Валентин гафт рассказал о своем внебрачном сыне из бразилии. Гафт Валентин: Биография и личная жизнь В мире кинематографа

Детские годы Валентина Гафта

Советский актер театра и кино Валентин Гафт родился 2 сентября 1935 года в Москве. Его детские годы прошли на улице Матросская Тишина, на которой располагались самые разные по духу учреждения. Напротив дома семьи Гафтов располагалась психиатрическая лечебница, немного левее - студенческое общежитие и рынок, правее - тюрьма. Как говорил сам Гафт: "Весь мир в миниатюре". Отец Иосиф Рувимович (1907-1969) был адвокатом в Юридической консультации на Ленинградском проспекте. Участник Великой Отечественной войны он был гордым и волевым человеком. Мама, Гита Давыдовна (1908-1993), была домохозяйкой. Именно она привила сыну любовь к порядку и организованность.

Роковой день 21 июня 1941 года навсегда остался в памяти Вали. Ведь именно в тот день он с родителями должен был отправиться на Украину, в город Прилуки. Повинуясь стечению обстоятельств, родители поменяли билеты на 22 июня. На следующий день маленький Валя вместе со всей страной услышал выступление Молотова по радио. Началась Великая Отечественная Война. Проводы отца, а следом и двоюродного брата запомнились Валентину на всю жизнь.

Начало театральной карьеры Валентина Гафта

Первый раз Гафт посетил детский театр в четвертом классе. Шла пьеса Сергея Михалкова "Особое задание". Первое время он думал, что все происходящее на сцене, это реальность. Желание самому попробовать себя в роли актера пришло немного позже. В школьной самодеятельности ему приходилось играть женщин и девушек, потому что в школе учились одни мальчишки.


В связи с тем, что театром Валентин Гафт увлекся еще будучи школьником, после выпускных экзаменов он направился в Школу-студию МХАТ. Поступить с первого раза ему помог Сергей Дмитриевич Столяров. Дело происходило так. За несколько дней до экзамена, Валентин Иосифович направлялся через парк «Сокольники» домой.

Внезапно на своем пути он увидел степенно вышагивающего человека. Гафт сразу узнал в нем своего любимого актера - Столярова. Не решаясь упустить такой шанс, он решил попросить совета у известного человека. Осмелившись, он подошел к Столярову и сказал: "Извините меня, пожалуйста, но я поступаю в Школу-студию МХАТ и очень волнуюсь. Не могли бы вы меня послушать?"


В первую минуту знаменитый актер оторопел, но потом взял себя в руки и сказал: «Послушать я вас могу. Но только не здесь». «Где же», - осмелился Гафт. «У меня дома. Приходите ко мне завтра, предварительно позвонив», - и Столяров написал на клочке бумаги номер своего домашнего телефона. Советы Сергея Дмитриевича не прошли даром. МХАТ принял его с первой попытки. На курсе вместе с ним учились Олег Табаков , Евгений Урбанский, Игорь Кваша , Майя Менглет, Михаил Козаков .

Дебют в кино состоялся в бессловесной роли в фильме «Убийство на улице Данте». Почти в это же время Гафт играл в эпизодической роли в романтической драме «Поэт». Реакция родителей на артистическую деятельность сына была своеобразная. Во время учебы в школе-студии МХАТ отец не раз спрашивал его: «Ну, какой ты артист? Вот, Миша Козаков, - у него и бабочка есть и костюм, а ты что? Вот каким должен быть артист!»

Реакция Гиты Давыдовны была поистине материнской. Увидев его в спектакле "Женитьба Фигаро", она сказала: «Валя, ну какой же ты худой!».


Работа в театре

В 1957 году Валентин окончил Школу-студию МХАТ. Его долго не брали на работу. Знаменитый чтец Дмитрий Журавлев не смог остаться равнодушным к судьбе молодого артиста и помог ему устроиться в театр имени Моссовета. Гафт проработал там около года и ушел из-за того, что роли, которые предлагали играть, ему не нравились.


Некоторое время спустя Эраст Гарин предложил работу в Театре сатиры. И здесь Валентин Гафт не смог долго продержаться, его выгнали, но на этом общая история Театра сатиры и Гафта не закончилась. Несколько лет спустя, он сыграл на этой сцене одну из своих лучших ролей - графа Альмавива в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Эту роль впоследствии играл Александр Ширвиндт .

Несколько лет Гафт посвятил работе в театре на Малой Бронной, потом новый виток и переход к А. А. Гончарову в театр на улице Спартаковской. 1964 год стал новой страницей в жизни Валентина Гафта. В этот год он пришел в театр имени Ленинского Комсомола к Анатолию Васильевичу Эфросу. Здесь актер впервые по-настоящему раскрылся, появились интересные творческие работы, лучшие спектакли этого театра стали театральной классикой.


В 1969 году Олег Ефремов приглашает его в театр "Современник". Он стал его родным домом. Многими ролями он обязан режиссеру театра Галине Волчек . Здесь он сыграл свои лучшие роли: Лопатин в «Из записок Лопатина», Глумов из «Балалайкин и К», Горелов из «Спешите делать добро», Джордж из «Кто боится Вирджинии Вулф?».

Нелегкая дорога в кино

Кино долгие годы не принимало Гафта, ему предлагали лишь эпизодические или маловыразительные роли. До конца 60-х у его не было ярких, запоминающихся ролей на киноэкране. Валентин Гафт осознавал это и говорил, что кино его не баловало. В большей степени он объяснял это своей нерусской внешностью. На тот момент советский киногерой имел немного другой образ.


Прошли годы и у Валентина Гафта стали появляться первые серьезные роли. В 70-х годах это была роль Стюарта в политической драме "Ночь на 14 апреля". В 1975 году он отметился в роли Лопатина в телепостановке спектакля "Из записок Лопатина". Незабываемая роль Брассета в комедии "Здравствуйте, я ваша тетя".

Сотрудничество с Рязановым

Настоящее признание Валентин Гафт получил после сотрудничества с Эльдаром Рязановым . Все роли, сыгранные под руководством этого знаменитого режиссера были лучшими в биографии актера.

Председатель гаражно-строительного кооператива Сидоркин, отец-командир, бюрократ и служака из Министерства свободного времени, вожак бомжей по кличке "Президент" - все эти роли были сыграны одним человеком - Валентином Иосифовичем Гафтом.

Личная жизнь

За свою жизнь Гафт был женат несколько раз. В браке с Инной Елисеевой у него родилась дочь Ольга, но в начале 80-х супруги разошлись. В настоящее время Гафт находится в браке с актрисой Ольгой Остроумовой . Впервые актеры увидели друг друга на съемках фильма «Гараж», но оформить отношения смогли только в 1993 году. На момент встречи оба были несвободны.


Особое место в жизни актера всегда занимали дети. После развода с Инной Елисеевой, его дочь Ольга сменила фамилию и осталась жить с матерью, сохранив теплые отношения с отцом. Никто из окружающих не мог предупредить трагедии, которая оборвала жизнь Ольги. Несчастная девушка решила покончить с собой, обвинив в случившемся родную мать. Инна Елисеева прожила больше, чем дочь лишь на несколько месяцев и 31 января 2003 года скончалась от рака желудка. Эти несчастья способствовали тому, что Валентин Гафт стал замкнутым и целый год отказывался давать интервью.


Пережить трагедию помогла поддержка Ольги Остроумовой и ее сына Миши, которого Гафт воспитывает с десятилетнего возраста.

Валентин Гафт сейчас

Валентин Иосифович продолжает служить в театре, записывает аудиоспектакли, и пишет остроумные эпиграммы. Подтолкнул его к сочинительству Олег Ефремов. Изначально Гафт хотел иронизировать над собой, но порой получалось задеть других людей.

Эпиграммы Гафта все чаще встречаются в интернете. Среди них бывают и ироничные такие, как, например, посвященная Армену Джигарханяну :
Гораздо меньше на земле армян,
Чем фильмов, где сыграл Джигарханян.

Валентин Гафт. Эпиграммы

Валентин Гафт - яркий и неординарный актер, талантливый поэт, родился в Москве 02.09.1935 года.

Детство

Ему повезло появиться на свет в обеспеченной семье. Отец работал прокурором, мать была домохозяйкой. Она не имела хорошего образования, но была женщиной достаточно эрудированной, много читала, очень увлекалась театром, могла поддержать разговор практически на любую тему.

Домашним хозяйством в семья Гафтов занималась приходящая домработница. Мать же все свое внимание могла сосредоточить на сыне и муже. Она считала себя совершенно счастливой женщиной, так как, выросшая в многодетной деревенской семье, она имела свой собственный дом, жила в комфорте и достатке.

Но своих корней мать не стыдилась. Более того, они с маленьким Валей часто ездили погостить в деревню, где дед работал извозчиком. Мальчику там нравилось. Это было словно путешествие в другой мир, где пахло скошенной травой и сеном, а животные доверчиво подставляли спинки и лизали ему руки.

В детстве

Но вот началась война, и добрая сказка сменилась страшной. Отец и двоюродный брат, которому уже исполнилось целых 19, с первых же дней ушли на фронт. А они с матерью остались в Москве. На всю жизнь запомнил Валентин сырой запах бомбоубежища и всепоглощающий страх от ночных налетов.

В 1944 отец, весь израненный, снова оказался в Москве, к величайшей радости жены и сына. Он еще долго лежал в госпитале, потихоньку оправляясь от полученных ран. Война откатывалась все дальше. И вот наконец-то голос Левитана объявил, что все закончилось, и снова наступило мирное время.

Жизнь постепенно налаживалась. Валентин ходил в кино, слушал с друзьями патефонные пластинки и летом гонял во дворе в футбол. Он легко увлекался, но так же быстро остывал. В подростковом возрасте он вдруг захотел стать пианистом. Но, пока они с мамой выбирали подходящий инструмент, Валик успел перегореть этой идеей.

К учебе у него тоже не было особого интереса. А поскольку родители воспитывали единственного сына без особой строгости, в старших классах он нахватал столько плохих оценок, что о поступлении в престижный вуз можно было и не мечтать. Вот тогда у Гафта и появилась впервые идея стать артистом.

Будучи фанатом кино и очень далеким от театрального мира, он представлял себе работу актера самой легкой, какая только может быть. Вышел на сцену, сказал несколько фраз - и все. Но, прослышав от приятелей, что конкурсы в театральные могут доходить до 30 человек на место, он решил перестраховаться и записался в школьную самодеятельность.

Надо отметить, что в те годы мальчиков и девочек учили отдельно. Так что спектакли выглядели порой очень забавно, поскольку парням приходилось играть и женские роли тоже. Например, самому Гафту как-то досталась роль невесты в постановке «Предложение» по Чехову.

Карьера

Вздохнув с огромным облегчением по поводу того, что долгожданный аттестат наконец-то оказался в его руках, Гафт сразу же отнес документы в школу-студию МХАТ. Сам не осознав как, он одолел первый тур конкурса. Но о том, что ему придется в лицах читать басню, Гафт думал просто с ужасом. Он вспоминает, как набрался смелости и попросил о помощи встретившегося ему в коридорах училища Сергея Столярова. И тот не отказался ему помочь. Так Гафт все-таки стал студентом.

С первых же дней он сдружился со старшекурсниками Михаилом Козаковым и Игорем Квашей, которые здорово помогали советами на первых порах. Но какие-то внутренние комплексы долгое время мешали ему полностью раскрыться. Он страшно робел, когда видел рядом с собой живых кумиров. И, впервые попав на съемочную площадку, он так растерялся, что так и не смог произнести нужные слова.

Поначалу театральная карьера Гафта складывалась очень трудно. Попав по распределению в театр Моссовета, он очень быстро вылетел оттуда, не понравившись руководству. Затем была попытка дебютировать на сцене Театра Сатиры. Но и она обернулась полным провалом. Он перепутал актрис, завалил декорации и был одним сплошным недоразумением.

Сменив за несколько лет еще три труппы, Гафт волею судьбы оказался в театре Ленинского Комсомола, куда его принял лично великий режиссер Анатолий Эфрос. Именно он разглядел огромный потенциал молодого актера и помог ему полностью раскрыть свой талант и избавиться от комплексов.

А в 1969 его, уже блестящего и востребованного актера, переманил к себе в Современник Олег Ефремов. Не последнюю роль в этом переходе сыграло и то, что там уже давно работали его друзья-сокурсники Игорь Кваша и , ставшая к тому времени режиссером. Она давала Гафту интересные и яркие роли, еще больше раскрывая его талант.

Карьера в кино, начавшаяся с полного провала, тоже складывалась довольно сложно. Хотя, начиная с 1965 года, его регулярно приглашали сниматься, роли ему доставались обычно совсем незначительные, так что зрители долгое время не могли запомнить его даже в лицо.

Первым ярким выходом на экран стала комедийная роль дворецкого в гениальной ленте «Здравствуйте, я ваша тетя!». В том же году он дебютировал в главной, сыграв Лопатина в фильме на производственную тематику «Из записок Лопатина». После этого режиссеры начали относиться к артисту по другому, и на него даже обратил внимание гений советской комедии Эльдар Рязанов.

Именно Рязанов оценил многогранность и тонкое чувство юмора Гафта. Их первой совместной работой стал фильм «Гараж», где Валентин сыграл председателя гаражного кооператива. Умело подобранная плеяда звездных актеров сделала фильм с довольно посредственным сценарием классикой советского кинематографа. А Гафта, наконец-то узнали и полюбили зрители.

В 1980 Гафт получает новое предложения от Рязанова, которое принимает с огромным удовольствием. Ему достается роль командира гусарского полка в музыкальной комедии «О бедном гусаре замолчите слово». Таким образом актер постепенно переходит в разряд узнаваемых и востребованных.

Закрепил успех еще один музыкальный фильм «Чародеи», снятый по роману братьев Стругацких, где Гафту достается одна из главных ролей - заместителя директора Сатанеева. Всего же в фильмографии артиста на сегодняшний день уже около сотни больших и маленьких работ.

Личная жизнь

Первой любовью будущего артиста, в которой он тогда так и не признался, стала соседская девочка Дина. Уже тогда, в юные годы, он понял, что состояние влюбленности вдохновляет, окрыляет, рождает желание быть лучшим и совершать подвиги. Возможно, поэтому ему было трудно оставаться долгое время с одной женщиной.

Но первыми серьезными отношениями стал роман с манекенщицей Аленой Изоргиной, которая вскоре стала его женой. Бытовые условия были просто ужасными. Они жили вместе с матерью Алены в тесной полутемной квартирке на первом этаже. Алена безумно любила животных и постоянно тащила их в дом. Поэтому соседями Гафта по квартире были также кошки, собаки, голуби, и, конечно же, клопы и тараканы.

При этом Алена регулярно выезжала за границу, а Гафт все больше времени проводил в театра и на съемках. Оба они периодически имели увлечения на стороне. Брак продержался ровно до тех пор, пока Алена не встретила свою новую любовь - известного киноведа Даля Орлова. Она попросила развод и Гафт не стал мешать ее счастью.

Второй женой Гафта стала очень красивая и обеспеченная женщина Инна Елисеева, дочь сталинского лауреата. Она могла себе позволить вполне роскошно жить на отцовские деньги, нигде не работая, и раскатывала по Москве на собственных «Жигулях». Но тесть с самого начала принял Валентина в штыки, и даже когда у супругов родилась дочь, его отношение не изменилось. Он считал Гафта бездельником, который не может прокормить семью. В один прекрасный день ему это надоело, и он ушел навсегда.

С дочерью Гафт продолжал поддерживать отношения, но она покончила с собой в 2002 году, будучи еще совсем молодой. Смерти девушки предшествовало неудачное поступление в театральное. Она мечтала тоже стать актрисой, но не обладала для этого достаточным талантом. Не помогло даже то, что с ней занимался отец и его новая жена. Последней каплей стала несчастная любовь и постоянная критика со стороны матери.

Семейное счастье Валентин Гафт обрел только в зрелом возрасте, когда его третьей супругой стала Ольга Остроумова. Впервые судьба свела их на съемках комедии Рязанова «Гараж», но тогда артист лишь только отметил для себя ее утонченную красоту и женственность. Ольга была замужем, и сам Гафт тоже не свободен.

С женой Ольгой

Но много лет спустя во время просмотра одной из телепередач, он понял, что Ольга осталась одна. С тех пор он начал искать с ней встреч и даже сам организовал одну из них. Но, будучи оба разочарованы предыдущими отношениями, они с опаской относились к новым. Поэтому расписались только через несколько лет после начала их романа.

Валентин Гафт. Когда же я могла увидеть его впервые? Столько фильмов снято с участием этого актера, что вычислить этот момент даже приблизительно просто невозможно. У меня такое чувство, что в половине советских фильмах присутствует Валентин Гафт и вписывается он в них настолько органично, что никогда невозможно сказать, что этого артиста может быть много. Я всегда считала Валентина Гафта красивым, и неудивительно, что в реальной жизни он оказался ловеласом, хотя его третья жена Ольга Остроумова считает, что ее Валик практически однолюб, по крайней мере, стал таковым, когда после шестидесяти лет встретил, прожившую полвека в любовных страданиях Оленьку. А что же было до? Очень много женщин!

На этом фото Елена Дмитриевна Изергина – первая жена Валентина Гафта, по профессии она была манекенщицей, хоть и имела высшее актерское образование. Жили Валентин и Елена в коммуналке, в очень непростых условиях, да еще и с родителями жены, кроме того, Изергина очень любила фауну, а потому постоянно подбирала на улице бездомных животных и даже раненых птиц. Быт был абсолютно неустроен, антисанитария и теснота. Елена не любила и не хотела мыть полы, животные гадили по всем углам, роняли перья и шерсть, но Гафт любил свою жену и был счастлив сливаться с нею в объятиях под гавканье собак и мяуканье кошек, но к сожалению другие женщины его тоже манили, тем более что жена постоянно пропадала в заграничных поездках.

Елена Изергина на этом фото справа.

На фото первая жена Валентина Гафта со своим вторым мужем, дочерью, зятем и внуком.

Елена Изергина вскоре полюбила другого, ей надоел тот факт, что муж ей изменяет, и посему она ушла к менее ветреному мужчине, с которым и произвела на свет дочку Олю. Некоторые источники утверждают, что эта девочка была рождена от Гафта, но это не так, ее отцом является другой человек.

Второй женой Валентина Гафта стала домохозяйка Инна Елесеева, и хотя даже в википедии пишут, что она была по профессии балериной, сам Валентин Гафт утверждает, что это было не так. У Елисеевой и Гафта родилась дочь Ольга, но так как вторая жена была очень ревнива и имела весьма дурной характер, Валентин Гафт оставил ее. Когда покинул я так и не поняла, у него у самого несколько версий. Похоже на то, что оставлял, но постоянно к ней возвращался, жить то ему было негде. По крайней мере на премьере «Ночных забав» в 1991 году они еще были вместе и за постельную сцену с Ириной Алферовой Валентин Гафт прилюдно получил по лицу, после чего в очередной раз бросил жену. Когда в 60 лет Гафт начал встречаться с Остроумовой, он уходил на свидания с нею втихаря, дабы его в окно не увидела ревнивая жена, не то чтобы он ей изменял, он уже наверняка практически и не спал с нею, но просто не хотел лишний раз ворошить осиное гнездо. Вскоре Остроумова забрала к себе Гафта, потом подсуетилась с общей квартирой и в результате народный артист наконец-то обрел истинный семейный очаг, Ольга Остроумова была именно той женщиной, которая приютила и обогрела неприкаянного артиста. Известен тот факт, что у Валентина Гафта непростой характер, но и Ольга Остроумова далеко не ангел, а потому супруги очень часто ведут перепалки, ссорятся, и общаются на повышенных тонах, поговаривают, что Ольга даже может стукнуть мужа, когда тот особо начинает выводить ее из себя. Что уж говорить, если Валентин Гафт совершенно неприспособленный к быту человек, но зато великая творческая единица, а его жена этот факт безусловно ценит.

В 2002 году покончила самоубийством жизнь единственная дочь Валентина Гафта, 67-летний актер очень тяжело перенес эту трагедию, он всерьез и надолго загремел в больницу. Позже Гафт публично признался в том факте, что беды можно было бы избежать, если бы он более чутко и трепетно относился к проблемам дочери. Причиной самоубийства стало систематическое издевательство матери над Ольгой, свою неудовлетворенность жизнью она вымещала на ней. Ольге было около тридцати лет, когда она ушла из жизни. Существует предсмертная записка, написана она с самоиронией, красиво, трогательно, даже с юмором. Перед смертью дочь Гафта поцеловала штаны любимого, сушащиеся в ванной, а потом съела мороженое, дабы получить хоть какое-то удовольствие от опостылевшей ей жизни. Это была не первая попытка, склонность к суицидам у Оли была. Возлюбленному Ольги Гафт было около 60 лет, он был музыкантом, подыгрывал ей в любви, не бросал ее, так как знал, что он последняя ниточка, держащая ее в этом мире. Ольга Гафт хотела стать актрисой, но отец не стал ей помогать поступать в театральный вуз, он посчитал, что его ребенок недостаточно талантлив, потом актер корил себя за это, думая, что судьба его единственной дочери могла бы сложиться иначе, пойди б она по его стопам.

Уже когда актеру было около 80 лет, широкая общественность узнала, что у Валентина Гафта есть сын! Парень был рожден в 1971 году, зовут его Вадим Наумов, он живет в Бразилии, куда, будучи трехлетним ребенком, эмигрировал вместе со своей матерью. С Еленой Наумовой Гафт куролесил, когда ему было 36 лет, он еще не был мегапопулярен, в кино у него были эпизодические роли, но зато актер блистал в спектаклях театра «Современник».

30-летняя художница Елена влюбилась мгновенно и чувство это пронесла сквозь годы. Ну а Гафт, как оказалось, впоследствии, одновременно крутил несколько романов. Елена Наумова утверждает, что Валентин Гафт был пылким и страстным, но когда узнал, что его пассия беременна, изменился в лице и мгновенно охладел.

Елена решила рожать, в следующий раз Валентин Гафт встретил Елену случайно, их сыну исполнилось уже 3 года. Елена Наумова собиралась в эмиграцию, ей предстояло начать все с чистого листа в Бразилии.

Вплоть до своего 80-летия Валентин Гафт очень вяло поддерживал связь со своим сыном Вадимом и его матерью, но в конце концов понял, что смерть не за горами и нужно успеть завершить земные дела, тем более, что у него есть внук от Вадима – мальчик, названный в честь деда Валентином, рожденный, как и Гафт, 2 сентября.

На этом фото вы видите внука Валентина Гафта, мальчик тоже Валентин.

Вроде бы удивительная история, но внук уже вряд ли когда-нибудь увидит дедушку, а если и увидит, то точно не проявит к нему живой интерес. Время упущено, а ошибки исправлены слишком поздно. Но хоть так. Публика в восторге! Великий Валентин Гафт само благородство, совершил на старости лет смелый поступок. А ведь Ольга Остроумова почему-то хорошо дала мужу по шапке за эти его публичные признания отцовства. И ведь не от нее гулял, не ее обманывал… Хотя, сдается мне, что ругала она его за другое, за то, что не рассказал ей раньше, за то, что скрывал от нее наличие родственников годами. В любом случае, если здраво смотреть на вещи, то Валентин Гафт никакой не герой, он красивый импозантный мужчина, который долгие годы утопал во внимании женщин, который соблазнял их стопками, который с легкостью позволял соблазнять себя. Гормоны распирали Гафта изнутри, но он был осторожен и произвел на свет только двоих детей. Как при такой любвеобильности у Гафта родилось лишь двое ребятишек? Наверняка потому что женщины очень хотели от него родить, жена хотела привязать его к себе и не сделала аборт, а художнице Елене Наумовой уже было тридцать лет, а тут ребенок от красивого, талантливого самца. Конечно, рожать! Какие сомнения. Елена понимала, что продолжения не будет, ничего не будет, но ей нравилась ее миссия, способствовать продлению рода Гафта, к тому же она его любила, а когда любишь – все миссии, связанные с любимым в кайф, даже те, которые полны страданий и слез. Вадим Наумов тоже стал актером, не знаю насколько великим, но в каком-то местном театре на сцену выходит.

Когда я впервые увидела это фото, то даже отмахнулось от него, посчитав коллажем! Но оказалось, что действительно Валентин Гафт очень следил за своим телом. Ольга Остроумова рассказывала историю. Еще на заре ее знакомства с Гафтом они вместе поехали на ее дачу, она развозила тележки с глиной, оставшейся после строительства, а он на балконе качал бицепсы. Остроумова предложила Гафту помочь ей и разработать мышцы посредством физического труда, на что тот ответил, не моргнув, что он качает определенные мышцы и тележка с глиной не поспособствует развитию его чудесной мускулатуры.

Я специально скачала и посмотрела фильм, в котором Валентин Гафт впервые засветился на пленке. Роль эпизодическая. Убийца с застенчивым лицом. Гафт явно переигрывал, за что заслужил неодобрение второго режиссера, надолго был удручен сим фактом и выбит из колеи. Но ему был 21 год! Он был молод и не знал, что все у него еще впереди! Признание, слава, большие роли, любовь десятков миллионов зрителей!

Похожи с сыном?

А это дочь Ольги Остроумовой и ее второго мужа Михаила Левитина.

Ольга Остроумова с дочерью Ольгой.

Сын Остроумовой. Михаил Левитин младший.

У актера театра и кино Валентина Гафта есть сын, о котором мало кто знает. Валентин Иосифович всегда скрывал его существование. Раскрытие тайны могло пошатнуть семейный уклад актера.

После потери дочери в 2002 году актер стал смотреть на жизнь проще. Тот факт, что у Гафта есть внебрачный сын, теперь вовсе не предмет, о котором актер стыдливо умалчивает. Все же это его кровь, пишет sobesednik.ru.

Роман, в результате которого появился на свет сын Гафта, актер называет скоротечным. Тогда Гафт уже был женат, и потому был весьма удручен случившимся.

Жену, красавицу-балерину Инну Елисееву, Гафт очень любил. У них родилась дочка, в которой актер души не чаял. Однако после свадьбы Инна изменилась, это была уже не та девчушка, которую любил артист.

Она бросила балет ради ребенка и сильно переживала из-за карьеры. В это время находиться рядом с женой, вспыльчивой и нервной, Гафту стало невыносимо. И он попросту пошел налево.

На стороне у Гафта родился мальчик, но его мать, поняв, что рассчитывать на серьезные отношения не стоит, гордо ушла в сторону с ребенком. А Валентину Гафту наладить отношения в семье так и не удалось. Спустя время он окончательно расстался с женой и долгое время актер оставался холостым.

Позже, он женится на красавице-актрисе Ольге Остроумовой. Она нравилась Гафту еще с момента их совместной работы в комедии «Гараж». Тогда им не довелось соединиться. Остроумова, в свое время, вышла за другого и родила двух детей. Первый брак Остроумовой так же не сложился. Зато позже, Валентин Гафт стал прекрасным отчимом для ее детей - Ольги и Михаила, пережив свою самую большую трагедию в жизни.

Дело в том, что родная дочь Гафта, Ольга, трагически ушла из жизни, покончив с собой. К этому ее вынудили тяжелые отношения с матерью. Это была самая большая трагедия в жизни Гафта, после чего мужчина понял, что нет ничего дороже собственных детей, даже если они рождены на стороне.

Ольга, падчерица Гафта, прекрасно относится к отчиму. Именно она выдала тайну отчима о его внебрачном сыне, которому он помогает, чем может. Так же, как и детям Остроумовой.

Валентин Иосифович винил себя в смерти дочери, хотя та перед смертью написала в записке, что уходит из жизни из-за матери. Актер считал своей ошибкой то, что он оставил дочь со сварливой и жестокой матерью.

Он немедленно разыскал своего уже взрослого сына. Как выяснилось, его бывшая возлюбленная эмигрировала и живет вместе с сыном в Бразилии. Сын с благодарностью принял внимание и материальную помощь от своего знаменитого отца.


Больше новостей в Telegram-канале . Подписывайся!

«Я не знал о том, что родился ребенок. Мать Вадима - благороднейшая женщина - ничего от меня не требовала, ни на чем не настаивала, даже ничего не говорила. Сейчас Вадиму уже сорок с лишним лет, а мы только недавно начали общаться...»

Собственное просторное жилье у меня появилось очень поздно - и исключительно благодаря Оле (жена Гафта - Ольга Остроумова. - Прим.

ред.). Без нее я не решился бы на такую авантюру, как кредит. Ремонтом и дизайном занималась Оля. Помню, когда я вошел туда - в первую в своей жизни квартиру, - сказал: «Это дом-музей Гафта?» Я все никак не мог поверить: слишком привык, что у меня в лучшем случае - комната.

Я вырос в коммуналке в доме на улице Матросская Тишина. Напротив нашей пятиэтажки была психиатрическая больница, справа - знаменитая тюрьма, слева - рынок, еще левее - студенческое общежитие МГУ, окна которого выходили на пустырь, где мы часто играли в футбол. А в общежитии жила одна прелестная курносая девушка Дина Василенок. Я был в нее влюблен, но она об этом ничего не знала. Сейчас Дина доктор физико-математических наук. Так вот, при том, что вообще-то я играл в футбол не самым лучшим образом, стоило Дине появиться в окне, я весь преображался и бил по мячу с такой силой, что трещали доски в заборе.

Даже начинал кричать на своих товарищей, чего обычно не смел: «Мне пасуй!» При ней я становился смельчаком - кажется, у меня даже фигура менялась. Но когда Дина исчезала, я сразу же становился прежним - робким и неуклюжим. Через какое-то время Дина снова выглядывала в окно, и я снова забивал голы. Кстати, до сих пор имеет значение, кто на меня смотрит. Не дай бог подумать, что ты должен всем нравиться.

- Вы ведь не потомственный актер?

Наша семья совершенно не театральная. Папа работал прокурором. А у мамы вообще не было никакого образования. Но она знала столько, что могла поддержать разговор на самые разные темы. Любила театр, много читала.

Мои родители - оба с Украины. Мама из многодетной семьи - 13 детей. Дед был ломовым извозчиком. Когда мы приезжали к нему, дед встречал нас на лошади, запряженной в телегу с соломой, и вез домой. Я просил, чтобы меня отнесли в хлев к корове с теленком, дед поднимал меня повыше, я гладил теленка, чтобы он лизнул мне руку. В очередной раз мы должны были ехать к деду на Украину 21 июня 1941 года. Чтобы достать билеты на поезд (а с ними было трудно), наша домработница Галя, чудесная девушка, простояла всю ночь на вокзале, а потом купила с рук - как выяснилось, ей подсунули фальшивку. Взрослые говорили, что Галю обманула какая-то «аферистка» - я впервые тогда услышал это слово. Нам удалось взять новые билеты - на 22-е число. Но утром по радио выступил Молотов: началась война. Конечно, мы остались в Москве. Тот поезд, которым мы должны были отправиться 21-го, возможно, попал под бомбежку.

Отец сразу же ушел на фронт добровольцем. Но мне почему-то не запомнился этот момент. Зато я отчетливо помню проводы в армию моего двоюродного брата Исая, которому тогда исполнилось 19 лет, - он тоже записался добровольцем. Брат был в зеленой гимнастерке и галифе, я обнял его, едва доставая лицом до ремня, уткнулся лбом в пряжку и впервые в жизни заплакал так, что не мог сдержать свой рев. Мне было шесть лет. Я ужасно стеснялся своих слез, поэтому долго-долго так стоял, не отрывая лица от живота Исая. Хотя чего мне было реветь? Я думал, что война пройдет здесь, у меня под окном, за забором, с одной стороны - наши, с другой - немцы, и я увижу, как наши станут побеждать. У нас самые сильные пограничники - Цюрупа и его собаки. Но все, как известно, получилось совсем не так.

Помню запах сырой известки и журчание воды в трубах - это жуткое ощущение бомбоубежища. И вой воздушной тревоги, который нельзя ни с чем сравнить. Помню, мама ночью меня сонного несла завернутого в одеяло на руках по лестнице с четвертого этажа в бомбоубежище - мне хочется спать, и я трясусь то ли от холода, то ли от страха. Иногда приходили письма с фронта от отца: он писал, что пришлет мне немецкий фонарик, в котором можно включать то красный, то зеленый свет. И действительно передал мне с кем-то этот фонарик и свои майорские погоны, чтобы я на них посмотрел. Я гордился, какой у меня папа, и мысленно прибавлял ему звезды. В конце 44-го года раненого отца привезли в Москву, и мы с мамой приходили к нему в госпиталь. Он был весь забинтованный, лица вообще не видно. Около кровати на тумбочке, на белой салфетке стояли тарелки с едой и стакан с абрикосовым компотом.

Выпил этот компот я, и казалось, что нет никакой войны, что это не госпиталь и отец не ранен. Но, придя домой, увидел в газетах снимки с боев и тыкал ножиком в тех, кто ранил моего отца. Помню неповторимый голос Левитана по радио. Война кончилась. Я играл в «расшибалку», но внутри испытывал счастье - мы победили. Мама ходила на Белорусский вокзал в надежде встретить своих братьев, но все, кроме одного, погибли. Никого не встретила.

Ну а потом была жизнь после войны. Я стал подростком. Помню вечера во дворе, за полночь. Мама кричала: «Валя, иди домой, уже поздно!» Но я стоял и слушал блатные песни, щемящие душу. Я восхищался, какие ребята в нашем дворе были свободные. И потом, уже будучи артистом, я говорил себе: вот они артисты, а не я!

Я хотел быть сильным и храбрым. Юрку Крюкова, который жил на первом этаже, я все время вызывал «стыкаться». Но ходил к нему слушать пластинки. Его мама купила патефон, а сама была похожа на певицу. Я помню этот красный патефончик, пластинки пахли подсолнечным маслом. Юркиным соседом был парень по кличке Киса. Он сидел несколько лет в тюрьме за хулиганство, но очень обаятельный, в татуировках и с юмором. Помню, как весь двор увлекался шахматами - наш Ботвинник был чемпионом мира. На кухне Юрка и Киса научили меня играть в шахматы. Но своеобразно: неправильно показали, как ходят фигуры. Суть игры я уловил: нужно объявить мат королю. Первые партии я сыграл в психиатрической больнице, которая, как я уже говорил, находилась напротив нашего дома. Там рядом был так называемый Английский сад, где росли немыслимо высокие деревья - видимо, когда-то давно их посадили как-то по-английски.

На кронах этих деревьев обитали тысячи ворон, которые галдели, каркали, и все столы и лавочки под деревьями были белые-белые, словно в снегу. По саду гуляли выздоравливающие психи в серых халатах и стоптанных тапочках, молодые и старички, ходили медленно, некоторых поддерживали родственники. Я сел с досточкой, и, конечно, желающих сыграть в шахматы оказалось много. Ко мне подсел один выздоравливающий, и я неправильными ходами в течение полутора минут поставил ему мат. Слышу, Киса с Юркой за спиной говорят: «Грандиозно! Гениально!» Приглашаю: «Следующий». И снова раз-раз - и мат! Вот уж и сумасшедшие стали говорить, что я гений. И только примерно одиннадцатый псих нерешительно проговорил: «Простите, но, по-моему, раньше так в шахматы не играли». Я еще подумал: «Ну, этого рановато выпустили в сад гулять».

Но когда я понял, что меня разыграли (помню, Киса захлебывался от смеха, сверкая своими золотыми фиксами), закрыл для себя тему шахмат навсегда. Никогда больше не садился! Я много чему не научился, о чем теперь жалею. К примеру, на пианино играть. Как-то увидел инструмент дома у одного приятеля и стал просить маму: «Купи пианино, я хочу стать музыкантом». Она бы и рада, но денег не было. Потом случилось так, что отец хорошо заработал. И мы пошли в магазин, где продавались немецкие трофеи. Там пианино стояли тесными рядами и чуть ли не одно на другом - с открытыми крышками, черно-белыми клавишами, они выглядели, как хищные рыбы - акулы или киты. И тут выяснилось, что мама хочет пианино непременно с подсвечниками. Мы пересмотрели все варианты, но нужного не оказалось.

Так и ушли ни с чем. И я не стал пианистом.

- Зато вы поступили в театральный институт...

Я с детства любил ходить в кино, в кинотеатр «Орион» на Преображенской площади. У меня были любимые артисты: Дружников, Тарасова, Массальский, Грибов, Ливанов - все, кто играл в картине «Без вины виноватые», которую я смотрел раз десять. Потом случилось так, что я познакомился с некоторыми из них. А Павла Массальского изображал в капустнике, и говорят, что был похож. Еще я сдавал книги букинистам: Достоевского, Тургенева - это читала мама. И когда в магазине спрашивали фамилию, я не говорил: Гафт, я говорил: Массальский, иногда - Ливанов, и несколько раз - Дружников.

Нахватав в старших классах двоек, я решил, что буду артистом. Мне казалось, нет ничего проще, ничего не надо знать и делать, только выйти на сцену и сказать: «Кушать подано». Стал играть в школьной самодеятельности: мне доставались только женские роли, потому что кто-то же должен был их играть, а школа мужская. Роль невесты в чеховском «Предложении» считаю своим лучшим достижением!

Помню, как в парке «Сокольники», уже пройдя первый тур в Школу-студию МХАТ, глазам своим не поверил: я увидел Сергея Дмитриевича Столярова из картины «Цирк». Это он там в белом свитере, шагая вместе с Орловой, пел великую песню Дунаевского «Широка страна моя родная». А здесь передо мной стоял грустный, печальный и усталый человек в черном костюме, с изумительно красивым лицом. Я подошел и объяснил ему, что поступаю во МХАТ, у меня басня не получается.

После большой паузы он спросил: «Кто набирает курс?» - «Топорков». Опять пауза. Я было пристроился к пеньку, чтобы читать басню. А Сергей Дмитриевич мне, обычному пацану из 10-го «Б» 378-й школы, говорит: «Зачем же здесь? Приходите ко мне домой». Даже не знаю, что это на него нашло. Так я попал к нему домой, мы с ним разбирали каждое слово в басне «Любопытный». Сергей Дмитриевич очень мне помог, я считаю его своим первым учителем, низкий ему поклон. А подбадривали меня во время поступления Игорь Кваша и Миша Козаков, которые уже являлись студентами и были такие уверенные в себе, даже несколько наглые. Чем-то, видимо, я им приглянулся. И когда я увидел свою фамилию в списках поступивших, от волнения убежал, и бежал без остановки две станции метро. Дома я с гордостью объявил, что меня приняли.

Но, кажется, родители были вообще не в курсе, куда я поступаю. Мама почему-то решила, что меня приняли в кружок геофизики при заводе. И на вопросы знакомых: «Где Валя?» - первое время отвечала: «В кружке». - «А что там делают?» - «Хлопают в ладоши».

Помню, как на втором курсе Школы-студии МХАТ я попал на съемки картины «Убийство на улице Данте» к Михаилу Ромму и не мог связать двух слов, увидев Плятта и Штрауха. Я буквально застыл. Второй режиссер Столбов сказал: «Как мы ошиблись в этом парне!» И все остановилось в это мгновение. Казалось, что все замерло. Когда я переступал порог киностудии, я не мог оправиться от этого ощущения 20 лет. После окончания Школы-студии я недолго прослужил в Театре имени Моссовета, потом меня выгнали. К тому моменту я успел познакомиться с великим Эрастом Гариным.

Эраст Павлович как раз ставил «Тень» в Театре сатиры и сказал мне: «Молодой человек, у нас артист запил, не сыграете ли вы роль ученого?» Он пригласил меня репетировать к себе домой. Представляете, сначала Столяров, а потом Гарин! С ними и постоять-то рядом - это с ума сойти! Помню, мы шли к нему в кабинет через множество комнат. И в одной из них стояла кровать с сеткой, в которой под простынкой лежал… труп. Причем уже высохший. Безжизненная рука свисала с кровати, личико - кожа да кости. Мне показалось, что это ребенок. Эраст Павлович, не обращая внимания, провел меня в свой кабинет и заговорил о Мейерхольде. Но мне ничего в голову не шло, все хотелось ему сказать: «У вас же человек умер!» Гарин напрасно провозился со мной, увидел, что я ничего не понимаю, и пошел меня проводить. Опять мимо трупика.

Я мучительно думал: «Господи, кто бы ему сказал...» Сам я так и не решился. И хорошо, потому что это была жена Гарина - Хеся Локшина, его помощница и непревзойденный мастер дубляжа. Она просто спала. А выглядела так всегда - это было для нее нормально.

Ну а из моего дебюта в Театре сатиры ничего толкового не вышло. На премьере я перепутал партнерш, стал разговаривать с Аросевой, а нужно было с Зелинской. Ольга Александровна прошептала: «Идиот, она стоит сзади!» Я повернулся, задел декорацию, которая чуть не упала в оркестр. А в зале сидели мои мама с папой и моя будущая жена, красавица Алена Изоргина! Конечно, после этого меня в «Сатире» не оставили. Правда, через 10 лет я все-таки поступил в этот театр и играл графа Альмавиву в «Женитьбе Фигаро». Это был второй спектакль, который видела моя мама.

Потом мы с ней шли домой, она долго молчала. Я не выдержал: «Ну как?» Мама сказала: «Валя, ну какой же ты худой!» На этом ее посещения моих спектаклей закончились. Даже когда я перешел в «Современник» и маму приглашала лично Галя Волчек, мама отвечала ей: «Я его и дома вижу».

- Вы упомянули красавицу Алену - вашу первую жену. Вы ведь прожили с ней не очень долго, как и со второй женой...

Моя первая супруга Алена - замечательная. Я ее любил и, пользуясь словами Жени Евтушенко, никогда не разлюблял. Люди, когда видели ее на улице, замирали, столбенели от ее красоты. Она работала манекенщицей в Доме моделей на Кузнецком Мосту. А у советских манекенщиц была возможность выезжать за границу.

Пока мы были вместе, Алена успела побывать и в Америке, и во Франции, и в Италии - объездила почти весь мир и каждый раз возвращалась еще более красивой. Когда мы с Аленой поженились, переехали к ней. И единственную комнату, где жила еще теща, интеллигентнейшая женщина, досками разделили на три части. Это был низкий первый этаж, и каждые пять минут мимо окон, почти касаясь стекол, проезжал троллейбус. Я любил Алену, а она любила животных. Я тоже их люблю, но не до такой степени. Она каждый день приносила домой или котенка, который писал на батарею, или безногих голубей, которые летали у нас над головой, - пахло в доме невозможно. Пес, подобранный Аленой, сидел вместе с нами за столом и пил кофе. Тараканы и клопы так вписывались в общую картину, что их жалко было давить. Я ходил весь в шерсти и перьях.

Но Алена была прекрасна! При этом я был слишком молод, чтобы совсем не увлекаться другими женщинами. И в конце концов Алена тоже встретила другого человека и полюбила его. Это был киновед Даль Орлов. Мне один артист рассказывал, что у них в доме до сих пор просят не произносить мою фамилию. При этом Даль называет меня «серым артистом» - мол, он о таких не пишет. Ну пусть так. Главное - Алена обрела свое семейное счастье. Отношений мы с ней не поддерживаем. Зачем?

- Со второй женой вам, наверное, не так просто было разорвать, ведь она родила вам дочь...

Интересно, что до меня за Инной Елисеевой ухлестывал Эдвард Радзинский. И когда, не зная этого, я спросил Эдика о ней, он сказал: «Инна прекра-а-а-сная!» Перехвалил. Видимо, старался поскорее от нее отделаться.

Характер у Инны - тяжелый случай, но она была яркой, недурна собой. Эффектно водила машину. «Жигули», на которых она за мной приезжала в театр, мне в то время казались самолетом. Там еще была дача, и я представлял, как поставлю столик на чердаке и сяду что-нибудь сочинять. Думал: «Надо же, какая богатая баба, вот поживу-то хорошо!» Но я был наказан за такой подход. Хорошо пожить не удалось. Тесть, лауреат Сталинской премии, меня сразу не принял. Хотя теще я нравился - она видела что-то в театре, только не поняла: я на сцене был или не я? Дома-то я выглядел совсем по-другому. Как-то за обедом я спросил: «Можно мне еще цыпленочка?» А мне говорят: «Когда будете зарабатывать, тогда и получите цыпленка». И я ушел из этого дома навсегда. Почему-то пишут, что Инна была балериной - нет, она вообще нигде не работала.

Балериной была наша дочь Оля. О дочери скажу немного, это для меня больная тема. Ведь в том, что с ней случилось, много моей вины и моих грехов. Хотя мы с ней не жили вместе, но я должен был это предвидеть и предчувствовать. Она хотела стать драматической актрисой, я с ней занимался, и Оля (Остроумова. - Прим. ред.) тоже. Если бы дочь взяли в театральный - ничего бы этого не случилось. Курс набирал Женя Лазарев. Он сказал мне: «Знаешь, не очень... Но если ты хочешь - я ее возьму». - «Не надо. Если «не очень» - зачем же тогда калечить судьбу?» - ответил я... А ведь она так хотела! Кроме того, у дочери случилась неудачная любовь. Я не могу сейчас говорить о ее маме ни плохо, ни хорошо, потому что Инна умерла через несколько месяцев после гибели дочери, но она Олю буквально затравила. Кончилось все тем, что Оля ушла из жизни.

Я посвятил дочери стихотворение:

Ах, если бы она была жива,

Я все бы отдал за нее, все бросил,

Слова, слова, слова, слова...

Мы все их после смерти произносим.

И пишутся в раскаянье стихи,

Но в глубине души навечно будут с нами

Грехи, грехи, грехи, грехи, грехи...

Которые не искупить словами.

Что тут можно сказать? Оправдания нет, вину мою исправить нельзя...

- В своем интервью Ольга Левитина - дочь вашей жены - рассказывала, что у вас еще есть сын, который живет в Бразилии, и вы ему помогаете...

Когда-то давно у меня был короткий роман - всего несколько встреч.

Я ничего не знал о том, что родился ребенок. Мать Вадима - благороднейшая женщина - ничего от меня не требовала, ни на чем не настаивала, даже ничего не говорила. Когда Вадиму исполнилось три годика, они уехали в Бразилию. Тогда же мне сказали, что у меня есть сын. Сейчас ему уже сорок с лишним лет. Только недавно его мать мне позвонила и сказала, что с ним произошла беда. Вадима сильно побил таксист, изуродовал его. Она опять ничего не просила - никаких авантюр с ее стороны, все очень чисто. Но я сам стал помогать, как мог, высылал деньги на лечение. И Вадим выздоровел. Он далеко, я никогда его не видел, совсем не знаю, но интерес к нему есть.

Судя по фотографиям, он похож на меня. Красивый парень.

- После Инны вы ведь долго не женились...

Виолончелистка Алла не была моей официальной супругой. Она играла в Госоркестре под управлением Евгения Светланова. По-моему, там во всем Госоркестре выделялись только два человека - она и дирижер. Потрясающе играла на виолончели, потрясающе готовила... Хорошая женщина, но странная: почему-то она думала, что я ей изменяю. Ей говорили, что у меня роман с Лией Ахеджаковой, что меня видели ночью у Лии в гостях и как я в палатке у ее дома водку покупал. И Алла верила, хотя это неправда. Ну не было у меня при ней никаких измен и загулов! И мне надоело ее в этом убеждать.

Однажды она устроила скандал прилюдно. Мы были в Доме кино на премьере картины «Ночные забавы», где я играл любовника героини Ирины Алферовой. В начале фильма есть сцена, в которой мы с Ириной лежим в постели. Алла дальше даже смотреть не стала - развернулась и как дала мне по морде! Тут уж я ушел. Больше мы с ней не встречались.

- И вот вы, наконец, встретили Ольгу Остроумову...

Знаете, я благодарен всем женщинам, которые у меня были, - они многое для меня сделали, многому научили. Но особенно, конечно, Оле. Она вообще меня переродила, с ней я стал совсем другим человеком. Мы вместе снимались в «Гараже» у Эльдара Рязанова, по сюжету я говорю ей всего одну реплику: «Рациональная вы моя», но за кадром мы друг другу даже «здрасте» не сказали.

Хотя Оля мне очень нравилась. Но я знал, что она замужем, что любит мужа и, судя по всему, человек очень верный и серьезный, далекий от интрижек и фривольностей. Поэтому я даже попытки тогда не сделал к ней подойти. А чтобы о ней не думать, попытался найти в ней несуществующие недостатки - что-то даже сумел насочинять. Прошло много лет. Я к тому времени жил один. И случайно увидел Олю по телевизору в какой-то передаче о женском счастье и несчастье. И понял, что она одинока. Стал искать с ней встречи. Это заняло буквально пару дней: меня пригласили выступить на одной частной вечеринке в кафе в Сокольниках, а я попросил, чтобы пригласили и Олю. Она согласилась, и мы встретились. Помню, чтобы ее заинтересовать, я не нашел ничего умнее, чем сказать: «Посмотрите, какие у меня мускулы!» Наверное, она подумала: «Идиот!»

Потом я предложил ее проводить: мы шли долго, пешочком, было прохладно, я снял пиджак и накинул ей на плечи. Мы не торопили события. Я ухаживал за Ольгой довольно долго. А расписались мы вообще через несколько лет. Это произошло, когда я лежал в больнице после очень серьезной операции - она же меня туда и отвезла, когда я плохо себя почувствовал. И вот мы пригласили в больницу женщину из загса. Туда же пришли свидетели, принесли букетик цветов. Конечно, необычная получилась свадьба, но у нас все необычно. И это было гораздо интереснее, чем в загсе, сколько можно - третий раз уже! И к тому же способствовало моему восстановлению: я ожил, началось выздоровление. В Ольге есть та простота, которая называется божественной чистотой. Она актриса! Любимая актриса. Недавно в Петербурге был концерт благотворительного фонда «Артист», читали «Евгения Онегина»: Женя Миронов, Маша Миронова, Лиза Боярская, Максим Матвеев, Игорь Верник, я и моя Оля.

Вы бы послушали, как она читала! Какое тонкое понимание, какое овладение текстом Пушкина, его мелодикой, его смыслом. Совершенно не напрягая голоса, она разговаривала с залом стихами Пушкина. Великая актриса, она потрясла зрителей и, единственная, была награждена аплодисментами, прервавшими ход чтения. Вот это моя Оля, которую нельзя не любить.

При этом и все хозяйственные заботы она взяла на себя, полностью отгородила меня от быта, дала возможность заниматься только творчеством, за что я ей очень благодарен. Кроме того, благодаря Оле у меня появилась большая семья - ее дети Оля и Миша. Я их люблю как своих, а внуков - обожаю.

Это мое счастье, особенно Захарчик, сын Оли, - ой, какой мальчик! А у Мишки две девочки - одной шесть лет, другой скоро исполнится два годика. Тоже мои любимицы.

- Выходит, с женщинами у вас получилось так же, как и с театром. Вы долго искали то, что подходит именно вам, и в конце концов нашли, хоть на это и ушли десятилетия...

Действительно, до «Современника» я сменил несколько театров. Театр на Малой Бронной, к примеру. Там царила Ольга Яковлева - артистка замечательная, но она занимала слишком много места, не оставляя его другим. Из-за нее ушли Даль, Ширвиндт, Петренко, Державин. Я пытался поговорить с Эфросом: «Анатолий Васильевич, эта женщина погубит и вас, и театр. Я только что готов был убить ее на сцене - только ради вас не тронул».

- «Валечка, - ответил Эфрос, - ну что вы, она вас всех так любит». Но на следующий день он уже старательно избегал смотреть в мою сторону. А ведь когда-то, когда Эфроса изгоняли из «Ленкома», мы с Ширвиндтом, Державиным и другими артистами ходили защищать его к Фурцевой. Она при нас куда-то звонила, изображала, что хочет помочь, но видно было, что все это вранье: «Ах, если бы раньше, ох, уже ничего нельзя сделать». И мы решили добиваться встречи с Демичевым - главным человеком по культуре в Политбюро. Ответственным за встречу был я. В день, когда мы собрались прорываться к Демичеву, мне неожиданно очень рано позвонили из его приемной: «Петр Нилович хочет сам с вами поговорить». Сам, представляете? Слышу в трубку, как одна секретарша переключает звонок на другую. Наконец, его голос: «Валентин Иосифович?

Это Петр Нилович!» - «Петр Нилович, это такое счастье, что вы мне позвонили! Нам необходимо встретиться! Когда к вам можно прийти?» - «Я сам приеду к вам в театр. Там помойка есть у входа - вот у помоечки давайте и встретимся». - «У помойки?» - «Да, там самое место!» Оказалось, это Ширвиндт с Державиным меня разыгрывают. Это было ловко сделано чисто по звуку: пока «Демичев» не заговорил, трижды менялись телефонистки, переключавшие друг друга. Ну а из нашей затеи пробиться к настоящему Демичеву ничего не вышло: он нас не принял. Но мы же, во всяком случае, попытались заступиться за Эфроса!

И вот, когда я ушел из театра на Малой Бронной, я уехал в Ялту. На пляже встретил Андрея Миронова. Лежим с ним, загораем. С закрытыми глазами, не глядя в мою сторону, Андрюша говорит: «Хочешь графа в «Фигаро» сыграть?»

Я точно так же, не напрягаясь, отвечаю: «Хочу». Так, благодаря Андрюше, я снова попал в «Сатиру». Однажды после спектакля за кулисы пришел Ефремов и пригласил меня в «Современник». Он давно мне предлагал перейти, но я не нравился Галюне Волчек. Впрочем, после того как в спектакле «Валентин и Валентина» я сыграл небольшой эпизод, Галя переменила отношение ко мне. Билеты в «Современник» было не достать. Помню, я звонил Кваше: «Игорь, вы не можете сделать два места - мне и моей жене? Или хотя бы одно место...» Я сам мог и на ступеньках лестницы посидеть - лишь бы увидеть, как мой однокурсник Олег Табаков гениально играет Адуева в «Обыкновенной истории». Я тоже потом играл в этом спектакле - Адуева-старшего, вместо Мишки Козакова. Помню, я впервые в этой роли вышел на сцену - и слышу из зала разочарованное: «Ой, не Козаков...»

Первые мои гастроли с «Современником» были в Алма-Ату и Ташкент. Почти все поехали на экскурсию в Бухару, а я остался в гостинице, мне было интересно в Ташкенте, особенно на рынке. Вышел на улицу - стоит Евстигнеев. Женя тоже не поехал, и я обрадовался, когда он предложил пообедать вместе. «Жалко, Жень, что мы не поехали в Бухару, да? Скажут, что мы ничем не интересуемся, да?» - «Чего «да»? Вон киосочек стоит, видишь? Сейчас пойдем купим открыточки. И будем знать больше их». Мы заказали коньячку, и нам его принесли в чайнике - в стране была объявлена борьба с пьянством, вырубали виноградники. Ужас! Мы выпили по рюмашке. Я сказал: «Женя, у меня не получается Адуев. Как играть?» - «Репризно», - сказал Женя своим неповторимым голосом. И я услышал звук, которым надо играть Адуева.

Репризно - это значит крупно и просто.

А каким пронзительным был Игорь Кваша! Много лет наши грим-уборные располагались рядом. Он там за стенкой, я - здесь. А стенка - общая. Я до сих пор не могу свыкнуться с мыслью, что за стенкой Игоря уже нет. Иногда кажется, что он стоит за моей спиной. Я даже слышу его голос: «Чего-то плохо себя чувствую». Оборачиваюсь - никого нет.

- А бывало, что кто-то из друзей по театру обижался на вас за ваши колкие эпиграммы?

Иногда мне говорят: «Какой ты злой». Но эпиграммы и должны быть острыми, колкими. Не потому, что я лучше, а они - хуже, упаси боже так думать! При том, что действительно злые эпиграммы, которые мне приписывают, на самом деле не мои.

Про Безрукова я не писал, хотя мне уже надоело всех разубеждать. И про трех Михалковых - тоже не мое. Эта эпиграмма сочинена другим автором в начале XVIII века, только там фамилии другие. Я просто не мог такое написать - ведь Никиту Михалкова я очень люблю. А отца его высоко ценю и уважаю.

- А сейчас вы пишете эпиграммы?

Сейчас в основном - стихи. Совсем скоро выходит моя новая книга - ее оформляет гениальный Михаил Шемякин. Так что дел у меня хватает. Сейчас в театре, правда, уже не так много ролей, как раньше. Но вот спектакль «Игра в джин», где моя партнерша - Лия Ахеджакова, требует колоссальной энергии. И зал всегда полон, лица прелестные, люди ходят, несмотря на то что билеты дорогие.

По мне, так слишком, пожалуй, дорогие - мне даже неловко играть за такую цену.

- Но вы же - звезда...

Ну что такое звезда... Вот некоторое время назад мы с театром ездили в Баден-Баден на гастроли. Однажды иду я там по улице - навстречу интеллигентный человек в очках. Обращается ко мне: «Я вас узнал. И, вы знаете, я тоже из себя кое-что представляю. Послушайте мои стихи». Думаю: ну, какой-то ненормальный. Говорю: «Простите, не надо. Я сам из себя ничего не представляю» - и хочу идти дальше. Но он все-таки начинает читать, и я понимаю, что стихи - хорошие. Потом он говорит: «А ведь я певец, знаменитый баритон, потом стал тенором. Моя фамилия Моисеенко. Я пел в Италии, в Англии, во Франции». Я говорю: «Ну перестаньте».

И тогда он на всю улицу как грянет! Немцы, конечно, сразу оглядываться начали - ну не принято у них. А Моисеенко действительно оказался оперным певцом, в прошлом очень известным. Голос - невероятной силы и красоты. При том, что ему уже 66 лет и он давно не выходит на сцену. Живет в Сыктывкаре. Теперь мы с ним перезваниваемся, и он мне по телефону поет. И у меня сейчас задача сделать о нем передачу. Пусть люди услышат этот голос. А сколько таких? Так что кто звезда, а кто нет - это все очень относительно, поверьте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: