Детские дома 1941 1945 годы. Забота о детях сиротах в годы отечественной войны. Лев Георгиевич Нуждин

История / 2. Общая история

К.ист.н., доцент Г.И. Александрова,

к.ист.н., доцент В.Н. Александров

Мелитопольский государственный педагогический университет

имени Богдана Хмельницкого, Украина

ВСЕНАРОДНАЯ ЗАБОТА О ДЕТЯХ-СИРОТАХ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В современных условиях, когда сняты идеологические ограничения и расширилась источниковедческая база в изучении исторических проблем, сложилась возможность по-новому взглянуть на проблему патриотизма, социального единства общества и дружбы народов в годы Великой Отечественной войны. К необходимости глубокого осмысления этой темы подталкивает нас жестокая реальность сегодняшней жизни и нарастание социальных и национальных конфликтов. Часть политиков призывают сограждан к единству, дружбе народов, прикрывая этим понятием националистические, а порой и шовинистические цели.

Минувшая война провела линию раздела между демократией и фашизмом, гуманизмом и бесчеловечностью, сблизила многие народы, заставила их подняться над существенными разногласиями во имя достижения общечеловеческих ценностей. Это имеет непреходящее значение и на современном этапе. Убедительным свидетельством социального единства советского народа, дружбы народов разных национальностей, подлинного гуманизма и патриотизма явилась всенародная забота о детях, оставшихся без родителей в годы войны.

Многие проблемы Великой Отечественной войны уже глубоко и всесторонне исследованы. Однако такая проблема как защита подрастающего поколения в годы минувшей войны изучена еще недостаточно. Исследование и обобщение опыта борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы минувшей войны необходимы и для правильного анализа современной проблемы детской беспризорности, работы детских учреждений и проблем воспитания нынешнего подрастающего поколения.

В научных работах Гриценко Т.Т., Севрюк В.И., Заднепровской Л.Д., Наумовой А.Г., Симонцевой E.H., Синицина A.M. раскрыты отдельные аспекты этой проблемы. В современной историографии Великой Отечественной войны еще не создано обобщающего труда, в котором бы в масштабах многонациональной страны в комплексе была бы проанализирована сложная картина эвакуации, устройства, обеспечения детей, развитие сети детских учреждений, обучение, воспитание и трудоустройство эвакуированных и осиротевших детей. Автор ставит своей целью расширить сведения о процессе эвакуации детского населения в тыловые районы и создании сети детских учреждений в годы войны.

С первых дней Великой Отечественной войны проблема охраны жизни подрастающего поколения приобрела особое значение. В стране была разработана широкая программа спасения детей, оставшихся без родителей, которая стала частью хозяйственно-организаторской работы правительства. Важной составной частью этой программы была эвакуация детских учреждений и организованных групп детей в тыловые районы страны. В числе первых эвакуировались детдома, интернаты и детсады. Процесс эвакуации проходил в сложных условиях военной обстановки и хаотичного передвижения миллионов беженцев. Ради спасения детей люди не считались с трудностями и опасностями, работали дни и ночи, чтобы в сжатые сроки эвакуировать детей в безопасные районы страны. Советские, партийные и военные органы фронтовых и прифронтовых районов в соответствии с Постановлением Совнаркома СССР от 5 июля 1941 г. «О порядке эвакуации населения в военное время» делали все возможное для отправки детей, женщин и стариков в глубокий тыл.

Для более оперативного решения задач по эвакуации гражданского населения действовали специальные органы. Из зоны военных действий эвакуация проводилась по указанию военного командования, а из прифронтовых и угрожаемых районов с разрешения Совета по эвакуации. В начале войны работу по эвакуации гражданского населения осуществляло Переселенческое Управление, а с конца сентября 1941 г. этими вопросами стало заниматься Управление по эвакуации населения. Созданное управление разрабатывало планы эвакуации людей из фронтовой и прифронтовой полосы с указанием пунктом расселения, сроков, порядка и очередности эвакуации.

Из за быстрого продвижения фашистской армии массовой эвакуации из Литвы осуществить не удалось. С начала августа 1941 г. эвакуация населения из Эстонии проходила в сложной военной обстановке и только морским путем. Немало кораблей с людьми погибло от ударов фашистской авиации. Экипаж парохода «Казахстан» под шквальным огнем врага вывез из Таллинна 3600 раненых, детей и женщин. В целом из Эстонской и Латвийской республик железнодорожным транспортом удалось эвакуировать около 120 тысяч женщин, детей и стариков. В первые недели войны из Одессы и Харькова было вывезено 150 тысяч женщин и детей. Все они были размещены в Сталинградской, Саратовской областях и Казахской ССР . В июне-августе 1941 г. из Киева железнодорожным транспортом было эвакуировано 335 тысяч человек. В общей сложности с Украины по неполным данным в районы тыла было вывезено более 4 млн. человек, из них половину составляли дети и подростки .

По указанию партийных органов Белоруссии в числе первых были эвакуированы ПО детдомов, 25 детсадов, 28 пионерских лагерей, 3 спецшколы и 3 санатория общей численностью 14 тысяч детей. За весь период эвакуации из Белорусской ССР в тыловые районы страны было эвакуировано 1,5 млн. человек, одна треть из которых дети .

До начала блокады из Ленинграда было эвакуировано 311 тысяч детей , а из Москвы к октябрю 1941 г. - 500 тысяч ребят [ 4 ]. К концу 1942 г. на восток страны удалось вывезти 976 детдомов с более чем 107 тыс. воспитанников. Основной поток эвакуированных детей был направлен в Ярославскую, Костромскую, Ивановскую, Пермскую, Омскую и Новосибирскую области, Башкирскую и Татарскую АССР, Узбекскую и Казахскую ССР и Алтайский край. Так, в Омской области разместили 23 детдома и 79 интернатов, в Пермской - 105 детдомов с 5 тысячами воспитанников. В Татарской АССР - около 100 детских учреждений, в Узбекской ССР было принято и размещено более 200 тыс. детей, оставшихся без родителей .

По данным справочного бюро, работавшего при Совете по эвакуации, до февраля 1942 г. из фронтовых и прифронтовых районов страны было эвакуировано в глубокий тыл разными видами транспорта около 17 млн. человек, в том числе несколько миллионов детей . Перемещение за короткие сроки и в крайне тяжелых условиях военного времени таких огромных масс населения является не только уникальным явлением в истории страны, но и свидетельством неоспоримого преимущества планового хозяйства и истинной дружбы народов СССР.

С отеческой заботой и материнской лаской встретили жители Казахстана эвакуированных детей с Украины и Белоруссии. Более 140 тыс. детей из Прибалтики и Украины были размещены в детских учреждениях Костромской, Калининской и Ярославской областей. Массовая эвакуация в тыл страны потребовала срочной организации дополнительных детских учреждений и изыскания средств ни их содержание, а также поиск, новых форм помощи осиротевшим детям.

В феврале 1942 г. газета «Правда» подчеркнула государственную важность и значимость всенародной помощи детям. На страницах газеты отмечалось, что разрушенные города можно отстроить заново, можно восстановить фабрики и заводы, но трудно будет вернуть к нормальной жизни искалеченные беспризорностью и сиротством детские сердца. Трудно залечить душевные раны ребенка, на глазах у которого фашисты повесили отца или замучили мать. Важную роль в системе мер по мобилизации государственных органов и средств, сил общественности на борьбу с детской беспризорностью и безнадзорностью сыграло Постановление правительства СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», принятое в январе 1942 г. В соответствии с требованиями данного постановления были изданы приказы всеми народными комиссариатами союзных и автономных республик, на местах созданы специализированные комиссии по устройству детей, потерявших родителей. В состав комиссий входили руководители отделов народного образования, здравоохранения, милиции, председатели советских, партийных и комсомольских организаций. Советское государство в суровых условиях войны нашло возможным выделить сотни миллионов рублей на устройство и воспитание осиротевших детей. За годы войны более миллиона детей, оставшихся без родителей, нуждались в такой государственной помощи.

За первые два года войны резко увеличилось в тыловых областях количество созданных государственных детдомов и интернатов, колхозных и межколхозных детдомов, домов, созданных на средства рабочих фабрик и заводов и комсомольских организаций. Так, к сентябрю 1943 г. сеть интернатов и детдомов Ярославской области выросла в 12 раз, составив 302 детских учреждения, в Ивановской области - в пять раз (104 детдома). Более чем в два раза выросла сеть детских учреждений в Калининской, Саратовской, Пермской областях, в Туркмении, Грузии, Азербайджане, Узбекистане и Казахстане.

После освобождения Украины от фашистов в республике была проведена большая работа по оказанию помощи беспризорным и безнадзорным детям. В УССР в конце 1944 г. возобновили работу 69 домов ребенка, 515 детсадов, 1477 яслей на 881 тыс. детей. К середине 1945 г. в республике было выявлено и поставлено на учет 162 тыс. сирот и 1166 тыс. полусирот. К концу войны на территории Украины действовал 191 детский дом . Воспитатели детских учреждений заботились о сохранении морального и физического здоровья детей. Решением правительства страны нормы снабжения детей детдомов были приравнены к нормам продуктов, выдаваемых рабочих и служащим.

В целом, к концу войны на территории СССР работало 6 тыс. детдомов, что на 4340 больше, чем в довоенный период. Поистине отеческую заботу о детях, оставшихся без родителей, проявили советские граждане. Их личная инициатива привела к развитию таких эффективных форм общественной помощи детям, как создание инициативных детдомов, патронат, опека, усыновление, шефство над детскими учреждениями, создание продовольственных фондов, сбор вещей. Эти формы общественной помощи носили массовый характер. К 1945 г. общественность страны шефствовала над 2919 детдомами. А около 350 тыс. детей были взяты на воспитание в семьи трудящихся .

Патриотическое движение за оказание помощи детям, потерявших родителей, носила в годы войны поистине всенародный характер. Военное лихолетье оставило без родителей более миллиона детей. Однако на их спасение встали советское государство, простые граждане разных национальностей и не допустили разгула массовой беспризорности и безнадзорности детей. Социальная политика советского государства способствовала сохранению и воспитанию подрастающего поколения, оставшегося без родителей в годы войны. Опыт, накопленный в военные годы по преодолению детской беспризорности и безнадзорности, формы и методы шефской помощи, вклад общественности в решение этой сложной социальной проблемы может быть интересным в решении современной проблемы роста детской беспризорности и безнадзорности.

Литература :

1. ЛихомановМ.И.,ПозинаЛ.Т.ПартийноеруководствоэвакуациейвпервыйпериодВеликой Отечественной войны. – Л., 1985, С. 14-16.

2. Очерки истории Коммунистической партии Белоруссии. – Минск, 4.2. 1967, С. 307.

3. Уродков С.А. Эвакуация населения Ленинграда в 1941-1942 гг. – Л., 1958, С. 36.

4. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945 гг. В 6 тт., Т.2. – М. : Воениздат, С. 546.

5. Севрюк В.А. Всенародная забота трудящихся Узбекистана об эвакуированных детях в годы Великой Отечественной войны. – Самарканд, 1968, С.116.

6. Военно-исторический журнал. – 1963. – № 2, С. 115.

7. Галаган В.Я., Кочерга Л.К. Деятельность женщин Украины по укреплению единства фронта и тыла в годы второй мировой войны // Победа, достигнутая единством народа. – С.-Петербург, 1994, С. 92.

8. Синицин A.M. Всенародная помощь фронту. – М., Воениздат. 1975, С. 323.

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Павел Астахов готовится покинуть свой пост. Вместо него на должность детского омбудсмена рассматривается целый ряд кандидатур – от сенатора Валентины Петренко до певицы Дианы Гурцкой. Уход Астахова воспринимается многими как однозначное благо – «гламурному омбудсмену» не раз пеняли на то, что он больше озабочен собственным пиаром, нежели детскими бедами.

Однако стоит признать, что даже если на посту омбудсмена появится самый чуткий и внимательный человек, вряд ли ему удастся решить все проблемы. Ведь, как показывает история, даже в Советском Союзе все попытки государства улучшить жизнь детей неизменно разбивались о произвол чиновников на местах. Особенно ярко это проявлялось в детских домах, где воровство, побои и сексуальная эксплуатация стали почти что нормой.

С проблемой беспризорности Советская Россия справилась решительно, организовав целую систему детских домов. В результате если в начале 20-х годов в стране насчитывалось около 6 млн беспризорников, то через 10 лет их число сократилось до 150 тысяч.

Однако вскоре контингент детдомов стал меняться – бывших беспризорников начали сменять дети репрессированных родителей. Несмотря на провозглашённый Сталиным тезис «сын за отца не отвечает», отпрыски «врагов народа» в реальности также становились отверженными. Дошло до того, что в мае 1938 года заместитель наркома НКВД Михаил Фриновский подписал совершенно секретный приказ «Об устранении извращений в содержании детей репрессированных родителей в детдомах». Как отмечал Фриновский, дети осуждённых живут в ужасающей обстановке, поскольку другие воспитанники их всячески оскорбляют и избивают. Причём происходит это с ведома администрации. «В Фёдоровском детдоме Кустанайской области дети репрессированных были изнасилованы взрослыми воспитанниками. В столовой детдома на 212 детей имеется всего 12 ложек и 20 тарелок. В спальне – один матрац на три человека. В Борковском детдоме Калининской области воспитатели в виде наказания заставляют воспитанников избивать друг друга», – говорилось в документе. В результате замглавы НКВД предписывал пресечь издевательства, «вычистить» из детдомов несознательных руководителей и впредь обеспечить агентурное обслуживание детдомов.

«Силой заставлял девочек вступать с ним в половые сношения»

Великая Отечественная война, вызвавшая массовые жертвы взрослого населения, новая волна репрессий и ужесточение уголовного законодательства привели к очередному росту числа детдомовцев. За девять месяцев 1945 года только на территории РСФСР было выявлено 256 тыс. детей-сирот. А за 1947–1948 годы через приёмники-распределители прошло около полумиллиона детей и подростков. Вполне естественно, что в разрушенной войной стране зачастую не хватало даже самого необходимого – так, в Смоленской области детдомовцы были вынуждены спать втроем на одной кровати. Однако положение детей усугубляло поведение взрослых. Во-первых, детдома худо-бедно, но снабжались продуктами, что повлекло за собой воровство. «Мелкое воровство персонала детских домов было повсеместным и, как правило, покрывалось местным начальством, которому тоже что-нибудь перепадало, – пишет доктор исторических наук Мария Зезина в статье «Социальная защита детей-сирот в послевоенные годы». – В Потелковском детском доме (Сталинградская область) штат сотрудников состоял из родственников директора. Вместо положенных 7 рублей на питание воспитанника в день тратили 2–3 рубля. Вещами из детского дома снабжались работники района, в частности районный прокурор взял из детского дома материал себе на брюки».

По теме

При этом, как подчёркивает исследователь, дети страдали не только от голода, но и от издевательств.

Так, в начале 1949 года охрана задержала у Кремля троих ребят, которые бежали из подмосковного детдома «просить защиты у товарища Сталина». Они жаловались на то, что воспитатели в качестве наказания избивают их, морят голодом, сажают в карцер, обливают водой, привязывают к кроватям и даже насилуют.

Последнее вряд ли было единичным фактом. «Директор Рождественского детского дома (Ставропольский край) в течение долгого времени угрозами и силой заставлял 10–12-летних девочек вступать с ним в половые сношения», – пишет Мария Зезина. Конечно, детдомовцы пытались протестовать. Некоторые бежали из учреждений «на волю», присоединяясь к воровским шайкам, другие писали жалобы – так в 1948 году были раскрыты крупные хищения в детдомах Сталинградской области, в результате чего шесть директоров были осуждены. Третьи же поднимали бунты. М. Ромашова приводит воспоминания инспектора РОНО: «Вот как-то приехала в Константиновский детский дом и страшную картину увидела: все стёкла побиты, подушки порезаны, пионервожатая привязана к ножкам стола, а воспитанники сидят на крыше и поют: «Союз нерушимый, директор плешивый…».

«Воспитательная работа заменена террором»

Обо всём этом власти были осведомлены, регулярно получая с мест жалобы и проводя проверки. И, конечно же, пытались бороться. В 1959 году по стране прокатилась целая серия проверок детских домов. Результаты их оказались настолько шокирующими, что итоговым докладам был присвоен гриф «Секретно».

«ЦК ВЛКСМ вместе с Министерством просвещения РСФСР провели проверку работы детских домов в Якутской Республике, – сообщал секретарь ЦК комсомола Сергей Павлов. – В Хаптагайском санаторном детдоме воспитывалось 58 детей с ослабленным здоровьем. Детдом находится в антисанитарном состоянии. Одежда детей рваная, грязная. Тела покрыты ранками, коркой грязи, ибо длительное время дети не мылись в бане. Воспитатели Дегтярёв, Протодьяконова, Аникина-Суханова, фельдшер Неустроева зверски обращались с воспитанниками, били детей за отказ принести дрова в квартиры воспитателей, подмести пол; ударяли детей головой об стену, выворачивали руки, поднимали за уши, били палками, поленом и ремнями. Покровская вызывала к себе в комнату воспитанниц и, схватив за голову, ударяла об стену, а зимой в 50–60-градусный мороз без рукавиц и головного убора выгоняла на улицу. Всё это делалось с ведома директора детского дома т. Егорова, кстати сказать, награждённого значком «Отличник народного просвещения».

Но это было ещё не всё. Как сообщал Павлов, председателем детского совета воспитатели назначили 18-летнего парня, которому в качестве «смотрящего» позволили делать что вздумается. Он тут же начал открыто курить, пить, а женское отделение превратил в свой гарем. Впоследствии судмедэкспертиза выявила факт изнасилования 12 девочек, в том числе двух 10-летних. Пикантнее всего, что до комиссии из Москвы детдом 12 раз проверяли местные чиновники, но никаких нарушений не нашли.

Похожую картину происходящего в детдомах Удмуртской АССР описывал в своём сообщении в Бюро ЦК и секретарь ВЛКСМ Владимир Семичастный: «Детдома переуплотнены, большинство размещено в неприспособленных помещениях. Областновский детский дом размещён в деревянных барачного типа зданиях, в которых раньше был лагерь для военнопленных. Очень плохо организовано питание детей. Только в 1958 году недодано несколько десятков тонн масла, мяса, рыбы, фруктов, овощей. Так, 110 воспитанников Большеучинского детского дома более 6 месяцев не получали сливочного масла. К работе воспитателями привлекаются случайные люди. В Николо-Сюгинском детском доме работает воспитателем Павлов, в прошлом отбывший наказание за покушение на убийство. Воспитательная работа запущена. В некоторых детдомах, особенно тех, которые расположены в зданиях бывшей этапной тюрьмы и лагеря для военнопленных, широкое распространение получила игра «Татьяна пьяна…».

В результате в ЦК КПСС было принято решение построить для детских домов новые здания, увеличить снабжение детей продуктами и одеждой, а воспитательские кадры усилить комсомольскими и партийными работниками. В результате ситуация несколько улучшилась, однако большинство проблем сохранилось и по сей день.

Тем временем

– Дети никогда не расскажут о том, что творится у них в учреждениях, – пояснила «Известиям» ответственный секретарь СПЧ и одна из кандидатов на пост детского омбудсмена Яна Лантратова. – Потому что дяди и тёти из официальной комиссии уедут, а им потом жить дальше в этом детдоме или интернате. Поэтому плановые комиссии никогда не выявляют страшные случаи нарушения прав детей. В данный момент у нас в разработке находится 14 регионов России, где очень серьёзно нарушались права детей. В первую очередь это история с Забайкальским краем. Рассказали, например, историю о том, как мальчика за кражу банана посадили в мешок, на ночь отнесли в лес, потом принесли, переодели в женскую одежду и всем интернатом били. Девочкам, которые защищали другого мальчишку, наливали горячий суп в руки и заставляли есть. Но мы выявили и другую страшную проблему. Выяснилось, что многие детские учреждения находятся под влиянием криминальной субкультуры под названием АУЕ – арестантско-уркаганское единство. Это когда на зоне сидит человек, у него есть телефон и он может поставить своих «смотрящих», устанавливающих свои порядки. И детей заставляют сдавать деньги на «общак» для зоны. А если они не сдают, то переходят в разряд «опущенных», над ними издеваются. АУЕ действует ещё в 17 регионах. Среди них – Бурятия, Челябинская, Ульяновская, Тверская области, Ставропольский край, Московская область и другие регионы России.

Война с фашистской Германией заставила советское руководство, обеспокоенное потерей подростками возможности воспитания в семье, принимать оперативные меры для исправления ситуации. Вышло постановление Совнаркома СССР от 23 января 1942 года «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», которое предусматривало проведение ряда мероприятий по смягчению положения, обеспечению благоприятных условий воспитания и обучения таких подростков. В связи с этим создавались комиссии по устройству сирот, общественные инспекции по охране детства" (цитата по книге И.С. Писаренко. Советское школьное право во время Великой Отечественной войны).

При рассмотрении данного вопроса Ростовским горисполкомом в апреле 1943 года было отмечено, что на центральных улицах и рынках города малолетние дети занимаются торговлей папиросами, семечками, водой, а также бродят дети, потерявшие родителей. Горисполком обязал органы милиции и народного образования провести решительную борьбу с детской беспризорностью. Для руководства этой работы при районных советах депутатов трудящихся были организованы комиссии по устройству детей под председательством заместителя председателя исполкома. В их состав входили начальник городского отдела милиции, инспекторы гороно и секретари райкома ВЛКСМ (данные Государственного архива Ростовской области). Такие же решения были приняты в других городах и районах Дона и Северного Кавказа.

В качестве мер борьбы с детской беспризорностью предусматривалось, во-первых, воспретить пребывание детей до 16-летнего возраста на улицах после 21 часа, за исключением случаев, когда дети находились в сопровождении родителей, во-вторых, запретить допуск детей до 16 лет на вечерние спектакли, киносеансы, оканчивающиеся после 20.00, без сопровождения взрослых, в-третьих, воспретить допуск детей до 16 лет и учащихся всех видов школ в вечерние часы в столовые, буфеты, кафе, пивные, в которых производился отпуск спиртных напитков и пива.

Ввиду участившихся несчастных случаев среди детей из-за неосторожного обращения с взрывчатыми веществами, оставшимися после бегства немцев, повышалась ответственность родителей в вопросах контроля над детьми, проводилась разъяснительная работа среди детей со стороны школьных врачей и комсомольских организаций.

Большой объем работы местных органов власти и общественных организаций был связан с выявлением и устройством сирот и детей, потерявших родителей. Для решения этой задачи Краснодарский крайисполком в апреле 1943 года обязал органы НКВД в двухнедельный срок организовать детские приёмники в Краснодаре, Армавире, Майкопе, Кропоткине, Тихорецке и станице Тимашевской.

После выявления беспризорных детей соответствующие комиссии принимали решение об их направлении в детские дома и другие детские учреждения.

* * *

Вместе с тем тяжелое положение города после оккупации не позволяло сразу решить вопросы обеспечения около половины сирот. В качестве временной меры органы образования рассматривали необходимость установления контроля над условиями их жизни, привлечения к воспитательной работе актива домохозяек и учителей. Кроме того, было принято решение о вывозе части городских детей, пострадавших от немецкой оккупации, в колхозы Ростовской области.

Однако имевшиеся возможности социальной сферы большинства районов Дона и Северного Кавказа не соответствовали нарастающему количеству потерявших родителей детей. Нередко одинокие матери и малоимущие семьи в силу тяжёлого материального положения сами стремились временно отдать своих детей в детдом. В связи с этим со стороны партийно-государственных органов были приняты меры по восстановлению разрушенных детских домов и организации новых специальных учреждений, предназначенных для содержания нуждающихся в попечении детей.

Активизации этой работы способствовало постановление СНК СССР и ЦК ВКП(Б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от оккупации». Так, 29 августа 1943 года бюро Краснодарского крайкома ВКП(Б) приняло решение в целях устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной армии, а также детей работников, погибших от оккупантов, организовать Суворовское военное училище в городе Майкопе на 500 человек, два специальных ремесленных училища на 400 человек каждое, 15 специальных детских дома на 1500 человек, три детских приёмника-распределителя на 200 человек, два дома-ребёнка на 100 человек (данные Российского государственного архива социально-политической истории. Ф. 17).

В соответствии с данным постановлением в ноябре 1943 года было также открыто Новочеркасское суворовское училище. О высокой востребованности училища свидетельствует тот факт, что на 300 возможных мест было подано свыше шести тысяч заявлений. Преимущественным правом на зачисление пользовались дети погибших и продолжавших службу военнослужащих. Поэтому из числа принятых в училище воспитанников 51 принадлежал к детям погибших офицеров, 87 - к семьям офицеров и генералов, 90 - к семьям рядовых военнослужащих. В составе воспитанников проявилась также региональная специфика, так как был принят 101 мальчик из семей казаков (данные ГАРО. Ф. Р-1561, Оп. 2. Д. 477. Л. 36).

* * *

Одновременно принимались меры по восстановлению детских домов. Большинство из них серьёзно пострадало во время оккупации и военных действий. Например, в Краснодарском крае было полностью разрушено 25 детских дома. Сразу после освобождения было открыто 30 детских домов, до июля 1943 года - ещё 24 детских дома, а позднее - ещё 15 специальных детских домов на 1 500 человек. Таким образом, к лету в крае действовало 74 детских дома, из них школьного типа - 46, дошкольного - 12, смешанного - 14, школ-интернатов глухонемых - 2 (данные Государственного архива Краснодарского края. Ф. Р-687. Оп. 1. Д. 34).

В Ростовской области в ноябре 1943 года были организованы специальные детские дома на 1 500 человек, а также два дома-ребёнка. В Ставрополье действовало 40, а в Дагестане - 81 детский дом.

За годы войны возросло число детей-инвалидов. «В 1944 году на Северном Кавказе в пяти детских домах для инвалидов, в которых находилось 300 детей, около 30 процентов из них имели протезированные конечности - большинство детей подрывались на минах, оставленными немцами после оккупации» (ГАРО. Ф. Р-3737. Оп. 2. Д. 477).

* * *

Положение детей во многих созданных детдомах было тяжёлым. Так, в результате проверки Ростовским обкомом ВКП(б) в июле 1943 годы выяснилось, что большинство детских домов не имело подсобных помещений и дворов для игр детей. не хватало твёрдого и мягкого инвентаря. Дети спали на кроватях по двое или на полу. У воспитанников не было зимней одежды, обуви и топлива.

Кроме того, «областной торговый отдел, облпотребсоюз не обеспечили надлежащим образом питание в детских организациях, и отпускаемые государственные нормы не доходили до воспитанников» (данные Центра документации новейшей истории Ростовской области (далее - ЦДНИРО). Ф. 13. Оп. 4. Д. 21).

В крайне тяжёлых условиях находился детский дом №1 Ростова-на-Дону: «не хватало постельного белья, одежды, обуви. Дети были истощены, завшивлены; распространены инфекционные заболевания - ветрянка и сыпной тиф. Вместе с тем дирекция не только не принимала мер к наведению порядка, но и грубо относилась к детям-сиротам» (ЦДНИРО. Ф. 13. Оп. 4. Д. 111).

В доме ребёнка Ростова-на-Дону за 10 месяцев 1943 года умерло 58 детей при среднем количестве детей не более 50 человек. Причинами высокой смертности детей являлись «халатность со стороны главного врача, а также отсутствие отопления и стёкол в детских комнатах, плохая организация питания детей. В результате нехватки тёплого белья, одеял и пелёнок многие дети болели воспаление лёгких» (ЦДНИРО. Ф. 13. Оп. 4. Д. 68).

«Вследствие безответственного отношения к своим обязанностям директора и медперсонала массовые случаи завшивленности детей были выявлены в Ростовском детском доме №3, Орловском детском доме; заболевания чесоткой - в Новочеркасском детском доме и Каменском детском доме» (ГАРО. Ф. Р-4130. Оп. 1. Д.12).

Последние примеры показывают, что материально-технические проблемы деятельности детских домов усугублялись ввиду низкой квалификации кадров, а также безответственного отношения к своим обязанностям некоторых работников.

Подобная ситуация приводила к тому, что многие воспитанники совершали побеги.

Также одной из причин массовых побегов являлось желание подростков попасть обратно на свою родину. Нередко побеги случались из-за отсутствия дисциплины и тяжёлыми бытовыми условиями в учреждениях Наркомата просвещения.

При этом занятые производственным обучением подростки бежали реже. Так, в первом квартале 1944 года в детприёмники попали 4054 человека, которые самовольно покинули ремесленные училища и школы ФЗО. За тот же период задержали 5 484 подростка, бежавших из детских домов (ГАРО. Ф. Р-9412).

После побега несовершеннолетние совершали длительные многокилометровые перемещения по стране. Анализ числа задержанных в Волгоградской области в 1945 году, бежавших из ремесленных училищ и детдомов, свидетельствуют о преобладании среди них иногородних. Местные дети составили только около 22 процентов, остальные прибыли из Московской (16 человек), Свердловской (83 человека), Томской (40 человек), Тюменской (30 человек) и других областей страны (данные ГАРО. Ф. Р-3737).

Ведомства, причастные к дальнейшему обустройству детей по-разному подходили к организации работы. Например, к середине сороковых годов Наркомат внутренних дел проделал значительную работу по улучшению материально-технической базы детприёмников, обеспечил их квалифицированными кадрами. Привлекательность таких учреждений повысилась.

Однако Наркоматом просвещения аналогичные мероприятия проведены не были. Предполагалось, что диспропорции в работе могли быть ликвидированы при улучшении межведомственного взаимодействия двух наркоматов. Но этого сделано не было, о чём свидетельствуют архивные документы.

* * *

Дальнейшее развитие получила деятельность детских приёмников-распределителей, находившихся в подчинении Наркомата внутренних дел СССР. Организационно они входили в состав отдела по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, который был создан в середине июня 1943 года. Одной из задач, которая решалась детприёмниками, было принятие мер по трудоустройству несовершеннолетних (данные из книги «Дети ГУЛАГа». 1918-1956. М., 2002).

С сентября 1943 года подростки, достигшие 14-летнего возраста, из детприёмников, а также детских трудовых колоний по истечению срока пребывания в них отправлялись в ремесленные и железнодорожные училища, школы ФЗО и на промышленные предприятия (Государственный архив Ростовской области. Ф.Р-3737. Д. 477). Это создавало дополнительные условия их дальнейшей социализации путём получения профессии. Снижался уровень уличной беспризорности, безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних.

Стоит обратить внимание, что в 1943 - 1944 годах работа детприёмников была сильно затруднена в связи с участившимися побегами несовершеннолетних из детских домов, ремесленных училищ и школ ФЗО. Эти дети пополняли ряды беспризорников. Изъятие их с улицы вело к переполнению детприёмников, лимитное наполнение которых не всегда позволяло принять и распределить всех нуждавшихся в этом детей.

* * *

С целью преодоления данной ситуации со стороны правительства были приняты дополнительные меры, направленные на повышение уровня организации и укрепление материальной базы детских домов. Так, после открытия в сентябре 1943 года специального дома ребёнка в Ставропольском крае и двух специальных домов ребёнка в Краснодарском крае практически каждый воспитанник получил простыню, две пары чулок, четыре полотенца, две распашонки и одну пару обуви.

С 1 августа 1943 года были установлены нормы продовольствия для детских домов. В месяц на одного ребёнка приходилось 1,5 кг мяса или рыбы, 500 г жиров, 1,5 кг круп и макаронных изделий, 50 г сахара или кондитерских изделий, 8 л молока, 150 г сыра, 6 яиц, 750 г муки, 7,5 кг картофеля и овощей, 6 кг свежих фруктов, 25 г чая, 400 г хлеба.

Конечно, эти нормы уступают современным, но в условиях военного времени их введение создавало определённую правовую основу для обеспечения необходимого минимума снабжения детских домов продуктами питания.

В то же время практическая реализация продовольственного снабжения детских домов сопровождалась частыми перебоями в поступлении продуктов, неполным отовариванием выделяемых фондов. Направленных правительством средств было недостаточно для проведения в детских домах капитального и текущего ремонта, оснащения твёрдым и мягким инвентарём. В связи с этим большая нагрузка по обеспечению работы детских домов ложилась на местные органы власти, предприятия и общественные организации.

Благодаря их усилиям условия содержания и воспитания детей, находящихся в детских домах, постепенно улучшались. И, хотя, воспитанники продолжали испытывать большие трудности, их положение невозможно сравнить с испытаниями детей, оставшихся в руках оккупантов. Эта тяжёлая участь постигла воспитанников таганрогских детских домов, многие из которых погибли, а выжившие на всю жизнь оставили страшные воспоминания о пережитом.

Широкое распространение в восстановительный период приобрели почины трудовых коллективов, комсомольских и профсоюзных организаций по организации сбора средств в пользу детей-сирот, воспитанников детских домов. Например, весной 1943 года комсомольцы колхоза «Марксист» Мечётинского района Ростовской области выступили с инициативой создать фонд продовольствия помощи детям. Они собрали много продуктов, своими руками посеяли 5 га разных культур, поставили на откорм две свиньи и 50 голов птицы.

* * *

Инициатива мечётенцев была одобрена специальным постановлением Ростовского обкома ВКП(Б) и получила горячий отклик на местах.

В фонд помощи детям были засеяны сотни гектаров. Например, в Егорлыкском районе - 13- га зерновых и бахчевых культур, в Багаевском - 88 га. Так называемые «детские гектары» появились в колхозах Развиленского, Батайского, Азовского и других районов Ростовской области. Только в Багаевском районе было собрано свыше 200 кг всевозможных продуктов. В статье областной газеты, посвященной этому почину, отмечалось: «Пусть маленькие граждане Советской страны будут обеспечены всем необходимым для нормальной учёбы и роста. Ты не сирота, малыш! Так мы должны сказать каждому ребёнку, потерявшему отца и мать. Согреем сирот Отечественной войны теплом материнской любви и отцовской заботой» (газета «Молот». 1943. 4 мая).

Распространённой формой являлись месячники помощи детским домам, в ходе которых для воспитанников собиралось продовольствие, одежа, обувь, проводились ремонтные работы. За каждым детским домом были закреплены шефствующие предприятия и учреждения, которые проявляли постоянную заботу о воспитанниках.

Например, в июле 1943 года в Армавире в ходе месячника школа ФЗО выделила рабочую силу (кровельщиков, штукатуров, плотников) для ремонта помещений детского дома. Студенты механико-технологического техникума пропололи семь гектаров огорода для своих подшефных, собрали вещи для детского приёмника-распределителя.

Большую помощь детским домам оказывали профсоюзные организации. По инициативе профкомов трудовые коллективы помогали в ремонте помещений, оснащению комнат и кабинетов, созданию нормальных бытовых условий. Коллективы предприятий и учреждений Армавира передали в распоряжение детских домов 600 матрасов, 900 подушек, 50 простыней, 600 наволочек, сотни пар постельного белья, около 3 000 предметов разной посуды.

Профсоюзные организации активно участвовали в создании фондов помощи детям, выделяя средства на поддержку сирот. Так, местными комитетами медицинских работников Краснодарского края в 1944 году было выделено 5 000 рублей. К моменту окончания войны в большинстве детских домов удалось обеспечить нормальное питание, несколько улучшить материально-бытовые условия проживания воспитанников. Удалось выявить и устроить значительную часть беспризорных детей.

Полина Ефимова

Советские и Ельцинские сироты.

Есть такая профессия Путина не любить, и у людей занимающихся этим делом в последнее время я вижу очередное обострение на почве количества сирот в России. Называются цифры 700 000 - 800 000 сирот в России. Пишут, что сирот в России больше, чем после Великой отечественной, некоторые говорят что таких детей миллионы. Вот более менее типичный образец таких рассуждений http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_7421000/7421529.stm Впрочем даже такие мнения встречаются редко, а уж динамики Вы никогда не встретите.
Возьмем пару цифр из этой статьи. По данным министерства образования, на 2007 год в России на учете было 742 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для справки: после Великой Отечественной в стране было 680 тысяч сирот. Но то - после войны. А в 1989 году сирот было зарегистрировано 87 тысяч.
Попытаемся разобраться в этой мешанине цифр.

Сначала термины. Кто такие сироты? Сироты - это дети, у которых нет родителей. Именно такие сироты были после ВОВ в России. И в 1989 году таких сирот было 87 тысяч. Сейчас же к небольшой группе сирот, которые не имеют родителей, причисляют социальных сирот. Социальные сироты это немножко другое дело. Это дети, которые имеют биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Естественно в цифр, сообщающих сколько социальных сирот было в СССР Вы не увидите. Ведь осудить надо Путина, и манипулируя термином сироты это легко сделать, хотя сравниваются разные группы детей, сироты без родителей во времена СССР и сироты и социальных сироты во времена Путина. Причем в той же статье приводится, что 80% российских сирот - "социальные", то есть, сироты при живых родителях. Хотя многими приводятся другие цифры. 90% . многие даже называют цифру 95%. Но даже если взять цифру в 80% , то обычных сирот всего около 150 000 . Что гораздо меньше, чем послевоенных сирот. Конечно и эта цифра большая, скорее всего эта цифра 50-80 тысяч. Но люди, которые не любят Путина, понимают что даже 150 000 тысяч уже не впечатляют, то ли дело 800 000 .
А сколько социальных сирот было в СССР? После войны общая численность детей, оставшихся без присмотра родителей после войны, достигла примерно 3 млн. человек. Причем сюда не включены дети, сданные матерями-одиночками или многодетными родителями в детские учреждения, сироты, сохранившие связи с родственниками, и ряд других категорий. Если применять нынешние оценки тех кого нынче называют сиротами к тому времени, то эта цифра вырастет до 7 миллионов.
Конечно эти 7 миллионов, со временем по мере взросления перестали быть сиротами. Дети военных лет в середине 50-х гг. повзрослели и проблема беспризорности решилась сама собой. На первый план вышли социальные источники сиротства: невозможность или неспособность родителей содержать и воспитывать детей по причине нужды, болезни, инвалидности или аморального образа жизни. Из 124 тыс. детей, прошедших через детские приемники-распределители в 1954 г., большинство сами ушли из семьи: из-за недостатка внимания - 43%, материальной необеспеченности - 17,2%, любители "попутешествовать" - 14,5%. Настоящих сирот среди них было всего 9%. Но это было бедное и послевоенное время не нам их осуждать. Важно знать, что манипуляции с цифрами сравнения сирот без родителей в ВОВ и всех сирот вместе социальными во время Путина неприкрытый цинизм.
Перенесемся к концу существования СССР. Социально-развитому социалистическому государству уделяющему большое внимание к институту семьи и узнаем что досталось Путину.
С 1985 по 1991 г. число воспитанников домов ребенка уменьшилось по РСФСР с 21,3 до 17,8 тыс. человек, или на 16%, детдомовцев - с 63,2 до 39,9 тыс. человек, или на 37%, учащихся школ-интернатов для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - с 35,7 до 25,6 тыс. человек, или на 28%. А что же с рождаемостью, она с 1985 по 1991 г тоже упала на 27%. Таким образом, сокращение общей численности младенцев опережало уменьшение контингента домов ребенка. Выросло число детей, рожденных вне брака. Если их удельный вес в 1985 г. составлял 12,0% от общего количества родившихся за год детей, то в 1991 г. - 16,0%, а в сельской местности достиг 17,3%. Всего детей, которых воспитывали матери-одиночки, насчитывалось около 1,6 млн., к ним можно прибавить еще 2,9 млн. детей, воспитывавшихся в других неполных семьях. Таким образом, уже в начале 90-х гг. демографическая ситуация, сложившаяся в России, оценивалась как самая неблагоприятная за весь послевоенный период. К концу перестройки по мере ухудшения экономического положения страны, обострения национальных конфликтов и нарастания продовольственного кризиса число детей, оставшихся без присмотра родителей, стало расти. Если в 1988 г. 48 тыс. детей подлежало устройству как оставшиеся без попечения родителей, то в 1991 г. их число составило 59 тыс. Всего в СССР распада, жило около 300 000 сирот из них 87 сирот без родителей. Потом пришел Ельцин. Число детей, лишенных родительского попечительства, к 1995 году составило около 400 тыс. человек. Лишь 5% из них не имело родителей, остальные - социальные сироты, т.е. дети, брошенные родителями на произвол судьбы. Ком социального сиротства катился по нарастающей, несмотря на то что численность детей в возрасте до 16 лет с 36 млн. человек в 1989 г. снизилась в полтора раза до 24 млн. человек в 2005 г.
И к приходу Путина по данным на 1 января 2000 года, насчитывалось 657 детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения
в 1998 году их было 620 тысяч,
в 1997 году -- 597 тысяч,
в 1996 году -- 572 тысячи)
из них сирот «физических», то есть таких, чьи родители умерли, около 6%, было всего 40 000. остальные -- так называемые социальные сироты. То есть Путину уже в наследство досталось 657 тысяч сирот, в сиротстве которых он был обсолютно не виновен.

Продолжение следует

В годы Отечественной войны количество детских домом увеличилось. Новые детские дома открывались для детей - сирот, вывезенных из фронтовых областей, детей потерявших родителей, детей фронтовиков.

В сентябре 1942г. было принято постановление СНК СССР «об устройстве детей, оставшихся без родителей», где государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось проявление заботы о детях-сиротах.

В первые годы войны сотни детских домов перебрасывались из прифронтовых районов в тыл Российской Федерации. Для эвакуации детей создавались новые детские дома. Для сирот, детей фронтовиков открывались «специальные» детские дома.

Огромную роль в судьбе детей сыграли общественные организации: профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых резервов. Общественники снимали детей с поездов и через приемники-распределители устраивали детей в детские дома. Подростки определялись на работу.

В 1942г. ЦК ВЛКСМ принимает постановление « О мерах комсомольских организаций с детской беспризорностью, по предупреждению детской беспризорности», что активировало работу комсомольских организаций по выявлению беспризорных детей и определению их в детские дома. «Комсомольская правда» опубликовала счет специального денежного фонда, куда поступали средства на содержание детских здравниц, детских домов, детских садов в освобожденных от немцев районах, на стипендии студентам не имеющих родителей.

Постановление правительства « О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» (август, 1943г.) предусматривало устройство детей - сирот: для этого создавалось 458 суворовских училищ по 500 человек каждое, 23 ремесленных училища по 400 человек, специальные детские дома на 16300 мест, дома ребенка на 1750 мест, 29 детских приемников- распределителей на 2 тыс. человек. В них направлялись дети фронтовиков и партизан, партийных и советских работников, погибших во время войны.

В 1944г. в детских домах было 534 тыс. детей (в 1943г-308 тыс.), в большинстве домов были открыты учебно-производственные мастерские.

Широкий размах, во время войны усыновление детей. Так, Александра Аврамовна Деревская из г. Ромны, Сумской области усыновила 48 ребят.

К концу 1945г. только для детей погибших фронтовиков было открыто 120 детских домов, в них воспитывались 17тыс. детей. Получило широкое распространение создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях за счет профсоюзов и комсомольских организаций, милиции.

Комсомольскими организациями было создано 126 детских домов, 4 тыс. детских домов содержалось за счет колхозов.

В эти годы была возрождена практика передачи детей-сирот в семьи. Так, за 1941-1945 гг. было взято под опеку и патронирование 270тыс. детей-сирот. В 1950г. в стране было 6543 детских дома, где жили 635,9тыс. человек. В 1958-4034 детских дома с 375,1 тыс. детей. В 1956г. по решению правительства для детей - сирот стали создаваться школы-интернаты. В 1959-1965гг. детские дома были преобразованы в школы-интернаты.

В 50-е годы в стране открылись несколько детских домов для одаренных детей - сирот (Москва, Киев), куда отбирали талантливых ребят, которые поступали в музыкальные, художественные училища и балетные школы. Это были «специальные» детские дома, где создавались условия для индивидуальных занятий таких ребят; в них находились до окончания училищ. Выпускники музыкальных училищ чаще всего определялись в музыкальный взвод военных оркестров, что решало их дальнейшую судьбу.

Таким образом, огромную помощь в годы Великой Отечественной войны государство, оказывало детям. В период тяжелейших лишений страна не забывала о самых маленьких своих гражданах. Дети войны, они наравне со взрослыми перенесли все тяготы этой войны, сотни тысяч из них остались сиротами. Взрослые пытались облегчить судьбу детей как могли. Открывались детские дома, создавались суворовские училища. В эти годы положительными моментами нужно считать широкомасшабность усыновления детей. Под опеку и патронат было взято 270 тысяч детей.

Большую роль в деле призрения детей-сирот сыграли комсомольские организации. Им пришлось активизировать работу с новой волной беспризорности. А ведь этих ребятишек нужно было не только одеть, обуть и накормить, но и залечить душевные раны, полученные войной.

В после военные годы число детских домов постепенно сокращалось. А к середине шестидесятых, когда правительство приняло решение преобразовать детские дома в школы-интернаты, детские дома потеряли ту свою первоначальную неповторимость, которую пронесли через года.

Мы считаем, что преобразование детских домов дало отрицательный результат. Сами подумайте, детский лом на 100-150 детей, где все друг друга знают и живут единой семьей, и школы-интернат на 350-500 мест. Да каким же нужно быть педагогом, чтобы увидеть изюминку в душе каждого из этих детей. Даже сам А.С. Макаренко утверждал, что в группе должно быть 10-15 человек, а тут группы по 30-40 детей. Это же абсурд.

Еще одной положительной четой того времени можно назвать открытие специальных детских домов для одаренных детей.

Таким образом, накопленный опыт работы с детьми того времени стоит пристального внимания и изучения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: