Рабочие места экипажа танка Pz.III. Бронетехника после второй мировой войны Танк панцер 3 с 50мм пушкой

Pz.Kpfw. III Ausf. E

Основные характеристики

Кратко

Подробно

1.7 / 1.7 / 1.7 БР

5 человек Экипаж

Подвижность

19,5 тонн Масса

10 вперёд
4 назад КПП

Вооружение

131 снарядов боезапас

10° / 20° УВН

3 600 снарядов боезапас

150 снарядов размер обоймы

900 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание

Panzerkampfwagen III (3,7 cm) Ausführung E или Pz.Kpfw. III Ausf. E. - немецкий средний танк времён Второй мировой войны, серийно выпускавшийся с 1938 по 1943 год. Сокращёнными названиями этого танка являлись PzKpfw III, Panzer III, Pz III. В ведомственном рубрикаторе военной техники нацистской Германии этот танк имел обозначение Sd.Kfz. 141 (Sonderkraftfahrzeug 141 - машина специального назначения 141).

Танк PzKpfw III являлся в целом типичным представителем немецкой школы танкостроения, но с некоторыми существенными особенностями, свойственными другим конструкторским концепциям. Поэтому по своим конструктивным и компоновочным решениям он, с одной стороны, наследовал преимущества и недостатки классической компоновки «немецкого типа», а с другой - не имел некоторых отрицательных её особенностей. В частности, индивидуальная торсионная подвеска с опорными катками малого диаметра была несвойственна немецким машинам, хотя она очень хорошо себя зарекомендовала в производстве и эксплуатации. Более поздние «Пантеры» и «Тигры» имели менее надёжную в эксплуатации и ремонте и конструктивно более сложную традиционную для немецких танков «шахматную» подвеску.

В целом PzKpfw III являлся надёжной, легкоуправляемой машиной с высоким уровнем комфортности работы для экипажа, его модернизационный потенциал для 1939-1942 годов был вполне достаточен. С другой стороны, несмотря на надёжность и технологичность, перегруженная ходовая часть и объём подбашенной коробки, недостаточный для размещения более мощной пушки, не позволили ей удержаться в производстве дольше 1943 года, когда все резервы по превращению «лёгкосреднего» танка в полноценный средний были исчерпаны.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Бронирование Pz.III E не выдающееся и не обладает рациональными углами наклона. Ввиду этого, для повышения защищенности рекомендуется ставить танк «ромбом».

Экипаж танка составляет 5 человек, что позволяет иногда пережить прямое попадание в башню, однако пробитие в борт или центр корпуса каморным снарядом приведет к ваншоту. Стоит не забывать о том, что у танка есть массивная командирская башня, при стрельбе в которую вражеский танк имеет шанс уничтожить всех членов экипажа в башне.

Расположение модулей танка хорошее. Трансмиссия в передней части корпуса может выдержать попадание каморных снарядом малой мощности.

Боеукладки у танка много и для повышения живучести рекомендуется с собой брать не более 30 снарядов.

Схема расположения модулей Pz.Kpfw. III Ausf. Е

Подвижность

Неплохая подвижность, высокая максимальная скорость и отличный поворот на месте. Танк хорошо едет по пересеченной местности и хорошо держит набранную скорость, однако скорость танк набирает весьма посредственно.

Вооружение

Основное орудие

Длина ствола - 45 калибров. Углы вертикальной наводки - от -10° до +20°. Скорострельность 15–18 выстрелов/мин что является очень хорошим показателем. Боекомплект состоит из 131 снаряда.

3,7 cm KwK36 является танковой версией 3,7 cm PaK35/36. KwK36 ставили на ранние модификации Pz.Kpfw. III начиная с Аusf.A, заканчивая некоторыми танками Аusf.F. Начиная от серии Аust.F на Pz.Kpfw. III стали ставить 5 cm KwK38.

Пушка имеет следующую номенклатуру снарядов:

  • PzGr - бронейбойный каморный снарядов со скоростью полёта до 745 м/с. Имеет среднее заброневое действие, однако высокая скорострельность орудия и отличное пробитие снаряда компенсирует это. Рекомендуется как основной снаряд
  • PzGr 40 - бронебойный подкалиберный снаряд со скоростью полёта до 1020 м/с. Имеет прекрасное пробитие, однако плохое заброневое действие. Рекомендуется для точечных выстрелов по тяжелобронированным целям.

Пулемётное вооружение

С 37-мм пушкой были спарены два пулемёта MG-34 фирмы Rheinmetall-Borsig калибра 7,92 мм. Третий, такой же, пулемёт устанавливался в лобовом листе корпуса. Боекомплект пулемётов состоял из 4425 патронов. Может быть эффективен против техники не имеющей какого-либо бронирования, таких как советские грузовики "ГАЗ".

Применение в бою

Классический немецкий танк начальных уровней. Боевой рейтинг 1.7 весьма комфортный для этого танка. Сложных противников нет, всё зависит от умения точно стрелять и ехать в нужном направлении. Хорошее орудие с хорошей скоростью стрельбы всячески помогает в бою. В наличии есть подкалиберные снаряды. В основном противники слабобронированные и нет особых проблем у орудия для их пробития. Если ехать на захват точки, то лучше всего выбрать наиболее прямой участок и, желательно, не поворачивать, так как при малейшем повороте теряется драгоценная скорость, которая набирается не столь быстро. Такая же проблема присутствует и у Pz.Kpfw. III Ausf. F. Если бой происходит в реалистичном режиме и точку удалось захватить, то обычно, хватает очков возрождения для взятия самолёта. Но независимо от режима лучше продолжить бой, отступив с точки. Противник может использовать Арт-удар, а бронирование не спасёт от близкого попадания, и тем более прямого. Ко всему прочему найдутся противники желающие отбить точку.

  • Также, используя высокую скорость можно и нужно использовать фланговые обходы с заходом в тыл противнику.

При удачном обходе с фланга, или другим образом, не стоит сразу ломиться в бой стреляя во всё что видно. Нужно выбрать наиболее приоритетную цель. Во первых это одиночки или машины в арьергарде (замыкающие). При стрельбе помните, что пушка 37мм имеет очень слабое заброневое действие, поэтому нужно наносить точечные удары по жизненно важным модулям.

Например при встречи с танком можно выстрелить в башню, тем самым повредив казенник или выбить наводчика (а может сразу оба варианта), что даст время на перезарядку и нанесение второго выстрела, желательно в район боеукладки или в МТО (обездвижить противника). Если противник загорелся быстро осматриваемся по сторонам в поисках второй цели, если никого нет - добиваем. Дальше действуем по ситуации. Если встречаемся с САУ противника, то первым модулем нужно выбить двигатель, тем самым сделав САУ беспомощной и уже спокойно её добить. При нападении сразу на двух противников шансы на победу значительно снижаются. Но и тут есть нюансы. Например если это САУ, то первым выстрелом стараемся выбить двигатель и уже потом открывать огонь по танку. Конечно это всего лишь вариант развития событий, а не правило действующие 100%. Внимательно наблюдаем за окрестностями.

  • Открытый бой (перестрелка) не рекомендуется так как лобовая броня всего 30-мм и пробивается всеми противниками. Особенно опасна шрапнель на близкой дистанции. Фактически обеспечивает смерть с одного выстрела.

Танковая засада, весьма распространённая и всем знакомая тактика. Выбираем любое подходящее, как думаете, для засады место и ждём врага. Желательно, чтобы место засады обеспечивало стрельбу по борту противника. Ко всему прочему засаду нужно устраивать в неожиданных для противника местах, главное в засаде внезапность, застать врага врасплох.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Хорошая подвижность.
  • Малые размеры танка.
  • Хорошая точность.
  • Скорострельное орудие

Недостатки:

  • Медленная скорость поворота башни.
  • Малая огневая мощь.
  • Медленный набор скорости

Историческая справка

Модификация PzKpfw III Ausf.Е пошла в серию в 1938 году. До октября 1939 года на заводах "Daimler-Benz", "Henschel" и "MAN" построили 96 танков этого типа. PzKpfw III Ausf.Е стал первой модификацией, пошедшей в крупную серию. Особенностью танка стала новая торсионная подвеска, разработанная Фердинандом Порше.

Она состояла из шести опорных катков, трех поддерживающих катков, ведущего и направляющего колес. Все опорные катки независимо подвешивались на торсионах. Вооружение танка осталось прежним - 37-мм пушка KwK35/36 L/46,5 и три пулемета MG-34. Толщину бронирования увеличили до 12-мм-30 мм.

На танках PzKpfw III Ausf.Е ставили двигатель "Maybach" HL120TR мощностью 300 л.с. и 10-скоростную коробку передач "Maybach Variorex". Масса танка PzKpfw III Ausf.Е достигла 19,5 т. С августа 1940 г. по 1942 г. все выпущенные Ausf.Е прошли перевооружение, получив новую 50-мм пушку KwK38 L/42. Пушка спаривалась не с двумя, а только с одним пулеметом. Лобовую броню корпуса и надстройки, а также кормовую бронеплиту усилили, за счет 30-мм апплике. Часть танков Ausf.Е с течением времени прошла переделку до стандарта Ausf.F. Компоновка танка была традиционной для немцев – с передним расположением трансмиссии, что сокращало длину и увеличивало высоту машины, упрощало конструкцию приводов управления и их обслуживание. Кроме того, создавались предпосылки для увеличения габаритов боевого отделения. Характерным для корпуса этого танка, как, впрочем, и для всех германских танков того периода, являлась равнопрочность броневых листов на всех основных плоскостях и обилие люков. До лета 1943 года прочности корпуса немцы предпочитали удобство доступа к агрегатам. Заслуживает положительной оценки трансмиссия, характерным для которой являлось большое количество передач в КПП при малом количестве шестерен: на одну передачу – одна шестерня. Жесткость коробки, помимо ребер в картере, обеспечивалась «безвальной» системой монтажа шестерен. В целях облегчения управления и повышения средней скорости движения были применены уравнители и сервомеханизмы. Ширина гусеничных цепей – 360 мм – была выбрана главным образом, исходя из условий движения по дорогам, существенно ограничивая проходимость по бездорожью. Впрочем, последнее в условиях западноевропейского театра военных действий найти было довольно сложно.

Медиа

См. также

Ссылки

· Семейство Pz.III
3,7 cm KwK 36 Pz.Kpfw. III Ausf. B · Pz.Kpfw. III Ausf. E
5 cm KwK 38 Pz.Kpfw. III Ausf. F · Pz.Kpfw. III Ausf. J · ▂T-III
5 cm KwK 39

Начать эту историю надо с того, что осенью 1939 г. в Польше были обнаружены и тайно вывезены два поврежденных немецких танка, которые подверглись внимательному изучению на НИБТполигоне. Легкий танк PzKpfw II был почти комплектным, но не вызвал никаких особых эмоций. Отмечались удачное бронирование из 15-20-мм листов цементованной брони, удачная конструкция двигателя (двигатель был передан на Ярославский завод для внимательного изучения с целью выработки проекта аналогичного изделия мощностью 200-250 л.с), КПП и системы охлаждения, но в целом оценка танка была сдержанной.

А вот при исследовании танка PzKpfw III , именовавшегося в документах АБТУ как "средний 20-тонный танк "Даймлер-Бенц" , у советских специалистов получился разрыв шаблона. Вес танка составлял примерно 20 тонн, он имел цементованную (то есть неравнозакаленную броню, когда верхний слой бронеплиты подвергается закалке на высокую твердость, а тыльный слой остается вязким) броню толщиной 32 мм, очень удачный 320-сильный бензиновый двигатель, прекрасные приборы наблюдения и прицел, а также командирскую башенку. Танк был не на ходу, и отремонтировать его не получилось, ибо уже весной 1940 года листы его брони были подвергнуты обстрелу из противотанковых орудий и ПТР. Но в 1940 г. такой же танк, был официально куплен в Германии "для ознакомительных целей" и доставлен в Кубинку на ходовые испытания.
В отечественных документах этот танк именуется Т-ШГ, но скорее всего его модификация была Ausf F , а литера "F" превращалась из машинописной заглавной буквы Г дорисовкой малой поперечной перекладины вручную.

Полученные результаты испытаний этих двух танков советских специалистов поразили. Оказалось, что немецкие танки имеют очень качественную броню.

Еще в процессе захвата и тайной перевозки "польского" PzKpfw III по нему с дистанции 400 м из 45-мм пушки было произведено два выстрела, не пробивших (!) бортовой брони толщиной 32 мм. Штатный бронебойный снаряд БР-240 оставил в борту две лунки округлой формы глубиной 18 и 22 мм, но тыльная часть листа повреждена не была, лишь на поверхности образовались выпучины высотой 4-6 мм, которые покрылись сеткой мелких трещин.

Упоминание об этом вызвало пожелание проделать такой же опыт на НИБТполигоне. Но здесь, стреляя с указанной дистанции при угле встречи от нормали до 30 градусов, дважды (из пяти) пробили указанную броню. Замнаркома обороны по вооружению Г. Кулик санкционировал проведение дознания по линии техуправления НКВ и ГАУ под руководством Э. Сатэля, которое показало следующее:
"…Обстрел из 45-мм пушки бронебойным снарядом брони немецкого среднего танка дает нам крайний случай пробития, т. к. указанная немецкая цементованная броня толщиной 32-мм равнопрочна 42-44-мм гемогенной броне типа ИЗ (ижорского завода). Таким образом, случаи обстрела борта танка под углом большим, чем 30 градусов, приводят к рикошету снарядов, тем более что поверхностная твердость немецкой брони чрезвычайно высока…
В данном же случае дело усугублено тем, что при стрельбе использовались снаряды выпуска 1938 г. с некачественной термообработкой корпуса, которая в целях увеличения выхода велась по сокращенной программе, что привело к повышенной хрупкости корпуса снаряда и его раскалыванию при преодолении толстой брони высокой твердости.
Подробно о снарядах этой партии и решение по их изъятию из войск вам было доложено 21.06.1939…
Расследование убедительно показывает, что несмотря на указанное решение об изъятии, большое количество 45-мм бронебойных снарядов отмеченной выше части, равно как и в соседней, имеют такие же клейма и, видимо, тот же дефект… Таким образом, изъятия указанных снарядов из войск, выполнено это до наст. времени не было, и снаряды выпуска 1938 г. по сей день соседствуют с новыми нормального качества…
При обстреле бронекорпуса танка на БТ-Полигоне использовались 45-мм БРЗ снаряды вып. 1940 г., свободные от указанного дефекта и полностью удовлетворяющие ТТТ…"

Бронеплита толщиной 32-мм танка PzKptw III после обстрела серией из пяти 45-мм снарядов (2 пробоины). Угол встречи до 30 градусов.

Но даже применение качественных снарядов не делало "сорокапятку" достаточно мощной для борьбы с танком PzKpfw III на средних и больших дальностях. Ведь согласно данным нашей разведки, в Германии уже приступали к выпуску этих танков с броней корпуса и башни 45-52-мм, непреодолимой для 45-мм снарядов на всех дальностях.
Следующей особенностью немецкого танка вызвавшей у отечественных танкостроителей восторг была его трансмиссия, и в особенности – коробка перемены передач. Даже прикидочные расчеты показывали, что танк должен быть весьма подвижным. При мощности двигагеля 320 л.с. и массе около 19,8 т танк должен был разгоняться на хорошей дороге до 65 км/ч, а удачный подбор передач позволял хорошо реализовать свои обороты на всех типах дорог.
Одобренный свыше совместный пробег немецкого танка с Т-34 и БТ-7 подтвердил преимущества немца на ходу. На мерном километре гравийного шоссе на перегоне Кубинка-Репише-Крутицы немецкий танк показал максимальную скорость в 69,7 км/ч, лучшее значение для Т-34 составило 48,2 км/ч, для БТ-7 – 68,1 км/ч. При этом испытатели отдали предпочтение немецкому танку из-за лучшей плавности хода, обзорности, удобным рабочим местам экипажа.

Осенью 1940 г. председатель Комитета Обороны К.Ворошилов получил письмо от нового начальника АБТУ:
"Изучение последних образцов иностранного танкостроения показывает, что наиболее удачным среди них является немецкий средний танк "Даймлер-Бенц-Т-3Г". Он обладает наиболее удачным сочетанием подвижности и броневой защиты при небольшой боевой массе – ок. 20 т. Это говорит, что указанный танк при сравнимой с Т-34 броневой защите, с более просторным боевым отделением, прекрасной подвижностью, несомненно более дешевый, чем Т-34, и потому может выпускаться большой серией.
Согласно особому мнению тт. Гинзбург, Гаврута и Троянова, главным недостатком указанного типа танка является его вооружение из 37-мм пушки. Но согласно сент. с.г. разведобзора, эти танки уже модернизируются путем усиления брони до 45-52 мм и вооружения 47-мм или даже 55-мм пушкой…
Считаю, что немецкая армия в лице указанного танка имеет сегодня наиболее удачное сочетание подвижности, огневой мощи и броневой защиты, подкрепленное хорошим обзором с рабочих мест членов экипажа…
Необходимо не медля ни минуты продолжить работы по танку "126" с целью доведения всех его характеристик до уровня немецкой машины (или превосходящих ее), а также внести в конструкцию других наших новых танков наиболее удачные решения немецкого танка, как то:
1. конструкция эвакуационных люков;
2. схема охлаждения двигателя;
3. конструкция КПП;
4. схема питания с размещением двигателя и топливного бака за герметичной выгородкой от команды;
5. командирской наблюдательной башенки;
6. размещение радиостанции в корпусе.
Прошу принять решение по проведению доработки конструкции новых танков в виду вновь открывшихся обстоятельств…

Федоренко 13/1Х-40 "

Все это определило некоторые корректировки курса советского танкостроения, взятого в 1937-1938 гг. и подправленного в начале 1940 г.
В конце октября руководством АБТУ были в основном сформулированы требования по дополнению и изменению конструкций новых танков и тактико-технических требований к ним, а 6 ноября 1940 г. маршал С. Тимошенко обратился к Председателю КО при СНК СССР К. Ворошилову со следующим письмом:
"Проведенные опытные учения Танковых и Механизированных Войск показали, что вопросы управления танковыми подразделениями крайне затруднены.
Результаты длительных пробегов и испытаний танков, а также изучение передовых образцов иностранной танковой техники показывают, что в Тактико-Технические требования по нашим танкам необходимо внести соответствующие дополнения.
Танковому командиру, начиная от отдельного танка и выше, необходимо дать возможность полного и постоянного наблюдения за полем боя, за обстановкой и за подчиненными ему танками, освободив его окончательно от обязанности артиллериста или заряжающего.
В наст. время смотровые приборы и средства обозрения для командира ограниченны и вызывают крайнюю необходимость увеличения круговой видимости и обзорности для каждого отдельного танка.
Одновременно необходимо значительно понизить усилия на приводах управления танком при вождении.
В целях повышения боевых качеств танков… необходимо внести следующие дополнения в ТТТ.
1) Установить на башнях танков специальные командирские смотровые башенки с круговым обзором.
2) Пересмотреть численный состав экипажей.
3) Уточнить вооружение и боекомплект.
4) Для внешней связи потребовать установки р/с КРСТБ меньш. по габаритам, чем 71-ТК и проще в настройке.
5) Для внутренней связи потребовать применение ларингофонов взамен громоздких микрофонов.
6) Смотровые приборы механика-водителя и радиста заменить на более совершенные. Водителю, кроме того, установить оптический смотровой прибор.
7) Потребовать гарантийный срок работы танка не менее 600 часов до К. Р.
8) Подвеску танка Т-34 переделать на индивидуальную торсионную.
9) В первой половине 1941 г. заводы должны разработать и подготовить к серийному выпуску планетарную трансмиссию для танков Т-34 и КВ. Это позволит увеличить среднюю скорость танков и облегчить управление.
Представляю проект постановления КО.
Прошу утвердить.
Маршал Советского Союза С Тимошенко"

Так что в отличие от утверждений некоторых любителей бронетанковой техники, советские военный прекрасно понимали недостатки наших предвоенных танков, даже "свежих" Т-34 и КВ. Во многом из-за этого понимания и родилась такая машина как Т-50, или проект глубокой модернизации танка Т-34 известный как А-43 (или Т-34М).

Источники

М.Свирин “Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.” Яуза/ЭКСМО. 2006 г.
М.Свирин “Самоходки Сталина. История советской САУ 1919-45 гг.” Яуза/ЭКСМО. 2008 г.
М.Барятинский "Советские танки в бою.От Т-26 до ИС-2". ЯУЗА\ЭКСМО. Москва. 2007.
"Полная энциклопедия танков мира 1915-2000". сост.Г.Л.Холявский. Харвест.Минск\АСТ.Москва. 1998 г.

Официальное обозначение: Pz.Kpfw.III
Альтернативное обозначение:
Год начала работ: 1939
Год постройки первого прототипа: 1940
Стадия завершения работ: построено три прототипа.

История среднего танка Pz.Kpfw.III началась в феврале 1934 года, когда Panzerwaffe уже вступили в фазу активного наполнения своего бронетанкового парка новыми видами боевой техники. Тогда ещё никто не мог представить, насколько успешной и насыщенной событиями будет карьера знаменитой «тройки».

А начиналось всё достаточно прозаически. Едва запустив в серийное производство лёгкие танки Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II представители Службы Вооружений Сухопутных войск сформулировали требования для боевой машины типа ZW (Zurführerwagen) – то есть танк для командиров рот. В спецификации указывалось, что новый 15-тонный танк должен оснащаться 37-мм пушкой и бронированием толщиной 15 мм. Разработка проводилась на конкурсной основе и всего в ней приняло участие 4 фирмы: MAN, Rheimetall-Borsig, Krupp и Daimler-Benz. Также планировалось использование двигателя Maybach HL 100 мощностью 300 л.с., трансмиссии SSG 75 фирмы Zahnradfabrik Friedrichshafen, механизма поворота типа Wilson-Cletrac и гусениц Kgs.65/326/100.

Летом 1934 года Управление вооружение выдало заказы на изготовление опытных образцов, распределив заказы между четырьмя фирмами. Daimler-Benz и MAN должны были изготовить прототипы шасси (два и один образца соответственно). В то же время, фирмы Krupp и Rheinmetall обязали предоставить аналогичное количество башен.
Управление Вооружений отдало своё предпочтение не крупповской машине, ставшей впоследствии известной под обозначением MKA, а проекту фирмы Daimler-Benz. Хотя это решение тогда выглядело несколько спорным, ведь прототип от Krupp был построен ещё в августе 1934 года. Тем не менее, после испытаний шасси Z.W.1 и Z.W.2 фирма Daimler-Benz получила заказ на поставку ещё двух улучшенных опытных образцов под обозначениями Z.W.3 и Z.W.4 .

Новый танк, разработанный инженерами фирмы Daimler-Benz, скорее можно было отнести к классу лёгких. Первый вариант, получивший обозначение Vs.Kfz.619 (опытная машина №619), по сути, представлял собой предсерийную машину, на которой обкатывались многочисленные нововведения. Несомненно, что от «единичек» и «двоек» он выгодно отличался более мощным вооружением и лучшими условиями работы экипажа (за счет более массивного корпуса), но тогда боевая ценность «тройки» оценивалась не столь высоко.

В основе конструкции лежало совершенно новое шасси оригинальной конфигурации. Применительно на один борт оно состояло из пяти сдвоенных опорных катков с подвеской на спиральных пружинах, двух небольших поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Мелкозвенчатая гусеница состояла из стальных одногребневых траков.

Корпус танка разрабатывался с расчетом на более просторное боевое отделение и установку мощного двигателя, способного обеспечить требуемые ходовые качества. Вместе с тем, немецкие конструкторы фактически отказались от практики установки бронелистов под рациональными углами наклона, отдав предпочтение лучшей технологичности конструкции.

Компоновка корпуса была близка к классической. В передней части располагалась механическая трансмиссия, в состав которой входила 5-скоростная коробка передач, планетарный механизм поворота и бортовые передачи. Для обслуживания её агрегатов в верхнем бронелисте было сделано два больших прямоугольных люка.

Трансмиссия включала механическую синхронизированную коробку передач Zahnradfabrik ZF SGF 75 пятискоростного типа. Крутящийся момент от КПП передавался на планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. Двигатель с коробкой передач был соединён карданным валом, проходящим под полом боевого отделения.

За трансмиссионным отделением разместили места для водителя (слева) и стрелок-радист (справа). Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение, на крыше которого устанавливалась шестиугольная трехместная башня с верхним наклонным бронелистом. Внутри неё размещались места для командира, наводчика и заряжающего. В задней части башни устанавливалась высокая наблюдательная башенка с шестью смотровыми щелями и верхним двухстворчатым люком. Кроме того, на крыше башни устанавливался перископический прибор, а в бортах имелись смотровые щели с бронестеклами.

Вообще, начиная с «тройки», немцы большое внимание уделяли не только хорошей обзорности, но и способам покидания танка в аварийных ситуациях – в общей сложности башня получила три люка: один верхний и два бортовых. В то же время, на прототипе и танках первых модификаций отсутствовали люки для водителя и стрелка-радиста.

В кормовой части корпуса находилось моторное отделение. Здесь устанавливался 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель Maybach HL108TR, развивавший мощность 250 л.с. при 3000 об\мин. Система охлаждения – жидкостная.

Вооружение танка состояло из одной 37-мм пушки 3,7cm KwK с длиной ствола 46,5 калибра. Согласно табличным значениям бронебойный снаряд 3.7cm Pzgr массой 815 грамм развивал начальную скорость 1020 м\с и мог пробить на дистанции до 500 метров вертикально установленный лист брони толщиной 34 мм. Но фактически бронепробиваемость 37-мм снарядов оказалась гораздо ниже, что впоследствии заставило немецких конструкторов постоянно искать пути усиления вооружения. Дополнительное стрелковое вооружение состояло из трех 7,92-мм пулеметов MG34. Два из них монтировались в маске справа от орудия, а третий находился в лобовом листе корпуса. Боекомплект к 37-мм пушке составил 120 бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов, а также 4425 патронов к пулеметам.

Первый заказ на 25 танков «нулевой серии» был выдан уже в декабре 1935 года. При этом поставки планировалось начать с октября 1936 года, чтобы к 1 апреля 1937 года вся партия была передана войскам.

После относительно успешного прохождения испытаний 3-го апреля 1936 года танк получил официальное обозначение Panzerkampfwagen III (Pz.Kpfw.III ), в то время как по сквозной системе обозначений принятой в вермахте он обозначался как Sd.Kfz.141 .

В общей сложности было выпущено 10 танков этой модификации, которые носили первоначальное обозначение 1.Serie/Z.W. (впоследствии ) и являлись развитием Z.W.1. Из-за сжатых сроков пришлось пойти на ряд временных мер и решений, что не позволяло считать их полноценными боевыми машинами. В результате, два танка имели корпуса из неброневой стали. К тому же, броневая защита первых танков оказалась слишком скромной. Лоб, борта и корма (как корпуса, так и башни) имели толщину всего 14,5 мм, крыша – 10 мм, днище – 4 мм. Схожие показателями обладали советские лёгкие танки Т-26 и БТ-7 образца 1936-1937 гг., при более мощном пушечном вооружении.

Почти все построенные Ausf.A были распределены между 1-й, 2-й и 3-й танковыми дивизиями, где использовались преимущественно для обучения экипажей. Зимой 1937-1938 гг. они участвовали в больших зимних манёврах вермахта и показали себя с хорошей стороны. Из существенных дефектов была отмечена только неудачная конструкция подвески, что было исправлено на других модификациях танка.

Первой боевой операцией с участием Pz.Kpfw.III Ausf.A стал аншлюс Австрии и присоединение Судетской области весной 1938 года. Несколько танков в сентябре 1939 года были задействованы при вторжении в Польшу, хотя это была, по большей части, вынужденная мера, поскольку танковые полки и дивизии следовало укомплектовать максимально полно.

Кроме того, были усовершенствованы агрегаты силовой установки, прежде всего механизм поворота и бортовые передачи. Другие доработки включали изменение конструкции вентиляционных отверстий силового отделения и системы выхлопа. Параллельно был введен новый тип командирской башенки, такой же, что и на танке Pz.Kpfw.IV Ausf.A, а на корме в специальных карманах можно было установить пять дымовых шашек. Место крепления антенны также было перенесено чуть дальше к корме. В сумме проведенные доработки позволили увеличить макимальную скорость до 35 км\ч, хотя боевая масса увеличилась до 15,9 тонн. Поставки танков Pz.Kpfw.III Ausf.В действующей армии начались с середины 1937 по январь 1938 года.Следующая партия из 15 танков «нулевой серии», с номерами шасси от 60201 до 60215, носила название 2.Serie/Z.W. (впоследствии Pz.Kpfw.III Ausf.В ) и представляла собой развитие прототипа Z.W.3. Основным отличием данной модификации стала новая ходовая часть, вместо не оправдавшей себя пятикатковой на вертикальных рессорах. По всей видимости, инженеры фирмы Daimler-Benz решили провести своего рода унификацию отдельных элементов Pz.Kpfw.III и будущего Pz.Kpfw.IV – теперь на каждый борт приходилось по восемь опорных катков, которые блокировались попарно в тележки. Каждая из тележек подвешивалась на двух группах листовых рессор и снабжённых гидравлическими амортизаторами типа Fichtel und Sachs. В то же время, конструкция ведущих и направляющих колёс осталась прежней. Верхняя часть гусеницы теперь поддерживалась тремя поддерживающими катками. Длина опорной поверхности каждой из гусеничных цепей сократилась с 3400 до 3200 мм.

Модификация 3.Serie/Z.W , которая стала более известна под обозначением , также была выпущена в количестве 15 экземпляров. Отличия от Ausf.В были минимальными – по сути, была предпринята попытка модернизировать ходовую часть. Первая и последняя тележка имели короткие параллельные рессоры, а вторая и третья — одну общую длинную рессору. Помимо этого была изменена конструкция системы выхлопа, устройство планетарных механизмов поворота, а также был использован новый тип буксирных крюков. Ещё одним отличием модификации Ausf.C (равно как и Ausf.В) была округлая форма люков с креплением на петлях, которые располагались на верхней броне передней части корпуса и предназначались для доступа к рулевому управлению. После всех проведенных доработок масса танка составила 16000 кг. Поставки Ausf.C проводились параллельно с Ausf.В до января 1938 года включительно/

В январе 1938 года было налажено производство последней модификации танка (3b.Serie/Z.W ), в которой всё ещё использовалось 16-катковое шасси с подвеской на листовых рессорах. Правда, в его конструкцию внесли новую серию изменений: передняя и задняя рессоры были установлены не параллельно, а под углом. Список остальных изменений был не менее внушительным:

— введены новые ведущие и направляющие колеса;

— доработана форма кормы и бронирование силового отделения (люки доступа к узлам лишены вентиляционных жалюзи);

— изменена форма кормы;

— модифицированы бортовые воздухозаборники;

— модифицированы передние буксирные крюки;

— задние буксирные крюки были установлены на новое место;

— ёмкость топливных баков была увеличена до 600 литров;

— модифицирована система выхлопа;

— внедрена новая шестискоростная коробка передач ZF SSG 76;

— толщина брони корпуса и башни, в лобовой и бортовой проекции, доведена до 30 мм;

— изменена конструкция командирской башенки (толщина стенок доведена до 30 мм, количество смотровых щелей сократили до пяти).

Таким образом, Ausf.D стала своего рода прототипом для многих следующих модификаций. Все проведенные доработки благотворно повлияли на технические характеристики, но боевая масса танка возросла до 19800 кг. По всей видимости, в целях ускорения производства, несколько первых танков не дождались 30-мм броневого проката и их корпуса были изготовлены из брони толщиной 14,5 мм.

На практике введение 16-катковой ходовой части ничего не изменило в лучшую сторону. Кроме того, указывалось слабое бронирование первых модификаций Pz.Kpfw.III. Не удивительно, что после Польской кампании было принято решение вывести Ausf.В, С и D из состава боевых частей. Этот процесс был завершен в феврале 1940 года.

Танки были переданы в учебные подразделения, однако спустя некоторое время они вновь оказались востребованными. Танкам модификации Ausf.D довелось принять участие в Норвежской кампании в составе 40-го танкового батальона, а в октябре 1940 года пять Ausf.В послужили прототипами для самоходной установки Sturmgeschutz III.

Источники:
П.Чемберлен, Х.Дойл «Энциклопедия немецких танков 2-й Мировой войны». АСТ\Астрель. Москва, 2004
М.Б.Баратинский «Средний танк Panzer III» («Бронеколлекция МК» 2000-06)


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНИХ ТАНКОВ Pz.Kpfw.III образца 1937-1942 гг.


1937 г.

1938 г.
Pz.Kpfw.III Ausf.G
1940 г.
Pz.Kpfw.III Ausf.L
1941 г.
Pz.Kpfw.III Ausf.N
1942 г.
БОЕВАЯ МАССА 15900 кг 16000 кг 20300 кг 22700 кг 23000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5670 5920 5410 6280 5650 (Ausf.M)
Ширина, мм 2810 2820 2950 2950 2950
Высота, мм 2390 2420 2440 2500 2500
Клиренс, мм 380 375 385
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка 3.7cm KwK L/46,5 и три 7,92-мм пулемета MG34 одна 50-мм пушка 5.0cm KwK L/42 и два 7,92-мм пулемета MG34 одна 50-мм пушка 5.0cm KwK L/60 и два 7,92-мм пулемета MG34 одна 75-мм пушка 7.5cm KwK L/24 и ва 7,92-мм пулемета MG34
БОЕКОМПЛЕКТ 120 выстрелов и 4425 патронов 90 выстрелов и 2700 патронов 99 выстрелов и 2700 патронов 64 выстрелов и 3750 патронов (Ausf.M)
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел TZF5a и оптический KgZF2 телескопический прицел TZF5d и оптический KgZF2 телескопический прицел TZF5e и оптический KgZF2 телескопический прицел TZF5b и оптический KgZF2
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 14,5 мм
борт корпуса — 14,5 мм
корма корпуса — 14,5 мм
лоб башни — 14,5 мм
борт башни — 14,5 мм
корма башни — 14,5 мм
крыша надстройки — 10 мм
днище — 4 мм
лоб корпуса — 30 мм
борт корпуса — 30 мм
корма корпуса — 21 мм
лоб башни — 57 мм
борт башни — 30 мм
корма башни — 30 мм
крыша башни — 12 мм
маска пушки — 37 мм
крыша надстройки — 17 мм
днище — 16 мм
лоб надстройки — 50+20 мм
лоб корпуса — 50+20 мм
борт корпуса — 30 мм
корма корпуса — 50 мм
лоб башни — 57 мм
борт башни — 30 мм
корма башни — 30 мм
крыша башни — 10 мм
маска пушки — 50+20 мм
крыша надстройки — 18 мм
днище — 16 мм
ДВИГАТЕЛЬ Maybach HL108TR, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 250 л.с. при 3000 об\мин. Maybach 120TRМ, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 300 л.с. при 3000 об\мин.
ТРАНСМИССИЯ ZF SGF 75 механического типа: 5-ступенчатая КПП (5+1), планетарный механизм поворота, бортовые дифференциалы ZF SSG 76 механического типа: 6-ступенчатая КПП (6+1), планетарный механизм поворота, бортовые дифференциалы Variorex SRG 328-145 механического типа: 10-ступенчатая КПП (10+4), демультипдикатор, планетарный механизм поворота, бортовые дифференциалы Maibach SSG 77 механического типа: 6-скоростная КПП (6+1), планетарный механизм поворота, бортовые дифференциалы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт)
5 опорных катков с подвеской на вертикальных пружинных рессорах, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками 8 сдвоенных опорных катков с подвеской на листовых ресорах, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками 6 сдвоенных опорных катков с торсионной подвеской, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 32 км\ч по шоссе
18 км\ч по местности
35 км\ч по шоссе
18 км\ч по местности
40 км\ч по шоссе
18 км\ч по местности
ЗАПАС ХОДА 165 км по шоссе
95 км по местности
155 км по шоссе
95 км по местности
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30°
Высота стенки, м 0,6
Глубина брода, м 0,80 0,80 0,80 1,30 1,30
Ширина рва, м 2,7 2,3 2,0 2,0 2,0
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuG5 со штыревой антенной, ТПУ и светосигнальный прибор
Начав Вторую Мировую Войну с вторжения в Польшу Германии имела лишь около сотни танков Panzer III, поэтому в польской кампании и боях с французкой и британской армиями на западе этот танк был не столь заметен среди массы более устаревших танков, которыми на тот момент были вооружены танковые войска Германии. Но к началу восточной кампании вермахта Pz.III уже стал основным танком германской армии. На советский границах 22 июня 1941 года находилось 965 танков Panzer III.

Описание

Разработка среднего танка "Panzer III" велась с 1934 года такими известными немецкими концернами как "Фридрих Крупп", "МАН", "Даймлер-Бенц" и "Рейнметал Борсинг". Каждый из производителей представил свой образец танка. В итоге военные отдали предпочтение проекту фирмы "Даймлер-Бенц". В производство танк был запущен в 1937 году и получил своё окончательное название - "Pz.Kpfw.III". Первая модификация "Panzer III Ausf.A" имела лишь противопульную броню - 14.5мм и орудие калибра 37-мм. Танк быстро совершенствовался и дорабатывался. Модификации A,B,C,D и E были выпущены небольшими партиями. Первой крупной партией(435 единиц) выпускался танк "Panzer III Ausf.F". Большая часть танков модификации F уже была вооружена 50-мм пушкой KwK 38 L/42. Усиленная лобовая броня теперь составляла 30мм. Танк продолжали совершенствовать, внося различные конструктивные изменения, наращивая броню и усиливая вооружение. Так, лобовая броня "Panzer III Ausf.H" была доведена уже до 60мм. Для конца 30-х, начала 40-х годов, это было очень неплохое противоснарядное бронирование. Работы над танком
продолжались и в ходе первых крупных побед Вермахта на Западе, а затем и в ходе войны с Советским Союзом, где "Panzer III" был уже основным танком германской армии. Боевую ценность "Pz.III" самых массовых выпусков можно сопоставить с советским средним танком "Т-28" в плане огневой мощи и бронировании, поскольку после финской войны 30-мм броня этих советских танков была доведена до 50-80мм. Легкие танки Красной Армии, такие как "Т-26" и "БТ-7" могли на равных драться с Pz.III лишь при очень благоприятных условиях, таких как внезапный огонь из засады с очень близкой дистанции, но как правило тройка превосходила лёгкие советские танки за счёт лучших тактико-технических характеристик, прежде всего бронирования и орудия, а также благодаря отличным приборам наведения, прекрасной оптике и разделению обязанностей членов экипажа из пяти человек, каждый их которых занимался своим делом, в то время как например советские экипажи из трех человек на "Т-26" были перегружены работой. Комфортные условия работы экипажа увеличивали серьёзно увеличивали эффективность "Pz.III" в бою. И все же при всех своих преимуществах тройка не могла сражаться абсолютно на равных с новыми типами советских боевых машин - "Т-34" и "КВ" . Лишь на очень близкой дистанции огонь пушки "Pz.III" по этим танкам был эффективен - слабое орудие на тот момент стало самым серьезным недостатком этой прекрасной боевой машины. Советские же танки имели возможность пробивать броню "Panzer III" находясь на достаточно большой дистанции вне пределов эффективной зоны поражения последних. Единственное, что не давало советским танкистам полностью реализовывать преимущества в бою - это отсутствие радиосвязи, проблемы с трансмиссией "Т-34" и особенно "КВ", а также плохой обзор из танка. Во этом "тройка" имела преимущества, но и эти недостатки на "Т-34" в ходе войны были устранены, что полностью свело некоторое превосходство "Pz.III" на нет. "Panzer III" отводилась роль основного танка в Восточной Кампании 1941 года и неприятным сюрпризом для немцев явилась его слабая проходимость в условиях войны против СССР - слишком широкие гусеничные ленты затрудняли движение танка по русскому бездорожью. Командир третьей немецкой танковой группы Герман Гот отмечал, что отсутствие дорог мешало наступлению его танков, которые двигались через Белоруссию к Москве, едва ли не больше чем советские армии.
Оценивая последние модификации танка "Panzer III", а именно "Ausf.J","Ausf.L" и "Ausf.M", стоит сказать что в конце 30-х, начале 40-х это был бы просто превосходный танк, однако на момент развёртывания действительно массового производства этих танков последних серий, противники Германии уже также обладали хорошими образцами бронетехники, ничем не уступающими, а по ряду характеристик даже превосходящие германский танк. Англичане могли противопоставить немецкому "Pz.III" свою "Матильду" с бронированием лобовой проекции 78мм, а также хорошо бронированный пехотный танк "Валентайн" . Советский Союз массово производил средние танки "Т-34", а американцы начали отправлять союзникам по ленд-лизу танки "M4 Sherman" . Предельный потенциал конструкции "Panzer III" был достигнут при разработке модификаций L и M. Дальше усиливать бронирование и установить более мощное орудие на "тройку" не представлялось возможным. Советский Союз, Британия и США продолжали улучшать характеристики своих боевых машин и дотянуть "Panzer III" до их уровня уже не получалось. У Германии к тому времени давно был более совершенный танк - "Panzer IV", на который наконец было окончательно решено сделать ставку после очевидной невозможности дальнейшей модернизации "Panzer III".

Утверждается в качестве памятки по использованию немецкой боевой машины - среднего танка Т-III, рассчитанной на рядовой и начальствующий состав всех родов войск Красной Армии и пособий для партизан и диверсионных подразделений, действующих на территории, занятой противником. Настоящий документ составлен для подготовки и издания руководства по использованию трофейных танков после их захвата бойцами Красной Армии.

От ИКТП - /Романов/

Воин Красной армии!

В совершенстве овладевай трофейной техникой!

В боях за свободу и независимость нашей Родины, бойцы и командиры Красной Армии захватывают различные образцы боевой техники фашистской Германии и ее союзников. Несмотря на незнакомую конструкцию, в некоторых частях Красной Армии танкисты умеют разобраться с вражеской техникой и удачно используют ее в боях с немецко-фашистскими войсками. Однако в многих соединениях изучению вражеской техники не уделяется должное внимание, что неприемлемо.

Каждый боец Красной Армии должен знать все особенности и боевой техники врага, чтобы умело применять в деле Защиты нашей Родины - Союза Советских Социалистических Республик.

Немецкий средний танк Т-III представляет собой наиболее совершенный тип танка немецко-фашистской армии. Обладает следующими отличительными особенностями:

1. Высокая скорость движения на дорогах и вне их.

2. Превосходная плавность хода.

3. Простой и надежный мотор, способный потреблять автобензин. Однако для получения лучших результатов нужно применять авиабензин или иной бензин первого сорта.

4. Малый размер артиллерийского выстрела и возможность произведения выстрела электроразрядным устройством, что значительно повышает скорость и меткость стрельбы.

5. Удобное расположение эвакуационных люков, позволяющее осуществить быструю эвакуацию в случае загорания танка.

6. Хорошие наблюдательные приборы, обеспечивающие круговой обзор из танка.

7. Хорошее радиооборудование танка.

8. Простота эксплуатации малоподготовленным персоналом.

Танкисты Осипов и Гареев осваивают трофейный танк. Июль 1941 г.

Трофейный танк PiKpfw III Aust H на испытании* в Кубинке. Лето 1941 г.

Трофейный танк PzKpfw III Ausf J. Кубинка, 1943 г.

Полный вес среднего немецкого танка Т-III составляет 19-21 т., двигатель 12-цилиндровый бензиновый типа «Майбах» с водяным охлаждением. Максимальная мощность двигателя 320 л.с. Емкость топливного бака - 300 л. Горловины бензобака и радиатора охлаждения расположены в моторном отделении справа по ходу танка. Доступ к горловинам бензобака и радиатора осуществляется через правый люк в крыше моторного отделения.

В настоящее время танк Т-III имеет вооружение из 50-мм танковой пушки, по основным характеристикам несколько превышающей отечественную 45-мм танковую пушку обр. 1938 г., что значительно увеличивает его боевые возможности по сравнению с танком указанного типа прежних выпусков с вооружением из 37-мм танковой пушки танков.

Кроме того, многие танки Т-III с 50-мм пушкой имеют усиленную толщину лобовой брони подбашенной коробки и башни (суммарно до 52-55 мм), что делает их непроницаемыми для бронебойных снарядов 45-мм противотанковой пушки на дистанции далее 400 м. Эти танки как правило, оснащены оборудованием для преодолении глубоких бродов и водных преград глубиной до 5 м. Масса таких танков составляет 22-22,5 т.

Все известные случаи применения трофейных средних танков Т-III в подразделениях Красной Армии подтверждают высокие боевые характеристики указанного типа танка.

Хорошая броневая защита среднего танка Т-III, высокая плавность его хода, большое количество и высокое качество приборов наблюдения позволяет рекомендовать применение указанного типа танка особенно в качестве машины командира танкового подразделения или танка для проведения разведки близкого тыла немецко-фашистских войск.



Немецкий танк PzKpfw III Ausf H, захваченный советскими бойцами. Июль 1941 г.

PzKpfw lII Ausf J в качестве машины командира танковой роты Т-60. Зима 1942 г.

При проведении разведки и/или диверсионных операций лучше всего преодолевать линию соприкосновения войск вечером, так как в это время немецкие окопы бывают заполнены большей частью не полностью и часто проходящий немецкий танк не вызывает особого любопытства и не проверяется немецкими пехотинцами, в то время как днем этого избежать значительно труднее. При боевых действиях на трофейных танках в глубине обороны противника в вечернее время, не рекомендуется открывать собственное освещение, и вести огонь из пулемета, так как освещение и пулеметный огонь могут выдать противнику место расположения своего танка.

Наиболее удачными бывают действия трофейных танков в расположении противника группами в количестве 2-х штук.

Будучи захваченным в ходе боев, танк подвержен ремонту большей частью в полевых условиях и с привлечением минимального количества материалов и оборудования. Агрегаты танка отличаются высокой надежностью и могут эксплуатироваться даже неквалифицированным водителем. Руководство по ремонту танка Т-III разрабатывается.

Для водителей, знакомых с вождением грузовых автомобилей, тракторов и танков, можно рекомендовать следующую последовательность заводки танка и начала движения.

Чтобы завести двигатель танка Т-III необходимо:

1. Поставить в среднее положение передний рычаг коробки перемены передач.

2. Открыть бензокраник, поставив в вертикальное положение его рукоятку, которая расположена на моторной перегородке за правым сиденьем.

3. Нажать и повернуть вправо по ходу танка рычажок переключателя массы, который находится в моторном отделении и расположен против дверцы моторной перегородки.

4. Утопить до отказа ключ в замке зажигания.

5. Нажать кнопку стартера, одновременно слегка нажимая ногой на педаль газа и правой рукой нажать вниз рукоятку пусковых жиклеров, расположенную на полу справа от сиденья водителя.

6. Если двигатель не завелся от стартера, необходимо взять заводную рукоятку, закрепленную на правом крыле, открыть лючок в кормовой (задней) части танка, вставить заводную рукоятку в храповик инерционного стартера и плавно провернуть против часовой стрелки в течение приблизительно полминуты.

После этого для заводки двигателя потянуть кольцо тросика, расположенное слева от храповика.

Чтобы начать движение на танке Т-III необходимо:

1. Проверить положение тормозной педали. Педаль должна быть в верхнем (приподнятом) состоянии.

2. Нажать левой ногой на педаль сцепления.

3. Не отпуская педали сцепления поставить передний рычаг коробки перемены передач в переднее (движение вперед) или заднее (назад) положение.

4. Поставить задний рычаг коробки перемены передач в положение, соответствующее нужной передаче.

5. Плавно отпустить педаль сцепления и, нажав одновременно на педаль газа, начать движение.

Чтобы быстро остановить танк, необходимо быстро нажать на педаль сцепления и одновременно сильно надавить педаль тормоза.

По управлению танк не имеет каких-либо особенностей, значительно отличающих его от танков отечественного производства.

Для поворота танка вправо или влево необходимо потянуть на себя соответствующий вертикальный рычаг поворота, одновременно нажав на педаль газа.

Для перевода танка на высшую передачу (для ускорения движения) необходимо передвинуть задний рычаг коробки перемены передач в положение, отмаркированное большей цифрой деления шкалы сектора, дать разгон танку, нажимая на педаль газа, после чего быстро нажать и отпустить педаль сцепления,

Перевод танка на низшую передачу производится аналогично.

Для остановки танка необходимо перевести задний рычаг коробки перемены передач в положение, соответствующее низшей передаче, затем нажать и быстро отпустить педаль сцепления. Затем, убедившись, что танк находится на низшей передаче, выжать педаль сцепления, одновременно нажав ногой на педаль тормоза, после чего перевести передний рычаг коробки перемены передач в среднее положение, прекратив зацепление мотора с коробкой перемены передач и отпустить педаль сцепления.

Не забывать после остановки танка вынуть ключ из замка зажигания, что приводит к глушению двигателя, после чего разомкнуть рычаг переключения массы, предотвращая разрядку аккумуляторной батареи.

Танк с 50-мм пушкой имеет те же основные механизмы управления, что и с 37-мм пушкой за исключением переключателя массы, который находится в моторном отделении на стенке слева по ходу танка.

Чтобы зарядить 37-мм или 50-мм пушку необходимо:

1. Рукоятку стопора клинового затвора, находящуюся с правой стороны в верхней части казенника, оттянуть вправо и подать вперед, пока стопор не сядет в гнездо. Затем подать на себя рукоятку затвора (расположенную внизу, с правой стороны казенника) и одновременно нажать на рычажок защелки, расположенный в рукоятке затвора, после чего затвор откроется.

2. Сложить снаряд в лоток и толчком дослать его в казенник, после чего затвор сам закроется. Пушка заряжена.

Прицеливание осуществлять через оптический прицел, закрепленный левее пушки. Горизонтальная и вертикальная наводка пушки осуществляются маховичками, также расположенными левее пушки.

Чтобы произвести выстрел необходимо, чтобы была включена масса, и работал двигатель, так как выстрел производится электроразрядным устройством.

Для этого необходимо произвести следующие действия:

1. Включить переключатель электроспуска, расположенный впереди указателя поворота башни.

2. Включить вилки в штепсели электроспуска, расположенные на передней стенке башни справа и слева от пушки,

3. Нажать на красную кнопку справа от пушки, после чего в окошке рядом с кнопкой появится буква «F»

4. Нажать на рычаг спуска, расположенный на рукоятке маховичка горизонтальной наводки пушки.

Использование танкового пулемета не имеет особенностей по сравнению с использованием пехотного пулемета МГ-34.

В случае невозможности использования захваченного танка, его необходимо обязательно привести в негодность, так как даже незначительно поврежденный танк может быть восстановлен и использован против войск Красной Армии.

Трофейный PzKpfw Ш Ausf H с десантниками. Зима 1942 г.

Интерьер башни танка PzKpfw III. Рисунок из руководства пo эксплуатации на русском языке.

Для этого необходимо сначала снять с танка пулеметы и спрятать, или унести их, для чего необходимо проделать следующее:

1. Открыть лючок маски танка, для чего нажать вверх рукоятку рычага лючка, расположенного впереди справа от пулеметов, и с усилием подать рычаг вперед до отказа.

2. Повернуть от себя запирающий рычажок крышки разъемного кожуха и откинуть крышку кожуха.

3. Повернуть от себя запирающий рычажок накидки, расположенной позади кожуха, и откинуть накидку.

4. Отвести вправо защелку накидной вилки, и откинуть вилку назад.

5. Поднять пулемет за среднюю часть и вынуть его, подавая назад.

Чтобы вынуть пулемет из шаровой установки необходимо повернуть его против движения часовой стрелки на 30-40° с тем, чтобы вывести прилив в продольный паз, после чего вынуть пулемет, подавая его назад.

Затем ударами кувалды или лома разрушить двигатель, коробку перемены передач и казенную часть орудия. Доступ к двигателю осуществляется через надмоторный люк, а к коробке перемены передач - через отделение управления. Если люки закрыты - открыть их при помощи большой отвертки, или ломика. Орудие можно испортить, всыпав в дуло горсть земли, после чего произвести из него выстрел.

При наличии в баке топлива танк можно взорвать, для чего положить на горловину бака пропитанные бензином, или маслом концы, тряпки или солому и зажечь их. Для полного разрушения танка можно укрепить у стыка лобового и бортового броневых листов брони с внутренней стороны заряд тола в 1,5-2 кг и взорвать его огневой трубкой, или электрическим запалом.

Но следует помнить, что грамотное использование захваченного танка принесет значительно больший вклад в приближение победы над немецко-фашистскими захватчиками.

Смерть немецким захватчикам!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: