Где еще есть мощи николая. Мощи Николая Чудотворца - чем помогают и как поклоняться

Читайте ниже

Значение Николая Чудотворца в христианской культуре

Николай Чудотворец, которого также называют Николаем-угодником, жил в IV веке в Малой Азии (сейчас территория Турции). Он был священником, а затем стал архиепископом города Миры Ликийские. В церковных преданиях существуют свидетельства многочисленных чудес, которые совершил святитель. Христиане верят, что Николай Чудотворец и сейчас помогает людям. Он считается одним из покровителей странствующих, кроме того, Николай-угодник — один из самых почитаемых христианских святых.

По церковному календарю торжества в его честь проводятся дважды в год: 19 декабря — в день его смерти и 22 мая — в память о переносе мощей из Мир Ликийских в город Бар, который сейчас называется Бари.

Изначально святой был погребен в церкви Святого Сиона, где он служил, в городе Мира в конфедерации древней Ликии (сейчас город Демре в Турции). В мае 1087 года итальянские купцы украли большую часть мощей святителя и перевезли их в Бари.

С 1969 года католики разрешают православным проводить службы в крипте базилики Святого Николая в Бари по своим обрядам. После этих богослужений, которые каждую неделю проходят по четвергам, все желающие могут поклониться мощам через специальное оконце в мраморном престоле.

В России почитание Николая Чудотворца очень распространено, а число посвященных ему храмов и написанных икон было самым большим после Богородицы. Его имя вплоть до начала XX века было в России одним из самых популярных при наречении младенцев.

Решение о доставке мощей Николая Чудотворца из Бари в Россию

Мощи Николая Чудотворца ни разу за 930 лет не покидали папской базилики в итальянском городе Бари. Исключение было . Мощи хранятся под престолом алтаря крипты — замурованы под землей. Каждый год сотни верующих из России приезжали в Бари, чтобы поклониться святителю.

Договоренность о доставке части мощей святителя была достигнута на исторической в Гаване 12 февраля 2016 года. Патриарх Кирилл рассказал, что для большинства православных России паломничества в Италию трудноосуществимы. Поэтому было принято решение извлечь часть мощей (левое ребро) из-под спуда, чтобы отправить в Россию. Процесс отделения части мощей проводили специалисты-медики с помощью специальных приборов.

Как долго мощи Николая Чудотворца будут находиться на территории России

Принесение части мощей Святителя Николая из Италии — с 21 мая по 28 июля. Находиться мощи в Москве будут в храме Христа Спасителя. Поклониться мощам можно 22 мая с 12:00 до 21:00. А с 23 мая по 12 июля доступ паломников будет осуществляться с 8:00 до 21:00. Очередь к храму Христа Спасителя будет формироваться от Крымского моста. Волонтеры будут поить водой верующих, а вдоль очереди власти решили установить точки общепита. В июле мощи перевезут в Санкт-Петербург.

Принесение мощей приурочено ко дню памяти святого. Встречать ковчег с мощами было решено праздничным перезвоном в храмах по всей Москве.

Доставка осуществляется специальным бортом. А на ювелирном заводе к прибытию мощей изготовили 40-килограммовый ковчег из благородных металлов. Кроме того, к принесению мощей в России . Она была создана художницей-иконописцем Ольгой Жуковой.

Со всей информацией о принесении мощей святого Николая Чудотворца в Россию можно ознакомиться на специально созданном сайте .

За чей счет мощи Николая Чудотворца доставят в Россию

Финансирование доставки в Россию мощей Николая-угодника и их отправку обратно в Бари взяла на себя российская компания «ФосАгро» и лично семья Гурьевых.

«ФосАгро» — один из ведущих мировых производителей фосфорсодержащий удобрений. Ее генеральный директор — Андрей Гурьев. Эта компания всегда оплачивала чартеры для российских паломников к мощам святителя два раза в год. Участие в доставке мощей в Россию стало продолжением этого благого дела, заявил священник Александр Волков, пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Чудеса Николая-угодника

Православные верят, что святитель Николай считается покровителем путешественников. Согласно церковным преданиям, множество из своих чудес он совершил во время путешествия на корабле в Палестину, куда он отправился, чтобы поклониться местным святым. У Николая проявился дар предвидения, он предупредил моряков о надвигающейся буре. Когда налетел шторм, Николай-угодник успокоил команду и обратился с молитвой к Богу — стихия улеглась, не сотворив бед.

Во время путешествия Николай Чудотворец воскресил одного из матросов, который погиб, поскользнувшись на палубе. Юноша ожил после молитвы.

Во время остановок у берегов святитель физически и духовно врачевал людей: изгонял злых духов, исцелял от болезней, дарил утешение в печалях.

По церковному преданию, Николай Чудотворец спас родной народ в Ликийской стране, где бушевал голод. Торговец перед отплытием увидел во сне святителя, который приказал ему плыть в Ликию и дал задаток — три золотые монеты. Проснувшись, торговец действительно обнаружил у себя в руке деньги и исполнил волю святого.

В 1956 году в Куйбышеве (сегодня Самаре) произошло событие, которое теперь известно, как «Стояние Зои». По преданию, во время празднования Нового года девушка Зоя, не дождавшись жениха, сняла со стены икону Николая Чудотворца и стала с ней танцевать со словами: «Если Бог есть, пусть он меня накажет». Вдруг она застыла на месте с прижатой к груди иконой, ее не смогли сдвинуть с места. Это продолжалось долгое время, но перед праздником Благовещения благообразный старец попал в дом, где стояла девушка. Он обратился к Зое со словами: «Ну что, устала стоять?». А когда охранники заглянули в комнату, не увидели его там. Девушка простояла недвижимая 128 дней, затем окаменение стало проходить — в это время она просила всех молиться о мире и молилась сама.

Около семнадцати веков прошло с тех пор, как жил и подвизался на земле святитель и Угодник Божий Николай , великий Чудотворец, архиепископ Мирликийский. Его почитает и славит весь христианский род. Промыслу Божию угодно было послать на землю святителя Николая Чудотворца в одно из самых трудных для христианства времен.

И сейчас современные паломники устремляются к месту, где находятся мощи Николая Чудотворца.

Краткая история жизни святителя

Святочь родился около 270 года в граде Патары, в Ликийской области (ныне это территория современной Турции).

Его мать и отец, Нонна и Феофан, происходили из знатного и благочестивого рода и были весьма зажиточны. Но богатство и знатный титул не препятствовали им слыть милосердными к беднякам и усердными к молитве Божией. Долгие годы они молили Творца даровать им сына, «взамен» супруги обещали посвятить его жизнь служению Богу. Мольба их была услышана и Свыше семье был дарован сын, нареченный в Святом Крещении Николаем.

Родители понимали, что их чадо предназначено для особого служения Богу, поэтому особое внимание уделяли его воспитанию, внушали христианские ценности и направляли на путь праведный.

Николай отлично успевал в учебе. Ему были не интересны беседы со сверстниками о мирском, было чуждо все плохое. Он избегал греховных развлечений, был целомудренным и свободное время проводил за чтением Священного Писания, божественных книг, много молился.

Вскоре Николай был посвящен в чтеца, а позже в пресвитера.

Господь сподобил Николая дожить до глубокой старости. На исходе лет он тяжело заболел и мирно отошел ко Христу, в райские обители 6 декабря 342 года. Погребение состоялось в Мирах в соборной церкви.

Храмы, освященные в честь Николая Угодника:

Святые мощи

Через 700 лет по кончине удотворца в Ликии царили разруха и опустошение, это случилось после нашествия сарацин - кочевников, разбойников, бедуинов.

На развалинах храма, где покоились останки святителя, дежурили иноки. В 1087 году одному из Барийских пресвитеров Николай пришел в сонном видении и велел срочно перенести его тело в Бари. Для этого были снаряжено три корабля, а пресвитеры и знатные горожане разместились на них под видом торговцев.

Эта предосторожность была нужна потому, что венецианцы хотели перехватить процессию и привезти святые останки в свой город.

Торговцы плыли через Египет и Палестину, по пути вели торговые дела, дабы не вызвать подозрений. Наконец, они оказались в Ликии. Они вскрыли мраморную белоснежную гробницу.

К удивлению присутствующих, она оказалась доверху наполненной благоуханным миром, а в нем покоилось тело Николая. Баряне не смогли вывезти неподъемную гробницу с собой, поэтому они переложили останки в приготовленный ковчег и направились на Родину.

Мощи Николая Чудотворца в городе Бари, Италия

Через 20 дней, 9 мая 1087 года, они прибыли в Бари. Здесь была отслужена Литургия с множеством духовенства, а мощи определены в церковь св.Евстафия. А через 2 года был освящен во имя Николая Угодника крипт нового храма, туда же были торжественно перенесены останки.

Важно! Нетленное тело и по сей день мироточит, от него совершается множество чудес. С верой помазующимся святитель дарует исцеление от телесных и физических недугов, отгоняет нечистых духов.

В конце XI века святые мощи Николая Чудотворца были перенесены в город Бар.

Как прикладываться к останкам

Существуют негласные правила прикладывания к святым останкам:

  • при подходе к раке нельзя спешить, толкаться, толпиться;
  • нежелательно иметь при себе сумки, пакеты;
  • прикладываться к святыне с накрашенными губами запрещено;
  • перед тем, как подойти к святыне, необходимо дважды совершить поясной поклон и перекреститься, а третий поклон совершить после прикладывания;
  • нельзя целовать святых в лик.

Икона Николая Чудотворца

Облик святителя

В 1953 году в церкви, в которой расположен склеп, производились реставрационные работы. Один из анатомов получил в Ватикане разрешение на исследование костей, согласно которого было сделано заключение.

Принесение из Италии в Россию частицы мощей святителя Николая Чудотворца вновь всколыхнуло разговоры, касающиеся почитания мощей и, в частности, правомерности их дробления. Мы собрали некоторые наиболее часто задаваемые вопросы наших читателей и переадресовали их протоиерею Владиславу Цыпину — профессору, доктору церковной истории, преподавателю канонического права Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии.

— Отец Владислав, если почитание святых мощей обычно не вызывает вопросов в православной среде, то практика их дробления кому-то может показаться странной. Не противоречит ли она догматике?

— Ничуть не противоречит. В Древней Церкви, в эпоху гонений, сложился обычай совершать Евхаристию на мощах мучеников. Колоссальное умножение числа храмов после Миланского эдикта святого Императора Константина при сохранении этой традиции повлекло за собой раздробление мощей — с тем, чтобы в каждом храме на мощах совершалась Литургия, а с другой стороны, употребление в этом качестве мощей не только мучеников, но и других святых. Отсюда пошли антиминсы, которые также, имея подпись епископов, служат своего рода «документом», подтверждающим, что пресвитер совершает Литургию не самовольно, но по воле епископа. Кстати, поэтому канонически епископ может, если это необходимо, совершить Евхаристию и без антиминса.

— Важен ли размер частицы мощей, к которой ты прикладываешься?

— Размер мощей сам по себе не важен, но восприятие верующим психологически может быть разным, когда перед ним целые мощи или лишь частица их. Бог действует Ему Одному ведомым образом, это Его действие именуется благодатью. Мощи, согласно оросу VII Вселенского Собора, почитаются наравне с иконами, и действие благодати чрез них, очевидно, подобно тому, как она действует чрез иконы. При обращении к мощам святых важнее всего вера в действие благодати чрез них, вера в святость чтимого угодника, т.е. вера осознанная.

— Почему многие святые категорически настаивали, даже приказывали своим ученикам бросить свои тела после смерти на растерзание зверям, оставить в лесу и т.д.? Почему хотели, чтобы места их захоронения оставались неизвестными людям?

— Святые, просившие выбросить их останки на съедение зверям, делали это из великого смирения, считая себя худшими из людей. Мы наблюдаем, казалось бы, «обычный» христианский парадокс: самые лучшие из нас, христиан, обращают внимание не на свои заслуги, а на свои грехи. Это — те самые, «которых не был достоин весь мир», по словам апостола Павла.

— Тогда почему христиане в большинстве случаев не выполняли этого наказа?

— Во-первых, по отношению к ним исполняли обычный долг погребения усопших ближних — это естественно даже с мирской, не церковной точки зрения. Во-вторых, чуть ли не в большинстве случаев ученики и последователи святых оставляли их мощи для прославления Бога за дарование им такого человека и для примера следования ко Христу для будущих поколений.

— В житии святого Димитрия Солунского говорится о том, что он был против разделения своих мощей. Один раз такой запрет получил иллирийский вельможа Леонтий, который хотел взять часть мощей святого, чтобы построить ему храм на родине. В другой раз посланцы Императора Юстиниана, хотевшего заполучить часть мощей святого Димитрия «на украшение и освящение» новопостроенного храма Святой Софии, были остановлены столбом пламени, из которого послышался голос: «Стойте и не осмеливайтесь». Как можно расценить этот случай?

— В житиях святых присутствуют самые разные эпизоды, и поучительными для нас, христиан, они могут быть не всегда и не во всех обстоятельствах. Могут быть там и удивительные вещи, которые, может быть, и должны служить примером, но только тогда, когда мы трезво вникаем в контекст событий и духовного состояния людей, оказавшихся в определенной ситуации. И поэтому то, что мы знаем из жития какого-то святого, не может становиться правилом, обязательным к повсеместному применению. Говоря более определенно о нежелании святого великомученика Димитрия, чтобы его мощи продолжали отделять и дальше, нужно иметь в виду, что, вполне возможно, это отделение стало злоупотреблением, угрозой уничтожения мощей. Это стало и духовной опасностью, вероятно, для самих христиан, избавление от которой с благодарностью и вспоминается в акафисте святому.

Но это не значит, что мы из этого эпизода должны делать какой-то универсальный вывод на все случаи жизни: мол, отделение частиц от святых мощей полностью запрещено. В любом случае, традиция отделять частицы от мощей существует, и она признана Церковью.

— Говорится ли в канонах Православной Церкви что-либо о частицах мощей?

— Да, в 94-м правиле Карфагенского собора, относящемся к самочинно возведенным храмам, местным епископам предписывается разрушать их, если при них «не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических». Отсюда видно, что «части мощей мученических» приравниваются по значению к телам мучеников, а кроме того, никто в почитании частиц мощей наравне с целыми мощами никогда не сомневался.

— Как появилась практика раздробления мощей?

— Возможно, начало этой традиции положило то обстоятельство, что мощи святых бывали разделенными уже по своему первоначальному состоянию: святых казнили, их останки сжигали — оставались только кости. В конце концов, возникла просто потребность в мощах святых для антиминсов, что сделало эту практику уже абсолютно неизбежной, потому что невозможно иметь для каждого из сотен тысяч храмов целые мощи.

Многие мощи, как например, великого святого Саввы Сербского, были уничтожены, какие-то исчезли, были украдены — особенно после IV Крестового похода, османских завоеваний и т.д. Но почитание святого не может прекратиться из-за исчезновения его мощей. На мой взгляд, уничтожение святынь, их исчезновение должны восприниматься христианами как следствие нас, христиан, недостойного поведения.

Тут надо иметь в виду еще вот какое обстоятельство: зачастую мы видим лишь внешнюю сторону того, что происходит в Церкви и мире, но промыслительный смысл происходящих событий нам далеко не всегда открыт. И мы поступаем, может быть, очень самоуверенно, когда столь легко пытаемся найти глубинные, основные смыслы того, что происходит.

— Вы говорите о разумном, христианском подходе к деяниям святых: не в каждой ситуации определенная реакция святого, о которой мы знаем из его жития (или тем более легенды о нем), должна быть правилом для повсеместного употребления.

— Совершенно верно. Из отдельного частного случая нельзя выводить некое общее обязательное правило. Чтобы быть универсально обязующим, некое действие должно быть узаконено Церковью. Мы не имеем никакого права, ссылаясь на некие эпизоды из жизни святых, вводить их реакцию на что-то в обязательное употребление, не учитывая всех обстоятельств, которыми была вызвана определенная реакция святого (подчеркну!) человека. Мы не имеем никакого права, скажем, ссылаясь на житийный эпизод о пощечине, которую святитель Николай дал еретику Арию на I Вселенском Соборе, отвешивать оплеухи всем, кто с нами не согласен, — единоверцам ли или иноверцам. Делать это нормой, согласитесь, было бы странным. Сколько было случаев, когда та же пощечина наносилась, казалось бы, из «благовидной ревности», но это были откровенно дурные поступки, никак не говорившие о святости «заушителей»!

Я подчеркиваю необходимость постоянного трезвого, христианского восприятия — это касается и почитания мощей святых, и в целом понимания всей нашей жизни.

— В чем разница между христианским и языческим поклонением мощам?

— Языческие верования самые разные. Ничего подобного почитанию останков не было, например, у римлян. В древнем Египте искусственно изготавливали мумии, как-то сопрягая этот обряд со своеобразной верой в бессмертие.

Что же касается разницы между христианским и языческим поклонением, то нужно, наверное, иметь в виду то же правило, которое действует и в отношении почитания святых икон: мы поклоняемся первообразу, т.е. прославляем Бога Творца, дающего Своему созданию свободу и силы следовать за Ним. Также прославляем подвиг тех людей, которые воспользовались этой свободой в полной мере, просим их поучаствовать в нашей молитве о даровании нам сил идти ко Христу, быть настоящими христианами.

— Как я понимаю, ваши слова об осознанном христианском поклонении мощам святых относятся и к святителю Николаю, часть мощей которого сегодня находится в России?

— Совершенно верно. К самому любимому и почитаемому на Руси святому нужно обращаться по-христиански, не так ли?

Одним из самых главных помощников для верующих людей является Николай Спаситель, который еще при жизни отвечал на просьбы нуждающихся. После его смерти люди молятся перед его образом, а основным местом паломничества являются мощи Николая Чудотворца. Просить у святого можно о решении разных проблем.

Как доставали мощи Николая Чудотворца?

После своей смерти святой был похоронен в городе под названием Мира. В те времена на этих землях проходили войны и люди пытались покинуть города, переехав в более уединенные районы в городе. Этим решили воспользоваться барийцы, которые хотели заполучить мощи святого, поскольку в их городе он считался главным покровителем. В истории, касающейся того, как доставали мощи Николая указано, что в 1097 году отряд напал на храм, и выкрал большую часть мощей святого. По новому стилю реликвия была доставлена в город Бари 9 мая.

Где находятся мощи Николая Чудотворца?

После похищения останков в городе Мира осталась часть мощей, но они также не остались на родине и были похищены. В результате они оказались на острове Лидо в Венеции. Основная часть останков святого находятся в Бари. После перевозки мощи Святого Николая Чудотворца были расположены в местном Кафедральном соборе, а через время был построен храм, получивший свое название в честь святителя. В 1989 году святыню разместили в подземную часовню в Базилике. Ежегодно священнослужители собирают миро с мощей, разбавляют его святой водой и раздают паломникам.

Чем помогают мощи Николая Чудотворца?

Святой помогает людям в разных ситуациях, так возле его мощей можно просить о многих вещах:

  1. Он является покровителем странников и моряков, поэтому если близкие люди находятся в пути, то можно просить у Чудотворца об их благополучии и успешном возвращении домой.
  2. Поклонение мощам Николая Чудотворца можно осуществлять для того, чтобы уберечь детей от проблем, укрепить их здоровье и направить на праведный путь.
  3. Святой является помощником в примирении враждующих людей.
  4. Одинокие девушки и парни обращаются к Чудотворцу, чтобы тот помог найти вторую половинку и обрести .
  5. Существует много свидетельств, что мощи Николая Чудотворца исцелили от разных болезней.
  6. Помогает святой людям, которые хотят исправиться и встать на праведный путь. Родственники молятся о невинно осужденных людях, прося об их освобождении.

Как правильно поклониться мощам Николая Чудотворца?

Иногда мощи перевозят в другие храмы, чтобы верующие в других городах могли приложиться к святыне. Есть некие правила, которые касаются посещения храма, в котором находится реликвия. Используйте следующие советы, как поклоняться мощам Николая Чудотворца:

  1. После того как человек зайдет в храм, он должен наполниться глубокой верой. К реликвии необходимо подходить без спешки. Важно помнить, что это святое место, поэтому толкаться не нужно.
  2. Перед тем, как поклониться мощам Николая Чудотворца подходя к ковчегу мысленно прочитайте молитву, обращенную к святому.
  3. Перед святыней два раза поклонитесь в пояс, крестясь. После этого можно приложиться к мощам, а затем, отойдите в сторону, и третий раз перекреститесь и поклонитесь.
  4. Паломничество к мощам Николая Чудотворца не останавливается уже долгое время и люди с разных уголков мира приходят к реликвии, хоть поклонение и не занимает несколько секунд.

Что просят у мощей Николая Чудотворца?

Если человеку удалось дотронуться до реликвии, то он может просить о самом заветном, например, об исцелении, рождении ребенка, поиске роботы, замужестве и так далее. Важно, чтобы преклонение к мощам сопровождалось искренними молитвами, и каждое слово должно быть произнесено от чистого сердца. Священнослужители утверждают, что святой помогает всем, кто на это заслуживает, но прежде всего, молиться нужно о том, чтобы он помог войти в вечное царство Господа.

Как молиться мощам Николая Чудотворца?

При посещении храма, где находится реликвия, обязательно нужно читать специальную молитву, обращенную к святому. Есть несколько молитвенных текстов и все они разрешены к использованию. Посещение мощей Николая Чудотворца это важное событие в жизни верующих людей, поэтому рекомендуется выучить текст наизусть. Есть короткие молитвы и одна из них представлена выше. После посещения храма рекомендуется молиться перед образом святого дома.


Мощи Николая Чудотворца – чудеса

Существует много историй, которые доказывают Божью силу и мощь реликвии, поэтому огромное количество верующих стремится поклониться мощам Николая Чудотворца, чтобы ощутить на себе все блага.

  1. Когда вторая часть мощей была вывезена из города Мира, епископом рядом с ними положил и пальмовую ветвь, которая была привезена из Иерусалима. Через некоторое время люди заметили, что она дала побеги.
  2. Паломники приезжают к святыне со страшными диагнозами, например, многие женщины мечтали о ребенке, но врачи говорили о бесплодии, а через год после приложения к мощам женщины приезжали в храм опять, чтобы крестить своих малышей. Есть свидетельства об исцелении рака и других серьезных болезней.

Где в Москве приложиться к мощам Святого

21 мая в Москву из итальянского города Бари прибыли мощи Николая Чудотворца. До 12 июля они пробудут в Москве, а после отправятся в Санкт-Петербург. Как обычно, к мощам выстраивается огромная очередь. И образуется своеобразное «государство в государстве»: со своими негласными правилами, инфраструктурой и порядком. Люди готовы стоять сутками, лишь бы приложиться к святыне.

Огромная очередь тянется от Крымского моста, по набережной до храма Христа Спасителя. Вдоль дороги стоят полевые кухни, машины «скорой помощи» на случай, если кому-то стало плохо, палатки с водой и едой. Люди приносят с собой раскладные табуретки. Вся очередь разделена на сектора. В каждом из них вся «инфраструктура» плюс большой автобус. В нем можно укрыться от жары и солнца или просто отдохнуть. Установили еще две полевые кухни на набережной. Здесь можно бесплатно поесть и выпить чаю. Между секторами — пустая дорога. Здесь дежурят волонтеры, полиция, медики и социальные службы.

Однако любая очередь чревата и неприятностями. Как говорят очевидцы, по утрам по ходу движения очереди скапливаются горы мусора. Однако коммунальщики в определенное время все же вывозят его, потому что днем сквер возле храма и обочины дорог чистые.

В середине очереди молодой женщине становится нехорошо. Возле нее тут же оказываются врачи и полиция. Уводят в тень, дают воды и накрывают специальной тканью. Нельзя допустить перегрева. Волонтеры постоянно снуют с подносами, уставленными стаканчиками с водой. Наблюдаю, что люди относят стаканчики в специальные пакеты для мусора. Или их забирают волонтеры.


Очередь начинается примерно от Парка культуры. Люди говорят, что с утра очередь проходит немного быстрее, кто-то утверждает, что можно за два-три часа уже попасть к мощам. Днем, конечно, народа существенно больше. Однако волонтеры только улыбаются на вопрос о том, как они справляются с таким наплывом. «Мы с ними не справляемся, они сами идут», — говорят они.

Инвалидов, родителей с детьми и женщин на последних сроках беременности пропускают социальные службы. У них особый порядок прохода. Все остальные идут в общую очередь. Словом, механизм «стояния к мощам» отлажен.

Напомним, что решение о передаче части мощей из итальянского Бари в Россию было принято на исторической встрече Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Главное, на что обращают внимание христианские лидеры, — тот факт, что мощи более 900 лет не покидали крипты барийской базилики, так что событие беспрецедентное. Однако существует нюанс: в Бари хранится примерно 65 процентов нетленных мощей, перевезенных туда с родины святого, из Мир Ликийских (нынешняя территория Турции). Еще около 20 процентов мощей находятся в Венеции на острове Лидо — туда перевезли те части, которые итальянцы не успели забрать из гробницы в первый раз: Николай в Венеции на своем месте как покровитель мореплавателей. Оставшиеся же фрагменты мощей рассредоточены по миру — не стала исключением и Москва.

По некоторым данным, в Москве есть 25 храмов, в которых хранятся частицы мощей Николая Чудотворца. В этом списке упоминаются такие известные культовые сооружения, как Елоховский, Новодевичий и Иоанно-Предтеченский женский монастыри, а также несколько храмов, названных в честь Чудотворца: храм-музей Святителя Николая в Толмачах, храм Святителя Николая в Старом Ваганькове, храм Николы в Голутвине. Речь идет об иконах Николая Чудотворца с частицами мощей. Однако, по словам ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии» Сергея Чапнина, загвоздка состоит в проверке подлинности реликвии — не всегда можно найти информацию о том, как именно частица мощей попала в то или иное место и откуда. Следовательно, нельзя установить, действительно ли речь идет о части нетленного тела святого.


Доподлинно известно, что в 1991 году фрагмент мощей Николая Чудотворца был передан Даниловскому Свято-Троицкому монастырю. Святыня хранится в ковчеге в приделе князя Даниила храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Поэтому те, кто желают поклониться, могут отправляться туда.

В 2010 году в храм Святого Николая в Хамовниках частицу мощей также привезли из Бари. Кроме того, в 2014 году частица была подарена Сретенскому монастырю, и в том же году другой фрагмент привезли в Николо-Перервинский монастырь из Иерусалима.

Если в западной традиции образ святого Николая с течением времени слился с образом Санта-Клауса, то на Руси почитание Николы связывают с его милосердием, покровительством душам в загробном мире и с плодородием. Поэтому храмы, названные в честь Николы, — на втором месте по популярности в России после Богородицы. «МК» выбрал самые интересные места в Златоглавой, связанные с этим святым.


Никольская улица была так названа в честь Николо-Греческого монастыря, там даже был собор Никола Большие Главы, снесенный в 1930-е годы.

Никольская башня Московского Кремля , от которой начинается одноименная улица, получила название благодаря иконе Николая Чудотворца, размещенной на фасаде. Примечательно, что эта башня с иконой без повреждений пережила атаки французов в 1812 году.

Церковь Николая Чудотворца в Голутвине . Построена в конце XVII века. Восстановлена по старым рисункам и фотографиям. Когда археологи обнаружили следы былых украшений, то смогли сделать вывод, как выглядел храм. И тогда смогли оформить его заново, сохранив ансамбль. Сейчас главы украшает разноцветная черепица: желтая, зеленая, коричневая. Ныне там находится Китайское патриаршее подворье.

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках . Первое упоминание относится к началу XVII века, однако нынешний его облик принадлежит концу XIX века: в частности, удалось восстановить яркую настенную роспись. В 1992 году на колокольню был поднят колокол весом в 108 пудов.

Храм Святителя Николая в Пыжах , расположенный на Большой Ордынке, был построен в конце XVI века, одновременно с учреждением Стрелецкой слободы. В Никольском приделе храма можно увидеть росписи конца XIX века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: