения Верховного суда наступят для всех, кто исповедует религию «Свидетелей Иеговы»*, считает адвокат Анна Ставицкая .

Также, по мнению директора программы по противодействию фабрикации дел по исламскому экстремизму Правозащитного центра «Мемориал» Виталия Пономарева, велика вероятность того, что в отношении свидетелей Иеговы* теперь будут возбуждаться уголовные дела, связанные как с попытками верующих совершать какие-нибудь коллективные действия, включая встречи, обсуждения, так и с чтением и распространением ими литературы своего вероучения .

«Свидетели Иеговы»* действуют как зарегистрированная организация в 240 странах мира. По собственным данным организации, общая численность свидетелей Иеговы* в мире составляет 8,3 миллиона человек . Примерная численность в России - 100-300 тысяч человек .

Свидетели Иеговы* на юге России

На юге России по состоянию на 30 марта 2017 года действовали 107 местных религиозных организаций «Свидетелей Иеговы»* - 74 в ЮФО и 33 в СКФО. В Краснодарском крае - 39 местных организаций, в Ростовской области - 13, в Волгоградской области - 14, в Адыгее - 7, в Астраханской области - одна, в Калмыкии - организация запрещена судом . В Ставропольском крае - 22 местных организации свидетелей Иеговы*, в Кабардино-Балкарии - 5, в Дагестане, Северной Осетии и Карачаево-Черкесии - по две, в Ингушетии и Чечне таковых нет .

После вступления в силу решения Верховного суда свидетели Иеговы* на юге России готовятся к массовым гонениям и рассказывают о расторгнутых договорах аренды зданий для богослужений, привлечении к административной ответственности за миссионерскую деятельность .

Представители одной из дагестанских общин свидетелей Иеговы* сообщили о том, что арендодатель расторг с ними договор аренды помещения, которое использовалось как место для собрания общины в Дербенте .

Свидетели Иеговы* из Кабардино-Балкарии намерены исполнять решение суда. Об этом корреспонденту «Кавказского узла» рассказал старейшина Прохладненского собрания «Свидетелей Иеговы»* Николай Жиряков .

Уже после решения Верховного суда России по иску Минюста в станице Егорлыкской Ростовской области по административной статье КоАП РФ привлечены четверо свидетелей Иеговы*.

Свидетели Иеговы* из Волгограда готовы «встраиваться в сложившиеся обстоятельства». «У нас некоторые надежды сохраняются, хотя понимаем, что апелляционные дела решаются почти всегда так же, как основные. Придется привыкать жить немножко в других обстоятельствах. Мы ожидаем повторного рассмотрения дела в апелляционном суде», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» представитель одного из волгоградских собраний свидетелей Иеговы* Константин Седов .

* 16 августа 2017 года организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и 395 входящих в ее структуру местных религиозных организаций включены Минюстом России в перечень организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Примечания

  1. Свидетели Иеговы* назвали приговор Верховного суда необъективным // Кавказский узел, 20.04.2017.
  2. "Бог просто еще не доиграл«. 4 дня до запрета «Свидетелей Иеговы»* в России // Новая газета, 14.07.2017.
  3. Верховный суд отказал Свидетелям Иеговы*. Они готовят жалобы в Европейский суд // Официальный сайт «Свидетели Иеговы в России»*, 17.07.2017.
  4. В России хотят запретить секту «Свидетели Иеговы»* // Известия, 15.04.2016.
  5. Минюст: «Свидетели Иеговы»* нарушают закон о противодействии экстремизму // ТАСС, 06.04.2017.
  6. В России хотят запретить секту «Свидетели Иеговы»* // Известия, 15.04.2017.
  7. Прокуратура Кабардино-Балкарии вмешалась в вопрос лечения новорожденного ребенка членов общины «Свидетели Иеговы»* // Кавказский узел, 01.11.2012.
  8. Witnesses Seek Apology for Wartime Persecution // The Globe in Mail, 09.09.2004.
  9. Полян П.М. Не по своей воле...: История и география принудительных миграций в СССР. М., 2001. С. 143.
  10. Jehovah’s Witnesses Told to Pay in Abuse Case // The New York Times, 17.06.2012; Jehovah’s Witnesses under pressure over handling of sexual abuse claims // The Guardian, 12.08.2016.
  11. Media statement / Jehowah Witnesses. 15.10.2007.
  12. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2013 год.
  13. Резолюция ПАСЕ 1896. 2012.
  14. Заключительные замечания по седьмому периодическому докладу Российской Федерации // Комитет по правам человека ООН. 2015.
  15. Людмила Алексеева: «Не просто ошибка, а, я считаю, преступление» // Свидетели Иеговы* в России, 24.03.2017.
  16. Юристы назвали лукавством заявление Минюста о свободе вероисповедания у свидетелей Иеговы* // Кавказский узел, 23.04.2017.
  17. Там же.
  18. Там же.
  19. 2017 Yearbook of Jehovah’s Witnesses. Watchtower Bible and Tract Society. 2017.
  20. В России хотят запретить секту «Свидетели Иеговы»* // Известия, 15.04.2017; Защита Свидетелей Иеговы* рассказала о подбросах улик и обвинила Минюст в двойных стандартах // Кавказский узел, 07.04.2017.
  21. Юристы: решение Минюста по Свидетелям Иеговы* в России не отменяет свободы совести // Кавказский узел, 30.03.2017.
  22. Свидетели Иеговы* на юге России рассказали о проблемах после решения суда о ликвидации их организаций // Кавказский узел, 27.04.2017.
  23. Там же.
  24. Там же.
  25. Там же.

Российский Верховный суд признал религиозную организацию «Свидетели Иеговы» экстремистской и вынес постановление о её запрете и ликвидации. Также суд удовлетворил иск Минюста России, запретив деятельность всех 395 отделений организации и конфисковав её имущество в пользу государства.

«Верховный суд России постановил удовлетворить иск Минюста России и признать экстремистской организацию «Управленческий центр «Свидетелей Иеговы» в России», ликвидировать её и запретить её деятельность на территории России», — цитирует судью РИА Новости .

В Министерстве юстиции России заявили, что «Свидетели Иеговы» нарушают закон «О противодействии экстремизму», запрещая по религиозным соображениям переливание крови последователям, нуждающимся в этой процедуре.

В 2016 году Тверской суд Москвы уже выносил «свидетелям» предупреждения за осуществление экстремистской деятельности. По российским законам религиозная организация должна устранить нарушения, которые содержатся в предупреждении, в противном случае она будет ликвидирована. В январе 2017 года Мосгорсуд признал предупреждение за осуществление экстремистской деятельности в отношении «Свидетелей Иеговы» законным. Минюст указывал, что 95 брошюр и деятельность восьми отделений организации уже были признаны экстремистскими.

В ходе процесса свидетель Наталья Корецкая, состоявшая в организации с 1995 по 2009 годы, рассказала, что её члены постоянно находятся под абсолютным контролем.

«Свидетели Иеговы» формально следят за каноническим соблюдением норм, но на самом деле речь идет о тотальном контроле личной жизни человека — его интимной жизни, образования, работы», — приводит слова свидетеля РИА Новости.

По словам другого бывшего последователя учения Павла Зверева, из-за «Свидетелей Иеговы» он остался без высшего образования.

«В организации считается, что получение высшего образования для интересов организации бесполезно. В результате такого убеждения я остался без образования и страдаю от этого в своей жизнедеятельности», — заявил свидетель.

Представители организации заявили, что будут оспаривать решение Верховного суда в апелляционной инстанции. В случае сохранения решения в силе, «Свидетели Иеговы» планируют обратиться с иском в Европейский суд по правам человека. В ходе процесса представители организации жаловались на нарушения законодательства при проведении обысков, настаивая на том, что найденные в помещениях иеговистов экстремистские материалы были им подброшены.

Организация «Свидетели Иеговы» была основана в 1870 году американским богословом Чарлзом Тейзом Расселом в городе Питтсбург и до 1931 года носила название «Общество исследователей Библии». В 1884 году в качестве юридического лица для ведения издательской деятельности было основано «Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов». Несмотря на то что «свидетели Иеговы» публично именуют себя христианами, большинство теологов и богословов в США и России характеризуют организацию как псевдохристианский апокалиптический культ.

Последователи учения отрицают основные христианские догматы, в частности Троицу, наличие бессмертной души, смерть и воскрешение Иисуса Христа, наличие ада и рая. «Свидетели Иеговы» предсказывают скорое наступление конца света, после чего 144 тысячи избранных праведников вознесутся на небеса. Доктрина иеговистов постоянно меняется, поэтому последователей учения наставляют не изучать старые выпуски журнала «Сторожевая Башня» и другой литературы общества, в которых зачастую содержатся противоречия с современными положениями и пророчествами.

* Управленческий центр «Свидетелей Иеговы» в России («Свидетели Иеговы») — религиозное объединение, признанное экстремистским и запрещённое на территории России (решение Верховного суда РФ от 20.04.2017, апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного суда РФ от 17.07.2017).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: