Как разговаривать с неадекватными родителями учеников и предотвратить их агрессию. Плохое поведение ученика-как разговаривать с родителями

Одной из педагогических ситуаций является нарушение дисциплины учащимися. Педагоги предъявляют требования к поведению учеников ,которые последние должны выполнять. Однако, часто этого не происходит. И мы имеем факт проявления негативного отношенияученика к учителю ,которое проявляется в форме конфликтного поведения.

Как же грамотно разрешить подобную ?

3.Определить стратегию действий педагога , с целью постепенно снизить количество подобных проступков этого ученика в дальнейшем.

Какие же могут быть мотивы конфликтного поведения ученика ?

Нарушающий дисциплину, понимает, что его поведение неправильное. Но чаще всего, он не в состоянии осознать мотивы (причины и цели) своего поведения в данной ситуации. Ситуациинарушения дисциплины учащимися могут быть аналогичными. Но мотивы действий учеников всегда индивидуальны.

Педагог должен понять мотивы плохих поступков и эффективно взаимодействовать с учащимися . Тогда будет постепенно уменьшаться количество проявлений проблемного поведения . Правильная стратегия заключается в создании условий, в которых ученики смогут самостоятельно принять решение изменить свое поведение. Такой выбор ученик может сделать, если в процессе взаимодействия педагог поймет скрытые мотивы его неправильного поведения. Задачей педагога является помочь ученику почувствовать себя полноправным членом большого школьного коллектива.

Чтобы выработать индивидуальную стратегию взаимодействия с каждым проблемным учеником , необходим анализ ситуации педагогом . Конечно, это требует затрат времени и сил. Но эти затраты принесут позитивный результат. Так как создается более комфортная ситуация успеха и согласованных действий участников учебного процесса.

Мотивы проблемного поведения учащихся.

I.Ученики часто ищут внимания к себе, которого им не хватает в повседневной жизни. Для этого они разыгрывают настоящие мини-спектакли, выступая в роли артистов. Они активно провоцируют учителя, одноклассников, или действуют пассивно, например, нарочито медленно выполняют требования педагога .Таким ученикам просто нужна аудитория. Они просто не знают, как можно позитивно общаться.

Задача учителя -в дальнейшем уделить такому ученику больше внимания.

А в момент конфликта :

1.Не реагировать на «выходки» ученика .

2.Установите с ним зрительный контакт. Ваш взгляд станет для ученика сигналом, что он ведет себя неправильно. И это нужно прекратить.

3. Можно встать возле него, Не говоря ничего,и не глядя на него.

4.Вставляя в контекст урока имя этого ученика, дать ему понять, ч то он ведет себя неправильно.

5.Без лишних слов, положить перед ним на парту записку,написав вежливую просьбу прекратить неправильное поведение.

6.Используйте прием «разрешающего поведения». Его суть в том, что запретные действия ученик разрешаются, но только в заранее оговоренных рамках: не хочешь сидеть, постой, хочешь говорить плохие слова, говори, но только в течение указанного отрезка времени и т.д. Но этот прием эффективен лишь с случаях, когда ученик своим поведением добивается внимания.

7.Не используя резкие окрики,спокойно объясните ученику , почему этого не нужно делать.

8.Используйте прием неожиданности:

Юмор (смех разрядит ситуацию)

Со словами: «Скажите мне, когда вы будете готовы продолжить»,остановите на время ход урока

9.Используйте прием отвлечения внимания:

Задавайте вопросы, отвлекающие внимание, спрашивая мнение учеников по какому-то поводу

Попросите о помощи (собрать тетради, принести журнал. мел и т. д.);

Измените вид деятельность учащихся , дав другое задание).

10.Поменяйте учеников местами. Например, сев на заднюю парту и лишившись зрителей, ученик может успокоиться.

II. Часто мотивом плохого поведения ученика является стремление завоевать роль лидера и утвердить свою власть над кем-то, чтобы манипулировать другими людьми . Такие ученики демонстративно и систематически бросают вызов педагогу. Например, делают назло, произносят бранные слова, демонстративно делают то, что нельзя или не делают то, что обязаны. Эти действия рассчитаны на публичность, при всем классе. Поэтому положение педагога становится сложным.

Некоторые ученики оказывают пассивное сопротивление. Они на словах соглашаются с учителем, но поступают наоборот и не подчиняются требованиям.

Задача педагога заключается в том, что нужно, не подавляя позитивных качеств личности такого ученика , стремящегося к лидерству, научить его строить правильные взаимоотношения с людьми.

Если ученик проявляет мстительное и властное поведение, можно использовать следующие приемы поддержки учеников :

1. Принять ученика . должен принимать его, несмотря на все его недостатки, глупые и неправильные проступки. Это даст возможность ученику сохранить самоуважение и изменить поведение в лучшую сторону.

2.Проявлять искреннее внимание (приветствие, знаки внимания, умение выслушать, комплимент, общие интересы, хобби).

3.Проявлять уважение. Признание нужно каждому человеку. Если педагог покажет ученикам , что он их уважает, что их дела очень значимы для школы или класса,он и будут учиться строить правильные взаимоотношения с людьми. Но похвала должна быть правильной и касаться продукта труда и поведения, а не самого ученика . Тогда ученик не зазнается.

4.Высказывать одобрение. Если педагог говорит ученикам , как ему нравятся их положительные черты характера, попытки что-то делать, их увлечения и достижения, ученики хорошо относятся к себе и к учителю .

5.Дарить теплые чувства. Если учитель умеет создать теплую эмоциональную атмосферу, ученики отвечают ему взаимностью. И вопрос о дисциплине в классе не будет стоять.

III. Другие ученики неосознанно или сознательно руководствуются стремлением к мести. Одни активно нарушают требования педагога , хамят, обижают других ученико в и т.д. Своими поступками они провоцируют учителя . Другие пассивны, открыто не нарушают требованияучителя . Но они недружелюбны, не идут на контакт, демонстративно не общаются с учителем и не подчиняются ему, будто стремясь нанести обиду педагогу .

Задача учителя в дальнейшем - направить отрицательную энергию такого ученика в позитивное, созидательное русло, стать его партнером,установив с ним контакт.

А в момент конфликта:

а. Нужно найти дипломатический ход, который даст возможность всем участникам конфликта «сохранить лицо» и избежать развития конфликта.

Б. Лучше признать позицию ученика . Ведь чем сильнее учитель будет давить на него, тем сильнее нарушитель будет сопротивляться. Если сказать ученик у: «Я поняла, что ты не будешь выполнять это задание», ему нечего возразить, ведь в этих словах нет команды, ни наставления. Урок продолжится, а ученик присоединится ко всему классу.

3.Нужно убрать зрителей. Ведь конфронтация усилится при зрителях. Отложите обсуждение конфликта на другое время, например, до перемены. Ученик останется без зрителей и потеряет интерес к конфронтации.

4.Попробуйте перенести обсуждение конфликтного вопроса на другое время, сказав: «Я не хотела бы обсуждать этот вопрос сейчас», «Может быть, ты прав. Давай поговорим об этом потом».

5.Можно назначить время для обсуждения конфликтного вопроса, сказав; «Я согласна с тобой обсудить этот вопрос. Тебе подойдет время после 5-го урока?» И продолжайте урок в спокойном тоне.

6.Попробуйте озадачить ученика , сказав:» Может быть, ты прав… Но сейчас мы лучше продолжим урок», «Я подумаю об этом, а сейчас вернемся к теме урока…»

7.Используйте прием временной изоляции ученика. Но помните, что нельзя удалять детей в коридор или в *никуда*.

Можно удалить (но это на крайний случай):

В пределах классного кабинета на отдельную парту или стул)

В другой класс или помещение (по договоренности с другим педагогом, психологом, социальным педагогом и т.д.) При этом,ставьте его перед выбором:»Ты можешь выбрать,что тебе больше нравится -сидеть в классе и работать с нами или пойти в кабинет к завучу.

8.Можно установить для каждого конкретного нарушения поведения, сказав: «Если ты сделаешь это…, то… (конкретное последствие)».

При этом важно, чтобы санкции за проступок, совершенный в школе, были применены именно в школе, а не дома. Санкции должны быть адекватны проступку и логически связаны с нарушением (если сломал, то почини, если намусорил, то убери, если испачкал,то вымой, если оскорбил,то извинись). Адекватность санкций не унижает гордости ученика , но служит уроком.

Применять лучше именно санкции , а не наказания .

Санкции и наказания внешне похожи. Однако, часто бывает несправедливо, если оно неадекватно проступку. Поэтому наказания не конструктивны. Они порождают ненависть и делают сотрудничество и партнерство невозможными.

Какие можно применить санкции :

Лишить ученика какого-то свободного времени (на перемене, после урока)

Лишить права пользоваться спортивным снарядом, техникой т.п.

Лишить права доступа в определенные помещения школы

Обязать возместить убытки

Обязать встретиться с администрацией школы

Беседа с родителями.

IV. Другие учащиеся настолько не уверены в себе, что стараются не делать вообще ничего, чтобы не иметь негативный результат. Такие ученики «заболевают» в день контрольных и зачетов, уходят с урока, где они могут получить плохие отметки, под надуманным предлогом.

Задача учителя - помочь такому ученику поверить в себя, уважать себя. Но педагог должен создать для этого условия (ситуацию успеха).

Меры педагогического воздействия при проявлениях проблемного поведения учащихся, которые избегают деятельности по причине неуверенности:

Изменить методы объяснения учебного материала. Материал для этих учеников нужно сделать необходимо делать более привлекательным, понятным. Нужно объяснять его неоднократно. Для них нужно готовить специальные задания и специальные формы работы (например, работу в парах)

Создавать ситуацию успеха. При этом, постоянно подбадривать:» Ты сможешь, у тебя получится!»

Формирование отношения к ошибкам как к нормальному явлению;

Формировать веру в успех. Педагог должен проявлять внимание к любым улучшениям и раскрывать сильные стороны ученика

Оказывать индивидуальную помощь ученику

Чтобы решить все вышеназванные задачи, учитель должен и сам проанализировать свои плюсы и минусы в данных педагогических ситуациях .

Главное, что нужно решить учителю : что же мешает ему наладить партнерские отношения с данным учеником ?

План действий учителя.

Нужно решить пять задач:

1.Понять мотивы неправильного поведения

2.Выбрать методы для прекращения конфликта

3.Создать тактику поддержки ученика

4.Совместное решение проблемы с родителями и педагогами .

При этом педагог решает последовательно 5 задач, делает 5 шагов.

Для решения этих 5 задач, педагогу нужно:

1.Быть объективным, не добавляя эмоциональной составляющей, в оценке проступка ученика .

2.При возникновении подобной педагогической ситуации , в процессе обсуждения ее с учеником, коллегами, родителями нужно делать акцент не на личность ученика , а на данный неправильный поступок. При этом, не нужно обобщать, преувеличивать, вспоминать прошлое и прогнозировать будущее. Говорить нужно твердо, но в доброжелательном тоне.

2.Стремиться понять мотивы проблемного поведения ученика

3. Внутренне твердо верить, что этот ученик может измениться к лучшему. И эту веру внушить ученику, чтобы повысить его самоуважение.

4.Держать под контролем негативные эмоции. Так ка гнев — плохой советчик. Это — именно то, чего хочет добиться ученик , действующий назло педагогу .

5.Напряженность ситуации нужно стремиться разрядить, а не нагнетать повышением голоса, критикой,сарказмом, втягиванием других людей в данный конфликт и другими неправильными с точки зрения психологии приемами,которые лишь усилят конфликт.Они не способствуют формированию уважительных отношений педагога и ученика .

6.Не нужно начинать «разборки» во время конфликта или сразу после него. Лучше,например, оставить ученика после уроков, когда эмоции улягутся, и учитель сможет быть объективным.

7. Не доводите конфликт до высшей точки кипения. Если это в данной ситуации возможно, не настаивайте на немедленном и точном выполнении ваших требований. Позвольте ученику «сохранить лицо» и выполнить ваши требования, хоть и с оговорками, не сразу и т.п.

8.Демонстрируйте ученикам доброжелательность, готовность к сотрудничеству. Не нужно уподобляться мстительному, агрессивному ученику . Потому что в противном случае, ученик будет считать, что это дает ему право вести себя подобным образом.

Подключение родителей и коллег-педагогов к борьбе за дисциплину.

Общие цели и совместная партнерская стратегия педагогов и родителей позволит получить хорошие результаты в учебе.

Нужно наладить отношения с родителями проблемных учеников .

Это можно сделать, используя правила:

1.Нужно рассказывать родителям о плохом поведении их ребенка только конкретно и объективно.

2.Не нужно обрушиваться на родителей и рассказывать сразу обо всех проступках ученика. Лучше назвать 2-3. Иначе родители ли опустят руки, или будут бить своего ребенка от бессилия и злобы.

3.Не нужно пытаться запугивать родителей. Нужно просто проанализировать даннуюпедагогическую ситуацию (получил двойку, поссорился с одноклассником, не выполнил домашнее задание, нарушил дисциплину.) Не нужно говорить родителям о том, что может произойти за эти нарушения.

4.Но позитивные предсказания конструктивны. Нужно акцентировать на положительных качествахученика , отметить его малейшие успехи в чем-то, выразить уверенность в будущем успехе,еслиродителями будет оказана помощь своему ребенку.

Нужно помнить, что родители — обычные люди. Педагог не должен обижаться на них,если они что-то не понимают или не умеют. Часто педагоги требуют от родителей то, что является — проблемой учителей , а не родителей (к примеру, негативное отношения ребенка к какому-то предмету, грубое общение с конкретными учителями или учениками ).

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗВИВАЮЩИХ БЕСЕД


в 5-12 классах


Цели развивающей беседы :


q развивать способность ученика к самоонализу и самооцениванию;


q предупреждать сложные проблемы, связанные с поведением или успеваемостью ученика;


q формировать отношения с учеником и его родителями через взаимопонимание;


q поддерживать ученика и его развитие путем консультирования родителей;


q выражатьположительные ожидания школы;


q получать обратную связь


Вопросы, приведенные ниже, носят рекомендательный характер, и могут быть составлены учителем по своему усмотрению. Беседу лучше построить так, чтобы она охватывала учебные и коммуникативные компетенции, а также вопросы самооценки. Не нужно давать ученику все вопросы из списка. Достаточно выбрать 5-10, в зависимости от того, что наиболее целесообразно для конкретного ученика.

5 основных вопросов, которые всегда помогают учителю при проведении развивающей беседы.


q Что тебе наиболее интересно на занятиях?


Вопросы для развивающей беседы в 5-6-7 классе


Учебные компетенции:


Для чего ты ходишь в школу?

Для чего ты изучаешь этот материал?
Легко ли тебе отвечать на вопросы учителяили написанные в конце параграфа?
Выясняешь ли ты непонятные моменты в новых темах? Как?
Какие предметыты особенно любишь?

Сколько времени обычно ты тратишь на подготовку домашних заданий?
Нуждаешься ли ты в помощи, когда готовишь домашнее задание?
Что ты предпринимаешь, если не справляешься с домашним заданием?
Что говорят тебе родители, если ты получишь плохую отметку?
При каких учебных условиях ты добиваешься наилучших показателей успеваемости (работая индивидуально, с своседом по парте, в групповой работе, отвечая устно, письменно)?

Что положительно влияет на твою учебную деятельность?
Мы все испытывали сложности во время учебы. Можешь ли ты привести пример проблемы, в связи с которой у тебя возникли трудности с учебой? Как ты справлялся?

Какой предмет для тебя наиболее сложен?
Как долго ты обычно делаешь дом.задания?
Расскажи о случае, когда ты испытывал удовлетворение от своих результатов учебы.

Коммуникативные компетенции:

Нравится ли тебе проводить время с одноклассниками?
Что ты любишь делать на перемене?
Как ты считаешь, от чего или от кого зависит твое поведение?
Удается ли тебе отстаивать свое мнение среди одноклассников?
С какими людьми тебе нравится общаться?
С какими людьми тебе сложно общаться?
Тебя можно назвать общительным человеком?

Как ты оцениваешь свою способность справляться с собой в крайне напряженные периоды? Приведи, пожалуйста, примеры.
Какие отношения у тебя с учителями? (Если выясняется проблема, то:Что ты предпринимал для улучшения ситуации?)
Нравятся ли тебе школьные мероприятия?

Как ты предпочитаешь проводить время?



Самооценка:


Как ты думаешь, каким человеком тебя считают одноклассники\ учителя\ родителя?

Что, по-твоему мнению, ты умеешь делать хорошо?
Что для тебя значит быть вежливым?
Что тебе в себе нравится?

Что бы ты изменил в себе?
Как ты считаешь, как человек должен правильно к себе относится? А как этого достичь?
Можешь ли ты назвать себя ответственным человеком?
Расскажи о случае, когда ты гордился собой.

Дополнительтные вопросы :


Чем ты увлекаешься, в какие кружки ходишь?
Какие твои домашние обязанности?
Насколько ты доволен своей жизнью в классе? Что ты любишь делать с ребятами на перемене и после уроков?
Какой предмет нравится тебе больше всего? Почему?
Какой урок тебе не нравится? Почему?

Что тебе больше всего нравится в учебном процессе?
Что тебе в учебе нравится меньше всего?
Что заставляет тебя иногда пренебрегать учебой?
Чего конкретно ты ждешь от своих учителей?
По каким причинам тебе приходилось отсутствовать в школе?
Что для тебя значит быть вежливым?

Какие цели у тебя есть? Как ты их добиваешься?
Как ты считаешь, что тебе мешает учиться лучше? Как ты с этим справляешься?
Что в данный момент у тебя в учебе вызывает наибольшие трудности?
Тебе больше нравится на уроках работать самостоятельно или в группе?
С каким настроение ты обычно идешь в школу?
Как ты считаешь, каким учеником тебя считают учителя? Почему?
Расскажи о своих увлечениях.
Какого типа книги тебе нравятся? Какую книгу ты читал последней?
Как ты планируешь свое время?
Что тебя больше всего огорчает и радует в школе?

Вопросы для учеников 8-9 классов

Учебные компетенции

Чему ты хотел бы научиться в процессе дальнейшей учебы?
Какие знания, получаемые в школе для тебя особенно ценны?
Как долго ты обычно делаешь дом.задания?
Берешь ли тызаведомо трудные учебныезадачи? Как ты с ними справлялся?
Мы все испытывали сложности во время учебы. Можешь ли ты привести пример проблемы, в связи с которой у тебя возникли трудности с учебой? Как ты с ними справился? Что бы ты теперь сделал по-другому?
Какие предметы или курсы ты особенно любишь? Какие темы тебя особо заинтересовали?

Какой подход (стиль преподавания) учителянаиболее подходит тебе?

На каком месте в ранге ценностей у тебя стоит учеба? Как это влияет на качество твоей учебы?
Какого признания ты добился в учебе? В чем ты еще добился признания?
Что в процессе учебы для тебя является самым сложным?
В какой учебной среде ты добиваешься наилучших показателей?
Расскажи, какие учебные навыки тебе помогают в школьной жизни?
Какие из твоих учебных навыков требуют дальнейшей работы над ними. Что ты для этого делаешь?
Что в учебной деятельности у тебя хорошо получается и ты испытываешь от этого удовлетворение.

Коммуникативные компетенции

Что ты думаешь о людях, у которых много друзей?
Тебя можно назвать общительным человеком?
Чего ты ждешь от своих учителей?

Что для тебя значит быть вежливым?
Нравится ли тебе участвоватьв школьных мероприятиях?
Опиши случай твоего несогласия с учителеми каким образом ты вышел из положения?
Если ты не согласен с мнением коллектива, то как ты себя обычно ведешь?
Бывает ли, что ты соглашаешься в каких-то вопросах с ребятами, хотя сам так не думаешь и не поступил бы так. Если да, то как ты думаешь, почему так происходит? Если нет, то как тебе это удается, ведь это довольно сложно – сохранить свое мнение в коллективе сверстников.
Что бы ты посоветовал сверстнику, который ведет двойную жизнь, неблагоприятно отражающуюся на учебе.

Самомоценка

Какие твои наибольшие достижения?

Как ты думаешь, каким учеником тебя считают учителя? Как бы они тебя охарактеризовали? Почему?
Как ты оцениваешь свою способность справляться с собой в крайне напряженные периоды? Приведи, пожалуйста, примеры.
Ставил ли ты перед собой цели? Если да, то удавалось ли их достичь?

Считаешь ли ты себя индивидуалистом или человеком команды
Как ты считаешь, тебя понимают учителя?

Дополнительные вопросы:


Расскажи о своих увлечениях.

Как ты считаешь, должны ли быть в жизни человек увлечения? Почему?
Каких правил и принципов ты придерживаешься в жизни\ в дружбе\ в учебе
Что ты ценишь в людях?
Где ты видишь себя через 3\5\10 лет?
Как ты планируешь свое время?
Опиши, пожалуйста, свой обычный школьный день.

Вопросы для учеников 10-11класса

Учебные компетенции

Какие предметы или курсы ты особенно любишь? Какие темы тебя особо заинтересовали?
Какие пройденные курсы будут полезны тебе в дальнейшем?
В какой учебной среде ты добиваешься наилучших показателей успеваемости?
Менялось ли на протяжении школьных лет твое отношение к учебе? (Почему? Что мешало? Что помогало?)


Как ты считаешь, в чем состоит секрет успешной учебы?

Чему, самому важному, на твой взгляд, ты научился в школе?
Насколько доволен ты своими учебными результами?

Коммуникативные компетенции

С какими людьми тебе сложно общаться?

Какие отношения были у тебя с учителями? (если выясняется проблема, то:Что ты предпринимал для улучшения ситуации?)
Опиши какой-либо случай твоего несогласия с учителем. Как ты вышел из положения?

Как ты думаешь, каким учеником тебя считают учителя? Как бы они тебя охарактеризовали? Почему?
Как ты считаешь, легко ли окружающим людям с тобой общаться и жить в одном коллективе?
Насколько важным для себя ты считаешь умение общаться?

Самооценка

Что ты умеешь делать хорошо, какими навыками и умениями обладаешь?

Что тебе нравится в себе, как в личности?
Что ты хотел бы изменить в своем характере?
Удавалось ли тебе побеждать свои слабости? Приведи пример.
Ты человек коллектива или индивидуалист?
Назови свои сильные стороны личности. Благодаря чему они сформировались?
Назови свои слабые стороны личности. Как ты над ними работаешь?

Дополнительные вопросы:


По каким причинам тебе приходилось отсутствовать в школе?
Какие сферы досуга ты предпочитаешь?
Какого типа книги тебе нравятся? Какую книгу ты читал последней?
Как ты планируешь свое время?

Что ты думаешь о своем будущем?
Где ты видишь себя через 3\5 лет?


Вопросы для учеников 12 класса

Учебные компетенции


Менялось ли на протяжении школьных лет твое отношение к учебе? (Почему? Что мешало? Что помогало?)

Какие предметы или курсы ты особенно любишь?
Какие темы тебя особо заинтересовали?

Что для тебя было самым сложным\ трудным\неприятным в школе? Как ты с этим справлялся?


Какое отношение учителей к тебе было наиболее полезным для твоей учебы?


Как ты считаешь, какие навыки, полученные за годы учебы в школе, тебе будут наиболее полезны?

Знания, которые ты получал в школе, отвечали твоим потребностям в познании мира?
Есть ли такие темы, которые остались для тебя непонятыми?
Что тебя особенно побуждало учиться?
Что\ чему ты хотел понять\ научиться, но так и не смог это сделать в школе? Намерен ли ты в дальнейшим овладеть этими знаниями (или понятиями)?

Коммуникативные компетенции

Что значат для тебя твои одноклассники?

Легко ли тебе с ними общаться?
Считаешь ли ты умение общаться необходимым условим для реализации в обществе?
Легко ли тебе вступать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения?
С какими людьми ты предпочитаешь общаться?
Как ты считаешь, будет ли ваш класс поддерживать свои отношения после окончания школы? Заинтересован ли ты в этом?

Самооценка

Каким ты видишь себя в будущем?

Как ты считаешь, каким учеником ты был? Как ты думаешь, каким учеником тебя считают учителя? Как бы они тебя охарактеризовали? Почему?
Какие черты твоей личности раскрылись в школе?
Как ты считаешь, на формирование каких черт твоей личности оказала влияние школа (и на какие – семья)? Каким образом?

Дополнительные вопросы

Какие амбиции (ожидания, цели, мечты) у тебя были в школьные годы?

Какие качества в людях ты ценишь?
Какие шаги ты уже предпринял или намерен предпринять для достижения своих целей?
Как ты считаешь, кем бы ты мог стать в будущем?
Какие цели ты ставишь для себя на будущее, на ближайшие 5\10 лет?



("Merlecons ja Ко ")


Вопросы для развивающей беседы с родителями ученика
1. Что Вам нравится в вашем ребенке? Какие его сильные стороны?
2. Какие интересы и увлечения есть у Вашего ребенка?
3. Как вы оцениваете отношение ребенка к школе, одноклассникам, учителям?
4. Как Вы оцениваете способности своего ребенка?
5. Есть ли у Вашего ребенка домашние обязанности? Какие?
6. Как ведет себя ребенок в конфликтной ситуации?
7. Как ведет себя ребенок, если получит в школе плохую отметку? Как реагируете на это Вы сами?
8. Что Вы любите делать вместе всей семьей и какое участие в этом принимает сам ребенок?
9. Сколько времени обычно тратит Ваш ребенок на подготовку дом.задания?
10. Насколько самостоятелен он при выполнении дом.заданий? Кто помогает ребенку в случае затруднений?
11. Какие проблемы возникают при посещении ребенком школы? Какие решения проблемы видите Вы сами?
12. Насколько вы удовлетворены работой классного руководителя?
13. Насколько удовлетворены Вы работой учителей-предметников?
14. Как вы оцениваете здоровье своего ребенка?
15. Какие Ваши ожидания от школы? Ваши пожелания.


Проведение с учениками развивающих бесед и бесед по результатам успеваемости
Форма 3
САМОАНАЛИ3 УЧEHИKA


Вместе с ним мы проанализировали его поведение и выделили то, что подлежит изменению.

Беседа окончилась обещанием мальчика вести себя хорошо и выполнять все, что условлено.

В первые дни после беседы поведение Володи резко изменилось.

Беседа проводилась 23/1.1955 г. Учительница сообщила, что Володя хорошо вел себя 23/1 и 25/1. Он остался заниматься в школе, не отвечал грубыми возражениями на полученную «двойку». Вовремя приходил на урок после перемены.

25/1 Володя встретил нас улыбкой, обрадовался встрече, сказал, что все хорошо.

26/1 вел себя также. Но уже 27/1, т.е. на пятый день после беседы, он снова начал вести себя хуже.

28/1М. И. жаловалась, что Володя вел себя очень плохо. Грубил на уроке, во время контрольной работы требовал, чтобы ему тут же объяснили то, чего он не понимает, ушел с урока и гулял по школе.

28/1 Володя очень хмуро встретил нас, был молчалив, угрюм. На вопрос, что случилось, ответил: «Я не смог хорошо себя вести». — «Почему?» — «Не мог, не знаю почему, не выходит ничего».

Таким образом, беседа выполнила свою роль — создания у Володи намерения и изменения его отношения к своим поступкам, о чем можно судить по тому, как он вел себя в первые дни, и по тому, что был огорчен своим неумением сохранить появившиеся новые формы поведения. Однако в результате того, что мы не использовали описанные выше приемы, направленные на выделение для сознания мальчика отдельных конкретных отрезков поведения, нуждающихся в исправлении (запись их, контроль, самоконтроль), оказалось, что Володя не смог выполнить принятого решения; старые привычные формы поведения снова выступили на смену еще неустойчивым новым формам. Мы объяснили мальчику, что это временная неудача, что он уже привык вести себя определенным образом, и поэтому сразу трудно все изменить. Предложили записать, что надо сделать для того, чтобы исправиться.

Выделили и записали следующие пункты.

1. Оставаться готовить уроки в школе.

2. Не отвечать, если товарищ обратится к нему на уроке.

3. Ничего не говорить на уроке, если получит плохую отметку. Если не понял, за что такая отметка, спросить М. И. после урока.

4. Не просить разрешения выйти на уроке.

5. Перемену проводить с Витей (с мальчиком, который согласился помочь Володе овладеть своим поведением).

6. Сразу после звонка на урок бросать все свои дела и отправляться в класс.

Условились, что Володя будет ежедневно отмечать против всех пунктов выполнение (знаком плюс) или невыполнение (знаком минус) того, что записано.


13.06.2018
Беседа как форма воспитательной работы в отечественной школе очень распространена. Но с точки зрения методики осмыслена недостаточно. Каждый педагог провёл со своими воспитанниками не одну сотню бесед. Но кто из учителей скажет достаточно исчерпывающе: как эти беседы следует вести, какие правила соблюдать, какие слова необходимо произнести? Наконец, какую из бесед можно считать удачной, результативной? Очень трудно ответить на эти вопросы в полной мере. А ведь учителя вступают в контакт с детьми постоянно, часто - без подготовки, нередко - в состоянии возбуждения, обиды, раздражения. Кто из учителей не испытывал чувства сожаления, даже вины, после словесного столкновения с учеником именно потому, что неправильно выбрал тон разговора, слова, место или время? И в результате надолго, если не навсегда, испортил отношение с воспитанником...

Воспитательная беседа с учеником - в высшей степени не простая процедура. Ведь надо учесть бесконечное разнообразие детей, их жизненный опыт, каким бы малым он ни был, принять во внимание внутренние, невидимые постороннему глазу проблемы и защиты, традиции и установки, унаследованные от родителей, формы поведенческих реакций, обусловленные типом нервной системы и моторикой.

Есть общие правила, которые должны иметь в виду педагоги, и частные правила - алгоритмы, которые целесообразно учесть классному руководителю, беседующему с ребёнком.

«Общие правила» - это вполне определённые принципы техники взаимодействия педагога с воспитанником, образующие психологический, нравственный фон, на котором происходит любая беседа. Сердцевина этого фона - личность педагога, его авторитет в глазах воспитанника, педагогическая позиция.

Принципы поведения людей в межличностных контактах, сформулированные Д. Карнеги, - это азбука поведения здравомыслящего культурного человека. Это жизненно необходимые этические нормы, которыми должен владеть социально развитый гражданин современного общества. И где же этому учить, как не в школе?
Принципы взаимодействия педагога и воспитанника:


  1. Человек должен искренне интересоваться другими людьми.

  2. Понять, что хочет ваш собеседник.

  3. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника.

  4. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

  5. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей.

  6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

  7. Задавайте собеседнику вопросы, тем самым добиваясь, чтобы воспитанник сам оценил собственный поступок или поведение.

  8. Пусть ваш собеседник считает, что эта мысль принадлежит ему.

  9. Чаще выражайте детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке

  10. Создайте детям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

  11. Давайте людям возможность спасти свой престиж.

  12. Взывайте к более благородным мотивам.

  13. Драматизируйте свои идеи, задевайте за живое, подавайте их эффектно.

  14. С самого начала беседы придерживайтесь дружелюбного тона.

  15. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.

  16. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.

  17. Начинайте беседу с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника.

  18. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда.

  19. Имя человека - самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Принципы Д. Карнеги тонко диктуют требования к педагогической позиции воспитателя, методику индивидуальной беседы с ребёнком. Каждый такой разговор - очень нежное и в то же время ответственное «прикосновение к душе» (В.А Сухомлинский), проникновение во внутренний мир школьника.
Некоторые рекомендации к проведению индивидуальной беседы

Будем помнить: на разных возрастных этапах проблемы детей разные, и поэтому беседу следует проводить дифференцированно. В школе три главные возрастные группы: младшие школьники, подростки, юноши и девушки. Особенность их поведения связана с ведущими базовыми психосоциальными потребностями, с доминантами, которые определяют мотивацию, структуру внутренних проблем и, следовательно, способы их устранения (формы самопомощи).

Невозможно понять поведение ребёнка, а тем более изменить его, если мы не узнаем характер его потребностей и не удовлетворим их. Потребность - как жажда, как голод: пока не удовлетворена, ребёнок не будет вести себя правильно, социально приемлемо.
Структура потребностей человека такова:

младший возраст - потребность в защищённости, безопасности;

подростковый - потребность в признании, уважении, определённом социальном статусе среди сверстников;

юношеский возраст - потребность в смыслах жизни (т.е. жизненных целях, ценностях, идеалах, ради которых стоит жить);

взрослый - потребность в самореализации, самоосуществлении.
Кроме того, человек во все времена испытывает потребность в здоровье, в радости (удовольствии), в счастье. Естественной базовой потребностью является потребность в познании, деятельности. Другие многочисленные потребности вторичны и вытекают из базовых.

Знание ведущих потребностей дает педагогу методический ключ к построению индивидуального взаимодействия с воспитанником, в том числе к методике индивидуальной беседы.


Беседа с младшим школьником

Младший школьник живёт в отношениях преимущественно эмоциональных, до конца неосознаваемых переживаний. Если отношения богаты, разнообразны, наполнены положительными эмоциями, то ребёнок полноценно развивается: он весел, активен, открыт, добр, незлобен. Если же отношения неполноценны и он чувствует отчуждение окружающих: его бранят, им недовольны, его не ласкают, и ребёнок, как цветок без влаги и солнечного тепла, сохнет, увядает, сжимается. В нём растут обида, боль, которые рано или поздно перейдут в злобность, агрессию, на первый взгляд - немотивированную.


Бесполезно давать многочисленные советы - малыш их не запомнит. Необходимо одно: медленно, терпеливо менять отношение ребёнка к самому себе - поднимать его самооценку, внушать ощущение силы, повышать уверенность в себе и одновременно - учить нужному, конструктивному способу поведения. Инструмент «воздействия» при этом - внушение. Упражнения (тренировка) с дальнейшей постоянной поддержкой. Примерный алгоритм действий таков:

Выявите проблемы ребёнка, его скрытые психические защиты. Безответственность, неуравновешенность нервной системы. Потребуется как можно тщательнее изучить условия воспитания в семье, стереотипы поведения, состояние здоровья.

Выявите препятствие (чаще всего оно связано с заниженной самооценкой) и начинайте корректировать самоотношение, внушать необходимую модель поведения.

Организуйте изменение отношения окружающих. У школьника появились товарищи, ребята взяли его в свою команду.

Поддерживайте конструктивное поведение: похвалите в нужное время, зафиксируйте внимание сверстников на успехе, пусть и незначительном. Вовлекайте в процесс коррекции родителей, товарищей по дому, подъезду, двору (с помощью социального педагога).

Давайте индивидуальные поручения, которые ребёнку посильны и которые отвечают его способностям, интересам, склонностям (это хорошая тренировка конструктивного поведения). «Организуйте успех» в сложном для ребёнка деле. Особенно - в учёбе. Учебный успех в начальных классах - это 99% успеха в воспитании!

Для «страховки» вовлекайте в кружок, секцию, клуб, где бы успех и умение закреплялись.
Беседа с подростком

В подростковом возрасте этап семейного развития пройден, поле социального самоутверждения расширяется, семейные ценности, формы самоутверждения подвергаются переоценке. Новые способы поведения приходится осваивать «на ходу», в победах и поражениях. Подросток - экспериментатор поневоле. Синяки и шишки (в том числе душевные) постоянны, и хотя не видны, но очень болезненны. Подросток часто ощущает себя ни на что не годным, беспомощным и одиноким.

Референтной группой, эталоном самоидентификации становятся сверстники - мир беспощадный и жестокий, отличный от семьи, с её любовью и поддержкой родителей. Здесь признание необходимо завоёвывать самому. Нужны воля, знания, физическая сила, а их не хватает. Понаблюдайте подростков в игре, как ожесточённо они спорят, кричат, обвиняют друг друга. Они всё время состя-заются, пробуя друг друга «на прочность». Развитие идёт трудно, болезненно. В подростке рождается субъектность, формируется «Я-концепция», самосознание. Значит, возникают собственные оцен-ки, нормы, критерии, эталоны и образцы.

Развитие переходит в стадию саморазвития, воспитание - в процесс самовоспитания. И это нормально, эти изменения необходимо поддерживать и стимулировать. В этом возрасте особенно недопустимо унижать, оскорблять, подрывать самооценку подростка: в нём вызревает чувство собственного достоинства, которое можно назвать совестью, честью, духовностью, что составляет стержень личности, её нравственность, социальную ценность. Такова общая закономерность развития подростка, которая указывает тактику поведения воспитателя.

Начало разговора с подростком сразу же должно снять смысловой барьер, установить доверие. Здесь ни в коем случае не должно быть угроз, обвинений. Выражение вашего лица, тон, первые фразы должны рассеять страх, напряжение. Дайте ученику понять, что отношение ваше к нему не изменилось в худшую сторону. Первыми словами могут быть: «Я тебя понимаю, ты защищал своё достоинство перед друзьями», «Ты правильно сделал, что не струсил, не промолчал, стал действовать...», «Со мной был аналогичный случай...»

Слова могут быть другими, но за ними всегда должна стоять ваша вера в добрые намерения ученика: «Я знаю, ты хотел справедливости...»

Постарайтесь, чтобы подросток рассказал вам о событии. В процессе рассказа задайте уточняющие вопросы, чтобы ученик назвал подлинные свои действия: «ударил», «взял без спросу (украл)», «ответил грубо, неуважительно», «урок был сорван» и т.д. Добиться такого рассказа - честными и прямыми словами передать случившееся, - это значит, что ученик оценил себя, наказал себя, признал вину. Это уже самовоспитание. Спросите: как ученик сам оценивает своё поведение? Вы идёте дальше - добивайтесь честной, объективной оценки - важнейшего смысла и цели беседы.

После этого перескажите события. Говорите спокойно, бесстрастно, называя вещи своими именами: «развязал драку», «сорвал урок», «оскорбил учителя» и т.д. Затем дайте свою оценку случившемуся. Вплоть до перечисления статей Уголовного кодекса, под которые подпадает проступок ученика, если бы он был совершеннолетним.

Сопоставьте две оценки, ученика и вашу, что поможет окончательно выяснить суть дела. В этой части беседы ученик должен признать свою вину. Если же он не виноват и учитель неправ, признайте свою вину, иначе беседа не имеет смысла, а то и отрицательно скажется на воспитании, на ваших отношениях с ребёнком. Может быть, самый важный этап беседы - поиск вместе с учеником социально приемлемых моделей поведения. На этом этапе идёт обучение самоанализу, поиск оптимального поведения. И хоть это совместное действие, важно, чтобы подросток принял решение сам. А учителю останется похвалить его за мудрость и здравомыслие, дать поведенческую установку на будущее.

Как итог беседы - подчеркните ум, взрослость, подростка, выскажите уверенность в том, что в следующий раз он не совершит ошибки, ибо впредь будет думать, прежде чем что-нибудь предпринять.

Произнесите ключевую фразу: «Верю, что впредь подобного ты не допустишь и такого разговора больше не понадобится. Забудем о нём». Всё. Ваши отношения не разрушены, вы дали воспитаннику возможность сохранить свой имидж, высокую самооценку, чувство собственного достоинства. А это уже путь к созидательному, конструктивному поведению, образу жизни.
Беседа с учеником юношеского возраста

Ведущая потребность юношеского возраста - в смыслах жизни. Юноша ищет высшие ценности бытия: цели, идеалы, эталоны существования. Как жить? Для чего? Каким быть? Вот вопросы, на которые сознательно или неосознанно молодой человек ищет ответы. Перед собственным «Я» и перед людьми он должен сделать свой выбор.

Разговоры «про жизнь» хорошо вести с юношами в походе, у костра, по поводу умного кинофильма или книги. Взрослым они могут показаться абстрактными и ненужными, но молодым людям они нужны, как воздух.

По каким же правилам строить беседу со взрослым учеником?

Главная цель - привести собеседника к искреннему пересмотру тех целей и ценностей, ради которых было совершено действие. Доказательства искренности: переживание, раскаяние, слова извинения. Как всегда, беседу начните с признания достоинства, выражения доверия: «Я знаю, что ты искал справедливость, правду...», «Верю, что ты стремился действовать честно...», «Я благодарю тебя, что ты откровенно высказал то, что думаешь...», «Возможно, я бы на твоём месте действовал так же...»

Очень важно услышать от школьника слова: «Да», «Да, это правда», «Да, я хотел, как лучше». Это уже - точки соприкосновения, помогающие снять защитную реакцию.

Используйте и такой приём, как апелляцию к мнению окружающих.

Привлеките к беседе значимых для юноши лиц - родителей, друзей, юристов.

Диалог в беседе со взрослым учеником постарайтесь выстроить логично, аргументированно, вещи называть своими именами: подлость - подлостью, кражу - кражей. Постарайтесь добиться, чтобы юноша прямо и недвусмысленно оценил свой поступок. Честное признание и раскаяние - шаг к исправлению. Если молодой человек уклоняется от честной самооценки, то учитель сам должен прямо и недвусмысленно дать нравственную и общественную характеристику поступка. Это не значит, что после этого должно обязательно последовать наказание. Напротив, после столь напряжённой и трудной беседы необходима апелляция к разуму воспитанника: «Подумай на досуге...»

Иногда достаточно одного эмоционального аргумента. От этого зависит и продолжительность беседы, и количество слов.

Очень важно, как закончить беседу. Самое главное - дать юноше возможность «сохранить лицо», имидж среди друзей, родителей и в своих глазах. Нельзя, чтобы школьник чувствовал себя «побитым». Прозрение, очищение, торжество преодоления себя - вот состояние, которое должен ощущать ваш собеседник. Следуя заветам Д. Карнеги, педагогу следует всеми силами достигать то-го, чтобы юный воспитанник был рад делать то, что вы ему предлагаете, то, о чём вместе договорились делать.

Достижение выразительности педагогической техники - лишь одна из ступеней к педагогическому мастерству. Техника без осознания задач педагогического действия, без понимания мотивов деятельности учеников, истинной сути результатов взаимодействия останется пустой формой, бессодержательным непрофессиональным действием. А овладение её приёмами может осуществляться в контексте повышения общей педагогической культуры учителя.

Литература

Ершова А.П. Словесные воздействия в работе учителя: педагогам о мастерстве общения с классом / А. Ершова, В. Букатов. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Классное руководство и воспитание школьников». Вып. 1).

Зязюн И.А., Крамущенко Л.В., Кривонос И.Ф., Мирпшник Е.П, Семиченкп В.А., Тарасевич Н.Н. Педагогическая техника учителя // Школьные технологии. – 2005. - № 6. – С. 154–164

Калиниченко И.А. Индивидуальный стиль деятельности педагога // Справочник классного руководителя. – 2007. – № 8. – С. 68–76

Сазонов В. Индивидуальная беседа с учеником: советы воспитателю // Воспитательная работа в школе. – 2005. - № 6. – С. 93-102

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: