Готов ли ребенок к школе: как самостоятельно определить — советы психолога. Как понять, готов ли ребёнок к школе

Перед тем, как принять малыша в первый класс, педагоги, а где-то и психолог, обычно общаются с ним и родителями, чтобы понять, готов ли ребёнок к обучению в школе. Рассказываем, как родителям самим определить степень готовности своего чада к первому классу.

1. Ребёнок способен к произвольной деятельности

Это значит, что он может в течение 30 минут спокойно сидеть и заниматься каким-то делом, не отвлекаясь на игры и другие посторонние занятия. То есть ребёнок уже может выполнять задания и удерживать себя на месте усилием воли. Произвольная деятельность - главное новообразование младшего школьного возраста. Во многом успешная адаптация к школе и хорошая успеваемость будут зависеть именно от того, сформировалось это качество или нет.

2. Малыш достаточно самостоятелен

Ваш ребёнок может сам одеваться, переодевать сменку, складывать вещи в портфель и вообще - оставаться на полдня без мамы и папы. Есть дети, которые прекрасно овладели навыками счёта и письма, но при этом ещё очень сильно зависят от родителей. Такие первоклашки могут плакать на уроках от того, что хотят к маме, и в целом переживать довольно сильный стресс от того, что им приходится в одиночестве находиться в кругу малознакомых людей. Тут уж не до учёбы и усвоения новых знаний. Поэтому готовьте ребёнка заранее: если он не ходит в садик, обязательно запишите его в различные кружки и секции, где малыш научится в течение какого-то времени обходиться без вас.

3. Он может выполнять инструкции и задания взрослого

В школе ребёнку необходимо делать именно то, что просит учитель. Причём речь идёт не только о каких-то письменных или устных заданиях, но и об обычном поведении. Распорядок дня, занятия на переменах, поведение в столовой или в продлёнке - всё регламентируется педагогом. Малыш должен уметь слушать постороннего взрослого и выполнять его задания, поручения и просьбы. Этот навык также формируется заранее в детском саду или на занятиях в различных секциях.


4. Малыш положительно настроен к школе

В идеале, конечно, мы предполагаем, что ребёнок должен хотеть идти в школу. Но бывает и так, что малыш не испытывает восторга от мысли о первом классе. В этом случае нужно настраивать своё чадо, разговаривать с ним, постараться выяснить, что именно его беспокоит и пугает. Родителям нужно приложить все усилия для того, чтобы ребёнок, по крайней мере, не был против похода в школу. Если малыш активно сопротивляется, имеет смысл сходить к детскому психологу, чтобы понять, в чём причина такого поведения, и оказать своевременную поддержку и помощь.

5. Ребёнок умеет общаться со сверстниками

Первокласснику предстоит познакомиться с новыми ребятами, и ему нужно будет выстраивать с ними отношения, находить друзей и учиться мирно общаться с теми, кто ему не слишком симпатичен. Всё это требует определённых коммуникативных навыков, которые малыши обретают раньше - на детской площадке, в садике или на занятиях для дошкольников.

Ребёнок должен уметь играть в команде, делиться игрушками или какими-то учебными предметами, не забывая при этом про свои права и границы. Нелёгкая, на первый взгляд задача - но если малыш достаточно общался с детьми в более раннем возрасте, проблем обычно не возникает. Если же сложности всё-таки появятся, мамам и папам нужно оперативно включиться в ситуацию и, возможно, привлечь школьного психолога - потому что от того, насколько комфортно будет чувствовать себе ребёнок в школьном коллективе, будет зависеть и его успех в учёбе.


6. У малыша хорошо развита память

Так как ребёнку в первом классе необходимо запоминать массу новой информации, неудивительно, что именно этому навыку уделяется такое внимание. Ещё до школы учите вместе с крохой стихи, пересказывайте сказки, играйте в игры на развитие памяти. Это поможет ему хорошо учиться!

7. У ребёнка хороший словарный запас

Большой словарный запас поможет ему понимать и легко усваивать информацию на уроках. Что нужно знать к первому классу? Названия цветов, времён года, природных явлений, названия разных животных и птиц, знать время суток (утро, вечер, день, ночь). Также нужно учить ребёнка обобщать и классифицировать, например: яблоко, груша, персик - фрукты, или транспорт - это поезд, автобус, машина. От частного — к общему, и от общего к частному.


8. Ребёнок знает, что его ждёт

Необходимо, чтобы дошкольник был хорошо осведомлён о том, что его ждет в школе. Чем он будет заниматься, какие правила в этом учреждении, как нужно себя вести и другие нюансы. То есть малыш должен хорошо представлять весь процесс, тогда уровень его готовности ко всем школьным мероприятиям будет выше, и кроха гораздо быстрее адаптируется к новым условиям (вспомните пословицу: «Предупреждён - значит вооружён»).

9. У крохи развита мелкая моторика

Это необходимо для того, чтобы ребёнок уверенно освоил навыки письма. Правильно ли ваш малыш держит карандаш или ручку? Умеет ли складывать пазлы, лепить из мелких деталей, собирать картинки из мозаики? А как будущий школьник справляется с ножницами, клеем и кисточкой? Если всё это получается без больших проблем - отлично!

Готов ли Ваш ребенок к школе?

Начало учебы ребенка в первом классе - это очень ответственный и достаточно сложный период в жизни не только каждого малыша, но и его родителей. Множество нового появиться в жизни малыша: это и новые знакомства, как с однолетками, так и со взрослыми; и новые взаимоотношения; и новые обязанности. Изменится вид деятельности: в настоящий момент основной деятельностью вашего малыша является игра, с приходом к школе основной деятельностью станет учеба, которая потребует определенных знаний, новых усилий, умений и навыков с его и вашей стороны. Изменится социальная позиция ребенка - завтра Ваш малыш станет учеником, и у него появятся новые определенные обязанности. Большая часть времени будет подчиняться учебе, школе и школьным делам.

Безусловно, более легко приспособиться к тем изменениям в жизни, которые связаны с началом учебы в школе и более успешно себя реализовать сможет тот ребенок, который готов к школьной учебе.

В психологии выделяют такое понятие, как «готовность ребенка к учебе». Что означает это понятие, из чего оно состоит, чем определяется?

В целом понятие «готовности ребенка к школе» рассматривается, как комплексное, многогранное, которое охватывает все области жизни и деятельности будущего первоклассника.

Необходимо сразу разделить понятие педагогической и психологической готовности к школе.

Под педагогической готовностью, как правило, имеется в виду умение читать, считать и писать. Однако само по себе наличие лишь этих умений и навыков не является гарантом того, что ребенок будет учиться успешно.

Психологическая готовность к учебе в школе включает такие компоненты:
1. физиологичная готовность;
2. интеллектуальная (познавательная) готовность;
3. эмоционально-волевая готовность;
4. социальная готовность;
5. мотивационная готовность.

Физиологичная готовность означает достаточный уровень дозревания организма ребенка, состояние его здоровья. Понятно, что здоровые дети лучше приспособятся к изменениям, связанным с началом учебы.

Интеллектуальная (познавательная) готовность связана с соответствующим уровнем развития познавательной сферы ребенка, то есть тех процессов, благодаря которым ребенок познает окружающий мир: мышление, внимание, память, восприятие, воображение.

Мышление является самой важной функцией мозга человека. Никакой вид деятельности не может обойтись без мышления. А особенно - учеба.

На момент начала учебы в школе ребенок должен владеть определенным запасом знаний об окружающем мире, о себе, о природе, о других людях, об отношениях между людьми. Например, он должен знать свое имя и фамилию; основные цвета и основные геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, круг). Владеть и различать понятия «больший»-«меньший», «высший»-«более низкий», «более широкий»-«уже». Желательно, чтобы ребенок ориентировался в пространстве (знал, где правая рука, а где левая, понимал понятие «под», «над», «около», «между»).

Ребенок должен уметь анализировать, устанавливать связи, сравнивать, обобщать, определять главные и второстепенные признаки предметов и явлений.

Внимание есть еще одной составляющей интеллектуальной готовности. Чем выше уровень внимания, тем выше будет эффективность учебы. Учеба ставит перед ребенком новые задания, непохожие на те, которые он привык выполнять во время игры. Учебные задания, в отличие от игровых, содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует гораздо большего сосредоточения. Для этого желательно тренировать способность малыша быть внимательным, например, с помощью специальных упражнений и развивающих игр.

Безусловно, более легко будет учиться тому ребенку, у которого лучше развита память. Специальные игры, занятия на запоминание информации (например - стихов, историй) помогут развить и улучшить ее. Читайте малышу книжки: сказки, стихотворения, рассказы. После того, как сказка прочитана, попросите, чтобы малыш пересказал прочитанное. Сегодня в книжных магазинах (на книжных рынках и базарах, в киосках и т.п.) можно найти и приобрести большое количество литературы по развитию мышления, памяти, внимания, восприятия, по подготовке ребенка к учебе в школе.

Желательно, чтобы ваш малыш умел отвечать на вопросы, мог аргументировать и выражать свое мнение. Предпосылкой этих умений является достаточный словарный запас ребенка.

Достаточное развитие вещания есть еще одной составляющей интеллектуальной готовности ребенка к учебе.

Хорошее развитие мышц руки, умения выполнять пальчиками мелкие действия (например, нанизывать бусинки) будет залогом того, что ребенок легко научится писать. Чтобы развить мелкие мышцы руки, давайте малышу возможность лепить, рисовать, раскрашивать; вырезать или вырывать пальчиками обведенные фигурки. Создавайте вместе с ребенком разные фигурки из палочек (можно использовать даже спички - только обязательно под Вашим присмотром). Пусть малыш составит такую же фигурку, которую составили Вы, сначала глядя на нее (так будет развиваться восприятие, умение ориентироваться на образец), а затем по-памяти (Ваши фигурки из спичек сначала должны быть очень простыми, постепенно их нужно усложнять).

Развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику, расширять словарный запас можно и во время специальных игровых занятий с малышом (именно игра превращает нудную учебу в яркое, интересное приключение), и во время ежедневного бытового общения. Например, когда Вы гуляете с малышом, рассказывайте ему о том, какое в настоящий момент время года, который происходит в природе; какого цвета проехала машина; какое дерево выше, а какое ниже. Рассказывайте разные сведения об окружающем мире.

Расширять словарный запас малыша можно с помощью игры «Кто больше?»: загадайте какой-то предмет, или явление, и называйте его признаки: кто больше назовет? Например: «снег» - белый, холодный, блестящий, искристый, мягкий, ранний, неожиданный, глубокий, мелкий, пушистый, лапчатый и так далее.

Чтобы Ваши игры с малышом были успешными, придерживайтесь важного правила: во время игры забудьте о том, что Вы авторитетны и всезнающие мама, папа, бабушка или дедушка; перенеситесь в собственное детство и станьте, хоть ненадолго, снова ребенком - будьте для малыша равноправным партнером в игре, который также может сомневаться, грустить и искренне.

Не менее важной, чем интеллектуальная готовность, есть эмоционально-волевая готовность ребенка к учебе. Эта составляющая включает достаточное развитие воли, послабления импульсивных реакций, умения руководить своими эмоциями (например, слушать, не перебивая). Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, прилагать усилия для реализации цели, преодолевать препятствия, выполнять не интересную, но полезную работу.

Имеет ли Ваш малыш простые, но постоянные поручения (например, поливать цветы)? Убирает ли за собой игрушки? Застилает ли свою постель (пусть и с Вашей помощью)? Не перебивает ли Вас во время разговора? Имеет ли терпение? Дав ответ на эти простые вопросы, вы узнаете, сформирована ли у малыша эмоционально-волевая готовность.

Следующий компонент - социальная готовность. Она содержит в себе сформированость у ребенка качеств, благодаря которым он может общаться с другими детьми и учителями. Это и желание общаться, и умение устанавливать взаимоотношения с однолетками и взрослыми; умение уступать, подчиняться интересам детской группы, класса; уважение к желаниям других людей.

Вообще, ребенок поводит себя с другими детьми в школе так, как видит это и слышит дома. То есть его взаимоотношения с другими детьми являются зеркалом того, какие взаимоотношения господствуют в семье. Именно в семье ребенок получает первые образцы общения. Если дома ребенок является свидетелем неуважения членов семьи друг к другу, ссор, драк, то он считает такое поведение нормальным и сам начинает так вести себя в школе.

Мотивационная готовность сформирована, если у ребенка есть желание ходить в школу, есть стремление добывать знание, узнавать новое, интересное, исполнять новую социальную роль - роль школьника. И здесь многое зависит от родителей. Не запугивайте малыша школой, фразами подобными такой: «Вот пойдешь в школу - там тебе покажут!», наоборот, постарайтесь настроить его положительно: «В школе будет интересно, радостно, ты узнаешь много нового и полезного».

Искренне желаем Вам, чтобы начало учебы малыша в школе стало приятным событием в жизни всей семьи.

На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе, как проверить, готов ли он идти в первый класс и как помочь адаптироваться к новым условиям.

*Время на прочитку статьи — 2 минуты

Процесс получения информации в большинстве школ по-прежнему нудный и растянутый во времени. Это формирует отвращение к процессу учебы уже с первых классов. А ведь навык и желание учиться является важным элементом, который как раз и должна закладывать школа.

Рынок труда через полтора десятка лет может кардинально измениться, а способность быстро и качественно учиться останется самым важным навыком для каждого человека, который хочет достичь успеха в жизни. Вот почему так важно, чтобы у ребенка было желание получать новые знания.


Перед тем, как отдавать ребёнка в школу, важно учесть целый ряд факторов:

  • возможность ребенка к адаптации;

  • возможность переносить нагрузки;

  • общее состояние здоровья;

  • наличие как интеллектуальных (писать, читать) навыков, так и социальных (коммуникативная инициатива);

  • тип темперамента ребенка;

  • способность к самооценке и самовосприятию ребенка, которые влияют на возможность его адаптации к новому коллективу;

  • способность ребёнка отстаивать свои интересы не только среди сверстников, а и на уровне ученик – учитель.

Если ребенок не готов, он может в школе «сломаться».


Задайте себе такие вопросы:

  • Что вы знаете об эмоциях своего ребёнка?
  • Нужно ли защищать ребёнка от негативных эмоций?
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать?
  • Какое значение эмоциональный интеллект имеет в достижении успеха?
  • Что значит правильное эмоциональное воспитание?
  • Что значит психическое здоровье ребёнка?
  • Какие есть коммуникативные техники для общения с ребенком для гармоничного развития его эмоционального здоровья?

Если вы можете ответить на все эти вопросы, то вы в состоянии оценить готовность своего ребенка к школе.

Помните о том, что не возраст является показателем готовности ребёнка к школе. А когнитивное, эмоциональное и социальное развитие. Эти три вектора являются основополагающими в вопросе оценки готовности дошкольника.


О мотивации ребенка к учебе

У меня возникает вопрос: «В чем выгода обучения для ребенка, для первоклассника?» В целом «мотив» – это некий обобщенный образ, видение материальных или идеальных предметов, представляющих ценность для человека. И эта ценность направляет деятельность. Мотив – это выгода.

Дети в таком возрасте не понимают, зачем им учиться. Первоклассник мотивирован учить то, что находится в сфере его интересов. При этом сам процесс изменения рода его деятельности в возрасте 6-7 лет – раньше он игрался, а теперь должен учиться – это огромный стресс.

Если ребёнок не хочет учиться – это значит, что ребёнок здравомыслящий, что он осмысленно подходит к процессу и не готов делать что-то, если не понимает “Зачем?”.


Запоминать информацию – не главное в учебе. Куда важнее работа с мыслительными процессами. В современной школе эти процессы не рассматриваются. Мышление ребенка не сильно развивается. В итоге мы получаем ученика, который не замотивирован, потому что не понимает смысл происходящего. Если у него недостаточно развиты процессы мышления, чтобы качественно усваивать информацию, то результатом станут плохие оценки или зубрежка. Оба варианта плохи.

Задача первого класса – сформировать желание учиться.

Большинство педагогов не будут заниматься обучению процесса мышления, искать индивидуальный подход, мотивировать, помогать освоить навыки концентрации, запоминания больших объемов информации или умению выступать перед аудиторией. Чаще учителя занимаются запугиванием учеников, угрозами и унижениями.

Практика показывает, что охотнее всего задания выполняют дети тех родителей, которым не наплевать на то, что делает их ребенок. Если вы, как родители, не обучите его навыкам восприятия информации и обучения, ему будет сложнее учиться в школе.


В первом классе у ребёнка формируется самооценка и восприятие своей социальной роли. В зависимости от того, как хорошо он учится, как хорошо он установил отношения с другими, он будет осознавать себя либо лузером, либо лидером, он будет либо держаться особняком, либо займёт ещё какую-то нишу в иерархии, которая существует в любом коллективе, в том числе и в первом классе.

Одновременно с тем, как ребёнок идет в первый класс, у него изменяются и отношения с родителями. Как правило, в худшую сторону. Это может быть вызвано тем, что для вас он перестал быть ребёнком и ваши требования к нему станут завышенными. Но также отношения портятся в процессе совместной подготовки уроков. Если родителям важнее правильно выполненное домашнее задание для классного руководителя, чем то, что думает ребёнок о родителях, то постепенно, родной дом и родители превращаются для ребёнка, из места спокойствия и защиты в некий филиал ада. Последствия сказываются в подростковом возрасте, когда ребёнок замыкается в себе, связывается с неблагополучной компанией или уходит из дому.

В первом классе ребёнок испытывает стресс. Само определение стресса – это состояние повышенного напряжения, для которого есть физиологические, психологические и социальные причины.


Физиологические связаны с тем, что ему хочется бегать-прыгать, а нельзя.

Психологические – с его неспособностью концентрироваться и выдерживать внутренний уровень напряжения, потому что нужно соответствовать тому, что о тебе думают и что ожидают.

Социальные – это неспособность адаптации к новому коллективу, что усложняет выстраивание отношений с педагогом или возможность подружиться с одноклассниками.

Задача родителей повлиять на снижение уровня стресса у ребёнка.

Социализация: стоит ли вопрос волнений?

Социализация – важный психологический процесс. Это формирование поведенческих и психологических навыков, необходимых для взаимодействия с людьми. По сути, человек должен обладать какими-то элементарными навыками общения и поведения в обществе, чтобы чувствовать себя в нём комфортно. Ребёнок должен быть эффективен в своей коммуникации.

Но школу не интересует, насколько ребенок эффективен. Её интересует на сколько он удобен и управляем. Про мысли и фантазии ребёнка мало кто спрашивает и если в вашей школе не так — вам повезло!


Как оценить качество школы?

Оценку качества школы должен давать ребёнок. Не вы, родитель, а ребёнок.

Какие качества должна проявить школа? У ребёнка должна быть увлечённость и высокая познавательная активность, чтобы ему было интересно разбираться хотя бы с каким-то одним направлением до мелочей. Важно понимание своих желаний, целей и умение их достигать. Важна настойчивость и самоуважение. Смелость иметь и отстаивать свою точку зрения. Это все нужно, чтобы развиваться в жизни и достигать успеха в целом.

Но вместо того, чтобы заниматься формированием этих важных навыков, школа формирует эмоциональную зависимость от часто предвзятого мнения окружающих. Самооценка в школе формируется не на осознании ребёнком собственной уникальности, а на основании соответствия чужим представлениям о том, каким он, ребёнок, должен быть.


Поэтому если детям нравиться учиться хотя бы одному предмету, значит, в принципе, всё в школе хорошо. Если для ребёнка школа — это каторга, то 11 лет будут посвящены не только формированию отвращения к процессу обучения, но и шаблонному мышлению по истечении 11 лет.

Диагноза «неспособность к обучению» не существует. Потому что, обучение - это комплексный процесс, который состоит из ряда психологических процессов. И вам сперва нужно понять, что не так с обучением у вашего ребенка, если вы наблюдаете так называемую “неспособность”.

Если вам не удалось поприсутствовать на прошлом мастер-классе про то, как подготовить ребёнка к школе не огорчайтесь. Скоро я проведу ещё один перед началом курса. Обучение стартует уже в июне. Зарегистрируйтесь, чтоб понять, нужно ли вам пройти курс и помочь своему ребёнку лучше подготовиться к началу школы.

Инструкция

Выясните, какими мотивами руководствуется ребенок , собираясь в школу:
- идут друзья, соседи, однокашники по (желание быть как все);
- получать отличные оценки (социальные предпочтения);
- играть с друзьями на переменках (игровая мотивация);
- выучиться и получить хорошую профессию.
Если ребенок выбирает последний пункт, то у него высокая учебная мотивация, он будет с интересом .

Определите, насколько развита у ребенка эмоционально-волевая , способность выполнять требования социума. К семилетнему возрасту развивается «игры по правилам». Понаблюдайте, как ваш ребенок в детском коллективе следует инструкциям игры. Выполнение своих обязанностей является залогом успешной адаптации к школе. Кроме того, от самостоятельности ребенка, его умения образовывать новые социальные , зависит интерес к школьной жизни. Излишне опекаемые дети рискуют быть не совсем успешными в учебе.

Присмотритесь, умеет ли ваш ребенок слушать и рассказывать. Пусть перескажет мультфильм или прочитанный . Если ребенок не может логично выстроить сюжетную линию событий, не умеет правильно составить предложение, трудно подбирает слова, то необходимо практиковать развитие речи. Речь тесно связана с мыслительным аппаратом. Развивая речь, мы тем самым стимулируем развитие мышления.

Обратите внимание, насколько хорошо ребенок владеет карандашом, ножницами, как перерисовывает геометрические узоры, как вырезает. Если ребенку трудно выполнять такие задания, то мелкая моторика руки нуждается в тренировке. Упражнения на выполнение мелких операций важны, так как в коре головного мозга центры речи находятся рядом с двигательным центром. Делая поделки из , пальчиковую , массаж рук и прочее, мы развиваем речевой центр.

Поиграйте с ребенком в логические игры со словами. Примеры можно найти в любой книжке по развитию ребенка или придумать самим. Пусть найдет лишнее слово, закончит предложение, вами начатое, или назовет одним словом перечень предметов. Если ребенок успешно справляется с подобными заданиями, то его мыслительный аппарат готов к обучению.

Умение ребенка считать и писать говорит о способности ребенка к обучению. Эти навыки помогут ребенку быть успешным в , но могут помешать впоследствии. Несвоевременно накопленные знания могут помешать развитию навыков рассуждения.

Большинство родителей приводят детей в первый класс после садика. Поэтому про адаптацию к садику что-то помнят или хотя бы слышали. При поступлении в детский садик ребенок еще маленький, родители стараются просвещаться в вопросах воспитания. Поэтому много читают про адаптацию к садику, консультируются у психологов или других родителей. Но к школе этот родительский запал утихает. К сожалению, большинство родителей считают, что главное – подать документы в школу. И на этом их функция заканчивается. Дальше работа учителей. Родители, занимающие такую позицию, совсем забывают или попросту не знают о таком понятии как адаптация к школе. А ведь от успеха прохождения периода адаптации будет зависеть насколько будет комфортно ребенку в школе, будет ли он с удовольствием посещать ее и дружить с другими ребятами. Последствия дезадаптации исправлять очень тяжело. В период адаптации формируется задел на весь период обучения в школе, а это 11 лет жизни ребенка!

В чем же адаптация ребенка к школе? Что это такое? Школа – это принципиально новая среда для ребенка. Вспомните, чем ваш ребенок занимается в садике: играет, гуляет. Да, он посещает в садике определенные занятия, но за результат своей работы он не получает оценок. При поступлении в школу кардинально меняется позиция ребенка в обществе. Он уже не просто ребенок, а ученик. Звание ученика накладывает много обязательств, которых раньше не было.

Кроме того, меняется режим жизни ребенка. До этого никто не заставлял ребенка сидеть по 40 минут с перерывами в 10-20 минут. При этом не просто сидеть урок, а усиленно напрягать внимание.

Ребенок должен привыкнуть и адаптироваться еще и к новому окружению. В его жизни появляется новая значимая фигура – учитель – официальное лицо, которое надо слушаться и уважать. И новое окружение – класс - с которым надо подружиться. При этом возникает еще и ситуация соперничества: кто-то учится легко и при этом хорошо все успевает, а кому-то учеба дается очень тяжело.

Адаптация ребенка к школе заключается в том, что он привыкает соблюдать правила поведения на уроке, может концентрировать внимание в течение урока, находит общий язык с другими ребятами в классе, а также сохраняет по большей части позитивное эмоциональное состояние.

Если адаптация проходит успешно, ребенок с удовольствием посещает школу, рассказывает о ней родителям, находится в хорошем эмоциональном состоянии после уроков.

Как вы можете заметить, что ваш ребенок плохо адаптируется к школе? В норме адаптация проходит примерно в течение месяца. То есть о ее результатах вы можете судить не раньше октября. Стоит обратить внимание и насторожиться, если

  1. сам ребенок говорит вам, что ему плохо в школе;
  2. ребенок стал много болеть и/или плохо спать;
  3. приходит из школы переутомленным или наоборот перевозбужденным (перевозбуждение говорит об истощении нервной системы);
  4. в классе у ребенка не появился хотя бы один друг.

Как вы можете проверить свои опасения? Попросите ребенка нарисовать, что ему нравится в школе. По такому рисунку вы поймете, нравится ли ребенку посещать школу и какие мотивы при этом доминируют.

  • Если ребенок говорит, что ему ничего не нравится, вывод вы и сами можете понять. Но чаще дети хоть что-то, но рисуют.
  • Если ваш ребенок нарисовал ситуацию урока, значит, он ходит в школу учиться, позиция ученика у него сформировалась. В данном случае вы можете не беспокоиться. Скорее всего, процесс адаптации проходит успешно.
  • Если ребенок рисует ситуацию на перемене (например, какие-то совместные игры с одноклассниками), то учтите, что ваш ребенок еще не понимает, зачем ему школа и преобладают у него игровые мотивы. Это плохо в том плане, что при первых трудностях в учебном процессе, такие дети легко сдаются. Но, тем не менее, наличие игрового мотива посещения школы – это лучше, чем полное отсутствие желания ее посещать. В этом случае вам необходимо трансформировать игровой мотив в учебный. За помощью вы можете обратиться к школьному психологу.

Обратите внимание, в каких красках ваш ребенок выполнил рисунок. Хорошо, если цвета яркие, сочные, светлые. А вот преобладание черного, коричневого, серого, может говорить о внутреннем беспокойстве ребенка.

Самое важное в период адаптации к школе, это ваш искренний интерес к жизни ребенка и желание ему помочь. Если у вас установлены доверительные отношения, то вы гораздо раньше узнаете о его переживаниях и сможете вовремя, не запустив проблему, принять меры. Общайтесь с ребенком не формальными фразами. Покажите, что вам действительно важно, что с ним происходит. Тогда, даже если у ребенка возникнут проблемы в школе, он будет знать, что всегда может опереться на вас.

Многие родители стараются отдать своего ребёнка в школу как можно раньше, из-за чего нередка ситуация, когда первокласснику очень сложно усидеть на месте, учёба его мало привлекает. Именно поэтому следует, прежде всего, убедиться, что ребёнок готов к школе психологически, физически и социально.

Физическая готовность к школе

Первоклассникам приходится кардинально менять свой образ жизни: раньше они были в постоянном движении и игре, и вот их заставляют 40-45 минут сидеть неподвижно за партой. Требуется оценить способность ребёнка сидеть столь долгое время спокойно, прежде чем отправлять его в школу в 5-6 лет.


Кроме того, немало важна его координация в пространстве: может ли он без травм подниматься по лестнице, прыгать, бегать и т.д.

Социальная готовность к школе

Ребенок вступает в новую социальную группу – в целый класс сверстников. Ему очень потребуется поставленная, внятная и культурная речь . Он должен понимать, что следует говорить, а что является грубым/неуместным.


Ребенку необходимо иметьиндивидуальный опыт общения со сверстниками и взрослыми. На опыте общения с взрослыми людьми ребенок приобретает социальные ценности и ориентиры, начинает понимать, что хорошо и что плохо, т.к. взрослый помогает ему, анализируя его поступки и поведение. Общение со сверстниками помогает сформировать «Я» ребенка, его самосознание и самооценку. Без такого опыта общения ему будет очень сложно приспособиться к учебной деятельности. Именно поэтому рекомендуется отдавать ребенка перед поступлением в школу в детский сад, чтобы он там получил все необходимые навыки общения.

Психологическая готовность к школе

Первокласснику потребуется 40 минут внимательно слушать, читать, писать. Поэтому следует оценить его способность к произвольному вниманию , т.к. часто ему придется концентрироваться на том, что ему не очень интересно. Следует также оценить способность к произвольной памяти : может ли ребенок заучивать и запоминать тексты, стихотворения, новости и т.д. Что касается мышления, важно наглядно-образное мышление , тогда как часто дети 5-6 лет находятся на стадии наглядно-действенного мышления. Это значит, что ребенок не может выполнять умственные операции без опоры на материальные предметы.


Стоит отдельно выделить мотивационный аспект : есть ли у ребёнка стремление к получению знаний, интересно ли ему учиться всему новому.

2016-08-22T12:37:27+00:00

Добрый день, дорогие читатели! Скажите, а вы часто вспоминаете свои школьные годы? И как окрашены ваши воспоминания? Добрые и позитивные моменты преобладают? Или вы с нетерпением ждали окончания школы? Все мы хотим, чтобы школьные годы у наших детей были золотой порой. Чтобы первое сентября не стало стрессом для ребенка, лучше задуматься заранее, а готов ли ребенок к школе?

Готовность к обучению в школе/школьная зрелость появляется у детей в возрасте от 6-ти до 7 лет. Это средний показатель. Не забываем, что каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Что же подразумевает собой школьная зрелость?

Школьную зрелость подразделяют на:

  • Физиологическая готовность;
  • (мотивационная, эмоционально-волевая);
  • Интеллектуальная (иногда ее включают в психологическую готовность).

Зачастую во главу угла ставится интеллектуальная готовность к обучению. Это ошибочно! Школьная зрелость — это комплексный показатель, показывающий уровень готовности различных сфер личности ребенка, обеспечивающих успешный процесс обучения.

Готов ли ребенок к школе: как определить?

Итак, как определить готов ли ваш малыш к поступлению в школу? До сентября осталось совсем немного времени. На что сейчас лучше обратить свое внимание? Чему стоит уделить время, чтобы процесс адаптации ребенка к школе прошел более гладко?

Предлагаю своим читателям бесплатную книгу «Как проверить готовность ребенка к школе? » детского психолога Татьяны Егоровой.
Что вы найдете в этой книге:

  • понятное руководство для родителей;
  • несложные инструкции для тестирования малыша;
  • интерпретацию результата тестирования;
  • рисунки, которые облегчат тестирование;
  • возможность распечатать на принтере

В наше время в свободном доступе можно найти много различных пособий, помогающих самостоятельно определить готовность к школьному обучению. Есть тесты для детей, помогающие узнать, как развита память, мышление, речь.

Для диагностики интеллектуальной сферы, специалисты предлагают целый список разнообразных методик и тестов. Вот примерный перечень, по которому можно определить готовность малыша к обучению самостоятельно.

Внимание

Корректурная проба

Норма выполнения данного теста для детей в 6−7 лет — 40 знаков и больше, из них 10 ошибок и менее. Попросите ребенка заполнить фигуры согласно образцу. Время работы — 5 минут.

Память

Речь

Первоклассник должен уметь выразить свою мысль с помощью речи. Зачастую используют задание — рассказ по сюжетным картинкам. Малышу требуется правильно распределить последовательность изображений и составить небольшой рассказ, используя предложения.

Мышление

Выполнение несложных лабиринтов, классификация, обобщение — вот те позиции, которые рассматриваются. Посмотрите примерные задания для детей:


Пространственно-временная ориентировка

Большинство старших дошкольников уже владеют такими понятиями, как «верх-низ», «право-лево», «над-под», «больше-меньше», «шире-уже», «высокий-низкий».

А вот, например, один из тестов для детей на социальную готовность к школе.

Прежде чем, проводить какой-либо тест с ребенком, убедитесь, что он спокоен, в хорошем настроении, готов вас слушать и слышать. Не стоит проводить никакие тестовые методики, если ваш малыш чем-то расстроен и отказывается садиться выполнять задания.

Более подробно про психологическую готовность, волевую, мотивационную и личностную составляющие вы можете прочитать в статье.

Как определить готов ли ребенок физически?

Не стоит забывать и о физической готовности к школьному обучению.

Поступая в школу, малыш готовится к новым нагрузкам, в том числе и физическим. Сидеть за партой так, чтобы не навредить позвоночнику, умение правильно держать карандаш, развитая мелкая и крупная моторика тела, ловкость, выносливость, особенности зрения, слуха, речи.

Интересная методика!

М.М.Безруких предложил использовать Филиппинский тест для определения зрелости мозговых структур для успешного поступления в первый класс. Малышу предлагается достать рукой до края уха, расположенного с другой стороны.

Этот тест показывает биологический возраст ребенка. В 4−5 лет ребенок проходит «скачок роста». До этого времени он выполнить данное задание просто не сможет. Данная методика говорит не только о длине рук и развитии скелета ребенка, но и, что более важно, о развитии нервной системы. Он показывает, что мозговые структуры созрели, могут воспринимать и перерабатывать информацию.

Ребенок в 6−7 лет хорошо уже может улавливать ритм, повторять движения за взрослым, чувствует ритм. Хотя, конечно, его движения еще зачастую бывают не столь точны.

Обязательно перед поступлением в школу необходимо пройти общую медицинскую комиссию: лор, хирург, ортопед, окулист, стоматолог, невропатолог, педиатр. Если у вашего малыша есть особенности в развитии, при поступлении в школу необходимо заранее передать эту информацию классному руководителю, а также школьной мед.сестре.

На данный момент в Москве существуют, помимо общеобразовательных школ, школы для детей, имеющих особенности в развитии. В таких учреждениях создаются оптимальные условия развития и обучения для детей, допустим, интеллектуально развитых, но имеющих особенности в физическом развитии (например, ДЦП).

Также все чаще открываются инклюзивные классы, в которых образовательная программа должна простраиваться с учетом всех особенностей учащихся.

Сказали, что ребенок не готов?

Не стоит паниковать!

  1. Во-первых, по результатам одной методики никогда не следует делать 100% выводов. Возможно, ребенок просто не понял инструкцию, или между вашим малышом и специалистом, проводящим задания, не был установлен контакт.
  2. Во-вторых, в любом случае в поступлении в первый класс вам никто не откажет. Данной формулировкой могут только привлечь внимание родителей к «слабой» стороне.

Считается, что если какой-то аспект школьной зрелости развит недостаточно, то малышу будет очень сложно в процессе обучения, что может отразиться в страхах, слезах, неуспехах в учебе, физической усталости и т. д.

Родители вправе решать самостоятельно, в каком возрасте пойдет их ребенок в школу, в какую именно школу он пойдет. В каждом учреждении работает, помимо педагогов-предметников, психолого-педагогическая служба (логопед, дефектолог, психолог).

Если Ваш ребенок идет в школу и при этом имеет свои особенности развития, то в процессе обучения не только родители помогают малышу совместно с учителем лучше адаптироваться к процессу обучения, но и всегда можно обратиться за консультацией к специалистам.

Готовность родителей к школе

А вы сами готовы?

Задумайтесь и ответьте честно сами себе на вопрос. А вы сами готовы отпустить вашего кроху в школу? Доверить его другим взрослым, учителям? Есть ли у вас страхи и тревоги?

Дети — наши зеркала. Перед тем как анализировать готовность к обучению вашего малыша, загляните внутрь себя. Ведь, если в вас самих присутствуют страхи и тревога, то с 99,9% долей вероятности, я могу вам сказать, что у вашего ребенка это тоже будет.

Плюс, он может показать вам и неготовность по другим параметрам. Например, перестать хорошо читать и считать. Думая, что тогда вы разрешите ему не идти в школу.

Настраивайтесь на позитивный лад. Готовьтесь к школе заранее и первого сентября пойдете на праздник знаний с улыбкой).

Скажите, была ли вам полезна данная статья? Если да, то поделитесь ею с друзьями в соцсетях! И не забывайте подписываться на обновления блога — впереди много полезных статей).


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: