Распорядок дня школьника начальных классов: образец. Правильный режим дня первоклассника

На самом деле так ли важен режим дня для школьника ? Как составить режим дня школьника ? Конечно режим важен! Взрослый человек, если он не выспался, то чувствует себя разбитым целый день, он плохо соображает, раздражен, невнимателен, пассивен. Как же не хочется идти на работу, когда мы не выспались! Работа совершенно не вызывает у нас приятных ощущений. А что же чувствует ребенок, которого вытащили из теплой постели, а он совершенно к этому не готов, он хочет спать. А мы ведь стремимся к тому, чтобы получение знаний у малыша вызывало только приятные ощущения, чтобы он с желанием шел в школу за новой порцией знаний. Но какие знания! Малыш хочет спать! Кто виноват? И что делать? Два извечных вопроса!

Человеческий организм — это система, насквозь пронизанная ритмами. Управляет все системой суточный ритм. Все в организме ритмично: пульсация сердца, работа внутренних органов, клеток, тканей, электрическая активность мозга, частота дыхания. Регулярность, слаженность и последовательность действий положительно влияют на самочувствие и настроение. Для ребенка, его развития и здоровья продуманный распорядок умственных и физических занятий, отдыха, питания имеют огромное значение.

Правильный режим дня для школьника вырабатывает у ребенка стереотип ответных реакций. Повторяясь каждый день, определенная последовательность действий настраивает на физическую активность, учебу, отдых, тем самым облегчает процесс выполнения всех дел, процесс обучения. Формируются условные рефлексы. Привычка вставать и ложиться спать вовремя способствует более спокойному и быстрому засыпанию и своевременному приятному пробуждению. Ребенок, который выспался, лучше усваивает получаемую информацию, учителей, быстрее и качественнее выполняет задания, работоспособность его намного выше.

Организм нуждается в своевременном поступлении пищи. Существует суточный ритм активности ферментов и выделения пищеварительных соков. , которые приучены есть в одно и то же время, намного реже страдают отсутствием аппетита, пища у них усваивается лучше, она оказывается намного полезнее и даже вкуснее.

Начало школьной жизни вносит существенные изменения в сложившийся ритм жизни малыша. У детей, которые посещали детский сад, это происходит в меньшей степени. От того насколько родители организованны сами, готовы и хотят помочь малышу зависит не только качество его учебы, но и его здоровье.

Задача родителей разбудить вовремя, научить делать гимнастику, подобрав для нее правильные упражнения, проконтролировать весь распорядок дня, создавая положительный настрой, а не выполняя роль управляющего безвольным роботом.

Как составить режим дня для школьника?

1. Утром у ребенка должен быть запас времени, чтобы без суеты собраться в школу. Вставать с постели необходимо за час или полтора до начала занятий в школе. Это время следует корректировать в зависимости от того, как близко к дому расположена . Поэтому режим дня для школьника должен быть составлен с учетом этих моментов.

2. Чтобы настроиться на рабочий лад, стряхнуть остатки сна, утреннюю гимнастику необходимо выполнять в течение не менее 10 минут. В первое время лучше даже делать ее вместе с малышом. Для гимнастики лучше подобрать веселую бодрящую музыку, а если эта музыка будет нравиться ребенку, то дело пойдет еще веселей. Не забудьте проветрить комнату или открыть форточку.

3. В столь раннее время не все дети хотят завтракать, особенно пока нет привычки. Конечно, лучше чтобы малыш что-нибудь съел полезное и теплое, но Ваша настойчивость не должна быть чрезмерной. Ведь хорошее настроение и добрые отношения между вами тоже важны. Постарайтесь приготовить на ребенку то, что он ест обычно с удовольствием.
По пути в школу, если идти не спеша, в течение 15-20 минут, можно совершить прекрасную утреннюю прогулку. По выбирайте подальше от проезжей части.

4. Очень важно помочь малышу организовать вторую половину рабочего дня. Пребывание в школе очень утомительно для ребенка, особенно в первое время. Исследования показали, что 37,5% первоклассников заканчивают свой учебный день с признаками сильной усталости, а среди учеников школ с углубленным изучением предметов этот показатель еще выше – 40%. А среди тех детей, которые испытывают сложности с адаптацией или страдают какими-либо заболеваниями – 68-75%. Вывод однозначен: учеба должна чередоваться с полноценным отдыхом!

5. Утомление – абсолютно закономерный результат любой работы как умственной, так и физической, это не должно никого пугать. Прекрасно восстанавливает силы дневной сон. Тех детей, которые привыкли спать днем, или перенесли болезнь, или ослаблены, не стоит лишать возможности отдохнуть днем. А если идет о первоклассниках-шестилетках, то врачи настаивают на обязательном дневном сне.

6. Еще один способ восстановить силы – прогулка на свежем воздухе, предпочтительно с активными играми.

7. У ребенка 6-7 лет между приемами пищи должны быть интервалы не более трех-четырех часов. Продолжительность сна детей младшего школьного возраста составляет 10-12 часов. Даже небольшое систематическое недосыпание очень вредно для здоровья ребенка. При организации сна необходимо следить за тем, чтобы малыш ложился и вставал в положенное время. Если нужно встать в 7.30, то лечь спать – не позднее 20.30. Необходимо выполнять все гигиенически процедуры перед отходом ко сну. Не позволяйте играть в активные игры перед сном, не кормите плотным ужином, не давайте пить крепкий чай, а тем более кофе. Помещение должно быть проветрено, обстановка должна быть приятной, спокойной: выключите яркий свет, телевизор, соблюдайте тишину.

Примерный режим дня для школьника

Правильный режим дня для школьника может быть примерно таким

7:00 – Подъем
7:05 – 7:30 – Утренняя зарядка, умывание, уборка постели
7:30-7:50 – Завтрак
7:50 – 8:20 – Дорога в школу
8:30 – 12:30 – Занятия в школе
12:30 – 13:00 – Дорога из
13: 00 – 13:30 – Обед
13:30 – 14:30 – Послеобеденный отдых, сон для детей 6 – 7 лет, отдых
14:30 – 15:30 – Прогулка, подвижные игры на улице

Младший школьник должен находиться на свежем воздухе не менее 3 – 4 часов в день. Садиться за выполнение уроков сразу, придя из школы, нельзя – ребенок нуждается в полноценном отдыхе.
15:30 – 17:30 – Выполнение уроков
Помните, что ученик начальных классов не должен выполнять домашнее задание более полутора часов! Если у вашего ребенка выполнение домашнего задания занимает больше времени, то проконтролируйте, в чем причина. Может быть, уроков задают слишком много, тогда придется поговорить с учителем на эту тему или с администрацией школы. Не стесняйтесь, речь идет о вашем малыше и его здоровье! Может быть, ребенок не может сосредоточиться на уроках, и ему нужна Ваша помощь. Каждые 15-20 минут занятий нужно делать десятиминутный перерыв.
17:30 – 19:00 – Прогулка или посещение секций (кружков)
19:00 – 20:30 – Ужин и свободное время
20:30 – 21:00 – Приготовление ко сну, ванна.
21:00 – Спокойной ночи!

Организуйте правильный здоровый режим дня для школьника, и вы обеспечите ребенку все условия для укрепления здоровья, хорошей работоспособности и позитивного настроения. Надеемся, мы немного прояснили ситуацию, как составить режим дня для школьника !

Пусть наши детки всегда будут здоровы!

Если вы хотите быть в курсе наших новостей, подпишитесь на новости «Наши детки»! Заполните форму ниже и получайте их на свою почту!

Режим дня для первоклассника – не пресловутая прихоть Министерства образования и администрации школы. Это первоочередное условие физического и психологического здоровья будущего ученика. Придя в школу, вчерашний попадает в другой мир, наполненный нагрузками, требованиями, темпом, потоком разнообразной информации, новыми детьми и взрослыми.

Теперь от него ожидается выносливость и трудоспособность, усидчивость и внимательность, активность и скорость, инициативность и решительность. Режим дня поможет адаптировать организм к интеллектуальным нагрузкам, развить силу воли и дисциплинированность, сформировать нужные навыки, индивидуальный ритм деятельности.

Адаптация к школе

Ребёнок, попадающий из одной социальной среды в другую, проходит естественную адаптацию к новым условиям. Учебную активность можно по праву считать первой серьёзной деятельностью, требующую осознанности и значительных усилий воли. Адаптацию к школьной жизни, а также к изменившимся условиям домашнего режима, будет проходить каждый первоклассник.

Длится этот период в среднем от двух недель до двух месяцев. «Неподготовленные», домашние или болезненные дети будут переживать это время особенно остро, их организмы будут логичным образом сопротивляться режимным и учебным сложностям:

  • частыми болезнями, ведь иммунная система станет ослабленной ввиду постоянных стрессов и отсутствия сбалансированного регулярного ;
  • потерей веса, замедлением роста и общего развития;
  • обострением проблем сердечно-сосудистой системы, развивающихся на фоне переутомления;
  • ухудшением самочувствия, усталостью, головными болями, снижением аппетита, нарушением сна;
  • уязвимостью нервной системы, в том числе рассеянностью, раздражительностью, отсутствием мотивации;
  • хронической усталостью, переходящей в запущенном случае, в астено-невротический синдром (предельное истощение нервной системы).

Смягчить и нивелировать малоприятные побочные эффекты слияния со школьной жизнью, помогут родители, если заблаговременно переведут будущего ученика в режим, близкий к школьному. Весна – время, стимулирующее к пробуждению, развитию и активности. Впереди шесть месяцев подготовки к новому школьному режиму, принять который будет легче после пробного «рабочего» графика.

Сохраняя до школы свободный режим, во благо мнимой пользы ребёнка: «Пускай отдохнёт и наберётся сил перед школой», родитель окажет медвежью услугу своему чаду – продлит и усугубит период адаптации.

Домашних детей и тех, что находятся на вольном посещении детского сада, стоит переводить с весны на подготовительный график.

Примерный режим будущего первоклассника

Время Деятельность
7:00 Пробуждение
7:15 Зарядка, гигиенические процедуры
7:45 Уборка спального места, подготовка к завтраку
8:00 Завтрак + приучать мыть за собой посуду
9:00 Первое занятие по дошкольной подготовке
9:30 Отдых
10:00 Второе занятие по дошкольной подготовке
10:30 Активный отдых и прогулка на свежем воздухе
13:00 Обед + обучение навыкам самообслуживания (уборка посуды)
14:00 Дневной отдых и сон
15:30 Пробуждение, свободное время
16:00 Полдник
17:00 Посещение кружков и секций
18:00 Прогулка на свежем воздухе
19:00 Ужин
19:30 Свободное время, общение с семьёй, игры
20:30 Гигиенические процедуры, чтение книг, подготовка ко сну
21:00 Отход ко сну

Режим начинается с родительской головы

Взрослый, который планирует организовать режим дня для первоклассника в соответствии с возрастными нормами и требованиями образования, должен осознавать всю его ценность и необходимость. Режим – это не просто вовремя лечь , чтобы встать пораньше.

Режим первоклассника – это ежедневное выполнение разных видов деятельности, которые сменяют друг друга с учётом анатомо-физиологических требований, возрастных и образовательных норм с обязательным присутствием полноценного отдыха на свежем воздухе и сна.

Работоспособность, устойчивость нервной системы, школьная успеваемость формируют фундамент учебной деятельности, они напрямую зависят от соблюдения главных требований:

  1. Соблюдение необходимой продолжительности каждого вида деятельности.
  2. Смена умственной и физической деятельностей позволяет не перегружать нервную систему и не ослаблять интеллектуальную активность.

Нарушение основных позиций режима дня

День первоклассника не должен состоять из бесконечных учебных процессов: школа, кружки-секции, домашние задания.

  1. Общее время пребывания и двигательная активность на свежем воздухе – 3-4 часа в день, которые делятся на утреннее и вечернее время.
  2. Центральная нервная система будет полноценно и гармонично развиваться и работать при условии глубокого 10-часового ночного сна, обеденный сон предлагается по индивидуальной необходимости (легко утомляемые дети).
  3. Регулярное сбалансированное питание обеспечит физическую силу и здоровье, надлежащее «питание» мозга и всей нервной системы, что необходимо для успешной работы памяти, внимания, мышления, воображения.
  4. Наличие внешкольных интересов и посещение узкоспециализированных кружков, повышает общую познавательную активность, стимулирует интерес к новым знаниям, способствуют разностороннему развитию личности.
  5. Регулярное соблюдение личной .

Нарушение основных позиций режима дня будет негативно сказываться и на успеваемости школьника, и на его самочувствии. Минимальные и кардинальные отклонения в режиме допустимы во время болезней, ухудшения здоровья ребёнка и праздников. Выходные дни и каникулы также сохраняют приближённый вариант графика, исключая учёбу в школе.

Таблица примерного режима дня первоклассника с рекомендациями

Время Деятельность Комментарии
7:00 Подъём, туалет Время пробуждения зависит от расстояния, которое нужно преодолеть к школе: сборы и дорога не должны проходить в спешке.
7:15 Зарядка, умывание, уборка кровати Утренняя физическая активность поможет быстрее прийти в рабочий ритм и активизирует мыслительную деятельность.

Самообслуживание – обязательный компонент воспитания самостоятельности младшего школьника.

7:30 Завтрак, вымыть за собой посуду Организм проснулся, а с ним заработали все его системы, которым необходима энергия. Поэтому завтракать ребёнок должен всегда, питательной и горячей едой: молочные каши, омлет, запеканка, оладьи, сырники.

Не торопите с трапезой – понадобится 20 минут для тщательной переработки пищи.

7:50 Сборы, выход Сбор портфеля и одежды лучше переносить на вечер, чтобы утро было спокойным и неспешным.
8:00 Дорога к школе Путь в школу будет одновременно утренней прогулкой на свежем воздухе, время нужно рассчитать, чтобы, не торопясь, прибыть до начала урока.
8:20 Подготовка к началу урока 10 минут достаточно, чтобы устроить учебное место и привести себя в порядок.
8:30 Начало уроков Количество уроков увеличивается к концу второго полугодия до 4-х, их длительность растёт от 35 мин. до 45 мин. В среднем до 13 часов дня первоклассник уже освобождается от школьных занятий.
10:00-10:15 Второй завтрак в школе При возможности будет уместно позавтракать горячей едой в школьной столовой. Менее полезно, когда перекус заменяется сухомяткой в виде бутербродов, а особенно вредны палочки, сухари, чипсы, батончики, которые дети сами себе покупают.

В качестве перекуса идеально подойдут фрукты и бутылочка йогурта.

12:30 Окончание уроков, дорога домой, прогулка на свежем воздухе Если ребёнок не посещает группу продлённого дня, пришло время чередовать свой умственный труд с неспешной прогулкой домой. Верным решением будет водить детей на дополнительные занятия и кружки в послеобеденное время, когда школьник пополнит свои физические и интеллектуальные ресурсы.
13:30 Обед, уборка личной посуды Обед обязателен особенно для первоклассников, питающихся в школе перекусами. Восстановит потраченную энергию сбалансированное меню, что состоит из первого блюда (суп, юшка, бульон) и второго блюда (мясо, рыба с гарниром, овощи). Для хорошей работы мозга и желудочно-кишечного тракта, ребёнок должен выпивать за день оптимальное количество жидкости: вода, чай, сок, компот. Сладкие воды и лимонад приносят лишь вред.
14:00 Обеденный сон или отдых, просмотр мультфильмов, передач Недосыпание и непривычная нагрузка провоцирует у 75% школьников расстройства нервной системы. А практически половина первоклассников испытывают сильное утомление.
16:00 Пробуждение или возвращение домой.
16:00-16:15 Полдник Лёгкий фруктовый перекус пополнит витаминные запасы детского организма.
16:15 Общее чтение, выполнение развивающих заданий с мамой, во втором полугодии – подготовка уроков Уже с первого класса сводите свой родительский контроль к пассивной проверке, подсказкам и напутствиям. Активное участие при выполнении уроков будет сводить к минимуму самостоятельность школьника.
17:15 Прогулка на свежем воздухе, подвижные игры, совместный труд В это время уместно организовать посещение кружков и секций.
19:00 Ужин Последний приём пищи, который исключает жареную и жирную еду.

Если школьник пожелает перекусить непосредственно перед сном – самой щадящей едой станет стакан кефира или нежирного йогурта.

Переходя из садика в школу, у ребенка резко меняется распорядок дня и появляется дополнительная умственная нагрузка. Чтобы этот переход произошёл легко для ребенка, нужно четко распланировать часы учебы и отдыха. Весь день младшего школьника должен быть расписан буквально по часам и минутам, с обязательными перерывами на прогулку и свободную деятельность в виде игр. Так малышу будет легче втянуться в учебный процесс и адаптироваться к новым условиям.

Чтобы успеваемость ребенка в школе была максимальной, ему нужно обеспечить полноценный отдых и сон. У ребенка младших классов он должен составлять не менее 11 часов в сутки. Это полезно для поддержания иммунитета ребенка, поэтому ему рекомендуется дневной сон после школьных занятий.

Утренние сборы

Ребенку легче было привыкнуть к новому распорядку дня, если все действия будут четко запланированы по времени, и родители изо дня в день будут придерживаться примерно одинакового распорядка дня. Нагрузки в школе очень сильно влияют на нервную систему младшего школьника. Чтобы не перегружать ее еще больше и не затевать лишние споры дома, старайтесь создать сборы в школу максимально удобными и комфортными для сына или дочки.

  • Готовьте школьную форму с вечера и вешайте ее всегда на одно и то же место.
  • Сбор необходимых книжек и тетрадок для занятий тоже должен осуществляться с вечера.
  • Обязательно проводите утреннюю зарядку с ребенком, это поможет ему быстрей проснуться и зарядиться силами и энергией на весь день.
  • Завтракайте правильно. Потому что это самый важный прием пищи для младшего школьника, и он должен быть очень питательным и что немало важно, полезным. Например, каша с фруктами, сырники с творогом или бутерброд с твердым сыром станут залогом успешного дня в школе.

Отдых и свободное время

Каждый учебный день школьника обязательно должен содержать в себе время для отдыха, от 1 до 1,5 часов. Этот период лучше провести в спокойной обстановке. Если ребенок соглашается на дневной сон, то это идеальный вариант. Потому что отдыхать должен весь организм. В случае если дочка или сын считают себя уже достаточно взрослыми и не желают спать днем, то все равно лучше обеспечить спокойное времяпрепровождение без гаджетов, книжек и телевизора. Чтобы успели отдохнуть глаза и нервная система юного школьника.

Так же для младших школьников очень важно проводить свободное время на свежем воздухе. Причем полезны как активные спортивные игры, так и спокойные прогулки по парку. В этот момент головной мозг насыщается кислородом и юный ученик вновь готов к решению сложных задач и умственным нагрузкам.

Выполнение уроков

Переходя на новый режим дня, ребенку первое время тяжело перестроиться и привыкнуть к четкому выполнению домашних заданий каждый день. Отличной идеей станет расписание, нарисованное своими руками или специальная готовая таблица, заполненная от руки. Повесить ее нужно на видное место, чтобы ваш ребенок легко сам смог по ней сориентироваться. Так же немало важную роль играет домашнее рабочее место юного ученика. Ведь стола и стул должны быть удобными для школьника и соответствовать его росту. Только в таком случае, ему будет комфортно выполнять уроки, и он не будет уставать.

Подготовка домашних заданий, как правило, занимает у школьников начальных классов от 1 до 3 часов в день. За этот промежуток времени они должны успеть выполнить математические задачи, письменные задания по русскому языку и выучить устные предметы. Но только прежде чем приступать к ним, детям нужно как следует отдохнуть от занятий в школе. На это отводиться как минимум 2,5 часа.

Для наглядности обычного распорядка дня школьника младших классов, представим таблицу:

Для учеников 1 смены

Подъем 7.00
Умываемся и делаем зарядку 7-7.30
Завтрак 7.30-7.50
Дорога в школу 7.50-8.20
Уроки в школе 8.30-12.30
Дорога домой 12.30-13.00
Обед 13-13.30
Дневной сон или отдых 13.30-15.00
Прогулка на свежем воздухе 15.00-16.00
Полдник 16.00-16.15
Выполнение домашних заданий 16.15-18.30
Ужин 18.30-19.00
Свободное время (игры, чтение, секции) 19.00- 20.30
Подготовка к завтрашнему учебному дню и ко сну 20.30-21.00
Сон с 21.00

Для учеников 2 смены

Подъем 7.00
Зарядка, гигиенические процедуры 7.00-7.20
Завтрак 7.20-7.35
Выполнение домашних заданий 8.00-10.00
Свободное время (игры или прогулка) 10.00-11.00
Второй завтрак 11.00-11.30
Подготовка к школе 11.30-12.00
Обед 12.00-12.30
Дорога в школу 12.30 -13.00
Занятия в школе 13.00-18.00
Дорога домой 18.00-18.30
Ужин 18.30-19.00
Занятия по интересам (секция, чтение или подготовка домашних заданий на завтра) 19.30-20.00
Прогулка или спокойные игры 20.00-21.00
Подготовка ко сну 21.00-21.15
Сон с 21.15

Вторая смена: привыкаем к новому распорядку

Для некоторых родителей и их детей обучение в школе во вторую смену становится настоящим испытанием. Так как по всем правилам правильного распорядка дня, домашние задания в таком случае должны выполняться с утра. Но как показывает практика, именно в это время юным ученикам хочется подольше поспать, особенно если родители уже ушли на работу и никто не контролирует выполнение уроков.

В таком случае тоже нужно придерживаться режима смены труда и отдыха, чтобы придя со школы, ребенок успевал отвлечься от занятий. Но все-таки в вечернее время тоже придется немного поработать над домашним заданием и выполнить хотя бы ее часть. А какую именно решают родители. Потому что работающим мамам и папам удобнее всего решить с вечера более сложные примеры, а на утро оставить самые легкие, с которыми ребенок справится самостоятельно. А для тех кто, например, работает по свободному графику и находится дома в первой половине дня, проще учить все уроки с детьми именно в это время.

Научив школьника управлять своим временем, и грамотно относиться к своему распорядку дня, вы прививаете своему ребенку чувство ответственности и пунктуальности, что очень пригодиться ему в будущем.

Предельно важным для сохранения здоровья является правильная организация жизни человека. Для достижения благоприятных условий в деятельности организма человека необходимо, чтобы жизнь его подчинялась определенному ритму, то есть сон, отдых, труд, питание и пр. происходили в одно и то же время. При этом организм привыкает выполнять одну и ту же работу в определенное время, или, по выражению физиологов, вырабатывается динамический стереотип. Что очень важно для . Поэтому необходимо выработать правильный режим дня школьника .

Так, например, занятия в школе в определенные часы вызывают привычное возбуждение в участках коры головного мозга, чем достигается более плодотворная и интенсивная его работа . Привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению, а крепкий сон в течение 7-8 часов дает необходимый организму отдых.

Прием пищи по времени вызывает у человека аппетит, способствует выделению пищеварительных соков и более полному усвоению пищи .

Значение режима не ограничивается только физиологическими рамками: режим помогает более целесообразно использовать время, воспитывает чувство дисциплинированности и самоконтроля, вырабатывает привычку к порядку.

Что же такое режим дня школьника и каковы основные принципы его рационального построения?

Режим - последовательность различных видов деятельности и отдыха на протяжении суток. Режим дня повышает работоспособность, предохраняет организм от переутомления, способствует повышению успеваемости и укреплению здоровья . Режим дня устанавливается индивидуально, то есть для каждого в отдельности, с учетом возраста, состояния здоровья, занятий в школе.

Основными элементами режима дня для школьника являются занятия в школе, приготовление уроков, любимое занятие (чтение, рисование, музыка), общественная работа, помощь семье, прогулки, занятия физкультурой и спортом, закаливающие процедуры, туалет, приемы пищи, сон и др.

Составляя режим дня, надо учитывать основные режимные моменты и суметь правильно определить время для их выполнения.

Выполнение домашних заданий

Нельзя, например, приступать к выполнению домашних заданий тотчас по приходе домой из школы. Не успевший отдохнуть организм получает дополнительную нагрузку, работоспособность его понижается и на приготовление уроков затрачивается больше времени.

Как же правильно организовать приготовление домашних заданий? Сколько времени необходимо затратить для этого? В какое время дня их лучше готовить? Ответы на эти вопросы дают нам специальные исследования. Учащиеся первого класса должны тратить не более 1 часа времени на приготовление домашних заданий, учащиеся 2-го класса - не более 1,5 часов, 3-4-х классов - не более 2 часов, 5-7-х классов - не более 2,5 часов и учащиеся 8-11-х классов - не более 3 часов. Если готовить уроки дольше указанного времени, работа становится малоэффективной и может привести к переутомлению ученика. Во время приготовления домашних заданий, так же как и в школе, необходимо делать 10-минутные перерывы после 45 минут занятий.

Приготовление уроков целесообразно начинать с предметов средней трудности , а затем переходить к более трудному предмету. Такое положение объясняется тем, что в начале приготовления уроков, как и в начале любой умственной работы, у большинства людей работоспособность сравнительно невелика. Для достижения более высокой ее степени необходимо определенное время, в течение которого человек как бы «врабатывается». Если вы выработаете у себя привычку начинать приготовление уроков всегда в одно и то же время, то на достижение максимальной работоспособности времени будет затрачено значительно меньше.

Организация рабочего места

На качество приготовления домашних заданий влияет также правильная организация рабочего места , которое должно быть постоянным и удобным.

Учебники и тетради должны находиться на определенном месте, чтобы приступить к занятиям сразу, не отвлекаясь и не тратя времени на их поиски. Рабочее место может быть удобным только в том случае, если размеры стола и стула будут соответствовать росту школьника .

При этом нужно, чтобы туловище находилось в вертикальном положении, голова слегка была наклонена вперед (не более чем на 15°), ноги согнуты под прямым углом, подошвы всей поверхностью касались бы пола.

Стол для занятий лучше ставить так, чтобы естественный свет падал слева. При недостаточной освещенности необходимо включать искусственное освещение. Достаточная искусственная освещенность обеспечивается светом от настольной лампы под абажуром с электрической лампочкой мощностью в 40-50 ватт.

Занимающимся в первую смену уроки лучше готовить с 16 до 17 часов. Откладывать приготовление уроков на более поздние часы нерационально, так как во вторую половину дня работоспособность снижается, что ведет к увеличению времени, необходимого для выполнения домашних заданий. Занимающимся во вторую смену целесообразно готовить уроки между 9 и 12 часами. Соблюдение этих условий обеспечивает хорошее зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке правильной осанки .

Чтобы хорошо усвоить материал домашних заданий, необходим полноценный отдых перед их приготовлением. Если учащиеся, занимающиеся во вторую смену, достаточно отдыхают во время ночного сна, то учащимся первой смены после возвращения из школы необходим так называемый активный отдых, который включает в себя пребывание на свежем воздухе, подвижные игры и т. д.

Пребывание на свежем воздухе

Пребывание на свежем воздухе является одним из главных элементов режима дня школьника, оказывающим большое оздоравливающее влияние на организм.

Занимающиеся на открытом воздухе в течение всего года болеют реже простудными заболеваниями и у них наблюдается лучшее физическое развитие, чем у тех, кто не занимается физкультурой. Спорт оказывает особенно благоприятное влияние на здоровье человека, способствует укреплению его и легких, укреплению улучшению нервной деятельности организма. Общая продолжительность пребывания на свежем воздухе должна составлять не менее 3,5-4 часов для младших и не менее 2-2,5 часов для учащихся старших классов.

Это время лучше всего распределить равномерно в течение дня. Для учащихся младших классов, занимающихся в первую смену, целесообразно четырехразовое пребывание на свежем воздухе: утром, после завтрака и до начала занятий в школе - 30 минут; после окончания занятий - 50 минут - 1 час; после обеда перед приготовлением домашних заданий - 1- 1,5 часа и перед сном - 30 минут. Утренняя прогулка способствует быстрому включению в занятия на первом уроке; прогулка после занятий необходима для снятия утомления; прогулка после обеда обеспечивает более высокую работоспособность при выполнении домашних заданий, а 30-минутная прогулка перед сном способствует спокойному и глубокому сну.

Учащимся средних и старших классов необходимо бывать на свежем воздухе три раза в день; утром, после обеда и перед ужином.

Правильное питание

Следующим, очень важным компонентом режима дня, без рациональной организации которого невозможно правильно построить весь суточный режим, является полноценное и правильно организованное питание .

Ученые установили, что полноценное питание благоприятно влияет на умственные и физические способности человека, на повышение сопротивляемости человека к различным заболеваниям и неблагоприятным влияниям внешней среды.

Пища является основным источником энергии и строительным материалом, необходимым для роста и развития организма .

Есть надо в определенные часы 4-5 раз в день. Это способствует лучшему пищеварению.

Завтрак в школе необходим для учащихся всех классов: учащиеся, которые не завтракают во время большой перемены, скорее устают, они чаще жалуются на головную боль и усталость.

Ужинать следует не позднее чем за 1,5-2 часа до сна.

Важнейшими составными частями пищи являются белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода и др.

Отдых

Одним из важнейших моментов режима дня является отдых . Организм человека нуждается не только в кратковременном отдыхе во время занятий и в пребывании на свежем воздухе, но и в отдыхе более длительном, полностью восстанавливающем работоспособность нервной системы и всего организма в целом. Наилучшим видом такого отдыха является сон . Гигиеническую полноценность сна определяют три основных качества: продолжительность, периодичность и глубина . Дети в зависимости от возраста нуждаются в различной продолжительности сна.

В возрасте 7 лет спать надо не менее 12 часов; 8-9 лет - 10-11 часов; 10-12 лет - 10 часов; 13-15 лет - 9 часов; 16 лет-8 - 8,5 часов. Физически ослабленные, быстро утомляющиеся дети нуждаются в более длительном сне. Им рекомендуется дополнительный дневной сон в течение часа.

Чтобы сон был крепким, ложиться спать и вставать надо в одно и то же время ; в последние часы перед сном не следует играть в шумные игры, спорить. Перед сном необходимо проветрить комнату. Важно соблюдать правила личной гигиены. Перед сном надо умыться, вымыть ноги. Постель должна быть удобной, чистой и не слишком мягкой.

Ты, наверняка, не раз замечал, что твоё время бежит с такой страшной скоростью, что ты даже оглянуться не успел, как пора спать. А ведь ты не сделал даже и половины того, что запланировал на этот день. Почему же так получается? А все дело в том, что ты не умеешь ценить время и планировать его. Итак, поговорим о том, что собой представляет режим дня ученика , а также дадим советы, как его составить и соблюдать.

Расписание дня для школьника

Встречаются два друга и один из них говорит другому:

Ты знаешь, я начинаю соблюдать режим дня с послезавтра.

А почему не завтра?

Потому что завтра по телевизору классный боевик.

Серёжа и Юра - друзья, про которых говорят «не разлей вода». Всё у них вроде бы хорошо: из-за пустяков не ссорятся, не дерутся, вместе посещают плавательный бассейн и участвуют в соревнованиях, но иногда Серёжа обижается на Юру. Как ни зайдёт Сережа за Юрой в школу, а Юра ещё не готов, только завтракать садится, да ещё по­том 20 минут школьную сумку собирает, а потом 10 минут одевается и в итоге получается, что Серёжа из-за Юры опаздывает в школу. Од­нажды у мальчиков должны были состояться соревнования в бассейне, Юра с Серёжей целый месяц тренировались и тщательно готовились к этому ответственному соревнованию: с вышки прыгали, плавали на дальние дистанции, и вот, наконец-то, настал этот волнующий день. Серёжа встал пораньше, сделал утреннюю разминку, позавтракал и от­правился за Юрой. А Юра только с постели поднялся…

Юра, до соревнований осталось 30 минут, нам нужно успеть одеться и приготовить всё необходимое, а ты как всегда копаешься, опять мы опоздаем из-за тебя. Ну почему ты вечно ничего не успева­ешь? - отчаянно выпалил рассердившийся на Юру Серёжа.

Юра чувствовал себя очень виноватым перед Серёжей, он так хо­тел пораньше встать, но почему-то у него опять ничего не получилось.

А почему ты всё успеваешь делать: и с собакой гулять, и на тре­нировку ходить, да ещё время остаётся на игры, а я ничего не успе­ваю? - обратился Юра к Серёже.

А ты соблюдаешь режим дня?

Нет, - опустив голову, проговорил Юра, - а как это, соблю­дать режим?

Побыстрее одевайся и побежали на соревнования, а после них я тебе всё подробно расскажу.

После соревнований мальчики возбуждённо обсуждали показа­тельные выступления и остались очень довольны своими результатами.

Серёжа, а ты мне обещал рассказать о режиме дня, - напом­нил другу Юра.

Пойдём ко мне домой, и я тебе всё расскажу.

Как только Юра вошел в комнату к Серёже, то первое, что он уви­дел, был большой разлинованный листок с расписанием, прикреплен­ный на стене.

Вот моё расписание, - показывая на этот листок, сказал Серё­жа и стал подробно рассказывать его Юре.

Пример режима дня ученика. Расписание Серёжи

Я встаю в 6.30 утра по звонку будильника. Раньше, когда у меня не было смартфона, я просил маму или старшую сестру поставить нужное мне время на часах-будильнике. Но теперь у меня есть смартфон, и я использую в нём функцию будильника.

Потом я открываю форточку, чтобы хорошенько проветрилась комната, и сам убираю постель. На всё это уходит у меня 2-3 минутки.

Затем я приступаю к утренней гимнастике, на которую я трачу не больше 15 минут. После гимнастики я чувствую себя бодрым и энер­гичным.

Потом я иду гулять . Мы бегаем с ней минут 15-20, по­сле чего довольные возвращаемся домой.

После прогулки с собакой я иду в ванную комнату, умываюсь, де­лаю обтирание холодной водой, а в жаркую погоду даже обливаюсь хо­лодной водой. Потом я тщательно чищу зубы и причёсываюсь.

В 7.30 мама зовёт меня завтракать. Я съедаю полную тарелку гер­кулесовой каши, бутерброд и выпиваю стакан какао или чая.

После завтрака иду в школу. Школьную одежду я приготавливаю с вечера: чищу обувь, если это необходимо, сам глажу себе брюки. Обязательно смотрю, чистая ли у меня рубашка, свежий ли джемпер. В школу я всегда хожу в чистых брюках. Я не люблю, когда они мя­тые и пыльные.

Школьные занятия начинаются с 8.30, но я выхожу пораньше, чтобы не спеша дойти до школы, посмотреть, как постепенно просыпается весь город.

Занятия в школе у нас заканчиваются в 12.40. После школы я иду домой, не торопясь, чтобы ещё полчасика погулять.

Дома я переодеваюсь в домашнюю одежду, обедаю примерно в 13.30, полчасика отдыхаю и иду на тренировку.

Тренировка заканчивается в 17 часов. Когда у меня нет трениров­ки, то я занимаюсь разными домашними делами: прибираюсь, иду в магазин, помогаю родителям или присматриваю за младшим братиш­кой. Обязательно ещё раз выгуливаю собаку, ведь ей нужно сходить в туалет, а также размяться на просторе.

В 18 часов я выпиваю стакан кефира или компота с бутерб­родом и принимаюсь за уроки.

Для уроков у меня отведено два-три часа, иногда я успеваю сде­лать уроки быстрее, тогда до ужина я гуляю или читаю свою любимую книгу, играю в компьютер.

В 8 часов вечера мы всей семьёй собираемся за столом, ужинаем и обсуждаем новости прошедшего дня.

С 9 часов я готовлюсь ко сну: умываюсь, чищу зубы, принимаю душ. , чтобы утром не торопить­ся. Обязательно готовлю одежду на завтра, если это необходимо.

Вот и у тебя должен быть примерно такой режим дня.

Как это так можно приучить себя есть, делать уроки и ложить­ся спать в определённое время? - удивлённо спросил Юра.

Во-первых, приучить себя к режиму не так уж и трудно, всё, что для этого тебе нужно, - это просто набраться терпения, а во-вто­рых, приём пищи в определённое время способствует её хорошему ус­воению. А приготовление уроков в одно и то же время помогает быст­рее и лучше их выполнять, ну а привычка ложиться спать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и глубокому сну, - отве­тил другу Серёжа.

С сегодняшнего дня я буду делать всё так же, как и ты, - с ра­достью сказал Юра.

Как правильно распоряжаться временем

Давай оставим ненадолго наших героев и поговорим с тобой о тво­ём распорядке. Соблюдаешь ли ты режим дня, как Серёжа, или попро­сту тратишь время?

Ты, наверное, знаешь, что в сутках 24 часа. Придуманы сутки во­все не людьми, а природой. Кажется, что 24 часа - это так много! Сколько дел можно переделать за это время! Но на самом деле многие ребята неправильно распоряжаются своим временем и в итоге ничего не успевают сделать, как наш герой Юра. А вот Серёжа времени да­ром не теряет, всё у него расписано до мельчайших минуточек, и по­этому он и необходимые дела успевает сделать, да ещё и на отдых вре­мя остаётся.

Без режима твоя жизнь будет бессистемной. Ты ничего не будешь успевать. А если тебе захочется сделать всё быстро, то ты будешь толь­ко торопиться. И толку из этой спешки не получится. Как же можно всё успеть сделать за день? А очень просто.

Как можно разумно распорядиться своим временем и успеть сде­лать как можно больше? Почитать, пообщаться с друзьями, сделать уроки, поиграть в футбол и подготовиться к урокам на завтрашний день… Всё это можно успеть лишь при одном небольшом условии, ко­торое, как ты уже догадался, называется режим дня. Не думай, пожа­луйста, что это так скучно и неприятно - жить по расписанию. Наобо­рот, правильно спланированное время даст тебе возможность чувствовать себя всегда энергичным, здоровым и бодрым.

Ты можешь придерживаться того режима, который использует Се­рёжа, а можешь составить и свой режим дня. Если ты боишься, что са­мостоятельно не справишься с этим, то мы с огромной радостью гото­вы предложить тебе нашу помощь.

Как составить режим дня школьника. Примерная схема (образец)

    Пробуждение и подъём - 7.00.

Вставать лучше сразу, как проснёшься, а не нежиться подолгу в постели, а то вставать тебе будет ещё трудней.

    Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры (обливание во­дой и обтирание жёстким полотенцем) - 7.15.

Если ты никогда не делал по утрам зарядки, то немедленно начни заниматься ею. Утренняя зарядка займёт у тебя не так уж и много вре­мени, зато поможет отойти ото сна, и ты приобретёшь бодрость и ра­бочее настроение.

    Уборка постели - 7.25.

Приучайся убирать свою постель сразу, а не оставлять на потом! Только представь, что твои друзья решили зайти к тебе сразу после школы. А о том, что у тебя в комнате неубранная постель, ты вспомнил только в тот момент, когда твои товарищи стояли на пороге твоей ком­наты. Неудобно…

    Умывание, чистка зубов - 7.30.

Для этого пункта, мы думаем, комментарии не нужны. О том, что по утрам нужно умываться и чистить зубы, ты знаешь.

    Завтрак - 7.35.

Завтракать утром нужно обязательно. Не зря существует золотое правило: «Завтрак съешь сам». А то некоторые ребята ограничиваются по утрам лишь одним стаканом чая или вообще отказываются от завт­рака, и в результате во время уроков появляется головная боль, сла­бость и снижается внимание.

    Дорога в школу - 7.45 - 8.15.

Серёжа правильно делает, выходя из дома пораньше, чтобы про­гуляться перед школой. Свежий воздух очень полезен для головного мозга, усиливает внимание и придаёт бодрость.

    Пребывание в школе (второй завтрак - на большой перемене) - (8.3 0— 12.00 ).

    В некоторые дни в твоём школьном расписании может быть на один урок больше, и тогда твой распорядок дня сдвигается на 40-50 минут (в этом случае свободного времени у тебя будет меньше). Но ложиться спать в любом случае надо вовремя.

Рабочий день в школе спланирован с учётом твоего возраста. 40-минутные уроки, на которых ты заметно устаёшь, чередуются с ве­сёлыми переменками, на которых можно отдохнуть. Но не слишком увлекайся беготнёй по школьному коридору с одноклассниками и все­возможными играми во время большой перемены, а успевай позавтра­кать. Твой организм успел проголодаться, так как с момента первого завтрака прошло 3-4 часа.

    Дорога из школы домой - 12.00 - 12.30.

    Обед — 12.30-13.00.

После школьных уроков тебе просто необходимо хорошенько под­крепиться. Твой обед должен состоять обязательно из первого горяче­го блюда (борща, супа или ухи), второго и компота.

    Послеобеденный отдых - 13.00-13.30.

Ты можешь распорядиться этим временем так, как пожелаешь: по­гулять на улице, почитать любимую книжку или поиграть в какую-ни­будь игру. Ты также можешь использовать это время на уборку своей комнаты или помощь маме.

    Выполнение домашнего задания - 13.30-16.00.

Если тебе задали очень много уроков, то ты можешь использо­вать чуть больше времени, или, наоборот, если задание было не слишком трудным, и ты быстро справился с ним, то можешь закон­чить и раньше.

    Полдник - 16.00 - 16.20.

    Свободное время - 16.20-20.00.

    Ужин - 20.00 - 20.30.

    Приготовление школьной одежды, сумки и т. д. -20.30 - 21.00.

Все и одежду ты должен приготовить заранее, вечером, чтобы утром не торопиться.

    Вечерний туалет - 21.00 - 22.00.

В это время ты должен подготовиться ко сну: умыться (принять душ) тщательно почистить зубы и разобрать постель. Не забудь перед сном проветрить комнату, тогда твой сон будет крепче.

Но ни в коем случае не позже ! Перед школой тебе необходимо хо­рошенько выспаться, а полноценный здоровый сон должен быть не ме­нее 9 часов.

Это было расписание буднего дня школьника и оно является оптимальным для ученика начальной школы (1-2-3-4 классов), то есть 6-7-8-9-10 лет.

Необходимость соблюдения режима дня

Конечно, не обязательно точно придерживаться именно вышеуказанного рас­порядка. Если ты ходишь в спортивную секцию или посещаешь какой- нибудь кружок, музыкальную школу или в строго определённое время забираешь младшего братишку или сестрёнку из садика, то можешь включить в свой распорядок эти или какие-нибудь другие, важные для тебя дела.

Сначала тебе придётся не так уж и легко вставать, есть в опреде­лённое время и , но если ты приложишь немало усилий, то вскоре войдёшь в железный ритм, привыкнешь к режиму, и всё у тебя будет получаться.

А что же стало с Юрой и Серёжей потом? Ты, наверное, уже до­гадался, что история эта закончилась хорошо. Юра не был больше та­ким копушей, как раньше, на стене у него висит разлинованный лист с распорядком дня, который помог ему составить Серёжа. Юра чётко выполняет все пункты режима дня и всё успевает.

А знаешь ли ты, что соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья, так как повышает защитные силы организма (иммунитет) и сопротивляемость к различным болезням? Это доказанный факт. Когда ты добьёшься твёрдого выполнения расписания дня, то будешь не только успевать сделать за один день много разных дел, но и станешь здо­ровым, сильным и ловким. Успеха тебе!

Добавить в закладки .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: