Презентация на тему ареалы обитания миграции. "Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных". А9. Дивергенция, по Ч. Дарвину, - это процесс

Учитель биологии и географии МАОУ СОШ №1 г. Заводоуковска

Янтыкова Елена Ринатовна

Конспект урока по теме: "Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных".

УМК: Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014

Конспект урока по биологии: "Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных".

Цель урока: Сформировать знания учащихся об ареалах обитания, миграциях;

Задачи:

Познавательная:

Познакомить с закономерностями размещения животных в ареале, вызванными сменой мест обитания и изменениями условий среды;

Показать, что размещение животных несёт приспособительный характер и является результатом эволюции;

Сформировать умения проводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая), составлять и озвучивать схемы (виды миграции).

Развивающая:

Совершенствование умений работы с различными источниками информации;

Развивать умение аргументировать высказываемую точку зрения;

Формировать умение вести диалог, находить и выделять главное, правильно, четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательная:

Воспитывать познавательный интерес к предмету;

Формировать культуру общения, коммуникативные качества;

Формировать бережное отношение к природе;

Тип урока: Урок формирования и первичного закрепления новых знаний.

Учащихся в классе: 26

Используемые учебники и методическая литература учителя:

В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные. 7 класс».- М.: Дрофа,2014. -304 с.: ил.; Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные» пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2013.-192 с.

Используемое оборудование: презентация: «Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных», атлас, карта животных и растений мира, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, учебник.

Ключевые биологические понятия урока: Ареал. Виды: эндемик, космополит, реликт. Миграции: возрастные, периодические, непериодические.

Методы обучения: Проблемный, частично-поисковый.

Формы обучения: Индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные связи: География.

    Проверка домашнего задания . (Слайд №1)(Тест нескольким детям индивидуально)

Выберите правильные утверждения.

    Наука о древних вымерших организмах называется эмбриологией.

    Выявлением сходства и различий в строении животных занимается эмбриология.

    Сходство в строении зародышей позвоночных указывает на общность их происхождения.

    Основоположником теории эволюции считается Ч. Дарвин.

    Все виды галапагосских вьюрков произошли от общего предка.

    Выживание и плодовитость животных не зависит от условий среды.

    Рудименты это органы, сходные по строению, происхождению, но имеющие разную форму и функцию.

    От количества растительноядных животных зависит количество хищников.

    Различия в размерах между щенками одного помета определяется изменчивостью организмов и условиями, в которых они росли.

    В борьбе за существование выживают наиболее приспособленные к среде виды.

(правильные ответы: 3, 4, 5, 8, 9, 10)

    Актуализация знаний: Изучая биологию в 7 классе, мы познакомились с огромным разнообразием животных. На планете существует более 2х млн. видов животных, и каждый из них имеет свои определенные признаки. Каким образом распространены они по планете? Почему мы не встретим белого медведя в пустыне Сахара? (Для существования вида нужны определенные условия). На слайде дан список различных видов животных. Пользуясь географическим атласом,вспомните на каких материках и в каких природных зонах они обитают, запишите эти сведения в тетрадь.(Слайд №2)

Посмотрите, животный мир континентов сильно различается, но есть виды, например белый медведь, которые встречаются на двух материках. В Австралии свой собственный животный мир, своя уникальная фауна, там почти нет плацентарных млекопитающих, но сохранились сумчатые и яйцекладущие. Как это можно объяснить? (Слайд №3)

(1. Первая причина - геологическая история материков. Сотни миллионов лет назад континентов не было и суша представляла собой монолитный массив – Пангею.200 млн. лет назад в триасовом периоде мезозойской эры единый супер материк раскололся на две части: Лавразию и Гондвану.

2. Вторая причина – изоляция. Изолированные на континентах животные развивались независимо от фаун других областей суши.

3. В-третьих, различные климатические условия. От полюсов к экватору увеличивается количество солнечной энергии и в зависимости от температурного режима формируются специфические группы животных и растений, приспособленные к этим условиям среды).

Эти факторы, действующие в течении многих миллионов лет привели к образованию больших территорий, характеризующихся своим, отличающимся от других мест, набором видов животных, или крупных зоогеографических областей.

Посмотрите на слайд, какие зоогеографические области выделяют? (Слайд №4) (Голарктическую, Неотропическую, Эфиопскую, Индо-Малайскую, Австралийскую, Антарктическую области). Поэтому и схож животный мир Европы и Северной Америки, а ранняя изоляция Австралии до появления плацентарных млекопитающих и её климат, позволили, там сохранится сумчатым и яйцекладущим животным до наших дней.

В естественной среде обитания каждый вид животных занимает строго определенную территорию.

Изу­ча­ет рас­про­стра­не­ние жи­вот­ных на зем­ном шаре и вы­яв­ля­ет общие за­ко­но­мер­но­сти этого рас­про­стра­не­ния наука зоогеография.(Слайд №5)

Зоо­гео­гра­фия не изу­ча­ет непо­сред­ствен­но жи­вот­ных, она изу­ча­ет фауны и аре­а­лы.

Размеры и формы ареалов могут быть различными, всё зависит от способности вида приспосабливаться к неблагоприятным условиям обитания, конкурировать за пищу, свет, места размножения и т.д.

Жи­вот­ным, на­хо­дя­щим­ся на раз­лич­ных эта­пах он­то­ге­не­за, необ­хо­ди­мо спе­ци­фи­че­ское усло­вие среды. На­при­мер, в пе­ри­од раз­мно­же­ния боль­шин­ству птиц и мле­ко­пи­та­ю­щих тре­бу­ет­ся по­сто­ян­ная по­ло­жи­тель­ная тем­пе­ра­ту­ра, укром­ные места и от­сут­ствие хищ­ни­ков. Для под­рас­та­ю­ще­го мо­ло­до­го по­ко­ле­ния необ­хо­ди­мы дру­гие усло­вия. Для жи­вот­ных, ко­то­рые го­то­вят­ся к зи­мов­ке, нужны тре­тьи усло­вия. Немало важную роль в перемещениях животных играет человек. Вырубка лесов, осушение болот, распашка земель «заставляет» животных перемещаться в другие места обитания. Как называются такие перемещения? (Миграции).

Сформулируйте тему урока. Тема урока:"Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных". (Слайд №6) Формулируют задачи.Проверка на слайде. (Слайд №7)

    Изучение нового материала:

Ареал. (Слайд №8) Виды ареалов.

В есте­ствен­ной среде оби­та­ния каж­дый вид жи­вот­ных за­ни­ма­ет опре­де­лен­ную ак­ва­то­рию или тер­ри­то­рию, на­зы­ва­е­мую аре­а­лом. Раз­ме­ры и формы аре­а­лов могут быть раз­лич­ны­ми. Здесь все за­ви­сит от вы­нос­ли­во­сти и кон­ку­рент­ных воз­мож­но­стей дан­но­го вида. Аре­а­лы бы­ва­ют

сплош­ны­ми, пре­ры­ви­сты­ми и ре­лик­то­вы­ми. Сплош­ной ареал ха­рак­те­ри­зу­ет­ся непре­рыв­ным

рас­про­стра­не­ни­ем вида на всей гео­гра­фи­че­ской об­ла­сти. Есте­ствен­но, что внут­ри аре­а­ла особи все равно живут толь­ко в под­хо­дя­щих ме­сто­оби­та­ни­ях. Хо­ро­ши­м при­ме­ром сплош­ного аре­а­ла яв­ля­ет­ся об­ласть рас­про­стра­не­ния бе­ло­го мед­ве­дя за по­ляр­ным кру­гом. (Слайд №9) Разо­рван­ный ареал воз­ни­ка­ет вслед­ствие раз­об­ще­ния неко­гда сплош­но­го аре­а­ла на два или несколь­ко

изо­ли­ро­ван­ных участ­ка. При­ме­ром разо­рван­но­го аре­а­ла - гнез­до­ва­ние го­лу­бой со­ро­ки на

Даль­нем Во­сто­ке Рос­сии.(Слайд №10)

Часто пре­ры­ви­стые аре­а­лы об­ра­зу­ют­ся в ре­зуль­та­те воз­ник­но­ве­ния пре­гра­ды внут­ри сплош­но­го аре­а­ла, или, на­о­бо­рот, когда в пе­ри­од рас­се­ле­ния жи­вот­ные пре­одо­ле­ва­ют пре­гра­ду и об­ра­зу­ют новую ко­ло­нию за пре­де­ла­ми ис­ход­но­го аре­а­ла. Ино­гда ареал раз­ры­ва­ет­ся из-за ги­бе­ли жи­вот­ных на про­ме­жу­точ­ных тер­ри­то­ри­ях.

Виды, яв­ля­ю­щи­е­ся остат­ка­ми круп­ных, почти пол­но­стью вы­мер­ших в про­шед­шие гео­ло­ги­че­ские эпохи так­со­нов, на­зы­ва­ют­ся жи­вы­ми ис­ко­па­е­мы­ми. Живые ис­ко­па­е­мые, как пра­ви­ло, имеют очень неболь­шие аре­а­лы. Та­ко­ва, на­при­мер, гат­те­рия, оби­та­ю­щая толь­ко на несколь­ких ост­ро­вах возле Новой Зе­лан­дии. (Слайд №11)Виды жи­вот­ных, оби­та­ю­щих толь­ко в дан­ной гео­гра­фи­че­ской об­ла­сти и нигде более не встре­ча­ю­щих­ся, на­зы­ва­ют эн­де­мич­ны­ми ви­да­ми, или эн­де­ми­ка­ми дан­ной об­ла­сти.

Виды, со­хра­нив­ши­е­ся на дан­ной тер­ри­то­рии как остан­ки преж­ней фауны, на­зы­ва­ют­ся гео­гра­фи­че­ски­ми ре­лик­та­ми. Жиз­нен­ное про­стран­ство, за­ни­ма­е­мое каж­дым из них, на­зы­ва­ет­ся ре­лик­то­вым аре­а­лом. Ре­лик­то­вые аре­а­лы обыч­но имеют неболь­шую пло­щадь и часто со­сто­ят из несколь­ких изо­ли­ро­ван­ных ча­стей. Здесь в ка­че­стве при­ме­ра хорош ареал ре­лик­то­вых та­ра­ка­нов. (Слайд №12) Виды этого рода оби­та­ют в Рос­сии на Даль­нем Во­сто­ке, в Китае, Корее, США.

Ареал вида может быть и очень боль­шим. На­при­мер, таков ареал до­мо­во­го во­ро­бья, оби­та­ю­ще­го на всех кон­ти­нен­тах.(Слайд №13) (Космополиты)

В пре­де­лах аре­а­ла жи­вот­ные могут рас­се­лять­ся по-раз­но­му. Воз­мож­но, на­при­мер, рав­но­мер­ное рас­про­стра­не­ние осо­бей по всей тер­ри­то­рии.

Также воз­мож­но плот­ное за­пол­не­ние осо­бя­ми цен­тра аре­а­ла, а ближе к гра­ни­це их кон­цен­тра­ция может быть зна­чи­тель­но мень­ше.

    Первичное закрепление:

Какие особенности распространения вида характерны для сплошного ареала? Что служит причиной возникновения разорванного ареала? Почему границы ареала не могут оставаться неизменными?(Слайд №14)

    Изучение нового материала:

Границы ареала вида могут изменяться: расширяться, сужаться или оставаться неизменными. Прогнозирование изменений животного мира, исследование причин расширения или сокращения ареалов одна из важнейших задач зоогеографии.

Закономерности размещения животных. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника «Закономерности размещения животных».Задание: сформулировать основные «правила» размещения животных в пределах ареала, привести примеры.)

Давайте попробуем смоделировать процессы, происходящие в природе, для этого в центре класса образуйте круг, держась за руки. Вам предстоит изображать границы ареала. Я зачитаю условия, влияющие на площадь обитания животного. Если это условие способствует расширению ареала, то делаете шаг назад, если условие ведёт к сокращению ареала, идёте 1 шаг вперёд.

Усыхание водоёмов России для видов водоплавающих птиц

Вырубка леса для белок

Проникновение рыб на север из-за потепления климата

Массовое размножение вида животного

Отстрел поголовья амурского тигра человеком.

Строительство городов для большинства диких видов

Лесные пожары

Условия не изменяются, остаются стабильными

Возникновение географических преград: рек, гор, пустынь и т.п.

Вывод: на распространение видов влияют климатические, экологические,географические и очень сильно антропогенные факторы.

Что такое миграции?(Слайд №15) (Работа с текстом учебника, заполнение таблицы.Проверка в виде опроса учеников).

Виды миграции

Особенности

1.Возрастная

Поиск необходимых для особи определенного возраста условий существования

Оболочники

2. Периодическая = сезонная

Очень разнообразны и связаны с перемещением животных внутри ареала

Дальневосточные лососевые рыбы, гренландский тюлень

3.Непериодическая =нерегулярная

Сопровождается выселением особей вида из ареала далеко за его пределы.

Бабочки, стрекозы, прямокрылые

Вывод:Миграции животных - закономерные передвижения животных, вызванные изменением условий существования в местах обитания или связанные с циклом их развития. Первые могут быть регулярными (сезонными, суточными) или нерегулярными. Миграции могут способствовать расселению животных далеко за пределы своего ареала, при этом вид может приспособиться к новым условиям или погибнуть.(Слайд №16)

    Закрепление: вопросы – 1 вопрос на выбор учащегося. (Слайд № 17)+ фронтальный опрос.

    Что такое ареал? Какие типы аре­а­лов вам из­вест­ны?

    Какие фак­то­ры вли­я­ют на фор­ми­ро­ва­ние и струк­ту­ру аре­а­ла?

    Опи­ши­те аре­а­лы из­вест­ных вам видов жи­вот­ных. Какие из них от­но­сят­ся к ре­лик­то­вым?

    Ка­ко­во зна­че­ние ми­гра­ции в жиз­нен­ном цикле рыб, реп­ти­лий, птиц и мле­ко­пи­та­ю­щих?

    При­ве­ди­те при­ме­ры осед­лых жи­вот­ных и жи­вот­ных, ми­гри­ру­ю­щих на даль­ние рас­сто­я­ния.

    Дифференцированное домашнее задание: (Слайд № 18)

Возвращение к задачам урока (всё ли рассмотрели, усвоили и т.д.). (Слайд №19)

    Подведение итогов урока (Самооценка). (Слайд №20)

06.01.2015 5609 0

Цели урока: Сформировать знания учащихся об ареалах обитания, мигра­циях; познакомить с закономерностями размещения животных в ареале, вы­званными сменой мест обитания и изменениями условий среды; показать, что размещение животных носит приспособительный характер и является резуль­татом эволюции.

Оборудование: Географическая карта Европы и Азии.

Ответьте на вопросы:

-Что такое дивергенция?

-Что такое эволюция?

-Какие доказательства эволюции вы знаете?

-Каково значение наследственности и изменчивости?

-Что такое естественный отбор?

-Что такое рудиментарный орган? Приведите примеры.

-Какие органы называют гомологичными? Приведите примеры.

-Что такое атавизм?

-Что изучает наука палеонтология?

1.Рассказ учителя.

В природе каждый вид животных заселяет определенную территорию, кото­рая удовлетворяет потребностям этого вида. Территория обитания вида, реги­он, где вид может обитать в связи с наличием подходящих для него условий, называется ареал. Внутри ареала могут быть самые разнообразные преграды: реки, горы, пустыни и т.д. Все эти препятствия могут мешать свободному скре­щиванию между группами особей одного и того же вида. Такие относительно изолированные группы особей одного вида принято называть популяциями.

Ареалы могут быть:

Сплошными. Внутри сплошного ареала вид встречается во всех подходя­щих для него местообитаниях. Примером сплошного ареала обитания может быть распространение белого медведя за полярным кругом, се­рой вороны на территории Евразии, полярной совы, живородящей ящерицы, гадюки обыкновенной и т.д.

Разорванным , т. е. разделенным на два или несколько изолированных участков. Например, обитание черной крысы на Дальнем Востоке и в европейской части России, обыкновенной рыси, серны, дагестанской полевки, голубой сороки. Разорванные ареалы могут возникать из-за гибели животных на промежуточных территориях или при изменении местообитаний, а так же из-за вмешательства человека. Кроме того, прерывистый ареал может возникнуть при преодолении видом изоли­рующих преград в период массовой численности или в момент времен­ного исчезновения преград и образовании новой популяции на новом месте.

Реликтовый (от лат. « реликтум » - остаток) - остаточный, небольшой по площади ареал древнего, некогда более широко распространенного вида. Ре­ликтовый вид или реликт - организм морфологически не изменившийся в сравнении с прошлыми геологическими эпохами и сохранившийся в незначи­тельном количестве до наших дней после вымирания большинства близких ви­дов. В России это ареал выхухоли, европейского бобра, сайгака. На территории России наличие реликтовых ареалов связано с эпохами оледенений. В случае, если реликтовый вид встречается только на данной территории, и больше нигде в мире, такой вид называется эндемичным или эндемиком. Эндемиками Байкала являются байкальская кольчатая нерпа и рыбка голомянка. Эндемиком Якутии является розовая чайка.

Ареалы могут различаться по площади. Есть виды, занимающие крайне не­значительную территорию, как, например, голомянка, каспийская нерпа, а есть виды, ареал которых может быть очень велик. Такие виды называют вида- ми-космополитами. Примером вида-космополита может служить домовый во­робей, дождевой червь, лисица обыкновенная, ласка, крыса серая.

Расселение животных внутри ареала может быть равномерным, что встре­чается очень редко в связи с неравномерностью условий обитания. Но чаще всего в центре ареала или какой -либо его части заселение более плотное, а ближе к границе ареала численность животных гораздо ниже.

Границы ареалов могут быть постоянными а могут изменяться с течением времени. Расширение границ наблюдается при резком увеличении численно­сти вида. Животным становится тесно на занимаемой ими территории, возни­кает жесткая конкуренция и они вынуждены искать новые места обитаний за границами данного ареала. Если им удается преодолеть границы ареала и най­ти подходящие территории для жизни, ареал вида расширяется. Также расши­рение границ ареала может происходить при исчезновении непреодолимых преград - пересыхание рек, болот, возникновение новых водоемов и т.д.

Сокращение границ ареала может происходить при исчезновении благо­приятных условий среды: пересыхание водоемов, расширение пустынь. Часто определенную роль в сокращении природных местообитаний играет человек. Он строит плотины, препятствуя проходу рыб в нерестовые реки и затопляя обширные территории, изымает природные территории под строительство городов, строит дороги и нефтепроводы, являющиеся искусственными преградами для перемещения животных.

2.Самостоятельная работа учащихся с учебником по статье «Закономер­ности размещения животных», §52 (стр. 263-264).

-Каково следствие неоднородности ареалов обитания?

-В каких случаях могут наблюдаться явления расширения или сужения ареала?

-Какова роль человека в изменении границ ареалов?

-Сформулируйте основные закономерности размещения животных внутри ареала.

3.Рассказ учителя.

Для некоторых животных характерно перемещение из одних мест обита­ния в другие. Это может быть связано с изменением мест обитания или прохо­ждением цикла развития.

Закономерные перемещения животных между различными средами оби­тания, пространственно отстоящими друг от друга, называют миграциями.

Миграции совершаются по относительно постоянным путям, в отличие отко­чевок. Кочевки в поисках благоприятных кормовых баз характерны для многих птиц: клестов, кедровок, свиристелей.

Причины миграций - изменение внешних абиотических или кормовых условий или внутрипопуляционной структуры. Существует несколько видов миграций.

Активная миграция - самостоятельное передвижение животных.

Пассивная миграция - перемещение с помощью субстрата. Например, ластоногие перемещаются с помощью льдин.

Периодические (регулярные, сезонные) миграции совершаются ежегодно в определенный сезон. Такие миграции характерны для перелетных птиц, морских котиков, северных оленей.

Непериодические (нерегулярные) совершаются не каждый год. Могут быть вызваны неурожаем кормов (лемминги, белки), стихийными бедствиями.

4.Самостоятельная работа учащихся с учебником по статье «Миграции» §52, (стр. 264-266).

О Заполнить таблицу:

Вид миграции

Описание и особенности

Примеры

-Чем объясняются особенности видового состава животных на изолиро­ванных территориях?

-Что такое зоогеографическая область? Какие зоогеографические об­ласти выделяют на земном шаре?

Домашнее задание

§ 52, ответить на вопросы.

Что такое ареал?

Ареал - поверхность суши или моря, в пределах которой распространен тот или иной вид или род растений, животных.

Как определить границу ареала?

Почему животные разных видов неравномерно распределяются на нашей планете?

Неравномерное распределение животных на нашей планете связано с неравномерностью и разнородностью природных условий.

Почему животные совершают миграции?

Миграции животных обычно вызваны сменой условий среды. Миграции бывают возрастные, сезонные (регулярные), нерегулярные.

Вопросы

1. Что может быть причиной изменения площади ареала?

Основной причиной изменения площади ареала является изменение условий среды. При их улучшении ареал может расширяться. При ухудшении условий уменьшается численность организмов, ареал сужается.

2. Каковы причины образования прерывистых ареалов?

Прерывистые ареалы могут возникать в результате появления преграды внутри самого ареала, путем преодоления преграды группой животных и основанием новой колонии, при гибели животных в промежуточных территориях.

3. От чего зависит размер ареала?

Размеры ареалов могут быть различными. Имеются весьма обширные – космополитные и совсем незначительные – эндемичные ареалы. Размеры ареала зависят от подвижности вида, его экологической валентности и его возраста.

4. Какие причины влияют на плотность животных в ареале?

Плотность животных в ареале зависит от наличия совокупности благоприятных для вида условий. Как правило, наиболее заселены центральные территории ареала, где набор благоприятных условий наиболее полный. Ближе к границам ареала условия становятся менее благоприятными и плотность животных уменьшается.

5. Какие условия существования необходимы для жизнедеятельности животных?

Для разных видов животных существую свои условия, которые необходимы для жизнедеятельности. Можно выделить важнейшие условия необходимые большинству животных: достаточное количество пищи, воды, тепла, территории.

6. Каковы причины миграций? Приведите примеры.

Миграции животных обычно вызваны сменой условий среды. Миграции бывают возрастные, сезонные (регулярные), нерегулярные. Возрастные миграции связаны с поиском мест обитаний, соответствующих определенному возрасту. Примером могут стать миграции угрей. Сезонные миграции разнообразны и связаны с перемещением животных внутри ареала. Например, миграции перелетных птиц. Нерегулярные миграции сопровождаются выселением особей вида далеко за пределы ареала. Примером могут служить миграции леммингов, саранчи. В момент таких миграций большинство животных гибнет.

7. Чем можно объяснить, что Голарктическая область имеет такую большую площадь?

Голарктическая область занимает такую большую площадь, поскольку объединяет территории, которые не так давно потеряли сухопутную связь между собой. Именно поэтому фауна этих территорий сходна и может быть объединена в одну зоогеографическую единицу.

Задания

Используя различные источники информации, подготовьте сообщение о миграциях различных животных.

Загадки самоубийства леммингов нет, как нет и никакого самоубийства

Для биологов более ста лет одним из самых странных и загадочных явлений в естественной природе было внезапное массовое самоубийство леммингов, дружно бросавшихся с обрыва в воды моря. Финские ученые разбирались 15 лет с этой задачей, и нашли объяснение причинам столь неоднозначного поведения зверьков.

Оливер Гилг из Хельсинского Университета в Финляндии и его коллеги опубликовали результаты своих исследований по этой теме в выпуске журнала Science 31 октября. Необъясненные трагедии популяции этого грызуна, обитающего в высоких северных широтах, вызывали рождение легенд и мифов о том, что будто бы всякий раз, когда численность зверьков становится слишком огромной и пищи на всех не хватает, они объединяются в одно полчище и дружно совершают самоубийство, бросаясь с утесов в море. Исследователи говорят, что реальные причины подобного поведения леммингов более сложны.

Численность леммингов, как они говорят, легко регулируется благодаря жесткому контролю со стороны их естественных хищников: горностаев, песцов, снежных сов и поморников (чаек).

За 15 лет ученые собрали данные о леммингах и их хищниках с 75 квадратных километров восточной части острова Гренландия. Выяснилось, что периодически популяция леммингов может резко возрастать в 100 или даже 1000 раз от их первоначальный численности. Горностай является ключевым хищником, регулирующим баланс леммингов. Это в свою очередь повышает численность их естественных хищников, которые становятся столь многочисленными, что пожирают леммингов в гигантских количествах, и популяция последних резко падает. Следующая стадия - недостаток леммингов в среде расплодившихся хищников приводит к снижению и популяции хищников.

Циклы роста и снижения популяций хищников и добычи знакомы биологам, но интересным в этом случае с леммингами тем, что они почти подобны часовому механизму. Горностай является ключевым хищником, регулирующим баланс леммингов. Для него лемминги – это основной источник пропитания. Три других хищника - "универсалы" - они любят лакомиться леммингами, но также имеют и альтернативные источники пропитания. Поэтому только численность горностаев резко падает в течение года после снижения популяции леммингов.

Вопрос цикла леммингов оставался открытым в течение почти целого столетия. Различные школы спорили об этом. Это было очень горячей темой. Что же до необычного явления среди леммингов собираться в полчища, то оно обусловлено моментом, когда в период максимального роста их популяции, они вынуждены совершать миграции. Если на их пути встанет море, то приличная часть стаи не успеет заметить, как окажется там, так как зверьки смотрят лишь на хвосты друг друга и идут за ведущими. Поэтому если и ведущие увидят обрыв, то даже резко остановившись, не смогут остановить всю массу позади бегущих, которые просто столкнут их и начнут падать сами. Но это не значит, что вся стая поголовно будет топиться и упавшие в воду зверьки утонут. Они неплохо плавают и сумеют выбраться затем на берег, где снова соберутся в стаю и продолжат миграцию.

Ареал – строго определенная территория, занимаемая определенным видом животных. Размеры и формы ареалов зависят: 1) от возможностей вида приспосабливаться к неблагоприятным условиям обитания; 2) от возможностей преодолевать жизненные препятствия; 3) от возможностей конкурировать с другими видами за пищу, свет, тепло, места размножения и развития. Зоогеографическая область – территории, характеризующиеся набором видов животных, отличающихся от обитающих на других территориях.

Характеристика ареалов Ареалы Сплошной Определение Пример Разорванный Реликтовый Распространение вида во всех подходящих для него местообитаниях. Разобщение сплошного ареала на два или несколько изолированных участков. Занимается видами, сохранившимися со времени прошлых геологических эпох. Сорока голубая на Пиренейском полуострове и Дальнем Востоке. Гаттерия на островах Новой Зеландии. Белый медведь за Полярным кругом.

Виды животных Реликты Космополиты Эндемики Реликты – сохранившиеся со времени прошлых геологических эпох (гаттерия, некоторые виды жужелиц). Космополиты – виды животных, встречающиеся на большей части областей Земли (немного, комнатная муха, городской воробей, серая крыса, коловратки, пресноводные ракообразные). Эндемики – виды, роды, семейства животных, ограниченные в своем распространении, живущие на определенных участках, нигде больше не встречаются (утконос, латимерия, розовая чайка). Границы ареала могут расширяться сужаться оставаться постоянными

Миграции Миграции – это закономерные перемещения животных, связанные со сменой мест обитания и вызванные изменениями условий существования. миграция возрастная Периодическая = сезонная Непериодическая = нерегулярная

Закономерности размещения животных. Миграции. (самостоятельная работа с текстом учебника с. 263, 264 и выполнением заданий 5, 6, 7, 8, 9 в рабочей тетради с. 131, 132 МИГРАЦИИ Периодические (сезонные) Непериодические (выселение особей из ареала) (перемещения внутри ареала) массовые выселения под действием сезонные, суточные необычного ухудшения условий вертикальные в горах, толще воды, (засуха, пожар), перенаселение почве; движение проходных рыб (недостаток корма) из морей в реки и наоборот Возрастные поиск необходимых условий существования для особи определенного возраста Изучение миграций проводят мечением животных, проведением эксперимента

Если соединить на карте крайние точки, в которых обнаружен определенный вид животного, то мы получим область его распространения. Нельзя ожидать четких границ, когда ареал заселен не сплошь, а отдельными участками. Это связано с мозаичностью биотопов, входящих в пределы всей области, где живет вид. Кроме того, учет самых крайних точек может привести к завышению площади ареала.

Неизменными границы ареалов долгое время остаются лишь там, где вид из-за трудно преодолимых преград не имеет возможности расселяться: в горах, на побережьях или в областях, где нет необходимой растительной пищи. Таким образом, за исключением горных долин, оазисов и островов, четко ограничена может быть только часть области распространения вида.

Другие границы проводятся соответственно климатическим или биотическим градиентам. Под биотическим ограничивающим фактором подразумевается постепенное ухудшение условий жизни в результате сокращения пищевой базы (растений, добычи или хозяев) и нехватки мест для гнездования или укрытий. Непостоянство погоды, в особенности длительные изменения климата, которые могут продолжаться годами, десятилетиями, столетиями и даже тысячелетиями, приводит, естественно, к смещению границ ареалов, определяемых условиями температуры или влажности. Короче говоря, с изменением экологических условий область распространения вида то расширяется, то сокращается. При сокращении могут возникать разрывы ареала, при последующем расширении части ареала снова сливаются.

Независимо от этого отдельные особи благодаря своей большей индивидуальной устойчивости могут проникнуть дальше других по градиенту фактора. Кроме того, временами вид получает особенно благоприятные возможности для размножения. И тогда возрастание численности приводит к увеличению популяционного давления и вынужденному заселению новых, менее подходящих областей.

Следовательно, видовые границы нельзя рассматривать как нечто застывшее . К тому же следует учитывать возможность включения в фаунистические списки и карты ареалов случайных находок отдельных животных. Вряд ли кому придет в голову вносить поправки в карты распространения тех или иных птиц, если они встретятся далеко за пределами хорошо известных ареалов. А такие сообщения то и дело появляются в орнитологической литературе. Труднее принять решение, если представителя малоизученной группы вдруг обнаруживают в 20 км от ранее известной крайней точки его нахождения.

Смещение границ ареалов не всегда удается объяснить изменениями условий среды. В таких случаях можно предположить, что заселение пограничной области произошло в результате возникновения мутаций и действия естественного отбора. Именно генетическими изменениями, по-видимому, вызвано чрезвычайно быстрое расселение кольчатой горлицы, поражающее своей внезапностью.

Некоторые животные имеют разорванные ареалы. Это характерно для горных, водных и пещерных видов. Для них единый ареал невозможен по экологическим причинам. Но нередко возникновение больших разрывов между частями ареала вызвано историческими причинами. Под разрывом мы понимаем полное отсутствие обмена между популяциями или расами. Один из наиболее известных примеров - тапиры, которые живут сейчас только в Южной Америке и Юго-Восточной Азии. Далее следует назвать (Desmana ) и голубую сороку (Cyanopica cyanus ), встречающихся на Пиренейском полуострове и в Восточной Азии, а также (Misgurnus fossilis ). Во всех этих случаях речь идет о реликтовых ареалах ранее широко распространенных родов или видов. Разрыв ареалов выхухолей, голубой сороки и вьюна, вероятно, обусловлен оледенениями. Тапиры же вымерли в промежуточной области еще раньше, так и не достигнув Африки.

Насколько различны формы ареалов, часто без видимой на то причины, легко заметить, перелистав любую книгу с картами распространения животных.

Ареалы родственных и дологически близких видов или родов часто соприкасаются, почти не перекрываясь. Животные как бы сменяют друг друга. Это явление, так же как и экологическое замещение одного вида другим в отдаленных областях, называют викариатом, а сами виды - викариирующими. В Европе, например, викариируют два близких вида соловьев, обыкновенный и южный, а из земноводных - и . У жерлянок неполный географический викариат возникает на основе экологического, так как краснобрюхая жерлянка встречается в основном на равнинах, а желтобрюхая преимущественно в горах.

Литература: У. Зедлаг. "Животный мир Земли". Издательство "Мир" Москва 1975.
Перевод с немецкого канд. биол. наук. Н. В. Хмелевской.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: