Зенитная артиллерия германии среднего и крупного калибра во второй мировой войне. Андрей харук - артиллерия вермахта

Создания


Версаль - название, которое в 1920-е гг. ассоциировалось прежде всего не с роскошным дворцовым комплексом в окрестностях Парижа, а с мирным договором 1918 г. Одним из итогов Первой мировой войны была ликвидация военного могущества Германии. Об этом победители позаботились. Особое внимание уделили артиллерии. Германии было запрещено иметь тяжелую артиллерию, а в парке полевой оставили лишь два типа артсистем - 77-мм пушки F.K. 16 и 105-мм легкие гаубицы le.F.H. 16. При этом количество последних ограничивалось 84 единицами (из расчета 12 единиц на каждую из семи дивизий рейхсвера), а боезапас к ним не должен был превышать 800 снарядов на ствол.

Гаубица le.F.H. 18, изготовленная в 1941 г.

Подобное решение противоречило опыту, накопленному германской армией во время Великой войны. К началу боевых действий полевая артиллерия германских дивизий (так же, как и французских и русских) состояла, главным образом, из легких пушек, идеально подходивших для маневренной войны. Но переход боевых действий в позиционную фазу вскрыл все недостатки этих артиллерийских систем, прежде всего настильную траекторию огня и малую мощность снаряда, что в совокупности не позволяло эффективно поражать полевые укрепления. Германское командование быстро извлекло уроки, оперативно оснастив войска полевыми гаубицами. Если соотношение количества пушек к гаубицам в 1914 г. составляло 3:1, то в 1918 г. - только 1,5:1. Версальский же трактат означал откат назад не только в абсолютном количестве гаубиц, но и в удельном весе этих орудий в артиллерийском парке рейхсвера. Естественно, подобная ситуация никоим образом не устраивала военное руководство Германии. Уже в середине 1920-х гг. ясно осознавалась необходимость если не количественного, то качественного улучшения артиллерии, тем более что гаубица le.F.H.16 постепенно устаревала.

Версальский договор разрешил Германии текущее производство некоторого количества артсистем для восполнения потерь вследствие износа. Касательно 105-мм гаубиц это количество определялось в 14 орудий в год. Но важными были не количественные показатели, а сама принципиальная возможность сохранять артиллерийскую промышленность. При фирмах «Крупп» и «Рейнметалл» существовали конструкторские бюро, но их деятельность сковывало присутствие инспекторов Межсоюзнической военной контрольной комиссии. Эта комиссия официально закончила свою работу 28 февраля 1927 г. Таким образом, путь к созданию новых артсистем был открыт, и 1 июня того же года Отдел вооружений сухопутных войск (Heerswaffenamt) принял решение о начале разработки усовершенствованного варианта le.F.H. 16.

Работы над гаубицей велись концерном «Рейнметалл». Практически сразу стало ясно, что орудие будет по-настоящему новым, а не просто модификацией предыдущего образца. Главные усовершенствования были продиктованы требованиями военных увеличить дальность стрельбы и угол горизонтальной наводки. Для решения первой задачи применили ствол большей длины (первоначально 25 калибров, а в окончательном варианте - 28 калибров). Вторую задачу решили, применив лафет новой конструкции, базировавшийся на аналогичном узле не пошедшей в серию 75-мм дальнобойной пушки WFK.

К 1930 г. разработка новой гаубицы была завершена, и начались испытания. И проектирование, и испытания проводились в обстановке строгой секретности. Дабы замаскировать факт создания новой артсистемы, ей дали официальное наименование 10,5 cm leichte Feldhaubitze 18 - 10,5-см легкая полевая гаубица обр. 1918 г., или сокращенно le.F.H. 18. Официально же орудие приняли на вооружение 28 июля 1935 г.

Первый вариант

Валовое производство гаубиц le.F.H. 18 началось в 1935 г. Поначалу его осуществлял завод «Рейнметалл-Борзиг» в Дюссельдорфе. Впоследствии выпуск гаубиц наладили на предприятиях в Борсигвальде, Дортмунде и Магдебурге. К началу Второй мировой войны вермахт получил свыше 4000 le.F.H. 18, а максимальное месячное производство составило 115 единиц. Представляется интересным сопоставить трудоемкость изготовления и стоимость полевых орудий, производимых в то время в Германии.

Как видим, по экономическим показателям le.F.H. 18 существенно превосходила не только более тяжелые артсистемы (что вполне логично), но и даже 75-мм пушку.

Ствол новой гаубицы был длиннее, чем у предшественницы (le.F.H.16), на 6 калибров. Его длина составляла 28 калибров (2941мм). То есть по этому показателю le.F.H. 18 вполне можно отнести к гаубицам-пушкам. В конструктивном отношении ствол представлял собой моноблок с навинченной затворной частью. Затвор - клиновой горизонтальный. Нарезка ствола правосторонняя (32 нареза). Противооткатное устройство - гидравлическое (накатник - гидропневматический).

Благодаря более длинному стволу удалось существенно улучшить баллистические характеристики: начальная скорость снаряда при применении самого мощного заряда составила 470 м/с против 395 м/с у le.F.H. 16. Соответственно возросла и дальность стрельбы - с 9225 до 10675 м.

Как уже отмечалось, в le.F.H. 18 использовали лафет с раздвижными станинами. Последние имели клепаную конструкцию, прямоугольное сечение и оборудовались сошниками. Применение такого лафета позволило увеличить угол горизонтальной наводки по сравнению с le.F.H. 16 в 14(!) раз - с 4 до 56°. Немного увеличился и угол горизонтальной (так в тексте, речь идёт об угле вертикальной наводки, прим. ВВС) наводки - до + 42° против + 40°. В предвоенные годы такие показатели считались вполне приемлемыми для гаубиц. Как известно, за все приходится платить. Вот и за улучшение огневых данных пришлось заплатить весом. Масса le.F.H. 18 в походном положении возросла по сравнению с предшественницей более чем на шесть центнеров и достигла почти 3,5 т. Для такого орудия как нельзя более подходила механическая тяга. Но автомобильная промышленность не поспевала за росшим, словно на дрожжах, вермахтом. Поэтому основным средством транспортировки большинства легких гаубиц была шестиконная упряжка.

Переправа гаубицы le.F.H. 18 по понтонному мосту, Западная Европа, май-июнь 1940 г.

Первые серийные le.F.H. 18 комплектовались деревянными колесами. Затем их сменили литые колеса из легкого сплава диаметром 130 см и шириной 10 см, с 12 отверстиями облегчения. Колесный ход был подрессорен и оборудовался тормозом. Колеса гаубиц, буксируемых конной тягой, снабжались стальными шинами, поверх которых иногда надевали резиновые ленты. Для батарей на механической тяге применялись колеса со сплошными резиновыми шинами. Такое орудие буксировалось (без передка) полугусеничным тягачом со скоростью до 40 км/ч. Отметим, что для артиллерии на конной тяге нужен был целый день марша, чтобы преодолеть те же 40 км.

Кроме базового варианта для вермахта была подготовлена и экспортная модификация, заказанная в 1939 г. Нидерландами. Голландская гаубица отличалась от германской чуть меньшим весом и еще более увеличенными углами обстрела - до +45° в вертикальной плоскости и 60° в горизонтальной. Кроме того, она была приспособлена для стрельбы боеприпасами голландского образца. Из-за загруженности предприятий «Рейнметалл» производство гаубиц на экспорт осуществлял завод концерна «Крупп» в Эссене. После оккупации Нидерландов в 1940 г. около 80 гаубиц было захвачено немцами в качестве трофеев. После смены стволов их приняли на вооружение вермахта под обозначением le.F.H. 18/39.

Боекомплект

Для стрельбы из 105-мм гаубицы le.F.H. 18 применялись шесть зарядов. В таблице приведены данные при стрельбе стандартным осколочно-фугасным снарядом весом 14,81 кг.

В боекомплект гаубицы входила довольно широкая гамма снарядов различного назначения, а именно:
- 10,5 cm FH Gr38 - стандартный осколочно-фугасный снаряд массой 14,81 кг с зарядом тринитротолуола (ТНТ) весом 1,38 кг;
- 10,5 cm Pzgr - первый вариант бронебойного снаряда весом 14,25 кг (вес ТНТ 0,65 кг). Для стрельбы применялся заряд № 5. Начальная скорость составляла 395 м/с, эффективная дальность прямого выстрела - 1500 м;
- 10,5 cm Pzgr rot - модифицированный бронебойный снаряд с баллистическим наконечником. Вес снаряда 15,71 кг, ВВ - 0,4 кг. При стрельбе зарядом № 5 начальная скорость составляла 390 м/с, бронепробиваемость на дистанции 1500 м при угле встречи 60° - 49 мм;
- 10,5 cm Gr39 rot HL/A- кумулятивный снаряд весом 12,3 кг;
- 10,5 cm FH Gr Nb - первый вариант дымового снаряда весом 14 кг. При взрыве давал облако дыма диаметром 25-30 м;
- 10,5 cm FH Gr38 Nb - усовершенствованный дымовой снаряд весом 14,7 кг;
- 10,5 cm Spr Gr Br - зажигательный снаряд весом 15,9 кг;
- 10,5 cm Weip-Rot-Geshop - агитационный снаряд весом 12,9 кг.

Расчет немецкой гаубицы 10,5 cm leFH18 ведет обстрел Константиновского форта, защищавшего вход в Севастопольскую бухту. Вдалеке справа - Владимирский собор в Херсонесе. Дома вокруг - микрорайон Радиогорка.

Усовершенствованные модификации

Опыт первых месяцев Второй мировой войны наглядно показал, что легкие гаубицы le.F.H.18 представляют собой вполне эффективное . Но при этом в рапортах с фронта встречались нарекания на недостаточную дальность стрельбы. Простейшим решением этой проблемы было увеличение начальной скорости снаряда за счет использования более мощного метательного заряда. Но это обусловило необходимость уменьшить силу отката. Как следствие, в 1940 г. началось производство нового варианта гаубицы, оборудованного двухкамерным дульным тормозом. Эта система обозначалась le.F.H.18M (M - от Mündungsbremse, т.е. дульный тормоз).

Длина ствола le.F.H.18M с дульным тормозом составляла 3308 мм против 2941 мм у базовой модели. Возрос и вес орудия - на 55 кг. Специально для стрельбы на максимальную дальность разработали новый осколочно-фугасный снаряд 10,5 cm FH Gr Fern весом 14,25 кг (масса ТНТ - 2,1 кг). При стрельбе зарядом №6 начальная скорость составляла 540 м/с, а дальность стрельбы - 12325 м.

Производство le.F.H. 18M продолжалось до февраля 1945 г. В общей сложности изготовили 6933 таких орудия (в это число вошло и некоторое количество гаубиц базовой модели, выпущенных после начала Второй мировой войны). Кроме того, в ходе ремонта новый ствол с дульным тормозом получили и гаубицы le.F.H. 18.

Появление следующего варианта также было продиктовано опытом боевых действий - на этот раз на Восточном фронте, где в условиях бездорожья относительно тяжелые le.F.H.18 теряли свою подвижность. Даже трех- и пятитонные полугусеничные тягачи далеко не всегда могли преодолеть осеннюю распутицу 1941 г., что уж говорить о конных упряжках. В итоге в марте 1942 г. было сформулировано техническое задание на проектирование нового, более легкого лафета для 105-мм гаубицы. Но создание его и внедрение в производство требовало времени. В такой ситуации конструкторы пошли на импровизацию, наложив ствол гаубицы le.F.H.18M на лафет 75-мм противотанковой пушки Рак 40. Полученный в итоге «гибрид» приняли на вооружение под обозначением le.F.H.18/40.

Новое орудие имело почти на четверть тонны меньший вес в боевом положении, чем le.F.H.18M. Но лафет противотанковой пушки из-за малого диаметра колес не позволял ввести огонь на максимальных углах возвышения. Пришлось применить новые колеса большего диаметра. Изменили и конструкцию дульного тормоза, поскольку старый, «унаследованный» от le.F.H.18M, сильно повреждался при стрельбе новыми подкалиберными снарядами 10,5 cm Sprgr 42 TS. Все это задержало начало серийного производства le.F.H.18/40 до марта 1943 г., когда выпустили первую партию из десяти единиц. К июлю было сдано уже 418 новых гаубиц, а в общей сложности к марту 1945 г. изготовили 10245 le.F.H.18/40 (только в 1944 г. было выпущено 7807 таких орудий!). Производство le.F.H.18/40 осуществляли три завода - «Шихау» в Эльбинге, «Менк унд Хамброк» в Гамбурге и «Крупп» в Маркштадте.

Подготовка к стрельбе немецкой 105-мм гаубицы leFH18. На обратной стороне фото стоит штамп фотоателье с датой - октябрь 1941. Судя по дате и кепи на членах расчета - вероятно, на фото запечетлен артиллерийский расчет егерской части.

Предполагаемая замена

Принятие на вооружение гаубицы le.F.H.18/40 рассматривалось как паллиатив: все-таки примененный в ней лафет разрабатывался для пушки весом 1,5 т, а с наложением гаубичного ствола он оказался перегруженным, что вело к многочисленным поломкам ходовой части в процессе эксплуатации. Над новыми гаубицами калибра 105 мм продолжали работы конструкторы фирм «Крупп» и «Рейнметалл-Борзиг».

Прототип крупповской гаубицы, получивший обозначение le.F.H.18/42, отличался удлиненным до 3255 мм стволом с новым дульным тормозом. Дальность стрельбы возросла незначительно - до 12700 м. Так же незначительно (до 60°) увеличился горизонтальный угол обстрела. Отдел вооружений сухопутных войск забраковал это изделие, отметив отсутствие принципиального улучшения огневых характеристик по сравнению с le.F.H.18M и неприемлемое возрастание веса системы (свыше 2 т в боевом положении).

Более многообещающим выглядел прототип «Рейнметалла». Орудие le.F.H.42 имело дальность стрельбы 13000 и горизонтальный угол обстрела 70°. При этом вес в боевом положении составил всего 1630 кг. Но и в этом случае Отдел вооружений решил воздержаться от серийного выпуска. Вместо этого продолжалась разработка еще более «продвинутых» проектов фирм «Крупп» и «Шкода». В этих гаубицах применялись совершенно новые лафеты, обеспечивающие круговой обстрел. Но в итоге крупповская система так и не была воплощена в металл.

В Пльзене на заводе «Шкода» работы шли более успешно. Там построили прототип новой гаубицы le.F.H.43, но внедрить в производство так и не успели. Таким образом, le.F.H.18 и ее модификациям суждено было оставаться основой полевой артиллерии вермахта вплоть до конца войны.

Боевое применение

Как уже отмечалось, поставки le.F.H.18 в строевые части начались в 1935 г. В том же году было принято принципиальное решение об изъятии из дивизионной артиллерии пушек. Отныне артполки дивизий вооружались лишь гаубицами - 105-мм легкими и 150-мм тяжелыми. Следует, отметить, то это решение казалось отнюдь не бесспорным. На страницах специализированной прессы велась острая дискуссия по этому поводу. Сторонники пушек приводили, в частности, тот аргумент, что при одинаковом калибре гаубичные снаряды существенно дороже пушечных. Высказывалось и мнение, что с изъятием пушек дивизионная артиллерия утратит тактическую гибкость. Тем не менее руководство прислушалось к мнению «гаубичной фракции», стремясь стандартизировать вооружение, избежать многотипности в производстве и в войсках. Существенным аргументом в пользу гаубиц было стремление обеспечить огневое преимущество над армиями стран-соседей: в большинстве из них основу дивизионной артиллерии составляли пушки калибра 75-76 мм.

В предвоенный период каждая пехотная дивизия вермахта имела в своем составе два артполка - легкий (три дивизиона 105-мм гаубиц на конной тяге) и тяжелый (два дивизиона 150-мм гаубиц - один на конной тяге, другой моторизованный). С переходом на штаты военного времени тяжелые полки из дивизий изымались. В дальнейшем практически всю войну организация артиллерии пехотной дивизии оставалась неизменной: полк в составе трех дивизионов, а в каждом из них - три четырехорудийные батареи 105-мм гаубиц на конной тяге. Штатный состав батареи - 4 офицера, 30 унтер-офицеров и 137 рядовых, а также 153 лошади и 16 повозок.

Гаубица le.F.H.18 на позиции.

В идеале артполк пехотной дивизии насчитывал 36 105-мм гаубиц. Но в ходе боевых действий далеко не каждая дивизия располагала таким количеством орудий. В некоторых случаях часть гаубиц заменяли трофейными советскими 76,2-мм пушками, в других - сокращали количество орудий в батарее с четырех до трех или же замещали часть гаубичных батарей батареями 150-мм реактивных минометов Nebelwerfer 41. Поэтому не должен вызывать удивления тот факт, что, несмотря на массовое производство le.F.H.18, она не смогла полностью вытеснить из войск свою предшественницу - гаубицу le.F.H.16. Последняя применялась вплоть до конца Второй мировой войны.

Несколько отличалась от стандартной организация артполков фольксгренадерских дивизий, формировавшихся с лета 1944 г. В их составе было лишь два дивизиона двухбатарейного состава, но количество орудий в батарее увеличили до шести. Таким образом, фольксгренадерская дивизия имела 24 105-мм гаубицы.

В моторизованных (с 1942 г. - панцергренадерских) и танковых дивизиях вся артиллерия была на механической тяге. Четырехорудийная моторизованная батарея 105-мм гаубиц требовала значительно меньше личного состава - 4 офицера, 19 унтер-офицеров и 96 рядовых, а всего - 119 человек против 171 в батарее на конной тяге. Подвижные средства включали пять полугусеничных тягачей (из них один запасной) и 21 автомобиль.

Немецкая легкая полевая гаубица калибра 105 мм leFH18 в засаде, поставленная для стрельбы прямой наводкой.

Артиллерийский полк моторизованной дивизии накануне войны и во время польской кампании соответствовал по структуре полку пехотной дивизии - три трехбатарейных дивизиона (36 гаубиц). В дальнейшем он был сокращен до двух дивизионов (24 орудия). В танковой дивизии изначально имелись два дивизиона 105-мм гаубиц, поскольку в составе ее артполка был еще и тяжелый дивизион (150-мм гаубицы и 105-мм пушки). С 1942 г. один из дивизионов легких гаубиц заменялся дивизионом самоходной артиллерии с установками «Веспе» и «Хуммель». Наконец, в 1944 г. подвергся реорганизации единственный остававшийся в танковых дивизиях дивизион легких гаубиц: вместо трех четырехорудийных батарей в его состав ввели две шестиорудийные.

Кроме дивизионной артиллерии часть 105-мм гаубиц поступала в артиллерию РГК. Например, в 1942 г. началось формирование отдельных моторизованных дивизионов 105-мм гаубиц. Три дивизиона легких гаубиц (в общей сложности 36 орудий) входили в состав 18-й артиллерийской дивизии - единственного соединения такого типа в вермахте, просуществовавшего с октября 1943 г. до апреля 1944 г. Наконец, когда осенью 1944 г. началось формирование фольксартиллерийских корпусов, один из вариантов штатов такого корпуса предусматривал наличие моторизованного дивизиона с 18 le.F.H.18.

Немецкая легкая полевая гаубица калибра 105 мм leFH18, вид со стороны казенной части. Лето-осень 1941 г.

Стандартным типом тягача в моторизованных дивизионах 105-мм гаубиц был трехтонный полугусеничный тягач Sd. Kfz.11 (leichter Zugkraftwagen 3t), реже использовался пятитонный Sd. Kfz. 6 (mittlerer Zugkraftwagen 5t). Формируемые с 1942 г. дивизионы РГК комплектовались гусеничными тягачами RSO. Эта машина, простая и дешевая в изготовлении, представляла собой типичный «эрзац» военного времени. Максимальная скорость буксировки гаубиц составляла всего 17 км/ч (против 40 км/ч ля полугусеничных тягачей). К тому же, RSO имел лишь двухместную кабину, поэтому гаубицы буксировались с передком, на котором размещался расчет.

По состоянию на 1 сентября 1939 г. в вермахте насчитывалось 4845 легких гаубиц калибра 105 мм. Основная масса приходилась на орудия le.F.H.18, за исключением некоторого количества старых систем le.F.H.16, а также бывших австрийских и чешских гаубиц. К 1 апреля 1940 г. парк легких гаубиц возрос до 5381 единицы, а к 1 июня 1941 г. - до 7076 (в это число уже включены системы le.F.H. 18M).

К концу войны, несмотря на огромные потери, особенно на Восточном фронте, количество 105-мм гаубиц продолжало оставаться очень большим. К примеру, на 1 мая 1944 г. вермахт располагал 7996 гаубицами, а на 1 декабря - 7372 (правда, в обоих случаях учтены не только буксируемые орудия, но и самоходные 105-мм гаубицы «Веспе»).

Кроме Германии le.F.H.18 и ее варианты состояли на вооружении еще нескольких стран. Выше уже упоминалось о поставках модифицированных орудий в Голландию. Остальные иностранные заказчики получали гаубицы в стандартном исполнении. В частности, боевое крещение le.F.H.18, как и многие другие образцы вооружения и военной техники, прошла в Испании, куда было поставлено некоторое количество этих орудий. Еще до начала войны такие гаубицы были поставлены Венгрии, где получили обозначение 37М. Во время войны le.F.H.18 попали в Финляндию, а также в Словакию (последняя в 1943-1944 гг. получила 45 гаубиц le.F.H.18 для батарей на конной тяге и восемь le.F.H.18/40 для моторизованных батарей).

После войны гаубицы le.F.H.18, le.F.H.18M и le.F.H.18/40 еще длительное время (вплоть до начала 1960-х гг.) состояли на вооружении в Чехословакии, Венгрии, Албании и Югославии. Интересно, что в артиллерийских частях той же Венгрии до конца 1940-х гг. использовалась конная тяга. В Чехословакии же германские гаубицы модернизировали, наложив ствол le.F.H.18/40 на лафет советской 122-мм гаубицы М-30. Такое орудие получило обозначение le.F.H.18/40N.

Общая оценка

Легкие гаубицы le.F.H.18 и их усовершенствованные варианты, вне всякого сомнения, сыграли огромную роль в боевых действиях вермахта во время Второй мировой войны. Трудно назвать хоть одно сражение, в котором дивизионы этих орудий не принимали бы участие. Гаубица отличалась надежностью, большой живучестью ствола, составлявшей 8-10 тыс. выстрелов, и простотой обслуживания. В начале войны удовлетворительными были и баллистические характеристики орудия. Но когда вермахт столкнулся с более современным оружием противника (например, с английскими 87,6-мм гаубицами-пушками и советскими 76,2-мм дивизионными пушками), ситуацию удалось улучшить развертыванием массового производства гаубиц le.F.H.18M, а затем и le.F.H.18/40.

Эти орудия начали Вторую мировую войну, попав в объективы фотокамер во время штурма почтамта в Данциге . Они были основными в полевой артиллерии вермахта в годы Второй мировой войны, поставлялись союзникам Германии, а после войны разошлись по «горячим точкам» всего мира – некоторые образцы и сегодня можно увидеть в кадрах с Ближнего Востока и Африки. Воспроизведённая во множестве модификаций, 105-мм гаубица leFH 18 была современным эффективным орудием, простым в обслуживании, которое могло устанавливаться на различные лафеты и гусеничную технику. Попробуем разобраться в истории её создания и серийного выпуска.

История появления leFH 18

Для начала сразу нужно обговорить одну крайне распространённую ошибку, которую делают многие любители военной истории, которые считают, что число «18» в обозначении leFH 18 – это год принятия гаубицы на вооружение. Это не так. Индекс был присвоен для того, чтобы скрыть от западных наблюдателей за соблюдением версальских ограничений новый образец оружия – на самом деле, leFH 18 была принята на вооружение 27 июля 1935 года. Производство началось несколько раньше, в 1934 году.

Вверху гаубица FH 98/09 (http://www.landships.info), внизу гаубица leFH 16 (https://commons.wikimedia.org)

Толчком к созданию leFH 18 послужило желание командования рейхсвера модернизировать хорошо зарекомендовавшую себя в боях Первой мировой войны leFH 16 – 105-мм лёгкую полевую гаубицу образца 1916 года, очередное орудие из линейки гаубиц фирмы «Крупп».

В 1909 году на вооружение немецкой армии была принята 105-мм полевая гаубица 98/09 (Feldhaubitze 98/09), производившейся фирмой «Крупп», которая, в свою очередь, являлась модернизацией полевой гаубицы образца 1898 года (Feldhaubitze 98). Это орудие имело лафет коробчатого сечения с нераздвижными станинами, земляной сошник и щит, ствол был небольшой длины – 1,68 м. Кроме немецкой армии, эта гаубица поставлялась в союзные Турцию и Болгарию. К началу Первой мировой войны в немецкой армии было 1144 гаубицы FH 98/09, а к концу войны 1260. Однако дальность стрельбы этого орудия была невелика, всего чуть больше 6000 м. Войска требовали большей дальности, особо это стало актуально после начала боевых действий.

Использование лафета от 12 cm Haubitze 12, разработанного по заказу Швейцарии, и удлинение ствола до 20 калибров, повлекшее увеличение массы орудия на 275 кг, позволили повысить начальную скорость снаряда на 130–150 м/с и увеличить дальность стрельбы до 10 км. Это орудие получило обозначение leFH 17, всего было выпущено 294 таких гаубицы. Однако изменения были сделаны лишь к 1917 году и запоздали – фирма «Рейнметалл» разработала свой образец, оказавшийся более удачным.

leFH 18: вид спереди, максимальный угол возвышения ствола (ЦАМО)

В начале 1914 года «Рейнметалл» на основе FH 98/09 создал свою гаубицу, удовлетворявшую требованиям артиллерийской испытательной комиссии, летом 1916 года была подготовлена первая экспериментальная батарея, а в сентябре того же года производство орудия, получившего обозначение leFH 16, было развёрнуто на заводе «Рейнметалл». Орудие должно было полностью заменить устаревшую FH 98/09. К 1918 году на всех фронтах использовались 3004 гаубицы leFH 16.

Ввиду военного положения лафет leFH 16 был унифицирован с FH 98/09. При его создании старались использовать как можно больше деталей от лафета гаубицы фирмы «Крупп». Одинаковыми были также снаряды, зарядные гильзы и пороховые заряды. Ствол был длиннее, чем у FH 98/09 – его длина составляла 2,29 м, вес в боевом положении был меньше на 120 кг. Дальность стрельбы модернизированным снарядом FHGranate 98 («сигарообразным», C-Geschoss) достигала 9700 м.


Гаубица leFH 18 в боевом положении. Хорошо видны станины (ЦАМО)

По сути, leFH 16 не была новой конструкцией, это было скорее временное решение, которое служило для быстрого достижения результата доступными средствами и отлично себя зарекомендовало. До конца 20-х годов специалисты считали leFH 16 превосходным орудием с отличными баллистическими характеристиками, эффективным и достаточно манёвренным. Получить эти оценки удалось за счет ряда небольших изменений, которые воплотились в орудии, получившем обозначение 10,5 cm leFH 16 nA (neuer Art – нового образца). До принятия на вооружения leFH 18 именно она была стандартной гаубицей дивизионной артиллерии и широко применялась до 1945 года.

В 1933 году в Рейхсвере было всего 28 лёгких гаубиц leFH 16, в 1934 году – 496, в 1935 году – 568, в 1936 году – 728, а в 1937 году – уже 980. Базовая структура дивизионной артиллерии вермахта сформировалась с учётом производства leFH 16.

В июне 1927 года отдел испытаний управления вооружений сухопутной армии потребовал разработки новой лёгкой полевой гаубицы. Проекту была присвоена вторая степень очерёдности – «приоритетные работы/первоочередные работы». В 1928 году началась подготовка расчётов и проектов – сначала для ствола длиной 25 калибров, затем 28 калибров. В начале 30-х годов «Рейнметалл» начал производство leFH 18.


Гаубица LeFH 18M на деревянных колёсах. Орудие выпуска 1934 года

Почти все основные характеристики leFH 16 были значительно превзойдены:

  • длина ствола была увеличена на 6 калибров (63,1 см) – до 294,1 см;
  • начальная скорость снаряда увеличилась на 79 м/с – до 470 м/с;
  • максимальная дальность стрельбы увеличилась на 1400 м – до 10 675 м.

Наконец удалось выйти за предел требований военных необходимой дальности стрельбы – 10 км. Для этого вес снаряда был уменьшен почти на 1 кг при незначительно увеличенном весе взрывчатого вещества – до 1,845 кг. Ценой всех усовершенствований, которые были тщательно выверенными и продуманными, стало увеличение веса примерно 500 кг по сравнению с leFH 16 – вес leFH 18 в боевом положении составлял чуть больше 2000 кг.

Устройство leFH 18

Принципиально новым, отличным от leFH 16, был лафет с раздвижными станинами с клиновидным запиранием затвора и большими откидными сошниками, а также подвеска лафета. Боевая ось была снабжена рессорами, и в случае поломки в экстренной ситуации её можно было закрепить и использовать для медленного марша со скоростью не более 8 км/час.


Колеса leFH 18: слева литое из лёгкого сплава, справа деревянное с резиновой шиной

Благодаря трём точкам опоры, лафет с раздвижными станинами стал значительно более устойчив, что было немаловажно при увеличившийся начальной скорости снаряда. Существенно увеличился угол горизонтального обстрела – на 28° с каждой стороны, что стало большим преимуществом при стрельбе прямой наводкой.

В 1936 году были внедрены в производство более простые в производстве литые колеса из лёгкого сплава диаметром 130 см, с ободом шириной 10 см и стальными шарикоподшипниками. До этого использовались колёса с деревянными спицами и резиновыми шинами. Новые колёса были более крепкими и обеспечивали легкость хода. Вместо использовавшегося ранее тросового был введен более эффективный тормоз с внутренним расположением колодок и тормозными барабанами. При механической тяге из-за увеличения скорости и тягового усилия применялся дополнительный пневматический тормоз. Тем не менее, в войсках продолжали использоваться и деревянные колеса, в некоторых случаях могли устанавливаться деревянные колеса от leFH 16.


Вверху leFH 18, буксируемая тягачом, на колесо из лёгкого сплава надета резиновая шина (http://www.warrelics.eu), внизу leFH 18 на конной тяге (http://historywarsweapons.com)

Применение механической тяги имело значительные преимущества перед конной: дальность суточного перехода в первом случае была в 6–10 раз больше, скорость передвижения составляла до 40 км/ч, выше была мобильность в ходе боя, не нужен был фураж для лошадей, требовалось меньше людей. При транспортировке орудие цеплялась напрямую без передка к лёгкому или среднему полугусеничному тягачу-транспортёру.

Щитовое прикрытие новой гаубицы больше не было прямоугольным, а приобрело сложную трапециевидную форму с неровным большим основанием вверху. Снизу к лафету прикреплялся откидной щиток, применявшийся на боевой позиции для защиты ног расчета от пуль и осколков. Новым был накатник ствола, расположенный сверху ствола, который с помощью сжатого воздуха после отката возвращал ствол в боевое положение. Устройство состояло из пневматического цилиндра, цилиндра сжатия и поршня со штоком.


Гаубица leFH 18M. Орудие, модернизировано из leFH 18, использовалось в армии Финляндии

Верхний станок в люльке лафета имел тормоз отката с кожухом и гидравлическим компенсатором, содержащим 6,2 л жидкости для тормоза отката. На верхнюю часть ствола был установлен накатник, наполненный 3 л сжатого воздуха и 5,4 л жидкости под давлением 55 атмосфер, который сразу после выстрела возвращал ствол в боевое положение. Направляющие полозья/рёбра люльки были удлинены назад – прежде всего, ради увеличения вертикального угла обстрела до 42°. При максимальной нагрузке на ствол во время выстрела направляющие периодически «вылетали».

Призматический клиновой затвор с кривошипом на казённой части ствола оснащался запирающим механизмом/предохранителем и выбрасывающим механизмом.


Гаубица leFH 18/40 (http://hobby-games.com.ua)

Наводчик располагался слева и осуществлял наводку по горизонту, наводка прицела по вертикали не была жестко связана со стволом: 2-й номер расчета осуществлял наводку по вертикали и отвечал за производство выстрела. Прицельное приспособление при таком способе наведения орудия имело бы сложную конструкцию, но было упрощёно путём внедрения индикаторного прицела с указателем дистанционных шкал прицела и орудийной стрелкой, что позволяло наводчику устанавливать вертикальную наводку независимо от ствола, а 2-му номеру расчёта нужно было только выравнивать стрелки на индикаторе, вращая маховик вертикальной наводки. Также имелась возможность быстрой наводки на подвижные цели, в том числе танки, что позволяло эффективно использовать leFH 18 с обученным расчётом на прямой наводке.

Ствол-моноблок выдерживал от 8000 до 10 000 выстрелов.

Модификации leFH 18 на колёсном лафете

По заказу правительства Нидерландов в 1939 году на заводе «Крупп» в Эссене был произведён экспортный вариант leFH 18, отличавшийся от немецкого стволом и небольшими конструктивными отличиями: при чуть меньшем весе орудия были увеличены вертикальные (+45°) и горизонтальные (60°) углы обстрела. Ствол был приспособлен для стрельбы снарядами, использовавшихся в армии Нидерландов. В 1940 году, после захвата Нидерландов, экспортные гаубицы в количестве около 80 штук стали трофеями вермахта и были приняты на вооружение армии Германии как leFH 18/39.


Гаубица leFH 18 на боевой позиции. Орудие камуфлировано (ЦАМО)

В 1941 году была предложена другая модернизация: на гаубицу стал устанавливаться сменный лейнер, что улучшило характеристики ствола и увеличило дальность стрельбы на 1700 м (до 12 325 м). Также стал устанавливаться дульный тормоз 60 см длиной, препятствовавший откату ствола. При выстреле поток газов попадал в две камеры дульного тормоза и рассеивался вбок и назад, что гасило значительную часть энергии отката, и таким образом уменьшался откат ствола. Начальная скорость снаряда при этом увеличилась на 70 м/с. Эта модификация стала обозначаться leFH 18М.

В марте 1942 года Гитлер лично потребовал совместить leFH 18 с лафетом от 7,5 см Pak 40. В тот же день «Рейнметалл-Борзиг» получила задачу проработать эту модификацию. Уже 15 октября она была готова для запуска в производство. После того, как в марте 1943 года первые 10 гаубиц были приняты вермахтом, в апреле 1943 года начался их массовый выпуск, а с 15 сентября того же года – и систематическая поставка в войска. Этот гибрид получил обозначение leFH 18/40.

К моменту сражения под Курском число leFH 18/40 достигло 418, а в совокупности выпуск этой модификации составил более половины всего производства лёгких полевых гаубиц за всё время.


Гаубица leFH 18 на боевой позиции, вид спереди (ЦАМО)

Модификация leFH 18/40 была одним из вынужденных решений, принятых под давлением условий военного времени. Ввиду большого количества имеющихся лафетов для 7,5 см Pak 40 производства «Рейнметалл-Борзиг» и большого спроса на leFH 18 инженеры и технологи производства в целях упрощения и унификации соединили верхний станок гаубицы со слегка модифицированным нижним станком от Pak 40. Такое изменение перераспределило роли номеров расчёта leFH 18/40: подъёмный механизм и спуск (у leFH 18 они были справа) переместился с правой стороны на левую, к наводчику орудия.

Орудие получило двойное подрессоривание боевой оси за счёт использования торсионов, которые при раздвигании станин автоматически разъединялись (приводя орудие в боевое положение). Была повышена эффективность дульного тормоза (за счет измененной конструкции) и улучшена проходимость за счет увеличения ширины обода колеса (вес leFH 18/40 больше чем Pak 40). Поскольку вес орудия в боевом положении снизился на 240 кг (в сравнении с leFH 18), устойчивость орудия также снизилась, несмотря на то, что высота линии огня уменьшилась. Угол горизонтального обстрела был увеличен до 60°. Тем не менее, станины лафета оказались слишком слабыми и гнулись при больших углах возвышения и максимальном заряде.


Гаубица leFH 18 на стрельбе прямой наводкой. НИЗАП, 20 августа 1942 года (ЦАМО)

Кроме того, фирмы «Рейнметалл», «Крупп» и «Шкода» до 1945 года разработали несколько усовершенствованных проектов и прототипов, которые в первую очередь были нацелены на увеличение максимальной дальности стрельбы и переход от прежнего колёсного лафета к лафету на вращающейся платформе.

Гаубица leFH 18/42 производства фирмы «Крупп» с длиной ствола 31 калибр по факту являлась улучшенной моделью гаубицы leFH 18M со стволом 28 калибров, за счёт чего дальность стрельбы увеличилась до 12 700 м.

Гаубица leFH 42 представляла собой улучшенный образец гаубицы leFH 18/40 с первоначальной максимальной дальностью стрельбы 13 000 м, но с меньшим на 170 кг весом (1630 кг), электроспуском и накатником под стволом в люльке, что позволяло уменьшить профиль орудия, и широким ободом колеса.


Слева рабочее место наводчика, справа надставка для прицела для стрельбы поверх щита (ЦАМО)

По-настоящему революционные проекты под обозначением leFH 43 фирм «Крупп» и «Шкода» использовали лафет с крестовидным основанием по типу 8,8 см Flak и 8,8 см Pak 43 для кругового обстрела, и после войны использовались во Франции и Швеции. Образец I фирмы «Крупп» с длиной ствола 28 калибров при начальной скорости снаряда в 720 м/с показал на полигонных испытаниях максимальную дальность стрельбы 15 000 м. Образец II фирмы «Крупп» имел длину ствола 35 калибров, что приближало ствол к стволу 100-мм пушки, и стрелял реактивными снарядами на дальность 16 500 м.

Производство leFH 18

В 1939 году в немецкой армии было 4862 гаубицы leFH 18. Количество принятых на вооружение leFH 18 на колёсном лафете с сентября 1939 по февраль 1945 гг. составляло 6933 единицы, максимальное количество было принято в 1940 и 1943 годах.

С марта 1943 по март 1945 гг. было принято 10 245 гаубиц leFH 18/40, из них 7807 – в 1944 году. Помимо колёсных лафетов, leFH 18 устанавливались на различные самоходные шасси, поэтому при подсчёте общего количества произведённых гаубиц надо учитывать и их.


Нижний станок гаубицы leFH 18 (ЦАМО)

Орудий модификации leFH 18/2, установленных на «Веспе» (Panzerhaubitze Wespe, Sd.Kfz. 124, Geschützwagen II für le.F.H.18/2 (Sf.) Wespe) было выпущено с февраля 1943 по май 1944 гг. 662 единицы. С марта 1943 по март 1945 гг. также было выпущено 1264 Sturmhaubitze 42 (StuH 42 , 105-мм самоходная гаубица образца 1942 года).

У «Рейнметалла» и «Круппа» не хватало собственных производственных мощностей для исполнения других контрактов, поэтому в 1942 году они передали всё производство leFH 18 шести фирмам в Пильсене, Альтоне (район Гамбурга), Эльблонге, Магдебурге, Дортмунде и Борзигвальде.

Всего у промышленности было принято 19 104 гаубиц leFH 18 в 24 различных версиях, при этом leFH 18 оставалась стандартным орудием вермахта до 1945 года.

Изучение трофейных leFH 18 в СССР

Первые образцы leFH 18 были захвачены Красной армией уже в начале войны, но до полноценного изучения на полигонах Главного артиллерийского управления (ГАУ) дело дошло только в 1942 году. Из сохранившихся архивных документов видно, что исследованию подвергались немодернизированные leFH 18 ранних выпусков на колесах из легкого сплава. Исследования проходили независимо друг от друга на Гороховецком артиллерийском научно-исследовательском полигоне (АНИОП) и на научно-испытательном зенитном артиллерийском полигоне ГАУ (НИЗАП).

В документах НИЗАП гаубица обозначается как «105-мм лёгкая полевая гаубица образца 1934 года» – т.е., именовали орудие по году начала производства, а не принятия на вооружение. В ходе исследований орудия разбирались до винтика и описывались. Итогом исследований стал отчёт по научно-исследовательской работе и краткое описание орудия. Наибольший интерес представляет отчёт по НИР: в нем отмечены детали конструкции, привлёкшие внимание советских артиллеристов, при этом часть технических решений была впоследствии применена в советских артсистемах.


Гаубица leFH 18, вид со стороны расчёта (ЦАМО)

В выводах по итогам изучения leFH 18 на НИЗАП указывается, что гаубица, определённая как дивизионная, может перевозиться как конной, так и механической тягой, при этом её проходимость и манёвренность оценены как удовлетворительные. Общая компоновка и конструкция системы также сочтены удовлетворительными и представляющими интерес. Устройство системы, разборка и сборка сочтены простыми, в производстве гаубица тоже должна была быть проста. Заменителей и остродефицитных металлов в системе не отмечено, применение сварки, клёпки и литья оценено как равномерное. Отмечено, что широко применяется штамповка.

Конструкция ствола вызвала интерес в части переднего захвата и крепления трубы в казённике, который отличался значительной простотой обработки. Ввиду значительной простоты обработки трубы и разборки ствола, в случае разгара, не требовалось лейнирование – отмечалось, что дешевле заменить трубу. Указывалось, что затвор в эксплуатации удобен, его разборка и сборка просты. Вызвали интерес конструкция боевой плитки и вставные втулки, которыми выполнялись сложные по конфигурации отверстия.

В конструкции люльки были отмечены её сварная цапфенная обойма, крепление на люльке переднего конца накатника и конструкция линейки указателя.

В противооткатных устройствах заслуживающим изучения названы компенсатор и водяное охлаждение тормоза отката. Отмечалось, что компенсатор очень прост по устройству и значительно проще, чем пружинные компенсаторы, применяющиеся в советской артиллерии. Кроме того, вызвали интерес уплотняющие устройства в местах герметичных соединений, конструкция пробок, расположение вентиля в накатнике.

Верхний станок орудия вызвал интерес своей простотой и лёгкостью, а прицел – конструкцией корзины панорамы и надставкой к ней, позволяющей производить наводку поверх щитового прикрытия.

Пристального внимания удостоился нижний станок – внимательно были изучены ходовая часть, автоматическое включение и выключение подрессоривания и приведение орудия к трём точкам опоры, закрепление станин по-боевому, соединение станин в походном положении, летние откидные сошники.

По итогам исследований на полигонах ГАУ были получены следующие тактико-технические характеристики орудия:

  • длина ствола – 28 калибров;
  • число нарезов – 32;
  • крутизна нарезки – 15°;
  • длина отката – 1150 мм;
  • длина системы в боевом положении – 5750 мм;
  • ширина системы в боевом положении – 4800 мм;
  • высота системы в боевом положении (угол наводки 0/40°) – 1800/2850 мм;
  • высота линии огня – 1180 мм;
  • клиренс – 390 мм;
  • ширина хода – 1560 мм;
  • вес системы в боевом положении – 1980 кг;
  • вес системы в походном положении (для конной тяги) – 3265 кг;
  • угол вертикального обстрела – от −5 до +40°;
  • угол горизонтального обстрела – 56°;
  • вес снаряда – 14,81 кг;
  • расчёт орудия – 6–7 человек;
  • скорострельность – 4–6 выстрелов в минуту.

Немаловажно, что на полигоны ГАУ leFH 18 попала всего с одним зарядом, и о том, что заряд переменный и от него зависит дальность стрельбы и начальная скорость снаряда, узнали лишь несколько позднее. Всего к орудию предусматривалось пять основных зарядов и один специальный. Для leFH 18 был разработан широкий спектр снарядов (более 20 типов): осколочно-фугасных, бронебойных, кумулятивных, агитационных, учебных и практических.

Заключение

Гаубица leFH 18 предназначалась для уничтожения и подавления живой силы, расположенной открыто или находящейся за лёгким укрытием, для подавления огневых точек и разрушения лёгких полевых укрытий, для действия по танкам или бронемашинам, для борьбы с артиллерией. Данная статья не претендует на полноту – она лишь рассказывает об истории появления и создания leFH 18. Количество модификаций и вариантов установки орудия на разные лафеты и самоходные шасси открывает огромные возможности для изучения. Это орудие оказалось очень удачным, технологичным в производстве и простым в обслуживании и ремонте и по праву может считаться одним из достижений немецкой оружейной мысли.

Источники и литература:

  1. Документы фонда ГАУ, ЦАМО
  2. Joachim Engelmann. Deutsche Leichte Feldhaubitzen 1935–1945. Arbeitspferde der Divisionsartillerie – Podzun Pallas Verlag, 1990
  3. Joachim Engelmann. German light field artillery 1935–1945 – Schiffer Publishing, 1995
  4. Справочник по германской артиллерии – М.: Воениздат, 1945
  5. Боеприпасы артиллерии бывшей германской армии. Справочник ГАУ ВС СССР – М.: Воениздат, 1946

Андрей Харук

АРТИЛЛЕРИЯ ВЕРМАХТА

Артиллерия Вермахта

Артиллерия являлась одним из главных элементов нацистской военной машины, тем не менее, она часто остается вне поля зрения современных исследователей, акцентирующих свое внимание на панцерваффе - броневом кулаке вермахта, и люфтваффе - его воздушных силах. Данная книга представляет собой попытку дать комплексную характеристику наземной артиллерии Германии времен Второй мировой войны, включая такие её рода, как полевая артиллерия (дивизионная и РГК), пехотная артиллерия (в т. ч. минометы), а также горная, реактивная, противотанковая и зенитная артиллерия. В книге рассмотрены организация артиллерии вермахта и войск СС, приведены основные сведения об организационно-штатной структуре артиллерийских частей и соединений, тактике их применения. Проанализирована материальная часть наземной артиллерии. Основной акцент сделан на буксируемых артсистемах, которые, в отличие от самоходных, практически не освещались в отечественных публикациях.

Детище Версаля (артиллерия рейхсвера, 1919–1935 гг.)

Поражение Германии в Первой мировой войне привело к подписанию Версальского мирного договора. Государства-победители, и в первую очередь - Франция, постарались всячески обезопасить себя от будущих потрясений, вызванных военной мощью Германии, и в положениях договора попытались максимально ограничить численность и вооружение рейхсвера - так назывались вооруженные силы Веймарской республики. Пойти на то, чтобы полностью запретить Германии иметь армию они не могли - это означало бы лишить крупное европейское государство одного из непременных атрибутов суверенитета. Но урезанная до «версальских» размеров немецкая армия уж точно не могла представлять угрозы соседям. Германии полностью запрещалось иметь целые рода оружия - такие, как боевые самолеты или танки. В отношении артиллерии Версальский договор оказался не столь радикальным - горстку артсистем было позволено сохранить. Но при этом жестко ограничивались не только такие параметры, как калибр орудий, но и даже запас снарядов на один ствол.

Полевая артиллерия рейхсвера состояла из семи артиллерийских полков - по числу пехотных дивизий.

Каждый артполк состоял из трех дивизионов трехбатарейного состава - двух пушечных и одного гаубичного. Кроме того, в составе 3-го и 6-го артполков имелось, соответственно, два и один конных артдивизиона - для трех кавалерийских дивизий рейхсвера. Гаубичные дивизионы вооружались 105-мм легкими полевыми гаубицами leFH 16 - всего рейхсвер мог располагать 84 такими гаубицами с боезапасом по 800 снарядов на ствол. В пушечных дивизионах имелись на вооружении 77-мм пушки FK 16. Исключение составляли 9-е батареи каждого артполка, вооруженные самоходными 77-мм зенитными пушками ВАК на автомобильном шасси. Кроме того, 4-я и 7-я батареи 7-го артполка имели на вооружении 75-мм горные пушки GebK 15. Таким образом, в артполках насчитывалось 204 пушки. Разрешенный боезапас составлял 1000 снарядов на ствол (для горных зенитных орудий - всего 400 снарядов на ствол).

Тяжелую артиллерию рейхсверу запрещалось иметь. Единственным исключением стал Кенигсбергский укрепленный район. Здесь было позволено сохранить 22 тяжелые артсистемы, в т. ч. шесть 105-мм пушек К 17, две 150-мм пушки К 16, 12 150-мм гаубиц sFH 13 и две 210-мм мортиры. Также в Кенигсберге позволялось иметь тяжелые зенитки - 12 88-мм и четыре 105-мм.

Строгие ограничения были введены и на производство артсистем. Полностью выпуск полевых орудий запрещен не был, но объем его не должен был превышать 14 единиц в год. А вот зенитные и противотанковые пушки производить запрещалось. Но немцы умело обходили эти ограничения. Хотя на территории Германии действовала Межсоюзническая военная контрольная комиссия, зачастую её представителей удавалось, что называется, обводить вокруг пальца. Известны случаи, когда накануне приезда инспекторов на завод, производящий вооружение, необходимое для этого оборудование перевозили на другое предприятие, находящееся на… противоположной стороне улицы! Естественно, после отъезда комиссии, все станки возвращались на свои места. Да и многие машиностроительные предприятия, перешедшие на выпуск мирной продукции, сохраняли станочный парк, позволяющий в кратчайшие сроки развернуть производство оружия. Важное значение имело разрешение Межсоюзнической комиссии сохранить несколько конструкторских бюро (КБ) вооружений. В частности, в области артиллерии работали «Круп» и «Рейнметалл» (с 1930 г. - «Рейнметалл-Борзиг»). Их деятельность также находилась под контролем, но это не смущало находчивых немцев. В частности, в 1921 г. концерн «Рейнметалл» начал в своем КБ в Берлине разработку новых тяжелых артсистем, запрещенных Версальским договором. Когда инспекторы открыли этот факт, КБ было закрыто. Но на деле большинство специалистов попросту переехали в городок Люнебургер Хейде, подальше от глаз контрольной комиссии, где и продолжили работу. А «Круп» вообще перенес разработку тяжелых орудий за пределы Германии, сотрудничая, в частности, со шведской фирмой «Бофорс». Когда же Межсоюзническая военная контрольная комиссия завершила свою работу (а это произошло 28 февраля 1927 г.), дальнейшую активность германской военной промышленности сковывали только «моральные» ограничения. Накопленный за время работы «в подполье» задел позволил в кратчайшее время создать и внедрить в производство целый ряд новых артсистем. Параллельно с конструкторами работали и технологи, внедряя передовые методы производства, и прежде всего - поточную сборку орудий.

Военные специалисты Германии также не особо утруждали себя соблюдением «духа и буквы» Версальского договора. Уже в 1924 г. в печать просочились сведения об учениях батареи 210-мм мортир - т. е. орудий, которых рейхсверу иметь запрещалось. Существенную помощь оказывали военные моряки. В частях береговой артиллерии сохранялись тяжелые артсистемы - по состоянию на 1926 г. имелось шесть дивизионов береговой артиллерии, насчитывавших в общей сложности 187 орудий (68 на Балтийском побережье и 119 - на побережье Северного моря). Кроме того, флот сумел укрыть от инспекторов 185 тяжелых полевых орудий в крепостях Пиллау и Свинемюнде. Впоследствии эти системы передали армии. Таким образом, с учетом орудий Кенигсбергского укрепрайона в конце 20-х гг. рейхсвер располагал двумя сотнями тяжелых артсистем - больше, чем имели армии Бельгии и Голландии вместе взятые. Подготовка артиллеристов сухопутных войск осуществлялась, среди прочего, в частях береговой артиллерии - здесь они приобретали необходимый опыт обращения с тяжелыми орудиями. Вообще же, рейхсвер отличался очень высоким уровнем подготовки личного состава. Поскольку всеобщая воинская повинность была запрещена Версальским договором, армия комплектовалась по контракту, и сроки службы были довольно длительными. Это позволяло готовить рядовых на уровне унтер-офицеров, а унтер-офицерам давать подготовку как у офицеров. Впоследствии именно благодаря наличию подобного кадрового костяка стало возможным быстрое численное увеличение германской армии.

На рубеже 20–30-х гг. в артиллерии рейхсвера станут заметными качественные изменения. В частности, в 4-м артполку в Дрездене была сформирована опытная батарея для стрельбы химическими снарядами. В 1930 г. в Ульме, а в 1932 г. в Кенигсберге формируются моторизованные батареи 150-мм гаубиц, применявшие в качестве средства тяги новые полугусеничные тягачи.

Приход к власти Гитлера 20 января 1933 г. ознаменовал крутой поворот в судьбе германской армии (да и не только армии, но и всей Германии, и всего мира…). 1 октября 1934 г. было объявлено об увеличении состава рейхсвера втрое - до 21 пехотной дивизии. Это привело к «почкованию» артиллерийских частей, в результате которого каждый из семи артполков сформировал ещё два. Таким образом, на базе 1-го АП создали 11-й и 21-й артполки, 2-го - 12-й и 20-й, 3-го - 8-й и 18-й, 4-го - 13-й и 14-й, 5-го - 9-й и 15, 6-го - 16-й и 19-й, и, наконец, 7-го - 10-й и 17-й артполки. После занятия Рейнской области было сформировано ещё 12 артдивизионов. Одновременно велись работы по отработке более совершенных организационных структур артиллерии. Своеобразным «полигоном» стала 2-я пехотная дивизия (ПД), дислоцированная в Штеттине. В составе её артполка сформировали дивизион (на конной тяге) и моторизованную батарею 150-мм гаубиц, а также батарею 105-мм пушек. В августе 1934 г. в составе дивизии появился штаб второго артполка, предназначенный для управления частями тяжелой артиллерии. А в IV (Дрезденском) военном округе началось формирование дивизионов 210-мм мортир. Рейхсвер ждал лишь официальной денонсации Версальского договора - чтобы превратится в вермахт…

Организация артиллерии вермахта

Полевая артиллерия

В течении первых месяцев войны на Восточном фронте немцы захватили несколько сотен советских 76-мм дивизионных пушек Ф-22 (обр.1936г.). Первоначально немцы использовали их в оригинальном виде в качестве полевых орудий, присвоили им название 7,62 cm F.R.296(r) .
Это орудие изначально проектировалось В.Г. Грабиным под мощный снаряд с гильзой бутылочной формы. Однако в последствии, по требованию военных было переделано под снаряд «трёхдюмовки». Таким образом, ствол и камора орудия имели большой запас прочности.

К концу 1941 года был разработан проект модернизации Ф-22 в противотанковую пушку 7,62 cm Pak 36(r) .

В пушке была расточена камора, что позволило заменить гильзу. Советская гильза имела длину 385,3 мм и диаметр фланца 90 мм, новая немецкая гильза была длинной 715 мм с диаметром фланца 100 мм. Благодаря этому метательный заряд был увеличен в 2,4 раза.
Для уменьшения силы отдачи немцы установили дульный тормоз.
В Германии ограничили угол возвышения 18 град, вполне достаточным для противотанковой пушки. Кроме того, были модернизированы противооткатные устройства, в частности был исключен механизм переменного отката. Органы управления перенесены на одну сторону.

Боекомплект 7,62 cm Pak 36(r) составляли германские выстрелы с осколочно-фугасными, бронебойными калиберными и кумулятивными снарядами. Которые не подходили к германским орудиям. Бронебойный снаряд, выпущенный с начальной скоростью-720 м/с пробивал на дистанции 1000 метров по нормали - 82 мм броню. Подкалиберный имевший скорость 960 м/с на 100 метрах пробивал – 132 мм.
Переделанная Ф-22 с новым боекомплектом к началу 1942г. стала лучшей германской противотанковой пушкой, а в принципе можно считать и лучшей противотанковой пушкой в мире. Вот только один пример: 22 июля 1942г. в сражении у Эль-Аламейна (Египет) расчет гренадера Г.Хальма из 104-го гренадерского полка выстрелами из Pak 36(r) в течении нескольких минут уничтожил девять английских танков.

Преобразование же не очень удачной дивизионной пушки в превосходную противотанковую было не итогом гениального мышления германских конструкторов, просто немцы следовали здравому смыслу.

В 1942г. немцы переделали 358 единиц Ф-22 в 7,62 cm Pak 36(r), в 1943г.- еще 169 и в 1944г-33.
Трофеем немцев стала не только дивизионная пушка Ф-22, но и ее капитальная модернизация - 76-мм Ф-22 УСВ (обр.1936г.)
Небольшое число орудий Ф-22 УСВ было переделано в противотанковые пушки, получившие названия 7,62 cm Pak 39(r) . Пушка получила дульный тормоз, в результате чего длина ее ствола увеличилась с 3200 до 3480. Камора была расточена, и из нее можно было стрелять выстрелами от 7,62 cm Pak 36(r), вес пушки вырос с 1485 до 1610 кг. К марту 1945г. вермахт располагал всего 165 переделанными трофейными противотанковыми пушками Pak 36(r) и Pak 39(r).

Орудие в открытой рубке устанавливалось на шасси лёгкого танка Pz Kpfw II. Данная ПТ САУ получила обозначение 7,62 cm Pak 36 auf Pz.IID Marder II (Sd.Kfz.132) . В 1942 заводом Alkett в Берлине изготовлено 202 САУ. САУ на на шасси лёгкого танка Pz Kpfw 38(t) получила обозначение 7,62 cm Pak 36 auf Pz.38(t) Marder III (Sd.Kfz.139) . В 1942 заводом BMM в Праге изготовлено 344 САУ, в 1943 из проходящих капитальный ремонт танков Pz Kpfw 38(t) переоборудовано ещё 39 САУ.

7,5 сm Pak 41 разработано компанией «Krupp AG» в 1940 году. Орудие изначально конкурировало (разрабатывалось параллельно) с 7,5 см PaK 40. Противотанковое орудие изначально создавалось как орудие с повышенной скоростью бронебойного снаряда.
При создании снарядов были использованы вольфрамовые сердечники, которые повышали бронепробиваемость.

Эта пушка относилась к орудиям с коническим каналом ствола. Калибр его менялся от 75-мм у казённика до 55-мм у дульного среза. Снаряд снабжался сминаемыми ведущими поясками.

Орудие благодаря своим особенностям обладало высокими показателями эффективного применения – снаряд обладавший скорость 1200 м/с пробивал по нормали150 мм гомогенной брони на расстоянии в 900 метров. Эффективная дальность применения – 1,5 километра.

Несмотря на высокие показатели, выпуск 7,5 сm Pak 41 был прекращён в 1942 году.
Всего изготовлено 150 штук. Причинами прекращения производства стали сложность производства и нехватка вольфрама для снарядов.

Созданную фирмой Rheinmetall в самом конце войны 8 cm PAW 600 по праву можно назвать первой гладкоствольной противотанковой пушкой стреляющей оперёнными снарядами.

Её изюминкой была система двух камор высокого и низкого давления. Унитарный патрон крепился к тяжелой стальной перегородке с маленькими прорезями, полностью закрывавшей отверстие ствола.

При выстреле внутри гильзы под очень большим давлением воспламенялось горючее, и образовавшийся газ проникал через отверстия в перегородке, удерживаемой на месте одним специальным штифтом, заполняя весь объем перед миной. Когда давление достигало 1200кг/см.кв (115 кПа) в каморе высокого давления, т.е внутри гильзы, а за перегородкой в каморе низкого давления - 550 кг/см. кв (52кПа), то штифт ломался, и снаряд вылетал из ствола. Таким способом удавалось решить ранее неразрешимую задачу- совместить легкий ствол со сравнительно высокой начальной скоростью.

Внешне 8 cm PAW 600 напоминала классическую противотанковую пушку. Ствол состоял из трубы-моноблока и казенника. Затвор - полуавтоматический вертикальный клиновой. Тормоз отката и накатник находились в люльке под стволом. Лафет имел трубчатые станины.

Основным выстрелом орудия был патрон Wgr.Patr.4462 с кумулятивным снарядом 8 см Pwk.Gr.5071. Вес патрона7 кг, длина 620 мм. Вес снаряда 3,75 кг, вес ВВ 2,7 кг, вес метательного заряда 0,36 кг.

При начальной скорости 520 м/с на дистанции 750 м половина снарядов попадала в мишень площадью 0,7х0,7 м. По нормали снаряд Pwk.Gr.5071 пробивал 145-мм броню. Кроме того, было выпущено небольшое число патронов с ОФ снарядами. Табличная дальность стрельбы ОФ снарядом 1500 м.

Серийное производство 8-см пушки велось фирмой «Вольф» в Магдебурге. Первая партия из 81 орудия была отправлена на фронт в январе 1945году. Всего фирма «Вольф» сдала в 1944году 40 орудий и еще 220 орудий в 1945году.
Для 8-см пушки в 1944году было изготовлено 6000 кумулятивных снарядов, а в 1945году - еще 28800.
К 1 марта 1945г. вермахт располагал 155 пушками 8 cm PAW 600, из которых 105 находилось на фронте.
В силу своего позднего появления и малочисленности, орудие не оказало влияния на ход войны.

Учитывая превосходные противотанковые возможности 88-мм зенитных пушек, знаменитых «ахт-ахт», немецкое военное руководство решило создать специализированное противотанковое орудие в этом калибре. В 1943 году, фирмой Krupp, с использованием деталей зенитного Flak 41, было создано противотанковое орудие 8,8 cm Pak 43.

Необходимость очень мощной противотанковой пушки диктовалась постоянно увеличивающейся бронезащитой танков стран антигитлеровской коалиции. Другим стимулом была нехватка вольфрама, использовавшегося тогда в качестве материала для сердечников подкалиберных снарядов 75-мм пушки Pak 40. Постройка более мощного орудия открывала возможности по эффективному поражению сильнобронированных целей обычными стальными бронебойными снарядами.

Орудие продемонстрировало выдающиеся показатели бронепробиваемости. Бронебойный снаряд с начальной скоростью-1000 м/с, на дистанции 1000 метров, при угле встречи 60 градусов - пробивал 205 мм броню. Она без проблем поражала любой танк союзников в лобовую проекцию на всех разумных дистанциях боя. Весьма эффективным оказалось действие 9,4 кг осколочно-фугасного снаряда.

В тоже время орудие с боевой массой около 4500 кг было громоздким и маломанёвренным, для его транспортировки требовались специальные гусеничные тягачи. Это сильно нивелировало его боевую ценность.

Изначально Pak 43 монтировалась на специализированном лафете, унаследованном от зенитной пушки. Впоследствии с целью упрощения конструкции и уменьшения габаритов её качающаяся часть была смонтирована на лафете 105-мм полевой гаубицы leFH 18, сходном по типу с лафетом 75-мм противотанковой пушки Pak 40. Этот вариант получил обозначение Pak 43/41.

Эту пушку можно назвать самой знаменитой и эффективной немецкой противотанковой пушкой Второй мировой войны.

Первыми эту пушку получили специализированные противотанковые дивизионы. В конце 1944 года пушки стали поступать на вооружение артиллерийских корпусов. Из-за сложной технологии производства и высокой стоимости было выпущено всего 3502 таких орудия.

На базе Pak 43 были разработаны танковая пушка KwK 43 и пушка для самоходно-артиллерийских установок (САУ) StuK 43 . Этими орудиями вооружались тяжёлый танк PzKpfw VI Ausf B «Tiger II» («Королевский тигр»), истребители танков «Фердинанд» и «Ягдпантера» , легкобронированная противотанковая САУ «Nashorn» .

В 1943 году фирмы Krupp и Rheinmetall на базе 128-мм зенитки FlaK 40 совместно разработали сверхмощное противотанковое орудие с длиной ствола в 55 калибров. Новое орудие получило индекс 12,8 сm PaK 44 L/55 . Поскольку на лафет обычной противотанковой пушки такой гигантский ствол установить возможным не представлялось, фирма «Мейланд», которая специализировалась на производстве трейлеров, сконструировала для пушки особый трёхосный лафет с двумя парами колёс впереди и одной сзади. При этом высокий профиль орудия пришлось сохранить, что делало пушку крайне заметной на местности. Вес орудия в боевом положении превысил 9300 кг.

Часть пушек устанавливалась на лафет французской 15,5 сm K 418(f) и советской 152-мм гаубицы пушки образца 1937 года (МЛ-20).

128-мм противотанковая пушка была самым мощны орудием этого класса Второй мировой войны. Бронепробиваемость орудия оказалась чрезвычайно большой - по некоторым оценкам как минимум до 1948 года в мире не было танка, способного выдержать попадание её 28-кг снаряда.
Бронебойный снаряд массой 28,3 кг, покидал ствол со скоростью 920 м/с, обеспечивал на дистанции 1500 метров пробитие 187 мм брони.

Серийное производство начато в конце 1944 года. Пушка поступала на вооружение тяжелых моторизованных дивизионов РГК, часто использовалась как корпусная пушка. Всего было произведено 150 орудий.

Низкая защищённость и мобильность орудия заставило немцев проработать вариант установки его на самоходное шасси. Такая машина была создана в 1944 году на базе тяжёлого танка «Королевский тигр» и получила название «Ягдтигр». С пушкой PaK 44, сменившей, соответственно, индекс на StuK 44 , он стал самой мощной противотанковой САУ Второй мировой войны - в частности, получены свидетельства о поражении танков «Шерман» с расстояния свыше 3500 метров в лобовой проекции.

Прорабатывались также варианты использования орудия в танках. В частности, знаменитый опытный танк «Маус» имел на вооружении именно PaK 44 в дуплексе с 75-мм орудием (в танковом варианте пушка именовалась KwK 44). Также планировалось установить пушку и на опытный сверхтяжёлый танк E-100.

Несмотря на свой неподъёмный вес и огромные габариты 12,8 cm PaK 44 произвело большое впечатление советское командование. В ТТЗ послевоенных тяжелых советских танков оговаривалось условие выдерживать обстрел из этого орудия в лобовой проекции.
Первым танком, способным выдержать обстрел из PaK 44, стал в 1949 году опытный советский танк ИС-7.

Оценивая германскую противотанковую артиллерию в целом, следует отметить наличие в её составе большого количества орудий разных типов и калибров. Что, несомненно, затрудняло снабжение боеприпасами, ремонт, обслуживание и подготовку расчётов орудий. В тоже время германская промышленность сумела обеспечить в больших объёмах выпуск орудий и снарядов. В ходе войны были разработаны и запущены в серийное производство орудия новых типов, способные эффективно противостоять танкам союзников.

Броня наших средних и тяжелых танков, которая в первые годы войны вполне обеспечивала надежную защиту от немецких снарядов, к лету 1943 г. стала явно недостаточной. Сквозные поражения стали массовыми. Объясняется это возросшей мощностью немецкой противотанковой и танковой артиллерии. Немецкие противотанковые и танковые пушки калибра 75- 88 мм с начальной скоростью бронебойного снаряда 1000 м/с про бивали любое место броневой защиты наших средних и тяжелых танков, за исключением верхней лобовой брони ганка ИС-2.

Во всех немецких уставах, памятках и указаниях по вопросам обороны сказано: "Всякая оборона должна быть, прежде всего, противотанковой". Поэтому оборона строилась глубоко эшелонированной, плотно насыщенной активными противотанковыми средствами и совершенной в инженерном отношении. В целях усиления активных противотанковых средств и более эффективного их использования немцы придавали большое значение выбору оборонительной позиции. Основными требованиями в этом случае была ее танконедоступность.

Наиболее выгодными дистанциями ведения огня по танкам из своей противотанковой и танковой артиллерии исходя из ее бронепробивной способности немцы считали: 250-300 м для 3,7-см и 5-см пушек; 800-900 м для 7,5-см пушек и 1500 м для 8,8-см пушек. Вести огонь с больших дистанций считалось нецелесообразным.

В начале войны дистанции обстрела наших танков, как правило, не превышали 300 м. С появлением пушек калибра 75 и 88 мм с начальной скоростью бронебойного снаряда 1000 м/с дистанция обстрела танков значительно увеличилась.

Несколько слов стоит сказать о действии малокалиберных снарядов. Как уже говорилось выше, все типы 3,7-4,7-см пушек, использовавшихся немцами, были малоэффективны при стрельбе по средним танкам Т-34. Однако имелись случаи поражения 3,7-см калиберными снарядами лобовой брони башен и корпуса Т-34. Это было связано с тем, что отдельные серии танков Т-34 имели некондиционную броню. Но эти исключения только подтверждали правило.

Следует заметить, что довольно часто калиберные снаряды калибра 3,7-5 см, а также подкалиберные снаряды, пробив броню, не выводили танк из строя легкие снаряды теряли большую часть кинетической энергии и не могли нанести серьезного ущерба. Так, под Сталинградом на один выведенный из строя танк Т-34 приходилось в среднем 4,9 попадания снарядов. В 1944- 1945 гг. для этого требовалось 1,5-1,8 попадания, поскольку к этому времени существенно возросла роль крупнокалиберной противотанковой артиллерии.

Определенный интерес представляет и распределение попаданий германских снарядов по броневой защите танка Т-34. Так, в ходе Сталинградской битвы из 1308 пораженных танков Т-34 попадание в лоб получили 393 танка, т. е. 30%, в борт - 835 танков, т. е. 63,9%, и в корму - 80 танков, т. е. 6,1%. Во время заключительного этапа войны - Берлин ской операции - во 2-й Гвардейской танковой армии были подбиты 448 танков, из них в лоб поражены 152 (33,9%), в бок - 271 (60,5%) и в корму - 25 (5,6%).

Если отбросить квасной патриотизм, то следует сказать, что германские противотанковые пушки были самыми эффективными в годы Второй мировой войны и с успехом действо вали на всех фронтах от Нормандии до Сталинграда и от Кольского полуострова до ливийских песков. Успех германской противотанковой артиллерии можно объяснить в первую очередь удачными конструктивными решениями при проектировании снарядов и орудий, отличной подготовкой и стойкостью их расчетов, тактикой применения противотанковых пушек, наличием первоклассных прицелов, высоким удельным весом САУ, а также высокой надёжностью и высокой проходимостью артиллерийских тягачей.

По материалам:
http://www.flickr.com/photos/deckarudo/sets/72157627854729574/
http://www.telenir.net/transport_i_aviacija/tehnika_i_oruzhie_1997_01/p3.php
http://popgun.ru/viewtopic.php?f=147&t=157182
http://www.absoluteastronomy.com/topics/8_cm_PAW_600
А.Б. Широкорад «Артиллерия в Великой Отечественной войне»
А.Б. Широкорад «Бог войны Третьего рейха»

Со времен ПМВ, в немецкой артиллерии важное место занимали сверхтяжелые и тяжелые орудия. Однако в следствие появления новый средств борьбы таких как танки и авиация, во Второй мировой войны им уже не предавали такого значения как ранее.

Немецкую артиллерию фактически пришлось создавать заново, в предельно короткие сроки. Строительство до некоторой степени было облегчено тем, что проектирование артиллерийских систем было начато еще в период действия Версальского договора. Работы над опытными образцами артиллерийских орудий были перенесены за границу.

Важной особенностью немецкой полевой артиллерии, являлось то, что основным орудием артиллерии дивизии выбрана гаубица. Решение весьма передовое по тем временам. Как уже отмечалось, Германия не имела, сколько не будь значительного парка устаревших орудий как другие страны и именно это облегчило гаубизацию дивизионной артиллерии.

Гаубица наилучшим образом соответствовала немецким взглядам на роль дивизионной артиллерии в современной войне, так как орудие лучше всего приспособленное для разрушения укреплений противника, поддержке танков и пехоты, как и маневренной войны, вообще. Тридцать шесть 105-мм и восемнадцать 150-мм гаубиц артполка дивизии вермахта обладали вполне достаточной мощью, для достижения поставленных целей.

Традиционно, важное место в организации немецкой артиллерии отведено тяжелым и сверхтяжелым орудиям. Основным их назначением было разрушение долговременной фортификации противника, а также обстрел ближайшего тыла противника. Однако большую часть этих задач уже вполне успешно решала авиация и танковые войска.

Работы, в области проектирования безоткатных орудий, позволили еще в предвоенное время создать несколько удачных образцов. Данный тип пушек был востребован в горнострелковых и парашютных частях и вполне удачно себя показали в воздушно-десантной операции на о.Крит. Хотя по ряду причин как организационного, так и технического плана дальнейшего распространения безоткатки не получили.

Уже в начале войны, состав немецкой артиллерии включал в себя части и подразделения реактивных установок. Позднее разработаны новые образцы ПУ и снарядов. Однако сама по себе немецкая реактивная артиллерия не обладала мощью советских частей реактивной артиллерии, хоть те и были созданы позднее. Это можно объяснить как недооценкой нового вида артиллерии вследствие новизны и обусловленного ей несовершенства, так и ведомственной бюрократией.

Хотя необходимо заметить, что с конца 1943 г., были определенные создать крупные подразделения РСЗО по примеру советских. На основе разбитой 18 ТД, была создана 18 артиллерийская дивизия, которая воевала на восточном фронте с 10.1943 г. - 04.1944 г. Впоследствии дивизия была разгромлена и не была восстановлена по причине недостатка матчасти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: