Зачем самки приматов кричат во время секса? Как сношаются обезьяны в природе


Карликовых шимпанзе с полной уверенностью можно назвать “интеллигентами среди обезьян”.

Тогда как у обычных шимпанзе все построено на доминировании самцов и проявлении агрессии, бонобо придерживаются принципов мирного сосуществования.




Бонобо - обезьяны весьма свободных нравов, в жизни которых одну из главных ролей играет секс.

В отличие от большинства представителей животного мира, сексуальные отношения для бонобо не ограничиваются необходимостью продолжить род, а являются важной составляющей их повседневной жизни.


Бонобо, если можно так выразиться, это “хиппи” среди человекообразных обезьян, живущие по принципу “занимайся любовью, а не войной”, так как они гораздо более сладострастны и менее воинственны, чем их близкие родственники шимпанзе.

Голландско-американский биолог Франс де Вааль, исследующий питомцев зоопарков, отмечает несдерживаемую сексуальность бонобо, а также их склонность к дружеским союзам (особенно между самками) на контрасте с битвами за доминирование (особенно между самцами) и межгрупповыми войнами у шимпанзе.


С Ваалем соглашаются и другие биологи, наблюдающие этих животных в неволе. Но в суровых условиях джунглей дела обстоят сложнее.

Живут бонобо небольшими коллективами, численностью до 100 особей.

Самки, не смотря на свои меньшие размеры в сравнении с самцами, обладают более высоким социальным статусом. Это связано с тем, что самки более организованные и сплоченные, чем самцы.


У обезьян бонобо отсутствуют особенности поведения обыкновенного шимпанзе, у них нет совместной охоты, частого применения агрессии для выяснения отношений и примитивных войн, они не обучаются языку жестов, хотя в неволе бонобо с легкостью оперируют различными предметами.

Проще говоря, в стаях бонобо - матриархат.


У бонобо нет вожака, как у других представителей приматов. Отличительной особенностью бонобо является и то, что во главе сообщества стоит самка.

Самки держатся группами, в которую входят детёныши до 5-6 лет. Самцы держатся отдельно, неподалёку.

Все или почти все агрессивные взаимодействия бонобо заменены… элементами брачного поведения! — доминирование самок у бонобо было выявлено в эксперименте с группами обезьян обоих видов (один самец и две самки) и при наблюдениях в природе.


Все обезьяны очень игривы, но бонобо еще и изобретательны в своих играх.

Детеныши с удовольствием корчат смешные рожицы и разыгрывают пантомимы, даже будучи наедине с собой.

Наблюдали, как бонобо развлекались следующим образом: обезьяна закрывала глаза руками или обрывком бананового листа и начинала вертеться, прыгать по кочкам или наскакивать на своих сородичей — до тех пор, пока не теряла равновесие и не падала.


В то же время бонобо гораздо сдержаннее в проявлении своих эмоций, чем шимпанзе. Разозленный чем-нибудь самец шимпанзе в гневе начинает швыряться камнями, ломать сучья и вырывать с корнем небольшие деревца.

Его соплеменники в это время предпочитают держаться подальше — им тоже может достаться… Самцы же бонобо, желая каким-нибудь образом “сорвать зло”, обычно просто бегают по земле, таская за собой пучок веток.

В группах бонобо первыми едят самки. Если самец протестует, самки объединяются для изгнания самца. Во время еды никогда не происходит потасовок, но обязательно спаривание перед едой.


Молодые самцы бонобо избавлены от суровой необходимости сплачиваться и вместе противостоять более старшим особям, отстаивая свое “место под солнцем”.

В сообществах, где лидеры — самки, за них разбираются матери. Не будучи любителями агрессивных стычек, бонобо отличаются чрезвычайно “чувствительной натурой”.

Секс у бонобо является самым важным (если не единственным) способом разрешения конфликтов.

То есть у бонобо не бывает ссор, драк и всевозможных “выяснений отношений”.

Лучший способ примирения - секс. Причем, доминирующее положение (как при всяком матриархате) занимают самки.


Казалось бы, что тут такого крамольного, почему ученые не сделали сразу достоянием всего общества свою информацию о поведении этого вида приматов?

Ведь с точки зрения развития социального общества у бонобо можно многому поучиться…

Многому возможно, но… далеко не всему.

Все дело в том, что среди бонобо нет места целомудрию, и все спариваются со всеми, нет никаких табу: самец может заниматься любовью с самкой, с другим самцом, с детьми обоих полов. То же относится и к самкам.

Самки занимаются сексом с детенышем, мать с сыном, но с возрастным ограничением — ему не должно быть больше 6-ти лет.

При встрече с другой стаей на пограничной территории самцы вступают в общение, а самки в сексуальные контакты с самцами чужой стаи.

Ревность из-за самки одного самца бонобо к другому заканчивается у них элементами брачного поведения по отношению друг к другу. О как!


Если одна из самок задает взбучку чужому детенышу, мамаша устремляется к обидчице и все опять же заканчивается генитальным контактом. Перед тем как приступить к еде, две самки бонобо обязательно вступают друг с другом в генитальный контакт.

Социальную структуру сообществ бонобо, в частности переход самок из группы в группу, также определяют половые контакты.

При желании влиться в новую группу юные самки бонобо вступают в генитальный контакт с двумя-тремя взрослыми самками.


Если внимание взаимно, претендентку принимают в члены ассоциации, хотя стабильное положение в группе она получает только после рождения первого детеныша.

Самцы бонобо обычно не переходят из группы в группу. Они остаются там, где родились, по мере взросления приобретая и удерживая за собой новый социальный статус.

Между всеми членами сообщества (за исключением ближайших родственников) и в любых сочетаниях наблюдается высокая частота половых контактов - обычно очень кратковременных и более напоминающих игровые демонстрации.

Это единственный представитель среди человекообразных обезьян, которые спариваются как и человек (в мессионерской позе).


И, кстати не только этим бонобо очень близки к людям.

Наблюдая за половыми оргиями бонобо, можно подумать, что камасутра входит в обязательное изучение с детских лет.

Абсолютно все виды секса им знакомы и практикуются совершенно спокойно.

Кстати, такое поведение бонобо нашло свое отражение и в их латинском названии - Pan paniscus, то есть маленький Пан.

Древнегреческий бог Пан являлся олицетворением разгульной жизни, весело проводя время в компании прекрасных нимф.


Ученые долгое время изучали причины таких серьезных различий в поведении двух ближайших родственников - бонобо и обычных шимпанзе, и пришли к выводу, что здесь главную роль сыграла обособленность местообитания бонобо.

Более скудная северная часть заставила обычных шимпанзе бороться за выживание, проявляя агрессию и силу.

Размножение


Несмотря на высокую частоту половых контактов, уровень воспроизводства в их популяциях невелик.


Самка рождает на свет одного детеныша с интервалом в 5-6 лет. Самки становятся половозрелыми к 13-14 годам.




Беременность, в среднем, длится на протяжении 240 дней. Мать кормит малыша в течение 3-х лет.




Дети на протяжении всей жизни поддерживают со своей матерью родственные отношения.


В феврале 1926 года, 90 лет назад, в Африку командировали советского биолога Илью Иванова — для того чтобы тот произвел искусственное оплодотворение самок шимпанзе семенем человека. Как ученый ставил свои знаменитые опыты и при чем здесь опера Шостаковича?


«Возьмите меня в качестве эксперимента»

«Осмелюсь обратиться к Вам с предложением. Из газет я узнала, что Вы предпринимали опыты искусственного оплодотворения обезьян человеческой спермой, но опыты не удались. Эта проблема давно интересовала меня. Моя просьба: возьмите меня в качестве эксперимента.

Умоляю Вас, не откажите мне. Я с радостью подчинюсь всем требованиям, связанным с опытом. Я уверена в возможности оплодотворения.

В крайнем случае, если Вы откажете, то прошу написать мне адрес какого-либо из иностранных ученых-зоологов», — такое письмо получил биолог Илья Иванов от жительницы Ленинграда в 1928 году.

Это послание — не единственное в своем роде: узнав о том, что ученый пытается скрестить человека с обезьяной, женщины со всего Советского Союза захотели поучаствовать в небывалом эксперименте.

Илья Иванович Иванов (1870-1932), выдающийся русский и советский биолог

Современному человеку Илья Иванов может казаться сумасшедшим, одержимым идеей создать некого мутанта. На самом деле ученый, считавшийся крупнейшим специалистом в области искусственного осеменения животных, еще в 1899 году начал выводить гибриды мыши и крысы, мыши и морской свинки, зебры и осла, антилопы и коровы. Окрыленный успехами, биолог предположил, что возможно с помощью искусственного осеменения создать гибрид человека и обезьяны.

Об этом Иванов рассказал во время своего выступления перед Всемирным конгрессом зоологов в австрийском городе Граце в 1910 году.

Неприемлемость опытов

В 1925 году идеями Иванова заинтересовался ректор Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана Николай Горбунов. Он считал, что созданный гибрид будет иметь «важное научное значение» и привлечет внимание всех стран к Советскому Союзу.

Сам Иванов неоднократно заявлял, что на Западе хотят скрестить человека с обезьяной, но боятся проводить подобные эксперименты «из-за неприемлемости опытов с точки зрения общепринятой морали и религии».

Кстати, советский биолог признавался, что не ему первому пришла идея создать небывалый гибрид. Илья Иванов прекрасно знал о том, что еще в 1908 году голландский натуралист Бернелот Мунс утверждал, что возможно поставить опыты по осеменению горилл и шимпанзе спермой человека. Мунс даже собирал деньги на экспедицию во Французское Конго (где и должно было произойти заветное скрещивание), а еще выпустил тематическую брошюру «Истина. Экспериментальные исследования о происхождении человека». Как считал голландец, обезьян лучше всего скрещивать с чернокожими — по его мнению, представителями «низшей» расы.

Как оглушали обезьян

Осенью 1925 года Николай Горбунов добился, чтобы Академия наук выделила $10000 для экспериментов Ильи Иванова в Африке. В феврале следующего года биолог отправился в командировку в Киндию — третий по величине город во Французской Гвинее. Вскоре после прибытия Иванов узнал, что на станции имелись лишь шимпанзе, не достигшие половой зрелости.

Тогда ученый вступил в переписку с губернатором Гвинеи и получил разрешение на проведение опытов в Конакри — административном центре страны.

В Конакри биолог отправился с сыном Ильей, который захотел помочь отцу в экспериментах. Иванов-старший лично следил за отловом взрослых обезьян.

«Методы ловли шимпанзе отличались откровенной грубостью, — пишет документалист Олег Шишкин. — Ночью население охотничьего поселка выслеживало обезьянье стадо. Затем, вооружившись вилами и граблями, аборигены загоняли шимпанзе на одиноко стоящее дерево и вокруг разводили костер. После того как шимпанзе, не видя иного выхода, бросался вниз, к нему подбегали африканцы и с помощью дубинок наносили серьезные удары. Оглушенное и искалеченное животное не могло сопротивляться охотникам, привязывавшим его конечности к двум жердям. Эти жерди несли на плечах четыре африканца».

Эксперимент не удался

В феврале 1927 года Иванов провел эксперимент по искусственному оплодотворению двух самок шимпанзе семенем неизвестных доноров-людей. А летом он провел осеменение еще одной обезьяны по кличке Черная.

Ни в одном из трех случаев беременность не наступила.

Биолог не терял надежды — теперь он предлагал оплодотворить женщин-добровольцев спермой самца шимпанзе. Впрочем, коллеги ученого не встретили эту идею с энтузиазмом.

«Кругом, кроме явного замешательства и даже хулиганского отношения, редко видишь хотя бы терпимое отношение к моим необычным исканиям, — писал Иванов в 1927 году. — Однако я не сдаюсь и, наплевав на выходки наших «старцев» и их подхалимов, продолжаю добиваться возможности начатые опыты довести до более солидного числа и получить ответ на поставленные вопросы. Веду переговоры и надеюсь получить поддержку там, где, если нет академического колпака на голове, есть здравый смысл и отсутствие профессиональной нетерпимости».

Планам Иванова не суждено было сбыться — вскоре ученого подвергли политической критике и сослали в Алма-Ату, где он умер от кровоизлияния в мозг.

«Душно мне, душно, под шкурой зверя душно»

Эксперименты советского биолога нашли культурное воплощение — в частности, знаменитый композитор Дмитрий Шостакович начал писать оперу «Оранго», главным героем которой выступал гибрид человека и обезьяны. Кстати, Шостакович был лично знаком с Ивановым и даже посещал его научную станцию в Сухуми в 1929 году, за несколько лет до гибели ученого.

По замыслу композитора, получеловек-полуобезьяна появился в результате смелого биологического эксперимента. Но героя не стали держать в лаборатории: он вышел на свободу, занялся журналистикой, принял участие в Первой мировой войне, женился и даже попробовал себя в качестве шпиона.

«Зевни, Оранго!», «Душно мне, душно, под шкурой зверя душно», «Настя танцует и успокаивает Оранго» — так должны были называться эпизоды оперы.

По неизвестным причинам Шостакович написал лишь пролог музыкального произведения.

Особенности и среда обитания шимпанзе

Шимпанзе в их привычной среде обитания встречаются с каждым годом все в меньшем количестве. Относительно немногочисленные популяции в настоящее время можно встретить в тропических лесах Африки.

Вес взрослого представителя вида достигает 60-80 килограмм, при этом рост разнится в зависимости от пола — самки — до 130 сантиметров, самцы — до 160. Существует отдельный видкарликовый шимпанзе , чьи параметры гораздо скромнее.

Все тело приматов покрывает густая коричневая шерсть, кроме некоторых частей, а именно — пальцев, лица и подошв стоп. На фото шимпанзе можно рассмотреть хитрые карие глаза.

При этом подрастающие представители рода шимпанзе имеют небольшую область белых волосков на копчике, которые впоследствии заменяются коричневыми.

Такая, казалось бы, мелочь играет важную роль в становлении поведения примата — пока волосы на копчике остаются белыми, малышу прощают все шалости и снисходительно относятся к его неудачам. Как только волосы темнеют, его воспринимают наравне с остальным взрослыми особями в группе.

Характер и образ жизни шимпанзе

В основном обезьяны шимпанзе — лесные жители. Поедая растительность, они ведут неспешную размеренную жизнь, перемещаясь между деревьями, общаясь друг с другом и отдыхая в гнездах. Единственная ситуация, способная вывести этот спокойный поток из привычного русла — появление врага.

Как только одна из группы замечает приближение хищника, она начинает кричать и визжать, давая сородичам информацию о том, что всем грозит опасность. Максимальной возбужденности и ужаса достегает группа приматов, на пути которой встречается даже небольшая змея.

Отношения между представителями одной группы — залог спокойной жизни шимпанзе. Какой социальный статус занимает та или иная обезьяна — важный вопрос.

Посредством общения они могут уберечь друг друга от опасности, более плодотворно искать злачные места для приема пищи. Молодняк учится, внимательно наблюдая за поведением взрослых особей. Девушки узнают, как правильно кормить и оберегать детенышей, юноши — какими жестами и движениями можно добиться уважения в группе.

Таким образом, посредством подражания молодняк учится основным нормам поведения, которые сначала воспринимает, как игру, а затем постепенно переходит во взрослую жизнь уже с полным набором «правил этикета».

Жизнь в группе не только помогает шимпанзе эффективнее добывать пищу, защищаться и воспитывать потомство. Ученые доказали, что у обезьян, живущих в одиночестве, хуже происходит обмен веществ, снижен аппетит, общие показатели здоровья гораздо ниже, нежели у представителей сообществ.

Шимпанзе и человек отлично уживаются вместе


Именно из-за социального характера, шимпанзе и человек легко могут жить вместе. Если примат попал в человеческую семью еще малышом, он с легкостью принимает все поведенческие повадки людей, и сам учится вести себя также.

Шимпанзе можно научить пить и есть с помощью приборов, одеваться, ходить и жестикулировать как человек. Кроме того, ученые считают, что особи, которые провели в тесном окружении людей всю жизнь, способны с легкостью воспринимать человеческую речь и даже общаться с людьми с помощью языка жестов.

То есть, встретить говорящую обезьяну вполне реально, только выражаться она будет с помощью подвижных пальцев. В интернете можно встретить много шимпанзе ботов , которые генерируют речь обезьяны с помощью компьютерной программы, однако, это всего лишь боты, ничего общего с живыми приматами они не имеют.

На фото детеныш шимпанзе


В плане воспитания и легкости обучения более податливыми и смышлеными считаются самцы шимпанзе, в тоже самое время именно самцы могут нести скрытую угрозу человеку, так как инстинкты доминирования никто не отменял. Самки считаются менее сообразительными, но более преданными.

Питание шимпанзе

Основными продуктами питания шимпанзе являются плоды и зеленые части растений. При этом плоды — сочные фрукты — корневые части и овощи едят только в период крайней нужды.

С учетом большого веса приматов и употребляемыми продуктами питания, для поддержания формы им необходимо есть большую часть времени. Именно этим они и занимаются — проворно перемещаясь среди густых деревьев, шимпанзе ищут свежие плоды.

Если представитель группы наткнулся на подходящее дерево, он сообщает об этом остальным. В зависимости от сезона время, которое обезьяна проводит за приемом пищи составляет от 25 до 50% всего времени бодрствования примата.

Кроме зеленых частей и плодов растений, шимпанзе могут поедать мягкую кору и сердцевину стеблей, кроме того, в весенний период приматы в большом количестве поглощают цветочные лепестки. Что касается орехов — большинство шимпанзе не являются их любителями, хотя, кончено, бывают и индивидуальные исключения.

Мнения ученых разнятся относительно употребления живой пищи. Так, некоторые эксперты придерживаются теории, что шимпанзе едят мелких животных и насекомых, однако, в небольшом количестве и только осенью. Другие же считают, что подобные деликатесы присутствуют в рационе приматов постоянно.

Размножение и продолжительность жизни шимпанзе

У шимпанзе не наблюдается статичного периода размножения — случится это может в любой день в любое время года. Беременность самки длится около 230 суток, то есть, 7,5 месяцев.

В большинстве случаев самка рожает одного детеныша и активно занимается его защитой и воспитанием. С учетом того, что появляется на свет почти беззащитной, без заботы матери выжить шансов у нее нет.

В этом поведение приматов очень похоже на поведения человека. Малыш появляется на свет со светлой негустой шерстью, которая только со временем сменяется темной.

Мать тесно связана с детенышем и первые несколько месяцев не выпускает его из рук, перенося его на спине или животе. Затем, когда маленькая обезьянка способна передвигаться сама, мать дает ей некоторую свободу, разрешая играть и резвиться с другими детьми и подростками, либо со взрослыми представителями группы.

Таким образом их отношения строятся еще несколько лет, до полного созревания детеныша. Самки обычно становятся взрослыми, то есть, готовыми к спариванию, в период с 6 до 10 лет, самцы — примерно на 6-8 году жизни.

В дикой природе средняя продолжительность жизни здоровой шимпанзе — до 60 лет, хотя такие долгожители встречаются редко, так как лес полон опасностей, а чем обезьяна старше, тем сложнее ей их избежать.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: