Кубики никитина описание методики сложи узор. Кубики для всех (кв). Что такое кубики Никитина

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был самым-самым если не во всех возможных сферах, то как минимум в одной. Для достижения этой цели существует множество методик, потому выбор в пользу какой-то конкретной окажется нелёгким. Супруги Борис и Елена Никитины разработали систему воспитания на опыте своих детей, развивать которых они пытались с помощью игр.

Немного о создании системы Борисом и Еленой Никитиными

Борис и Лена Никитины создали методику в процессе воспитания собственных детей, которых в семье родилось семеро. Поскольку система взяла своё начало ещё в 1957 году, трудно представить, с каким общественным порицанием пришлось столкнуться её авторам, которые, невзирая на советские устои, растили своих малышей по собственным правилам.

Многое из того, в чём Никитины были новаторами, сегодня никого не удивляет: естественные роды, немедленное прикладывание к груди, кормление по требованию. Вид ребятишек, в нижнем белье бегающих по снегу, вызывал море критики, даже невзирая на факты, говорившие в пользу такого воспитания: крепкое здоровье детей, высокий уровень интеллекта, опережение сверстников в развитии на несколько лет вперёд. Но Советский Союз был известен тем, что любое действие, которое выходило за нормы и рамки, было обречено на осуждение обществом, независимо от того, насколько весомые аргументы были у человека, его совершающего. Уже за такое новаторство авторы заслуживают огромного уважения.

Принцип, на котором построена вся методика: не мешать, а помогать ребёнку развиваться.

Борис Никитин выдвинул теорию о том, что любые способности в ребёнке можно подтолкнуть к развитию, если сделать это вовремя. А самым подходящим временем для начала занятий с малышом считал даже не младенческий период, а перинатальный. Согласно этой теории, способности человека, не получившие толчка к развитию в нужное время, неизбежно угасают и не подлежат развитию в дальнейшем.

А если эти способности (интеллектуальные и прочие) не запустить рано, то в дальнейшем они «отомрут» - за ненадобностью…

Б. Никитин

http://nikitiny.ru/intellektualnoe_razvitie

В школе ни одному учителю не придёт в голову мысль дать задачу, не объяснив предварительно, как её решать. Значит, в школе ребёнок почти не встретит задач, способных продвинуть его в развитии творческих способностей, а свободного времени у него становится всё меньше и меньше, пока к старшим классам его совсем не остаётся.(…)

Вполне объясним с позиций новой гипотезы и факт массового «изготовления» отстающих и второгодников в приютах, в домах ребёнка и в «недельных» детских садах. Здесь наибольшее значение имеет хороший присмотр за ребёнком и особенно твёрдый режим дня, при которых малышу нет необходимости решать новые задачи (…)

Б. Никитин

http://nikitiny.ru/NUVERS

Да, это подтверждает то, что система образования, построенная таким образом, не приучает человека к главному - учиться и познавать, задавать вопросы и находить на них ответы, а губительно сказывается на способностях и элементарном развитии. В результате наблюдается деградация не только творческая, но и личностная.

Факторы, способствующие раннему развитию (согласно системе)

Никитины считали, что естественное (природное) развитие - наилучший вариант для ребёнка, но в большинстве современных семей оно искусственно тормозится. В таких случаях за основу приняты не потребности малыша, а стереотипное мышление взрослых. Родители считают, будто знают, когда крохе положено овладеть тем или иным навыком, и запрещают ему совершать одни действия под предлогом «ещё рано», а другие, напротив, навязывают, потому что уверены - «уже пора».

До сих пор часто встречаются родители, а чаще бабушки и дедушки, которые поднимают панику, если четырёхмесячный малыш пытается принять вертикальное положение. Согласно нормам, ребёнок должен самостоятельно сидеть в возрасте полугода. Никитины не следовали такому подходу, предоставляя детям возможность развиваться раньше установленных нормативов.

  1. Ребёнку предоставляется большая свобода действий. Принуждение к занятиям отсутствует как таковое. Дети учатся и занимаются ровно столько, сколько хотят.
  2. Физическое развитие ребёнка имеет не меньшее значение, чем его обучение. Важно наличие спортивного уголка, закаливание, отсутствие ограничений на занятия спортом.
  3. Непременное участие взрослых в деятельности детей: игры, соревнования, творческие процессы. Ребёнку нужно чувствовать неравнодушие родителей к его успехам, но при этом он не должен ощущать давления и конкретных требований к своим способностям.

Плюсы и минусы методики

Несмотря на все спорные моменты, которые могут возникнуть в процессе изучения системы Никитиных, практика показывает, что есть несомненные плюсы таковой. Даже такие методы, как закаливание, которое до сих пор кажется многим радикальным, дают неизменный результат.

  1. Дети, воспитанные по методике Никитиных, отличаются крепким здоровьем и выносливостью.
  2. Развитие происходит значительно раньше, а умственные способности малышей не ограничены заданной программой, как это можно наблюдать у детей, воспитанных по стандартным принципам. Формируется образ мышления, который решает задачи как математические, так и бытовые.
  3. Условия жизни, быт - всё обустраивается и распределяется таким образом, чтобы родителям и детям было легко выполнять свои обязанности и никто не чувствовал себя перегруженным.

У системы есть и ряд недостатков:

  • поскольку дети, опережающие своих сверстников в развитии, иначе мыслят, не ходят в детский сад, а школу посещают по нестандартному графику (обучение экстерном), им трудно находиться в социуме, заводить друзей;
  • методы закаливания детей большинству родителей кажутся варварскими и жестокими;
  • методика рассчитана на практически постоянное нахождение детей с родителями, у которых в итоге нет времени для себя;
  • система не учитывает закладывание в ребёнка духовных ценностей.

В попытках ответить на спорный вопрос о правильности системы воспитания был снят фильм «Правы ли мы».

Фильм «Правы ли мы» - видео

Принципы метода в воспитании детей до года

Цель методики, рассчитанной на детский возраст до года, состоит в том, чтобы создать максимально необходимые условия для ребёнка. Для этого возраста больше характерно физиологическое развитие, которое является основой для дальнейшего роста интеллекта. Начало внедрения методики Никитиных - это даже не младенчество, не роды, а всё время от момента зачатия.

Основополагающие нюансы развития до года

  1. Атмосфера в семье. Каждый ребёнок должен быть желанным и воспитываться в любви и согласии между родителями.
  2. Беременность. В этот период необходимо соблюдение определённых условий: отказ от никотина, алкоголя и лекарственных препаратов, активный образ жизни будущей мамы, обязательное общение с плодом.
  3. Роды. Они должны проходить без применения медикаментов, предпочтительно, в домашних условиях. Прикладывание к груди осуществляется сразу же после рождения (ещё до того, как выйдет послед).
  4. Кормление ребёнка. До момента прорезывания первого зуба малыш должен получать только материнское молоко и чистую воду. Кормление происходит по требованию. С самого начала введения прикорма нет необходимости разогревать еду до определённой температуры.
  5. Контакт с матерью. С рождения до полутора лет ребёнок должен контактировать с мамой максимально часто, включая ночной период (совместный сон).
  6. Врождённые рефлексы. Ни в коем случае нельзя препятствовать развитию двигательных рефлексов (ползание, хватание, плавание, попытки самостоятельно сидеть, ходить), независимо от того насколько рано они проявляются.
  7. Обстановка, способствующая развитию. Спортивные снаряды - естественный предмет обихода. Наличие в постоянном доступе конструкторов, манипулятивных игр, канцелярии (краски, карандаши, пластилин и т. д.).
  8. Свобода в познании. Не ограничивать ребёнка в передвижении, ползании. Манеж - максимум на час в день.
  9. Закаливания. С самого рождения после купания в тёплой воде необходимо обливание прохладной либо всего тельца, либо только ножек ребёнка.
  10. Сон на воздухе. В любую погоду, при любом морозе дневной сон должен проходить на свежем воздухе.
  11. Отсутствие стерильности. Уборка помещения самая обычная. Никакой специальной стерильности.
  12. Гигиена. Кроме стандартного ежедневного купания, Никитины приучали детей к туалету с рождения, высаживая их над тазиком даже в ночное время.
  13. Лёгкая одежда. Она не должна сковывать движений. Дома, где температура около +20 градусов, дети ходят босиком и в нижнем белье. Младенцы в помещении не носят шапочки, тельце по возможности максимально контактирует с воздухом. При этом открытые форточки - нормальное явление.
  14. Техника безопасности. Самый лучший способ дать ребёнку понять, что какой-то предмет опасен - позволить ему проконтактивать с ним. Вы не сможете контролировать малыша 24 часа в сутки и уберечь его от, например, проливания на себя кипятка из чайника. Но если кроха прикоснётся к горячему и получит небольшие болевые ощущения, он точно будет помнить об опасности.

Как видите, методы воспитания Никитиными своих детей до года кажутся жестокими и небезопасными. Многие из современных родителей представить не могут, что их ребёнок может находиться на улице при температуре +10 без тёплой шапки и полной зимней экипировки. Конечно, можно впадать в панику при виде малыша, облизывающего погремушку, которую вы мыли с мылом целый час назад, а можно взглянуть на факты. Факты таковы, что на практике дети Никитиных всегда обладали крепким здоровьем и опережали сверстников в развитии.

Система Никитиных для дошкольников

Дошкольники, которых воспитывали авторы системы, находились на уровне развития не менее второго класса. В возрасте около пяти лет малыши решали математические уравнения и непременно читали, причём родители не учили их многому из того, что дети умели. Какие-то навыки младшие получали от старших, что-то постигали самостоятельно. Именно в этом заключается суть воспитания по Никитиным: ребёнку нужно не давать знания, а стимулировать его к тому, чтобы он добывал их сам .

С методикой Никитиных можно соглашаться или нет, но нельзя игнорировать факты: дети, которые воспитаны согласно этой методике, превосходят сверстников во всём.

Нюансы системы Никитиных для дошкольников

  1. Спорт. Обязательное наличие в доме спортивного комплекса с различными вариантами сложности прохождения. Непрепятствование занятиям, а помощь с них.
  2. Раннее обучение. Чтение и счёт доступны детям значительно раньше, чем принято предполагать. Обязательно наличие в доме необходимых материалов: азбука, счёты, географические карты. Всё это должно быть в распоряжении ребёнка в любой момент.
  3. Обучение детей детьми. Если в семье есть больше одного ребёнка (либо методика взята за основную в учебном учреждении дошкольного возраста), то старшие дети обучают младших тому, что уже умеют сами. Как показывает практика, они могут быть даже лучшими учителями, чем взрослые.
  4. Время, затрачиваемое на посещение общей школы, сводится к минимуму. Практикуется вариант обучения экстерном.
  5. Трудовое обучение. В доме оборудуется место, где дети могут мастерить и изобретать из подручных материалов. Инструменты должны быть настоящими. Техника безопасности наилучшим образом усваивается на практике. Эти условия соблюдаются с младенчества.
  6. Пример, подаваемый взрослыми. Задача родителя (воспитателя) в этом случае состоит в том, чтобы передать ребёнку увлечённость тем делом, которым он занимается. Взрослый выступает в качестве гуру и мастера в своём ремесле.
  7. Вовлечение ребёнка в творческий процесс. В качестве творческого занятия может выступать что угодно: любое рукоделие, рисование, моделирование.
  8. Привлечение к домашнему труду. У ребёнка, даже очень маленького, есть чёткие обязанности. Они должны соответствовать полу, возрасту, физическому развитию. Требования к качеству сделанной работы также высоки, как в случае выполнения её взрослыми. Труд вознаграждается.
  9. Уважение к ребёнку и его мнению. Оно проявляется не только на словах, но и на деле. Отношение к малышу должно быть не как к несмышлёнышу, а как к человеку, хотя и маленькому.
  10. Направленность на развитие мышления. Ребёнку даются задачи без объяснения их решения. Он учится не выполнять действия по заданному шаблону, а самостоятельно добывать знания. Выражаясь фигурально, не нужно заставлять малыша учить закон всемирного притяжения, а дать возможность самому выступить в роли Ньютона и открыть его.
  11. Планирование времени труда, отдыха и обучения. Процесс познания нового должен быть такой же нормой, как принятие пищи и отдых без перерыва на каникулы и выходные. Но время нужно распределять таким образом, чтобы ребёнок не уставал и не чувствовал перегруженности.
  12. Мозговой штурм. Коллективное решение задач без ограничений и критики.
  13. Закаливания. Как и для малышей, оно предполагает лёгкую одежду, игры на свежем воздухе.
  14. Интеллектуальные игры. Они разработаны Борисом Никитиным, имеют большое количество уровней сложности и способствуют интеллектуальному развитию детей, но также станут интересными для многих взрослых.

Если малыш не справится с игровой задачей, поставленной перед ним, сразу, то нужно попытаться позже, но не пытаться подсказывать и помогать. Это правило распространяется на все игры Никитиных.

Игры Никитиных и их описание - таблица

Название игры Описание
Суть этой игры заключается в составлении узоров из 16 одинаковых кубиков, каждая грань которых раскрашена в разные цвета. Некоторые из сторон двуцветные (по диагонали окрашиваются в два разных цвета). Есть несколько вариантов сложности:
  • по заданным схемам ребёнок должен воспроизвести рисунок;
  • по рисунку нарисовать схему;
  • придумать свои рисунки, которых нет среди схем.

Игра развивает мыслительные навыки, способность к анализу и комбинированию. Её можно предлагать малышам начиная с года.

В этой игре 7 фигурок, каждая из которых состоит из нескольких кубиков. Они похожи на всем известный Тетрис, но не на плоскости, а в пространстве.
«Кубики для всех» учат мыслить объёмными образами и учитывать при решении задачи не одну возможную сторону, а сразу несколько вариантов. Они подойдут детям в возрасте с двух лет.
Игра состоит из 12 кругов, каждый из которых делится на разное количество равных частей и окрашен в свой цвет. Они находятся в специальной коробке. Задача ребёнка состоит в том, чтобы открыть её, высыпать содержимое, а затем сложить все круги сначала на поверхности, а затем в коробку.
Такая игра даёт наглядное понимание того, что такое дроби, как одно целое делится на несколько частей. Практика показывает, что такую информацию дети способны усваивать в возрасте 3-4 лет, следовательно, тянуть с её освоением до третьего класса не имеет смысла.
Таблица Сотни Это довольно простая на вид, но при этом нелёгкая игра. Она выглядит как таблица, где цифры от 1 до 100 расположились колонками и рядами по 10 штук. Каждый из рядов помечен определённым количеством чёрных точек.
Игра учит детей быстро запоминать цифры, а в дальнейшем быстро складывать числа в разных рядах, решать задачи различной сложности, а впоследствии придумывать новые.
Игра выглядит, как часы, изготовленные из подручных материалов. Она учит малышей определять правильное время, высчитывать количество минут и секунд в разные временные промежутки.
Эта игра задумывалась как математический тест. Она состоит из 44 квадратов четырёх цветов:
  • на зелёном точки расположены линейно;
  • на синем - по треугольнику;
  • на красном - по окружности с точкой в центре;
  • на белом нарисованы цифры.

К игре прилагаются задания различной сложности, которые развивают логическое мышление и обучают ребёнка быстрому счёту.

Эта игра состоит из 27 кубиков, грани которых раскрашены определённым образом в разные цвета. Она очень функциональна, а предлагающиеся задания делятся на много уровней сложности.
Для ребёнка игра будет полезна тем, что научит его мыслить сразу в нескольких направлениях, разовьёт навыки моделирования и научит справляться с трудными задачами. Уникуб рекомендуется детям в возрасте от двух лет.
Эта игра по своей сути напоминает пазлы. Но складывать нужно не картинку, а квадраты, которые разрезаны на неравные части различной формы и окрашены в разные цвета. Всего их 24 штуки.
Такую игру можно предлагать детям начиная с года. Игра даёт осознание, что из частей, порой причудливой формы можно сложить одно целое. Учит классифицировать предметы по цветам.

Развивающие игры, разработанные Никитиными - фотогалерея

Игра даёт наглядное понимание того, что такое дроби, как одно целое делится на несколько частей
«Кубики для всех» учат мыслить объёмными образами и учитывать при решении задачи не одну возможную сторону, а сразу несколько вариантов Складывание узоров развивает мыслительные навыки, способность к анализу и комбинированию Точечки развивают логическое мышление и обучают ребёнка быстрому счёту
Часы Никитиных учат малышей ориентироваться во времени
Уникубнаучит ребёнка мыслить сразу в нескольких направлениях, разовьёт навыки моделирования и научит справляться с трудными задачами «Сложи квадрат» даёт осознание, что из частей, порой причудливой формы можно сложить одно целое, учит классифицировать предметы по цветам

Кубики Никитиных своими руками

Кубики Никитиных получили наибольшее распространение. Такие, казалось бы, простые, но на практике очень интересные игры рассчитаны на детей разных возрастов и могут быть увлекательными и для взрослых. В магазинах они стоят достаточно дорого, но их легко изготовить своими руками.

Такую игру можно изготовить самостоятельно. Для этого вам понадобится 16 деревянных кубиков одинакового размера. Они должны быть чистыми, сухими и без шероховатостей. Их необходимо раскрасить либо обклеить цветной бумагой. При этом стороны должны выглядеть так:

  • белая грань (передняя);
  • жёлтая (задняя);
  • синяя (правая);
  • красная (левая);
  • по диагонали жёлто-синяя (верхняя);
  • по диагонали красно-белая (нижняя).

Из кубиков нужно складывать картинки по заданным схемам, которых насчитывается очень большое количество. Такие узоры могут напоминать геометрические фигуры, людей, животных.

Образцы картинок к игре «Сложи узор» - фотогалерея

Узор «Снежинка»
Узор «Дедушка»
Жёлто-синие ёлочки
Узор «Ромбы»
Трёхцветный узор
Узор «Песочные часы»

Обзор кубиков «Сложи узор» - видео

Эта игра также проста в изготовлении. Всё, что вам понадобится - 27 кубиков, которые будут впоследствии склеены в различные фигуры, изображённые на фото. Для того чтобы игрушка получилась правильно, они должны быть одинаковыми.

Среди множества методик раннего развития ребенка нетрудно и растеряться. Все они отлично позволяют всесторонне открыть внутренние скрытые резервы маленького исследователя. Счет, чтение, запоминание букв и географических названий, это очень хорошо и полезно. Но всё же психологи уверены – именно развитие интеллекта у маленького ребенка позволит ему в будущем получать великолепные знания по всем предметам.

Включает в себя логические кубики, и была она разработана еще в 80-х годах, хотя широкое распространение получила не сразу. Сейчас этот, простой на первый взгляд, метод получил большую популярность.

Необязательно покупать оригинальные развивающие кубики Никитина и платить немалые деньги, ведь их можно сделать самому. Этот способ потребует минимального вложения средств и всего один вечер свободного времени. Итак, приступим!

Кубики Никитина своими руками: мастер-класс

Еще один способ, который займет еще меньше времени – оклеивание граней пленкой на клеящей основе. Продается она в хозяйственных и строительных магазинах. Понадобиться совсем немного материала, и если он есть у вас под рукой, это замечательно, хотя и купить его может любой.

Не забудьте про схемы, по которым ребенок будет учиться собирать узор. Их тоже можно нарисовать самостоятельно, используя белый картон.

Как собрать кубик Никитина?

Всё очень просто! Или вы используете уже придуманные автором

Здравствуйте, дорогие читатели блога «Играю с мамой»! Сегодня я продолжу тему игр с кубиками Никитиных «Схожи узор» и расскажу вам о том, как мы начинали с ними играть и что представляют собой наши занятия на сегодняшний день.

Если вы узнали о Никитинских играх недавно и сейчас выбираете подобные кубики своему малышу, то вам будет интересно узнать, чем отличаются между собой данные наборы от разных производителей. Изначально я искала деревянные кубики, так как считаю их более надежными и долговечными. В интернете я насмотрела «Сложи узор» торговой марки «Световид», но когда увидела их вживую, то была в замешательстве, так как их размер оказался явно меньше стандартного. Как и все малыши, тогда Янка любила погрызть всё, что влезало ей ротик, а такой участи кубикам я не очень хотела, поэтому расстроенная ушла из магазина без покупки.

Прочитав все возможные отзывы, я пошла искать кубики от ООО «Корвет». Да коробочка уже из картона, а кубики из пластика, но зато размер что надо. Кстати, за 3 месяца активного использования они совершенно не потеряли свой вид, так что в долговечности их я не сомневаюсь.

В первый день я дала дочке кубики Никитина для знакомства, Янка долго рассматривала их и крутила в ручках. Мы строили из них башенки и домики, а в конце складывали назад в коробочку и, по совету авторов методики, убирали на видное, но недоступное для ребенка место.

Через несколько дней я стала показывать малышке, как выбирать грани нужного цвета. Мы высыпали все кубики на пол и начинали складывать их обратно в коробку белой гранью вверх. А уже через три дня она стала показывать на полочку и говорить «беуый», как бы пытаясь объяснить, что хочет играть в «Сложи узор».

До этого мы особо не занимались изучением цветов, а тут за несколько дней Янка стала не только находить белый цвет, но и называть его. Я была приятно удивлена. «Ну всё, сейчас мы выучим и другие цвета!», — решила я, но не тут-то было. Все мои предложения Яне сложить кубики синей или красной стороной мгновенно отклонялись – она доставала всё обратно и снова складывала их «правильной» белой стороной. Видимо, с самого начала нужно было предлагать ей разные цвета, чтобы потом не переучивать. Надеюсь, вы не повторите моей ошибки.

Следующим вариантом игры стали цветные башенки. Янке нравилось строить башню из кубиков синей гранью вверх (как на втором фото). А, предложенный мной, вариант башни со стороной одного цвета она отказывалась делать или просто не понимала, чего я от неё хочу. Их Янка освоила только несколько дней назад, чему я несказанно рада.

Строительные игры мы частенько разбавляли выкладыванием кубиков на шаблоны, о которых я писала в , благодаря чему игры были более разнообразными и вызывали бурный интерес у дочки.

В какой-то период времени Яна даже сама могла взять кубики, если они были в зоне досягаемости и играть, совершенно не замечая ничего вокруг. Но примерно через месяц интерес к кубикам стал угасать и мы отложили их в сторону в надежде вернуться к ним в ближайшее время. Но и через две и через три недели Янка не особо хотела возвращаться к некогда любимой игрушке.

Думаю, многие мамы согласятся с тем, что после рождения ребенка наша фантазия начинает работать намного лучше. Именно она и спасла наши игры. Я нашла, доставшиеся нам по наследству от племянницы, игрушки из киндер-сюрпризов и начала сочинять про них истории, вплетая в дело кубики «Сложи узор». Так начался этап массового строительства паровозиков с пассажирами, мостиков, дорожек и много другого.

Кстати, выставление на ряд кубиков мелких зверушек, которые так и норовят упасть с «движущегося паровозика» оказалось занятием не из простых для маленьких ручек, а польза для мелкой моторики от такой игры колоссальная.

Сейчас наши игры начинают постепенно переходить в стадию составления картинок по схеме. Пока Яна играет с частью кубиков в привычные игры, я рядышком складываю простые узоры. Постепенно она начинает проявлять интерес к моему творению и я вовлекаю её в игру. Сначала предлагаю закончить начатый мной узор, поставив последний кубик, а затем мы разыгрываем сюжет с игрушками. Так мы строим столы, стулья и коврики по схемам, постепенно переходя к новым картинкам.

Брошюрка со схемами, которая была в комплекте с кубиками, оказалась совершенно неудобной, так как большое количество картинок на одной страничке очень отвлекает ребенка. Поэтому я подготовила карточки, на каждой из которых находится только одна схема. Работать с ними мы начали совсем недавно, но первые выводы уже имеются. Деткам такого возраста очень сложно сразу понять принцип схемы, но если предварительно научить ребенка выкладывать узор по готовому построенному образцу, то схемы становятся не такими уж страшными.

Схемы к кубикам Никитина «Сложи узор»(уровень А) можно скачать, пройдя по ссылочке — https://yadi.sk/i/okaYWYLXhyhdL . Также на сайте уже выложены карточки на уровень Б — . Продолжение следует...))

Сейчас мы играем с кубиками каждый день, вчера, например, Яна отказывалась ложиться спать, пока не достроит башни-близнецы из Никитинских кубиков. Я понимаю, что так будет не всегда, придет период застоя и кубики придется снова спрятать на некоторое время, но на то мы и мамы, чтобы помочь ребенку найти новый интерес к старой игрушке, тем более такой полезной.

А как вы пытаетесь привлечь внимание к развивающим игрушкам? Как долго ваш малыш играет с одной развивашкой? И что вы делаете, когда интерес ребенка к ней пропадает? С удовольствием прочитаю ваши мысли по этому поводу. А на этом я с вами прощаюсь. Здоровья вам и вашим деткам!

С уважением, Марина Тимошук.

Еще одна развивающая игра, предложенная Б.П. Никитиным в его книге "Ступеньки творчества или развивающие игры". Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

Еще одна развивающая игра, предложенная Б.П. Никитиным в его книге "Ступеньки творчества или развивающие игры". Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Одна грань - красная, вторая - синяя, третья - белая, четвертая - желтая, пятая и шестая - двуцветные, красно-белая и желто-синяя. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую работу.

Как изготовить игру

Проще всего купить уже готовые кубики в интернет магазине игрушек , их часто можно встретить в разделе " ". Но гораздо интереснее изготовить игрушку самому, вернее, вместе с детьми.

Приготовьте 16 деревянных кубиков размером 30x30x30 мм (можно 25 и 40 мм). Если они оклеены бумагой, то удалите ее. Наиболее удобны наборы "Кубики-самоделки", специально предназначенные для склеивания или окраски. Цветной бумагой оклейте кубики так, как показано на рисунке:

передняя грань - белая (на рисунке показана прозрачной),

задняя грань - желтая,

правая грань - синяя,

левая грань - красная,

верхняя грань - желто-синяя,

нижняя грань - красно-белая

(линии раздела идут по диагонали и параллельны).

Кубики можно окрасить масляными красками или нитрокрасками. Такие кубики служат дальше, имеют приятный внешний вид, что для малышей тоже не безразлично, особенно если тона красок чистые и совпадают по оттенку с цветом узоров-заданий.

Мы купили в магазине набор пластмассовых заготовок для этой игры. Нам оставалось только склеить детальки. Ну и, конечно, самим сделать карточки-задания.

Для кубиков надо подобрать или склеить из картона квадратную коробку. Размер коробки зависит от размера кубиков. У нас это 25 мм, поэтому и коробка со стороной в 10 см и высотой в 2,5см. Если у Вас кубики с гранью в 30мм, коробка должна иметь размер 125x125x30 мм -плюс 5 мм на свободное размещение. В такой коробке не только удобно хранить кубики, но и складывать узоры серии В до натуральной величины, чтобы кубиками можно было закрывать узор. Отдельные серии заданий можно разложить по пакетам из плотной бумаги с наклеенными или нарисованными большими буквами А, Б, В, Г, Д, обозначающими серию. Если вы хотите, чтобы порядок заданий не нарушался, то накаждой карточке на тыльной стороне можно написать серию и номер, а так же название узора.

Серия карточек СУ А

Дорожка Дорожка Квадрат Квадрат Квадрат Квадрат
Квадрат Квадрат Квадрат Цветок Ступеньки Крест
Пила Фонарик Фонарик Елочка Бабочка Лодка
Дом Конфета Бантик Горка Фонарик Гусь
Паркет Крюк Лесенка Молния

Вот образцы выполненных заданий:

Самые простые узоры-задания серии А складываются из 4 кубиков, их можно давать малышам начиная с 1 - 1,5 года. Усложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двухцветным (вы увидите это, играя с малышом) - резкий скачок в уровне сложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но с одноцветными гранями, узоры из которых складывать проще.

На рисунках вы можете выбрать эту последовательность, зная возможности своего ребенка по предыдущим играм. На этих рисунках узоры-задания приведены в уменьшенном масштабе. По этим рисункам можно установить, какой из узоров потерян, и приготовить новый. На них можно отмечать те задания, с которы ми малыш уже справляется, и видеть те, что еще "не покорились" ему. На этих же рисунках даны некоторые названия узоров:

"цветок", "пила", "лодка", но не обязательно сразу сообщать их ребенку. С целью развития воображения ребенка можно показать узор-задание, сложить узор из кубиков и предложить малышу подумать, на что похож этот узор. Дети нередко предпочитают свои "имена".

Пособия Бориса Никитина - составная часть признанной во всем мире системы воспитания «по Никитину», основанной на идее раннего развития физических и творческих способностей.

Метод, разработанный Борисом Павловичем Никитиным, и реализованный им в своей собственной семье, состоит в гармоничном развитии как физических, так и умственных способностей детей. Развитие физических способностей достигается ежедневным закаливанием и выполнением физических упражнений, а умственные способности Борис Никитин предлагал развивать, играя с малышами в специальные занимательные игры с применением разработанных самим Никитиным пособий.

Описывая придуманные им игры и рассказывая о теоретической сущности разработанного им метода, Борис Никитин в своей книге "Ступеньки творчества или развивающие игры" с благодарностью говорит о преемственности его методики по отношению к системе . Благодаря пристальному вниманию СМИ и ответному интересу публики развивающие игры Бориса Никитина широко известны. Классикой стали «Дроби», «Уникуб», «Кирпичики». Здесь мы расскажем об одной из самых известных игр Никитина - «Сложи узор».

В упомянутой выше книге "Ступеньки творчества или развивающие игры" Борис Никитин подробно обосновывает необходимость начинать заниматься с детьми по его методикам как можно раньше. Играть с кубиками «Сложи узор» Никитин предлагает, начиная с полутора лет. Одно из главных условий эффективности развивающих методик - регулярность. Играть надо ежедневно . Благо, накопленный за несколько десятилетий опыт применения игры показал, что она очень увлекательна. Второе условие - обязательное участие родителей в игре, особенно на начальных этапах.

Что это за игра?

Материальное воплощение игры представляет собой набор из шестнадцати кубиков размером 3х3х3см. Кубики раскрашены в четыре цвета - синий, красный, белый и желтый. Некоторые грани кубиков закрашены полностью одним цветом, на некоторых граница цветов идет по диагонали грани. Из кубиков складывают картинки. Для этого их можно укладывать на плоскую поверхность, можно ставить друг на друга в несколько рядов, или даже складывать из них сложные трехмерные фигуры. В любом случае грани кубиков, образующие повернутую к наблюдателю общую поверхность создают некоторую картинку.

В книге Б. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры» подробно описано, как изготовить эти кубики своими руками. В настоящее время наборы кубиков с игрой «Сложи узор» - весьма распространенный товар интернет-магазинов . Картинки, складываемые из кубиков, могут быть самыми разнообразными - от геометрических орнаментов и сюжетных картин с фигурами людей, растений, животных до цифр, букв, логотипов.

Как играть?

Самые маленькие начинают с составления из кубиков башенок и пирамидок, выкладывания простейших фигур, с разными сочетаниями цветов. Кубики - одна из древнейших детских игрушек, из них можно строить, их можно считать, сортировать по цвету. В пособии, прилагаемом к игре, показаны простейшие картинки, которые малыши обычно без особого труда «играючи», собирают. Размер картинок в пособии для начальных занятий таков, что изображение элемента на картинке совпадает по величине с кубиком, и выполнение заданий сводится к выкладыванию кубиков поверх картинки в пособии. Как правило, с первых занятий игра притягивает внимание ребенка, увлекает его. Он с нетерпением ждет следующих занятий. Постепенно преподаватель (родитель) может усложнять задания, увеличивая количество цветов. Если на первом занятии малыш не знает, как начать, покажите ему, как играть, составив какой-нибудь простейший узор и предложите повторить.

По сложности выполнения задания в пособиях к игре можно разделить на три уровня. Первый уровень - это описанное выше воспроизведение картинок, приведенных в пособии в масштабе «один к одному». Двигаясь от простого к сложному, вы постепенно освоите складывание узоров первого уровня и сможете перейти ко второму - на этом этапе картинки придется складывать по прототипам уменьшенного масштаба. Как показывает практика применения методики, переход от одного масштаба к другому - задача не такая простая, как кажется на первый взгляд. Такой переход требует активной работы мыслительного аппарата и без определенного уровня абстрактного мышления вообще невозможен. Дети обычно «дорастают» до необходимого умения мыслить абстрактно годам к четырем.

Для младших дошколят сложить один-два узора за одно занятие - нормальная нагрузка, больше не надо. Ближе к школе нагрузку можно постепенно увеличить до пяти и даже до восьми заданий за одно занятие.

Высокую эффективность показала методика, которую сам В. Никитин называет «ледокол», это когда новое занятие начинают с повторения пройденных на прошлом занятии нескольких заданий. Сколько предыдущих заданий повторять зависит от сложности нового узора, чем он сложнее, тем больше нужно времени на его освоение. Учась составлять узоры, дошкольники осваивают язык чертежей, схем, географических и топографических карт, а также условных обозначений, принятых при составлении такого рода документов.

Еще одно развивающее упражнение - перерисовывание сложенных малышами орнаментов в тетрадь . Для этого очень удобна ученическая тетрадь в клеточку. Для постепенного освоения приемов перерисовывания орнаментов в тетради Б. Никитиным были разработаны специальные схемы и упражнения. Дети рисуют линии и кружочки, заполняя ими поля определенной формы.

Третий уровень сложности в развивающей игре «Сложи узор» - выдумывание и сложение собственных узоров . На этом этапе начинается настоящее творчество. После рутины повторений в узорах выдумываемых детьми начинают проступать черты творческой индивидуальности юных художников. Кстати на этом этапе зарисовывание сложенных детьми узоров обязательно, иначе сложенные с таким трудом картинки забудутся. Ограничивать детей в их фантазии и ставить какие-то рамки не следует, но приучать их приоритету изображений содержащих внутреннюю симметрию имеет смысл. Одно дело, когда понятие осимметрии ребенок получает разглядывая картинки или здания на улице и совсем другое, когда он сам эту симметрию своими руками создает.

Развивающие игры Бориса Павловича Никитина - одно из самых выдающихся его достижений. Они признаны и широко применяются во многих странах мира для развития творческих способностей детей. Игра «Сложи узор» - не исключение, планомерное приучение детей к этой игре поможет детям в развитии абстрактного мышления, освоении одного из фундаментальных понятий школьного курса, без которого не существовали бы такие дисциплины как геометрия, география, черчение, речь идет о понятии проекции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: