Витим. Сплав Усть-Джилинда – Романовка. Лоция: Река Ципа Zab-active: Чем вы питались во время сплава

Сплав по реке Витим (Угрюм – река )

14 дней (водный маршрут) на катамаранах. 3 категория сложности. Протяжённость 750км

Маршрут № 1

Включает участок реки от с. Романовка, до поселка Витим. (БАМ)

Маршрут проходит по малонаселённому таёжному району. На всём протяжении маршрута, часто встречаются пороги и шиверы (в среднем на 3 км. порог или шивера)

1 день. Автобусное путешествие из Читы, в пос. Романовку (150 км.). Размещение в палатках.

2 день. Знакомство с окрестностями. Выход на реку на катамаранах в 14 часов. Ночёвка в 20 км от Романовки, у боковой речки Апхарок. Желающие могут порыбачить на спиннинг (ленок, хариус, окунь…)

3 день. В течении дня прохождение нескольких порогов. В конце дня стоянка около речки Конда.

4 день. Прохождение участка реки до «Церкви». Так называется скала, которая стоит посередине русла реки Витим. Стоянка на ночь у «Церкви». Рядом стоянка древнего человека. В устье реки Юмурчен, можно порыбачить спиннингом.

5 день. В конце дня, группа становится на ночёвку в селе Красный Яр.

6 день. Весь день не одного населённого пункта. Ночёвка у зимовья Пнёва.

7 день. Прохождение участка реки до боковой речки Берея.

8 день . После обеда, стоянка в устье реки Каренга. Полуднёвка. Желающие могут сходить в посёлок (3 км.) и послушать трагическую историю про девушку Галину.

9 день. Прохождение участка реки до речки Делингдэ

10 день. Весь день таёжные красоты. Ночёвка на метеостанции Калакан.(туристическая походная баня с купанием в Витиме).

11 день. После прохождения реки Цыпа, течение усиливается. Сразу за Цыпой стоянка на ночь.

12 день. К концу дня остановка у подножия Шаман-горы.

13 день. Подъём на Шаман-гору. С горы, хорошо просматриваются таёжные просторы и извилистый Витим. После обеда, продолжение маршрута по Витиму. В конце дня, пос. Витим (БАМ).

14 день. Отъезд на электричке на станцию Таксимо.

На маршрут р.Витим допускаются дети с 14 лет только со взрослыми близкими родственниками, несущими за них полную ответственность.

Ежедневные палаточные лагеря разбиваются силами туристов. На маршруте туристы ночуют в палатках – четырёхместных. Доплата за одноместное размещение 3000 рублей за весь тур. Питание на маршруте трёхразовое горячее. В приготовлении пищи принимают участие все туристы в порядке очереди (возможно освобождение от приготовления пищи за отдельную плату). Сбор дров входит в обязанности туристов... Возможен вариант освобождения от гребли на весь маршрут.

Сборка и разборка катамаранов, перенос снаряжения от поезда до реки и обратно, входит в обязанности туристов до прибытия на конечную станцию (домой). Возможно освобождение от сборки и разборки катамаранов, переноса вещей за отдельную плату (3000 руб . с человека).

Стоимость тура на одного человека (эконом): 35000 руб. + дорога и питание.

В стоимость тура входит: прокат средств сплава — катамараны, группового и личного снаряжения (палатки, спальные мешки, коврики пенаполеуритановые, тент, гермомешки, спасжилеты, кухонный инвентарь, костровое оборудование, аптечка, рем. набор), услуги инструктора

В Сплав по Витиму 2013. Часть 4.


13,07
Ночью снились хорошие сны, вообще спалось тут хорошо! Ночь теплая, утро тоже теплое - даже не обычно как то. Ранним утром можно было спокойно ходить в одних шортах и футболке! Сегодня утром на дежурство заступил Костян и наготовил ну ооочень много каши=) Не припомню даже, когда у меня последний раз был настолько сытный завтрак. Еле доев кашу, дружно решили, что обеда сегодня не будет - т.к. нефиг столько жрать!

Собрались и вышли в 12:15, погода отличная! Солнце, легкий ветерок, гнуса нет - это не может не радовать. Гребешь себе, вертишь головой по сторонам и просто улыбаешься, просто так, потому что хорошо! На реке по-прежнему очень длинные плесы, но все-таки чувствуется, что перекатов стало гораздо больше!

Идем, изредка сверяюсь с «лоцией», чтобы знать свое местоположение относительно шивер, прижимов (которые описаны в «лоции» как очень опасные и требуют к себе повышенного внимания). Много километров мы ждали и высматривали ориентиры прижимов, от которых нужно угребать как можно активнее(по совету из лоции), но когда ориентиры встречались, мы просто не понимали… То ли это я неправильно читаю «лоцию» и сверяю ее с местностью, то ли это шутка такая… В общем на тех местах где нас должно было прижать, перевернуть и переломать нам все кости, были обычные эмс…даже язык не поворачивается назвать прижимами. Но все-же очень красиво! Громадные скалы, нависающие высоко над головой, вызывают некий восторг!

Вот это место очень уж напомнило Оку Саянскую перед притоком р. Жомболок. Причем мы втроем это заметили! Так что верхняя часть Оки довольно таки похожа на Витим.

Как и вчера разглядываем скалы, причудливых форм. Мне постоянно что-то чудится и я показываю друзьям, и они тоже видят!!! Например на этом фото я увидел лысого мужика, который поднес громадный палец к губам и такой: «Тсс…»

Дошли до первых шивер, по «лоции» - шивера1 и шивера2. Чалиться и осматривать не стали, не смотря на все уверения людей, которые составляли это описание реки. С наплыва все прекрасно видно! Обе шиверы каменистые, в обоих есть четкие «коридоры» среди валунов, вал небольшой (70-80 см не больше). Шиверы очень разнообразили день, тут нужно было работать, маневрировать! Прошли идеально, хотя Димон в один момент ни с того ни с сего хотел затабанить (гребок назад), своевременная команда «ХОД!» и он передумал).

Глядя на фото, конечно же становится ясно - вода далеко не большая. Больше скажу - мы думали что идем по очень низкой воде, но как мы узнаем позже - это средний уровень! Вот бы в паводок сюда! Метр - два воды и тут будет очень весело!

На ночевку решили встать почти сразу после Ш-2 (шивера2) на правом берегу. В начале восьмого мы уже жгли костер и кипятили чай напротив высокой скалы, рядом с которой в высокой траве журчит ручеек. Перед ужином пять минут порыбачил = 2 некрупных окуня.
На вечер программа стандарт - костер, ужин, спать!

Сплав по р. Витим

Район сплава -Забайкалье

Нитка маршрута : Екатеринбург-Чита- п. Романовка - сплав по Витиму- БАМ (мост через Витим)- Таксимо- Екатеринбург.

Сплав средства - 3 катамарана 4-ки + 2 мотора Tohatsu 3,5 и Mercury 3,3.

Сроки чистого сплава 31.07.2014 по 14.08.2014

Заброска

От Читы до п. Романовка добирались на заказанном микроавтобусе. Дорога по большей части грунтовка, но в хорошем состоянии. Продукты и бензин были куплены в Чите заранее. По дороге за 50 км. До Романовки заготовили жерди для катамаранов. Стапель организовали ниже Романовки на 2 км. здесь (53°14"52.19"С 112°48"32.65"В). Берег крутоват но есть спуск к воде. Дров для постройки катамарана близко нет, можно только вернуться назад 1 км (есть береза). Но, нам хватило заготовленных.

Предисловие

Сплав длинный в наши сроки 2 недели без моторов пройти было бы сложно. В первые дни два дня проходили около 50 км при норме 60. уровень воды не большой много перекатов и мелей часто глушим моторы. Потом втянулись, шли с превышением нормы, максимально за день прошли 92 км. На второй половине сплава прошел дождь, вода в реке начала прибывать. В устье р. Колар за ночь после дождя вода поднялась более чем на метр и поднималась два следующих дня (предполагаю, что полный подъем воды за двое суток составил около 3-х метров. В предпоследний день при максимальном уровне воды по реке несет много деревьев. Скорость реки 10….20 км/ч. Все шиверы залиты водой волнение минимальное. За последнюю ночь 6 км от БАМа вода упала более чем на 2 метра.

Для нашей группы пройти Витим за 2 недели было невозможно. На сплаве были использованы 2 двигателя MERCURY 3,3 M и TOHATSU M 3.5 B2 двигатели близнецы и братья. До похода у меркурии была наработка более 100 часов, Дохатсу до конца не прошел обкатку. Винты были 2-х типов с шагом 6 и 7 дюймов. Перед сплавом изучал тему с винтами и все советовали ставить винты с 7 шагом. На сплаве попробовали и те и другие сравнивая скорость, расстояние, потребление топлива, на разных участках реки с разными винтами. Шли кроме первых двух дней сцепкой из 3-х катамаранов. По результатам сплава выкладка получается примерно такая:
-7 шаг винта, проходимое расстояние на 1-й полной заправке (1,4 литра) 20…24 км
(на 1/3 газа более смысла нет) скорость 7,5….9 км/ч.
-6 шаг винта, проходимое расстояние на 1-й полной заправке (1,4 литра) 18…21 км
газа добавляли чуть больше (на слух) скорость 8,5…..11 км/ч.
Из сравнительных результатов видно, что с 6-м шагом скорость несколько больше и движок работает на слух приятнее, хотя топливу расход больше.
В первые 2 для когда шли в формате 2-х спаренных катов с мотором и одного ката с мотором, последний хоть и имел большую скорость, но оторваться на большое расстояние в течении часа не мог. Следовательно рекомендуемая (знатоками) установка 7 шага винта сомнительна. Кстати у TOHATSU M 3.5 B2 по умолчанию идет 7 шаг винта, у MERCURY 3,3 M по умолчанию идет 6 шаг винта. На будущее есть задумка попробовать винт с шагом 5 дюймов для тяжело загруженного катамарана.
На весь сплав в Чите было куплено 120 литров по 60 литров на мотор. На выходе осталось 12…18 литров. Может быть если в последние 4 дня вода так сильно не поднялась бензин ушел бы весь.
Показали движки себя хорошо, за все время срезали всего одну шпонку.

Рыбалка на такой реке могла быть и лучше. С рыбой были всегда, в первые 3 дня ловили только щуку и окуня, дальше пошел ленок. Ловили только на спиннинг, как с берега на стоянках, так и с катамарана на ходу (на перекатах). В последние дни при подъеме воды рыбалки не было никакой. Трофейных рыб не взяли. Самый большой ленок 1.4 кг, щука 4.5 кг.

Выброска

Утром встали как всегда вышли в 10-00 прошли на катах 6 км. По совету местного встали с лева там кде начинаются первые дома по совету местного. День был жаркий по этому удалось просушить все снаряжение. Выбирались до ст. Таксимо на рабочем поезде поезд должен был придти в 19-20 по бурятскому времени, а пришел в 19-00 и поехал как только мы загрузились. В Таксимо не нашли ни квартиры ни гостиницы где бы можно было переночевать т.к. наш поезд был только утром. Из удобств только туалет и душ. Пришлось ночь коротать в зале ожидания. Поезд Нерюнгри -Домой пришел без опоздания, и опять 3 суток изматывающей дороги.

График прохождения маршрута

Пройденное расстояние

Стоянка по GPS

От стапеля прошли 15,6 км

Прошли 44 км

Прошли 62 км

Прошли 63 км встали через 4 км от Поселка

Прошли 66 км

Прошли 72 км

Прошли 67 км

Пошли 92 км

Прошли 55 км

Прошли 54 км встали в устье р. Колар

Прошли 32 км

Прошли 56 км

Прошли 50 км встали у ручья Ралокушеровский

Прошли 6 км Встали перед мостом у лодок

12.08.2014

СПЛАВ ПО ВИТИМУ: РИСК, ОПРАВДАННЫЙ ЭМОЦИЯМИ

Автономное плавание по Витиму для группы краснокаменских туристов стало ступенькой в опыте. Семисоткилометровый участок реки на границе Забайкальского края и республики Бурятия припас для новичков немало сложностей. Но опыт других сплавов помог и с порогами справиться, и шиверы преодолеть, и настоящие водные лабиринты пройти без потерь. Не сыграло на руку капризному водоему и присутствие женщины на борту..

Zab-active: Ирина, как Вы вообще приобщились к туризму?

И.Н.: В 2005 году на краеведческой конференции встретилась с краснокаменскими туристами. Они показывали фильм о сплаве по Шилке. Стала с ними связь поддерживать, а потом, можно сказать, напросилась на участие в очередном путешествии по воде. С тех пор мы вместе во всех походах.

Zab-active: Почему из всех ваших сплавов тот, что был по Витиму, особенно запомнился?

И.Н.: Во-первых, это был достаточно долгий сплав. Мы практически месяц находились в пути. Старт был седьмого июля. Два дня добирались до Романовки (150 километров от Читы), потом 20 дней сплавлялись по реке (750 километров по воде преодолели), и четвертого августа вернулись домой на поезде.

Во-вторых, это было очень экстремальное путешествие. Витим - река сложная, категорийная. По ней сплавляются достаточно серьезные ребята, с большим опытом. Опасности серьезные: пороги, шивера. Первые три дня нас кидало очень сильно. В последние дни пути были страшные пороги. Волна где-то на метра два поднималась. На Витиме, кстати, очень много людей на катамаранах переворачиваются и даже гибнут.

Zab-active: Неужели не было страшно?

И.Н.: Страшно, конечно же, было. Я даже в последние дни перед началом сплава думала: стоит - не стоит, отказаться - не отказаться. И о принятом, в конце концов, решении нисколько не сожалею.

Zab-active: Что Вам помогало справляться с чувством страха?

И.Н.: Меня окружали надежные люди. Нас было десять человек: я и трое мужчин - из взрослых, двое студентов и четверо школьников. Для всех нас, в том числе и детей, это был не первый сплав. У меня, например, третий. Мужчины знали, как пройти пороги: читали в Интернете, общались с человеком, который в 90-е годы сплавлялся по Витиму.

А еще в нашей команде есть Сергей Васильевич Савельев, от которого буквально исходит спокойствие. Он сказал: «Не может перевернуть наш катамаран». И я как-то поверила и успокоилась.

Zab-active: Какая подготовка, какие качества нужны для участия в таких путешествиях?

И.Н.: Ничего особенного. Я, например, вообще не умею плавать! Но все, естественно, сплавляются в спасательных жилетах. Самое главное физическое качество - это выносливость. Поэтому пешие походы обязательны.

Конечно, должны быть и чисто человеческие качества: заботливость, уважение к товарищам. В походах, в первую очередь, надо думать не о себе, а о команде. Ты должен выполнять свои обязанности, если что-то не сделал - пострадают остальные.

Zab-active: Что представляло собой ваше судно?

И.Н.: Из катамарана мы сделали плот. Вообще, катамаран должен выглядеть так: две гондолы соединенные металлическими трубками (люди сидят на гондолах). Мы же взяли жерди, обвязали их и сделали плот, чтобы и вещи было куда положить, и нам удобнее сидеть было. Это, конечно, еще и надежнее: плот массивнее, тяжелее, плюс ко всему он неразворотливый. А обычные катамараны легкие, маневренные, их снесет моментально.

Zab-active: Аварии в пути случались?

И.Н.: Я не скажу, что это серьезная авария была. Налетели на камни, гондолу пропороли. Ничего - зашили, заклеили.

Zab-active: Паники на борту не было?

И.Н.: А куда денешься? Что паниковать-то? Нужно было справляться с ситуацией - других вариантов у нас не было…

Zab-active: Чем вы питались во время сплава?

И.Н.: Питание - это, как у единственной женщины на борту, была моя забота. Я не гребла, как мужчины, по 12 часов в сутки, а только готовила. Вставала в 6 часов утра, разжигала костер. Самые основные продукты - это тушенка, крупы и рожки (понятно, что брали с собой минимум продуктов и только те, что не испортятся). Немного рыбачили, рыбу жарили, варили. К концу пути начали встречаться рыбаки. Как-то ведром окуней нас угостили. Полноценно (если можно применить это слово к блюду, в котором на десять человек всего две банки тушенки) ели мы только два раза в день: утром и вечером. Обедом у нас были два сухаря, три конфетки и чай.

Zab-active: А как ночевали?

И.Н.: Берега у Витима очень высокие, метра по 2-3, не заберешься просто так. Поэтому спали у самой реки - на камнях. Несколько раз встречались зимовья, и только тогда ночлег был более или менее сносным.

Zab-active: Что-нибудь Вас в этом путешествии поразило?

И.Н.: Я осталась в восторге от природы. Вокруг - дикая тайга… Словами не опишешь ощущения, надо все видеть своими глазами, тем более после нашей краснокаменской степи это кажется сказкой. Медведей видели. Медведица в лес уходила по кустарнику, был громкий треск слышен, а медвежонок на берег выскочил. На задние лапы встал (поприветствовал, видимо), посмотрел на нас удивленно и обратно убежал. Косуля один раз выскакивала.

Непривычным было то, что на всем протяжении нашего пути практически не было населенных пунктов. Только два села встретились: одно на берегу реки находилось, другое - в полутора километрах от водоема. Поражаешься, как люди там живут. В одной из деревень всего 57 человек, в школе - 2 ученика, остальные дети ездят учиться в другой населенный пункт.

Zab-active: Кого-то еще в пути, кроме рыбаков, встречали?

И.Н.: Семь катамаранов в последнюю ночь мимо нас проплывали. Около 40 детей из Москвы вместе с руководителями сплавлялись. «Дворец пионеров» - по-моему, они нам крикнули. Мы были на берегу, предлагали им причалить, пообщаться, но они билеты на обратный путь заранее купили, торопились.

Zab-active: Что для Вас подобные экстремальные путешествия значат?

И.Н.: Это отдых. Но, конечно, специфический, очень тяжелый. Не каждый понимает, что так можно отдыхать.

Текст: Полина Сергеева

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: