Директор сам себя исключил из юл. Как бывшему директору исключить запись о себе из егрюл. Вариант разрешения проблемы

Исключить генерального директора из ЕГРЮЛ нельзя оставить
Вопрос о том, насколько правомерно и допустимо освободившемуся от должности руководителю оставаться в ЕГРЮЛ, до сих пор не разрешен. Эта правовая лакуна уже не раз вводила в ступор (или бешенство) людей, которые формально продолжали оставаться генеральными директорами организаций.

Как это ни странно, но почему-то эта проблема никогда серьезно не беспокоила законодателя. Законодатель не задавался вопросом, как так может быть, что для третьих лиц остается действующим лицо, которое уже не имеет никакого отношения к организации? Да, безусловно, юридическое лицо, как мы знаем, обязано в трехдневный срок уведомить налоговую инспекцию об изменении сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени организации. Но…

Но бывшему генеральному директору от этого ни горячо, ни холодно! Если, скажем, участникам ООО некого пока назначить на должность генерального директора (или они не хотят, или все разъехались по разным углам страны), то такая ситуация может продолжаться чрезвычайно долго, и чрезвычайно долго бывший руководитель будет для всех, в том числе - для государственных органов - руководителем.

И еще полбеды, если хотя бы было решение высшего органа управления об освобождении от должности руководителя. По крайней мере, протокол общего собрания участников (или решение единственного участника) об освобождении от должности на руках является доказательством, достаточным для убеждения заинтересованных лиц. Если они, конечно, войдут в положение и согласятся, что не всё, что указано в ЕГРЮЛ - чистая правда.

Как это часто оказывается на практике, банки и вовсе готовы оставлять доступ к счету бывшему руководителю. Для вас он может и бывший, но в суперважном банковском деле всё совсем не так, имейте в виду.

Гораздо хуже, когда генеральный директор рад бы расстаться с компанией, но компания и пальцем не готова пошевелить ради этого. Определенная поблажка налоговой инспекции некоторое время назад позволяла прежнему генеральному директору быть заявителем при подаче заявления по форме 14001. Благодаря этому было возможно без затруднений снять с головы корону, равно как и посадить её на голову ничего не подозревавшему об том лицу.

Однако в настоящее время заявителем при смене генерального директора может быть лишь вновь назначенный руководитель. И получается, что пока новый генеральный директор (если его вообще соблаговолят назначить) не представит в налоговую новые сведения, то старый генеральный директор будет вынужден доказывать, что он не верблюд.

Обычно в таких случаях советуют прибегать к алгоритму, изложенному в ст. 80 Трудового кодекса РФ. Так, часто предлагают уведомить работодателя, т.е. юридическое лицо, путем направления письменного заявления на адрес компании ценным письмом с описью вложения. Заявление об увольнении должно быть направлено, соответственно, за 2 недели до даты прекращения своих обязанностей.

Причем очевидно, что это письмо может остаться без рассмотрения, в связи с чем следует по истечению двух недель с даты получения обществом этого письма продублировать заявление, подтвердив свои намерения.

При должной доли фантазии еще можно уповать на то, что, в случае срочности полномочий, по их истечению генеральный директор вновь станет простым смертным. Увы и ах, объемная судебная практика говорит об обратном! Раз законом назначение и прекращение полномочий генерального директора отнесено к компетенции конкретных органов управления, то господин Время никак не может вмешаться в эти процессы.

Казалось бы, что тут еще поделать?

В соответствии со ст. 33 федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", право образовывать исполнительные органы или прекращать досрочно их полномочия принадлежит общему собранию участников (для ООО. Ну, или в лучшем случае, совету директоров, что сути проблемы не меняет). И обязанность своевременно извещать об этом налоговую лежит на обществе. Так что волеизъявление руководителя роли в пертурбациях в ЕГРЮЛ не играет, руководитель - это инструмент.

Неужели придется ждать момента, когда законодателя осенит?

Порой, суды встают на сторону старого генерального директора и даже понуждают налоговую инспекцию вносить соответствующие изменения, но однозначно положительной практики не существует.

Как это ни парадоксально, на помощь в этой ситуации придет зловещий 67-й ФЗ от 30 марта 2015 гг. Напомню, что этот закон легализовал так называемые "черные метки", т.е. записи о том, что в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения. А одним из способов заслужить такую черную метку является заявление лица о том, то в отношении него ошибочно внесены сведения как о генеральном директоре. К этому заявлению необходимо приложить доказательства, обосновывающие ошибочность сведений. Тут-то и пригодятся те самые письма с заявлением об увольнении.

Нет, это не исключит ФИО старого руководителя из ЕГРЮЛ. Пока это невозможно, и совершенно не ясно, когда законодатель обратит внимание на описанную проблему. Но зато черная метка самым серьезным образом осложнить деятельность компании. Пока, к сожалению, практики нет, но, думаю, изложенные соображения имеют право осуществиться. И тогда у руководителей, которых так долго игнорировали, появится способ мотивировать организацию на актуализацию сведений.

Арбитражный суд Московского округа пришел к выводу о том, что для исключения сведений о директоре предприятия из ЕГРЮЛ недостаточно его увольнения по собственному желанию, поскольку в налоговый орган нужно предоставить документы установленной формы (). Имеется в виду в том числе форма Р14001, в которую нужно внести сведения о новом директоре. Принимая такое решение, суд исходил из следующего.

Истец некоторое время был директором предприятия, в связи с чем соответствующие сведения были внесены в ЕГРЮЛ. Затем он уволился по собственному желанию на основании . В связи с этим истец обратился в налоговый орган с заявлением об исключении сведений из ЕГРЮЛ о нем как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юрлица. Орган отказал ему в этом, сославшись на то, что истец не предоставил заявление по форме Р14001. Также налоговый орган указал, что прекращение полномочий директора ООО (кем и являлся истец) относится к компетенции общего собрания участников общества. Гражданин не согласился с таким решением и обратился в суд.

Уплачивается ли госпошлина при внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ, не связанных с изменением учредительных документов? Узнайте из материала "Внесение изменений в сведения ЕГРЮЛ, не связанных с изменением учредительных документов" в "Энциклопедии решений. Корпоративное право" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования заявителя. По их мнению, отсутствие правового регулирования процедуры исключения (аннулирования) из ЕГРЮЛ записи о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в условиях объективной невозможности подачи указанного заявления в регистрирующий орган по установленной форме не может являться причиной для отказа в удовлетворении требования. Но суд кассационной инстанции не согласился с их выводами и указал, что они неправильно применили нормы материального права.

Суд подчеркнул, что запись в трудовой книжке об увольнении по собственному желанию с должности директора сама по себе не свидетельствует о принятом участником общества решении об увольнении. Об этом должно свидетельствовать решение ООО, в котором он исполнял должностные обязанности, и заявление по установленной форме. Суд также указал, что в случае изменения сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, заявление по форме № Р14001 должно заполняться как в отношении прежнего, так и в отношении нового генерального директора, поскольку юридическое лицо не может осуществлять свою деятельность без директора. То есть действующее законодательство не позволяет вносить в ЕГРЮЛ сведения только о прекращении полномочий директора.

В связи с этим Арбитражный суд Московского округа отказал в удовлетворении требования истца и отменил решение и постановление судов предыдущих инстанций.

Случаи, когда юридическое лицо не актуализирует в ЕГРЮЛ сведения о том, что внесенный в него генеральный директор прекратил занимать данную должность, далеко не редкость. Это может противоречить интересам занимающего ранее пост генерального директора человека и вводить в заблуждение контрагентов и иных игроков рынка.

Ни в судебной практике, ни в законодательных актах не сложилось единого подхода к тому, может ли генеральный директор осуществить такую процедуру самостоятельно, обратившись в соответствующий регистрирующий орган. Получается, что вопрос о том, как себя вести в подобных обстоятельствах остается открытым.

Что говорит законодательство?

Пункт 5 статьи 5 закона № 129-ФЗ гласит о том, что компания обязана уведомлять регистрирующий орган о том, что лицо, которое имеет право действовать от ее имени, прекратило свои полномочия. Сделать это необходимо в течении 3-х рабочих дней с того момента, как изменения произошли, отправив подписанное заявителем заявление.

В свою очередь, в пункте 1.3 ст. 9 этого же закона указано, что подписать такое заявление может либо новый генеральный директор, либо лицо, у которого есть доверенность. Получается, что бывший генеральный директор лишен возможности подписи и, соответственно, обращения в регистрирующий орган по вопросу исключения сведений о себе из Реестра. Этой же возможности он лишается еще и потому, что сотрудничество прекращено и трудовой договор расторгнут.

На деле же обычно происходит следующим образом. Бывший генеральный директор обращается в инспекцию с заявлением об исключении из ЕГРЮЛ, но ему отказывают по причине того, что документ подписан им, то есть лицом уже неуполномоченным. Соответственно, его требования об исключении недостоверной информации о себе из ЕГРЮЛ том признаются судом неправомерными. Кроме того, незаконным признается и заявление, если оно нарушает обязательную форму.

Последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ заключаются не только в том, что в дальнейшем данная организация не может вести хозяйственную деятельность. О возможных проблемах и основных аспектах данного действия, которые следует учесть, расскажем в статье далее. Также в ней мы расскажем, что делать, если организацию исключили из ЕГРЮЛ.

Чем грозит исключение из ЕГРЮЛ

Согласно пункту 6 статьи 22 закона «О государственной…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации означает, что в дальнейшем она утрачивает принадлежащий ей статус юридического лица. Соответственно, ведение ею какой-либо хозяйственной деятельности становится невозможным, так как в силу требований статьи 49 ГК РФ ликвидированная компания не вправе принимать на себя какие-либо обязательства.

Любые сделки или прочие хозяйственные операции, совершенные от имени такой компании, сами по себе являются нелегитимными и не влекут никаких юридически значимых последствий.

Следует отметить, что внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности организации — это лишь фиксация государственным органом завершения процедуры ликвидации. Сама же процедура ликвидации может быть инициирована, в силу статьи 61 ГК РФ, различными субъектами (кредиторами, государственными органами, участниками организации и т. д.) и преследовать различные цели. Соответственно, принимая во внимание инициаторов ликвидации и преследуемые ими цели, можно говорить о негативности либо, наоборот, желательности наступления ее последствий.

Важно помнить, что в силу пункта 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация организации не предполагает перехода ее прав либо обязанностей к правопреемникам. Это означает, что, к примеру, накопленные фирмой долги не будут автоматически перенесены на ее участников. Однако это не освобождает учредителей от ответственности в случае их вины в банкротстве компании.

Добровольная ликвидация и банкротство

В случае если ликвидация протекает в соответствии с требованиями статей 62 и 63 ГК РФ, то есть по решению участников организации, внесение записи в ЕГРЮЛ — это финальное действие, которое означает завершение всей процедуры.

Единственный момент, на который следует обратить внимание, — это полнота распределения оставшегося после ликвидации имущества. В случае необходимости его распределения уже после исключения компании из реестра вопрос о разделе будет решаться, согласно части 5.2 статьи 64 ГК РФ, только в судебном порядке.

При банкротстве, согласно пункту 4 статьи 149 ФЗ «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, внесение записи в реестр фиксирует факт окончания конкурсного производства. Соответственно, этим действием завершается процедура банкротства, позволяющая прекратить деятельность компании, которая не имеет возможности рассчитаться по своим долгам. В случае обнаружения в последующем имущества организации, признанной банкротом, оно подлежит распределению между кредиторами в порядке, определенном статьей 64 ГК РФ.

Судебная ликвидация

Помимо добровольного прекращения деятельности и банкротства запись о ликвидации компании может быть внесена по решению суда при наличии существенных нарушений законодательных норм со стороны организации, согласно пункту 3 статьи 61 ГК РФ.

Также суд может принять решение о принудительной ликвидации в том случае, если выполнение заявленных в уставе целей невозможно либо существуют неустранимые препятствия для ведения данной организацией хозяйственной деятельности. С иском в суд при наличии таких обстоятельств может обратиться ее участник.

Исключение из ЕГРЮЛ ООО — последствия для учредителя. Ответственность учредителей при этом

Последствия ликвидации организации для учредителя определяются 3 факторами:

  1. Формой осуществления ликвидированной организацией хозяйственной деятельности.
  2. Способом ликвидации.
  3. Ролью конкретного учредителя в управлении ООО.

Применительно к ООО действуют правила, обозначенные в статье 3 закона «Об обществах…» от 08.02.1998 № 14-ФЗ. Согласно данной статье общество не отвечает по долгам участников — соответственно, последние не отвечают по долгам общества. Однако пункт 3 статьи 3 ФЗ № 14 определяет, что если в банкротство организации есть вина его участников, то на них может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам общества.

Стоит также упомянуть о возмещении расходов на ликвидацию организации, которая проводится согласно пункту 5 статьи 61 ГК. Так, суд своим решением при недостаточности имущества у ООО для погашения расходов на его ликвидацию обязан возложить их солидарно на его участников.

Следовательно, имущественные последствия для учредителей ООО выглядят следующим образом:

Иные виды ответственности учредителей при исключении организации из ЕГРЮЛ

В отличие от гражданско-правовой ответственности применение административных либо уголовных санкций допустимо лишь в случае доказанности вины учредителя в совершенном правонарушении (статьи 2.1 КоАП РФ, 14 УК РФ).

Не знаете свои права?

При этом важно подчеркнуть, что, поскольку организации не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вопрос виновности директора, бухгалтера или иных лиц (в том числе учредителя организации) будет определяться исходя из действий совершенных непосредственно данными лицами, без привязки их к факту ликвидации либо внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ.

В случае же с административной ответственностью следует помнить о правилах статей 2.1 и 2.4 КоАП РФ. В силу статьи 2.4 КоАП РФ учредитель признается должностным лицом ООО, а статья 2.1 КоАП РФ указывает, что привлечение ООО к административной ответственности не препятствует привлечению к ней и виновных должностных лиц. Соответственно, учредитель может быть привлечен к ответственности за правонарушения, совершенные ООО, при наличии его вины в них. Однако данное обстоятельство также не может быть привязано к вопросу о ликвидации организации.

Могут ли организацию исключить из реестра в административном порядке

Практикам следует помнить, что в силу статьи 21.1 ФЗ № 129 организация может быть исключена из реестра и без прохождения процедуры ликвидации. Подобное решение может быть принято регистратором при наличии одновременно 2 условий:

  1. Отсутствия налоговой отчетности за последние 12 месяцев.
  2. Непроведения банковских операций за тот же период.

В силу пункта 2 статьи 21.1 ФЗ № 129 решение об исключении не может быть принято, если организация находится в процессе банкротства.

Решение регистратора публикуется в специализированном СМИ, где также должны быть обозначены сроки и порядок направления возражений против такого решения. В том случае если опубликованное решение об исключении организации из реестра затрагивает права учредителя, кредиторов или прочих заинтересованных субъектов, они вправе в течение 3 месяцев представить мотивированные возражения против такого решения. Если возражений относительно исключения организации не поступает, регистратор, согласно пункту 7 статьи 21.1 ФЗ 129, вносит в реестр соответствующую запись — с этого момента деятельность организации считается прекращенной в административном порядке.

Однако исключение организации таким способом само по себе не влияет на взаимоотношения между кредиторами и исключенной организацией и не отменяет имеющихся у организации обязательств.

Так, в силу пункта 3 статьи 3 ФЗ № 14 при исключении ООО-должника из реестра такое ООО признается отказавшимся от своих обязательств. Таким образом, кредитор вправе потребовать не только погасить долги за счет имущества ООО, но и привлечь к субсидиарной ответственности руководителей (иных ответственных лиц ООО) по долгам, если те действовали недобросовестно.

Что делать, если фирму исключили из ЕГРЮЛ

Согласно пункту 8 статьи 22 ФЗ № 129, заинтересованное лицо, чьи интересы затронуты в результате исключения организации из реестра, в течение 1 года вправе обжаловать в суде такое решение. Использование данного права имеет значение прежде всего для кредитора, так как позволяет в последующем предъявить претензии к организации-должнику. Напрямую предъявление иска к ликвидированному лицу невозможно (например, в силу положений пункта 1 статьи 150 АПК РФ).

Если исключением организации из реестра нарушаются права учредителя (например, на распределение имеющегося у организации имущества), то он также вправе обжаловать решение регистратора об исключении организации из реестра. В то же время учредители ликвидированного лица могут использовать и механизм, указанный в пункте 5.2 статьи 64 ГК РФ, то есть обратиться в суд с иском о распределении нераспределенного имущества. При положительном решении суд обязан назначить арбитражного управляющего, на которого и будут возложены обязанности по распределению имущества. При этом речь может идти как о собственно имуществе, так и имущественных правах или дебиторской задолженности, которая имеется у ликвидированной организации.

Как видите, исключение организации из ЕГРЮЛ может быть осуществлено в силу целого ряда причин и привести к различным последствиям — как для кредиторов, так и учредителей. Представленные в статье сведения позволят практикам сориентироваться в данном вопросе и выбрать наиболее рациональный механизм выхода из ситуации, когда компания утрачивает свою правоспособность.

Еще больше материалов по теме в рубрике: "Бизнес ".

«Бросить» компанию в нашей стране - старая добрая традиция. Тем более, в этом случае законодатель любезно обеспечил простым (как кажется) способом избавления от неё. Закрыли счета, перестали сдавать отчётность и ждём, когда инспекция самостоятельно вычеркнет организацию из реестра. Такой сценарий остаётся популярным по сей день. Однако всё меняется, в том числе и эта ситуация. За последнее время исключение брошенной компании из возможности «слиться по-лёгкому» превратилось в дополнительную возможность для налогового органа (и иных кредиторов) дотянуться до собственников бизнеса.

1. Текущий порядок

Налоговый орган уполномочен исключать из ЕГРЮЛ компании, не подающие признаков жизни в течение 12 месяцев. Под признаками жизни подразумевается предоставление отчётности и движение денег по расчётному счёту. Выявляя компанию, отвечающую указанным признакам, ИФНС выносит решение о предстоящем исключении её из реестра. Решение публикуется в Вестнике гос. регистрации и, если в течение трёх месяцев с момента опубликования не поступило возражений от самой компании или её кредиторов, организацию исключают из ЕГРЮЛ.

Положение не ново и всё активнее применяется. Так, в 2015 году по решениям налоговых органов из реестра исключили 160 184 Обществ с ограниченной ответственностью, а в 2016 уже 585 733.

2. Правила меняются

С 1 сентября 2017 года порядок исключения компании из ЕГРЮЛ изменится, появятся два новых основания (см. ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц...» в редакции, действующей с 01.09.2017):

    у компании и участников нет денег на ликвидацию;

    в ЕГРЮЛ в течение более чем шести месяцев есть информация о недостоверности сведений по организации.

Может показаться, что первое основание упростит жизнь желающим самостоятельно инициировать свое исключение из реестра. Речь о тех лицах, которые тайно надеялись на исключение их заброшенных компании силами инспекции. Однако порядок и сроки самой процедуры пока не ясны. Вероятно, компании и её участникам придётся подтверждать отсутствие денег банковскими выписками и справками о доходах.

Второе же основание по сути является новой косвенной санкцией за наличие недостоверных сведений в ЕГРЮЛ. Напомним, что ещё в 2016 году законодатель закрепил право налоговых органов проверять сведения о компании, как при её регистрации, так и последующую информацию, содержащуюся в реестре.

Если при создании организации или регистрации изменений будут выявлены недостоверные сведения, в той самой регистрации откажут. Однако, налоговый орган наделен полномочиями проверять достоверность уже имеющейся информации в ЕГРЮЛ и без какого-либо повода со стороны организации.
Для этого инспекции нужны основания:

Фактически, налоговая вправе провести проверку по своему усмотрению, основания найдутся, «было бы желание». При этом участие самого проверяемого совсем не обязательно. Например, осмотр помещения, в котором зарегистрирована компания, может быть проведён в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи (пункт 14 Приказа ФНС от 11.02.2016 г. № MMB-7-14/72@).

Если проверка пройдёт неудовлетворительно (компании по указанном в реестре адресу не окажется), ИФНС направит письмо с требованием внести изменения в реестр. Такое письмо получит сама компания, её участники и руководитель. Отреагировать на него необходимо в течение 30 дней, в противном случае в ЕГРЮЛ появится запись, что информация, например, об адресе вашей компании, недостоверна (пункт 6 статьи 11 Закона «О госрегистрации юридических лиц...»). Проживёте с такой записью полгода - исключат из реестра. Произойдёт это не вдруг, и на процесс можно повлиять, но с 1 сентября сделать это будет сложнее. Сейчас для приостановки исключения достаточно возражения самой организации или её кредитора. После того, как изменения в закон вступят в силу, простого «я не согласен» будет недостаточно, заявление должно быть мотивированным.

Избежать описанных последствий можно. Для этого:

    с осторожностью подходим к выбору адреса компании. По возможности, избегаем массовых номинальных адресов;

    ВСЕГДА получаем почту по юридическому адресу;

    СВОЕВРЕМЕННО отвечаем на письма налогового органа;

    обеспечиваем наличие на месте вменяемого сотрудника и «следы» вашей организации (стол, папка с документами, вывеска на двери).

Помимо исключения компании из реестра, есть и другие, порой более негативные последствия отражения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об организации.

3. Об ответственности за недостоверные сведения

Во-первых, статья 14.25 КоАП РФ. Обратить внимание стоит на часть 5 этой статьи, грозящую дисквалификацией за предоставление на регистрацию документов, содержащих заведомо ложную информацию. Данной санкцией налоговая так же активно пользуется. По состоянию на 07 августа 2017 года реестр дисквалифицированных лиц содержит 6 064 записи, из них 5 047 лиц попали туда из-за части 5 статьи 14.25 КоАП РФ. Получить дисквалификацию относительно просто, достаточно предоставить на регистрацию документы с номинальным адресом. Использование фиктивного адреса - самое распространённое основание для привлечения к ответственности.

Дисквалификация подразумевает под собой ограничение права лица занимать должности в исполнительном органе компании, входить в , осуществлять иное управление юридическим лицом, что может быть недопустимым для реального собственника/руководителя бизнеса. Ограничение может длиться до трёх лет.

Дополнительными последствиями дисквалификации являются штрафы (для управленца, продолжающего руководить, - 5 000 руб., для компании, заключившей или не расторгнувшего договор с таким управленцем, - до 100 000 руб.) и невозможность зарегистрировать новую компанию с дисквалифицированным лицом в качестве руководителя.

Чтобы не попадать в эти списки, следуем вышеназванному совету - выбираем адрес для компании с осторожностью.

Во-вторых, абз. 4 и 5 подпункта «Ф» пункта 1 статьи 23 Закона «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает отказ в государственной регистрации каких-либо изменений, если в отношении компании (её адреса или директора) в реестре указаны недостоверные сведения.

Но главное, о чем не стоит забывать - «бросание» компании не спасет от необходимости погашения её долгов.

4. Ответственность за «брошенку»

Во-первых, 28 июня 2017 года вступила в силу часть 3.1. статьи 3 Закона «Об ООО». С этого момента исключение общества из реестра рассматривается как отказ основного должника от исполнения обязательств. В этом случае, если у исключённой компании есть долги, которые появились благодаря недобросовестным или неразумным действиям контролирующих лиц, такие лица мог быть привлечены к субсидиарной ответственности. Таким образом, после исключения компании из реестра, кредиторы (в том числе ИФНС) получат право требовать исполнения обязательств компании перед ними от контролирующих эту компанию лиц.

3.1. Исключение общества из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для отказа основного должника от исполнения обязательства. В данном случае, если неисполнение обязательств общества (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, указанные в пунктах 1 - 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества.

ст. 3 ФЗ «Об ООО»

Для взыскания кредитору придётся обратиться в суд, которому нужно будет доказать, что А) некое лицо является контролирующим и Б) оно действовало недобросовестно или неразумно.

Теперь налоговый орган может не инициировать дорогостоящую и бесперспективную процедуру банкротства брошенной компании, а исключить её из реестра, получив возможность дотянуться напрямую до её учредителя и директора. Процесс может развиваться параллельно с привлечением компании - «двойника» к ответственности по правилам ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, Закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает упрощённую процедуру банкротства отсутствующего должника (§ 2, главы XI Закона). Суть её заключается в том, что й кредитор может обратиться с заявлением о признании должника банкротом, независимо от размера задолженности. Суд рассматривает такое заявление в течение одного месяца и, в случае признания должника банкротом, сразу же открывает . Эти положения применяются в том числе к ситуациям, когда в течение 12 месяцев по счёту юр. лица не проводилось каких-либо операций.

Вполне вероятно, что кредитор брошенной компании, не дожидаясь её исключения из реестра, пойдёт в суд с заявлением о признании должника банкротом. Суд такое заявление удовлетворит, и кредитор в рамках банкротства займётся привлечением контролирующих лиц к субсидиарной ответственности по долгам их брошенной компании. Напомним, что в этом случае их вина в банкротстве организации презюмируется.

Так же мало кто знает об еще одном неприятном последствии «бросания» организации, предусмотренном Законом «О госрегистрации юридических лиц...». Так, директор исключённой компании либо участник, имевший на момент её исключения долю 50%, не смогут зарегистрировать новую организацию, если их старое (брошенное) имело задолженность перед бюджетом на момент исключения. Запрет длится три года. Причём размер задолженности неважен. Проглядели копеечный долг по такой компании - получили запрет на регистрацию новой. «Купить» компанию и войти в состав участников или стать директором тоже не получится, законодатель это предусмотрел (см. абз. 2 и 3 пп. ф п. 1. ст. 23 указанного Закона).

Нашли себя и исключение вам на руку, сделайте сверку с налоговой инспекцией и фондами.

Если вдруг увидели, что ваш должник попал в список на исключение, спешим завить о нарушении своих прав. В сообщении, которое вы найдёте, будет указан нужный адрес. Заявление нужно подать в течение трех месяцев с момента, как ИФНС разместила сообщение о предстоящем исключении, иначе придётся доказывать недобросовестность (или неразумность) контролирующих лиц в суде.

Выводы очевидны:

    Сокращение возможностей «бросить» организацию без каких-либо последствий - закономерное продолжение действий по усилению налогового администрирования и создания условий по возложению фактической ответственности за бизнес на его собственников и руководителей.

    Борьба с «однодневками» непременно требует усиления контроля при регистрационных действиях. Уже сейчас создать новую компанию или сменить адрес текущей - порой очень нелегкая задача. А потому у бизнеса практически нет шансов начать «с чистого листа» в случае предпринимательской неудачи. Скорее всего шлейф предыдущего опыта останется. Задача здесь - минимизация рисков такой взаимосвязи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: