Священник Георгий Кочетков: Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу (перевод). Канон покаянный ко господу нашему иисусу христу

Православная вера несёт в себе радость и очищение. Напускная скорбь и строгость в облике, хороши только для определённых случаев. В православии всё должно быть светлым и радостным, в том числе и покаяние.

Для человека непосвящённого, сам термин покаяния может быть не совсем понятен. А всё потому, что в современном мире, редко когда приветствуется самоанализ, разбор состояния своей души и ощущения чувства вины. Православные, готовые к покаянию используют для этой цели, канон Господу Иисусу Христу. При чтении канона приходит осознание скоротечности времени, очищение души, понимание значения истинных ценностей.

В богослужении, самыми важными и чаще всего употребляемыми формами православных молитв, являются каноны. Более распространённым считается канон покаянный ко Господу нашему. Его читают в храмах как неделимую часть богослужения. Само слово «канон» значит - установленное правило.

Поэтому все каноны разделяются на девять песней, но по сути их является восемь, поскольку вторая пропускается и читается только когда идёт Великий Пост. Любая песнь начинается с ирмоса, как называется первый из тропарей. Следом за ирмосом читается тропарь, перед которым следуют запевы, прославляющие Господа или молящие о прощении.

Важно! Понятие «канон» в православной церкви означает многострофное произведение, прославляющее святого либо посвящённое церковному празднику. Покаянный канон ко Господу Иисусу Христу является неотъемлемой частью любого молитвослова.

История появления

Доподлинно неизвестно, кто является истинным автором покаянного канона. Но среди православных бытует мнение, что его составителем является граф А. Суворов. На написание молитвослова его вдохновил Великий покаянный канон Андрея Критского.

В девяти песнях канона выразилось множество чувств, присущим истинным христианам. Это и надежда на прощение, и благодарность Господу за милосердие, и сожаление о совершённых грехах. Написанный несколько столетий назад, покаянный канон является до сих пор актуальным.

Подобно Израилю, шедшему по бездне как посуху стопами, гонителя фараона увидев потопляемым, мы Богу победную песнь поем и возглашаем.
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!
Ныне я, грешный и обремененный, приступаю к Тебе, Владыке и Богу моему! Не смею взирать на небо, но только прошу, говоря: дай мне разум, Господи, чтобы я горько оплакивал свои дела!
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

О, горе мне, грешному! Я злосчастнее всех людей, Во мне нет покаяния! О, дай мне слезы, Господи, чтобы я горько оплакал свои дела!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!
О, неразумный, несчастный человек! Губишь ты время в лености! Представь себе жизнь свою и обратись к Господу Богу и горько плачь о своих делах!

И ныне, и всегда, и вечно! Аминь.

Пречистая Матерь Божия! Обрати свой взор на меня, грешного, и от сети дьявольской меня избавь. и на путь покаяния меня поставь, чтобы я горько оплакивал свои дела!

В святости нет подобного Тебе, Господи Боже мой, вознесший рог верных Твоих, о Благой, и утвердивший нас, на камне исповедания Твоего.
Когда будут поставлены престолы страшного суда, тогда откроются дела всех людей! Там будет горе грешным, отсылаемым в муку! И зная это, душа моя, обратись от злых твоих дел!
Возрадуются праведники, а грешники расплачутся! Тогда уже никто не сможет помочь нам, но сами наши дела осудят нас! Поэтому прежде конца обратись от злых твоих дел!
Слава: Увы мне, многогрешному, осквернившемуся делами и мыслями: от жесткосердия не имею ни капли слез! Ныне подымись от земли, душа моя, и обратись от злых твоих дел!
И ныне: О, Госпожа! Вот взывает к тебе Сын Твой и нас поучает доброму, но я, грешный, от добра всегда уклоняюсь! Ты же, милостивая, меня помилуй, да обращусь от злых моих дел!

Седален, глас 6-й

Размышляю о дне страшном и оплакиваю злые мои дела. Как же я отвечу бессмертному Царю, или с каким дерзновением я, блудный, посмотрю на Судию? Милосердный Отче, Сыне Единородный и Дух Святой, помилуй меня!
Слава, и ныне: Богородичен:
Ныне будучи связан многими путами грехов и обступаем многими страданиями и бедами, к Тебе, моему спасению, прибегаю и вопию: Помоги мне Дева Матерь Божия!

Христос моя сила, мой Бог и Господь!, Так благолепно поет достойная Церковь, взывая от чистого смысла и веселясь в Господе.
Здесь путь широк и удобен для наслаждений, но как горько будет в последний день, когда будет разлучаться душа с телом! О, человек, храни себя от них, ради Царства Божьего!
Почему убогого обижаешь, плату работника присваиваешь, своего брата не любишь, блуд и гордость являешь? Итак, душа моя, оставь это и исправься ради Царства Божьего!
Слава: О, неразумный человек! Сколько еще будешь погрязать, собирая как пчела свое богатство? Вскоре оно погибнет, став прахом и пеплом, а ты ищи больше Царства Божьего!
И ныне: Госпожа Богородица! Помилуй меня, грешного, и в добродетели укрепи и сохрани меня, чтобы наглая смерть не похитила меня неготовым, и доведи меня, Дева, до Царства Божьего!

О, Благой, озари Твоим Божьим светом души с утра предстоящих Тебе с любовью, чтобы Тебя, Слово Божье, знать как истинного Бога! Так молюсь, взывая из греховного мрака.
Вспомни, несчастный человек, насколько ты грехами своими порабощен лжи, клевете, разбою, немощам, лютым зверям! Душа моя грешная, того ли хотела ты?
Мои члены трепещут, ибо я всеми ими провинился: смотря глазами, слушая ушами, говоря злое языком, себя всего предавая геенне! Душа моя грешная, этого ли хотела ты?
Слава: О, Спаситель, Ты принял уже раскаявшихся блудника и разбойника, я же все еще отягщен греховной ленью и злым делам порабощен! Душа моя грешная, этого ли хотела ты?
И ныне: Матерь Божия, всем людям дивная и скорая помощница! Помоги мне, недостойному, ибо душа моя грешная того уже захотела!

Житейское море видя возмущаемым бурей искушений, прибег я к Твоей тихой пристани, взывая к Тебе: О, Многомилостивый, жизнь мою от тлена возведи!
Жизнь на земле я прожил блудно, и душу предал во тьму, но теперь, милостивый Владыко, умоляю Тебя: освободи меня от этого рабства вражьего и дай мне разума, чтобы исполнять волю Твою!
Кто совершает такое, как я? Ибо как свинья лежит в грязи, так же и я служу греху. Но Ты, Господи, вырви меня из этой гнусности и дай мне такое сердце, чтобы исполнить заповеди Твои!
Слава: Несчастный человек! Вспомни свои согрешения, воспрянь к Богу, припав к Творцу, проливая слезы и стеная! Он же милосердный, даст тебе разум познать волю Его!
И ныне: Богородица Дева! Сохрани меня, Пречистая, от видимого и невидимого зла и возьми мои прошения и передай их Сыну Твоему, да даст мне разумение исполнять волю Его!

Душа моя! зачем богатеешь грехами, Зачем исполняешь дьявольскую волю, в чем полагаешь надежду? Перестань и с плачем обратись к Богу, взывая: милосердный Господи, помилуй меня, грешного!

Представь себе, душа моя, горький час смерти и страшный суд твоего Творца и Бога, когда тебя, душа, уловят грозные силы и введут в вечный огонь! Поэтому прежде смерти исправься, взывая: Господи, помилуй меня, грешного!

Ангел святым отрокам печь оросил, халдеев же опалил велением Божиим, мучителя заставив воззвать: Благословен Бог отцов наших!
Не надейся, душа моя, на телесное богатство и на собирание земных благ, ведь не знаешь, кому это все оставишь, а лучше воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
Не уповай, душа моя на телесное здоровье и на скоропроходящую красоту, ведь ты видишь, что и сильные и молодые умирают, а лучше воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
Слава: Вспомни, душа моя, вечную жизнь и Царство Небесное, приготовленное святым, и тьму внешнюю и гнев Божий злым, и воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
И ныне: Припади, душа моя, к Божьей Матери, и попроси ее, а Она, скорая помощница обращающихся, упросит Сына, Христа Бога, и Он помилует меня, недостойного!

Святым из огня влагу излив и праведника жертву с водою попалив. Ты, Христос, все, что только захочешь, исполняешь! Тебя и превозносим во все времена.
Как могу не плакать, когда представляю себе смерть, Ибо я видел своего лежащим в гробу брата, бесславным и безобразным? Чего жду и на что надеюсь? Господи, дай мне только прежде конца покаяние! (Дважды).
Слава: Верю, что Ты придешь, чтобы судить живых и мертвых! Тогда все встанут в своем чине: старые и молодые, владыки и князья, девственники и священники, но где окажусь я? Поэтому вопию: Господи, дай мне прежде конца покаяние!
И ныне: Пречистая Богородица! Прими недостойное мое прошение, и сохрани меня от наглой смерти, и дай мне прежде конца покаяние!

Людям невозможно видеть Бога, на которого не смеют взирать и чины ангельские! Через Тебя же, Всечистая, людям явилось воплощенное Слово, возвеличивая Которое, мы с небесными силами Тебя ублажаем.
Ныне к вам обращаюсь, ангелы, архангелы и все небесные силы, стоящие у Божьего Престола! Попросите у Творца своего, чтобы избавил Он мою душу от вечной муки!
Ныне плачу перед вами, святые праотцы, цари и пророки, апостолы и святители и все избранники Христовы! Помогите мне на суде, чтобы спас Он мою душу от вражьей силы!
Слава: Ныне к вам возношу руки, святые мученики, пустынники, девственники, праведники и все святые, просящие Господа за весь мир, чтобы помиловал Он меня в час смерти моей.
И ныне: Матерь Божия! Помоги мне, сильно надеющемуся на Тебя, упроси Своего Сына, чтобы, когда сядет Он судить живых и мертвых, поставил меня, недостойного по правую руку свою! Аминь.

Для чего используется

Довольно часто люди, только начавшие посещать церковь, расстраиваются из-за сложности подготовки к таинству причастия. Ведь несколько дней перед событием необходимо поститься, усиленно молиться, ходить в церковь. Покаянный канон помогает настроить человеку его душевное состояние на нужную волну.

Он даёт возможность православному осмыслить своё поведение, поступки, слова и мысли. В результате, человек становится готов остепениться и принять спасение. Готовясь к Причастию, необходимо очистить душу и сердце, чтобы они были избавлены от грехов.

Сделать это возможно только с искренним покаянием, которое должно владеть верующим человеком всегда. Но особенно оно важно перед Исповедью. Настроившись на такой серьёзный шаг, будьте готовы к тяжёлой работе, ибо покаяться искренне, от всей души, это очень непросто. Покаянный канон Иисусу Христу, поможет подготовиться к исповеди, подойти к ней правильно, с должным настроем и мыслями.

Толкование

Канон, посвящённый Господу Иисусу, представляет собой поэтическое сочинение в виде гимна. Читать его, как и другие молитвы, нужно вдумчиво, неспешно. А чтобы настроиться на необходимое умиротворённое состояние, следует стараться понять значение произносимых слов.

Ветхозаветные события в покаянном каноне преподносятся как новозаветные и описывают свершившееся уже после того, как на Землю пришёл Иисус Христос. Православная Церковь вкладывает в подобное соотношение особый смысл. Народ Израиля восклицает «Воспоём Богу победную песнь!» - так начинается покаянный канон.

Воззванием «Помилуй мя, Боже», пропетым между первым тропарём и вторым, христиане молят Господа о прощении. Они просят наставить их на путь покаяния, дать им ум. В каждой строчке звучит призыв к покаянию. Обращаясь к Богородице в седалене, входящем в покаянный канон, грешники просят принять их молитвы, охранять от зла.

Как правильно настроиться на чтение

Каноны как церковный гимн входят в храмовое богослужение. Но каждый волен читать его и дома, в одиночестве. Чтобы правильно это сделать, нужно знать, что тропари читаются, а ирмосы поются.

Подготавливаясь к Причастию, православный человек обязан в молитвенном правиле прочитать покаянный канон Господу Иисусу Христу. Чтобы настроиться на его прочтение, нужно его предварять утренними либо вечерними молитвами. Подходить к прочтению следует морально подготовленным, в правильном душевном расположении.

Сердце должно быть смиренным, мысли чистыми, душа светлой и готовой к покаянию. Не должно быть никаких проявлений злости или раздражения. Только смирение, терпение и спокойствие. Не допускайте лишних мыслей, которые могут отвлекать вас от понимания сути читаемого текста.

Слушать онлайн:

  • Первая песнь даёт возможность человеку выразить своё сожаление по поводу грехов. Попросить больше слёз, чтобы оплакать злодеяния. Звучит призыв забыть о лености, обращение к Богу и просьба к Пресвятой Богородице о напутствии.
  • Третья песнь является напоминанием о Страшном Суде. Чтобы избежать адских мучений, душа должна покаяться.
  • В седален входят размышления о необходимости с правильным душевным состоянием представать пред Бессмертным Царём.
  • Четвёртая песнь восхваляет Господа и рассказывает о простых житейских радостях, доступных любому человеку. Но всё же в попытке испытать все наслаждения, нельзя забывать о Небесном Царствие.
  • В пятой песне звучит призыв Божественного света и раскаяние о своей грешной душе.
  • Шестая песнь является прошением уберечь душу от греховного состояния. Ведь только так можно её восстановить, чтобы поклониться Творцу.
  • Седьмая песнь напоминает человеку о тщетности его надежды на земные блага, ибо всё это не вечно.
  • Восьмая песнь показывает, что перед Судом Божиим все равны, бедные и богатые, молодые и старые. А потому, нужно успеть покаяться.
  • В девятой песне призываются ангелы, праведники, святые, все избранники Христа, чтобы они молились о спасении души.
  • В завершении канона звучит молитва, в которой человек просит Иисуса простить его и не отворачиваться.

Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и прошений. Толкования и цитаты Святых Отцов. Иконы.

***

Это одна из самых сложных символических иконографических композиций: Господь уподобляется солнцу, как источник света, а способ Божественного ведения - глазу.

Всевидящее Око Божие Круг первый, центральный, с четырьмя исходящими из него лучами, заканчивающимися за большим кругом изображениями евангелистов или их символов.

Круг второй представляет собой как бы лицо человека, на котором помещены четыре глаза, нос и уста. Надпись по окружности: "Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем".

Над вторым кругом изображена с воздетыми руками Богородица. И третий круг пересекается множеством густых лучей, исходящих из центра главного - Солнца Правды-Иисуса Христа, направо и налево от Которого написано: "Очи мои на верныя земли посадити и с собою". Надпись на окружности: "Угль Исайи проявляяй солнце из Девической утробы, возсия во тьме, заблудшим благоразумия просвещение подавая".

Круг четвёртый, самый большой, изображает звёздное небо с тремя серафимами и надписями: "Серафим слово Бог", или же в этом круге четыре ангела, из которых два внизу со свитками.

Венчает всю икону круг, усечённый внизу, в котором олицетворено "Небо небес" с тремя в нём серафимами, окружающими Господа Саваофа, благословляющего обеими руками; Св. Дух, от Него исходящий, спускается в виде голубя на главу Богородицы. Фигура Бога Отца внизу отчасти закрыта и окружена ореолом, по краям которого надпись: "Бог с небесе сияния своего сподоби мя". На всей же окружности четвёртого круга надпись: "Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея". Господь, окружённый облаками, сидит на радуге, подножием ему служит серафим с распростёртыми крылами; на персях у Господа Св. Дух в виде голубя.

На углах - четыре круга евангелистов, от третьего круга - за четвёртый; на окружностях - имена и толкование: Матфей писан ангел, посол Господень; Марко писан орлим, возлете на небеса; Лука писан Телчим, Мир; Иоанн писан лев, во гробе положиша.

***

Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу

Глас 6-й

Песнь 1

Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.

Яко по суху - как по суше. Пешешествовав - пройдя пешком. Богу победную песнь поим, вопияше - (Израильский народ) воскликнул: Воспоем Богу победную песнь!" (именно так, с кавычками, следовало бы писать при передаче современным письмом это место, тем более что несколько необычный для нас порядок слов затрудняет понимание).

Припев:

Примечание: В канонах припев как молитвенное воззвание произносится перед первым и вторым (и третьим, если он есть) тропарем каждой песни, но не читается перед тропарями, начинающимися со Слава отцу, и Сыну, и Святому духу и И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Ныне приступих аз грешный и обремененный к тебе, Владыце и Богу моему; не смею же взирати на небо, токмо молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

О, горе мне грешному! Паче всех человек окаянен есмь, покаяния несть во мне; даждь ми, Господи, слезы, да плачуся дел моих горько.

Слава:

Безумне, окаянне, человече, в лености время губиши; помысли житие твое, и обратися ко Господу Богу, и плачися о делах твоих горько.

И ныне:

Мати Божия Пречистая, воззри на мя грешнаго и от сети диаволи избави мя, и на путь покаяния настави мя, да плачуся дел моих горько.

Аз - я. Глаголя - говоря. Даждь - дай. Паче - более. Несть - нет.

*В некоторых древних рукописях есть надписание: "Творение Кир (господина) Андрея Критского". - Примеч. протоиерея Сергия Правдолюбова.

Песнь 3

Ирмос: Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.

Несть свят, якоже Ты - Нет столь святого, как Ты. Вознесый рог - возвысивший силу (рог - сила, крепость, преимущество; вознести рог - прославить, укрепить силу, даровать победу на врага). Верных твоих - верующих в Тебя (но, несомненно, и верных Тебе).

Утвердивый нас на камени исповедания Твоего. Слово исповедание означает здесь также завет: на камне Завета Твоего.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Внегда поставлени будут престоли на Судищи Страшнем, тогда всех человек дела обличатся; горе тамо будет грешным, в муку отсылаемым; и то ведущи, душе моя, покайся от злых дел твоих.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Праведницы возрадуются, а грешнии восплачутся, тогда никтоже возможет помощи нам, но дела наша осудят нас; темже прежде конца покайся от злых дел твоих.

Слава:

Увы мне, великогрешному, иже делы и мысльми осквернився, ни капли слез имею от жестокосердия; ныне возникни от земли, душе моя, и покайся от злых дел твоих.

И ныне:

Се, взывает, Госпоже, Сын Твой, и поучает нас на доброе, аз же грешный добра всегда бегаю; но Ты, Милостливая, помилуй мя, да покаюся от злых моих дел.

Внегда - когда. Ведущи - зная. Праведницы - праведники. Помощи - помочь. Темже - здесь; поэтому, из-за этого. Возникни - поднимись, возвысься (из согнутого - ниц - положения).

Седален, глас 6-й

Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю Безсмертному Царю, или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный и Душе Святый, помилуй мя.

Слава, и ныне:

Богородичен: Связан многими ныне пленицами грехов и содержимь лютыми страстьми и бедами, к Тебе прибегаю, моему спасению, и вопию: помози ми, Дево, Мати Божия.

Седален - краткое церковное песнопение, при исполнении которого молящимся дозволяется сидеть в храме - садиться для слушания следующего за ним чтения из Священного Писания или жития святого. После 3-й песни канона следовало в храме уставное чтение (поучений, житий), перед которым и располагался седален.

Глас 6-й


Песнь 1
Ирмос:
Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.

Припев :

Ныне приступих аз грешный и обремененный к Тебе, Владыце и Богу моему; не смею же взирати на небо, токмо молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько.

О, горе мне грешному! Паче всех человек окаянен есмь, покаяния несть во мне; даждь ми, Господи, слезы, да плачуся дел моих горько.

Безумне, окаянне человече, в лености время губиши; помысли житие твое, и обратися ко Господу Богу, и плачися о делех твоих горько.

Мати Божия Пречистая, воззри на мя грешного, и от сети диаволи избави мя, и на путь покаяния настави мя, да плачуся дел моих горько.

Песнь 3
Ирмос:
Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Внегда поставлени будут престоли на судищи страшнем, тогда всех человек дела обличатся; горе тамо будет грешным, в муку отсылаемым; и то ведущи, душе моя, покайся от злых дел твоих.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Праведницы возрадуются, а грешнии восплачутся, тогда никтоже возможет помощи нам, но дела наша осудят нас, темже прежде конца покайся от злых дел твоих.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу

Увы мне великогрешному, иже делы и мысльми осквернився, ни капли слез имею от жестосердия; ныне возникни от земли, душе моя, и покайся от злых дел твоих.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Се, взывает, Госпоже, Сын Твой, и поучает нас на доброе, аз же грешный добра всегда бегаю; но Ты, Милостивая, помилуй мя, да покаюся от злых моих дел.

Седален, глас 6-й
Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю Безсмертному Царю, или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный и Душе Святый, помилуй мя.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Богородичен

Связан многими ныне пленицами грехов и содержим лютыми страстьми и бедами, к Тебе прибегаю, моему спасению, и вопию: помози ми, Дево, Мати Божия.

Песнь 4
Ирмос:
Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет, взывающи от смысла чиста, о Господе празднующи.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Широк путь зде и угодный сласти творити, но горько будет в последний день, егда душа от тела разлучатися будет: блюдися от сих, человече, Царствия ради Божия.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Почто убогаго обидиши, мзду наемничу удержуеши, брата твоего не любиши, блуд и гордость гониши? Остави убо сия, душе моя, и покайся Царствия ради Божия.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

О, безумный человече, доколе углебаеши, яко пчела, собирающи богатство твое? Вскоре бо погибнет, яко прах и пепел: но более взыщи Царствия Божия.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Госпоже Богородице, помилуй мя грешного, и в добродетели укрепи, и соблюди мя, да наглая смерть не похитит мя неготоваго, и доведи мя, Дево, Царствия Божия.

Песнь 5
Ирмос:
Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Воспомяни, окаянный человече, како лжам, клеветам, разбою, немощем, лютым зверем, грехов ради порабощен еси; душе моя грешная, того ли восхотела еси?

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Трепещут ми уди, всеми бо сотворих вину: очима взираяй, ушима слышай, языком злая глаголяй, всего себе геенне предаяй; душе моя грешная, сего ли восхотела еси?

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Блудника и разбойника кающася приял еси, Спасе, аз же един леностию греховною отягчихся и злым делом поработихся, душе моя грешная, сего ли восхотела еси?

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Дивная и скорая помощнице всем человеком, Мати Божия, помози мне недостойному, душе бо моя грешная того восхоте.

Песнь 6
Ирмос:
Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Житие на земли блудно пожих и душу во тьму предах, ныне убо молю Тя, Милостивый Владыко: свободи мя от работы сея вражия, и даждь ми разум творити волю Твою.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Кто творит таковая, якоже аз? Якоже бо свиния лежит в калу, тако и аз греху служу. Но Ты, Господи, исторгни мя от гнуса сего и даждь ми сердце творити заповеди Твоя.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Воспряни, окаянный человече, к Богу, воспомянув своя согрешения, припадая ко Творцу, слезя и стеня; Той же, яко милосерд, даст ти ум знати волю Свою.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Богородице Дево, от видимаго и невидимаго зла сохрани мя, Пречистая, и приими молитвы моя, и донеси я Сыну Твоему, да даст ми ум творити волю Его.

Кондак
Душе моя, почто грехами богатееши, почто волю диаволю твориши, в чесом надежду полагаеши? Престани от сих и обратися к Богу с плачем, зовущи: милосерде Господи, помилуй мя грешнаго.

Икос
Помысли, душе моя, горький час смерти и страшный суд Творца твоего и Бога: Ангели бо грознии поймут тя, душе, и в вечный огнь введут: убо прежде смерти покайся, вопиющи: Господи, помилуй мя грешнаго.

Песнь 7
Ирмос:
Росодательну убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Не надейся, душе моя, на тленное богатство и на неправедное собрание, вся бо сия не веси кому оставиши, но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту, видиши бо, яко сильнии и младии умирают; но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Воспомяни, душе моя, вечное житие, Царство Небесное, уготованное святым, и тьму кромешную и гнев Божий злым, и возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Припади, душе моя, к Божией Матери и помолися Той, есть бо скорая помощница кающимся, умолит Сына Христа Бога, и помилует мя недостойнаго.

Песнь 8
Ирмос:
Из пламене преподобным росу источил еси и праведнаго жертву водою попалил еси: вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Како не имам плакатися, егда помышляю смерть, видех бо во гробе лежаща брата моего, безславна и безобразна? Что убо чаю, и на что надеюся? Токмо даждь ми, Господи, прежде конца покаяние.
(Дважды )

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Верую, яко приидеши судити живых и мертвых, и вси во своем чину станут, старии и младии, владыки и князи, девы и священницы; где обрящуся аз? Сего ради вопию: даждь ми, Господи, прежде конца покаяние.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пречистая Богородице, приими недостойную молитву мою и сохрани мя от наглыя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.

Песнь 9
Ирмос:
Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати; Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово Воплощенно, Егоже величающе, с небесными вои Тя ублажаем.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ныне к вам прибегаю, Ангели, Архангели и вся небесныя силы, у Престола Божия стоящии, молитеся ко Творцу своему, да избавит душу мою от муки вечныя.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ныне плачуся к вам, святии патриарси, царие и пророцы, апостоли и святителие и вси избраннии Христовы: помозите ми на суде, да спасет душу мою от силы вражия.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Ныне к вам воздежу руце, святии мученицы, пустынницы, девственницы, праведницы и вси святии, молящиися ко Господу за весь мир, да помилует мя в час смерти моея.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Мати Божия, помози ми, на Тя сильне надеющемуся, умоли Сына Своего, да поставит мя недостойнаго одесную Себе, егда сядет судяй живых и мертвых, аминь.

Молитва

Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящаго Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

В основе православного богослужения лежит пресуществление Святых Даров, а также причащение христианами Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, которые являются источником вечной жизни. Православный христианин, желающий причаститься, должен достойно подготовиться к этому таинству. В Священном Писании, в послании коринфянам, апостол Павел предостерегает христиан от недостойного принятия Крови и Тела Христового, а последствиями могут быть многие болезни и даже смерть. (Первое послание к Коринфянам 11:29,30).

Для того чтобы подготовиться к Святому Причастию необходимо выполнить определённые требования. В состав молитвенного правила для подготовки входит «Покаянный канон ко Господу Иисусу Христу». Вместе с молебным каноном ко Пресвятой Богородице, а также каноном Ангелу Хранителю они составляют трёхканонник. Для упрощения правила три творения свели во единый.

История формирования правила.

На протяжении веков правило ко Святому Причащению постепенно видоизменялось. В V-VI веках каноны читались во время богослужения. Очевидно, со временем объём последования увеличивался и стал занимать много времени. По этой причине молитвенное правило ко Святому Причащению в XI веке уже не читается на богослужении. Христианин, готовясь причаститься Святых Тайн Христовых, должен келейно (дома) вычитать все молитвы, включая покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу.

Структура канона.

Само слово «канон» означает установленное правило. Канон представляет собой гимнографическое поэтическое сочинение, посвящённое Господу Богу, Пресвятой Богородице, ангелам и святым или событиям, с ними происходившими, в честь которых сформировались христианские праздники.

Канон состоит из:
 ирмосов;
 запевов;
 тропарей;
 седальна;
 кондака;
 икоса;
 молитвы.

Канон разделяется на девять песней (по факту их восемь, т. к. вторая пропускается). Каждая песнь начинается с ирмоса.

Ирмосом называется первый из тропарей каждой песни в составе канона, который выполняет связующие функции песнопения.

Затем следует определённое количество тропарей. Перед каждым читаются запевы, они являют собой краткие заглавные молитвенные прошения или прославление Господа. В покаянном каноне читается запев: «Помилуй мя Боже, Помилуй мя». Завершающий тропарь каждой из песней посвящён пресвятой Богородице. Перед предпоследним тропарём читается запев «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а перед последним – «и ныне и присно и во веки веков».

Тропарь в каноне является небольшим поэтическим произведением, следующим после ирмоса. В тропаре прославляется Господь или святой, или повествуются события праздника.

После третей песни читается седален.

Седален означает, что во время его чтения разрешается сидеть для того, чтобы глубже осознать прочитанное.

По окончании шестой песни следует чтение кондака и икоса.

Кондак с греческого переводится, как «домик» и являет собой небольшое песнопение, посвященное Господу, Богородице, ангелам или святым.

Икос с греческого означает «дом». Это песнопение подобно кондаку по смыслу, и по структуре. Разница в том, что, если кондак описывает событие, то икос более широко раскрывает его, и объём его больше.

По окончании девятой песни читается покаянная молитва.

Краткое содержание молитвословий:
В первой песни человек сокрушается в своих грехах, осознавая себя недостойным Божьей милости, просит дать ему больше слёз, чтобы можно было оплакивать свои злодеяния, но вместе с тем дерзает обратиться к Богу. Также человек призывает себя не тратить напрасно время в лености и призывает напутствие Пресвятой Богородицы.
В третьей песни вспоминается Страшный суд и адские мучения. Этим призывается душа к покаянию прежде, чем наступит смертный час, чтобы избежать мук.
Седален наполнен размышлениями о том, как будет трудно предстоять перед престолом Божьим, с каким душевным состоянием.
В четвёртой песни восхваляется Господь и Церковь. Описываются житейские радости и наслаждения, но предупреждается, чтобы человек остерегался этих наслаждений, если хочет обрести Царствие Небесное. Звучит призыв не собирать и не зацикливаться на накопительстве житейских благ, потому что всё превратится в прах.
В пятой песни призывается Божественная благодать. Человек осознаёт, что всеми своими органами он постоянно грешит и спрашивает себя, этого ли он хотел?
В шестой песни звучит прошение вырвать душу из греховного состояния, чтобы прекратились злодеяния, восстала душа, вспоминая свои дела, и с сокрушением поклонилась Творцу.
В кондаке спрашивается у собственной души, зачем она делает то, что хочет дьявол и призывается повернуться к Богу.
Икос призывает покаяться прежде, чем душа войдёт в ад.
В седьмой песне звучит призвание для человека, чтобы он не надеялся на земные богатства, на здоровье тела, силу и красоту. Человек не знает, кому останется его состояние после смерти, а с собой не заберёт. Сила, здоровье и красота со временем исчезают.
В восьмой песне указывается на окаменелость сердца, не имея страха Божьего. Также указывается на то, что все равны перед Судом Бога, не имеет значения ни титул, ни духовный сан, ни возраст.
В девятой песне звучит призыв Пресвятой Богородицы, ангелов и всех угодников Божьих молиться о спасении души.
Завершается канон молитвой ко Господу Иисусу Христу.
В молитве человек осознаёт свои греховные поступки, потому просит Господа простить и исцелить его своими ранами. Несмотря на то, что человек отвернулся от Бога, он просит Господа не отворачиваться от него, помочь ему подняться от греховной бездны, чтобы он смог принести Творцу достойное покаяние. Человек стремится отвернуться от зла и стать наследником Божьего Царства.

Подготовка к Исповеди и Причастию.

Покаянный канон Иисусу Христу настраивает душевное состояние на волну покаяния. Чтобы человек мог осмыслить свои поступки, смог остепениться и обрести спасение.
Приходя к Святому Причастию, необходимо достойно подготовиться и очистить свою душу от грехов. Осуществляется это с помощью покаяния. Канон показывает, с каким состоянием нужно подходить к исповеди. Важно, чтобы это было не просто прочтение текста, а истинное душевное покаяние.

Богословие и философия

9 мин.

Песнь 1

Подобно Израилю, шедшему по бездне как посуху стопами, гонителя фараона увидев потопляемым, мы Богу победную песнь поем и возглашаем.
Припев:
Ныне я, грешный и обремененный, приступаю к Тебе, Владыке и Богу моему! Не смею взирать на небо, но только прошу, говоря: дай мне разум, Господи, чтобы я горько оплакивал свои дела!
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

О, горе мне, грешному! Я злосчастнее всех людей, Во мне нет покаяния! О, дай мне слезы, Господи, чтобы я горько оплакал свои дела!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!
О, неразумный, несчастный человек! Губишь ты время в лености! Представь себе жизнь свою и обратись к Господу Богу и горько плачь о своих делах!

И ныне, и всегда, и вечно! Аминь.
Пречистая Матерь Божия! Обрати свой взор на меня, грешного, и от сети дьявольской меня избавь. и на путь покаяния меня поставь, чтобы я горько оплакивал свои дела!

Песнь 3

В святости нет подобного Тебе, Господи Боже мой, вознесший рог верных Твоих, о Благой, и утвердивший нас, на камне исповедания Твоего.
Когда будут поставлены престолы страшного суда, тогда откроются дела всех людей! Там будет горе грешным, отсылаемым в муку! И зная это, душа моя, обратись от злых твоих дел!
Возрадуются праведники, а грешники расплачутся! Тогда уже никто не сможет помочь нам, но сами наши дела осудят нас! Поэтому прежде конца обратись от злых твоих дел!
Слава: Увы мне, многогрешному, осквернившемуся делами и мыслями: от жесткосердия не имею ни капли слез! Ныне подымись от земли, душа моя, и обратись от злых твоих дел!
И ныне: О, Госпожа! Вот взывает к тебе Сын Твой и нас поучает доброму, но я, грешный, от добра всегда уклоняюсь! Ты же, милостивая, меня помилуй, да обращусь от злых моих дел!

Седален, глас 6-й

Размышляю о дне страшном и оплакиваю злые мои дела. Как же я отвечу бессмертному Царю, или с каким дерзновением я, блудный, посмотрю на Судию? Милосердный Отче, Сыне Единородный и Дух Святой, помилуй меня!
Слава, и ныне: Богородичен:
Ныне будучи связан многими путами грехов и обступаем многими страданиями и бедами, к Тебе, моему спасению, прибегаю и вопию: Помоги мне Дева Матерь Божия!

Пеcнь 4

Христос моя сила, мой Бог и Господь!, Так благолепно поет достойная Церковь, взывая от чистого смысла и веселясь в Господе.
Здесь путь широк и удобен для наслаждений, но как горько будет в последний день, когда будет разлучаться душа с телом! О, человек, храни себя от них, ради Царства Божьего!
Почему убогого обижаешь, плату работника присваиваешь, своего брата не любишь, блуд и гордость являешь? Итак, душа моя, оставь это и исправься ради Царства Божьего!
Слава: О, неразумный человек! Сколько еще будешь погрязать, собирая как пчела свое богатство? Вскоре оно погибнет, став прахом и пеплом, а ты ищи больше Царства Божьего!
И ныне: Госпожа Богородица! Помилуй меня, грешного, и в добродетели укрепи и сохрани меня, чтобы наглая смерть не похитила меня неготовым, и доведи меня, Дева, до Царства Божьего!

Песнь 5

О, Благой, озари Твоим Божьим светом души с утра предстоящих Тебе с любовью, чтобы Тебя, Слово Божье, знать как истинного Бога! Так молюсь, взывая из греховного мрака.
Вспомни, несчастный человек, насколько ты грехами своими порабощен лжи, клевете, разбою, немощам, лютым зверям! Душа моя грешная, того ли хотела ты?
Мои члены трепещут, ибо я всеми ими провинился: смотря глазами, слушая ушами, говоря злое языком, себя всего предавая геенне! Душа моя грешная, этого ли хотела ты?
Слава: О, Спаситель, Ты принял уже раскаявшихся блудника и разбойника, я же все еще отягщен греховной ленью и злым делам порабощен! Душа моя грешная, этого ли хотела ты?
И ныне: Матерь Божия, всем людям дивная и скорая помощница! Помоги мне, недостойному, ибо душа моя грешная того уже захотела!

Песнь 6

Житейское море видя возмущаемым бурей искушений, прибег я к Твоей тихой пристани, взывая к Тебе: О, Многомилостивый, жизнь мою от тлена возведи!
Жизнь на земле я прожил блудно, и душу предал во тьму, но теперь, милостивый Владыко, умоляю Тебя: освободи меня от этого рабства вражьего и дай мне разума, чтобы исполнять волю Твою!
Кто совершает такое, как я? Ибо как свинья лежит в грязи, так же и я служу греху. Но Ты, Господи, вырви меня из этой гнусности и дай мне такое сердце, чтобы исполнить заповеди Твои!
Слава : Несчастный человек! Вспомни свои согрешения, воспрянь к Богу, припав к Творцу, проливая слезы и стеная! Он же милосердный, даст тебе разум познать волю Его!
И ныне : Богородица Дева! Сохрани меня, Пречистая, от видимого и невидимого зла и возьми мои прошения и передай их Сыну Твоему, да даст мне разумение исполнять волю Его!

Кондак

Душа моя! зачем богатеешь грехами, Зачем исполняешь дьявольскую волю, в чем полагаешь надежду? Перестань и с плачем обратись к Богу, взывая: милосердный Господи, помилуй меня, грешного!

Икос

Представь себе, душа моя, горький час смерти и страшный суд твоего Творца и Бога, когда тебя, душа, уловят грозные силы и введут в вечный огонь! Поэтому прежде смерти исправься, взывая: Господи, помилуй меня, грешного!

Песнь 7

Ангел святым отрокам печь оросил, халдеев же опалил велением Божиим, мучителя заставив воззвать: Благословен Бог отцов наших!
Не надейся, душа моя, на телесное богатство и на собирание земных благ, ведь не знаешь, кому это все оставишь, а лучше воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
Не уповай, душа моя на телесное здоровье и на скоропроходящую красоту, ведь ты видишь, что и сильные и молодые умирают, а лучше воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
Слава: Вспомни, душа моя, вечную жизнь и Царство Небесное, приготовленное святым, и тьму внешнюю и гнев Божий злым, и воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
И ныне: Припади, душа моя, к Божьей Матери, и попроси ее, а Она, скорая помощница обращающихся, упросит Сына, Христа Бога, и Он помилует меня, недостойного!

Песнь 8

Святым из огня влагу излив и праведника жертву с водою попалив. Ты, Христос, все, что только захочешь, исполняешь! Тебя и превозносим во все времена.
Как могу не плакать, когда представляю себе смерть, Ибо я видел своего лежащим в гробу брата, бесславным и безобразным? Чего жду и на что надеюсь? Господи, дай мне только прежде конца покаяние! (Дважды).
Слава: Верю, что Ты придешь, чтобы судить живых и мертвых! Тогда все встанут в своем чине: старые и молодые, владыки и князья, девственники и священники, но где окажусь я? Поэтому вопию: Господи, дай мне прежде конца покаяние!
И ныне: Пречистая Богородица! Прими недостойное мое прошение, и сохрани меня от наглой смерти, и дай мне прежде конца покаяние!

Песнь 9

Людям невозможно видеть Бога, на которого не смеют взирать и чины ангельские! Через Тебя же, Всечистая, людям явилось воплощенное Слово, возвеличивая Которое, мы с небесными силами Тебя ублажаем.
Ныне к вам обращаюсь, ангелы, архангелы и все небесные силы, стоящие у Божьего Престола! Попросите у Творца своего, чтобы избавил Он мою душу от вечной муки!
Ныне плачу перед вами, святые праотцы, цари и пророки, апостолы и святители и все избранники Христовы! Помогите мне на суде, чтобы спас Он мою душу от вражьей силы!
Слава: Ныне к вам возношу руки, святые мученики, пустынники, девственники, праведники и все святые, просящие Господа за весь мир, чтобы помиловал Он меня в час смерти моей.
И ныне: Матерь Божия! Помоги мне, сильно надеющемуся на Тебя, упроси Своего Сына, чтобы, когда сядет Он судить живых и мертвых, поставил меня, недостойного по правую руку свою! Аминь.

Молитва

Владыка Христе Боже, мои страсти Своими страданиями исцеливший и мои язвы Своими язвами уврачевавший! Даруй мне, много пред Тобою прегрешившему, слезы умиления. Дай моему телу принять благоухание животворящего Тела Твоего и наслади мою душу Твоей драгоценной Кровью вместо горечи, которой напоил меня враг. Возвысь к Себе мой разум поникший и возведи из пропасти погибельной. Нет во мне ни покаяния, ни умиления, ни утешительной слезы, приводящих детей к своему наследству! Омрачившись разумом в житейских страстях, в болезни не могу воззреть на Тебя, не могу и согреться слезами любви к Тебе! Но, Владыка Господи Иисусе Христе, сокровищница благ! Даруй мне всецелое исправление жизни и в поисках Тебя трудящееся с любовью сердце, даруй мне Твою благодать и обнови во мне Твой Образ! Я оставил Тебя, Ты же не оставь меня, выйди искать меня, приведи на Свое пастбище и приобщи меня к овцам Твоего избранного стада, с ними же и напитай меня хлебом Божественных Твоих Таинств, молитвами пречистой Твоей Матери и всех Твоих святых. Аминь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: