Значение слова плечевая на жаргоне. Ботать по фене. Словарь блатных одесских выражений

В современном обществе не принято делить людей на какие-либо группы, сословия и касты. Однако это правило не касается мест лишения свободы, где уже на протяжении многих десятилетий существует строгая классификация осужденных на своеобразные группы (или, как говорят на зоне, масти).

Тюремные масти

Масти на зоне - это деление всех заключенных на своеобразные группы, которые отличаются друг от друга тюремным статусом, правами и понятиями.

Абсолютно в любой тюрьме и колонии имеется четкое разграничение всех заключенных на определенные группы или масти: «блатные», «мужики», «козлы» и «петухи». Есть еще и так называемые промежуточные группы, которые меняются в зависимости от конкретного места лишения свободы. К таким «промежуточным» кастам относятся «петухи», «опущенные», «обиженные» и прочие.

Масти на зоне являются довольно закрытыми группами, и перейти из одной касты в другую практически невозможно.

«Авторитеты» зоны

Самой значимой, важной и почетной мастью на зоне являются «блатные». Эта каста самая малочисленная, и попасть в нее просто так не получится. Итак, кто такой «блатной»?

«Блатные» - это настоящая, практически безграничная власть на зоне. Именно члены этой группы устанавливают неписаные правила поведения в местах лишения свободы, следят за порядком на зоне, решают конфликтные ситуации, возникающие между заключенными, и наказывают «провинившихся» по всей строгости тюремного закона.

Особой группой «блатных» являются так называемые воры в законе. Это признанные Причем, они не обязательно должны промышлять кражами. «Вор в законе» - это человек, имеющий безупречную криминальную репутацию, правильные понятия и четко соблюдающий

Если отвечать на вопрос о том, кто такой «блатной», то можно сказать, что который ведет себя «правильно» не только на зоне, но и не имел никаких «косяков» на свободе. К примеру, «блатные» не должны служить в армии, на воле они не должны были занимать руководящие должности или работать в сфере обслуживания (таксистами, официантами). В советские времена подобным авторитетам запрещалось иметь семью и состоять в какой-либо политической партии.

Самый главный

Лидером «блатных» является «пахан» - признанный криминальный авторитет. Если же такого на зоне нет, то назначается «смотрящий» - заключенный, выполняющий функции лидера.

«Пахан» и его приближенные (то есть «блатные») обладают на зоне особыми привилегиями. Они могут не работать, оставлять себе из «общака» все, что посчитают нужным.

В современном мире многие «блатные» на зоне взаимодействуют с администрацией и устанавливают те порядки, которые выгодны руководству колонии. Взамен «блатным» создаются комфортные условия содержания (они негласно получают спиртное, анашу, телефоны и прочие блага). Хоть это и не соответствует воровским понятиям, но рыночные отношения в наше время царят и на зоне.

Кто такой «мужик»?

«Мужики» - это, пожалуй, самая многочисленная и нейтральная группа заключенных. В ее число входят арестанты, получившие срок за совершение небольших преступлений. Как правило, это абсолютно случайные в тюрьме люди: попав на зону один раз, они стараются как можно быстрее освободиться и вернуться к обычной жизни на воле.

Среди «мужиков» есть, конечно, и такие арестанты, которых уважают «блатные» и даже прислушиваются к их мнению.

Эта группа заключенных считается нейтральной и довольно многочисленной. И если говорить о том, кто такой «мужик», это тот арестант, который по окончании срока забудет все как «страшный сон» и постарается больше на зону не возвращаться.

«Козлы» - это…

Если принадлежать к двум вышеописанным мастям почетно, то вот попасть в касту «козлов» - значит поставить себя против остальных арестантов. Как правило, к этой масти относят тех заключенных, которые по собственному желанию (а в некоторых случаях и по принуждению) стали сотрудничать с администрацией исправительного учреждения.

Так, если арестант согласился занять должность тюремного библиотекаря или завхоза, то он автоматически попал в касту «козлов». Осужденные, относящиеся к данной масти, активно сотрудничают с руководством тюрем, выполняя все их поручения. В связи с этим остальные арестанты относятся к ним как к предателям.

Подобное положение лишает «козлов» права участвовать в тюремных разборках, их не допускают до «общака», они не имеют права голоса. Между тем, с представителями данной масти можно здороваться, до них можно дотрагиваться и с ними, по желанию, можно общаться.

Врагу не пожелаешь

Масти на зоне неизменны. Из низшей касты нельзя перейти в более авторитетную. Так, «козел» никогда не станет «мужиком» или «блатным». А вот попасть в самую низшую касту можно.

Такая масть, как «петух», - настоящий кошмар для заключенного. Арестантам, попавшим в данную касту, на зоне живется, мягко говоря, не просто. Эту группу заключенных еще называют «обиженными», «опущенными», «неприкасаемыми». К этой масти относятся пассивные гомосексуалисты и заключенные, наказанные посредствам совершения с ними полового контакта. Причем, самого полового акта может и не быть: арестанту могут просто провести половым органом по губам, и с этого момента он будет считаться «петухом».

Представители данной масти являются изгоями: к ним нельзя прикасаться, нельзя у них ничего брать. «Петухи» пользуются отдельной посудой, имеют отдельное спальное место (как правило, при входе в камеру). С ними не принято разговаривать. «Петухам» запрещено приближаться к остальным заключенным ближе, чем на три шага. Именно они выполняют самую грязную работу в тюрьме - чистят сортиры, моют плац.

Однако, когда «петухов» «употребляют» (именно так принято говорить на зоне), это не считается каким-либо оскверняющим контактом.

Существует и зловещая «традиция» - делать дырки в тарелках, ложках и кружках «петухов». Для того чтобы зеку, относящемуся к этой касте, покушать или попить, необходимо затыкать дырки пальцами. И это самое безобидное унижение из тех, которым подвергаются «петухи».

Тюремные законы являются очень строгими и жестокими. Поэтому малейшее отступление от установленных норм поведения неминуемо ведет к наказанию. Так, став «петухом» однажды, человек лишается права на человеческое отношение в тюрьме и до конца срока подвергается унижениям. Выдерживают это не все, поэтому многие заключенные, попавшие в касту «петухов», заканчивают жизнь самоубийством.

Бывает и такое

Вышеупомянутые масти имеются во всех зонах и тюрьмах. Однако в некоторых бывают свои специфические, так называемые промежуточные касты.

Особенно много подобных каст на зоне, где содержаться несовершеннолетние преступники. На «малолетке», помимо уже указанных каст, имеются такие масти, как:

  • «форшмаки», в которую входят арестанты, совершившие какой-либо небольшой проступок на зоне из-за незнания правил и норм поведения;
  • «черти» - то есть те заключенные, которых уличили в воровстве у своих сокамерников;
  • «шныри», которые выполняют роль прислуги;
  • «прачки», «маслобойщики», «нехватчики» и прочие.

На некоторых взрослых зонах распространены своеобразные подкасты. К примеру, «приблатненные», в которую входят заключенные, которые составляют «свиту» «блатным» (при этом сами они блатными не являются). Или каста «негодяи», к которой относятся «блатные» арестанты, которые совершили какой-либо отвратительный поступок.

Жить «по понятиям»

К какой бы масти ни относился заключенный, он обязан соблюдать зоновские понятия. Понятия - это установленные нормы поведения заключенного в местах лишения свободы. Строгое соблюдение указанных неписанных правил помогает избегать возникновения конфликтных, а порой и опасных для жизни ситуаций.

Тюремные законы (или понятия) очень похожи на нормы жизни на свободе. Парадокс заключается в том, что часто арестанты, которые нарушали закон на воле (к примеру, воровали), в местах лишения свободы строго придерживаются правила «не воруй».

Основные зоновские понятия сводятся к следующему: не «стучи» и не кради у своих (то есть у таких же заключенных), не пускай «слова на ветер» (если пригрозил кому-то, то должен наказать; в противном случае накажут за болтовню).

Нельзя на зоне вмешиваться в чужие дела и разговоры, навязывать свое мнение, врать и ругаться матом (так как спрос за любое сказанное слово в тюрьме намного больше, чем на свободе).

Не стоит в местах лишения свободы жадничать: принято делиться с сокамерниками. Ну и, конечно, не стоит ставить себя выше остальных, ведь это может привести к страшным последствиям.

Странные нормы

На некоторых зонах есть и совсем странные законы. Особенно это касается колоний, в которых содержатся несовершеннолетние преступники. К примеру, нельзя ничего поднимать с пола, нельзя докуривать сигарету за арестантами, которые входят в более низкие тюремные касты.

Есть такие тюрьмы, в которых могут опустить только за то, что заключенный сходил в туалет и не помыл руки или заштопал себе носки.

Бывают и такие колонии, в которых в бане принято мыться двумя мочалками - одна до пояса, вторая - для всего остального. Полотенце, которое принято называть «вафельным», на зоне считается «полотенцем в клеточку». И очень не поздоровится тому заключенному, который этого правила не знает.

Зона «красная». Зона «черная»

По мастям делятся не только сами заключенные, но и места их содержания. Все зоны делятся на «черные» и «красные».

«Красные» - это те тюрьмы, в которых преобладают жесткие «ментовские» понятия. В подобных тюрьмах всячески поощряется взаимодействие заключенных с администрацией исправительного учреждения. Жизнь здесь протекает по правилам руководства зоны.

«Черные» тюрьмы (которых в России большинство) - это те исправительные учреждения, в которых все строится на воровских Здесь масти на зоне значение имеют огромное. Сотрудничать с администрацией такой колонии считается «западло».

На «черных» зонах заключенных, которые «стучат» руководству, относят к касте «козлов» (их еще называют «красными»). "Красный" на зоне никогда не сможет спокойно жить, так как у всех остальных арестантов он будет вызывать ненависть и будет считаться предателем.

Напоследок

За многие десятилетия в местах лишения свободы сформировались четкие и строгие правила и нормы поведения арестантов. Нарушение установленных правил приводит заключенных к наказанию, которое, чаще всего, заключается в переводе в самую низшую тюремную касту.

И если для обычного законопослушного гражданина подобное наказание кажется ребячеством, то для обитателей зоны - это самое суровое и строгое наказание. Ведь благополучное и спокойное отбывание срока напрямую зависит от того, к какой масти относится арестант.

Несмотря на то, что современное общество и мировоззрение внесло в тюремную жизнь множество нововведений, есть вещи, которые по прежнему остаются неизменными, - это тюремные касты (масти), воровские законы и понятия.

Сегодня зоновские фразы часто можно услышать повсюду: в среде молодёжи, к уголовному миру никакого отношения не имеющей, из уст молодых мамочек и пожилых людей, а также от подростков и даже детей младшего возраста.

Почему воровской жаргон столь популярен ныне?

Причиной тому, что зоновские фразы так востребованы в обиходе сегодня, является романтизация тюремной жизни. Благодарить за это нужно блатной шансон, кинофильмы и книги, в которых показываются красивые и сильные личности, принадлежащие к уголовной среде. Именно в художественной литературе и кинематографических творениях процветает реализм отображения жизни в местах лишения свободы либо после освобождения. Поэтому зоновские фразы вписываются в произведения довольно органично.

Зачем молодёжь использует в речи жаргон?

Причин тому, что молодые люди активно используют в речи зоновские фразы, несколько.

  1. Юношеский нигилизм, который выступает против «правильной речи», заставляет подростков разговаривать так, чтобы это раздражало взрослых.
  2. Желание казаться сильнее, чем это есть на самом деле, «круче» своих сверстников, толкает на то, чтобы вместо общепринятой и всем понятной речи «ботать по фене».
  3. Нарочитая грубость в поведении и, естественно, в разговорах - это способ спрятать от чужих глаз свою юношескую застенчивость и неуверенность в себе. Например, воровской фразой «За базар ответишь!» юноша предупреждает о том, чтобы ему не врали, а в противном случае солгавший будет строго наказан. Вполне вероятно, что ничего сделать парнишка за ложь не сможет. Но вот сама фраза как бы возвышает его над тем, к кому она обращена.
  4. Своеобразный механизм защиты от неприятных жизненных ситуаций - замена общепринятых слов на жаргонизмы. Например, если вместо словосочетания «место для пребывания задержанных в отделении полиции» использовать смешной жаргонизм «обезьянник», то это частично снимает трагичность происходящего, отвлекает от жестокой реальности. Оскорбление «редиска» (нехороший человек) звучит как-то совсем не обидно, а даже в какой-то степени иронично. Оно намного приятнее, нежели сравнение с некоторыми животными или даже отходами жизнедеятельности.

О том, откуда взялась тюремная лексика

Воровской среде требовался «кодированный» язык. Ведь не всегда удавалось передавать сообщения конфиденциально. Используя специальный язык, понятный лишь посвящённым, можно, например, условиться о месте и времени готовящегося преступления, о количестве участников, передать некоторые важные детали.

Но создавать совершенно новый язык на пустом месте - дело довольно кропотливое и сложное. Поэтому нашли самый доступный вариант. Они использовали как базу для своего языка арго бродячих торговцев, которых тогда называли офенями. Отсюда произошло и название блатного жаргона. Фраза «Говорить на языке воров» звучит: «По фене ботать».

В словарь уголовного арго вошло множество слов из идиша, украинского, болгарского, английского и других языков.

Нужно ли изучать воровской жаргон творческим людям?

Конечно, делать это вовсе не обязательно. Множество людей довольно счастливо прожили свою жизнь, не зная ни одного словечка из уголовного словаря. Но вот писателям, журналистам, сценаристам знать хотя бы поверхностно кое-что из часто употребляемой лексики асоциальных элементов просто необходимо. Иначе как воссоздавать реалистичные картины быта?

Можно на секунду представить такой отснятый в фильме эпизод: двое парней решили вытащить из автомобиля магнитофон. Один из них говорит своему напарнику: «Ты останешься стоять под деревом и будешь следить за тем, чтобы никто не помешал мне совершить задуманное. В случае чего - сигнализируй об опасности!»

После этого он занялся реализацией плана. И вдруг из подъезда выходит сам хозяин! Тогда тот, что оставлен был следить, кричит второму: «Товарищ вор, опасность! Нам нужно срочно убегать!»

Ситуация понятна, но ирония заключается в нелепости представления события, поскольку уголовники никогда не станут говорить так длинно и правильно. Вернее всего, картина должна выглядеть так.

Один из воров говорит второму: «Я пошёл на дело, а ты остаёшься на стрёме!» Коротко и ясно. А когда появился хозяин машины, стоящий на шухере крикнул всего одно слово: «Атас!» Этого будет достаточно, чтобы сообщить о приближающейся опасности.

Органы правопорядка и уголовный жаргон

Ну, этим людям без знания блатной лексики просто никуда. Следователи, снимая показания свидетелей, записывают то, что услышали последние. Чтобы понять, о чём шла речь между подельниками, необходимо хорошо ориентироваться в арго криминальных элементов.

«Васька и говорит тому, лысому, с которым они уселись на кухне выпивать: «Завтра пойдём на уши. У меня на примете есть один сладкий перец. Перья не брать - мокруха нам ни к чему! Жирному ничего не вякать - он, сдаётся, стучит на всех… Если завалимся, ты за базар ответишь!»

Эта речь переводится так: «Завтра пойдём на ограбление. У меня на примете есть один богатый человек. Ножи не брать - убийство нам ни к чему! Жирному ничего не говорить, он совсем испортился, думаю, доносит он на всех в органы… Если попадёмся с поличным на месте преступления, ты, как проболтавшийся о планах, будешь наказан!»

Кстати, для работников органов правопорядка изучение словаря жаргонизмов - дело обязательное. И в фильмах о «ментах» (полицейских) и «операх» (оперативниках) часто встречаются такие эпизоды.

Некоторые слова из словаря уголовников

  • Авторитет - вор в законе, уважаемая личность в криминальном мире.
  • Алберка - шприц для уколов.
  • Алтушки, башли, бобули, капуста - деньги.
  • Афиша - толстая физиономия.
  • Бич - слабохарактерный человек, попавший в зависимость к более сильным.
  • Бабай - пожилой человек.
  • Барыга - спекулянт.
  • Бабец - старая тётка.
  • Бабич - рубашка.
  • Балагас - сахар.
  • Братья - глаза.
  • Брод - улица.
  • Вайдонить - вопить.
  • Вайер - газета.
  • Вакса - водка.
  • Жбан - голова.
  • Зяблик - трусливый человек.
  • Крыса, крысятник - ворующий по мелочи у своих сокамерников.
  • Лукаться - подглядывать.
  • Лужа - простыня.
  • Луну крутить - обманывать.
  • Маслята - патроны.
  • Мойщик - ворующий у пьяных.
  • Редиска - нехороший человек.
  • Смычки, крабы, крылья - руки.
  • Фазан - обман.
  • Шементом - быстро.
  • Шкурки - краденое.

Краткий словарь уркагана, сявки, гопника, скокаря и др. асоциальных элементов, а также законопослушных граждан, иногда употребляющих в своей речи спецжаргон контингента пенитенциарных учреждений, ныне сокращен по наитию и дополнен по понятиям. Также может быть полезен для работников правоохранительных органов.

Воровской жаргон «феня» пришёл в русский язык из еврейского после того, как в местах компактного проживания евреев на Юго-Востоке Украины (главным образом в Одессе) сформировались этнические (в данном случае еврейские) организованные преступные группы и кланы. Евреи говорили на иврите и идише, а полицейские их не понимали, так как евреи в царской полиции не служили. Поэтому постепенно эти непонятные для полицейских термины превратились в устойчивый русский блатной жаргон. Вот некоторые из них:

Ботать - (боте) выражаться. (битуй) выражение. Феня - (офен) способ, метод. (Битуй беофен) - ботать по фене - выражаться особым способом, непонятным для окружающих.

Фраер - Frej - свобода (идиш) Фраер - не сидевший в тюрьме, не имеющий тюремного опыта, он же - недалекий человек, потенциальная жертва обмана.

Блатной. Die Blatte (идиш) - лист, бумажка, записка. Тот, кто устраивался по блату, имеющий бумажку от нужного человека.
В воровском жаргоне блатной - свой, принадлежащий к уголовному миру.

Шахер–махер. иврит (сахер мехер). «Махер» - это значит продавать, а «шахер» - товар.

Хевра - криминальная общность, банда. Иврит (хевра) – компания, устойчивая организация. В русском языке трансформировалось в слово «хавира».

Ксива - записка. иврит (ктива) - документ, нечто написанное (в ашкеназском произношении иврита (т) часто меняется на «с». К примеру «щабес» вместо «шабат»).

Клифт - пиджак. иврит (халифа) - костюм.

Малина (воровская) - квартира, помещение, где скрываются воры. От (малон) - гостиница, приют, место ночлега.

Хана – прекращение, прерывание. – иврит, хана – делать остановку в пути, привал. Этот корень очень широко распространен в иврите (ханая - автостоянка, ханут – склад, магазин). Отсюда же и слово «Таганка», произошедшее от (тахана) - станция, остановка. Так сначала неофициально, а потом и официально называлась пересыльная тюрьма, в которую привозили заключенных с европейской части страны перед отправкой в Сибирь.

Марвихер - вор высокой квалификации. марвихер (идиш) – зарабатывающий деньги от ивр. марвиах - зарабатывает. Объединяет классификацию преступников в словообразованиях русского языка (щипач — карманник; форточник, домушник — квартирный вор; угловой — похититель чемоданов; кидала — мошенник на доверии и пр.).

Хипеш - иврит (хипус) – поиск, обыск.

Параша - слух или обоняние, в зависимости от контекста. Ивритское слово (параша) означает «дурно пахнущая история, темное дело».

Бан - вокзал. На идише слово «бан», имеет то же значение.

Мусор — иврит (мосер). Доносчик, предатель, чаще — работник правоохранительных органов. Однако бытует мнение, что слово «мусор» произошло от старого названия МУРа — МУС (Московский уголовный сыск).

Малява — иврит (мила баа) — слово отправлено. Письмо, записка.

Кейф - иврит, арабский - кейф с тем же значением. (От этого же корня в арабском языке «кофе». Когда его пили - кейфевали. Вообще иврит и арабский — два семитских языка, имеющих очень много общих корней. Кто знает один, тому несложно выучить другой).

Легаш — шептун, провокатор иврит. Отсюда — легавый, разлегавить (распространить сведения).

Халява - даром, бесплатно. иврит халав (молоко). В XIX веке евреи России собирали для евреев Палестины так называемый «дмей халав» - «деньги на молоко».

Шара, на шару - бесплатно. иврит (шеар, шеарим) - остатки. То, что остается непригодным для продажи, продавец оставляет на прилавке для бедных. Согласно еврейской традиции, на поле необходимо оставлять несжатую полоску - шеар - остаток, чтобы бедные могли собирать колосья. Об этом евангельская притча, рассказывающая о том, что Иисус с ученикам собирали несжатые колосья в субботу, и это вызвало недовольство фарисеев.

Лох. Жадный, недоверчивый объект для мошенничества.

Шалава - потаскуха, проститутка. , (шилев) сочетать (одновременно несколько мужчин).

Мастырка - фальшивка, замастырить - спрятать. На иврите (мастир) - прячу, скрываю.

Отсюда же стырить - украсть. И - (сатира) сокрытие. Отсюда же и сатира (скрытая издевка). И мистерия. Древнегреческие сатиры тоже отсюда, а не наоборот.

Нычка — тайник иврит. Заныкать — утаить, надежно спрятать. Отсюда же — заначка, заначить.

Атас — иврит: (атуд), или идиш — атус. Внимание, приготовиться. В 90% случаев после использования слова «атас» следует «шухер» (см).

Шухер. Стоять на шухере. Стоящий на шухере охраняет совершающих преступление (обычно кражу) и предупреждает о появлении работников правопорядка. Шухер происходит от ивритского слова шахор, что означает «черный». Мундир полиции в царской России был черного цвета.

Значительная часть блатного жаргона вышла из иврита, - утверждает военно-политический обозреватель ITON.TV

Алекс Векслер:русский с ивритом - братья навек!


Виталий Лозовский:

Как выжить и провести время с пользой в тюрьме

Пришло несколько писем с просьбой осветить тему блатного жаргона - так называемой фени.

Тема большая, и казалось бы, ей можно было бы посвятить не один выпуск.

Но, сев писать, я понял, что не так и много знаю. То есть вроде как ориентируюсь и при необходимости пользовался, но... Если о законах, понятиях, традициях, фактах, легендах, историях разговоры в тюремной хате заходят вновь и вновь, круговорот лиц и событий не останавливается ни днем, ни ночью, то феней просто пользуются. На ней говорят, но о ней - нет. Также как и с "нормальным", ежедневным общением - мы не задумываемся о том, как и с помощью каких слов это делается.

Поэтому впервые за время открытия рассылок, решил поинтересоваться, что думают теоретики по поводу явления блатного арго, как выражения уголовно-тюремной субкультуры (то, о чем мы с вами беседуем, оказывается, называется по науке именно так). Как оказалось, имеется немало словарей воровского арго, в том числе он-лайн, есть свои специалисты.

Цитата с www.aferism.ru: "Уголовный жаргон стали изучать еще в царской России (так, В. Трахтенберг, составивший "Жаргонъ тюрьмы", г. Санкт-Петербург, 1908 год, сам был первостатейным мошенником и продал правительству Франции рудники в Марроко, которых никто и в глаза не видел). Ряд статей и монографий увидел свет в первые годы Советской власти. Позже исследовать феню считалось дурным тоном, и она печаталась лишь в справочниках Министерства внутренних дел сугубо для служебного пользования. В 1982 году во Франкфурте-на-Майне издательство "Посев" выпустило "Словарь Арго ГУЛАГа" под редакцией Б. Бен-Якова. Тогда же появилось и нью-йоркское издание "Словаря блатного жаргона в СССР". Спустя год, в Нью-Йорке В. Козловский выпустил "Собрание русских воровских словарей" в четырех томах. В начале 90-х "блатную музыку" начали печатать и в России" Здесь же надо отметить знаменитого француза Жака Росси, 21 год "оттарабанившего" по островам ГУЛАГА, написавшего фундаментальный "Путеводитель по ГУЛАГу" - нечто похожее на толковый словарь лагерной жизни и лексики. Кстати, умер Росси летом этого года в возрасте 95 лет. Не так и далеко от нас те времена...

Отмечу также, что ничего из вышеприведенного читать не довелось, привожу вам это в качестве общей информации из разных источников без своих комментариев. Может когда и почитаю...

Также среди корифеев жанра надо обязательно вспомнить Фиму Жиганца (в миру Александра Сидорова), - как я понял, одного из наиболее авторитетных исследователей фени, автора словарей и трудов по истории воровского мира России, журналиста, поэта и переводчика, в том числе, классической поэзии на блатной жаргон (есть, оказывается, и такие переводы).

Есть, оказалось, даже писатели и поэты, пишущие на фене, как например "поэт, отчаянный босяк, гуляка и романтик ХV века Франсуа Вийон, который создал одиннадцать баллад на языке французских уголовников - кокийяров. До сих пор даже в самой Франции эти тексты до конца не переведены на "нормальный" литературный язык и не поняты". (Фима Жиганец)

Так что, как видите, уголовный жаргон - явление не только российское и не только современной нам эпохи.

Своя блатная феня есть практически в любом языке, где имеются криминальные прослойки и сообщества. А имеются они везде и имелись всегда. И, насколько я понимаю - будут и в будущем.

А теперь несколько собственных замечаний.

Пользующихся феней можно разделить на две основные группы - соответственно двум основным группам обитателей тюрьмы - братве и остальным, т.н. пассажирам (подробнее об этом я писал во втором выпуске этой рассылки). Для первых это как родная стихия, это носители языка, для вторых - это скорее иностранный язык, который они изучают по необходимости. Первые иногда и не умеют выражать свои мысли по-другому.

Они думают на фене. Вторые зачастую достаточно быстро начинают ее понимать, но вот пользуются с трудом, обычно только для обозначения понятий, специфических для тюрьмы и блатного мира, и отсутствующих в вольной жизни.

Есть и немаленькая прослойка так называемых наблатыканых - представители второй группы, своим поведением и языком стремящиеся "проконать" под блатных. Уважением они не пользуются ни у первой группы, ни у другой, по, я думаю, понятным причинам. Но, из-за агрессивного поведения, связанного со страстным желанием отказаться от своего "происхождения" и утвердиться в другом, в их глазах более высоком, "классе", они играют не последнюю роль в жизни тюрьмы, являясь, обычно, инициаторами беспредела, конфликтов, интриг. Назвать феню полноценным языком, конечно же, не представляется возможным. Она скорее сродни профессиональному жаргону.

С уже упоминавшегося мною великолепного сайта Александра Захарова www.aferism.ru приведу такой фрагмент: "Владимир Даль назвал уголовный жаргон "блатной музыкой", которую в прошлых столетиях сочиняли "столичные мазурики, жулики, воры и карманники".

Жаргон (феня) возник из языка офеней (коробейников) и напоминает языки некоторых этнических групп, в том числе африканских и греческих. Некоторые исследователи считают, что в седьмом веке на Руси проживал офенский народ, исчезнувший почти бесследно и оставивший о себе память лишь в русских былинах. Археологи не отрицают эту версию, но и прямых подтверждений пока не найдено. Язык офеней передавался поколениями, и вскоре его стали употреблять нищие, бродячие музыканты, конокрады, проститутки.

Феней не просто общались, ею шифровали устную и письменную информацию, стремясь утаить смысл от лишних глаз и ушей. Жаргон вошел в воровские шайки, остроги и темницы, проник на каторгу. Их коренные обитатели даже отвыкали от родной речи, путая слова и выражения." Феня также не однородна. Свои оттенки, особенности лексики имеет каждая тюрьма и зона. Различаются немало западные, южные и восточные "диалекты". На Украине миска называется нифель, в России - шлемка. В одних местах камерный стол зовут дубок, в других - общак. И таких примеров немало. Кроме того, каждая преступная профессия - карманники, домушники, фармазонщики, кидалы и т.п., имеют свой специфический словарный запас. Феня несет и опознавательную функцию в преступной среде, позволяющую отличать своих и чужих.

Академик Дмитрий Лихачев в статье "Черты первобытного примитивизма воровской речи" (с того же сайта www.aferism.ru) писал: "Воровская речь должна изобличать в воре "своего", доказывать его полную принадлежность воровскому миру наряду с другими признаками, которыми вор всячески старается выделиться в окружающей его среде, подчеркнуть свое воровское достоинство: манера носить кепку, надвигая ее на глаза, модная в воровской среде одежда, походка, жестикуляция, наконец, татуировка, от которой не отказываются воры, даже несмотря на явный вред, который она им приносит, выдавая их агентам уголовного розыска.

Не понять какого-либо воровского выражения или употребить его неправильно - позорно...". Сразу ремарка: "примитивизм" - как я понимаю академика, это преобладание эмоциональности над разумом, вероятно, при не очень больших их абсолютных величинах.

Профессиональные преступники как раз в своей массе имеют именно такой психологический портрет.

Роль фени для сокрытия смысла сказанного или написанного от посторонних на сегодня ушла в тень. Скорее всего, благодаря тем же фильмам и книгам, проникновению в повседневный язык, изучению ее лингвистами и правоохранителями, видоизменение воровского движения как такового.

Да и этот аспект не так однозначен - скрывая с помощью фени, может быть, конкретные дела или намерения, вор одновременно раскрывает себя как представителя преступного мира. Поэтому настоящий профессионал перед своей жертвой вряд ли станет ботать по фене.

Надо также отметить, что феня, о которой говорит Даль, на сегодня также пришла в упадок. Свой расцвет современный тюремно-уголовный жаргон получил во времена сталинских лагерей и более поздних советских тюрем, когда на одних нарах парились уголовники и профессора, работяги, инженера, славяне, азиаты, кавказцы, китайцы и чуть ли не полинезийцы, взаимно обогащая и рождая то, что мы сегодня называем этой самой феней. Но это уже совсем другая речь, - немного не та, свидетелем которой был Даль.

Пример такого синтеза - "гнать порожняк". Вероятно, фраза возникла из жаргона железнодорожников, хотя и Бог его знает откуда она взялась у них. Порожний - по украински значит пустой. Основная же масса терминов - обычные слова русского языка, часто упрощенные, вульгаризированные, иногда просто в современном языке считающиеся устаревшими или берущие свое начало от общеславянских корней, которым иногда придается несколько иное, но, зачастую, остроумное значение.

Решка - решетка, акула - ножовочное полотно (для перепиливания решетки); барыга (ср. барыш, барыши) - скупщик краденого, торговец в зоне или осужденный по хозяйственным статьям, коммерсант; беспредел - беззаконие; тормоза - двери в камере; западло; заточка; следить за базаром (за метлой); подмотать вату - собрать вещи, съехать (от камерного скрутить матрас - вату, при выезде из хаты); гнать - переживать, говорить не в тему, или против, или неправду; опустить, обидеть - изнасиловать; пацан; мужик; общак; кум - опер, и т.п.

Целый набор зоологизмов - да простят меня лингвисты, не знаю, есть ли у них такой термин. Козел (рогатый), олень, петух, курица (наседка) - стукач, черт, демон (отнесем и их к этой группе), бык, конь, конячить, кобыла, крыса (ворующий у своих), крысятничать, гад...

Множество прилагательных, перешедших в разряд существительных: кумовской, ментовской, мусорской, опущенный, обиженный, блатной, черный, красный, цветной, серый, полосатый, угловой, смотрящий...

О всемерном проникновении фени в повседневную речь, в средства массовой информации, кино, литературу немало сейчас говорят, и, в основном, с отрицательным оттенком. Но - "с песни слова не выкинешь". Это часть нашей культуры, нашей жизни - через тюрьмы за свою жизнь проходят не меньше 10-15% мужского населения страны. И такое "проникновение" отчасти связано с проникновением все большего количества информации об этом затерянном мире в общество. То, что раньше (да и сейчас немало) тщательно скрывалось, постепенно выходит наружу. Да и нельзя отрицать то, что феня имеет свою музыку, свой шарм, что отмечал вышеупомянутый классик словесности.

Если отбросить обывательскую предвзятость по поводу "морального облика" ее носителей, то этого нельзя не заметить. Меня неоднократно буквально поражала и завораживала емкость слов и фраз блатной лексики, ее музыка. Это живой, яркий, эмоциональный и самобытный язык, который всегда будет привлекать этим нормальных людей, в среде которых никогда не приветствовалась рафинированная речь школьных учебников.

Это можно объяснить и тем, что феня ориентирована больше на эмоции, а не на интеллект. Как и романтика воровской жизни, в которой мало логики, зато много эмоций. Поэтому ею будут пользоваться, вплетать в речь. Это такой же русский язык, часть российской, имперской, советской, теперь - постсоветской - уж не знаю как и называть ее - культуры и поэтому им просто невозможно засорить "великий могучий" и остальные не менее красивые языки.

Засорить их можно только тупоумием не к месту и без чувства использующих феню и ханжеством ревнителей "чистоты" и "правильности". Например, когда премьер-министр на заседании кабинета министров говорит - "мы порожняки не гоняем!", то это как-то явно "не в тему". Матерное слово к месту сказанное заменит три пространных предложения. Так же и с феней. Просто надо за метлой следить:) - всему свое время и место.

Да и назвать феню чисто прерогативой уголовного мира, как минимум, несерьезно.

Сейчас трудно сказать, что и куда перешло - из фени в повседневную речь или обратно. И где проходит между ними грань. Как и между т.н. "нецензурной" и "цензурной" речью.

Вот одно из небольших четверостиший, кристаллы одного из множества безвестных лагерных поэтов, которые мне передал Владимир Буковский (мне, честно говоря, не по себе, что такой человек проявил интерес к моему творчеству, но не могу удержаться, чтобы не упомянуть это имя):

Мата нечего стесняться,

Мат затем и матом стал,

Чтобы людям изъясняться

Словом чистым как кристалл

Вспоминаю свою бабку, простую неграмотную крестьянку из села Зятковцы Винницкой области. Как она под настроение могла "загнуты матюка!"

С каким чувством, экспрессией, музыкой - я такого больше никогда не слышал. Она не знала о том, что какие-то слова могут быть цензурными, а какие-то нет. Она никогда в школе не разлагала предложения на главные и второстепенные члены, не задумывалась над проблемами лингвистики. Ее речь была просто продолжением ее мыслей и эмоций. И будучи экспрессивной женщиной, делала это со всей присущей ей силой. Знала бы она, что так "нехорошо", и не было, наверное, бы той музыки.

Как в старом анекдоте: Бабулька, проходящая свидетельницей по делу об изнасиловании, повествует суду: - Иду я, значит, смотрю - а в кустах ебутся! Судья: - Вы же в суде, гражданка, извольте не выражаться! Говорите, например, сношаются. - Хорошо. Так вот, иду я, значит, смотрю - а в кустах сношаются.

Подхожу ближе, приглядываюсь - а они ебутся!!

Привел я это отступление от фени к мату по той причине, что и к одному, и к другому явлению имеется сходное отношение, как к чему-то низкому и недостойному. При ближайшем же рассмотрении - и высокое, и низкое вместе как раз и составляют одно целое. А вообще, я профан "высокого" слога и сочинения в школе не так часто вытягивал выше "тройки" (признаюсь честно)

Так что воспринимайте это как позицию языкового троечника. Что с него возьмешь...

Возвращаясь все же к нашей основной теме "Как выжить в тюрьме" отмечу, что изучать феню теоретически, если кому-то вдруг придет в голову такая мысль, все равно, что учить иностранный по словарю. И не стоит вставлять всякие блатные словечки в свою речь с целью проконать под "своего" в блатной среде.

Это выкупается сразу и затем, как говорят, "слово за слово, хуем по столу" - и вы в маргарине. Ничто не даст вам большего уважения, как естественность поведения и речи. Самодостаточность и уверенность в себе и своих принципах ценится больше всего в любой среде, и криминальное общество здесь не исключение. Даже если ваши принципы не совпадают с воровскими. Если такие качества есть в наличии, речь будет выражать ваше внутреннее состояние.

Если же там сумбур, страх, тщеславие и самолюбование, то никакие модные словечки не скроют это. Поэтому лучше потратить время на определение своих истинных целей в жизни и своей истинной сути, а все остальное приложится. Не надо ни под кого подстраиваться, а оставаться самим собой. Это очень непросто, особенно на первых порах, согласен. По крайней мере, в первое время лучше больше слушать и меньше говорить. Дальше - по обстоятельствам. Я был около года в разных хатах старшим (т.н. смотрящим), постоянно при этом говоря, что я не живу по воровским понятиям и не принимаю их - и тем не менее, был. Напоследок хочу развлечь вас стихами Фимы Жиганца, с его любезного разрешения. Кроме хорошей иллюстрации к сегодняшней теме, меня они и просто очень порадовали.

Тюремный жаргон и воровские понятия распространены в России и за ее пределами в кругу определенных слоев населения. Неписаные правила и порядки в течение многих десятилетий регламентируют уклад жизни осужденных на зоне и вне ее. В тюрьме существует своя иерархия, где руководит делами вор в законе, низшие касты подчиняются высшим мастям, а своеобразная лексика является единственно возможным способом общения.

Тюремные понятия и законы

Отправляясь по этапу, человеку сложно представить атмосферу, в которой он окажется. Представленный в фильмах, книгах и прочих источниках образ жизни урок на деле выглядит по-другому.

На зоне соблюдают тюремный закон - правила, обязательные для исполнения осужденными. Он регулирует уклад жизни заключенных, их поведение, общение, взаимодействие между друг другом и представителями правоохранительных органов. Документа, где четко прописаны его положения, не существует, некоторые моменты меняются или добавляются, в зависимости от конкретной зоны.

При этом важно разделять понятия «тюремный закон» и «воровской». Первый выступает частью второго.

Воровской закон представляет собой более обширный свод правил и установок, некоторые его моменты распространяются только на жизнь воров в законе и лиц, стремящихся быть «коронованными». Он включает положения:

  • соблюдать и распространять идеи криминального мира;
  • не вступать в отношения с правоохранительными органами;
  • быть честным;
  • не участвовать в политике;
  • обеспечивать порядок в ИТУ (исправительно-трудовом учреждении), СИЗО (следственном изоляторе);
  • уметь играть в карты.

Среди дополнительных правил выделяют:

  • не давать показаний и не признавать вину;
  • нельзя иметь семью, собственность и сбережения;
  • не пользоваться оружием;
  • не работать;
  • регулярно пребывать в местах лишения свободы и другие.

Дополнительные положения в современных исправительных учреждениях преимущественно не соблюдаются, но еще несколько десятилетий назад имели большую значимость.

Тюремный закон чтят не только воры в законе, но и другие представители криминала. К его положениям относятся:

  • выделять долю в общак (делиться для общего блага);
  • не материться, не оскорблять;
  • не доносить;
  • не поднимать руку на вора в законе;
  • почитать родителей;
  • не обвинять безосновательно;
  • отвечать за сказанное;
  • не воровать у своих.

Тюремный закон создан упорядочить жизнь людей в ограниченных условиях. Без него 10-20 человек в тесной камере способны перегрызть друг другу глотки из-за малейшей неурядицы. Нарушителей кодекса наказывают, ошибки здесь не прощают.

Оскорбительное или не к месту сказанное словечко или фразочка могут опустить человека до самого низшего ранга, что наложит отпечаток на его дальнейшее существование на зоне.

Тюремный жаргон используется за решеткой и в повседневной жизни. Однако на зоне он имеет основополагающее значение и обойтись без него невозможно. Блатной язык подозреваемый начинает осваивать, находясь еще в камерах предварительного заключения, часто благодаря «опытным» товарищам.

Виды

Условно тюремные понятия классифицируются на 2 группы:

  • положительные - правильные для самих зеков;
  • отрицательные - характерные для низших мастей.

При этом положительные понятия делятся на:

  • Людские - фундаментальные положения, которых придерживаются и братва, и мужики. Понятия стремятся к взаимодействию, взаимопомощи, сочувствию и обязательны для каждого.
  • Воровские - противостояние власти и обществу, прежде всего, правоохранительным органам. Когда говорится «жить по понятиям», это значит именно по воровским, добровольно принимая положения кодекса. Если, например, обиду можно простить по людским понятиям, исходя из сочувствия, то по воровским - ни в коем случае.

Отрицательные подразделяют на:

  • гадские - когда человек пошел против людских понятий (кража у сокамерников, осуждение по статье за изнасилование, преступления против детей и так далее);
  • ментовские - представляют собой противоположность воровским.

Что нельзя делать и говорить

Важно правильно разговаривать (ботать) с сокамерниками, следить за речью - это зачастую становится основополагающим моментом в присвоении человеку статуса (масти). Взгляд, блатные фразы, ушлость, поза, внутренняя сила помогают понять окружающим, что представляет собой заключенный.

Правильные пацаны должны знать:

  • Нельзя никого посылать. Даже незаконченная фраза «Пошел ты…» указывает на обвинение в принадлежности к гомосексуалистам, за что тот, кому адресовано выражение, может опустить, избить и даже убить сказавшего. Не отвечать на оскорбление нельзя - это воспримется как согласие и станет причиной определения в низшую касту.
  • Нельзя материться и допускать беспочвенных обвинений (предъяв). Даже ругательство «твою мать» может быть расценено как оскорбление смекалистыми сокамерниками, особенно при отношениях «на ножах». Поэтому, слова, какие нельзя говорить в камере, включают мат и другую оскорбительную лексику. Все обвинения должны быть обоснованы, их нужно пояснить и подкрепить фактами.
  • В тюремных условиях сила и навыки единоборств практически не пригодятся, поскольку находятся под запретом. Физическое насилие разрешено, если тебя послали. В этом случае расправа должна быть обязательной. Бьют друг друга осужденные редко, и на это должны быть весомые основания.
  • Нужно отвечать за свои слова. Это касается важных вопросов и мелочей. По этой причине, если утверждение под сомнением - лучше промолчать.
  • Правильно не вмешиваться в процессы, которые тебя не касаются. Например, нельзя ничего делать или препятствовать самоубийству. Даже если сокамерник просит дать лезвие - это нужно сделать.
  • Нельзя ничего отбирать или красть (крысятничать) у заключенных - это расценивается как беспредел.
  • Не следует никому доверять. Обычно к новичкам относятся нейтрально - без агрессии или симпатии. Чрезмерная доброжелательность должна насторожить, при этом душу изливать не стоит.

В конкретной тюрьме могут присутствовать дополнительные ограничения, особенно, если сядешь в учреждение для малолетних преступников: не поднимать упавшие с пола вещи, не докуривать сигареты за представителями более низших каст, не зашивать носки, не иметь в кармане одежды ложку, не мыть одной мочалкой верхнюю и нижнюю части тела и так далее.

Как правильно здороваться

Первое впечатление, которое произведет осужденный на окружающих, войдя в камеру, зависит и от его приветствия.

Важно усвоить - зеки не здороваются за руку. Это обусловлено отсутствием информации, кем является человек, страхом «зашквариться» - поздороваться с представителем низшей касты (опущенным).

Поэтому на рукопожатие никто не ответит. Зашквар (означает «позор») после соприкосновения с «петухами» позволяет причислить осужденного к их рангу. Также пожимать руку «западло» (унизительно) сотрудникам лагерной администрации, ментам и так далее.

Не следует говорить «здравствуйте» или «привет» - это расценят как приравнивание к одной масти и низших и авторитетных каст.

Приветствуют в тюрьмах обычно на арабском: можно сказать «салам алейкум» или «общий салам».

В тюрьме не здороваются с «петухами».

Попав в камеру, невооруженным взглядом видно принадлежность к масти. Чем ниже шконка (койка) на нарах и более удалена от туалета (параши), тем престижнее каста. Главный человек пребывает в дальнем углу на нижнем ярусе по диагонали от места справления нужды. Нужно пойти к нему и обязательно поздороваться.

В общих хатах (камерах) приветствие произносится громко, затем проходят в блатной угол. Новички обычно живут отдельной семьей - именно к ним лучше сесть поговорить, обратиться, чтобы спросить информацию об укладе, кто кем приходится. Общение происходит исключительно на «ты», даже при наличии значительной разницы в возрасте.

С каждым новым человеком в камере проводится разговор(базар), своеобразный тест или собеседование. Исходя из ответов на вопросы, выдвигают решение, кто ты и куда будешь определен. Часто новичкам приходится отгадывать смешные зоновские загадки, которые задают для забавы, но при этом результаты могут повлиять на положение заключенного.

В тюрьме не принято обращаться по именам и фамилиям, для этого используются клички (погоняло). Для новичков их выбирает каста авторитетов.

В дальнейшем рукопожатие практикуется, но только со знакомыми людьми, к которым есть доверие. Целесообразно наблюдать за «старожилами» - по их поведению видно, кого можно допустить ближе, а кого нет.

Масти

В русских тюрьмах все входят в какую-либо масть (группу) заключенных. При этом попасть из высшего ранга в низший из-за косяка (серьезного проступка) возможно, а вот наоборот практически невозможно. Оказавшись, к примеру, в касте опущенных, человек остается в ней навсегда.

Авторитеты (блатные)

Высшая привилегированная масть, к которой относятся преступники со стажем, отлично владеющие понятиями и их исполняющие в тюрьме и на свободе. Они также себя называют «арестантами», «путевыми», «братвой», «бродягами», «босяками».

Эта группа следит за порядком на зоне, устанавливает правила, решает конфликты и назначает наказание.

Попасть в касту сложно, поскольку требования высоки - путь закрыт тем, кто служил в армии, занимал руководящую должность, пребывал во власти, трудился как обслуживающий персонал (официантом, таксистом и так далее).

Особого внимания заслуживают воры в законе - общепризнанные криминальные авторитеты, соблюдающие воровские законы.

Мужики

Обширная группа, куда входит более половины всех осужденных (60-70%). Определение, кто такие мужики, включает заключенных, отбывающих срок за стандартные преступления: драки, кражи и так далее.

При этом мужики не прислуживают блатным, но и не связываются с администрацией тюряги.

В этой нейтральной группе встречаются личности, к которым прислушивается высшая каста уголовного мира.

Козлы

Такое обозначение дается группе, чьи представители сотрудничают с лагерной администрацией: добровольно или по принуждению. Они занимают должность библиотекаря, завхоза, коменданта и прочих.

Стоит отметить, что стать козлом может легко человек со слабым характером, поскольку отказаться от работы на администрацию сложно, осужденных запугивают и принуждают.

На зоне они становятся предателями, их не допускают до общака, не дают права голоса и участия в разборках.

Однако заключенным разрешено с ними общаться, базарить (разговаривать), прикасаться. Многие из «козлов» активно доносят начальству о происходящем в камере, выполняют его поручения.

Петухи

Низшая каста, которую на тюремном сленге также именуют «обиженные», «опущенные», «неприкасаемые». Представителей этой группы на зоне не считают за людей.

Сюда относятся те, которых опустили по какой-либо причине или пассивные гомосексуалисты. При этом половой акт необязателен. Символический обряд, как на зоне опускают, представляет проведение половым органом по губам заключенного (переводится «парафин»).

Изгои тяжело живут на зоне, с ними не разговаривают, к «петухам» запрещено прикасаться, садиться рядом. С ними не здороваются, чтобы передать предмет, его бросают на пол. Опущенные питаются из отдельной посуды, не трогают вещи других осужденных.

По статистике многочисленные группы «неприкасаемых» присутствуют в тюрьмах для малолетних преступников. Иногда для них организованы отдельные камеры - обиженки.

«Петушки» выполняют грязную работу - чистят туалеты. Для унижения им делают дырки в посуде. Во время трапезы они вынуждены затыкать дырявую емкость пальцем. Тюремные законы крайне строги к представителям группы. Однако использовать их для акта мужеложства не считается позорным поступком.

Некоторые представители из касты «петухов» не дотягивают до конца срока, заканчивают жизнь самоубийством.

Промежуточные касты

Исходя из конкретного места лишения свободы, структура каст может меняться. Иерархия в таком случае включает дополнительные промежуточные группы. Особенно это проявляется в тюрьмах для малолетних преступников.

Приблатненные (шестерки, двигающиеся, стремящиеся, стремяги)

Касту составляют преимущественно гопники, попавшие на зону после малолетки (тюрьмы для несовершеннолетних). Это уличная шпана, мелкие бандиты, жулики, барыги.

Их ранг выше мужиков, им покровительствуют высшие (пока в них представляется нужда). Сами себя шестерками не зовут и не разрешают другим, в противном случае спрашивают за это.

Приблатненные следят за связью между камерами, осуществляют прогон и сортировку маляв (записок), чая, конфет, наркотиков.

Различают торпед, обычно проигравшихся в карты - они выступают исполнителями суровых поручений (заказных убийств), когда чалятся (отбывают наказание) или после завершения срока. Защищают местных важных персон быки (муфлоны) - также представители из касты приблатненных.

Шерстяные (Шерсть)

Относятся к группе «козлов», по поручению администрации тюрьмы творят беспредел. Выделяют пресс-хату (камера в СИЗО), населенную «шерстяными», творящими насилие над подсаженным туда заключенным. Последний после этого становится обиженным, несмотря на то, что его опустили не по воровской команде.

Касту составляют преимущественно бывшие блатные, обратившиеся за защитой к администрации (вследствие угроз от своих).

Форшмаки

Промежуточная каста относится к группе «петухов». У опущенных может присутствовать определенная иерархия: главпетухи, рабочие, форшмаки. Однако последние считаются по статусу выше гомосексуалистов.

Происхождение жаргонного глагола «зафоршмачиться», «зафаршмачить» обусловлено именно названием касты. Это значить осквернить, обесчеститься. Например, взять предмет у опущенного или уронить его на парашу.

Черти (Шныри)

Также человек может называться «конь», «чушка», «чушок», «чушпан», «чертила». Относятся к низкой касте, но не являются опущенными. Выполняют грязную работу: стирают, подметают и так далее. Они не могут перечить и обязаны выполнять поручения.

К группе относятся новички слабой воли, склонные к подчинению, мужики и блатные, совершившие серьезный косяк, а также зэки, не следящие за личной гигиеной.

Почему «черт» не хуже и не лучше «петуха», определено его положением раба. Они также как опущенные делают работу, которую по пацанским понятиям выполнять западло. Обиженные не стирают вещи, иначе они станут законтаченными, этим занимается «чушка».

«Шнырь» («шестерка») пребывает в личной собственности блатного, чем отличается от простого «черта». Без хозяина он возвращается к «коням» или становится опущенным.

Тюремная иерархия

Главным на зоне считается вор в законе - к пребыванию за решеткой он готов и воспринимает это как закономерный этап жизни. При этом в тюрьме могут присутствовать несколько представителей данной касты. Однако положенец (главарь) всегда один - он определяет или снимает смотрящих, помогает решить проблемы, конфликты. Обычно имеет отдельные комфортные апартаменты, снабжается продуктами, связью и так далее.

В условиях рыночных отношений статус можно купить за деньги, но такие «неидейные» представители называются «апельсинами».

За порядком в камере или части тюрьмы, соблюдением понятий следит смотрящий (пахан), который назначается вором, их сходкой или блатными. Часто он является кандидатом на «коронацию».

Далее в иерархии следуют блатные - профессиональные уголовники, не первый раз отбывающие наказание. Отрицалам (не принимающим тюремный режим) условия существования определяет смотрящий, ограничивая их беспредел.

Приблатненные являются шестерками предыдущих, хоть на зоне их так называть нельзя. Выполняют функцию связи, охраняют блатных и исполняют серьезные поручения.

«Средний класс» иерархии принадлежит многочисленной группе мужиков. При этом человек, поднявшийся с малолетки, может иметь преимущества - не работать, проигрывать в карты вещи «козлов» и «чертей» и так далее. Обычному мужику-«первоходке» это недоступно. К касте относятся уважительно, принадлежащие к ней работают, соблюдают тюремные понятия, часть нажитого передают в общак.

«Козлы» (активисты, повязочники и так далее) сотрудничают с лагерной администрацией за определенные послабления или поощрения. Особенно стараются «верблюды» за УДО (условно-досрочное освобождение). Сюда часто попадают простые граждане, готовые на любые подлости, чтобы выйти на волю. Они обычно осуждены по бытовым причинам (взяточники, скинхэды, любители драться, мелкие жулики, алкоголики и так далее). В категорию «козлов» относятся и шерстяные, действующие по спецпоручениям.

«Черти» и «петухи» составляют низшие касты, выполняющие грязную работу на зоне: мытье полов, сортиров. «Шныри» стирают робу и другую одежду заключенных, опущенцам это не положено.

Кроме названных, в тюремную структуру входят своеобразные «звания»:

  • Мусора - бывшие полицейские, прибывшие на общую зону. По понятным причинам становятся главными врагами урок, опустить их считается за честь.
  • Фуфлыжники - зэки, не отдавшие карточный долг. Могут относиться к чертям или к опущенным. Первоходкам, чтобы не войти в группу, нельзя играть «на интерес» или на «просто так».
  • Крысы - воруют вещи других осужденных.
  • Политики - политзаключенные.
  • Сумки - богатый заключенный, часто мажор или сын высокопоставленной личности, которого хорошо снабжают с воли. Каста считается прикольной, таких уважают, поскольку они делятся с урками и вертухаями (надзиратель, пупкарь).

Женская тюрьма

Относятся к «красным» зонам, поскольку воровайки немногочисленны для создания «черной». Масть здесь держат мыши (повязочницы).

Устоявшихся иерархии и каст нет, тюремный жаргон включает понятия:

  • Коблухи (Кобла, Кобел) - активные лесбиянки, но в отличие от петухов, условия их жизни и отношение сокамерниц нормальное. Могут «жениться» или драться за «центровых шкур», «красючек» (красивых девушек).
  • Босячки - синоним «блатных» у мужчин, представительницы «отрицалова». Однако из-за немногочисленности авторитетом не пользуются.
  • Старшая - смотрящая по бараку, камере. Их выбирают зэчки или администрация.

Наказания за нарушения

Несоблюдение положений тюремного закона карается со строгостью и жестокостью, бесследно не проходит для всех каст.

Наказания за проступки бывают легкие и тяжелые, среди них выделяют:

  • Избиение . «Удар по ушам» блатного переводит его в касту «мужиков», при этом совершить его допустимо только представителям высшей масти (вор в законе, авторитеты).
  • Переломы конечностей . Обычно так наказывают карточных должников или за избиение другого заключенного.
  • Опущение . Проводится актом мужеложства или символическим.
  • Убийство . Наказание за особо тяжкие проступки - воровство из общака, связь с правоохранительными органами. Решение принимает местная сходка авторитетов.

Вору в законе за мелкие провинности (безосновательные высказывания) равный по званию может дать пощечину, за более выраженные - удар по ушам, за тяжкие положена смерть.

Зона

В зависимости от того, чьи понятия преобладают в тюрьмах: ментовские или воровские, они делятся на красные и черные соответственно. При чрезмерных давлении, гнете администрации возможен бунт заключенных. Его организуют авторитеты в виде акций протеста. Например, это выражается в массовом бунте, когда осужденные зашивают себе рот, отказываются от еды и воды.

Красная

Здесь царят порядки администрации, поощряется взаимодействие осужденных с ней. Положенец в красной тюрьме - первый представитель кума (начальника оперативной части).

Варианты такой организации проявляются в дотошном соблюдении режима: ежедневном построении, тотальном выводе на работу, в столовую, передвижении только строем, одежда - черная роба, обязательны бирочки, таблички по шаблону.

За нарушения - отказ в передаче, свиданке, отправка в ШИЗО (аббревиатура расшифровывается штрафной изолятор), ПКТ (помещение камерного типа), крытый (крытка) режим (закрытый), дополнительный срок, и так далее.

Черная

Порядок в тюрьме строится по воровским понятиям, весомое значение отводится мастям. Сотрудничать с администрацией не принято и считается позорным. В России преобладают черные зоны, особенно в крупных городах.

При организации таких тюрем важна поддержка братвы с воли. Она заключается в наказании беспредельщиков среди ментов (погон), налаживании договорных отношений с администрацией, часто на платной основе. При этом деньги могут идти легально в виде благотворительного взноса на медикаменты, гуманитарной помощи и так далее.

Подарки осужденным на Новый год, дни рождения, женщинам и малолетним преступникам способствуют поднятию «черных» авторитетов и продвижению идеологии.

Словарь блатного жаргона (феня)

Представленный список-переводчик включает некоторые блатные слова, выражения, жаргонизмы, аббревиатуры из сленгового тюремного языка (арго).

Автоматная рожа - военный.

АУЕ - акроним значит на жаргоне «арестантский уклад един»

Баклан - хулиган, мелкий вор, жертва мошенников.

Баландер - раздает пищу.

Бандерлог - случайный человек в преступном мире.

Бес - согласно Википедии, это хорошо работающий человек или готовый взять на себя вину за преступление.

Бламба - штамп, печать.

Блудняк - подстава.

Босота - отсутствие денег в бумажнике.

Брать на мопса, на собаку - преступление путем усыпления жертвы.

Бугор - бригадир в тюрьме, старший в камере.

БУР - барак усиленного режима.

Буцкать - избивать.

Валет - человек с психическими отклонениями.

Вафля - половой орган мужчины.

Вата - постельные принадлежности. «Черт, закатай вату!»- «Черт, убери постель!»

Взять карман - украсть из кармана.

ВТК (ВК) - воспитательные колонии.

Главшпан - главный в воровском сообществе.

Глиномес - активный гомосексуалист.

Гребень - пассивный гомосексуалист.

Грохотульки - конфеты.

Гусь - имеющий связь с органами полиции.

Гумозница - грязная, венерически больная проститутка.

Дичь - человек без прописки.

ДПНК - дежурный помощник начальника колонии.

Дубак - охранник, сторож.

ЕПКТ - единое помещение камерного типа.

Жиган - вор-рецидивист.

Закеж - покажи.

Заряжать фазана - врать.

Зек - осужденный, произошло от з/к (расшифровка букв-заключенный каналоармеец, пошло из истории строительства Беломорканала).

ИТК - исправительно-трудовая колония.

Кича - тюрьма.

Ковырялка - женщина, ласкающая другую.

Козлить - нарушать воровские понятия.

Крышует - обеспечивает защиту, прикрывает.

Ксива - документы.

Лайба - шприц.

Лепень - пиджак.

Лепила - медицинский работник.

Локалка - отгороженные участки жилой зоны, где находятся бараки 1-2 отрядов.

Лярва - плохая женщина, воровка,сдающая своих.

Маромойка - нечестный человек в тюрьме и на свободе.

Медвежатник - взломщик сейфов.

Мокруха - убийство.

Моросить - бояться. «Не мороси!» - «Не бойся!»

Мышиный туз - выражение, оскорбляющее полицейского.

Наездник - криминальный доставщик украденного.

Ништяк - хорошая оценка чего-либо.

Носил шляпу на буче - имел сексуальные отношения с мужчиной.

Общак - общий воровской фонд, регулярно пополняемый преступными элементами.

ОПГ - организованная преступная группировка.

Параша - место, унитаз для испражнений в камере.

Переобуться - передумать.

Погоняло, погремуха, кликуха - прозвище, кличка.

Подельник - соучастник.

Полупокер - на жаргоне определяется как подозреваемый в гомосексуальных наклонностях (по манерам или внешности).

Попасть на кукан - оказаться в безвыходном положении, в подчинении у кого-то.

Прохоря - сапоги.

Псарня - казарма, учебное заведение МВД.

Рамс - карточная игра.

Редиска - женская сумка, ненадежный человек.

Скакарь (Скокарь) - перевод с тюремного сленга значит как вор, прибегающий для кражи ко взлому.

СУС - строгие условия содержания.

Сэмэн - сыщик.

Телега - заявление с жалобой.

Терпила - потерпевший, жертва преступления.

Фармазонить - сбывать поддельные золото и другие драгоценности. Того, кто этим занимается, называют соответственно фармазонщик, фармазонщица.

Ферзь - кто много из себя строит, но при этом ничего не представляет.

Форточник - вор, проникающий через форточку.

Фраера, фраерки - люди, не имеющие отношения к блатному, уголовному миру. Так могут звать приблатненных, тогда блатные именуются «козырными фраерами».

Фрейфея - человек, которому сопутствуют удача и богатство.

Фуфел - лгун, болтун.

Ход воровской - характерная идеология и образ жизни.

Хозный - находящийся в чьей-то собственности.

Чепушить - произошло от чепушило, что значит морально ничтожный, презренный человек.

Чернуху раскидать - темнить, обманывать.

Чмошник - неприятный человек, сотрудничающий с администрацией тюрьмы.

Шконка - лежанка, койка.

Чувак - парень.

Шакал - забирающий вещи у других заключенных.

Шельма - проститутка.

Шмакодявка - девочка-подросток.

Шмоха - деревенская женщина.

Шмырь - сторож, дневальный.

Шнифер - сейф или вор, проникающий в нежилые помещения путем взлома стен, потолков.

Шнифты - глаза.

Шобла - группа воров или проституток.

Штрибан - пожилой человек.

Татуировки

К выбору наколок (партачек) нужно относиться со всей ответственностью, понимая их смысл и отдавая себе отчет, что за некоторые придется отвечать. Это относится, прежде всего, к аббревиатурам и категорическим отметинам (в виде звезд, куполов, перстней).

Сейчас не практикуется спрашивать за татуировки, но все же следует быть готовым ответить на возникшие вопросы у сокамерников.

Расшифровать значение некоторых поможет представленный список.

Перстни

Количество и фасон наколок на фалангах пальцев весьма разнообразны и заключают в себе систему тайных символов и знаков.

По ним можно определить биографию, масть, характер и прочее.

В таблице представлено описание татуировок, которое позволит научиться читать их смысл.

Показана наколка в виде аббревиатуры МИР - меня исправит расстрел.

КОТ является символом воров и представляет собой цитату «коренной обитатель тюрьмы». Но за такую татуировку, ровно как за «БОСС» (был осужден советским судом), ЗЛО (за все легавым отомщу) нужно отвечать.

Распространенную тату в виде точек также обычно рисуют на кисти. Позволено наносить всем мастям при пребывании даже нескольких дней в СИЗО.

Также пишется аббревиатура СЛОН с указанной на рисунке расшифровкой, ЛХВС, СЭР, различные карточные масти - бубновые, пиковые, крестовые, червовые.

На теле

Здесь представлено большое разнообразие. Распространено изображение животных: волка, тигра, барса. Обозначают они обычно «оскал на власть» или «человек человеку волк».

Изображение яблока означает «буду любить одного, как обещала».

Последняя звезда, набитая на коленях, также гласит, что ее носящий ни перед кем не встанет на колени. За нее возможны испытания на крепость на зоне.

Нанесенные изображения церквей также символ тюремного заключения, количество куполов соответствует годам, сколько сидел человек. При этом с новым сроком татуировка «достраивается».

У низших каст

Такие масти характерно метить татуировками, представленными на рисунке, аббревиатурами (ИРИС - и раб, и стукач).

Особенно это касается касты опущенных (зашкваренных). Это могут быть розочки, петухи или характерные надписи (ЖОВМ), наносимые на части тела, которые визуально хорошо просматриваются (руки, голова, лицо и так далее). Татуировка «глаза на животе» также означала принадлежность к гомосексуальности.

При выходе из тюрьмы человек старался свести подобные наколки, но часто оставались шрамы, по которым можно было определить низшую масть

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: