Трехголовый змей горыныч. PR в славянской мифологии. Полоз и Змиулан - змеиные цари

Этот персонаж - один из самых ярких и известных в славянском былинном эпосе. Обычно, Змей Горыныч - антигерой, коварный и страшный, с которым сражается богатырь. При этом у него не антропоморфный образ, а внешность реликтового динозавра. Также злодей обладает несколькими головами и изрыгает пламя. Откуда в русских сказках появился этот диковинный образ?

Образ зла

В мифах очень многих народов присутствуют драконы - змееподобные монстры, которые также могли иметь несколько голов, как например, древнегреческая Лернейская Гидра или древнеперсидский Ажи-Дахака, у которого среди трех ликов, один был человеческим. Они тоже изрыгали пламя, как шумерский бог-дракон Зу и практически все летали, а некоторые еще и плавали.

Есть и в библейских текстах есть ряд упоминаний о драконоподобном морском чудище Левиафане.

Все эти ящеры, включая славянского Змея Горыныча, символизирует собой испытание, через которое нужно пройти главному герою, чтобы совершить подвиг и получить сокровище. Соответственно, монстры - олицетворение зла.

Некоторые исследователи славянских былин предполагают, что под собирательным образом Змея Горыныча таятся несметные полчища татаро-монгольских или других степных кочевников.

Нашествия, которые пытались отразить местные богатыри, были бесконечными, как головы чудища: отрубаешь одну, взамен вырастают две. Кроме того, историки подтверждают, что все нападения кочевников сопровождались страшными пожарищами и порой они начинались задолго до прорыва вражеского войска в укрепленное поселение.

Есть ряд подтверждений тому, что татаро-монгольские воины на Руси использовали порох или, по крайней мере, что-то вроде напалма с его добавлением, очевидно позаимствованным у китайцев. Как известно, этот народ изобрел порох еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова. А вот для древних славян клубы огня, прилетающие за городские стены, наверно были сродни дыханию Змея Горыныча, изрыгающего пламя.

Страшная реальность в виде бесконечных нападений, сопровождавшихся огненными смерчами и сотнями смертей, в купе с мифологическим восприятием мира, возможно породили в человеческом сознании образ чудовища, уничтожающего поселения и уводящего в плен родных и близких.

Страж мира мёртвых

В известном культурологическом труде Владимира Проппа «Корни Волшебной сказки» говорится, что практически все славянские мифы связаны с обрядовой традицией инициации. Древняя общинная жизнь предполагала, что подрастающих мальчиков, чтобы те смогли стать мужчинами и воинами, надо отправить «на край света», где они совершат подвиг, «умрут, воскреснут», а затем вернутся домой другими, взрослыми и сильными.

В некоторых былинах усматривается происхождение Змея Горыныча, как сына Вия, владыки Среднего Подземного Царства. Поэтому чудовище имеет прозвище Горыныч, ведь оно настолько могучее и тяжелое, что Мать Сыра Земля, для которой он чужеродный, не может носить его на себе.

Соответственно, живет этот монстр в горах и охраняет там вход в царство мертвых. Между тем, юному славянскому герою, согласно волшебной сказке, нужно пройти в Подземное Царство, чтобы «умереть и воскреснуть», а значит, надо убить Змея Горыныча, то есть совершить подвиг.

Облик самого стража мира мёртвых у славян, очевидно сформировался на основе самых древних космогонических мифов. В одном из них говорится, что все живое на земле, и доброе и злое, произошло из яйца, высиженного священным змеем. Ну а Подземное Царство - тот сгусток неизвестного и невероятного, познав которое, можно понять мироздание.

Отголоски реальности

Существует вполне обоснованное мнение, что прообразом мифологических драконов в культуре всех народов являются когда-то проживавшие на земле динозавры. И если с самими реликтовыми животными человечество вряд ли сталкивалось, то их скелеты люди, вероятно, находили, и так возникали всевозможные мифы.

Известный специалист по истории и культуре Древней Руси академик Борис Рыбаков считал, что жители Новгорода IV — V веков поклонялись некоему ящеру - повелителю водной стихии. По этому поводу в своих трудах он писал: «…Особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде. (…) Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно, как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки „ящерят“. На оборотной стороне гусель изображены лев и птица. Таким образом в орнаментации гусель присутствует все три жизненных зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир (ящер). Ящер господствует над всем и благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости инструмента…»

Также археологи при раскопках в новгородской и псковской областях находили многочисленные изображения ящеров, выполненные на конструкциях оконных наличников и на ручках ковшей. Все они представляют собой отнюдь не сказочный, а вполне реальной образ крупного зверя с вытянутой мордой и огромной пастью с чётко выделенными большими зубами.

В одной из летописей XI века «Беседа Григория Богослова об испытании града» в разделе, посвященном рыболовству и связанными с ним языческим обрядам, рассказывается о ящере-крокодиле, который выходил из реки и пожирал оставленную ему местным населением жертву.

Писатель-этнограф XIX века и собиратель народных песен Павел Якушин, во время своей поездки по новгородчине записал со слов одного старца историю появления Юрьевского скита: «…Был Зверь-змияка, этот Зверь-змияка жил на этом самом месте вот где теперь этот самый скит святой стоит (…). Кажинную ночь этот Зверь-змияка ходил спать в Ильмень-Озеро…»

Неизвестный летописец в XVI века, путешествовавший по России записал, что «…В лете 7090 лютые крокодилы выходили из реки и за ними затворялся путь, они поели много людей. Люди в ужасе бежали по всей земле и молились богу. Они прятались и он сбегал…»

И это далеко не все весьма странные записи древних лет о существовании в реках Руси неких «ящеров-крокодилов». Поэтому возможно происхождение сказочного персонажа Змея Горыныча имеет вполне реальную основу.

Этот персонаж - один из самых ярких и известных в славянском былинном эпосе. Обычно, Змей Горыныч - антигерой, коварный и страшный, с которым сражается богатырь. При этом у него не антропоморфный образ, а внешность реликтового динозавра. Также злодей обладает несколькими головами и изрыгает пламя. Откуда в русских сказках появился этот диковинный образ?

Образ зла

В мифах очень многих народов присутствуют драконы - змееподобные монстры, которые также могли иметь несколько голов, как например, древнегреческая Лернейская Гидра или древнеперсидский Ажи-Дахака, у которого среди трех ликов, один был человеческим. Они тоже изрыгали пламя, как шумерский бог-дракон Зу и практически все летали, а некоторые еще и плавали.

Есть и в библейских текстах есть ряд упоминаний о драконоподобном морском чудище Левиафане.

Все эти ящеры, включая славянского Змея Горыныча, символизирует собой испытание, через которое нужно пройти главному герою, чтобы совершить подвиг и получить сокровище. Соответственно, монстры - олицетворение зла.

Некоторые исследователи славянских былин предполагают, что под собирательным образом Змея Горыныча таятся несметные полчища татаро-монгольских или других степных кочевников.

Нашествия, которые пытались отразить местные богатыри, были бесконечными, как головы чудища: отрубаешь одну, взамен вырастают две. Кроме того, историки подтверждают, что все нападения кочевников сопровождались страшными пожарищами и порой они начинались задолго до прорыва вражеского войска в укрепленное поселение.

Есть ряд подтверждений тому, что татаро-монгольские воины на Руси использовали порох или, по крайней мере, что-то вроде напалма с его добавлением, очевидно позаимствованным у китайцев. Как известно, этот народ изобрел порох еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова. А вот для древних славян клубы огня, прилетающие за городские стены, наверно были сродни дыханию Змея Горыныча, изрыгающего пламя.

Страшная реальность в виде бесконечных нападений, сопровождавшихся огненными смерчами и сотнями смертей, в купе с мифологическим восприятием мира, возможно породили в человеческом сознании образ чудовища, уничтожающего поселения и уводящего в плен родных и близких.

Страж мира мёртвых

В известном культурологическом труде Владимира Проппа «Корни Волшебной сказки» говорится, что практически все славянские мифы связаны с обрядовой традицией инициации. Древняя общинная жизнь предполагала, что подрастающих мальчиков, чтобы те смогли стать мужчинами и воинами, надо отправить «на край света», где они совершат подвиг, «умрут, воскреснут», а затем вернутся домой другими, взрослыми и сильными.

В некоторых былинах усматривается происхождение Змея Горыныча, как сына Вия, владыки Среднего Подземного Царства. Поэтому чудовище имеет прозвище Горыныч, ведь оно настолько могучее и тяжелое, что Мать Сыра Земля, для которой он чужеродный, не может носить его на себе.

Соответственно, живет этот монстр в горах и охраняет там вход в царство мертвых. Между тем, юному славянскому герою, согласно волшебной сказке, нужно пройти в Подземное Царство, чтобы «умереть и воскреснуть», а значит, надо убить Змея Горыныча, то есть совершить подвиг.

Облик самого стража мира мёртвых у славян, очевидно сформировался на основе самых древних космогонических мифов. В одном из них говорится, что все живое на земле, и доброе и злое, произошло из яйца, высиженного священным змеем. Ну а Подземное Царство - тот сгусток неизвестного и невероятного, познав которое, можно понять мироздание.

Отголоски реальности

Существует вполне обоснованное мнение, что прообразом мифологических драконов в культуре всех народов являются когда-то проживавшие на земле динозавры. И если с самими реликтовыми животными человечество вряд ли сталкивалось, то их скелеты люди, вероятно, находили, и так возникали всевозможные мифы.

Известный специалист по истории и культуре Древней Руси академик Борис Рыбаков считал, что жители Новгорода IV - V веков поклонялись некоему ящеру - повелителю водной стихии. По этому поводу в своих трудах он писал: «…Особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде. (...) Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно, как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки „ящерят“. На оборотной стороне гусель изображены лев и птица. Таким образом в орнаментации гусель присутствует все три жизненных зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир (ящер). Ящер господствует над всем и благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости инструмента...»

Также археологи при раскопках в новгородской и псковской областях находили многочисленные изображения ящеров, выполненные на конструкциях оконных наличников и на ручках ковшей. Все они представляют собой отнюдь не сказочный, а вполне реальной образ крупного зверя с вытянутой мордой и огромной пастью с чётко выделенными большими зубами.

В одной из летописей XI века «Беседа Григория Богослова об испытании града» в разделе, посвященном рыболовству и связанными с ним языческим обрядам, рассказывается о ящере-крокодиле, который выходил из реки и пожирал оставленную ему местным населением жертву.

Писатель-этнограф XIX века и собиратель народных песен Павел Якушин, во время своей поездки по новгородчине записал со слов одного старца историю появления Юрьевского скита: «...Был Зверь-змияка, этот Зверь-змияка жил на этом самом месте вот где теперь этот самый скит святой стоит (...). Кажинную ночь этот Зверь-змияка ходил спать в Ильмень-Озеро...»

Неизвестный летописец в XVI века, путешествовавший по России записал, что «...В лете 7090 лютые крокодилы выходили из реки и за ними затворялся путь, они поели много людей. Люди в ужасе бежали по всей земле и молились богу. Они прятались и он сбегал...»

И это далеко не все весьма странные записи древних лет о существовании в реках Руси неких «ящеров-крокодилов». Поэтому возможно происхождение сказочного персонажа Змея Горыныча имеет вполне реальную основу.

Кто такой Змей Горыныч?

Поразмышляем....
Огненный след Змея Горыныча тянется сквозь века русской истории и сквозь многочисленные древние мифы, сказки и былины.
Коварный и злобный, пышущий огнем служитель зла. Именно таким изображается Змей Горыныч в древних русских сказаниях и былинах. Итак, каким же он был и откуда взялся?

Версия первая, европейская: Змей Горыныч родня Средневекового Дракона, населяющего европейские пещеры и периодически выкрадывающего принцесс и прекрасных пастушек. Драконы средневековой Европы злобны и жадны. Они любят драгоценности и скрывают в своих пещерах бесчисленные сокровища. Периодически храбрые рыцари вызывают Драконов на смертный бой и этот бой действительно, заканчивается смертью для большинства рыцарей. Пока не находится самый сильный, смелый и изобретательный и побеждает Дракона. Вскоре Драконы, как вид, в Европе перевелись, и некому больше пугать рыцарей, похищать принцесс и охранять сокровища.

Версия вторая, экзотическая: Змей Горыныч — родственник Восточного дракона, столь любимого и почитаемого в Китае. Но тогда возникает вопрос, как мудрый и рассудительный китайский Дракон превратился в злобное, жадное, ненасытное чудовище, планомерно и методично истребляющее Русь? Это что — воплощенная мечта китайцев?
Версия третья, философско-мирозданческая: Змей Горыныч, как Ящер-праотец, создавший все живое на земле, исходя из древнеарийских представлений. Миф о звероящере был очень популярен в Северной Руси. В «Звездной книге Коляды», входящей в славянские Веды описывается битва Сварога и Семаргла Огнебога со Змеем, в ходе которой они делили Подвселенную на царство Сварога и Змеево царство.
Этот змей, очевидно, олицетворял собой Навь, славянский «потусторонний мир».

Версия четвертая, летописная — наиболее распространенная: Змей Горыныч - многоголовый огнедышащий монстр, угрожающий мирным русским селениям. Многоголовость - обязательная характеристика Змея Горыныча. В основном речь идет о трех головах (хотя может быть и 6 и даже 12). Трехголовый Змей вооружен когтистыми лапами, стреловидным хвостом и имеет способности летать и извергать огонь. Змей Горыныч связывается с огненной стихией, но и с водной тоже. Часто в сказках, его место обитания изображается посреди моря-океана на скале или камнях. Но прозвище Горыныч, также, связано и с горой, пещерой, в которых часто изображается логово Змея.

В «Беседах Григория Богослова об испытании града» заключены сведения о некоем змееподобном ящере, который жил в озере на севере, и которому язычники приносили жертвы. Вполне возможно, что некие звероящеры жили в водах северных озер и рек долгое время и славяне могли отождествить их с легендарным Змеем. В древних новгородских сказаниях есть упоминания о морском царе, подводном чудище, которому приносят жертвы. Даже гусли в этом регионе оформлялись скульптурно в виде головы и части туловища ящера, а под головой ящера изображались два маленьких ящера. Такие гусли найдены при раскопках и отнесены к XII веку.

Однако, наиболее вероятной версией, объясняющей происхождение Змея Горыныча является этно-политическая, военная — отождествление Змея с племенами жестоких кочевников, представляющих огромную опасность и словно Змей, проглатывающих все новые и новые территории и человеческие жертвы со славянских земель. С этим Змеем неустанно боролись богатыри земли русской: Никита Кожемяка, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. Это только в новом российском мультике «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» Змей добродушное существо, да еще и друг Добрыни.

На самом деле, Змей имеет совсем другую историческую репутацию. Змей Горыныч в русских былинах изображается, как погибель земли русской, как злобный ее тиран и угнетатель. Никита Кожемяка, победив Змея, пропахивает им «межу» — границу между владениями Руси и владениями Змея, переступить которую Змей больше не смеет.

По распространенной версии, прообразом Змея Горыныча послужили орды кочевников, волна за волной накатывавшихся на Русь и проглатывающих ее территории. Это и половцы, и печенеги, и монголо-татары. Хитрость коварство и жесткость кочевников были схожи с характером легендарного Змея Горыныча.
Однако, есть еще одна интересная версия: Змей Горыныч не как живое существо или нарицательный образ врагов-кочевников, а как оружие, применяемое монголо-татарами. Версия достаточно дискуссионная, так как монголо-татары со своим оружием появляются на Руси гораздо позже времен деятельности богатырей и русского народа в борьбе со Змеем. Большинство сказок и былин, связанных с именем борющихся со змеем богатырей относятся к более раннему хронологическому периоду. Да и большинство самих богатырей, которым приписывают подвиги в борьбе со Змеем Горынычем - это богатыри периода становления и расцвета Киевской Руси, правления Владимира Великого, а не ее упадка и захвата монголо-татарами. Даже, если учесть не завоевание Руси Батыем, а только первое столкновение русских и половецких войск с войсками Чингисхана на речке Калке в 1223 году, - то все равно это уже 13 век. Сказания же о богатырях и их отважной борьбе со Змеем Горынычем - это X-XI векa.

Тем не менее, версия заслуживает рассмотрения. Монголо-татары владели оружием наподобие «греческого огня». Монголо-татары могли позаимствовать подобное оружие у китайцев, на территории которых вторглись в начале XIII века. В Китае монголо-татары позаимствовали технологии изготовления горючих смесей на основе пороха и метательные машины. Но монголо-татары владели также и технологией взрывного оружия на основе нефти. Возможно, позаимствовав ее в Средней Азии или Персии, монголо-татары имели взрывные горшки, наполненные порохом, иногда, с добавками яда, железные гранаты разрывного действия и огненные стрелы. У них был некий «железный пороховой снаряд взрывчатого действия», который при взрыве превращался в осколки, которые с легкостью пробивали железные латы русичей. Звук от взрыва был слышен на 50 километров. Ну, чем не грозный рык злобного Змея Горыныча?

А приметы Змея Горыныча? Огнедышащий и извергающий огонь. Может быть, это описание огненных снарядов или гранат? Примета Змея Горыныча - из пасти дым - тоже может быть следом огненных гранат или горшков с горючими смесями. Легенда о множестве голов тоже может быть из-за множественности этих огненных шаров, летящих неоднократно и со всех сторон. Возможно, что позаимствованные у китайцев огненные стрелы или гранаты изображались в виде драконов? А это уже прямая ассоциация со Змеем.

Древняя былина повествует о борьбе Добрыни Никитича со Змеем Горынычем и жестоком бое, в ходе которого Добрыня отрубил Змею головы, и из него хлынула черная кровь, которую земля-матушка не хотела принимать. Может быть, это действительно была нефть, которая не впитывалась в землю? Но тогда, как соотнести подвиг Добрыни (который явно в истории отождествляется со двором Владимира Великого и, даже, считается его дядей), с его борьбой с монголо-татарами? Это абсолютное несовпадение хронологии и событийности. И с каким же тогда Змеем боролся Добрыня? И что за черная кровь, которую не желала принимать земля, вытекала из Змея Горыныча? Возникает вопрос, правильно ли отождествлять легендарного Змея Горыныча только лишь с оружием и, в целом, с монголо-татарами? О каком Змее Горыныче тогда повествуют более ранние легенды и былины?
Так кем же он был, мифический Змей Горыныч? Откуда прилетал на Русь на самом деле? И как же все-таки русские богатыри смогли победить столь могущественного противника? И какие именно это были богатыри?

На заметку: Сегодня выучить английский самостоятельно не составит большого труда, поскольку существует огромное количество пособников, курсов и т.д. Мы рекомендуем вам обратиться в компанию voxmate.ru и учить английский вместе с нами. Добро пожаловать!

из Интернета

Змей Горыныч и Чудо-юдо - сказочные персонажи, которыми в старину пугали детей. Однако мало кто знает, что это драконы, из славянского фольклора. Узнайте, чем наши ящеры отличаются от драконов из европейских и азиатских мифов.

В статье:

Чудо-юдо - персонаж русских народных былин

Чудо-юдо известен всем из сказок. Несмотря на кажущуюся несерьезность, они являются отражением мифологических представлений об окружающей действительности. Этнографическая литература 19-го века называет Чудо-юдо персонажем более раннего эпоса, на основе которого сформировалась культура наших предков. Известный советский историограф Б. А. Рыбаков считал, что Чудо-юдо - один из самых глубоких славянских образов. Единого мнения о его происхождении нет по сей день. Этнографы и культурологи предлагают разнообразные версии появления этого героя в русских сказках.

Славянский многоглавый дракон Чудо-юдо

Чудо-юдо представало как в виде отрицательного персонажа, так и положительного, но чаще всего было олицетворением нейтральной силы. Кроме того, его пол менялся с течением лет. Изначально змей или кит был женского рода, позднее - мужского, а ближе к нашему времени упоминается уже в среднем роде. Чудо-юдо имеет несколько голов. Иногда ему приписывают еще и хоботы - именно они были основным оружием существа. Правда, в старину так называли хвосты. Их обычно столько, сколько и голов - 6, 9 или 12. Многоглавый дракон умеет дышать огнем, сжигая целые села.

Чудо-юдо живет на дне морском либо за рекой Смородиной, которую можно перейти только по Калинову мосту. У него каменный дворец, в котором проживают жены-колдуньи и мать-змеица. Некоторые сказания упоминают еще и о коне, на котором этот персонаж приезжает к месту сражения.

Внешне Чудо-юдо напоминает морских монстров из античной мифологии или драконов, живущих под водой. Это же касается и характера, природы существа. Церковнославянский словарь Дьяченко гласит, что имя змея переводится с санскрита как «морское животное», а приставка «чудо» говорит о том, что зверь был необычным.

Образ Чуда-юда в науке

По Хомякову , слово «чудо» в древности означало великана, что говорит об огромных размерах славянского дракона. Старинные предания о гигантах неразрывно связаны со змеями. Некоторые сказки описывают морских царей как огромных ящеров или наделяют их способностью принимать такой облик.

Чудо-юдо рыба-кит

Есть еще одна теория, которая может натолкнуть на происхождение морского дракона. Слово «юдо» созвучно с именем Иуды, предателем Христа. В раннехристианский период так было принято называть нечистую силу. Доктор исторических наук Ю.Н. Афанасьев отмечает, что в сказках Морского царя называют Окиян-море. В некоторых былинах его роль передается черту, змею или Чуду-юду, отражающему темную сторону характера.

Ю.Н. Афанасьев проводит параллель между Морским царем и пекельным князем из немецкого фольклора. Оба персонажа обладают чертами, присущими . Волшебный бич очень похож на молнию. Сказочный правитель морей бросается к молочному озеру и выпивает кипучее молоко, намекающее на дождь. После этого он «лопается с ужасным треском» подобно дождевой туче. По мнению ученого, Чудо-юдо - имя, по большей части, для мифического змея или дракона, олицетворяющего грозовую тучу.

Демонолог Л.Н. Виноградова утверждает, что старинные славянские песни указывает на существование Чуда-юда в роли мифологического персонажа. Из песен понятно, что существо потустороннее и несет людям опасность, но его можно изгнать.

Георгий Милляр в роли царя Чудо-юдо

Чудо-юдо отождествляется с Идолищем Поганым, с которым сражаются богатыри. Идолище, или Одолище - тоже богатырь, но воюет он на стороне зла. Некоторые сказания и былины называют его Тугарином Змиевичем. Доктор философских наук Н.К. Демин считает, что Чудо-юдо - русская версия Медузы Горгоны или Морская царевна, превращенная в чудовище после религиозного переворота. Некоторые исследователи полагают, что «юдо» - это не что иное, как рифма к слову «чудо», не имеющая никакого значения. В болгарской мифологии юда - злой дух женщины, который живет в лесах или возле озер и летает по воздуху.

Змей Горыныч - дракон из славянской мифологии

Змей Горыныч

Змей Горыныч - трёхглавый огнедышащий дракон из славянского фольклора, который известен практически каждому. Во всех былинах он выступает отрицательным персонажем. Живет в горах, хранит свои сокровища в просторных пещерах. Часть сказаний гласит, что Горыныч живет возле огненной реки и Калинова моста, охраняя вход в мир мертвых, молодильные яблоки, живую воду и прочие сказочные артефакты.

Не факт, что отчество Змея указывает на место обитания, ведь существовало славянское имя Горыня . Так звали одного из первых богатырей русской земли. Легенды отождествляют этих персонажей, иногда называют Змея Горыныча сыном богатыря.

Внешне ящер напоминает Чудо-юдо - у него тоже несколько голов, и их количество всегда кратно трем. Однако чаще всего он упоминается как трёхглавый дракон. В большинстве сказок Змей Горыныч умеет летать, но о крыльях практически ничего не говорится. По Афанасьеву, они огненные. На лубочных изображениях у него имеется хвост.

В некоторых сказках Змей Горыныч выходит к своему противнику из воды, где и обитает большую часть времени, а спит на большом камне посреди океана. Его появление сопровождается шумом, похожим на дождь или грозу, небо темнеет, поднимается ветер. Несмотря на это, на юге любую ипостась Змея считали виновной в засухе и пытались изгнать.

Змей Горыныч похищает молодых девушек, что свойственно драконам из большинства легенд мира. Так он запугивает народ, но иногда планирует съесть их. В нескольких преданиях ящер охраняет царевну из тридесятого царства от посягательств извне.

В целом, образ самого известного славянского дракона напоминает вышеописанное Чудо-юдо. Отличия столь незначительны, что эти два персонажа на самом деле могут оказаться одним драконом из мифологии славян, носящим два имени. Некоторые исследователи считают, что Чудо-юдо и Змей Горыныч - один персонаж.

Огненный змей и Огняник - драконы, неравнодушные к девушкам

Огненный змей, Огняник, Летавец - летающие огнедышащие рептилии, записи о которых начали появляться с 11-го века. Летописцы изображают их крылатыми драконами с тремя головами и длинным хвостом, извивающимся во время полета.

По описаниям этот славянский дракон похож на шаровую молнию. Опускаясь на землю, он сыплет искрами и издает страшный шум, похожий на гром. По легендам, Огняник живет в горах, предпочитая просторные пещеры, иногда предания «селят» его прямо на облаке. Он умеет принимать вид красивого юноши.

Легенды приписывают Огненному змею богатырскую силу и невероятное богатство. Его нельзя убить, и живет дракон вечно. Он неплохо разбирается в травах, знает, как исцелить болезнь или приворожить возлюбленную с помощью зельеварения. Легенды гласят, что если Огневик полюбит девушку, она не сможет не ответить на его чувства. Ящер посещает одиноких женщин или вдов, что напоминает о еще одном персонаже фольклора - инкубе, . По аналогии, любовь Огневика так же губительна, как инкуба.

Полоз и Змиулан - змеиные цари

Сказания называют Полоза царем всех змей и драконов русской земли. Его след указывает на местонахождение кладов и залежей драгоценных камней и металлов - в такую легенду по сей день верят кладоискатели.

Узнать Полоза легко - он выглядит как огромный змей, от которого расходится сильный жар. По преданиям, вокруг царя горит трава. Известно о нем немного, ведь встреченных на пути людей ящер съедает.

Змиулан - божество колодцев и туч, также повелитель змей. Неизвестно, отождествлялся ли он с Полозом. Связь Змиулана со стихией Воды указывает на Навью природу божества. Вода ассоциировалась у наших предков со смертью - во многих культурах души умерших переправлялись в мир мертвых по реке. Змиулан обитает в дупле древнего дуба. В отличие от Полоза, он крылат и больше напоминает дракона в европейском представлении .

Славянский бог Ящер - подземный Змей

Сказания о боге Ящере отличались в зависимости от региона, как и его имена - Юша, Рыгл, Волховец . Описывали его схожим с аллигатором. В одних местах Ящер считался покровителем рек и рыбной ловли. В других его представляли как огромного подземного змея, который вызывал вулканические извержения и землетрясения.

Ящер — бог воды у древних славян

Ящера считали поглотителем Солнца, которое ежедневно уходит за пределы мира и плывет по подземной реке на восток, чтобы утром снова взойти на небе. Ему поклонялись и, как и любого темного бога, старались задобрить. Подземный дракон любил гусли и награждал каждого, кто играл в его честь на этом инструменте. В легенде о Садко Ящер одаривал исполнителей золотыми рыбками.

Святилища божества располагали на берегах рек и озер, иногда возле болот. Они имели идеально круглую форму. В качестве требы в водоем бросали черных кур. Иногда в жертву приносили молодых девушек, и любовь драконов и змеев к ним отражается во множестве легенд мира. Позднее человеческие жертвоприношения заменили на утопление чучела в дырявой лодке. В некоторых поселениях в качестве подарка отдавали коня. Жертву Ящеру приносили во время весеннего ледохода.

Богданов Ярослав
Антонова Дарья

Змей-Горыныч

Краткое содержание мифа

На открытке работы Ивана Билибина

Змей-Горыныч - олицетворяет зло в народных сказках и былинах славян. В разных сказаниях описание Змея расходится, именно поэтому составить точный портрет этого персонажа весьма затруднительно. Но принято считать, что Змей-Горыныч - это говорящее драконоподобное существо, с тремя головами, с хвостом и медными когтями, обладающее способностью дышать огнем, при этом выпуская из ушей дым. Голов у Змея может быть от 3 до 12, а хвостов от 1 до 7, в зависимости от источника. Перемещается Змей по воздуху, но о наличие крыльев сказки умалчивают. В представлении современного человека Змей идентичен крылатому дракону с тремя головами.

Горыныч может быть как порождение водной стихии, так и огненной, поэтому в первом случае в качестве среды своего обитания он предпочитает горы, а именно «Сорочинские горы», во втором может жить на дне моря, реки или озера. В большинстве случаев Горыныч живет в пещере, но так же не исключаются берлоги. Место его обитания обязательно безжизненное, где трава не растет, птица не поет, либо, наоборот, это палаты, сверкающие златом-серебром.

В некоторых былинах Змей-Горыныч выступает в качестве стражника Калинова моста, который перекинут над рекой Смородиной, разделяющий явь и навь (мир живых и мир мертвых). Но свое основное призвание Горыныч нашел в выжигании посевов и деревень русских. Периодически он похищает прекрасных девиц из простого народа, либо из рода княжеского, для того чтобы их съесть, но чаще похищение является самоцелью. В сказках Змей держит великое множество пленников, среди них цари, придворные, воины и простой люд. Соответственно Змей является заклятым врагом богатырей русских, которые стремятся одолеть его, в одном случае с целью восстановления справедливости, в другом, для освобождения пленников. Иногда в сказках рассказывается о дружбе Горыныча с другими персонажами фольклора - Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным и прочей нечистью.

Отсутствие ветра, пасмурная погода, гром и молния - вот первые признаки появления Змея где-то поблизости. Когда дело доходит до схватки с богатырями его главным оружием является огонь, который он извергает из своей пасти, но он всё равно гибнет от руки героя. Чтобы убить Змея богатырю приходится поразить его в сердце, либо отрубить все головы. Змей-Горыныч настолько отрицательный персонаж, что даже «Мать-Сыра Земля» не сразу хочет впитывать в себя черную кровь, вытекающую из его ран.

Образы и символы мифа

Художник Москвитин Станислав
Добрыня Никитич

Образ Змея-Горыныча можно рассматривать как минимум с двух сторон. С одной стороны, это образ, вобравший в себя все беды, происходившие на Руси, в том числе и кочевников, воплотился в виде некоего мифического существа. А с другой стороны, это сказочный персонаж, некое зло, противопоставленное добру.

Учитывая тот факт, что свою историю Змей-Горыныч начинает при язычестве и является персонажем устного фольклора, необходимо принимать во внимание разницу восприятия символов у славян язычников и у славян христиан.

Змей (аналог дракона) - в данном случае может рассматриваться как древне-славянское имя или как название животного, впоследствие ставшее употребляться в качестве имени, такие выводы нам позволяет делать отчество сего существа «Горыныч».

При языческом восприятии мира в давние времена северные славяне поклонялись змею как богу, и даже приносили ему жертвоприношения (в том числе и человеческие), в то время как южные славяне считали змея атмосферным демоном.

В христианстве же, змей - это символ грехопадения человека, зла, хитрости. Не стоит забывать, что змея, как и дракон, это одна из форм воплощения Дьявола. И в этом случае Горыныч становится символом абсолютного зла. Так же дракон символизирует апокалипсис.

Отчество - Горыня (славянское имя) - подобный горе, громадный, несокрушимый. Этот символ показывает нам могущество существа, его большие размеры. Так же «Горыныч» может означать, что он живет в горах.

Змей всегда вредил людям, сжигал пастбища и даже целые деревни. На земле, подвластной Змею-Горынычу, цари платят дань. Здесь Горыныч выступает в качестве символа врага-захватчика.

Множество голов - символизирует многоликость зла, его обилие.

Похищение людей - символизирует захват русских людей в рабство.

Логово Горыныча - логово змея расположено в «Сорочинских горах», эти мифические горы находятся за территорией Руси. Логово выступает в качестве символа другого государства, из которого происходят беды русичей, и куда уводят пленников.

Сражение богатыря со Змеем - борьба добра и зла, символизирует противодействие, оказываемое вражеской армии.

Смерть Змея - неминуемая победа добра над злом, русичей над захватчиками.

Коммуникативные средства создания образов и символов

В. М. Васнецов
«Бой Добрыни Никитича с
семиглавым Змеем Горынычем»

Сказания о Змее-Горыныче на протяжении веков передавались из уст в уста, от дедов к внукам, именно таким образом и мы познакомились с этим персонажем. Слышали о нем в сказках, чуть позже наблюдали его по телевизору, в качестве героя мультфильмов и киносказок. И сейчас было бы просто невозможно представить русский фольклор без этого персонажа.

В живописи можно увидеть изображение Змея-Горыныча на следующих картинах: Виктор Михайлович Васнецов: «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем-Горынычем» (1913—1918), Иван Яковлевич Билибин: «Бой Добрыни со Змеем», Иван Яковлевич Билибин: «Добрыня Никитич освобождает от Змея-Горыныча Забаву Путятичну» (1941), Художник Москвитин Станислав: «Добрыня Никитич» (2002)

В кино образ змея так же является достаточно распространённым. В этих известных фильмах вы можете увидеть змея: Василиса прекрасная. Фильм-сказка Александра Роу 1939 г., Илья Муромец. Фильм -сказка Александра Птушко 1956 г., Огонь, вода и... медные трубы. Фильм-сказка Александра Роу 1968 г., Там, на неведомых дорожках.... Фильм-сказка Михаила Юзовского1982

«Илья Муромец»
Фильм -сказка Александра Птушко

Персонаж Змей-Горыныч в литературе упоминается во многих произведениях: в народной былине «Про Добрыню Никитича и Змея-Горыныча», в повести-сказке В.М. Шукшина «До третьих петухов», в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», в стихотворной сказке Дмитрия Половнева «Змей-Горыныч».

Мы все с раннего детства знали, кто такой Змей-Горыныч, благодаря огромному количеству мультфильмов про него. Например, «Добрыня Никитич и Змей-Горыныч». По сюжету этого мультфильма Змей-Горыныч - старый друг Добрыни Никитича и не умеет летать (научится летать только в конце мультфильма). Как они познакомились, точно не известно: Добрыня рассказывает, что выкупил его у торговца, а Горыныч - что спас Добрыню из плена. Но, скорее всего, история Горыныча выдумка, т.к. в ней у него большие крылья, в то время как в основной истории - маленькие. На основе мультфильма была создана компьютерная игра. Или ещё советские мультфильмы, такие как «Ивашка из Дворца Пионеров». По сюжету этого мультфильма Змей-Горыныч — гость Бабы-Яги и должен выручить её из плена пионера Ивана, но Иван при помощи огнетушителя побеждает его. Ещё один любимый детьми мультфильм «Баба-яга против!». По сюжету молодой Змей-Горыныч — домашнее животное и помощник Бабы-Яги. Список можно продолжать до бесконечности.

Фрагмент мультфильма
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Вот самые известные мультипликационные сюжеты о Змее-Горыныче.

«Межа». Угнетатели жителей деревни — Змей-Горыныч и жадный царь. Оба злодея оказываются побеждены хитростью солдата Кузьмы (который почему-то называет Змея «Гаврилычем»).

«Ну, погоди!» (выпуск 16). Волк во сне попадает в волшебную страну, где герои разных сказок живут вне времени и сюжета. Змей-Горыныч охраняет сказочный замок. (В этом фильме режиссёр Вячеслав Котёночкин и художник Светозар Русаков повторно использовали образ, заявленный в м/ф «Межа».)

«Ключ». Четыре (вместо традиционных трёх) разнохарактерные головы Змея-Горыныча являются пародией на бюрократов-формалистов.

«Былина о Добрыне Никитиче». Кукольный мультфильм сделан по мотивам русской народной былины. Богатырь Добрыня отправляется в горы, где убивает Змея-Горыныча.

«Фантазёры из деревни Угоры». Змей-Горыныч появляется в фантазиях главных героев как соратник неприятелей: Бабы-Яги и Кощея Бессмертного.

«Алёнушка и солдат». Три головы Змея — разноцветные (зелёная, синяя, жёлтая) и разнохарактерные. Сначала солдат настраивает их друг против друга, а потом хитростью заставляет Горыныча превратиться в берёзовый чурбан и кидает его в печь, откуда появляется маленький и безобидный Горынчик.

«Три богатыря и Шамаханская царица».-здесь он также друг Добрыни Никитича. Здесь он уже хорошо летает. Попал в Китай. Там его считали китайским драконом. Когда Добрыня попал в Китай, он встретил Горыныча и предложил полететь на нём в Киев, чтоб победить царицу.

Социальное значение мифа

До недавнего времени Змея-Горыныча всегда пытались показать, как собирательный образ зла, с которым необходимо бороться и соответственно побеждать, ведь в сказках добро всегда побеждает зло. Дракону, как персонажу исключительно негативному, - смерть, а богатырю лавры. Но современность предлагает нам альтернативный вариант.

В настоящее время Змей-Горыныч, в первую очередь, является персонажем, создаваемым для детей. От того злобного убийцы и похитителя, которого мы видели в славянской мифологии практически ничего не осталось. Змей делает злые вещи, только потому, что не знает, как правильно поступать. Он подобен малышу, ничего не знающему о категориях добра и зла. Горыныч как и многие другие злые персонажи народного фольклора становится антиподом себя изначального. Например, в мультфильме 2006 года «Добрыня Никитич и Змей-Горыныч» Горыныч выступает в роли добряка-недотепы, старинного друга Добрыни Никитича. Создается имидж верного боевого товарища, друга героя, а значит и друга ребенка. Победу добра над злом можно считать двойной, когда монстр трансформируется в исключительно доброжелательное существо.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: