Ракетной системой трайдент 2. Загадочная Trident. Сравнительные характеристики модификаций

22 января 1934 года родился ученый, работавший в области систем управления, Игорь Иванович Величко. При его непосредственном участии были созданы баллистические ракеты морского базирования, поступившие на вооружение ВМФ СССР. По точности стрельбы они могли соперничать с аналогичными американскими «Трайдентами». Их модификациями и поныне вооружены российские стратегические подводные лодки.

Учебный пуск «Трайдент-2»

Выпускник УПИ становится директором ОКБ

Карьерная история Игоря Ивановича Величко (1934 – 2014) незамысловата. После окончания в 1947 году Уральского политехнического института он поступил на должность инженера в НИИ-529 (ныне НПО Автоматики, город Екатеринбург). Вскоре работал уже старшим инженером, затем ведущим, начальником отдела. И в 1983 году возглавил НИИ.

В 1985 году он перешел в расположенное в Миассе Челябинской области СКБ-385 (ныне Государственный ракетный центр им. Макеева) — директором предприятия и генеральным конструктором.

Переход этот был психологически непростым. Потому что Величко пришел на место скоропостижно скончавшегося Виктора Петровича Макеева. Корифея, основателя отечественной школы морского стратегического ракетостроения. Обладателя Ленинской и трех Государственных премий СССР.

Учебный пуск ракеты «Булава»

Правда, и Величко к тому моменту имел Государственную и Ленинскую премии. И получены они были за работы в той же самой военно-технической области. Потому что НИИ-529 тесно связан с СКБ-385, создавая системы управления для ракет морского базирования, которые разрабатывал Макеев.

Величко начал заниматься ракетами для атомных подводных лодок в начале 70-х годов. Тогда же он и обрел должную степень административного влияния на ход разработок.

Выход на межконтинентальный уровень

Необходимо сказать, что на первом этапе своего существования советские ракеты подводного базирования не были самым слабым звеном в подводном стратегическом флоте СССР. Они вполне «гармонично» вписывались в существовавший на тот момент тактико-технический уровень атомных субмарин. Лодки проигрывали американским по ряду параметров: были более шумными, обладали меньшей скоростью и дальностью. И с аварийностью было далеко не все в порядке. А ракеты имели меньшую дальность и точность. Хоть по «начинке» ракет, то есть по мощности, исчисляемой в килотоннах, наблюдалось примерное равенство.

Так что конструкторские бюро, работавшие на ВМФ, догоняли американских подводников почти во всех категориях разработок. К середине 70-х, когда ВМС США почивали на лаврах, не опасаясь, что «Советы» догонят их в ХХ веке, мы достигли равенства – как количественного, так и качественного. И неумолимо двинулись вперед.

Ситуация выровнялась в связи с появлением лодок проекта 667БДР «Кальмар», начавших поступать на вооружение в начале 70-х годов. Они обладали малой шумностью, имели прекрасное навигационное и акустическое оборудование. Были улучшены условия обитания экипажа.

Их главным оружием стала пусковая установка Д-9 разработки СКБ-385, вооруженная ракетой Р-29 с ЖРД. Она была принята на вооружение в 1974 году. А спустя три года появилась более продвинутая модификация – Д-9Р с шестнадцатью ракетами Р-29Р в боекомплекте.

Это было уже абсолютно современное оружие, позволявшее решать абсолютно все задачи, возлагавшиеся на стратегические атомные подводные крейсеры. Была обеспечена межконтинентальная дальность стрельбы при одновременном увеличении веса боевой нагрузки, повышена точность стрельбы за счет астрокоррекции, применены разделяющиеся головные части (Д-9Р), реализована автономность боевого использования и всепогодность боевого применения ракет с многоракетных атомных подводных лодок из любого района Мирового океана.

Комплекс Д-9Р позволял осуществлять запуск, причем залповый, 16-и ракет Р-29Р. Их дальность в зависимости от полезной нагрузки лежала в диапазоне от 6500 до 9000 км. Вероятное круговое отклонение – 900 м при инерциальной системе наведения на цель с полной астрокоррекцией. Существенное повышение точности (у предыдущих ракет КВО составляло 1500 метров) было достигнуто за счет совершенствования системы управления ракетой. Определенный вклад в новую разработку внес и Игорь Величко.

Головная часть ракеты имела 3 модификации. Мощность моноблочной головки составляла 450 кт. В случае разделяющейся ГЧ устанавливались 3 боевых блока по 200 кт каждый или 7 по 100 кт. И вот здесь Макеев уже опередил конкурентов из «Локхид» на целых три года – именно через три года у подводников США появились первые ракеты с разделяющейся головной частью. Это были уже не «Полярис», а «Трайдент».

Р-29Р до сих пор находятся на вооружении подводного флота России. Регулярно проводятся их пуски, которые все оказываются удачными. Их коэффициент технической надежности равен 0,95.

Продолжая дело Макеева

СКБ-385, работая в тандеме с НИИ-529, создавало новые комплексы под новые ракеты и параллельно проводило глубокую модернизацию уже имеющихся. Да так, что получалось, по сути, новое вооружение, обладающее оригинальным качеством.

Так, в 1983 году на вооружение поступил комплекс Д-19 с первой морской трехступенчатой твердотопливной ракетой Р-39. Она оснащена разделяющейся головной частью с десятью блоками, имеет межконтинентальную дальность стрельбы и размещена на атомной подводной лодке проекта 941 «Щука» рекордного водоизмещения, которое равно 48000 тонн.

А в 1987 году был создан модифицированный комплекс Д-9РМ с ракетой Р-29РМ с десятью боевыми блоками для лодки третьего поколения проекта . Эту работу уже доводил Игорь Величко, возглавивший ГРЦ им. Макеева. И как непосредственный разработчик системы управлений ракетой, и как новоиспеченный генеральный конструктор СКБ-385.

До 2007 года Р-29РМ имела лучшие тактико-технические характеристики среди российских баллистических ракет подводных лодок. Затем появилась Р-29РМУ2 «Синева», у которой на 200 метров уменьшилось КВО и улучшились средства противодействия ПРО. Но один из главных параметров – энергетическая характеристика – остался прежним. И он является лучшим среди всех баллистических морских ракет мира. Это отношение величины забрасываемого веса к стартовому весу ракеты.

И у Р-29РМ, и у «Синевы» этот показатель равен 46. У «Трайдент-1» — 33, у «Трайдент-2» — 37,5. Это важнейший показатель боевых возможностей ракеты, он определяет динамику ее полета. А это в свою очередь влияет на преодоление системы неприятельской ПРО. В связи с чем «Синеву» даже называют «шедевром морского ракетостроения».

Высокий полет «Лайнера»

Р-29РМУ2 – трехступенчатая жидкостная ракета, дальность которой на 3,5 тыс. км больше, чем у «Трайдент-2», который стоит на вооружении последнего поколения американских подводных ракетных крейсеров. Ракета может нести от 4 до 10 головок индивидуального наведения.

«Синева» обладает повышенной устойчивостью к воздействию электромагнитного импульса. На ней установлен современный комплекс средств преодоления ПРО. Наведение на цель осуществляется комплексно: при помощи инерциальной системы, аппаратуры астрокоррекции и навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, благодаря чему максимальное отклонение от цели удалось снизить до 250 м.

ГРЦ Макеева могло бы стать и законодателем моды в области создания твердотопливных ракет морского базирования. Однако этого не произошло в силу как объективных, так и субъективных обстоятельств. С 1983 по 2004 год на вооружении находились твердотопливные ракеты Р-39 макеевской разработки. Они уступали жидкотопливным Р-29Р и по дальности (на 25%), и по отклонению от цели (вдвое), а их стартовая масса была больше чем в 2 раза.

Но к началу 90-х годов появилось более эффективное топливо, новые электронные компоненты. Да и опыт у миассцев по части создания данного типа ракет уже имелся. И РКЦ приступил к разработке ракеты Р-39УТТХ «Барк», которой должны были вооружаться лодки четвертого поколения . Однако эта разработка пошла наперекосяк и из-за скудного финансирования, и в связи с развалом СССР. Производство части компонентов оказалось на территориях независимых государств, и им пришлось подыскивать замену. В частности, пришлось менять прекрасное топливо, ставшее «чужим», топливом худшего качества. Удалось провести испытательные пуски лишь трех ракет. И все они оказались неудачными.

В 1998 году проект закрыли. А ракету для «Бореев» отдали Московскому институту теплотехники, прекрасно себя зарекомендовавшему в качестве создателя мобильных комплексов и . Но во внимание не было принято то обстоятельство, что МИТ никогда не имел дело с ракетами морского базирования. В результате разработка идет крайне непросто и медленно. «Булаву», несомненно, доведут до ума. Но уже сейчас видно, что по дальности и суммарной мощности разделяющихся боезарядов она несколько проигрывает «Синеве».

Однако у «теплотехнической» ракеты есть существенное преимущество – большая живучесть: стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва и к лазерному оружию. Противодействие средствам ПРО обеспечено также за счет низкого активного участка и его малой продолжительности. Он, по утверждению главного конструктора ракеты Юрия Соломонова, в 3-4 раза меньше по сравнению с отечественными и иностранными ракетами. То есть все достоинства «Тополя-М» были перенесены и на «Булаву».

В конце нулевых годов была создана новая модификация ракеты «Синева», получившая название «Лайнер». Она способна нести до 12 боеголовок по 100 кт каждая. Причем, как утверждают разработчики, это боеголовки нового типа – «интеллектуальные». Их отклонение от цели составляет 250 метров.

ТТХ ракет Р-29РМУ2.1 «Лайнер» и UGM-133A «Трайдент-2»

Количество ступеней: 3 – 3
Тип двигателя: жидкостной – твердотопливный
Длина: 14,8 м – 13,4 м
Диаметр: 1,9 м – 2,1 м
Стартовая масса: 40 т – 60 т
Забрасываемый вес: 2,8 т – 2,8 т
КВО: 250 м – 120 м
Дальность: 11500 км – 7800 км
Мощность боезаряда: 12х100 кт или 4х250 кт – 4х475 кт или 14х100 кт

По данным Sunday Times, проведённый Великобританией запуск межконтинентальной баллистической ракеты Trident II D5 провалился. Но важно не это. Учения проходили в июне прошлого года, а провал был скрыт даже от британского парламента. Кому и зачем потребовалось засекречивать эту информацию

В июле прошлого года премьер Великобритании Тереза Мэй посетила Братиславу. Довольно рядовой визит с столицу Словакии оказался в центре внимания всех мировых СМИ.
Журналист словацкого телеканала задал на пресс-конференции Терезе Мэй вопрос: «Готова ли премьер Великобритании использовать ядерное оружие против России?»
Ответ Мэй был однозначным.
- Действительно, на минувшей неделе прошло весьма важное голосование в парламенте о продолжении нашей ядерной программы, - сказала Мэй. - Во время дебатов был поставлен вопрос о том, была бы я готова использовать ядерное оружие как устрашающую силу. И мой ответ был: «Да!».
Именно воодушевляющая речь нового премьера Великобритании убедила английских парламентариев увеличить расходы на обновление ядерной программы Trident.
- Некоторые люди предлагают нам избавиться от сил ядерного сдерживания. Оно было важной частью нашей национальной безопасности и защиты на протяжении полувека, и было бы неправильно для нас сойти с этого направления, - заявила перед слушаниями в парламенте Мэй, не забыв отметить угрозы со стороны России и Северной Кореи.
Выступая перед парламентариями, Мэй уже знала о провале запуска межконтинентальной баллистической ракеты Trident II D5. Запуск был произведён с британской подлодки около американского штата Флорида в июне. Ракета отклонилась от заданного курса и полетела в сторону побережья Соединённых Штатов.

Ядерный щит устарел

В итоге депутаты проголосовали за модернизацию ядерного щита страны. Обновление текущего морского ядерного щита Великобритании, состоящего из подлодок класса Vanguard, обойдётся налогоплательщикам в 31 млрд фунтов (порядка $41 млрд), и сверх этой суммы 10 млрд фунтов (порядка $13,2 млрд) - резерв на случай непредвиденных расходов.
Сегодня стратегические ядерные силы Великобритании состоят из одной эскадры подводных лодок, в составе которой имеется четыре ракетных подводных крейсера стратегического назначения (ПЛАРБ) типа Vanguard, оснащённые баллистическими ракетами для подводных лодок Trident-2 (16 ракет с разделяющейся головной частью с блоками индивидуального наведения). Максимальная дальность стрельбы ракеты - до 11 500 км.
Головная лодка Vanguard введена в строй в 1994 году, вторая, «Викториас», - в 1995 году, третья, «Виджилент», - в 1998 году, четвёртая, «Вендженс», - в 2001 году. Срок их службы составляет 30 лет.
Три из четырёх субмарин в мирное время находятся в полной боеготовности. Одна из них осуществляет боевое патрулирование в северо-восточной Атлантике, а две другие несут боевое дежурство в пункте базирования Фаслейн. Четвёртая лодка находится на капитальном ремонте или модернизации.
Баллистические ракеты Trident-2 загружаются на лодки на американском арсенале в Кингс-Бей (штат Джорджия). Причём американцы осуществляют полный надзор за эксплуатацией этих ракет, а также занимаются их техобслуживанием.
Британцы приобрели у американцев в общей сложности 58 ракет Trident-2, но для оперативного развёртывания выделяется боекомплект из 48 штук. На каждую ракету устанавливается не более трёх боеголовок, а ракеты, предназначенные для нанесения субстратегического удара, оснащаются одной боеголовкой.
На вооружении морских стратегических ядерных сил Великобритании всего находится порядка 500 единиц ядерных боеголовок. В это количество входят активный (225 единиц) и неактивный (до 275 единиц) боезапас.
Непосредственное управление действиями стратегических подводных крейсеров осуществляет командующий флотом ВМС Великобритании.

На что пойдут деньги?

В нынешнем виде английский щит просуществует до 2020 года, однако продление сроков эксплуатации подлодок в дальнейшем признано нецелесообразным. Новая программа предусматривает замену четырёх ракетных подводных крейсеров Vanguard на новые - класса Successor.
В мае 2012 года в СМИ Соединенного Королевства появилась информация о том, что министерство обороны Великобритании заключило с компаниями BAE Systems, Babcock и Rolls-Royce контракты общей стоимостью 347 млн фунтов стерлингов на проектирование ПЛАРБ нового поколения. Предполагается строительство четырёх лодок типа Successor с вводом в строй головной ПЛАРБ в 2028 году.
Каждая новая британская ПЛАРБ будет иметь 16 ракет класса Trident-2 D-5 Life Extension. Проект ПЛАРБ основывается на разработках так называемой Derived Submarine - полностью нового проекта атомной подводной лодки. Подлодка будет оснащена водоводяным реактором нового поколения. Отличительными чертами архитектуры новой ПЛАРБ будет использование Х-образных рулей, а также ограждение выдвижных устройств новой обтекаемой формы.

Корона в заложниках Дяди Сэма

Самое важное, на что следует обратить внимание в новой ядерной программе Великобритании, - это ракеты, которыми будет оснащаться обновляющийся подводный флот короны. Британцы, отказавшиеся от собственных разработок ядерного оружия в пользу американских ракет, вынуждены разрабатывать новые атомные подводные крейсера с учётом того, что им придётся использовать старые американские ракеты.
Дело не в том, что Trident-2 D-5 Life Extension - плохая ракета. Trident-2 вообще является одним из лучших образцов ракет, созданных для подлодок и уступает он только нашим самым современным ядерным ракетам, о чём мы подробно рассказывали в материале «Супероружие ядерной эры. Как Россия и США борются под водой». Однако якобы новые ракеты, которые получат новые британские субмарины, на деле являются всё теми же старыми «Трайдентами», которым принудительно продлят срок жизни.
Причём продлевать срок жизни ракет будут американцы, а платить за эти «новые» ракеты придётся британскому налогоплательщику. Россия, к примеру, подобной проблемы не имеет и способна самостоятельно разрабатывать как новые типы ПЛАРБ, так и современное ракетное оружие к ним. Поскольку британская ядерная программа вооружений намертво привязана к американской промышленности, они не имеют возможности к маневрированию различными типами ракет и обречены плестись в хвосте программы американского перевооружения, покорно оплачивая старые «Трайденты» и смиренно ожидая, когда военная промышленность США изволит разработать новый тип ракет для подводных ядерных крейсеров.

Собственно само замалчивание провального пуска, который, как оказалось, произошёл ещё летом, демонстрирует то, насколько британская корона зависит от американского оружия. Возможно, если бы о катастрофе стало известно раньше, лейбористы или консерваторы могли бы взбунтоваться и потребовать перенаправления финансирования на разработку собственного современного ядерного оружия. Однако в настоящее время как старые, так и ещё только проектируемые ПЛАРБ Великобритании заранее обречены на «Трайдент», знаменитая надёжность которого, вполне актуальная в 70-е годы прошлого века, в современных реалиях уже начинает подводить.
Виктор Логинов

Ракеты пробиваются на поверхность и уносятся ввысь, навстречу звездам. Среди тысяч мерцающих точек им нужна одна. Поларис. Альфа Большой медведицы. Прощальная звезда человечества, к которой привязаны залповые точки и системы астрокоррекции боеголовок.

Наши стартуют ровно, как свеча, запуская двигатели первой ступени прямо в ракетной шахте на борту субмарины. Толстобокие американские “Трайденты” вылезают на поверхность криво, пошатываясь, словно пьяные. Их устойчивость на подводном участке траектории не обеспечивается ничем, кроме стартового импульса аккумулятора давления…

Но обо всем по порядку!

Р-29РМУ2 “Синева” - дальнейшее развитие славного семейства Р-29РМ.
Начало разработки - 1999 год. Принятие на вооружение - 2007 год.

Трехступенчатая баллистическая ракета подводных лодок на жидком топливе со стартовой массой 40 тонн. Макс. забрасываемый вес - 2,8 тонны при дальности пуска 8300 км. Боевая нагрузка - 8 малогабаритных РГЧ индивидуального наведения (для модификации РМУ2.1 “Лайнер” - 4 боеголовки средней мощности с развитыми средствами противодействия ПРО). Круговое вероятное отклонение - 500 метров.

Достижения и рекорды. Р-29РМУ2 обладает наивысшим энергомассовым совершенством среди всех существующих отечественных и зарубежных БРПЛ (отношение боевой нагрузки к стартовой массе приведенное к дальности полета - 46 единиц). Для сравнения: энергомассовое совершенство “Трайдента-1” - всего лишь 33, “Трайдента-2” - 37,5.

Высокая тяга двигателей Р-29РМУ2 позволяет реализовать полет по настильной траектории, что уменьшает подлетное время и, по мнению ряда специалистов, радикально повышает шансы преодоления ПРО (пусть ценой уменьшения дальности пуска).

11 октября 2008 г. в ходе учений “Стабильность-2008” в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки “Тула” был произведен рекордный запуск ракеты “Синева”. Макет головной части упал в экваториальной части Тихого океана, дальность пуска составила 11 547 км.

UGM-133A Trident-II D5. “Трезубец-2” разрабатывался с 1977 года параллельно с более легким “Трайдентом-1”. Принят на вооружение в 1990 году.

Стартовая масса - 59 тонн. Макс. забрасываемый вес - 2,8 тонны при дальности пуска 7800 км. Макс. дальность полета при уменьшенном числе боевых блоков - 11 300 км. Боевая нагрузка - 8 РГЧ ИН средней мощности (W88, 475 кТ) или 14 РГЧ ИН малой мощности (W76, 100 кТ). Круговое вероятное отклонение - 90...120 метров.

Неискушенный читатель наверняка задается вопросом: отчего американские ракеты настолько убоги? Выходят из воды под углом, летят хуже, весят больше, энергомассовое совершенство ни к черту...

Все дело в том, что конструкторы “Локхид Мартин” изначально находились в более сложной ситуации по сравнению с их русскими коллегами из КБ им. Макеева. В угоду традициям американского флота им предстояло спроектировать БРПЛ на твердом топливе.

По значению удельного импульса РДТТ априори уступает ЖРД. Скорость истечения газов из сопла современных ЖРД может достигать 3500 и более м/с, в то время как у РДТТ этот параметр не превосходит 2500 м/с.

Достижения и рекорды “Трайдента-2”:
1. Самая большая тяга первой ступени (91 170 кгс) среди всех твердотопливных БРПЛ, и вторая среди баллистических ракет с РДТТ, после “Минитмен-3”.
2. Самая длительная серия безаварийных пусков (150 по данным на июнь 2014 г.).
3. Самый длительный ресурс эксплуатации: “Трайдент-2” останется на вооружении до 2042 г. (полвека на активной службе!). Что свидетельствует не только об удивительно большом ресурсе самой ракеты, но и о правильности выбора концепции, заложенной еще в разгар холодной войны.

В то же время “Трезубец” с трудом поддается модернизации. За прошедшие четверть века с момента постановки на вооружение прогресс в области электроники и вычислительных систем ушел так далеко, что какая-либо локальная интеграция современных систем в конструкцию “Трайдента-2” невозможна ни на программном, ни даже на аппаратном уровне!

Когда закончится ресурс у инерциальных навигационных систем Mk.6 (последняя партия закупалась в 2001 г.), придется полностью заменить всю электронную “начинку” “Трайдентов” под требования ИНС нового поколения Next Generation Guidance (NGG).


Боеголовка W76/Mk-4


Впрочем, даже в его нынешнем состоянии старый воин остается вне конкуренции. Винтажный шедевр 40-летней давности с целым набором технических секретов, многие из которых не удалось повторить даже сегодня.

Качающееся в 2-х плоскостях утопленное сопло РДТТ в каждой из трех ступеней ракеты.

“Таинственная игла” в носовой части БРПЛ (раздвижная штанга, состоящая из семи частей), применение которой позволяет снизить аэродинамическое сопротивление (прибавка в дальности - 550 км).

Оригинальная схема с размещение боеголовок (“морковок”) вокруг маршевого двигателя третьей ступени (боевые блоки Mk-4 и Mk-5).

100-килотонная боеголовка W76 с непревзойденным по сей день КВО. В оригинальном варианте, при использовании двойной системы коррекции (ИНС + астрокоррекция) круговое вероятное отклонение W-76 достигает 120 метров. При использовании тройной коррекции (ИНС + астрокоррекция + GPS) КВО боеголовки уменьшается до 90 м.

В 2007 году, с окончанием производства БРПЛ “Трайдент-2” была начата многоэтапная программа модернизации D5 LEP (Life Extention Program), с целью продления срока эксплуатации существующих ракет. Помимо переоснащения “Трезубцев” новой навигационной системы NGG, Пентагон запустил цикл исследований с целью создания новых, еще более эффективных составов ракетного топлива, создания радиационно-стойкой электроники, а также ряд работ, направленных на разработку новых боевых блоков.

Некоторые неосязаемые аспекты:

Жидкостный ракетный двигатель - это турбонасосные агрегаты, сложная смесительная головка и запорная арматура. Материал - высокосортная нержавеющая сталь. Каждая ракета с ЖРД - технический шедевр, чья изощренная конструкция прямо пропорциональна её запредельной стоимости.

В общем виде БРПЛ на твердом топливе является стеклопластиковой “бочкой” (термостабильным контейнером), до краев набитым спрессованным порохом. В конструкции такой ракеты отсутствует даже специальная камера сгорания - сама “бочка” и является камерой сгорания.

При серийном производстве экономия колоссальна. Но только если знать, как правильно делать такие ракеты! Производство РДТТ требует высочайшей технической культуры и контроля качества. Малейшие колебания влажности и температуры критическим образом отразятся на стабильности горения топливных плиток.

Развитая химическая промышленность США подсказала очевидное решение. В результате, все заокеанские БРПЛ - от “Полариса” до “Трайдента” летали на твердом топливе. У нас с этим обстояло несколько сложнее. Первая попытка “вышла комом”: твердотопливная БРПЛ Р-31 (1980 г.) не смогла подтвердить даже половину возможностей жидкостных ракет КБ им. Макеева. Не лучше получилась вторая ракета Р-39 - при массе головной части, эквивалентной БРПЛ “Трайдент-2”, стартовая масса советской ракеты достигла невероятных 90 тонн. Пришлось создавать под супер-ракету громадную лодку (пр. 941 “Акула”).

В то же время, сухопутный ракетный комплекс РТ-2ПМ “Тополь” (1988 г.) получился даже очень успешным. Очевидно, основные проблемы со стабильностью горения топлива к тому времени были успешно преодолены.

В конструкции новой “гибридной” “Булавы” используются двигатели, как на твердом (первая и вторая ступени), так и жидком топливе (последняя, третья ступень). Впрочем, основная часть неудачных пусков была связана не столько с нестабильностью горения топлива, сколько с датчиками и механической частью ракеты (механизм разделения ступеней, качающееся сопло и т.д.).

Преимуществом БРПЛ с РДТТ, помимо меньшей стоимости серийных ракет, является безопасность их эксплуатации. Опасения, связанные с хранением и подготовкой к запуску БРПЛ с ЖРД не напрасны: на отечественном подводном флоте прогремел целый цикл аварий, связанный с утечкой токсичных компонентов жидкого топлива и даже взрывов, приведших к потере корабля (К-219).

Кроме этого, в пользу РДТТ говорят следующие факты:

Меньшая длина (в силу отсутствия сепарированной камеры сгорания). В результате, на американских подлодках отсутствует характерный “горб” над ракетным отсеком;

Меньшее время предстартовой подготовки. В отличие от БРПЛ с ЖРД, где сперва следует продолжительная и опасная процедура перекачки компонентов топлива (ТК) и заполнения ими трубопроводов и камеры сгорания. Плюс, сам процесс “жидкого старта”, требующий заполнения шахты забортной водой, что является нежелательным фактором, нарушающим скрытность субмарины;

До момента запуска аккумулятора давления сохраняется возможность отмены запуска (в связи с изменением обстановки и/или обнаружения каких-либо неполадок в системах БРПЛ). Наша “Синева” работает по иному принципу: начал - стреляй. И никак иначе. В противном случае, потребуется опасный процесс слива ТК, после чего небоеспособную ракету остается лишь аккуратно выгрузить и отправить на завод-изготовитель для восстановительного ремонта.

Что касается самой технологии старта, у американского варианта имеется свой недостаток.

Сможет ли аккумулятор давления обеспечить необходимые условия для “выталкивания” 59-тонной болванки на поверхность? Или в момент запуска придется идти на малой глубине, с торчащей над водой рубкой?

Расчетное значения давления для старта “Трайдента-2” - 6 атм., начальная скорость движения в парогазовом облаке - 50 м/с. Согласно расчетам, стартового импульса достаточно для “подъема” ракеты с глубины как минимум 30 метров. Что до “неэстетичного” выхода на поверхность, под углом к нормали, то в техническом плане это не имеет значения: включившийся двигатель третьей ступени уже в первые секунды стабилизирует полет ракеты.

В то же время “сухой” старт “Трезубца”, при котором запуск маршевого двигателя производится в 30 метрах над водой, обеспечивает некоторую безопасность самой подлодке, в случае аварии (взрыва) БРПЛ на первой секунде полета.

В отличие от отечественных высокоэнергетических БРПЛ, чьи создатели всерьез обсуждают возможность полета по настильной траектории, зарубежные специалисты даже не пытаются работать в данном направлении. Мотивировка: активный участок траектории БРПЛ пролегает в зоне, недоступной системам ПРО противника (к примеру, экваториальный участок Тихого океана или ледовый панцирь Арктики). Что касается конечного участка, то для систем ПРО не имеет особого значения, каков был угол входа в атмосферу - 50 или 20 градусов. Притом, сами системы ПРО, способные отразить массированную ракетную атаку, пока существуют лишь в фантазиях генералов. Полет в плотных слоях атмосферы, помимо уменьшения дальности, создает яркий инверсионный след, что само по себе является сильным демаскирующим фактором.

Эпилог

Плеяда отечественных ракет подводного базирования против одного-единственного “Трайдента-2”... Надо сказать, “американец” держится молодцом. Не смотря на свой солидный возраст и двигатели на твердом топливе, его забрасываемый вес в точности равен забрасываемому весу жидкотопливной “Синевы”. Не менее впечатляющая дальность пуска: по данному показателю “Трайдент-2” не уступает доведенным до совершенства российским жидкотопливным ракетам и превосходит на голову любой французский или китайский аналог. Наконец, малое КВО, делающее “Трайдент-2” реальным претендентом на первое место в рейтинге морских стратегических ядерных сил.

20 лет - возраст немалый, но янки даже не обсуждают возможности замены “Трезубца” до начала 2030-х гг. Очевидно, мощная и надежная ракета полностью удовлетворяет их амбиции.

Все споры о превосходстве того или другого вида ядерных вооружений не имеют особого значения. Ядерное - как умножение на ноль. Вне зависимости от других множителей в результате получится ноль.

Инженеры “Локхид Мартин” создали крутую твердотопливную БРПЛ, опередившую своё время на двадцать лет. Заслуги отечественных специалистов в области создания жидкостных ракет также не поддаются сомнению: за прошедшие полвека русские БРПЛ с ЖРД были доведены до подлинного совершенства.

Сделано Русскими

Русская «Синева» против американского «Трезубца»

Баллистическая ракета подводного базирования «Синева» по ряду характеристик превосходит американский аналог «Трайдент-2»

ВКонтакте

Одноклассники

Владимир Лактанов


Ракетный подводный крейсер «Верхотурье» произвел успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Синева» из подводного положения в акватории Баренцева моря. Фото: Министерство обороны РФ/РИА Новости

Успешный, уже 27-й по счету пуск 12 декабря баллистической ракеты «Синева» с борта атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения (РПК СН) «Верхотурье» подтвердил: у России есть оружие возмездия. Ракета преодолела около 6 тысяч км и поразила условную цель на камчатском полигоне Кура. К слову, подлодка «Верхотурье» является глубоко модернизированным вариантом атомных субмарин проекта 667БДРМ класса «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО), которые составляют сегодня основу морских сил стратегического ядерного сдерживания.

Для тех, кто ревностно следит за состоянием наших оборонительных возможностей, это уже не первое и достаточно привычное сообщение об успешных пусках «Синевы». В нынешней достаточно тревожной международной обстановке многих интересует вопрос возможностей нашей ракеты в сравнении с ближайшим зарубежным аналогом - американской ракетой UGM-133A Trident-II D5 («Трезубец-2»), в обиходе - «Трайдент-2».

Ледяная «Синева»

Ракета Р-29РМУ2 «Синева» предназначена для поражения стратегически важных объектов противника на межконтинентальных дальностях. Она является основным вооружением стратегических ракетных крейсеров проекта 667БДРМ и создана на базе МБР Р-29РМ. По классификации НАТО - SS-N-23 Skiff, по договору СНВ - РСМ-54. Представляет собой жидкостную трехступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) морского подводного базирования третьего поколения. После принятия на вооружение в 2007 году планировалось выпустить около 100 ракет «Синева».

Стартовая масса (полезная нагрузка) «Синевы» не превышает 40,3 тонны. Разделяющаяся головная часть МБР (2,8 тонны) на дальность до 11 500 км может доставить в зависимости от мощности от 4 до 10 боевых блоков индивидуального наведения.

Максимальное отклонение от цели при старте с глубины до 55 м не превышает 500 м, что обеспечивает эффективная бортовая система управления с использованием астрокоррекции и спутниковой навигации. Для преодоления противоракетной обороны противника «Синева» может оснащаться специальными средствами и использовать настильную траекторию полета.


Межконтинентальная баллистическая трехступенчатая ракета Р-29РМУ2 «Синева». Фото: topwar.ru

Американский «Трезубец» - «Трайдент-2»

Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета морского подводного базирования «Трайдент-2» принята на вооружение в 1990 году. Имеет более легкую модификацию - «Трайдент-1» - и предназначена для поражения стратегически важных целей на территории противника; по решаемым задачам аналогична российской «Синеве». Ракетой оснащаются американские субмарины SSBN-726 класса «Огайо». В 2007 году ее серийное производство прекращено.

При стартовой массе 59 тонн МБР «Трайдент-2» способна доставить полезную нагрузку весом 2,8 тонны на удаление 7800 км от места старта. Максимальная дальность полета в 11 300 км может быть достигнута за счет снижения веса и количества боевых блоков. В качестве полезной нагрузки ракета может нести 8 и 14 боевых блоков индивидуального наведения средней (W88, 475 кт) и малой (W76, 100 кт) мощности соответственно. Круговое вероятное отклонение этих блоков от цели составляет 90–120 м.

Сравнение характеристик ракет «Синева» и «Трайдент-2»

В целом «Синева» по основным характеристикам не уступает, а по ряду превосходит американскую МБР «Трайдент-2». При этом наша ракета, в отличие от заокеанского аналога, обладает большим потенциалом модернизации. В 2011 году был испытан и в 2014-м принят на вооружение новый вариант ракеты - Р-29РМУ2.1 «Лайнер». Кроме того, модификация Р-29РМУ3 при необходимости может заменить твердотопливную МБР «Булава».

Наша «Синева» является лучшей в мире по энергомассовому совершенству (отношение массы боевой нагрузки к стартовой массе ракеты, приведенное к одной дальности полета). Этот показатель в 46 единиц заметно превышает аналогичный показатель МБР «Трайдент-1» (33) и «Трайдент-2» (37,5), что непосредственно сказывается на максимальной дальности полета.

«Синева», запущенная в октябре 2008 года из Баренцева моря атомной субмариной «Тула» из подводного положения, пролетела 11 547 км и доставила макет головной части в экваториальную часть Тихого океана. Это на 200 км превышает аналогичный показатель «Трайдента-2». Такого запаса дальности не имеет ни одна ракета в мире.

По сути, российские ракетные подводные крейсера стратегического назначения способны обстрелять центральные штаты США с позиций непосредственно у своих берегов под защитой надводного флота. Можно сказать, не покидая причала. Но есть примеры и того, как подводный ракетоносец осуществлял скрытный, «подледный» пуск «Синевы» из арктических широт при толщине льда до двух метров в районе Северного полюса.

Российская межконтинентальная баллистическая ракета может быть запущена носителем, который движется со скоростью до пяти узлов, с глубины до 55 м и волнении моря до 7 баллов в любом направлении по курсу движения корабля. МБР «Трайдент-2» при той же скорости движения носителя может быть запущена с глубины до 30 м и волнении до 6 баллов. Немаловажно и то, что сразу после старта «Синева» устойчиво выходит на заданную траекторию, чем не может похвастаться «Трайдент». Это обусловлено тем, что «Трайдент» стартует за счет аккумулятора давления, и командир субмарины, думая о безопасности, всегда будет делать выбор между подводным или надводным стартом.

Важным показателем для такого оружия является скорострельность и возможность залповой стрельбы при подготовке и проведении ответно-встречного удара. Это значительно увеличивает вероятность прорыва системы ПРО противника и нанесения ему гарантированного поражения. При максимальном интервале пуска между МБР «Синева» до 10 секунд этот показатель у «Трайдента-2» в два раза (20 с) больше. А в августе 1991 года был произведен залповый пуск боекомплекта из 16 МБР «Синева» субмариной «Новомосковск», что до настоящего времени не имеет аналогов в мире.

Не уступает американской ракете наша «Синева» и в точности поражения цели при оснащении новым блоком средней мощности. Она может быть использована и в неядерном конфликте с высокоточной осколочно-фугасной боевой частью массой около 2 тонн. Для преодоления системы ПРО противника, кроме специального оснащения, «Синева» может лететь к цели и по настильной траектории. Это значительно снижает вероятность ее своевременного обнаружения, а значит, и вероятного поражения.

И еще один немаловажный в наше время фактор. При всех своих положительных показателях МБР типа «Трайдент», повторимся, с трудом поддается модернизации. За более чем 25-летний срок службы значительно изменилась электронная база, что не позволяет осуществить локальную модернизацию современных систем в конструкции ракеты на программном и аппаратном уровне.

Наконец, еще один плюс нашей «Синевы» - возможность ее применения в мирных целях. В свое время были созданы носители «Волна» и «Штиль» для вывода космических аппаратов на низкую околоземную орбиту. В 1991–1993 годах было проведено три таких пуска, а конверсионная «Синева» попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая быстрая «почта». В июне 1995-го этой ракетой на дальность 9000 км, на Камчатку, был доставлен комплект научной аппаратуры и почтовая корреспонденция в специальной капсуле.

В качестве итога: вышеуказанные и другие показатели стали основанием для немецких специалистов считать «Синеву» шедевром морского ракетостроения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: