Вопросы для учителей на день учителя, чтобы провести интервью. Интервью с учителем

независимое тестирование, качество современного образование, научная деятельность преподавателя

Расскажите о себе .

Имя и отчество - Борис Петрович. Работаю в техническом вузе 4-й степени аккредитации. Преподавательской деятельностью занимаюсь с 1999 года. Готовлю инженеров по системам автоматического управления.
Любимая книга ?
- Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Что Вы можете сказать о школьной программе, переход с оценок на баллы и ЕГЭ (Независимое тестирование)?
С точки зрения подготовки студентов, которые к Вам приходят на первый курс.

(В чём преимущества, улучшения? Студенты сейчас стали грамотнее, чем раньше?)

К сожалению, не могу считать это нововведение положительным, поскольку у преподавателей из приёмной комиссии практически полностью теряется контакт с абитуриентами. Ни для кого не секрет, что оценить подготовку можно не по полученному готовому результату, выраженному в N-ном количестве баллов, а по тому, как абитуриент ведёт поиск решения задач, на что опирается, как аргументирует, как доказывает.
По моему убеждению, для технического образования эти качества являются первоочередными, поскольку решение технических задач неоднозначно – правильных решений может быть несколько.
Сегодня знакомство с будущими студентами у преподавателей происходит только во время короткого собеседования, на котором преподаватель из приёмной комиссии может непосредственно пообщаться с абитуриентом, задать ему вопрос. А в ответ зачастую можно услышать то, что ещё лет пятнадцать назад было уместно только в анекдотах.
На вопрос «Напишите X2»: натурально обводят X квадратной рамкой.
Или же на тригонометрический пример по упрощению выражения sin α + cos α, записывают ответ: 2α(sin + cos). И у этих абитуриентов - проходной бал!
И институт обязан их зачислять на первый курс.


На какие параметры опирается качество современного образования?

- Сегодня мы сталкиваемся с противоречием: переход на болонскую систему должен был, по заверениям лоббистов, улучшить качество преподавания, а на самом деле наблюдается устойчивое ухудшение. Для учебного процесса стало естественным постоянное копирование готовых работ, которые в изобилии циркулируют в Интернете. Что, там работы!
У меня студенты шпаргалки составляют, копируя тексты из Интернета, которые зачастую не соответствуют смыслу и сути вопроса, но поисковыми системами эти ответы выбраны, как правильные, так как поиск ориентируется на несколько ключевых слов без логичной связи между словами.
Ещё один момент болонской системы.
Демократизация процесса обучения, которая заключается в наличии так называемых «недель ликвидации студентом текущих академических задолженностей». По сути: студент два раза в семестр имеет возможность досдать вовремя не сданные и не отработанные работы. На деле: студенты полсеместра создают (путём непосещения занятий, невыполнения учебной программы) задолженности, которые в неделю пересдач официально могут ликвидировать (но могут этого и не делать).
Никто не задумывается, что, таким образом, провоцируются и стимулируются прогулы.
Третий момент.
Болонский процесс разделяет всех студентов на тех, кто готовится по бакалаврской и магистерской программам. В соответствии с требованиями процесса эти программы должны в корне отличаться друг от друга (это записано в первичных документах по Болонской системе), причём так, что студент-бакалавр не получает знаний, с которыми он мог перейти на обучение на более высокую ступень магистра. Всего же (по первичным документам) ВУЗ имеет право готовить магистров, которые составляют 10% от общего числа студентов. Квота. Социальное сито. Первичные документы Болонского процесса являются недвусмысленным основанием для построения на базе ВУЗов социальных сепараторов. Но, к чести наших работников образования (преподавателей, методистов), пока сохранились подходы советской системы образования, которые позволяют и бакалавров, и магистров обучать по единой цепочке, оставляющей возможность для студента легко перейти в магистратуру.

В чём особенности сегодняшней научной деятельности преподавателя? Занимаются ли современные преподаватели научными изысканиями, которые должны служить показателем качества образования и квалификацией преподавательского состава?

Проведение научной работы и участие в научно-практических конференциях фактически является обязанностью работника ВУЗа, особенно имеющего научную степень. Преподаватель технического ВУЗа зачастую был связан с производством, на котором решались (и внедрялись) практические задачи его научной деятельности. А темы научных разработок диктовались потребностями отечественного народного хозяйства, обороны, космоса и так далее.
Результатами исследований преподаватели делились в научной среде.
Что же происходит сейчас?
Экономический кризис в народном хозяйстве, отсутствие отечественных оборонных программ и жалкие потуги в космической отрасли делают отечественную науку формальным явлением.
С недавнего времени, появилось очередное нововведение, требующее публикаций в англоязычных иностранных журналах. Преподносится это так, что якобы иностранные журналы имеют более высокий авторитет. Авторитет в чём? И главное, как это отразится на развитии отечественной науки? Экономика любой другой страны заинтересована в нас только как в потребителях собственных товаров, а не в развитии нашей науки. И это ясно любому мыслящему человеку.
А нас заставляют публиковаться в иностранных журналах. Это просто насмешка и способ держать нас под контролем.

А не оскорбляет ли такое положение вещей современного преподавателя?

- Увы, должен отметить, что преподаватели сегодня очень разные.
Очень многие склонны к странной мысли о безоговорочном авторитете западного общества, где бы то ни было, в том числе и в науке. Поэтому публикация в любом зарубежном журнале по определению престижна. И сама собой является научным достижением.
Но, безусловно, есть и те, кто считает для себя оскорбительным такое положение вещей. Почему они об этом не говорят? Вероятно, потому, что очень разобщены, окружены высокой степенью недоверия друг к другу.
К сожалению, это факт. Да и отстаивать своё мнение в этой среде становится всё менее популярно.


Что бы Вы хотели пожелать современным студентам?

- Ребята, я бы хотел пожелать Вам понимания - именно понимания! - тех наук, которые вам преподают.
Если кому-то из вас трудно даётся понимание, не надо стеснятся, спрашивайте, а те, кто понимает лучше, пусть помогут тем, кто отстаёт. В обучающем процессе не только важна роль преподавателя, но и студенческая солидарность и взаимопомощь.
Не поддавайтесь на сказки об индивидуализме и собственной исключительности. Не рассчитывайте на то, что жить среди слаборазвитых людей вам, чего-то добившимся, будет легче. Как это было нередко в истории, даже самые светлые математические умы, оказавшись среди невежд, были востребованы как астрологи-предсказатели и тому подобные клоуны, а не как ученые и признанные авторитеты. А это, в сущности, жалкое и унизительное прозябание.
Только, когда знания доступны многим и признаны большинством, они становятся силой.

Спасибо!

Верхом на теленке не доедешь до кочевья; читая сказки, не сделаешься ученым.

Калмыцкая народная пословица

#уЕжа учитель начальных классов Анастасия Бондарева (Предеина)

— Учительство – призвание или профессия?

— Учительство, безусловно, — это призвание, которое базируется на огромнейшем профессионализме.

И я искренне не понимаю тех педагогов, которые работают в школе и её терпеть не могут. Это, в первую очередь, издевательство над самим собой. Для чего тогда оставаться в школе? Ради денег? Вряд ли. В большинстве своём таких учителей не любят.

Из университета нас выпускают не совсем знающими учителями, искренними, верящими в счастье и радость учительской профессии, думающими, что всё очень легко. А в школе приходит понимание, что профессионализм вырабатывается годами. Я до сих пор не могу сказать, что я учитель профессионал (Анастасия работает в школе 8-й год – прим. ред. ).

Я искренне не понимаю тех педагогов, которые работают в школе и её терпеть не могут.

— Ты из династии педагогов. Почему решила её продолжить?

— Наша педагогическая династия большая. Моя мама — учитель начальных классов, а вот сама династия со стороны папы. Мой прадед был учителем физической культуры и начальных классов в Саратове, но практически не успел поработать, потому что началась Великая Отечественная война. А моя прабабушка — учитель истории — очень долгое время, практически с юношеских лет, работала директором саратовской школы. Она всегда с удовольствием отзывалась о своей профессии и была очень горда тем, что я тоже стала учителем.

Моя мама уже много лет работает учителем начальных классов, и я всегда знала, на что иду, что меня ждёт, и каково это — быть учителем. Тем не менее, уже в начальной школе я понимала, что хочу стать учителем. Был только один бунтарский период в 13-14 лет — хотела стать визажистом-косметологом и делать всех красивыми и ухоженными. Но когда я узнала, что нужно идти в медицинский университет, всё желание отбило. Ведь однажды посетив экзамен в медицинском училище (бабушка-медик брала пятилетнюю меня на работу) и увидев манекен с внутренними органами, поняла, что медицина – это не моё.

— А какие ещё профессии рассматривала при поступлении в вуз?

— Кроме «учитель начальных классов», никакие. Подавала документы только на 1 факультет во Владимирский педагогический университет, в крайнем случае рассматривала поступление в педагогический колледж.

— Из твоих одногруппников многие работают в школе?

— На момент выпуска из 40 человек в школу ушло работать процентов 85. Это просто фантастический поток, преподаватели и декан были в безумном восторге. Со временем кто-то отсеялся, но из нашей группы 15 из 20 человек сейчас работают в школах Владимира, области и близлежащих городов. Мы периодически общаемся, друг у друга что-то спрашиваем.

— Почему осталась работать в школе Владимира, а не уехала в столицу?

— Не могу сказать, что я сразу хотела поехать в Москву или Санкт-Петербург. Во-первых, у меня был целевой договор и 5 лет я должна была отработать во Владимире. Но, к сожалению или счастью, о нём мне ни разу в жизни никто не напомнил.

Меня приглашали работать в Москву, и желание куда-то уехать закрадывалось. Но на самом деле я боюсь что-то резко менять, переехать в чужой город далеко от семьи и друзей, заново всё это нарабатывать, формировать и организовывать… Во владимирскую школу мы пошли работать с подружкой. А через 3-4 года работы я поняла, что не хотела бы уезжать из города. Меня устраивает работа, здесь возможно как-то развивать педагогическое дело. Не зарекаюсь, что желания уехать не будет никогда, но сейчас все мои планы во Владимире.

— Пять лет назад, в сентябре 2013-го, во Владимир приезжал Дмитрий Медведев. Он ведь побывал в вашей школе и на твоём уроке?

— О, это очень забавная история. Август 2013 года. Я работаю в лагере и даже не подозреваю, что через пару дней мне придётся ехать на работу. Вдруг раздаётся звонок от директора, и мне сообщают, что завтра в 7 утра я должна быть в школе, потому что 1 сентября ко мне на открытый урок приезжает Дмитрий Анатольевич Медведев (Председатель Правительства Российской Федерации – прим. ред.). Я отвечаю: «Да, конечно, хорошо». Вешаю трубу и рыдаю, потому что морально не готова оставить отряд детей. Но в итоге в 5 утра следующего дня я вернулась в город, а в 7:00 пришла в школу.

Оказалось, Дмитрий Анатольевич собирался приехать в город, чтобы посетить уроки, связанные с 20-летием Конституции РФ, причём ему хотелось проследить развитие этой темы от начальных к старшим классам. Опустим момент невообразимых школьных приготовлений…

Тогда у меня был 3 класс, тему Конституции мы ещё не затрагивали, поэтому на интерактивной доске я решила сделать кроссворд. В нём были вопросы о государственных символах, тематические термины и ключевое слово — «конституция». Предполагалось, что Дмитрий Анатольевич придёт именно в тот момент, когда мы будем весело отгадывать загадки.

На появление Председателя Правительства РФ дети вообще никак не отреагировали, для них это был просто дяденька из телевизора.

Он поздоровался, спросил, что за день и говорит: «Вы разгадываете кроссворд? Я вам помогу». Встал у доски и начал открывать слова, когда дети отгадывали. И вот мы доходим до части слова КОНС, а он и говорит: «Дети, вы же можете дальше не отгадывать, вы наверняка знаете это слово».

Я сквозь зубы ему отвечаю: «Нет, Дмитрий Анатольевич, мы ещё маленькие, мы ещё не знаем». Он: «Да нет, что вы! Вы знаете». 4 человека активно тянут руку. Он: «Давайте хором». И дети: «Конструкция». Он засмеялся, поздравил нас с 1 сентября, пожал мне руку. И пошёл в старшие классы.

Что послужило звоночком для администрации, чтобы выбрать для этого мероприятия именно меня? Я не боялась. Внутренне понимала, что что-то сильно не так быть не может, поэтому нестрашно. А ещё директор говорит, что я постоянно улыбаюсь.

Очень часто молодые учителя, проработав год, собирают вещи и уходят.


— Педагоги сегодня в дефиците?

— Да, даже несмотря на то, что ежегодно выпускается огромное количество педагогов. Их не хватает всегда, потому что очень часто молодые учителя, проработав год, собирают вещи и уходят. Кроме этого, 70 процентов педагогического состава в школе — это возрастные учителя (за 60 лет). Работать с маленькими детьми им достаточно сложно, особенно в начальной школе, где надо и попрыгать, и побегать. Огромный дефицит в школах приводит к тому, что учителям начальной школы приходится брать 2 класса в разные смены, а учителям-предметникам совмещать несколько предметов. От этого никуда не денешься.

Больше всего сегодня не хватает учителей английского языка. Они знают, что могут найти более высокооплачиваемую работу. Обидно, что молодые педагоги не задерживаются, да и студенты не особо идут. В этом году только 1 выпускница моего факультета пришла работать в школу…

— А какая сегодня школа?

— Современная школа для меня очень индивидуальная. И это не об индивидуальном подходе. А о том, что каждая школа имеет «своё лицо». Она пытается быть в чём-то лучше, выделиться, дать новое. Сейчас образовательное учреждение на 80 процентов автоматизировано — много интерактивных досок, веб-камер, нетбуков, систем голосования.

Современная школа более живая. Каждый имеет своё мнение, позицию по отношению к какому-либо вопросу. Спросите наших мам, имели ли они право что-то высказать, что-то изменить в своём обучении. Конечно, нет. А современные дети с удовольствием принимают участие в процессе образования и иногда корректируют его. И это безумно интересно, когда ты понимаешь, что ребёнок подталкивает тебя к совсем другому решению вопроса, другой позиции, которую ты и не рассматривал. А со временем, всё обдумав, понимаешь, что его вариант куда интереснее и необычнее, чем то, что ты сам задумал.

— А в общем какие сегодня дети?

— Дети очень свободные, и эта свобода делает их как безумно интересными, очень знающими, так и не всегда добрыми. Они пытаются проявить себя, самореализоваться, быть лидерами. Но в силу того, что по телевизору не рассказывают о том, как быть Человеком, а родители не всегда могут уделить этому достаточно времени, дети становятся более агрессивными. И я знаю, что педагогам старой закалки от этого очень тяжело с ними справиться. Ведь они уже не поспевают за их мыслями, и тем более не приемлют свободы их мышления и мнений.

Но мне очень нравятся современные дети. Нам, молодым педагогам, в этом плане проще. Тех детей, которые были раньше, мы не знаем, нам не надо перестраиваться.

Современное правительство и законы сделали так, что школа превратилась в сферу услуг


Интервью с учителем

— Изменилось ли сегодня отношение к учителю? Кажется, в наши школьные годы мы относились к педагогам иначе, уважительнее что ли…

— Да, к сожалению, в целом отношение к учительству изменилось в худшую сторону.

Сейчас в большинстве своём учителей школы воспринимают… Как сферу услуг. Современное правительство и законы сделали так, что школа действительно превратилась в сферу услуг – мы оказываем образовательные услуги, и родитель для нас — клиент. А как все знают, клиент всегда прав. В школе получается также. Родитель может прийти и начать топать ногами, обзывать, хамить, писать жалобы. Самое главное и обидное то, что в такие моменты практически никто не может защитить учителя. Он оказывается в безвыходной ситуации. Я знаю прекрасных педагогов, которые были вынуждены уволиться из-за такого отношения.

Сейчас каждый родитель считает, что может прийти и учить нас образовывать их детей.

А школу не критикует только ленивый. Хотя, скорее, надо критиковать не школу, а законы и инновации, которые пытаются в неё привнести.


— Кстати об инновациях. Усложняется ли школьная программа? Тебе не кажется, что детей сегодня перегружают, что требуют от них слишком много?

— Нагрузка в школе — наболевший вопрос. Так как школа сейчас — это сфера услуг, она пытается потакать тем желаниям и веяниям, которые «образуются» вокруг ребенка ещё в дошкольный период. Поговорите во дворе с любой мамочкой. Куда она отдаёт своего ребёнка? Бедный малыш ходит и в бассейн, и на танцы, и на изучение английского с китайским, и на ментальную математику, и на вышивание, и в театральную студию, и за хомячком ухаживает, и на самокате катается. И чаще не для того, чтобы стать разносторонним человеком, а чтобы мама смогла сказать своей подружке: «Мой ребенок стал читать раньше, считает в пределах миллиона, выделает квадратный корень…» И так далее.

Эти запросы родителей ещё до школы и формируют то, что даёт образовательное учреждение. Программа шагает на одном уровне с детьми. Они в принципе сейчас знают больше, чем знали 5-10-20 лет назад. И им уже нельзя давать тот уровень, который давали нам.

Всегда есть альтернативные программы. Например, сейчас огромное количество образовательных программ. Самая обычная – «Школа России». Я не считаю её плохой или лёгкой. Она рассчитана на всех детей, каждый ребенок с ней справится, а дальше всё зависит от учителя. Если ребенок слабее, ему даются какие-то карточки, дополнительный материал, вспомогательные методические пособия. Если ребенок более усидчивый, с ним идёт работа повышенной сложности. Не могу сказать, что программа очень объёмная. Просто появилось много разных предметов, внеурочной деятельности, внеклассной работы, которая загружает ребенка. Но в какой-то степени это разгружает родителей, потому что большое количество факультативов проходит на базе школы.

— Реальный случай: в WhatsA pp родители детей из одного класса создают общий чат, чтобы совместными усилиями решать за детей задачи/выполнять упражнения. Что это? Не справляются дети или слишком опекают родители?

— Да, в реальность случая верю. В моём классе кто-то из ребят не успел прочитать книги, заданные на лето. И мамы друг другу их пересказывали. Дети у меня маленькие, ничего не скрывают. И когда они принесли сдавать читательские дневники, кто-то так и сказал: «Ой, да я это не читал. Мама спросила в общей беседе, и я по её словам записал».

Конечно, это та самая медвежья услуга своим детям. Нормальный адекватный учитель никогда не «съест» и не унизит ребёнка, если он подойдёт и скажет, что с заданием не справился. А так это родители просто хотят упросить себе работу (а быть родителем — это огромная работа). Ведь одно дело — помочь ребёнку, другое – сделать за него. Но объяснять ребёнку ещё раз родителям просто лень или уже вечер, или есть ещё какие-то дела, или просто ребёнок бесит (такое тоже слышу). Поэтому это, скорее, не излишняя опека родителей, а излишнее желание пойти более простым путём.

Мой пример из жизни. Несмотря на то, что моя мама — учитель начальных классов, я не отличница. У меня всегда было две четвёрки: по русскому языку и математике. Во 2 классе нам задали задачу, в которой переливали растительное место в трёхлитровые банки. Решить её мне никак не удавалось. Мама объясняла и словесно, и на чертеже, и на каких-то кругах, и ещё как-то. Подключился папа, а я так ничего и не понимала. В итоге мама с папой переговорили, папа ушёл в магазин и принес 9 литров растительного масла (это был 1996-97 год, сами понимаете, сколько это денег для молодой семьи). Родители поставили 3 банки, перелили что-то куда-то, и я сразу поняла, как решается эта задача. Её решали мы часа три, но родители не сдались, помогли, и задачу я решила сама.


Интервью с учителем

— Совсем недавно в Instagram ты делилась: «Молодых, инициативных, очень грамотных и интересных педагогов много, но чаще всего администрация образовательных учреждений даже не представляет, как поддержать огонёк, как его развить». Есть шанс найти общий язык с администрацией?

— Я не могу сказать, что администрация как-то это пресекает. Я называю это словом «мешать». Не только администрация, но и коллеги очень часто пытаются навязать свою точку зрения на общение с детьми, проведение каких-то внеклассных мероприятий, на твоё желание самореализовываться в образовательном коллективе. А ведь она не единственно правильная (и это не про методические рекомендации). Не всякая администрация смотрит на это позитивно.

Многим нужен человек-педагог, которым хорошо управлять.

Мне лично повезло с администрацией, не помню, что хоть раз что-то запретили.

Чтобы найти общий язык с администрацией, первое время не нужно перечить. Нужно прислушиваться, в непонятных тебе ситуациях не бояться попросить помощи. И главное — самому проявлять инициативу, ведь под лежачий камень вода не течёт. Нужно общаться, участвовать в мероприятиях, конкурсах педагогических, профессиональных. И тогда о тебе сложится хорошее впечатление, основанное не только на мнении руководства, детей и родителей, но и на мнении каких-то сторонних людей – членов жюри различных конкурсов, экспертных комиссий.

Вообще директора и завучи любят молодых педагогов, ведь школа стареет, а молодые педагоги вносят новую жизнь, огонёчек в жизнь детей и учреждения в принципе. Если умело и аккуратно педагога «вести» и не мешать ему, тогда этот огонёк не угаснет.

— Ты видишь работу школы изнутри. Скажи, чего не хватает сегодня школе?

— Сложный и компрометирующий вопрос.

Первое — школе сейчас не хватает единой цели, к которой все должны стремиться, которую все должны понимать, воспринимать и на неё работать. У каждой школы может быть своя концепция или единая государственная цель. Но, мне кажется, очень часто мы (образование) не понимаем, кого и как мы должны воспитать. И поэтому получается «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».

Второе – не хватает заинтересованных педагогов. Тех, которые бы горели, хотели работать.

Третье – финансирование. Банально от хозяйственных нужд до зарплат сотрудников. Денег не хватает.

Я искренне считаю, что работа педагога должна оплачиваться выше.

Ведь мы отдаём не только свои знания, но и свои эмоции, внутреннюю силу. И работа педагога не заканчивается в школе. Приходя домой, ты проверяешь тетради, готовишься к уроку, общаешься с родителями и многое другое.

Для того, чтобы зарабатывать в школе, например, 50 тысяч рублей, мне нужно взять 2,5 ставки. Но это нереальная нагрузка — не успеешь жить.

— Что самое сложное в работе учителя начальных классов?

— Самое сложное в работе любого учителя (не только начальных классов) — это найти общий язык с родителями. Это скажет каждый педагог.

А в моей профессии самое сложное то, что я должна уметь всё, знать всё и научить всему. Если мы изначально не привьём желание учиться, умение дружить, умение сострадать, не дадим возможность самореализовываться, не поможем стать тем, кем через много лет он станет, он этого никогда не сделает. Ведь к 7 годам сформирована личность, а дальше мы закладываем навыки, умения, знания.

— В одном из интервью Ежа наш гость-психолог сказал: «Сегодня учителя берут несколько ставок, чтобы получить зарплату, на которую можно прожить. Это те же люди, которые имеют свои сложности и пытаются выжить. Если бы педагоги были лучше защищены, идеологически подготовлены и у них не было бы такой нагрузки, то они больше внимания уделяли бы воспитанию «.

Что думаешь по этому поводу? Воспитательная функция сегодня ослаблена?

— Если говорить о воспитательной функции, я бы не сказала, что это связано с большой загруженностью в плане ставок. У педагога огромная загруженность в бумажном плане.

Нашу профессию превратили в бумажкоперекладывание.

Будь добр, напиши конспект от руки, в электронном виде и загрузи в сеть, поставь оценки в дневник, заполни журнал, не забудь оформить электронный журнал (вписать туда темы, домашнее задание и т.д.). А у меня 32 ученика. Каждому нужно всё это вписать. И я понимаю, что это время могла бы потратить на то, чтобы с детьми поговорить, поиграть, ещё раз что-то объяснить. Но этого времени нет.

Поэтому воспитательная составляющая зависит не от количества нагрузки. Вся школа — это воспитательное пространство. Что ребенок видит вокруг себя, то он и «принесёт» домой. И это воспитательное пространство мы корректируем.


Интервью с учителем

— А как ты думаешь, должен ли учитель принимать активное участие в воспитании или это сугубо дело родителей?

— Семьей закладывается 60-70 процентов воспитания — умение дружить, сострадать, любить, делиться, помогать, злиться, проявлять агрессию. Педагоги могут это скорректировать, показать ребёнку, как можно иначе. А школа организует пространство, которое помогает ребенку развиваться.

— Ты видишь недочёты образовательной системы, превращение учительства в бумажкоперекладывание, а школы – в сферу услуг… Почему ты остаёшься в школе?

— Я очень люблю детей и, похоже, обладаю некоторой степенью мазохизма. Но мне действительно очень нравится работать в школе, не считая бумажной волокиты.

— А что самое главное в жизни?

— Семья. И очень многие учителя страдают от того, что этого не понимают и остаются у разбитого корыта.

— Назови принципы работы Анастасии Максимовны в трёх словах.

— Улыбка. Развитие. Интерес.

Фото из личного архива Анастасии Бондаревой

Итак-с. Все мы когда-то пошли в школу в первый раз. Все мы помним, как нам хотелось или не хотелось учиться. Все мы помним, насколько нравился нам первый учитель.

Отправляя в школу своего ребенка, мы хотим быть уверены, что у него все будет отлично.

Что важно получить от начальной школы?...

Я думаю, что для каждого родителя (есстесно, я сейчас не говорю о заполошеных мамашках, которые искренне уверены в необходимости запихать в своего ребенка тонны нужной и ненужной информации и заставить его ходить на все возможные доп.занятия, перегружая его) ВАЖНО чтобы в начальной школе:

4. расширили кругозор

5. Не отбили желание учиться, показав что это интересно

6. И ГЛАВНОЕ: не поломали и не забили склонности и таланты ребенка.

Для начальной школы все таки лучше выбирать не сверхсильную школу (в будущем, вы всегда сможете перевестись, уже понимая что для вашего ребенка интересней), а Учителя. Т.е. Человека, который будет проводить с вашим ребенком добрую половину дня (если не больше).

А потому, мне кажется, что лучше всего, пойти в школу, по месту прописки или которую вы выбрали, и познакомиться с теми педагогами, которые набирают первый класс.

Причем, не просто познакомится и задать стандартные вопросы, которые вас волнуют, а провести некое собеседование. Ведь грубо говоря - этот человек будет работать на вас.

Но все мы люди и понимаем, что и нам бы не понравилось, если пришла бы какая-то тетка и давай вас экзаменировать или допрашивать.

Потому, договорившись с педагогом о беседе, вспомните, о том, что вы ищете человека и беспокоитесь о своем ребенке. И начиная беседу, в первую очередь подчеркните, что вы бы хотели, чтобы вашему ребенку в школе было хорошо, спокойно, весело и интересно. А потому, вы бы хотели задать ряд вопросов педагогу о нем самом. Скажите, что вы понимаете, что некоторые вопросы будут неожиданные, попросите не удивляться, потому что первый учитель - это ведь так важно (педагоги с вами согласятся).

Предлагаю список вопросов.) (представьте, что вы проводите собеседование - но не оценку)

1. Вам нравится ваша работа? Почему?

2. Почему вы стали учителем?

3. Что вам больше всего нравится в вашей работе?

4. А что нет?

5. Что вы сейчас читаете? не по работе, а просто для себя.

6. Что вы считаете самым большим достижением в вашей учительской практике?

7. Как вы повышаете интерес и мотивацию ваших учеников?

8. Как вы относитесь к тому, что ваши ученики проявляют индивидуальность и отстаивают свое право на личное мнение? (вот тут внимание, хороший педагог понимает, что даже у малышей есть свое личное мнение)

9. О чем бы вы попросили рассказать ваших учеников, чтобы лучше познакомиться с ними?

10. Как вы поступаете с учениками, которые отличаются плохим поведением и воспитанием?

11. Чтобы вы хотели, чтобы ваши ученики помнили, после окончания начальной школы?

12. Какие особенные методы и технологии вы используете на ваших уроках?

13. Опишите идеальный урок, каким вы его представляете?

14. А у вас были когда-нибудь неудавшиеся уроки? Расскажите про самый худший? (может в начале карьеры, что запомнилось)

15. Назовите пять прилагательных, которыми вы можете описать себя?

16. Какие ваши личные качества вы считаете самыми полезными в учительской работе?

17.Расскажите о вашем представлении о школьном образовании?

18. Если бы у вас была возможность открыть свою школу, какой бы она была?

19. Какие темы в ваших предметах вам больше всего нравятся и почему?

20. Каким вы представляете идеального ребенка? (опять же внимание! идеальность - это рамки в которые загоняют)

Еще раз, напоминаю, не нужно показывать то, что вы проводите реальное собеседование, покажите, что вы обеспокоены, вам реально важно и интересно (люди любят, когда ими интересуются), обязательно поблагодарите за уделенное вам время, за согласие на встречу.

Ну и разумеется, сразу, по тому как человек отнесся к предложению встретиться, как вел беседу, что говорил - вы поймете, насколько он заинтересован в своей работе, любит ее, любит детей, какие позиции по отношению к детям имеет, ну и что за человек в целом.

Всем удачных бесед и отличных педагогов)

Интервью филолога

Моя сестренка уже 6 лет работает в школе, и пусть профессия учителя не редкая, но все меньше людей идут работать в школу. Она старше меня на 14 лет, и как я ее помню, она постоянно учится. Работа учителя сложна: это постоянное саморазвитие и самосовершенствование. Раз в 3 года учителей отправляют на курсы, и потом они сдают экзамены. Сама я учусь в 9 «а» классе, скоро выпускные экзамены (ОГЭ). Я уже определилась с выбором профессии: хочу стать учителем музыки. Люблю петь, и хочу заниматься этим по жизни.

Привет. Задам тебе пару вопросов.

Конечно. Задавай.

Расскажи о себе: кем работаешь и как долго работаешь по этой профессии?

Я работаю в школе учителем русского языка и литературы сравнительно недавно. Сразу после университета меня взяли в штат моей школы, которую я закончила с отличием 6 лет тому назад.

Почему ты выбрала эту профессию?

Так получилось… Хотела стать журналистом, но для поступления в университет на эту специальность нужны были статьи, которых у меня не было. Как альтернативу мне предложили поступить на филологический. Что я и сделала. После окончания университета был выбор: стать учителем в школе или телеведущей, я выбрала школу.

Довольна ли ты своим выбором?

Работа учителя очень сложная и требует крепких нервов, терпения, знания своего предмета, но я довольна своим выбором.

Сложно ли было освоить эту профессию? Какое образование нужно получить для этого?

Я бы не сказала, что это легко. 6 лет напряженной учебы, затем практика, расслабляешься лишь на выходных, и то всю основную письменную работу оставляешь именно на выходные. Для того чтобы освоить эту профессию, необходимо получить высшее образование.

Нужны ли какие - то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области?

- Да, разумеется. Огромная усидчивость, навыки грамотного письма, выразительного чтения, обаяние, индивидуальность, коммуникабельность, знание детской, подростковой и взрослой психологии, умение идти на компромисс и т.д.

С какими трудностями ты сталкиваешься в своей работе?

С трудностями, конечно, сталкиваются все, но в моей сфере и в наше время трудности стали массовыми. Дети не хотят читать, их трудно заинтересовать и поэтому кучу времени тратишь на поиски чего - то этакого, чтоб заинтересовать учеников.

Что самое интересное в твоей профессии?

- То, что каждый день разный. Ни один день и ни один урок за 6 лет не повторился. А однообразие, знаешь ли, вызывает скуку.

Позволяет ли твоя профессия творческие возможности, проявить себя?

Профессия учителя - одна из самых творческих, можно сказать, наряду с дизайнерами и стилистами. Урок - сценка, урок - КВН, урок - деловая игра, презентации, слайды, которые готовят и дети, и учитель, классные часы, внешкольные мероприятия формируют творческий подход к уроку.

Насколько твоя профессия полезна и важна для нашей страны?

Моя профессия - одна из самых важных в мире. Учитель формирует человека как личность. Взгляды на жизнь и характер, начитанность и грамотность идут из школы.

Сбылась ли детская мечта о будущей профессии?

Нет. Я мечтала стать археологом, но моя мечта так и осталась мечтой..

Приносит ли твоя профессия хороший доход?

В моем селе, где я живу и работаю, это очень даже хороший доход. Грех жаловаться (улыбается).

Только тем, кто в действительности любит детей, а также предмет «Русский язык и литература».

О чем бы ты хотела предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у тебя?

Нельзя выбирать эту профессию тем, кто хочет на этом заработать. Это не та профессия, где можно разбогатеть. Частенько ползарплаты уходит на закупку материала, нужного на уроке(таблицы, демонстрационные карточки, аудио- и видеоматериалы и т.д.

Как ты видишь свою профессию в будущем?

Очень востребованной. Надеюсь люди поймут насколько важно быть грамотным, начитанным и умеющим выражать своё мнение. А основные обязанности учителя, на мой взгляд, именно такие.

Каким был первый день на работе?

Ой, было так страшно и волнительно. Япростоне привыкла быть в центре внимания, а теперь втянулась и жить без своей работы не могу

Ты гордишься своей профессией?

Да. Это одна из уважаемых профессий. Иначе и быть не может.

Сколько ты зарабатывала в первое время? А сейчас?

Помню моя зарплата была 5390 рублей. А сейчас 17200 рублей. Для моего региона неплохо.

У вас большой коллектив?

В нашей школе работает 41 учитель. Кто - то ушёл в декрет, кто - то наоборот вышел из декрета.

А учеников сколько? Много ли заинтересованных в учебе?

321 ученик. Немало. В основном это младшие классы и выпускные, кто планирует поступать.

А есть ли у тебя любимчики в классе?

Да, но я стараюсь всегда никого не выделять, потому что это очень мешает в работе.

Спасибо за ответы. Пока.

Не за что. Обращайся ещё.

Ученица 9 «а» класса Охлинской СОШ Омарова Хадижат

Учительский труд - один из самых важных и благородных на земле занятий. Трудно переоценить значение Учителя в жизни каждого человека. От личности педагога и наставника, его профессиональных и человеческих качеств во многом зависит судьба и жизнь учеников, завтрашний день страны. Наверное, у каждого из нас был, есть в жизни любимый учитель, который не только помог овладеть знаниями, но и вывел на дорогу жизни.
В нашем колледже работают замечательные педагоги, и нам хочется, чтобы о них узнали как можно больше людей, живущих в нашем городе, регионе, нашей стране. В канун праздника мы обратились к некоторым из них с вопросами.

Тимошко Жанна Иосифовна, преподаватель математики.

Преподавателем математики я стала потому, что с детства любила математику.

Скромная, требовательная, трудолюбивая, добрая, терпеливая.

Лучший учащийся должен быть в первую очередь честным и работящим. В любовь с первого взгляда не верю.

Какую самую оригинальную “отмазку” Вы слышали от учащихся, которые не были готовы к занятию? У меня по этим поводам имеется свой журнал, куда я записываю все «отмазки». Самая частая «отмазка» - «я не выспался». Ну, а оригинальная - «химию всю ночь учил/а».

Сколько лет Вы посвятили колледжу? Не жалеете? А хотели бы поработать где-нибудь еще, кроме колледжа? Я проработала в колледже 17 лет и об этом ничуть не жалею. Если подумать, то я бы ещё хотела поработать в сфере медицины.

Макаревич Алла Викторовна, преподаватель русского языка и литературы.


Говорят, что каждый преподаватель считает свой предмет лучшим. За что Вы полюбили (любите) предмет, который преподаете?
Он не самый лучший, он нужный, главное - воспитывает в человеке человека. Самое приятное - вижу блеск, интерес к тому, о чем идет речь, живые эмоции, отклик на то, что слышат и узнают учащиеся, приятно, когда благодарят за урок.

Мне это нравится, не голословное мнение, а живой интерес, но это связано с личностью учащегося.

Какую самую оригинальную “отмазку” Вы слышали от учащихся, которые не были готовы к занятию? Самой оригинальную не помню, но самые частые: голова болела или забыл. У всех перед уроком русской литературы/языка сразу начинаются проблемы со здоровьем.

Ваше жизненное кредо . Быть лучшей во всем.

Бурак Ольга Викторовна, преподаватель спецдисциплин.


Как вы относитесь к тому, что ваши учащиеся проявляют индивидуальность и отстаивают свое право на личное мнение?
Я отношусь хорошо к тому, что учащийся отстаивает своё мнение, не интересно, когда нет своего мнения.

Назовите три-пять прилагательных, которыми Вы можете описать себя. Целеустремлённая, грамотная, серьёзная.

А у Вас были когда-нибудь неудавшиеся уроки? Всегда у любого преподавателя есть неудавшиеся уроки.

Рабочий день педагога насыщенный: учебные занятия, проверка работ учащихся, встречи с родителями, совещания, педсоветы и многое другое. А что лучше всего снимает напряжение после трудового дня? В конце рабочего дня ничто так не расслабляет, как чашечка хорошего кофе. А ещё музыка, у меня дома всегда играет музыка, что бы я ни делала.

Юрчик Татьяна Александровна, преподаватель иностранного языка, переводчик.


Все ребята, и это не секрет, стремятся быть лучшими, но не у всех это получается. Кто он, лучший из учащихся? Как его определить? Дайте словесный портрет такого молодого человека или девушки.
В первую очередь, хороший учащийся упорно работает, а не просто отсиживает пару, старается узнать то, что ему было интересно на занятии в свободное время, уважает преподавателей и ребят в группе.

А кого из своих учеников Вы запомнили лучше других? Почему? Вопрос провокационный, нет такого, который бы единственный выделился, но я хочу обратить внимание на весь нынешний 4-ый курс.

Не жалеете, что работаете в колледже? Не жалею, что работаю в колледже. Когда работаешь со студентами, тогда в какой-то мере познаешь себя, сам остаёшься молодым.

Ваше жизненное кредо . Идти в ногу со временем.

Иванчик Валентина Анатольевна, начальник отдела воспитательной работы, преподаватель математики.

Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в профессию? В школе мне одинаково легко давались все предметы, но выделяла я математику и литературу. Рассудив, что в литературе все легко и понятно, я выбрала математику.

Назовите три-пять прилагательных, которыми Вы можете описать себя. Коммуникабельная, разговорчивая, осторожная, добрая, вспыльчивая, отходчивая.

А у Вас были когда-нибудь неудавшиеся уроки? Расскажите про самый худший. Были. Очень плохо себя чувствовала, но нужно было объяснять новую сложную тему. Запуталась. Извинилась. Начала все сначала. Считаю, что не ошибается тот, кто не работает.

Сколько лет Вы посвятили колледжу? Не жалеете? А хотели бы поработать где-нибудь еще, кроме колледжа? В колледже работаю 15 лет, об этом не жалею. Нигде бы больше не работала, потому что постоянно новые ощущения и навал работы, работа - это всегда здорово! Да и с нашими учащимися всегда чувствую себя почти их ровесницей.

Ваше жизненное кредо . Всегда за!

Илюхин Валерий Николаевич, преподаватель допризывной подготовки



Все ребята, и это не секрет, стремятся быть лучшими, но не у всех получается. Кто он, лучший из учащихся? Как его определить? Дайте словесный портрет такого молодого человека или девушки. Лучший чаще всего определяется по умению, знаниям и хотению. Не можешь, но хочешь.

Назовите три-пять прилагательных, которыми вы можете описать себя? Прилагательное - это доска к двери, потому что приложена. Я сам себе оценку дать не могу. Моя оценка- это успеваемость моих учеников.

Какую самую оригинальную «отмазку» вы слышали от своих учеников? Задержался!

Какое Ваше жизненное кредо? Мое кредо – это уважение семьи.

С педагогами колледжа общались учащийся группы 117-ПС Камашинский Александр и учащаяся группы 113-БТ Стрейкиш Юлия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: