Cочинение «Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказе.  Образ старухи Изергиль - Сочинение по литературе

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)

(1868 - 1936)

Рассказ «Старуха Изергиль» (1895)

  • Рассказ написан осенью 1894 года, относится к раннему (романтическому) периоду творчества М.Горького.
  • Опубликован в «Самарской газете» в 1895 году.
  • В рассказе отразились воспоминания Горького о Бессарабии.

Жанровое своеобразие и идея

  • Жанровая природа рассказа «Старуха Изергиль» неоднозначна.
  • Трёхступенчатая композиция выводит рассказ за рамки традиционного жанра.
  • Две легенды (автор называет их сказками), сюжетно изолированные, комментируются и оцениваются героями.
  • Композиция раскрывает идею произведения: от образа эгоиста Ларры - через образ старухи Изергиль (идея гедонизма) - к образу альтруиста Данко.

Сюжет и композиция

Основные сюжетные линии

Глава I. Легенда о Ларре

Глава II. История жизни Изергиль

Глава III. Легенда о Данко

Три сюжета объединены, идейно и художественно, типом сильной личности и темами свободы, нравственного выбора, подвига. Единство повествованию придаёт рамочный сюжет, «рассказ в рассказе».

Рамочный сюжет

  • Вечерний разговор рассказчика со старухой Изергиль после сбора винограда на морском берегу в Бессарабии.
  • Рассказы Изергиль мотивированы сюжетными элементами: легенда о Ларре - мелькнувшей в степи тенью; история любовных приключений рассказчицы - пением, доносящимся с берега; легенда о Данко - появлением в степи таинственных голубых огоньков, которые Изергиль считает искрами его сердца.

Два рассказчика

Образ Ларры

  • Ларра - сын женщины и орла («глаза его были холодны и горды, как у царя птиц» ). Он отличается гордостью, имя, которое значит «отверженный», он получает после изгнания из племени.
  • Ларра совершает преступление - убивает красивую девушку за то, что она оттолкнула его.
  • В разговоре со старейшинами племени раскрывается индивидуалистическая философия Ларры: он желает только брать, но ничего не отдавать взамен. На слова о том, что девушка не принадлежит ему, Ларра отвечает: «Разве вы пользуетесь только своим?».
  • «Ему сказали на это, что за всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым».
  • Наказанием для Ларры становится его же свобода, обрекающая его на полное одиночество: «Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему - в нём самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!». Это подтверждают громом небесные силы. В итоге Ларра обречён на бессмертие и вечное одиночество.
  • Сначала Ларра со смехом принимает своё наказание: он становится свободным подобно своему отцу. «Но отец его - не был человеком…А это - был человек». Жизнь без других людей оказывается невыносимой: Ларра жаждет смерти, но не может умереть.

Образ Данко

  • Данко - красивый и смелый юноша. Когда его племя, изгнанное врагами в лес, где люди гибли от смертоносных испарений болот, уже готово было сдаться в плен, Данко берётся вывести людей на свободу. «Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня».
  • В пути люди стали роптать на Данко. Он упрекнул их: «А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!».
  • Разъярённые словами Данко, люди решаются убить его. «Данко смотрел на тех, ради которых он понёс труд, и видел, что они - как звери».
  • Но негодование Данко сменяется мучительной жалостью и любовью к людям. От этого чувства в груди его загорелось сердце. Он вырывает своё горящее сердце и освещает им дорогу.
  • Когда Данко выводит людей из леса, все забывают о нём. Данко умирает. «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»

Оппозиция героев

Данко

Ларра

На первое место ставит счастье и благополучие людей: жертвует собственной жизнью ради спасения людей

На первое место ставит личные потребности: лишает людей жизни и свободы, чтобы быть свободным самому

Осознание человеческой слабости вызывает жалость и желание помочь

Осознание человеческой слабости и собственной исключительности вызывает презрение к людям

Герой: совершает подвиг

Антигерой: совершает преступление

Сильные личности, соотносимые со «сверхчеловеком» Ницше: ценят свободу, одиноки

Истории обоих заканчиваются трагически

Образ Изергиль

  • Рассказ о жизни Изергиль занимает центральное место, именно её именем названо произведение.
  • На фоне обрамляющих историю Изергиль легенд о Ларре и Данко рассказ старухи о своей жизни приобретает легендарное звучание.
  • Ларра и Данко - фигуры яркие, но условные и обобщённые. Изергиль, живущая страстями, воплощает тип сильной личности в реальности.
  • Больше всего ценит свободу, она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о подвиге: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».

Краткое сочинение на тему «Старуха Изергиль: образ героини»

Композиционно «Старуха Изергиль» делится на три части: легенда о Ларре, жизнь самой Изергиль и легенда о Данко. И центральной частью рассказа является именно автобиография старухи, из истории которой мы видим, как она пришла к идеям свободолюбия и «умению жить». Образ её противоречив: она делится с автором большим количеством приятных и неприятных воспоминаний, говорит о великих людях и великой жизни, но не испытывает ни радости, ни горя, ни воодушевления. «Черные глаза были все-таки тусклы, их не оживило воспоминание»,- говорит рассказчик.

Рисуя внешность Изергиль, автор подчеркивает её старческую безобразность, используя для этого соответствующие тропы: «сухие, потрескавшиеся губы», «сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы», «черные ямы» на щеках, лицо, «изрезанное морщинами». Он сравнивает её с живым скелетом. И это очень показательное изображение. Сама старуха говорит ему следующие слова: «Здоровья всегда хватит на жизнь. Здоровье! Разве ты, имея деньги, не тратил бы их? Здоровье - то же золото»,- и свое «золото» она истратила почти полностью, не жалея об этом и спокойно принимая свой внешний вид, «иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, - тоже почти тень.»

Основная характеристика Старухи Изергиль — повествование об многих историях ее любви, каждая из которых разная и по-своему раскрывает характер героини. Еще девушкой она была искренней и честной: если любила, то бросалась в омут с головой, если охладевала, то ничего не заставило бы её быть рядом с нелюбимым: ни увещевания, ни угрозы. Она говорит: «Сначала все уговаривал меня и грозил бросить в воду, а потом - ничего, пристал к ним и другую завел…». У Горького все цыганки такие: что дочь Макара Чудры, Нонка, что горделивая Радда — скорее умрут, чем будут в неволе. При этом такие женщины — не чета обычным. Они активные, жизнелюбивые, деятельные, хотят чувствовать вкус жизни, до конца испить её чашу, а не прозябать на шее у мужчины, угождая ему или воспитывая детей.

«А то еще турка любила я. В гареме у него была, в Скутари. Целую неделю жила, - ничего… Но скучно стало…- всё женщины, женщины… Восемь было их у него… Целый день едят, спят и болтают глупые речи… Или ругаются, квохчут, как курицы…» – рассказывает героиня. Такие женщины сильны духом и подготовлены к жизни, они порывистые и легкие на подъем, но в то же время сохраняющие свою честь и руководствующиеся своими желаниями: «Да, выгнала я его, хотя он и говорил, что продал все земли свои, и дома, и коней, чтобы осыпать меня золотом». Позже старуха рассказывает про «рубленого поляка», который оказался ей милее богатого и щедрого пана, потому что первый был очень похож на старуху по мироощущению и пониманию.

Она понимает и осознает, что такое героизм, и точно знает, что для нее важнее: оставить после себя тень или жить скучно, пусть и купаясь в золоте. «В жизни всегда есть место подвигам»,- самая знаменитая фраза Изергиль, которая красной нитью проходит через все произведение. Именно эта мысль объединяет все истории старухи. Мысль о свободе, собственном пути, силе духа и жажде жизни. «Красивые всегда смелы»,- мудро заключает Изергиль, но, наверное, более верным будет сказать, что смелые всегда красивы. Она отжила свой век так, как смогла и посчитала нужным, пробуя на вкус всю его сладость и горечь, «таких две жизней за одну», как писал Лермонтов. Это самый чистый романтизм, которому все же, как и подвигам, есть место в нашей жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Раннее творчество М.Горького является ярким примером нового романтизма. Писатель воскрешает принципы, которые остались в прошлом, в середине 19 века. Снова становится актуальным исключительный герой, обладающий какими-то особыми качествами. Именно таким является образ старухи Изергиль.

Произведение "Старуха Изергиль" представляет собой повествование в рассказах. Начинается он с описания природы и общей ситуации. Автор-повествователь разговаривает со старухой Изергиль, именно она поведала ему две интересные легенды.

Легенда о Ларре

Это история о том, как на Земле появилась тень. Некогда из племени сильных людей орел похитил девушку, он жил с ней, как с женой, а после его смерти она вернулась домой. Юноша, который сначала вызвал всеобщий страх, ничем не отличался от людей. Но он был очень горд и презирал всех. Он хотел заполучить дочку старейшины, но та отвергла его. Разъяренный Ларра хладнокровно убил ее. Никто не смог придумать лучшего наказания, чем изгнать Ларру. Через некоторое время оказалось, что он бессмертен. Время и скитания истощили его плоть, в итоге он превратился в тень. Сквозь рассказ отчетливо проступает образ старухи Изергиль. Она повествует о событиях с особым упоением, кажется, что она и действительно верит в подлинность этой истории.

История Изергиль

В этой части произведения нет вымышленных событий, лишь реальная история жизни старой женщины, прошедшей много испытаний, немало увидевшей в жизни. Образ старухи Изергиль очень противоречив. В ее жизни было так много мужчин, что ее легко можно осудить. Однако автор с удовольствием слушает ее рассказ, ведь в нем столько жизни и энергии. Она работала пряхой в юности, но такая жизнь не могла понравиться подвижной девушке. В итоге она убежала из дома со своим возлюбленным, но потом от него ушла к другому. Она жила с гуцулом, военным, русскими и поляками, с молоденьким турецким мальчиком... Всех она любила, но никого не хотела видеть Простодушие героини подкупает, она ни на секунду не задумывается о морали, говоря лишь о том, что человек должен узнать жизнь, быть открытым для нее. Поэтому жизнь современной молодежи ей кажется неправильной.

Легенда о Данко

Самый важный в рассказе - это образ Данко. Старуха Изергиль рассказывает о нем в последнюю очередь, говоря с явным восхищением, торжественно и звучно. Данко был из племени сильных людей. Однажды на них напали, люди вынуждены были перейти на болото, по одну сторону которого были враги, а по другую - Опасаясь за свои заветы, люди не шли войной. У них появилась мысль о том, чтобы сдаться в плен. Но смелый юноша Данко повел людей через лес. Тяготы пути были не под силу племени, они начали роптать на Данко, грозились его убить. Но он так любил людей, что не мог выносить их упреков. Он разорвал грудь и вынул горящее сердце (загорелось оно от желания помочь). Освещая путь, Данко вывел племя из леса, а сам упал мертвый. Но никто этого не заметил. Какой-то "осторожный" человек наступил на еще пылающее сердце, искры от него и по сей день видны в степи перед грозой. Эта легенда - гимн человеческой храбрости и мужеству. Не будет преувеличением сказать, что именно данный рассказ является в произведении центральным.

Внешность Изергиль

Анализ образа старухи Изергиль невозможно провести, не описав ее внешность. Она была такой старой, что кожа была сморщенной и сухой, казалось, что она может просто разорваться на лоскуты, настолько глубоко прорезали ее морщины. Не раз упоминает Горький о том, что голос ее звучал хрипло, как скрип, даже он был старым. Все это говорит о том, что старуха Изергиль являет собой пример опытности и житейской мудрости.

Значение образа

Образ старухи Изергиль значим для понимания идейного замысла рассказа. Горький стремился найти в человеке что-то особенное, он не был доволен тем, как живут его современники. Его огорчала некая инертность, сопряженная с желанием добиться выгоды, устроить себе "теплое" местечко и спокойную жизнь. Свою мысль он вкладывает в уста старухи, которая говорит, что нет больше прежнего героизма и Кроме того, русских старуха не понимает из-за их угрюмости и серьезности. Неслучайно писатель не просто пересказывает легенду, а вводит образ старухи Изергиль. В рассказах М. Горького раннего периода такие герои не были редкостью. Макар Чудра, герой одноименного рассказа, выражает схожее мнение по поводу жизни Он тоже стар, много повидал на своем веку и составил свое представление о смысле человеческой жизни.

Художественное своеобразие рассказа

Образ старухи Изергиль значим и для структуры, и для формы произведения. Ведь благодаря этой героине повествование становится разнородным, многослойным. Сначала мы слышим голос автора-повествователя, который общается с Изергиль. При этом используется Но когда вступает в дело героиня, все меняется. Новая стилистика, иные речевые обороты. Горькому удивительно точно удается копировать манеру разговора старой простой женщины. Именно потому, что легенды рассказывает сама Изергиль, они становятся еще более интересными. Не стоит забывать о том, что в рассказе соблюдены практически все принципы романтизма. Пейзаж, который открывает произведение, - это море и степь, место, где есть разгуляться сильной натуре, они символизируют свободу. Ночь, тени, искры придают ситуации некую загадочность. А главный признак романтизма - три необычных героя. Изергиль - воплощение жизненной энергии. Ларра совместил в себе все человеческие пороки. А Данко - это олицетворение смелости, добра и человеколюбия.

Итак, какую роль играет образ старухи Изергиль в одноименном рассказе? Самое главное - то, что в ее уста вложена идея Горького о правильной человеческой жизни, в которой нет места узким рамкам, ограниченности, скуке и безделью.

В 90-е годы XIX столетия происходит резкое ускорение капиталистического развития страны. Миллионы людей, прежде всего крестьян, оказываются обезземеленными, обездоленными, оторванными от родных мест. Этот процесс был мучительным, но он вел к изменению образа жизни населения.

Эту ломку привычных устоев и вызванную ими интенсивность духовной жизни человека Горький почувствовал острее, чем его современники. Свое представление о новом мироощущении, рождающемся в народной среде, он и воплотил в своих романтических произведениях. Таков рассказ «Старуха Изергиль», анализ которого мы проведем.

В этом произведении романтические легенды органично сплавлены с современной Горькому народной жизнью. Жизнь, богатая событиями, страстями, мятежным несогласием с предначертанным, с принципами умеренности и аккуратности отличает главную героиню рассказа.

Жизнь ее полна героики, неукротимого стремления к свободе. На ее глазах сражались и умирали за свою свободу солдаты революционной Польши, она знала и любила «одного достойного пана с изрубленным лицом» — поляка, который «воевал за греков», она осуждала русских, ходивших бить мадьяр». Изергиль, возможно, была свидетельницей кровавого подавления революции в Венгрии войсками Николая I. Наконец, старуха рассказывает, как сама помогала бежать из плена восставшим полякам.

Подстать истории ее жизни и те легенды, которые она рассказывает проходящему. В отличие от «были» Макара Чудры, где в романтическом освещении давались, хотя и необычные, но все же реальные факты действительности, повествования Изергиль о Ларре и Данко выделяются как поистине сказочные.

Гиперболизация факта в «были» Макара Чудры не переходила границ возможного. На это, в частности, указывает то, что рассказчик мог показать себя свидетелем драмы, разыгравшейся между Лойко и Раддой. Иное дело — легенды старухи Изергиль. Преувеличение здесь явно выходит за пределы реальности, и говорить в данном случае следует уже не о романтическом освещении действительности, а о сказочности, которая выражается прежде всего в повествовании о событиях фантастического характера.

В первой из легенд, которые рассказывает Изергиль, повествуется о трагической судьбе сына женщины и орла — Ларры.

Образ Ларры («Старуха Изергиль»)

Этот юноша, незнакомый с законами того племени, откуда была родом его мать, и привыкший считать себя лучшим, вступает в конфликт с племенем, которое потребовало от него уважать свои законы и обычаи. Но Ларра сам хочет повелевать, везде и во всем признавая только свое желание, свою волю, свое право сильного. И потому он отказывается подчиниться этому требованию, и в результате трагического столкновения с людьми был осужден ими на вечное одиночество. Справедливость такого суда, по словам Изергиль, подтвердили сами небеса. Вот до чего может довести человека гордость и вот как могут покарать гордеца Бог и люди! — хочет сказать она.

Как проходящий, так и сам автор, конечно, не могли принять ни эгоизма, ни индивидуализма Ларры. В критике справедливо отмечалось, что образом Ларры Горький полемизировал с философией Ницше и Шопенгауэра, проповедовавших презрение сверхчеловека к толпе, народу, право «сильной личности» на преступление, насилие, неподсудность и т. п. Однако, если попытаться глубже вникнуть в суть изображения трагического конфликта Ларры с людьми племени, то вопрос о полемике предстанет во всей своей сложности. Писатель оспаривал не только реакционные идеи Ницше и Шопенгауэра, но и многие косные народные понятия о жизни, о герое, которым следует старуха Изергиль.

Осуждая Ларру, Изергиль заключает, что он был поражен за гордость. Естественно, что писатель не склонен был безоговорочно соглашаться с осуждением человека за гордость. Ведь гордость в характере персонажа могла сочетаться с его вольнолюбием, уважением прав на свободу других. Полемизируя с Изергиль, писатель (и вместе с ним проходящий) как бы хотел сказать: Ларра был поражен не за гордость вообще, а за гордость индивидуалиста и эгоиста.

Старуха Изергиль не поняла сущности характера Ларры, осудив его за гордость (за гордость вообще!). А если учесть при этом, что гордость была присуща и ей самой, то станут вполне понятными слова автора, сказанные им о старухе: «И стало, почему-то, страшно жалко ее. Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а все-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота». Ведь по-своему поняв причины трагедии Ларры и осудив его за стремление быть независимым, гордым, она осудила и самое себя. Естественно спросить: почему же так получилось? Ответ на это дает следующая за легендой история жизни Изергиль, которую старуха рассказывает проходящему.

Образ старухи Изергиль

В критике уже достаточно подробно говорилось о свободолюбии горьковской героини, ее способности «пожертвовать собой». Но в том еще не вся правда, как это ни странно, при всей любви к независимости, свободе, при всем осуждении проходящего за отрыв от людей, сама-то Изергиль по духу своему эгоистична и внутренне была мало связана с теми людьми, среди которых жила.

Ее все время влечет к сильным, героическим натурам, ее симпатии всецело на стороне этих борцов за свободу. Но, будучи сама гордой, красивой и сильной, она и других людей ценит, прежде всего, за эти качества. Те же политические идеалы, за которые боролись любимые ею люди, гораздо менее интересовали ее. Этим, думается, можно объяснить то, что Изергиль могла полюбить не только «достойного пана», сражавшегося с «турецкой тиранией» за свободу греков, но и деспотичного богача-турка.

Идеалом жизни горьковской героини была свободная любовь, которую она ставит превыше всего. И с тем, кто пытался в этом ущемить ее права, Изергиль обходилась решительно и сурово. Так было с «маленьким полячком», сказавшим ей «гордое, обидное слово», за что рассерженная женщина сбросила того с моста в реку, так было с паном Аркадэком, которому она «дала... пинка ногой и ударила бы его в лицо, да он отшатнулся», — за то, что он хотел любить Изергиль в благодарность за избавление из плена.

Однако и сама Изергиль в своей любви оказалась эгоистичной. Поцелуи ее нередко приносили людям страданье, вели их к гибели. Но на это Изергиль смотрит как на что-то обычное, мало интересное ей, то и дело позабывая досказать проходящему печальную историю судьбы своего бывшего возлюбленного. И понятно, ибо в любви она «для себя лишь хочет воли».

В отличие от легенд история жизни Изергиль вполне реальна, но дается она в романтическом освещении. Подобно Макару Чудре старуха не скупится на похвалы себе и своему времени. Она, как и Чудра (только в большей степени), гиперболизует факт. Этому служат и возвышенно-риторический стиль повествования Изергиль со множеством афоризмов и лирико-философских отступлений, например, рассуждение о жизни и подвигах, и красочное описание ее возлюбленного, и умолчание — до поры до времени — о том отрицательном, что было в них.

Во всем рассказе, и особенно там, где говорит непосредственно сама Изергиль, — а говорит в основном она одна, — преобладает приподнято-«философический» стиль повествования.

Изергиль хочет показать себя как пример для подражания, но характер ее весьма противоречив. В этом смысле очень показателен конец ее рассказа о своей жизни: «И вот уже около трех десятков лет живу здесь... Был у меня муж, молдаванин; умер с год тому времени. И живу я вот! Одна живу... Нет, не одна, а вон с теми».

Эта оговорка отнюдь не случайна. Она лишний раз говорит о глубокой противоречивости характера героини, ее индивидуализме и эгоизме.

Тем не менее, проходящий, желая в том окончательно убедиться, просит старуху рассказать уже известную ему легенду о горящем сердце Данко. «Я слышал, — говорит проходящий, — кое-что раньше о происхождении этих искр (от горящего сердца Данко), но мне хотелось послушать, как расскажет о том старая Изергиль».

Образ Данко («Старуха Изергиль»)

Данко изображается старухой человеком сильным, смелым, но стоящим как бы вне коллектива, толпы. На своих соплеменников он смотрит свысока. Все это, — если и далее последовать за рассказчицей, — в какой-то степени позволяет сближать Данко с персонажем другой легенды — Ларрой. Что же касается различия в их судьбах, то оно опять-таки могло быть объяснено тем, что в сказании о Ларре коллектив изображался как «могучее племя людей», в легенде же о Данко коллектив племени оказывался каким-то слабым, беспомощным в постигшей его беде: все «хотели идти к врагу и принести ему в дар свою волю, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни...». Но тут, говорит Изергиль, «явился Данко и спас всех один». Это «явился» — очень характерно для ее понимания героя. Данко точно явился откуда-то, хотя дальше Изергиль поясняет: «Данко — один из тех людей...» И затем — не люди, которые, усомнившись в способности героического соплеменника вывести их из мрака лесов и болот, как звери, набросились на него, не люди, а именно он — Данко «спас всех один».

Вся легенда о Данко в изложении Изергиль выдержана в одном тоне. Ради спасения людей герой жертвует собой и умирает, «не прося у них ничего в награду себе».

Но было бы, конечно, неверным, исходя из той оценки, которую дает Изергиль, считать Данко индивидуалистом или противоречивой по своему характеру личностью. Содержание легенды дает основание говорить о Данко, как о цельной героической личности, верной интересам своего народа, живущей с народом одними помыслами. Обращает на себя внимание тот факт, что племя без колебаний выбрало Данко вожаком похода, от которого зависела судьба всех. И не своей красотой, как считает старуха Изергиль, а своей смелостью и решительностью Данко заставил людей поверить в него и в самих себя. «Во мне есть мужество вести, вот почему я повел вас!» — говорит он людям племени. Сквозь суровый и осуждающий тон повествования старухи Изергиль невольно прорывается живое народное сказание о человеке, отдавшем жизнь за народ, и о народе, вместе с ним идущим к царству света и свободы.

Функции романтических легенд

Образы романтических легенд значительны и сами по себе. Но Горькому они нужны, прежде всего, чтобы охарактеризовать мироощущение реального человека. То восхищение, с которым Изергиль повествует о подвигах, о самоотверженности, о вольнолюбии, о бескорыстии и активности, и то негодование, которым проникнуто ее отношение к бесславному прозябанию, эгоизму, рабству, свидетельствует о ее собственном стремлении к свободе, показывает, что в душе человека живет жажда нового, прекрасного, что человек этот не ощущает себя пассивной жертвой обстоятельств.

Романтические мироощущение героев проявляется не только в том, что они рассказывают, но и в том, как они рассказывают. С позиций идеала они рассматривают мир как соотношение только двух категорий: возвышенного и низменного. При этом они не склонны к объективному восприятию и изложению фактов. Доходя до преувеличения, до крайности, они защищают то, что им представляется прекрасным, и так же, доходя до крайности, до преувеличения, отрицают то, что представляется безобразным. Поэтому образы легенд отмечены печатью поэтической условности, необычности и односторонности: каждая воплощает одно какое-то начало в его исключительном выражении. Так, Ларра — символ эгоизма, возведенного в такую крайнюю степень, что герой способен убить девушку, которая пренебрегла его желанием. Ему противопоставляется Данко, герой, являющийся воплощением любви к людям, любви столь самоотверженной, что она заставляет его пожертвовать своей жизнью. На этом завершим анализ рассказа «Старуха Изергиль».

Рассказ Горького «Старуха Изергиль» - легендарное произведение, написанное в 1894 году. Идейность данного рассказа полностью соответствовала мотивам, доминирующим в раннем романтическом периоде творчества писателя. Автор в своих художественных поисках пытался создать концептуальный образ человека, который готов идти на самопожертвования, ради возвышенных гуманных целей.

История создания произведения.

Считается, что произведение было написано осенью 1894 года. Дата основана на письме В. Г. Короленко члену редакционной комиссии «Русские ведомости».

Впервые рассказ был напечатан спустя год в «Самарской газете» (номера 80, 86, 89). Примечательно, что данное произведение стало одним из первых, где особо ярко проявляется революционный романтизм писателя, усовершенствованный в литературной форме немного позже.

Идейность .

Писатель пытался пробудить веру человека в будущее, настроить аудиторию на позитивный лад. Философские размышления главных героев носили конкретный нравственный характер. Автор оперирует такими базовыми понятиями, как правда, самопожертвование и жажда свободы.

Важный нюанс: старуха Изергиль в рассказе представляет собой довольно противоречивый образ, но, тем не менее, преисполненный высокими идеалами. Автор, воодушевленный идеей гуманизма, пытался продемонстрировать силу человеческого духа и глубину души. Несмотря на все тягости и лишения, вопреки сложностям натуры, старуха Изергиль сохраняет веру в высокие идеалы.

По сути, Изергиль является олицетворением авторского начала. Она же неоднократно подчеркивает первостепенность человеческих поступков и их величайшую роль в формировании судьбы.

Анализ произведения

Сюжет

Историю рассказывает старая женщина по имени Изергиль. Первым следует рассказ о горделивом Ларра.

Однажды молодую девушку похищает орел. Соплеменники долго ищут ее, но так и не находят. Спустя 20 лет она сама возвращается в племя вместе со своим сыном. Он красивый, смелый и сильный, с горделивым и холодным взглядом.

В племени юноша вел себя надменно и грубо, демонстрируя презрение даже к самым пожилым и уважаемым людям. За это соплеменники разгневались и выгнали его, обрекая на вечное одиночество.

Ларра долгое время живет один. Время от времени он ворует скот и девушек у бывших соплеменников. Отверженный мужчина редко показывается на глаза. Однажды он подошел слишком близко к племени. Самые нетерпеливые мужчины бросились ему навстречу.

Приблизившись вплотную, они увидели, что Ларра держал нож и пытался себя им убить. Однако лезвие даже не повредило кожу мужчины. Стало понятно, что мужчина страдает от одиночества и мечтает о смерти. Убивать его никто не стал. С тех пор по миру бродит тень красивого юноши со взглядом орла, который не может дождаться своей кончины.

О жизни старухи

Старая женщина рассказывает о себе. Когда-то она была необычайно красива, любила жизнь и наслаждалась ею. Она влюбилась в 15 лет, но не испытала всех радостей любви. Несчастные отношения следовали один за другим.

Однако, ни один союз не принес тех трогательных и особых моментов. Когда женщине исполнилось 40 лет, она приехала в Молдавию. Здесь она вышла замуж и прожила последние 30 лет. Сейчас она вдова, которой остается лишь вспоминать о былом.

Как только наступает ночь, в степи появляются загадочные огоньки. Это искорки от сердца Данко, о котором начинает рассказывать старуха.

Когда-то в лесу жило племя, которое изгнали завоеватели, вынудив жить возле болот. Жизнь была тяжелой, многие члены общины стали умирать. Чтобы не покорятся страшным завоевателям, было принято решение искать выход из леса. Смелый и отважный Данко решился возглавить племя.

Тяжелый путь изматывал, а надежды на скорое решение проблемы не было. Никто не захотел признать своей вины, поэтому все решили обвинить молодого вождя в его невежестве.

Однако, Данко так жаждал помочь этим людям, что почувствовал в груди жар и огонь. Неожиданно он вырвал свое сердце и поднял над головой, как факел. Оно осветило путь.

Люди поспешили покинуть лес и оказались среди благодатных степей. А молодой вождь пал мертвым на землю.

Кто-то подошел к сердцу Данко и наступил на него. Темную ночь осветили искорки, которые можно увидеть до сих пор. Рассказ заканчивается, старуха засыпает.

Описание главных героев

Ларра - горделивый индивидуалист с непомерным себялюбием. Он является дитем орла и обычной женщины, поэтому не просто считается себя лучше остальных, а противопоставляет свое «Я» всему социуму. Получеловек, пребывая в обществе людей, стремится к свободе. Однако, получив желаемую независимость от всего и всех, испытывает горечь и разочарование.

Одиночество - самое страшное наказание, гораздо страшнее смерти. В пустоте вокруг самого себя обесценивается все вокруг. Автор пытается донести мысль, что прежде, чем требовать что-либо от окружающих, следует сначала сделать что-то полезное для других. Настоящий герой тот, кто не ставит себя выше других, а тот, кто может пожертвовать собой во благо высокой идеи, выполняя сложные мисси, важные для всего народа.

Таким героем является Данко. Этот мужественный и смелый мужчина, несмотря на молодость и неопытность, готов вести свое племя сквозь дремучие леса темной ночью в поисках светлого будущего. Дабы помочь своим соплеменникам Данко жертвует собственное сердце, совершая величайший подвиг. Он умирает, но обретает ту свободу, о которой только мечтает Ларра.

Особый персонаж - старуха Изергиль. Эта дама повествует не только о двух мужчинах с кардинально разной судьбой, но делится с читателем интересными рассказами из собственной жизни. Женщина всю жизнь жаждала любви, но тяготела к свободе. Кстати, ради своих возлюбленных Изергиль, как и Данко, была способна на многое.

Композиция

Композиционная структура рассказа «Старуха Изергиль» довольно сложная. Произведение состоит из трех эпизодов:

  • Легенда о Ларре;
  • Рассказ женщины о своей жизни и любовных перипетиях;
  • Легенда о Данко.

Первый и третий эпизод повествуют о людях, жизненная философия, мораль и поступки которых кардинально противоположны. Еще одна интересная особенность: рассказ ведут сразу два человека. Первый рассказчик - сама старуха, второй - неизвестный автор, дающий оценку всему происходящему.

Заключение

М. Горьких во многих своих романах пытался раскрыть ключевые аспекты человеческой морали, задумываясь о главных качествах типичного героя: свободолюбии, отваге, силе духа, смелости, уникальном сочетании благородства и любви к человечеству. Зачастую автор «оттенял» ту или иную свою мысль, используя описание природы.

В рассказе «Старуха Изергиль» описание пейзажей позволяет показать красоту, возвышенность и необыкновенности мира, а также самого человека, как неотъемлемую составляющую вселенной. Романтизм Горького здесь выражен по-особому: трогательно и наивно, серьезно и страстно. Тяга к прекрасному сопряжена с реалиями современной жизни, а беззаветность героизма всегда зовет к подвигу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: